9. Винтер Е. И. Педагогическое стимулирование как фактор профессиональнотворческой подготовки будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 178 с.
10. Волковицкая Г. А. Управление стимулированием труда: монография / Г. А. Волковицкая. - СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2010. - 125 с.
11. Вяликова Г. С. Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: дис. ... д-ра пед. наук. - Коломна, 2006. - 381 с.
12. Гордеев А. В. Основы технического творчества: учеб. пособие для студентов машиностроительных специальностей / А. В. Гордеев. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2008. - 213 с.
13. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
14. Никулин С. К. Системный подход к развитию научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России: дис. . д-ра пед. наук. - М., 2005 - 395 с.
15. Синева Н. Л.Развитие технического творчества учащихся начального профессионального образования методами теории решения изобретательских задач: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 177 с.
16. Фирсов М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 432 с.
17. Чинкина Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2000. - 497 с.
Развитие творческих способностей учащихся
1 2
Грязнова Е. В. , Смелкова И. E.
1 Грязнова Елена Вячеславовна / Gryaznova Elena Vyacheslavovna - методист;
2Смелкова Инна Евгеньевна /Smelkova Inna Evgenevna - педагог высшей категории, руководитель Образцового хореографического коллектива «Счастливое детство», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», г. Нижний Новгород
Аннотация: статья посвящена развитию творческих способностей учащихся. Рассмотрены методы обучения, способствующие раскрытию творческого потенциала детей.
Ключевые слова: развитие творческих способностей, компетентный подход, проектная деятельность, творческий потенциал, активные методы обучения, воспитание и обучение.
Развитие творческих способностей учащихся является актуальной проблемой образования, которое в настоящее время активно реформируется [5, 11, 12]. Образовательные учреждения должны способствовать формированию компетенций, развитию личности каждого обучающегося, раскрытию индивидуальных возможностей и способностей, развитию творческого потенциала при обучении и воспитании детей [2, 6, 9].
Творчество направлено на создание человеком в различных сферах искусства, производства, организации чего-то нового, креативного и оригинального. Творческий процесс базируется на накопленных знаниях, умениях и владения, что заложено в
195
компетентностном подходе обучения и является толчком в развитии способностей, воплощения на практике творческих идей.
В МБУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района Нижнего Новгорода (http://cdo.ucoz.ru/) успешно функционируют разнообразные творческие коллективы художественной, социально-педагогической и эколого-биологической направленности. Реализуемые коллективами образовательные программы способствуют становлению творческой личности каждого ребенка, регулярное участие воспитанников в различных конкурсах и мероприятиях дают возможность каждому обучающемуся проявлять свои таланты и развить творческий потенциал.
Творческая деятельность учащихся способствует развитию таких качеств, присущих «творческой личности», как умственная активность и изобразительность, целенаправленность на получение новых знаний, необходимых для практической реализации задуманного, самостоятельность в выборе при решении нестандартных задач [10], способность видеть результат данной деятельности, проводить его оценку и делать выводы.
Опыт проведения различных мероприятий МБУ ДО «Центр детского творчества» показывает, что развитие креативных способностей должно быть реализовано в рамках утвержденных образовательных программ, при этом необходимо создать такие условия, чтобы максимально раскрылись творческие способности воспитанников. Активизация творческих способностей в детском возрасте способствует развитию креативного мышления и формирует во взрослой жизни готовность производить новый, уникальный продукт. Поэтому одной из педагогической задач творческих коллективов МБУ ДО «Центр детского творчества» становится реализация совместных проектов, внедрение индивидуального подхода в обучении, использование активных и интерактивных методов обучения [7, 8], развитие этико-когнитивных отношений в процессе обучения [1, 3, 4]. Педагог в процессе обучения должен правильно понимать проблематику творчества, ставить цели и задачи, адекватные уровню знаний и умений, направленные на формирование творческих способностей учащихся, а также оценивать эффективность результатов на основе разработанных критериев качества.
Таким образом, образовательные учреждения для успешного развития творческих способностей учащихся должны постоянно внедрять новые методы и технологии обучения, направленные на творческую активность детей и дальнейшее их саморазвитие.
Литература
1. Афанасьева О. В. Роль и значение эмоционально -значимых ситуаций общения в формировании речевой компетенции бакалавра // Проблемы педагогики. 2015, № 8 (9).
2. Булганина С. В., Погодина Т. В. Опыт использования современных педагогических технологий и мониторинг результатов обучающихся / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 192-195.
3. Булганина С. В., Шкунова А. А. Исследование этико-когнитивных отношений в
процессе обучения студентов вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/82PVN315.
4. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.
5. Егоров Е. Е., Васильева Л. И. Разделение педагогического труда в школе: предпосылки и последствия / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-4 (51). С. 102-106.
196
6. Овчаренков Э. А. Воспитательный аспект в процессе обучения студентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 83-85.
7. Погодина Т. В., Булганина С. В. Коллективная творческая деятельность: Патриотический мультимедийный Изопроект «День Победы» // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
8. Погодина Т. В. Использование активных технологий в коллективной творческой деятельности / В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 174-176.
9. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.
10. Синева Н. Л.Развитие технического творчества учащихся начального профессионального образования методами теории решения изобретательских задач: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.
11. Уткин Л. П. О создании системы непрерывного образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.
12. Шевченко С. М., Лебедева Т. Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.
Трудности воспитания детей с ограниченными возможностями Тарасова Р. С.1, Узбекова А. Ш.2
Тарасова Раиса Сергеевна / Tarasova Raisa Sergeevna - социальный педагог;
2 Узбекова Альфия Шамильевна / Uzbekova Alfiya Shamilevna - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 20 «Дельфин», г. Саяногорск, Республика Хакасия
Аннотация: с увеличением числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях, встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т. к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений, именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, педагог-психолог, учитель-дефектолог, гиперактивные дети, коррекционные учреждения.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В 1980-1990-е гг. в России принимаются международные документы: Декларация прав ребёнка,
Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.) и создаются законодательные документы: Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение. В связи с созданием нормативной базы меняется статус
197