направленности мышления, поскольку как социальное явление, имеет ярко выраженную цель и охватывает всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в её фактическом функционировании и развитии. Следовательно, правовая культура личности является компонентом правовой культуры общества, зависимой от неё величиной, отражающей степень и характер развития социума, обеспечивающей социализацию личности и правомерную деятельность, способствующей прогрессивному движению общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение самой личнос-
Обобщая различные подходы и позиции, правовую культуру личности и общества следует рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, результат общегуманистических завоеваний человечества, вследствие чего она становится неотъемлемым компонентом цивилизованного государства. При этом анализ юридической, социологической, психолого-педагогической и другой литературы подтверждает существование различных научных подходов к изучению сущности правовой культуры, среди которых наиболее значима позиция В.Н. Кудрявцева, который считает данное понятие явлением идеологического порядка, ориентированное государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым, и деятельности в правовой сфере. Автор отмечает, что правовая культура активно
Библиографический список
вторгается в социальную среду, воздействуя на сформировавшиеся установки членов коллективов и социальных групп, приводя к пониманию необходимости прогрессивных норм поведения [10, с. 124 - 125].
Проведённый анализ философской, юридической, психолого-педагогической литературы, позволяет нам сделать следующие выводы:
• правовая культура, являясь частью профессиональной культуры, включая в себя духовные и материальные ценности, характеризует качественное состояние правовой жизни общества, достигнутый уровень развития в правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровень правового развития субъекта (индивида, социальных групп), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека;
• правовая культура представляет собой систему принятых в обществе норм и ценностей, формирующих отношение личности к закону, государству, субъектом которого выступает индивид, социальная группа и общество в целом.
• правовая культура специалиста представляет собой совокупность личностных культур, характеризующих знание, понимание и сознательное выполнение правовых установок, сложное личностное образование, включающее когнитивный, мотиваци-онно-ценностный, регулятивный и коммуникативный компоненты, характеризующие уровень правовых знаний, отношение к праву и деятельности.
1. Краткая философская энциклопедия. Москва: Прогресс, 1994.
2. Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 1997.
3. Алексеев С.С. Теория права. Москва: Бек, 1994.
4. Бельский К.Л. Проблемы правового обучения и воспитания: сборник научных трудов. Брянск, 1993.
5. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). Диссертация ... кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, 1993.
6. Бренчев З.А. Правовое воспитание молодёжи в современных условиях: Диссертация ... кандидата юридических наук. Москва, 1987.
7. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки. Государство и право. 1992; 10: 108 - 111.
8. Сальников В.П. Стабильность общества и правовая культура: Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Санкт-Петербург, 1998.
9. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. Москва: ЮристЪ, 1997.
10. Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. Москва: Наука, 1982.
References
1. Kratkaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva: Progress, 1994.
2. Davidovich V.E. Suschnost'kul'tury. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1997.
3. Alekseev S.S. Teoriya prava. Moskva: Bek, 1994.
4. Bel'skij K.L. Problemy pravovogo obucheniya i vospitaniya: sbornik nauchnyh trudov. Bryansk, 1993.
5. Boer V.M. Pravovaya informirovannost'i formirovanie pravovojkul'tury lichnosti(voprosy teorii). Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1993.
6. Brenchev Z.A. Pravovoe vospitanie molodezhi vsovremennyh usloviyah: Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Moskva, 1987.
7. Semitko A.P. Russkaya pravovaya kul'tura: mifologicheskie i social'no-'ekonomicheskie istoki i predposylki. Gosudarstvo i pravo. 1992; 10: 108 - 111.
8. Sal'nikov V.P. Stabil'nost' obschestva i pravovaya kul'tura: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. Sankt-Peterburg, 1998.
9. Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava v voprosah i otvetah: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Yurist", 1997.
10. Kudryavcev V.N. Pravomernoe povedenie: norma ipatologiya. Moskva: Nauka, 1982.
Статья поступила в редакцию 12.08.16
УДК 37.036
Nurudinova A.M., postgraduate, Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN SCHOOL STUDENTS. The article discusses what the best educational environment for the creation of creative abilities, creative environment, creative activities, and the opportunity to develop substantive student environment should be. The development of creative abilities is one of the hottest topics in today's pedagogy, for only the developed creative abilities allow school students to cope with freight of information and duties that become more and more increasing in the developing civilization. The creative abilities help to learn a lot of things, without losing interest, help to learn, understand and use new information in work. It is important for a modern school to create more opportunities not only for receiving new knowledge, but also for usage of already gained knowledge and forming skills.
Key words: pedagogical conditions, creative development, inclinations, talent, development, techniques, creative abilities.
А.М. Нурудинова, аспирантка каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: E-mail: [email protected] И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматриваются оптимальные педагогические условия для создания творческих способностей, творческой обстановки, творческой деятельности и возможность развивать предметную среду школьника. Развитие творческих способностей - это одна из самых актуальных тем в педагогике сегодняшнего времени, так, как только развитые творческие способности позволяют школьникам справиться с грузом информации и обязанностей, все больше возрастающих в развивающейся цивилизации. Современной школе важно создавать эффективные условия для развития творческих способностей у учащихся, больше возможностей для получения новых знаний, для применения уже полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Ключевые слова: педагогические условия, творческое развитие, задатки, талант, развитие, методики, творческие способности.
В современном обществе всё больше требуется всесторонне развитая личность, умеющая с легкостью адаптироваться к меняющимся реалиям. В связи с этим всё более важным становится развитие творческих способностей у детей. Как мы знаем, наиболее легко происходит развитие творческих способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Также известно, что на развитие творческих способностей у младших школьников прекрасно влияют предметы эстетического цикла, музыка, танцы изобразительная деятельность, декоративно-прикладная деятельность. В системе эстетического образования и воспитания школьников особо выделяется вопрос развития творческих способностей школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Важной задачей для учителя является научить ученика творчески мыслить, сформировать навык самостоятельной работы с информацией, развить умение творчески оценивать и анализировать полученную в ходе обучения информацию. Умение человека реализовать себя в повседневной деятельности, предполагает наличие навыков творческого мышления. Эти навыки призвана развивать в ребёнке школа. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности [1]. Важно развить в ученике творческие способности, умение анализировать, наблюдать, сопоставлять. Принимать самостоятельные решения, быть инициативными.
Помочь развить в ученике творческое мышление, могут правильно поставленные перед ребёнком педагогические задачи. Изобразительная деятельность сама по себе предрасполагает ребёнка к раскрытию своего внутреннего потенциала. Но, как известно не всегда рисунок на бумаге выглядит так же красиво, как в фантазии ребёнка в этом случае может произойти неприятный инцидент, с одного или нескольких неудачных попыток нарисовать у ребёнка может сложиться мнение, что рисовать он не умеет и браться за изобразительную деятельность ему не стоит. Тут конечно стоит обратить внимание на то, что у всех разные способности и задатки, но все же развить у ребёнка умения и навыки творческой деятельности возможно всегда. Все исследователи детского творчества сходятся во мнении, что для успешного развития творческих способностей школьников необходимо создавать эффективные условия, а также применять те методы, которые уже существуют в педагогической науке, которые наиболее полно раскроют имеющиеся в ребёнке творческий потенциал. Многие учёные-педагоги занимались вопросом развития творческих способностей детей.
Изучением вопроса компонентов творческих способностей занимались Р. Стернберг, А.Н. Лук, Л.Д. Столяренко, В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев и В. Синельников. Вопросом развития личности, её творческого развития занимались Ю.К. Беджано-ва, Н.С. Боголюбова, М.К. Даутова, В.Ф. Канева ВВ. Корешкова, М.В. Соколова, В.И. Строкова, Р:Х. Тебуева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикалова, И.М. Раджбова и многие другие художники-педагоги. Комплексным развитием личности, развитием творческой активности занимались А.Д. Алехина, Г.В. Беда, Д.Б. Богоявленской, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство, Б.М. Неменский отмечал, что главной творческой способностью человека является развитое ассоциативное мышление, а также развитая фантазия.
«В организованном целостном её формировании больше всего, естественнее всего может помочь художественное творчество. Даже дошкольникам можно ставить задачу действовать не по стереотипу, задачу наивных, но творческих, не по образцу поисков личностных решений» [2, с. 257].
Способность - это возможность для развития определённых навыков у человека. Способности можно развивать как в детстве, так и во взрослой жизни. Каждая способность человека - это возможность деятельности, охватывающей всю жизнь человека или часть его жизни. Развивая ту или иную способность у ребёнка, мы даем ему большие возможности для самореализации во взрослой жизни также как и, развивая способности у взрослых людей, они получают шанс для нового вида деятельности как индивидуально, так и в социуме.
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формами его способностей. Под способностями понимают те психические свойства и качества, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Специальные способности - это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические и др.) [3].
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности [4]. Способность может привести человека к большим успехам при выполнении деятельности, к которой у индивида есть выраженные склонности. Общими называют такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например интеллектуальные способности, проявляются в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, быстром переключении внимания, критичности и самостоятельности ума и др. Способность, как полагают некоторые учёные, является психологической особенностью индивидуума. Нужно учитывать, что способность развивается из задатка к той или иной деятельности.
Современное общество - это быстро меняющийся и постоянно развивающийся организм, в котором ученику нужно уметь не просто выжить, но научиться жить полноценной счастливой жизнью. Школа помимо передачи знаний, умений, навыков должна дать возможность развить ученикам данные им от природы способности в творческие навыки, которые в дальнейшем могут положительно повлиять на жизнь учеников, а для некоторых и стать делом всей жизни. То есть должны создаваться оптимальные условия для развития творческих способностей у учеников. Это уроки творчества, включающие в себя различные методики по работе с детьми, направленные не только на изучение предмета изобразительной деятельности, но и направленные на развитие творческих способностей. К примеру, темы, направленные на развитие воображения: «Мой любимый сказочный персонаж», «Город будущего» и другие темы, связанные с представлением собственного видения по выбранной художественной задаче. Также важны в эффективном развитии творческого воображения различные поделки, аппликации, как из цветной бумаги, так и из различных подручных материалов. Интересна техника сочетания различных технологий, например, рисование красками и крупами, техника рисования мозаикой и т. д.
Немаловажными являются различные кружки и секции. К примеру, кружок по лепке из пластилина или глины, очень сильно развивает воображение. Лепка очень важна особенно в раннем дошкольном развитии ребёнка, так как развивает усидчивость, внимательность, концентрацию на выполнение опреде-
лённой деятельности. Лепка развивает образное, абстрактное и логическое мышление, развивает оба полушария мозга, укрепляет межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции. Лепка по образцу развивает память, логическое мышление, терпение, концентрацию, сосредоточиться, благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний - волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.
Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством. Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым само исцеляющим ресурсам ребёнка. Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребёнка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях. Занятие по лепке развивают воображение, творческие способности и образное мышление.
Классные часы могут использоваться как средство развития творческого мышления в связи с возможностью проводить занятия с детьми в более неформальной обстановке и решать задачи на стыке различных предметов, например подготовить доклады на заданную тему или разделить класс на команды с одинаковым заданием и другие варианты применения творческих заданий для школьников. Выставки, прекрасное средство для знакомства учеников с миром искусства, также важно и интересно участие учеников в различных конкурсах и выставках. Театральные постановки являются очень важным инструментом развития творческой активности, так как влияют сразу на несколько сфер, особенно если ученики не просто заучивают готовый текст, а принимают непосредственное участие во всех этапах подготовки театральной постановки. Так как только непосредственное участие в реальной подготовке даст результат развития, как творческих навыков, так и ответственности за собственную работу и за работу коллектива в целом. И прочие инструменты, помогающие школьнику проявлять творческую индивидуальность получать новый опыт. Возможность создания чего-то нового и индивидуального. Главное в таком подходе - систематичность и своевременно нарастающая степень сложности.
Для ребёнка, в первый год пришедшего, например, на кружок по рисованию в младшем школьном возрасте даётся меньшая степень сложности чем, для пятиклассника, занимающегося пятый или четвертый год. Но, конечно, и тут всё индивидуально, и зависит от состава способностей данного ученика. Ученикам с более развитыми способностями к определённой деятельности зачастую нужно меньше времени для получения хороших результатов, чем менее способному ученику.
Так как способным учеником двигает внутренние чувство, он интуитивно понимает, какое действие в решении той или иной задачи будет верным.
К примеру, если провести анализ деятельности двух учениц, посещавших кружок изобразительной деятельности, сроком за полгода, мы можем наблюдать такую картину при одинаковом времени, затраченном на обучение: две одноклассницы, добились разных результатов, при преодолении одинаковых трудностей. Объясняется это тем, что первая ученица была более способной и более целеустремленной, чем её одноклассница. Вторая ученица также добилась хороших результатов, но у нее ушло на это больше времени. И тут мы наблюдаем, что для получения хороших результатов в человеке должны быть развиты несколько способностей в случае одноклассниц это способность к рисованию, хорошее чувство цвета, целеустремленность и желание. Но, даже обладая всеми этими способностями этого недостаточно для получения результатов. Тут нужна организация деятельности, нужно создавать эффективные условия. Также важно и желание родителей развивать своих детей, учитель, имеющий достаточные знания и навыки работы с учениками, а также имеющий терпение и волю к развитию таланта своих учеников.
Эффективные, оптимальные условия для создания творческой обстановки и творческой деятельности - это, прежде всего, сам учитель и его возможности, развивающую предметную среду. Ещё в вузе надо дать эмоционально эстетический настрой будущему учителю, становление на творчество, на применение различных методик для работы с учеником.
Предлагаем основные элементы эффективных педагогических условий для развития творческих способностей у школьников:
• развитие интереса учащихся к творчеству;
• воспитание у учащихся веры в собственные силы, в свой успех, осознание ими необходимости проявления активности для развития творческих, эстетических, индивидуальных способностей;
• создание непринуждённой творческой атмосферы урока, эмоционального настроя учащихся на выполнение практической работы;
• систематическая постановка на уроках изобразительного искусства учебных художественно-творческих заданий, стимулирующих активность учащихся к проявлению творческой активности на уроке. При этом учитель должен как давать ученикам творчески решать поставленные перед ними педагогические задачи, так и контролировать работу учеников, и помогать в решении педагогических задач;
• активное стимулирование работы учеников. Определения уровня интереса школьников к художественно-творческой деятельности, также использование элементов состязания и анализа продуктов полученной работы;
• изучение школьниками предметов народного художественного творчества знакомых им с детства, помогает не только изучить и познать народное художественное творчество, но приобщиться к культуре родного края;
Нужно научиться воспринимать ученика как отдельную вселенную личности, индивидуальный психологический организм, к которому, несмотря на все стандарты, которые, несомненно, нужно соблюдать (общий рабочий план на учебный год и другие), нужно стараться находить индивидуальный подход к ученикам. Вот ещё один пример на уроке изобразительного искусства даётся тема урока, «кувшин с весенними цветами» к примеру, на фоне всех учеников, которые с различным успехом выполняют данное им задание один или два ученика не справляются с заданием по причине не интересности им темы урока. Что делать учителю? Наказать непослушных учеников и поставить им двойки? Это вполне предсказуемый вариант, но и в такой ситуации есть место творческому подходу, созданию творческих условий для выполнения задания. Которые могли бы облегчить работу, как самого учителя, так и учеников. И не только помочь им выполнить задание, но и по-другому отнестись к предмету. Найти в нём новые грани, создавать им необходимые, эффективные условия развить новые интересы в жизни ученика.
Любой творческий процесс происходит при решении проблемной задачи не стандартными способами. То есть для выявления творческих способностей у ученика учитель должен создавать проблемные задачи, в которых может проявиться способность ученика к тому или иному предмету. В примере с учениками, не желающими выполнять задания по общим требованиям, можно немного изменить требования и предложить ученикам выполнить то же задание, более творческим способом, изменить технику выполнения задания, создавая необходимые эффективные условия для развития творческих способностей у школьников
На развитие задатков и способностей влияют определённые факторы. Фактор среды оказывает огромное влияние на развитие способностей, к примеру, для объяснения этого фактора «известный советский психолог Я.Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единогласного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определённых социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам» [5].
Фактор личной активности - это в первую очередь интерес к деятельности, к развитию собственных знаний, умений и навыков. Этот фактор проявляет чудеса в упорстве достижения результата в любимой деятельности. Трудолюбие и интерес проявляют задатки и развивают способности и помогают добиться хороших результатов. Наоборот отсутствие интереса ограничивают развитие способностей.
Склонность, устойчивая расположенность к определённой деятельности, стремление ею заниматься, совершенствовать навыки и умения, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонности является обычно предпосылкой развития соответствующих способностей [6].
Фактор личной активности проявляется в склонности ученика к деятельности. Основой любой склонности является личное желание ученика, заниматься деятельностью, несмотря на то есть ли у него способность к ней или нет. Также возникновение склонности является непосредственной предпосылкой развития задатков в способности.
Так, именно желание интересующей ученика деятельности даёт самый сильный толчок к раскрытию и развитию задатков и способностей, позволяет получить навык упорного труда над собой в достижении желаемого результата.
В развитии любых задатков существуют определённые методики, но один из способов является частью большого фундамента в системе развития творческих способностей школьника.
Это путь от малого к большему. Научить ребёнка открывать всем известные истины с той целью, чтобы постепенно он перешел к собственным открытиям. В младшем школьном возрасте для ребёнка зачастую впервые появляется помимо игровой, приятной для ребёнка деятельности, трудовая деятельность, по
Библиографический список
получению первых научных знаний. Воображение в младшем школьном возрасте - это одна из важнейших способностей человека. И важно её развивать именно воображение нуждается в активном развитии. Лучше всего усиленно развивать воображение в возрасте с 5 до 15 лет. Но это не означает, что воображению не нужно уделять внимание в возрасте до 5 лет и после 15 лет. При этом известно, что после 15 лет уменьшается способность к воображению. Это означает, что важно не только развить в ребёнке воображение, но и дать понятие о том, как его развивать, приучить к развитию воображения.
Для развития творческих способностей можно использовать различные методики. От мечтаний до придумывания с ребёнком сказок и различных персонажей. Детально продумывая, например, костюмы или местность где происходит действие сказки. Запись собственной сказки в специальную тетрадь или создание серии картин по воображаемой сказке и многие другие способы. Или же если вопрос касается развития способности у ребёнка, например, к истории, в этом случае можно с ребёнком подготовить маленький доклад, например, к классному часу с иллюстрациями любимых ребёнком исторических персонажей. Дать ему возможность пофантазировать на тему того, как мог бы выглядеть любимый исторический персонаж, во что он мог бы быть одет, что он ел и так далее.
1. Педагогика: учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2002.
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.
3. Кузин В.С. Психология. Москва: «Агар» 1997.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект, 2003.
5. Бояркин М.Ю. Некоторые аспекты формирования индивидуальных ценностей: сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС. Волгоград: ВАГС, 2002; Вып. 4.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.
References
1. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2002.
2. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.
3. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva: «Agar» 1997.
4. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.
5. Boyarkin M.Yu. Nekotorye aspekty formirovaniya individual'nyh cennostej: sbornik nauchnyh rabot aspirantov i studentov VAGS. Volgograd: VAGS, 2002; Vyp. 4.
6. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.
Статья поступила в редакцию 15.08.16
УДК 378
Shihshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports Pedagogical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Paizulaev M.K., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ELEMENTS OF EASTERN FIGHTS AND IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS OF GENERAL EDUCATION SCHOOL. The article is dedicated to one of topical problems of theory and practice of physical education - updating contents of education for the subject of "Physical Education": the use of elements of martial arts system of physical education of secondary school students. The authors pay attention to national gymnastics (recreational, sports-related and applied gymnastics), aimed at forming physical education in the educational and pedagogical process of school. The material of the research allows concluding that the use of elements of martial arts at lessons of physical training has a positive effect on formation and development of an individual, fostering equally both physical and moral qualities of students.
Key words: martial arts, system of physical education, wushu gymnastics, physical education, physical activity, lesson of Physical Education.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф. каф. спортивно-педагогических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.К. Пайзулаев, ст. преподав. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]