СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТА
ШОГЕНОВА Ф.А.
В условиях информатизации общества научно-исследовательская работа студентов становится ведущим компонентом профессиональной подготовки всех специалистов, позволяющим направлять трудовой и творческий потенциал студентов на решение крупных научных и производственных задач. В своей статье автор обосновывает необходимость формирования у студентов интереса к учебноисследовательской деятельности.
Опыт современной высшей школы показывает, что в условиях информатизации общества научно-исследовательская работа студентов превратилась из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одарённых студентов в мощный рычаг повышения качества подготовки всех специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и является важным компонентом воспитания профессиональной компетентности и мастерства обучаемых, позволяющим направлять трудовой и творческий потенциал студентов на решение крупных научных и производственных задач.
Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: во-первых, обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; во-вторых, собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на учебно-исследовательскую работу (УИР), проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и учебными программами, и научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время. Но для этого нужна творческая личность руководителя научной работы.
Приобщение к научному творчеству студентов требует овладения элементарными действиями, алгоритмами, эвристиками через внедрение соответствующих моделей разнообразных оригинальных решений. Для организации творческой деятельности необходимы: благоприятная психологическая атмосфера, высокая мотивация к познанию, максимальное насыщение деятельности проблемными ситуациями, наличие исследовательских способностей. Под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем педагогически управляемый процесс, связанный с овладением технологией научного поиска, методикой эксперимента, научной информацией. Под научноисследовательской деятельностью, выполняемой во внеучебное время, понимается такая деятельность, которая осуществляется под руководством учёного-педагога на основе применения средств косвенного и перспективного управления и обеспечивающего самостоятельное творческое исследование темы. В результате этой деятельности студенты открывают новые, объективно значимые сведения о предмете исследования, способе или средстве деятельности, развивают свои креативные и профессиональные качества. Различные виды НИД взаимно дополняют друг друга: НИД, включённая в учебный процесс, перерастает в НИД, выполняемую самостоятельно во внеучебное время.
Формирование интереса студентов к учебно-исследовательской деятельности относится к категории методических систем обучения, под которыми нами понимается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: целей, предметного содержания, методов обучения,
In the conditions of society information scientific research work of students becomes a leading component of vocational training of all experts, allowing to direct labor and creative potential of students on the decision of large scientific and industrial problems. In the article the author proves necessity of formation at students of interest to educational research activity.
средств и организационных формы обучения, методов контроля за усвоением пройденного содержания, а также приёмов диагностики достижения поставленных целей обучения. Следовательно, в модели методической системы организации учебно-исследовательской деятельности необходим всесторонний анализ всех ее компонентов и связей между ними. В связи с этим проведём анализ целей, принципов формирования и методов учебно-исследовательской деятельности студентов. Главными целями учебно-исследовательской деятельности в университете, колледже являются:
- совершенствование профессиональной подготовки будущего специалиста;
- развитие личности и творческих способностей студентов;
- формирование специалиста-исследователя.
Опираясь на концепцию профессиональной направленности обучения, мы рассматриваем следующие принципы формирования учебно-исследовательской деятельности (УИД):
- принцип соответствия содержания УИД её целям;
- принцип дидактической изоморфности содержания УИД содержанию учебной дисциплины, он заключается в том, что содержание предмета должно отражаться в учебно-исследовательской деятельности как в его теоретической части - решении проблемных задач в ходе изучения теоретического материала, так и в плане практическом - в системе учебно-исследовательских заданий и содержании учебно-исследовательских практикумов;
- принцип интегративности, означающий, что содержание УИД должно быть интегрирующим звеном, объединяющим различные дисциплины;
- профессиональный принцип, смысл которого в том, что содержание УИД должно удовлетворять концепции профессиональной направленности обучения и реализовывать принципы последней -фундаментальности, ведущей идеи, бинарности (соединение обучения и воспитания) и непрерывности;
- принцип перспективности, смысл которого в том, что содержание УИД должно предусматривать возможное развитие, изменение как вузовских, так и в особенности школьных учебных курсов и развивать мышление студента так, чтобы он, став аспирантом, сам мог осваивать новые разделы науки;
- принцип преемственности содержания УИД на различных этапах её организации [1].
Проведем анализ следующих компонентов методической системы формирования учебноисследовательской деятельности студентов - методов и форм ее организации в процессе изучения дисциплин экономического профиля.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, например, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленных на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения способ организации познавательной деятельности учащихся. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения [2].
Остановимся на классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию ещё в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они справедливо отмечали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причём в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности студентов нарастает [3]:
- Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мыш-
ления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
- Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
- Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
- Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими студентами на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
- Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа студенты самостоятельно изучают литературу и другие источники информации, ведут наблюдения и измерения, осуществляют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы учебно-исследовательской и далее научно-исследовательской деятельности.
Мы полагаем целесообразным использовать в лекционных курсах проблемное изложение материала, на семинарах и практических занятиях - эвристический (частично-поисковый), модельный, проблемный и исследовательский (экспериментальный) методы, в учебно-исследовательском практикуме - эвристический, проблемный, модельный и исследовательский методы.
Ресурсы совершенствования исследовательской деятельности студентов заложены в реализуемых формах работы. Педагогическая форма - это устойчивая завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: содержание, цель, принципы, методы, формы, средства.
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. К простым относятся: лекция, доклад, беседа, консультация, экскурсия, лабораторная работа, практическая работа, семинар, самостоятельная работа, зачёт, экзамен и т.п. Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: это практикум, семинар-практикум, защита курсовой работы, защита дипломной работы, научная студенческая конференция, научная дискуссия, круглый стол. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: это производственная практика, педагогическая практика, дни науки, дни открытых дверей, предметные олимпиады, выставки студенческих научных работ, смотры-конкурсы на лучшую творческую работу.
В качестве наиболее эффективных форм реализации учебно-исследовательской деятельности студентов мы выделяем следующие:
1. Лекции проблемного характера (с последующим развитием учебного материала на индивидуальных, практических и семинарских занятиях). Они предполагают построение фрагментов теории через задачи, использование блоков задач опережающего характера, предваряющих изучение темы; включение студентов в деятельность по конструированию примеров, объектов с заданными свойствами, заполнению логических пропусков в доказательствах и пробелов другого характера, развертыванию и свертыванию определений, доказательству эквивалентности определений, при-
влечение студентов к чтению лекций, составлению карточек-заданий для коллоквиумов и теоретических контрольных работ.
2. Практические и семинарские занятия включают решение проблемных задач теоретического характера и задач с исследовательским содержанием. Они содержат обсуждение результатов самостоятельных исследований по проблемам, поставленным на лекциях, наиболее удачных решений исследовательских задач и попыток самостоятельного представления в задачной форме фрагментов теории; выполнение индивидуальных творческих заданий; построение мини-теорий на основе развития решения задачи; подбор студентами задачного материала, разработку ими практических занятий; самостоятельное конструирование задач; анализ вузовских учебников.
3. Доклады преподавателей и студентов по наиболее актуальным проблемам и новым перспективным методам наук.
4. Выполнение индивидуальных учебно-исследовательских работ, курсовых и дипломных заданий, участие в экспериментальной, проектной деятельности является ведущей формой научного творчества студентов. Тематика курсовых и дипломных работ тесно связана с научной проблематикой кафедры, научной специализацией и программами спецкурсов.
5. Самостоятельная работа студентов, включающая выполнение творческих заданий и реферативных работ.
6. Коллоквиумы (собеседования), на которых практикуется использование специально создаваемой преподавателем ситуации ошибки как фактора обучения. В практике проведения письменных аттестационных работ, тестирования, предметных олимпиад студенты нередко сталкиваются с наличием случайных ошибок (опечаток) в текстах контрольных заданий, а поэтому выявление возможных ошибок в условии задачи является необходимым элементом подготовки будущего специалиста.
Мы выделяем формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности студентов. Можно назвать индивидуализированные формы (консультация, зачёт, экзамен), групповые формы взаимодействия (групповые соревнования, смотры-конкурсы, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путём распределения функций между студентами, например, деловые игры, хозрасчётный кооперативный труд, участие в выполнении хоздоговорных работ и т.п.).
Предметные олимпиады и конкурсы пользуются значительной популярностью у студентов в вузах, обучаемых в колледжах и школьников, они прививают им качества, необходимые для будущих исследователей. Победители региональных и республиканских школьных олимпиад получают целый ряд преимуществ при конкурсном отборе в вузы. Наш опыт показывает, что многие из призёров после поступления в вузы являются инициаторами организационно-массовых, в том числе состязательных мероприятий, стимулирующих развитие системы НИРС и приобщения студентов к научному творчеству. Это создаёт соответствующий интеллектуальный фон в академических группах и на курсах, способствует активизации всей познавательной деятельности студентов в вузах и колледжах. В таких условиях НИД обучаемых становится ведущим творческим компонентом профессиональной подготовки специалистов.
Библиографический список:
1. Денисова Г.В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионализации подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Рязань, 1999. - 16 С.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 576 С.
3. Аксёнова Э.А., Знаев С.З., Скаткин М.Н.: как учить творчеству // Педагогика. - 2004. - №8.
- С. 80 - 86.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность.
Keywords: scientific research work of students, educational research activity, scientific research activity.