Научная статья на тему 'Особенности применения тренинга по развитию творческих способностей учителя начальных классов средствами театральной педагогики в условиях вуза'

Особенности применения тренинга по развитию творческих способностей учителя начальных классов средствами театральной педагогики в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Т. И., Николенко Т. В.

В данной статье рассматриваются особенности применения тренинга по развитию творческих способностей учителя начальных классов средствами театральной педагогики в условиях вуза. Рассматривается система Станиславского К.С. как базовая теоретическая основа программы. Представляются цели и задачи, содержание. В статье более детально представлена информация о содержательной стороне данного тренинга. Даны рекомендации по применению тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения тренинга по развитию творческих способностей учителя начальных классов средствами театральной педагогики в условиях вуза»

УДК: 37.037.1

Ланцова Т.И.

к.п.н., доцент Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия

Николенко Т.В.

студент психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ

в г. Железноводске, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В данной статье рассматриваются особенности применения тренинга по развитию творческих способностей учителя начальных классов средствами театральной педагогики в условиях вуза. Рассматривается система Станиславского К.С. как базовая теоретическая основа программы. Представляются цели и задачи, содержание. В статье более детально представлена информация о содержательной стороне данного тренинга. Даны рекомендации по применению тренинга.

Ключевые слова: театральная педагогика, творческие способности, творческая индивидуальность, методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самосовершенствование.

В педагогическом вузе должен формироваться выпускник, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью. Говоря о процессе развития творческих способностей учителя начальных классов (в том числе при подготовке будущего учителя в вузе), можно отметить, что он является сложным и многофакторным. В литературе определены следующие составляющие компоненты в развитии творчества учителя:

- педагогическая компетентность учителя;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

- видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости и т.д.

Сегодняшний век высоких компьютерных технологий задает высокую планку современному образованию, которое из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, способной конструировать самого себя, определять и изменять свою жизненную стратегию [3].

Достижение этой цели невозможно без учителей, обладающих творческой индивидуальностью и способных тонко «прикасаться» к личности ученика в процессе передачи человеческого опыта, сохраняя за ним право самостоятельного, творческого выбора. Студентам — будущим учителям начальных классов необходимо этому научиться. «Технология прикосновения» к личности ребенка объединяет педагогику и искусство и складывается из артистических умений учителя начальных классов. Они особо необходимы там, где проявляется творчество:

1) умение ярко и пленительно выразить свое Я, чтобы оно было привлекательно для ученика, а также было доступно для его восприятия и понимания (обаяние и заразительность);

2) умение чувствовать психическое состояние ученика и понимать, что с ним происходит (эмпатия и рефлексия);

3) умение выстроить и развивать свои взаимоотношения с учениками, а при необходимости уметь их перестроить, скорректировать (умение импровизировать и избегать штампов);

4) умение не только взаимодействовать с учениками, но и воздействовать на них (коммуникативная компетентность, эмоциональность преподавания, чувство юмора);

5) умение быть оптимистичным, управлять своим собственным психическим состоянием и вызывать творческое самочувствие (активное использование педагогической режиссуры) [5].

Можно развить некоторые качества личности, например, образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру, напрямую связанные с педагогическим артистизмом.

Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К.С. Станиславский, М.А. Чехов, Е.Б. Вахтангов, М.О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Г.В. Кристи, Л.П. Новицкая, С.В. Гиппиус, В.А. Петров определили роль и значение тренинга как формы занятия, стимулирующего активность учителя начальных классов и играющего важную роль в развитии их творческих профессионально-личностных способностей. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театральной педагогики в деятельности учителя начальных классов внесли Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова, В. А. Кан-Калик, В. Ф. Моргун, Е. А. Ямбург и другие [6].

С целью развития творческих способностей учителя начальных классов — будущих учителей начальных классов, нами был применен тренинг артистизма педагога (ТРАП). Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется также и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью [1].

Методологической основой взятого нами тренинга артистизма педагога (ТРАП) являются системы К. С. Станиславского и М. А. Чехова, получившие свое развитие в трудах Е. Б. Вахтангова, О. И. Кнебель, Б. Брехта, Б. Шоу и др., где предложены интересные подходы, способствующие формированию человека-творца [6].

Тренинг как совокупность специально организованных форм общения и обучения имеет ряд преимуществ.

Первое состоит в групповом характере его организации. Групповой опыт противодействует межличностному и межнациональному отчуждению, помогает решению собственной проблемы. Человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе, «зацикливания» на своих трудностях. Выявление общего «поля проблем» уже в первый день работы убеждает студента в том, что его проблема не только не уникальна, но достаточно типична, что многие из присутствующих имеют аналогичную. Это совпадение проблем уже само по себе выступает мощным положительным фактором.

Второе состоит в том, что в тренинге будущий учитель начальных классов может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия (в том числе межнационального) и даже провала, то тренинговые занятия выступают в качестве «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, преодолеть свои страхи, научиться по-новому относиться к себе и к людям. Главное, что все это происходит в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки [7].

Третье преимущество заключается в том, что в тренинговой группе студенты могут идентифицировать себя с другими, сыграть роль другого человека (педагога, ученика, родителя, зрителя, слушателя, представителя другой национальности и т. д.) для лучшего понимания другого и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия, рефлексия способствуют личностно-профессиональному росту студентов и развитию самосознания [4].

Применяемый нами тренинг артистизма педагога (ТРАП) состоит из трех частей.

Первую из них составляют упражнения, направленные на формирование и развитие умений, навыков и установок эффективного педагогического общения:

- создания благоприятной, стимулирующей работоспособность атмосферы педагогического общения;

- умения слушать и слышать, смотреть и видеть;

- умения правильно и выразительно формулировать свои мысли.

Вторая часть тренинга посвящена развитию сенситивности, то есть чувствительности в восприятии окружающего мира. Это дает возможность поддержания установившихся контактов с учащимися, эффективного планирования, режиссирования педагогического процесса, а также разрешения проблемных и конфликтных ситуаций во взаимодействии с детьми путем развития эмпатии, рефлексии, интуиции.

Третья часть посвящена тренингу креативности, то есть беглости, гибкости и оригинальности мышления, а также толерантности, раскрепощенности воображения, умению жить и творить в предлагаемых педагогической ситуацией условиях.

Задачами применяемого нами тренинга являются:

1) создание среды и атмосферы, обеспечивающих глубокую проработку проблем педагогической деятельности как на уровне личности, так и на уровне студенческой группы;

2) развитие способности анализировать ситуацию и собственное поведение с целью изменения стереотипов поведения, мешающих студентам гибко реагировать и быстро перестраиваться в различных условиях;

3) формирование навыков межличностного и межнационального взаимодействия;

4) овладение студентами необходимыми социально-психологическими и профессионально-педагогическими знаниями;

5) фиксация личностных особенностей студентов, уровня их развития, готовности к научению и самоизменению, создание в группе атмосферы безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

При проведении тренинга мы руководствовались следующими принципами [2].

1. Принцип активности. В тренинге все его участники вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за собой или поведением других по определенной схеме. Принцип активности опирается на известную идею о том, что человек усваивает 10% того, что слышит; 50% того, что видит; 70% того, что проговаривает, и 90 % того, что делает сам.

2. Принцип креативности. В тренинге конструируются и организовываются ситуации, дающие студентам возможность осознать, апробировать и натренировать новые способы поведения, открывающие членам группы их скрытые ресурсы, нереализованные возможности. Для этого создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие и безопасность.

3. Принцип осознания, объективации поведения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. При формировании профессиональных навыков, умений и поведенческих установок может, например, использоваться видеозапись с последующим просмотром и обсуждением поведения участников группы в тех или иных

ситуациях. Правда, пользоваться этим сильным средством воздействия следует очень осторожно.

4. Принцип партнерского общения. Партнерское, субъект-субъектное общение в тренинге предполагает учет интересов других участников взаимодействия, а также их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности каждого человека. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Все названные принципы тесно взаимосвязаны. Их реализация является условием эффективной работы участников тренинга.

На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, учитель обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.

Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института А. П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа «Социоигровая педагогика». В центре внимания авторов применение опыта театральной педагогики в деятельности учителя начальных классов [1].

Деятельность учителя начальных классов, как и актёра, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры, а потому непрерывного тренинга, упражнения и самовоспитания. Без постоянного тренинга невозможно сохранять длительную творческую форму. Тренинг должен стать постоянным спутником уроков педагогического мастерства и перейти в профессиональную жизнь учителя начальных классов в виде ежедневной психологической и педагогической зарядки. Мастерство требует значительной работы над собой. Это неоднократно подчёркивал К. С. Станиславский, говоря, что «без техники, без виртуозности, без упражнения искусства не существует» [6].

В ходе тренинга даются рекомендации, которые касаются особенностей поведения, взаимоотношений с людьми, отношения к себе. В каждом задании сначала идут рекомендации по развитию компонентов педагогического артистизма у будущих учителей. Так же указано, какой именно компонент педагогического артистизма развивает конкретное задание.

Данный тренинг рекомендовано применять для диагностирования и развития уровня развития педагогического артистизма у учителей начальной школы, так как суть его не проверка знаний, а развитие проявлений творческих способностей.

В нынешнее время появилась новая проблема в педагогической деятельности — конфликтность между учителем и учеником, поэтому мы предлагаем перед проведением тренинга учителю пройти два теста на определение конфликтности.

Нами проводилось 14 занятий, каждое из которых было посвящено отработке одной новой рекомендации и нескольким уже освоенным, но нуждающимся в закреплении. Одно занятие рассчитано на 45 минут.

Задания в тренинге следующие:

1.Больше общайтесь. Активно поддерживайте разговор, если к вам обратились. Начните разговор сами. Заставьте себя вступать в максимальное количество контактов.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: умение общаться с любым собеседником.

2. Попадая в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер).

Развиваемый компонент педагогического артистизма: Суггестивная способность.

3. Определив для себя артистичного человека (без специального театрального образования), осознайте приемы, которые приводят к впечатлению о нем как об артистичном человеке.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: внимание, наблюдательность.

4. Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, чтобы собеседник заметил и оценил вашу... подавленность. А в плохом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: умение скрывать своё настроение.

5. Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что — нет, и определите почему. Развиваемый компонент педагогического артистизма: Актерско-режиссерские способности.

6. Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте, на что это похоже — быть ребенком. Три минуты в день смейтесь без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массовика-затейника.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: умение общения, развитие в себе лидерских качеств.

7. Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ваших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям других людей, старайтесь скопировать выражения их лица.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: Актерский талант, перевоплощение.

8.Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднастройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще расслабляйтесь.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: умение импровизировать.

9. Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение — спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: мимика и контроль над ней.

10. Разрешайте себе полюбить себя — просто примите себя таким, какой вы есть. Создайте позитивный и спокойно-сильный внутренний образ самого себя.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: психологический настрой.

11. Развивайте вашу физическую выразительность. Держите прямую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Делайте гимнастику для лица: движение губ, щек, бровей и т.д.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: мимика, жесты, постановка голоса, физическая выразительность.

12. Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и импульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью, яркостью речи.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: перевоплощение.

13. Займитесь аутотренингом. Не боритесь против стихии эмоций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями. (Попробуйте представить, что ваш ученик вам как-нибудь нагрубил, представьте, вы лежите на зеленом лугу, настройтесь на спокойствие и ответьте ученику спокойно, без нервов).

Развиваемый компонент педагогического артистизма: психологический настрой, контроль над ним.

14. Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается — у вас слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое

неназойливое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обыденным упражнением.

Развиваемый компонент педагогического артистизма: умение контроля над взглядом.

Для определения уровня развития педагогического артистизма мы использовали методики — анкета на определение уровня педагогического опыта в педагогическом артистизме, рабочая карта Ж.В. Вагановой, педагогические задачи.

Методические рекомендации учителям начальных классов строились на демонстрировании необходимости использования приёмов педагогического артистизма:

1. Перед тем как зайти в класс, отрешитесь от бытовых проблем, настройтесь на учебный процесс.

2. Спокойствие и сосредоточенность — главный ключ к успеху.

3. Не делайте резких движений, жестов.

4. Мимика должна быть живой, но не нервной.

5. Передвижение по классу умеренные, с небольшими остановками, если остановились, то не каменейте.

6. Голос — спокойный в тоже время учащиеся должны отчётливо вас слышать.

7. Дикция чёткая, понятная детям.

8. Опрятность одежды, прически (цвета естественные и умеренные)

9. Осанка прямая, она сильно действует на детей, как вы стоите (сидите), так и дети по инерции стоят (сидят).

10. Используйте разные методы подачи материала.

11. Заставьте детей взаимодействовать с вами, участвовать в уроке без принуждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С нашей точки зрения развитие педагогического артистизма, лучше всего начинать со

студенческих лет, нежели в уже сформировавшемся учителе начальных классов.

Таким образом, рассмотренный нами тренинг должен способствовать развитию таких творческих способностей учителя начальных классов, как:

- методическое творчество;

- коммуникативное творчество;

- творческое самосовершенствование.

Литература

1. Ершова А. П., Букатов В. Социоигровая педагогика. — Петрозаводск, 2009

2. Квасюк Е. Н. Педагогические условия формирования способности к творчеству. М., 2012. 342 с.

3. Ланцова Т. И. Театральная педагогика в профессии педагога-психолога // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях — Ч.1/ Отв. Редактор Уварина Н. В. — Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015. — 511 с.

4. Ланцова Т. И. Теоретические основы программы развития творческих способностей педагога-психолога средствами театральной педагогики // Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 3 (ноябрь), 2015

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы //Крымский научный вестник №4. Т.2 — 2015. — с. 232-238.

6. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания; Дневник ученика // Станиславский К. С. Собр. соч. В 9 т. М., 19881999. Т. 2. [Ред. тома и авт. вступ..ст. А. М. Смелянский.] 1989. С. 440.

7. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования // Крымский научный вестник. — 2015. — № 4, Том 2. Педагогические науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.