Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей у детей'

Развитие творческих способностей у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3846
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова М. И.

В статье рассматриваются условия развития творческого мышления младших школьников, роль семьи и школы в развитии их творческого потенциала, описывается влияние игровых методов на развитие творчества детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей у детей»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037.1

Павлова М. И.

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент, психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются условия развития творческого мышления младших школьников, роль семьи и школы в развитии их творческого потенциала, описывается влияние игровых методов на развитие творчества детей.

Ключевые слова: творческие способности, творческое развитие детей, творческое мышление, творческий потенциал, креативность.

Творческие способности — это совокупность качеств и особенностей индивидуума, характеризующих степень их соответствия критериям определённого типа творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. Основными типами деятельности, в которой ребенок показывает творчество, являются музыкальная и художественная, поэтому огромное значение имеет выявление и раскрытие индивидуальных способностей [1, с. 46].

Развитие творческих способностей школьников важно на всех этапах обучения, так как именно в этот период закладывается база умственного развития учащихся, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно и творчески мыслящего, активного, инициативного человека. Важным условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка творческого мышления как важного фактора, создающего эффективность его последующего обучения в школе, перспективность в профессиональной подготовке и жизни.

Несмотря на огромное количество исследований, направленных на изучение творческого развития детей, многообразие аспектов и подходов в определении природы творчества, в выделении условий реализации и развития творческих качеств личности подавляющий круг вопросов остается плохо разработанным. Это относится к проблеме определения факторов, способствующих развитию творческого мышления человека. Решение этих проблем имеет важное значение в отношении учащихся начальной школы. Данное обосновано как рядом теоретических положений, раскрывающих целесообразность исследования творческого мышления детей младшего школьного возраста, так и практической значимостью, которую приобретают в последнее время вопросы влияния особенностей микросреды на развитие способностей младших школьников [2, с. 154].

При этом на формирование творческого мышления детей оказывают действие разные факторы, хотя на сегодняшний день нет однозначного мнения об оптимальных условиях развития творческого потенциала ребенка. При проведении групповых форм работы необходимо учитывать, что иногда творческая активность и участие зависят от взаимоотношений близких друзей. В общении с ними, в них поддержке и участии проявляется большая заинтересованность. [4, с 115].

В наше время рассмотрение развития креативности учащегося младших классов в условиях семьи является менее изученной областью психологии способностей и более актуальной проблемой семейного воспитания.

В свою очередь, семейная среда, а также ее микроклимат, в наибольшей степени

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

зависят от личностных особенностей родителей, от стиля в воспитании, который они реализуют. Так как одним из условий формирования творческого мышления является наличие положительного образца творческого поведения, то и родители должны обладать весьма высоким уровнем развития творческого мышления. Хотя психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности.

Для развития творческого мышления детей одним их важных условий является стиль воспитания, используемый в семье. Такие факторы как место жительства и состав семьи не оказывают воздействия на развитие творческого мышления [3, с. 79]. Школьное учреждение не может выявить все таланты ребенка, так как у нее нет на это возможностей, школьная программа для всех едина, а дети — разные, у каждого ученика свои способности, и для их раскрытия нужен персональный подход, которого школа не может предоставить. Чтобы увеличить возможность раскрытия талантов детей в школе, надо организовывать внеклассные формы работы, и чтобы любой ребенок реализовал себя там. Если получится, то нужно развивать эту способность. Но способности человека настолько безмерны и безграничны, что даже за всю жизнь человек может не раскрыть их. А вообще, раскрывать и совершенствовать способности учеников — обязанность семьи. Они сами должны присматриваться к своему ребёнку и вовремя отдать его в соответствующий кружок, секцию [3, с. 108].

Говоря о роли современного учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся, хотелось затронуть вопрос о выборе и использовании наиболее оптимальных методических приемов, которые бы относились к группе активных способов обучения. Использование игровой методики и применение дидактических игр на уроках позволяет современному учителю реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и сделать шаг к раскрытию творческого потенциала учащихся.

Как учитель посредством применения игровой методики может заинтересовать ученика, выявить его скрытые способности. По мнению отечественных авторов Ситак Л.А., Романенко Е. С., Ярлыковой О. В. и др. творческий подход к педагогическому процессу включает, в том числе использование игровых технологий, где проявляется креативный подход к решению оптимального решения поставленных задач [3,4,5,6].

Применяя дидактическую игру, учитель активизирует психические процессы ученика: внимание, мышление, восприятие; учитель частично решает проблемы подросткового возраста, а именно, снимает психологические трудности: застенчивость, боязнь сделать ошибку, быть смешным, наличие ограниченных коммуникативных умений; учитель использует прием стимулирования эмоциональной реакции ученика в ходе изучения какой-либо образовательной области: стремление поспорить, посоревноваться в знаниях и умениях, развитие интереса к перевоплощению и импровизации; учитель проводит огромную воспитательную работу: создаются условия для сплочения сверстников и обретения интереса и уважения друг к другу.

Таким образом, роль современного учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся велика. Учитель, который творчески относится к своей профессии, совершенствует свои профессиональные знания и умения, а также стремится преломить свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, несомненно, добьется успеха.

Литература

1. Валахович С. А. Преображение творчеством / С. А. Валахович. — Мн.: Беларуская навука. 2003. — 90 с.

2. Гомеза М. В. и другие. Возрастная педагогическая психология / М. В. Гомеза. — М., 2004. — 278 с.

3. Дарвиш О. Б. Педагогика и психология/ О. Б. Дарвиш. — М.: Изд-во «ВЛАДОС-

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

ПРЕСС», 2005. — 264 с.

4. Использование ролевых игр на занятиях для студентов инженерно технологического профиля Романенко Е. С., Барабаш И. П., Есаулко Н. А., Гурская О. А., Соссюра Е. А., Нуднова А. Ф., Селиванова М. В. Ставрополь. 2015

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография. — Пятигорск: ПГЛУ, 2011. — 172 с.

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf

6. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологийв образовательном процессе вуза //Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в ХХ1 веке» — г. Варна, Болгария, с. 66-70, [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.