_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 159.92
Макарова Юлия Вадимовна
студентка АФ ННГУ, [email protected] Кузьмакова Ксения Николаевна, студентка АФ ННГУ, г. Арзамас, Нижегородская область, РФ [email protected] Троицкая Ирина Юрьевна канд.психол. н, доцент АФ ННГУ, [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье разбираются вопросы развития творческого мышления детей в начальной школе. Описывается роль учителя в формировании творческих способностей учащихся начальных классов. Раскрываются приёмы взаимодействия учителя и учеников для развития творческого потенциала.
Ключевые слова Творческое мышление, творческие способности, креативность.
Активный, инициативный, самостоятельный, творческий - в наши дни человек с такими чертами характера наиболее востребован во многих областях социальной деятельности. Всё чаще эти качества ценятся больше, чем знания и умения. Изменившиеся ценности общества обусловили необходимость обновления системы школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы в первую очередь ориентирован на развитие личности младшего школьника, освобождение от шаблонного мышления, активизацию творческих способностей учащихся. Всё это возможно становится возможным благодаря организации творческой образовательной среды [1].
Проблема развития творческого мышления человека в психолого-педагогической литературе давно в центре внимания, широко обсуждается и сейчас. Однако и на данный момент она остаётся и теоретически, и практически недостаточно разрешённой. Наличие большого числа различных факторов, определяющих природу и проявление качеств творческого мышления, обуславливает сложность решения проблемы. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд и другие зарубежные психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность», рассматривая ее как мышление, связанное с созданием или открытием чего-то нового. В отечественной психологии проблема творческого мышления ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Особо хочется отметить работы И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина. Так, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество -это ситуативно не стимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. В исследованиях В.Н. Дружинина, творческое мышление - это мышление, которое связанно с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). По Я.А. Пономареву, суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и сензитивности к побочным продуктам своей деятельности. И.Я. Лернер, считает, что учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [2].
Периоду младшего школьного возраста отводится важная роль в развитии творческого мышления, так как в этом возрасте формирование личности вступает в активную и сознательную фазу. Ребенок впервые осознает свою социальную роль, осознает особенности отношений между ним и обществом, начинает разбираться в нравственных оценках, осознавать свои действия и поступки. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то сейчас стала учеба - первая социально оцениваемая деятельность. В процессе учебной деятельности у младших школьников активно развиваются произвольная регуляция поведения,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
словесно-логическое мышление, творческое воображение, проявляется любознательность и познавательная активность. У детей 6-11 лет складываются интересы, потребности, которые становятся основой для развития творческого мышления в будущем.
Развитие творческого мышления у младших школьников - это процесс специфический. Отличительным признаком детской творческой деятельности является субъективная новизна продукта. «Открытие» ребенка для него самого может быть новым и необычным, но не может являться творчеством, так как выполняется по задуманному учителем плану. Ребенок может так же предложить решение, ранее известное, но которое он не копировал, а нашёл самостоятельно. Важно учесть и особенности возраста младших школьников: частично наглядный характер мышления, переход от непроизвольного к произвольному запоминанию, а также новообразования этого возраста - переход к опосредствованному, то есть осознанному и произвольному поведению, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом [3].
Ко всему прочему для развития творческих способностей учеников, учителю необходимо видеть личность в каждом ребенке. Первостепенная задача педагога - попытка развить творческие способности к тому, что нравится самому ребенку. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, хорошая предпосылка для творческого развития в период начального обучения. Успешность развития творческой активности зависит от того, насколько богатым и разнообразным был опыт ребенка [6].
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшей задачей развития творческого мышления младших школьников является обучение их умениям словесного описания способов решения задачи, рассказа о приемах работы, основных элементах задач, изображение и чтение ее графических изображений. Усвоить необходимый словарный запас для учащихся очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешнюю среду [4].
Практический опыт позволяет выделить наиболее эффективные приемы развития творческих способностей младших школьников: наличие разнообразных творческих упражнений и заданий в процессе обучения; привлечение учеников к коллективному выполнению заданий творческого характера; использование дидактических и сюжетно-ролевых игр и др.
Педагогами-практиками наиболее эффективными сферами развития творческих способностей младших школьников отмечаются искусство и художественная деятельность. Уроки музыки, технологии, изобразительного искусства, русского языка и литературного чтения в большей степени способствуют этому. Причем, учитывая возрастные особенности младших школьников, педагоги активно используют проведение уроков с применением разнообразных игровых ситуаций. На занятия к ребятам могут прийти герои любимых сказок, помогающие с выполнением различных заданий, которые отправятся вместе с детьми в путешествие в страну Знаний, Музыки и т.д.
Прием решения творческих задач так же требует от школьников поисковой активности, самостоятельности мышления. Например, игра с геометрическими фигурами (пластмассовыми, деревянными, или изготовленными вручную картонными). Учитель предлагает детям составить их них как можно больше разных изображений. Данное упражнение формирует у ребёнка такие качества, как продуктивность мышления и лёгкость ассоциирования. Или еще одна, игра-задача, предложенная психологом Дж. Гилфордом, найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету (камень, газета, мел и пр.). Интересным и эффективным для формирования творческого мышления у младших школьников, на наш взгляд, так же является задание, в котором детям нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов (Колодец - паркет; бревно - коробка; облако - дверь; кукла - снег). Игры - способы и методы развития творческих способностей ребёнка, которыми в современном мире может воспользоваться каждый учитель.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Становление ребёнка как творческой личности возможно при применении нестандартных подходов к обучению, вовлечению его в разнообразные игры, внеклассные мероприятия и творческие вечера. В настоящее время разработано
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
множество творческих заданий, которые помогут ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. Главной задачей современного педагога - воспитателя остаётся научить ребёнка творчески мыслить. Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2009.
2. Андреев, В.И. Жизнь как авантюра творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 188 с.
3. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников // В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М.: Просвещение, 2008. - 196 с.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -240 с.
5. Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина //Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас: АФ ННГУ, 2015. - С. 127-132.
© Троицкая И.Ю., Макарова Ю.В., Кузьмакова К.Н., 2016
УДК: 615.851-053.6
Орлова Татьяна Александровна студентка ИГПИ им. П. П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО "ТюмГУ",
г. Ишим, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА
Аннотация
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности самооценки у детей старшего подросткового возраста, теоретически и экспериментально обоснована эффективность реализации комплекса тренинговых занятий в формировании адекватной самооценки у детей данного возраста.
Ключевые слова
Самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, адекватная самооценка,
старший подростковый возраст, тренинг.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок [2, с. 23]. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Вообще, проблема личности подростка является одной из наиболее востребованных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. К исследованию различных ее проявлений обращались ведущие отечественные и зарубежные ученые-психологи (Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, К. Юнг, Р.Б. Кеттелл, Г. Оллпорт и др.). При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшего личностного образования.
Очень важно формировать у ребёнка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценить свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в жизни. От особенностей