УДК [373.5.016:745/749]:37.036.5
А. В. Данилов, Э. Р. Хайруллоеа
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ИА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования творческих способностей учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства и обоснования оптимальных педагогических условий успешного его осуществления в системе дополнительного образования. Раскрываются формы, методы, технологии, средства реализации авторской учебной программы «Прикладная композиция», обеспечивающей развитие творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, декоративно-прикладное искусство, дополнительное образование, критерии и уровни развития творческих способностей.
Актуальность исследуемой проблемы. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается необходимость создания условий для художественного образования и эстетического воспитания детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в конкретном виде искусства, развития у них творческих способностей. В решении этой задачи большая роль отводится учреждениям дополнительного образования, педагогам изобразительного искусства.
Вопросы развития творческих способностей учащихся нашли отражение в работах Б. Г. Ананьева [2], Л. Н. Азарова [1], Т. С. Комаровой [10], В. С. Кузина [11] и др. Вместе с тем остаются слабо изученными педагогические условия, способствующие их формированию на уроках декоративно-прикладного искусства.
В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятий «творчество», «творческие способности», «декоративно-прикладное искусство»;
- изучить опыт формирования творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования [1], [5], [7], [8];
- определить критерии и уровни развития этих способностей в учебно-воспитательном процессе;
© Данилов А. В., Хайруллова Э. Р., 2018
Данилов Анатолий Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: danilovart@mail.ru
Хайруллова Эмма Радиковна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: emma.idrisova.2016@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.12.2018
- разработать и реализовать модель формирования творческих способностей обучающихся на уроках декоративно-прикладного искусства;
- выявить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие данных способностей.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось в 2016-2018 гг. на базе МБУ ДО «Детская школа искусств», СОШ № 1, Старошаймурзинской школы № 1 с. Старое Дрожжаное Дрожжановского района Республики Татарстан с использованием следующих методов: теоретического анализа литературы, изучения и анализа педагогического опыта, наблюдения, анкетирования, тестирования, эксперимента, сравнения и сопоставления полученных данных. В эксперименте приняли участие 25 учащихся.
Результаты исследований и их обсуждение. В начале исследования мы поставили задачу раскрыть сущность и содержание понятий «творчество», «творческие способности», «декоративно-прикладное искусство».
В «Большой советской энциклопедии» творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее [3, с. 427].
В психологии (Б. Г. Ананьев [2], Л. С. Выготский [6], С. Л. Рубинштейн [19], Б. М. Теплов [21] и др. [20]) его также трактуют как деятельность, порождающую новые материальные и духовные ценности, выделяют черты творческой деятельности человека- оригинальность, неповторимость, общественно-историческая уникальность.
В педагогической литературе (В. А. Левин [12], Т. С. Комарова [10], В. С. Кузин [11], В. И. Павлов [17], Б. М. Неменский [16] и др.) творчество определяется как продукт человеческого созидания. Проведенный анализ работ ученых позволил нам рассматривать его как: 1) деятельность, состоящую в создании нового, направленного на удовлетворение потребностей обучающихся; 2) процесс, состоящий в постановке и решении проблем, нестандартных задач в учебной, трудовой, художественной и другой деятельности.
Любое творчество проявляется в способностях личности. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «...вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Связать проблему способностей с вопросом развития значит признать, с одной стороны, что способности не могут быть насаждены извне, что в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органического роста и, с другой стороны, что они не предопределены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития» [19].
По мнению психологов, способности проявляются как сложные образования, при формировании которых внешние причины всегда действуют опосредованно через внутренние условия. Обобщая различные взгляды, а также свой опыт работы в художественных кружках, мы вслед за учеными-педагогами выделили в качестве главных компонентов художественных способностей личности следующие:
- интерес и склонность к изобразительному искусству;
- творческое мышление;
- пространственное воображение;
- наблюдательность;
- ярко выраженная зрительная и моторная память;
- точность глазомера;
- ручная умелость;
- художественная активность [17].
Художественное мышление - это психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно. Под термином «творческая самореализация» мы понимаем самостоятельную работу учащихся по развитию своих художественных способностей. Они формируются прежде всего в процессе приобщения обуча-
ющихся к изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре, архитектуре. (К прикладному искусству относятся предметы, с которыми человек встречается в быту ежедневно: одежда, мебель, орнамент и др.)
Развитие художественных способностей у детей начинается с ранних лет в процессе игры, труда, учебы, участия в изобретательской деятельности, общения. Мы обобщили опыт формирования творческих способностей учащихся в художественных школах и кружках городов Чебоксары, Новочебоксарск, в которых успешно работают кружки юных дизайнеров, художников, скульпторов, конструирования, робототехники и др. Так, например, хорошо зарекомендовал себя кружок художественно-прикладного творчества средней школы № 39 г. Чебоксары, где под руководством заслуженного работника культуры Чувашии, учителя технологии Е. Н. Жачевой много лет функционирует кружок художественного творчества. Здесь ребята вышивают национальную одежду, изготавливают народные инструменты для вышивания, знакомятся с разными видами и способами их изготовления. Интересным является опыт работы Л. Г. Васильевой по авторской программе этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» и Ж. Р. Нестеровой по программе «Развитие художественного творчества учащихся», учитывающей требования ФГОС, национально-регионального компонента образования.
В изученных нами кружках и художественных школах созданы творческая среда, соответствующая материально-техническая база, в них работают квалификационные педагоги, хорошо знающие национальную культуру, язык, историю и литературу. Их опыт обобщается Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
В связи с настоятельной необходимостью использования декоративно-прикладного искусства в формировании технических способностей и творческой самореализации учащихся, учитывающего национальный, региональный компонент образования, нами была составлена учебная программа «Прикладная композиция». При ее разработке мы опирались на опыт работы художественных школ, кружков городов Чебоксары и Новочебоксарск, рекомендации Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №-191-01-39/06-ГИ «Об организации образовательной и методической деятельности в области искусств».
Опытно-экспериментальной работа по нашей программе проводилась в 2016-2018 гг. в 5-8 классах МБУ ДО «Детская школа искусств», СОШ № 1, Старошаймурзинской школы № 1 с. Старое Дрожжаное Дрожжановского района Республики Татарстан.
На констатирующем и формирующем этапах эксперимента приняли участие 25 человек. Нами были изучены уровень креативности учащихся, связанный с творческим самовыражением, и продукты их деятельности на уроках декоративно-прикладного искусства. Определены следующие уровни креативности:
1. Высокий - ученик проявляет ярко выраженный устойчивый интерес к художественному декоративно-прикладному искусству, творческое мышление, пространственное воображение, наблюдательность, зрительную моторную память, точность глазомера, ручную умелость, художественную активность, эмоционально ярко реагирует на красоту предметов, изображений картин.
2. Средний - ученик проявляет интерес к декоративно-прикладному искусству, творческое мышление, пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и моторную память, точность глазомера, ручную умелость [17], но не всегда проявляет художественную активность в изобразительной деятельности.
3. Низкий - ученик не проявляет интерес к выделенным выше компонентам.
На начальном этапе исследования к высокому уровню креативности было отнесено 3 ученика, среднему - 17, низкому - 5.
В ходе экспериментального обучения нам необходимо было сформировать на уроках декоративно-прикладного искусства устойчивый интерес к художественной деятельности и художественные способности учащихся 5-8 классов.
Для организации экспериментальной работы нами была разработана учебная программа «Прикладная композиция». Она реализовывалась в течение четырех лет. Всего на ее изучение выделено 144 часа, из них 132 - на проведение групповых занятий. Недельная нагрузка составляет 2 академических часа, урок длится 45 минут. Используются практические формы работы: рисование, лепка, беседа, решение творческих задач, конкурс, проектная деятельность, экскурсия, встречи с известными художниками, дизайнерами, скульпторами. Цель программы - развитие творческих способностей учащихся по декоративно-прикладному искусству - реализовывалась при решении следующих задач:
а) обучающих: способствовать осознанному усвоению основных научных понятий изучаемого предмета, базовых знаний декоративно-прикладного искусства;
б) развивающих: развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
в) воспитательных: воспитывать интерес к прикладному творчеству, совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочие места.
Знакомство с произведениями изобразительного искусства, в том числе родного народа, является важным шагом в освоении художественной культуры, развитии художественных способностей учащихся. Основными принципами отбора содержания образовательной программы стали амплификация, учет поликультурной среды учреждения, регионализации художественного образования, развивающего обучения, исследовательского познания, личностно-деятельностного, интегративного, культурологического, этнопеда-гогического, компетентностного, средового, аксиологического подходов, обстоятельно раскрытых в педагогике.
Так, принцип амплификации (обогащения) детского развития [4], [9], [11], [12], [13], [15], [21], [23] предусматривает расширение возможностей в сферах жизнедеятельности, предполагает развитие личности, творчества и способностей в процессе изобразительной деятельности. Принцип регионализации [11] художественного образования требует приобщения не только к художественному наследию своего народа, но и воспитания эмоционально-ценностного отношения к национальному искусству других народов, проживающих на территории родного края. Принцип развивающего обучения Л. С. Выготского [6] предполагает ориентирование на «зону ближайшего развития», т. е. на потенциальные возможности художественного развития ребенка. Принцип личностно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна [19], А. Н. Леонтьева [14] предусматривает взаимосвязь восприятия исполнительства с элементами творчества и собственно творчества как художественной деятельности (В. С. Кузин [11]), структурных компонентов художественной деятельности [18].
В качестве общетеоретической базы в работе по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству мы использовали разработанную нами модель формирования творческих способностей. Ее первым компонентом являются цель, задачи, принципы организации педагогического процесса формирования этих способностей. В качестве второго выступает содержание учебной программы «Прикладная композиция» [22]. Третий компонент рассматриваемой модели - специально-художественное творчество обучающихся на уроках по декоративно-прикладному искусству. Следующий, не менее важный, компонент структуры - формы, методы, средства формирования творческих способностей. Педагогический процесс опирается на системный, культурологический, личностно-деятельностный и другие научные подходы.
При составлении учебной программы мы учитывали возраст учащихся, ведь воспринятое в окружающем мире они надолго сохраняют в памяти, что служит основой для последующей творческой деятельности. У них формируется способность создавать изде-
лия из картона, ткани, дерева, пластика, металла, отражающие окружающую действительность в простейшей форме, развиваются интерес к художественному декоративно-прикладному искусству, творческое мышление, пространственное воображение, наблюдательность, ярко выраженная зрительная и моторная память, точность глазомера, ручная умелость, художественная активность.
Для примера приведем краткое содержание учебной программы «Прикладная композиция» [22] для учащихся первого года обучения. На занятиях были рассмотрены вопросы первого раздела: декоративно-прикладное искусство, его особенности, возникновение и развитие, традиционное и самодеятельное народное декоративно-прикладное искусство, композиция в широком и узком смысле, отличие декоративно-прикладной композиции от станковой, специфика воплощения художественного образа в произведениях декоративно-прикладного искусства, выверенная на протяжении веков система образцов, совершенство технических приемов, выявление красоты фактурных свойств материала. Второй раздел включал содержание народного искусства, отражение в его изделиях эстетического идеала народа, его представлений о красоте окружающего мира, основные особенности изделий народного искусства, взаимосвязь формы предмета с его функциональным назначением, соответствие формы и материала изделия, формы и декора, изделия ведущих народных промыслов в подлинниках и репродукциях, роль и значение народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре.
Так, на занятиях, посвященных вопросам развития декоративно-прикладного искусства в наши дни, рассматривалось традиционное народное искусство росписи по дереву (Хохлома, Городец): растительный орнамент, использование элементов народной росписи в создании собственных композиций. Учащиеся выполняли эскизы узоров на основе образцов и репродукций хохломских и городецких изделий, работы на свободную тему с использованием вырезок из журналов, газет с последующей дорисовкой отдельных деталей [22], совершали экскурсии на выставки, знакомились с местными художниками-прикладниками, с их работами.
В формирующем эксперименте для самореализации в изобразительной деятельности применялись проблемные уроки, дискуссии, конкурсы, олимпиады, соревнования, где школьники проявляли себя в том или ином виде изобразительной деятельности.
В индивидуальной работе с учащимися нами были использованы методы убеждения, примера, самосовершенствования, самообразования, самоорганизации, воли и поведения, самоконтроля, самостимулирования.
Разберем урок, посвященный теме «Рисование с натуры гипсового шара».
Задачи урока: дать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик), обучить приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара, углубить представления об изобразительной выразительности простого карандаша.
Материалы к уроку: 2-3 гипсовых шара на светлом фоне, таблица «Светотень на шаре и предметах круглой формы», детские книги с иллюстрациями художников А. Ко-корина (автора книги «Как я иллюстрировал Андерсена»), В. Конашевича, В. Перцова, В. Чижикова, Л. Елисеева, М. Митурича, Н. Устинова, О. Зотова и др., простые карандаши разной твердости (М, 2М, ЗМ), ластики, белая бумага.
План урока:
1. Сообщение темы урока.
2. Беседа «Волшебник - простой карандаш».
3. Наблюдение за распределением светотени на освещенном шаре: свет, полутень, падающая тень, блик, рефлекс.
4. Объяснение учебного задания.
5. Самостоятельная работа учащихся - выполнение линейного рисунка, шара с натуры и передача светотени на шаре.
6. Подведение итогов урока. Коллективный анализ детских рисунков.
Установлено, что каждое произведение искусства, которое ребенок воспринимает, имеет свое содержание: это и пейзаж, и картины о прошлом страны, и рассказы о современной жизни, и изображение самых простых окружающих предметов. Репродукции или диапозитивы, если они хорошего качества, открывают детям смысл изображаемого, развивают и духовно обогащают. Поэтому мы стремились сделать качественный подбор примеров изобразительного искусства и уважительно относиться к индивидуальному восприятию их школьниками.
На практических занятиях мы направляли внимание, чувства и переживания ребенка на восприятие прекрасного в жизни, учили отличать красивое от уродливого, оценивать факты действительности.
Поскольку в изобразительном искусстве отражаются все стороны жизни (труд, быт, отдых, свершения) человека, то очень важно было средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважение к тому, что создается.
Большое значение для творческого овладения предметом имели тетради учеников. В них они записывали основные сведения, делали зарисовки, составляли схемы, заполняли таблицы. Промежуточная аттестация проводилась в виде просмотров в конце полугодия, итоговая - в конце учебного года. Если на начальном этапе у 3 учащихся преобладал низкий уровень развития творческих способностей и средний был у 17, то в конце эксперимента высокий уровень имели 5 человек.
Резюме. Как показало проведенное нами исследование, формирование творческих способностей школьников проходит успешно при соблюдении следующих педагогических условий: раскрытия сущности и содержания понятий «творчество», «творческие способности», «декоративно-прикладное искусство»; овладения опытом формирования творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования; использования в учебно-воспитательном процессе разработанных нами критериев и уровней развития этих способностей; реализации модели формирования творческих способностей на уроках декоративно-прикладного искусства, включающей цель, задачи, принципы, средства, технологии обучения по учебной программе «Прикладная композиция».
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. - 1998. -№4. -С. 80-81.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. -
412 с.
3. Большая советская энциклопедия: алфавитный именной указатель к третьему изданию: А-Я. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - 719 с.
4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 47 с.
5. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. - М. : Росмэн, 2002. - 80 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6. - С. 39^17.
8. Ермаков Д. С. Учить школьников разрешать проблемы // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 33-38.
9. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 2 : Способности. - JI. : Изд-во ЛГУ, i960, —303 с.
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М. : Просвещение, 1970. - 158 с.
11. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе : пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1977. - 208 с.
12. Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск : Пеленг, 2002. - 56 с.
13. Лейтес Н. С. Индивидуальные различия способностей. Психологическая наука в СССР. Т. 2. -М. : Изд. АПН СССР, 1960. -297 с.
14. Леонтьев А. Н. О формировании способностей//Вопросы психологии. - 1969. -№ 1. -С. 7-17.
15. МахмутовМ. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М. : Педагогика, 1975. - 368 с.
16. Неменский Б. М. Познание искусством. - М. : Ун-т Российской академии образования, 2000. - 186 с.
М.Павлов В. И. Теория и практика формирования технических способностей учащихся школы-интерната в кружке моделирования. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2002. - 279 с.
18. Петровский А. В. Способности и труд. - М. : Просвещение, 1966. - 80 с.
19. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. - 1989. - № 4. -С. 88-95.
20. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности : учебное пособие. - М. : Пзд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2013. - 359 с.
21. Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика -1946,-№6.-С. 96-112.
22.Хайруллова Э. Р., Захаров Г. В. Прикладная композиция. - Дрожжаное : Б. и., 2015. - 18 с.
23. Хуторской А. В. Как обучить творчеству // Дополнительное образование. - 2001. - № 1. - С. 25-32.
UDC [373.5.016:745/749]:37.036.5
A. V. Danilov, E. R. Hayrullova
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT ARTS AND CRAFTS LESSONS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of creative abilities of students at the lessons of Arts and Crafts and substantiation of optimal pedagogical conditions for its successful implementation in the system of additional education. The paper reveals the forms, methods, technologies and means of realization of the author's curriculum «Applied Composition». This curriculum contributes to the development of creativity at pupils.
Keywords: creativity, creative abilities, Arts and Crafts, additional education, criteria and levels of development of creative abilities.
REFERENCES
1. Azarova L. N. Kak razvivat' tvorcheskuyu individual'nost' mladshih shkol'nikov // Nachal'naya shkola. -1998.-№ 4.-S. 80-81.
2. Anan'evB. G. Izbrannye trudy po psihologii. - SPb. : Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2007. -412 s.
3. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya: alfavitnyj imennoj ukazatel' k tret'emu izdaniyu: A-Ya. - M. : So-vetskaya enciklopediya, 1981. - 719 s.
4. Bychkov A. V Metod proektov v sovremennoj shkole. - M. : Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2000. - 47 s.
5. Vinokurova N. K. Razvivaem sposobnosti detej. - M. : Rosmen, 2002. - 80 s.
6. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - SPb. : SOYuZ, 1997. - 96 s.
7. Guzeev V. V «Metod proektov» kak chastnyj sluchaj integral'noj tekhnologii obucheniya // Direktor shko-ly. - 1995,-№6. -S. 39^17.
8. Ermakov D. S. Uchit' shkol'nikov razreshat' problemy // Pedagogika. - 2005. - № 10. - S. 33-38.
© Danilov A. V., Hayrullova E. R., 2018
Danilov, Anatoly Vasilyevich - Candidate of Pedagogics, Professor of the Department of Fine Arts and Methods of Teaching, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: danilovart@mail.ru
Khayrullova, Emma Radikovna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: emma.idrisova.2016@mail.ru
The article was contributed on December 04, 2018
BecniHUK 'H 'liy iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 4(100)
9. Kovalev A. G., Myasishchev V. N. Psihologicheskie osobennosti cheloveka. T. 2 : Sposobnosti. - L. : Izd-voLGU, 1960.-303 s.
10. Komarova T. S. Obuchenie detej tekhnike risovaniya. - M. : Prosveshchenie, 1970. - 158 s.
11. Kuzin V. S. Osnovy obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu v shkole : posobie dlya uchitelej. - M. : Prosveshchenie, 1977. -208 s.
12. Levin V. A. Vospitanie tvorchestva. - Tomsk : Peleng, 2002. - 56 s.
13. Lejtes N. S. Individual'nye razlichiya sposobnostej. Psihologicheskaya nauka v SSSR. T. 2. - M. : Izd. APNSSSR, 1960.-297 s.
14. Leont'ev A. N. O fonnirovanii sposobnostej //Voprosy psihologii. - 1969. -№ 1. - S. 7-17.
15.MahmutovM. I. Problemnoe obuchenie. Osnovnye voprosy teorii. -M. : Pedagogika, 1975. -368 s.
16. NemenskijB. M. Poznanie iskusstvom. - M. : Un-t Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2000. - 186 s.
17. Pavlov V. I. Teoriya i praktika formirovaniya tekhnicheskih sposobnostej uchashchihsya shkoly-internata v kruzhke modelirovaniya. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2002. - 279 s.
18. PetrovskijA. V. Sposobnosti i trad. - M. : Prosveshchenie, 1966. - 80 s.
19. Rubinshtejn S. L. Princip tvorcheskoj samodeyatel'nosti // Voprosy filosofii. - 1989. - № 4. - S. 88-95.
20. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti : uchebnoe posobie. - M. : Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo un-ta, 2013. - 359 s.
21 .Teplov B. M. Psihologicheskie voprosy hudozhestvennogo vospitaniya // Sovetskaya pedagogika. -1946.-№ 6.-S. 96-112.
22. Hajrullova E. R., Zaharov G. V. Prikladnaya kompoziciya. - Drozhzhanoe : B. i., 2015. - 18 s. 23. Hutorskoj A. V. Kak obuchit' tvorchestvu // Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2001. - № 1. - S. 25-32.