УДК 7.094
Селиванова Н.В. студент магистрант направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Олейникова Е.Г. профессор
кафедра государственного управления и политологии Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС при
Президенте РФ Россия, г. Волгоград
РАЗВИТИЕ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦИРКАМИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И
МЕТОДЫ
Аннотация. В статье рассматриваются фундаментальные основы развития циркового дела как формы искусства и творческой деятельности, в которой возможно сочетание разных способов представления таланта и одновременно яркого, красочного шоу.
Ключевые слова: цирковое дело, цирковое искусство, качество услуги, цирковой артист, престиж профессии.
Selivanova N. V.
undergraduates Russian Academy of National Economy and Public Administration the President of the Russian
Federation
Volgograd Institute of Management Scientific supervisor: doctor of historical Sciences, associate Professor
Oleinikova E.G.
DEVELOPMENT OF CIRCULAR ART AND FEATURES OF MANAGEMENT OF CIRCUSS IN RUSSIA: THE BASIC STAGES AND
METHODS
Abstract. The article deals with the fundamental principles of the development of circus business as a form of art and creative activity, in which it is possible to combine different ways of representing talent and at the same time a bright, colorful show
Keywords. circus, circus art, quality of service, circus performer, prestige of the profession
Образование и развитие циркового искусства неотъемлемо от общей истории человечества и основательно вписано в ее контекст.
Основоположность цирка неразрывно связана с обрядами, играми, с устоем быта и образа жизни народа, а также с появлением новых видов занятости и и укладом жизни, и даже - с основами маркетинга:
• пантомима образовалась из ритуальных традиций
первобытного человека, которые помогали обеспечению удачной охоты;
• укротители ведут свою историю от гладиаторов, которые сражались с дикими животными;
• выступление с лошадьми берет свое начало с античных гонок на колесницах, которые являлись излюбленным развлечением древних римлян;
• искусство хождения по канату появилось в обществе ремесленников, занимающихся изготовлением канатов.
В связи с тем, что технические приемы со временем усовершенствовались, это привело и к развитию жанра феерии. Жанр, в котором манеж заполняют не традиционно песком, а водой либо льдом. Так как разные жанры рождались и крепли в процессе модернизации, так же и приоритетные жанры и желания зрителей изменялись вместе с ними.
Но, не смотря ни на что, цирк всегда является и представляет из себя наиболее демократичный вид искусства, потому что абсолютно среди всех возрастных, а так же социальных групп зрителей пользуется большой популярностью. Причины этого чрезвычайно сложны и многогранны.
Основа популярности цирка связана с тягой человечества к идеалу, к чуду, к сказке, которая уводит за пределы реальной жизни и открывает новые возможности человека. Цирковые артисты показывают чрезвычайную мощь, отвагу и чудеса ловкости, недосягаемые для обычного зрителя. Силачи жонглируют гантелями и поднимают громадные массы, так же артисты, обладающие невероятной гуттаперчевостью, демонстрируют необыкновенную гибкость, факиры завораживают при помощи огня или дрессировкой змей; воздушные акробаты показывают невообразимую легкость, летая под куполом цирка, артисты жонглируют самыми различными предметами, в том числе - ногами («икарийские игры»), дрессировщики поражают умением заставлять слушаться и выполнять команды домашних животных, а укротители находятся в непосредственной близости с дикими зверями. Невообразимые умения артистов вызывают у зрителей восторг и чувство гордости.
Цирковое искусство, видовая общность которых была ярковыражена, цирки разных времен, народов, а также - направленные на различные социальные группы зрителей, обладали своими, характерными только им, отличительными особенностями.
На данный момент в наш обиход прочно вошло слово "шоу", значением которого является - зрелище. Будучи основой любого торжества и наиболее ранней формой культуры человека, зрелище можно назвать необходимым условием жизни человека. Основы народного зрелищного искусства уходят корнями в глубокую старину как в Российской Федерации, так и в странах Запада. Уже в древности жили люди, призванием которых было развлекать окружающих. В III тысячелетии до нашей эры на острове Крит находились определенные сооружения (они считаются первыми в
истории цивилизации), которые были предназначены для проведения народных праздников и эффектных представлений. В IV в. до нашей эры в Афинах был построен первый в мире монументальный театр из камня. Языческие обряды дали старт к появлению бродячих артистов - скоморохов. Скоморохи являлись профессиональными представителями зрелищной культуры, они ходили по селам и городам "ватагами", представляли публике «косолапого», разыгрывали юмористические сцены. Изображения акробатов, силовых бойцов кулачного боя, музыкантов, лошадиных соревнований были обнаружены на фресках Софийского собора в Киеве, которые датированы 1037 годом. В реалиях нынешнего времени эти люди совмещают в себе профессии актеров, певцов, музыкантов, танцоров, акробатов, жонглеров, фокусников, дрессировщиков. Площадкой для своих выступлений они выбирали места массового скопления людей - площади, торжища, ярмарки, также домашние мероприятия. В XV - начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.
Именно скоморохи и балаган дали были родоначальниками жанра эстрады, цирка и кукольного театра. Выступления с масштабными зрелищными составляющими берут своё начало испокон веков. А в периоды серьезных потрясений исторических катаклизмов и социальных потрясений в жизни людей, значение различных форм циркового жанра выходит на новую ступень значимости и начинает быть более ценным «продуктом». Они способны даже придать определенную ориентацию действиям огромных масс. Немецкий поэт, государственный деятель, философ Иоганн Вольфганг фон Гёте утверждал: « Толпа любит яркое, сильное, выразительное, разнообразное». Если посмотреть на современное общество и сегодняшнюю жизнь, грандиозные по масштабам, иногда даже слишком помпезные театрализованные представления стали неотъемлемой частью жизни.
Благодаря научно-техническому прогрессу, который открыл широкие возможности применения технических средств в выступлениях, появилась возможность развития зрелищных форм. Одним из очень популярных видов зрелищного искусства является эстрада. Это вид целостной программы, состоящей из коротких концертных номеров, рассчитанный на массовое восприятие.
Слово «цирк» происходит от латинского слова circus, в переводе «круг». Цирковое искусство берет свое начало в представлениях на ярмарочных площадях средневековых городов и школах верховой езды. Цирк ориентировался на демократическую аудиторию, использовал опыт народных гуляний. Стоило собраться народу, появлялись и артисты, умевшие делать необыкновенные трюки. На Нижегородскую ярмарку в России, где шла бойкая торговля, стекались актеры со всего света. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси -скоморохами, в Средней Азии - дорбозами. Привычная для зрителя круговая арена современного цирка, унаследовала свою форму от выступления актеров к ругу зрителей.
Первооткрывателем одного из современных цирков в 1683 году был житель Лондона, которого звали Сэдлер. Он обнаружил в своем саду лекарственную траву и чтобы привлечь как можно больше пациентов открыл театр, в котором разыгрывались бесплатные представления и можно было приобрести лекарство. То есть, один из первых более современных цирков был открыт в маркетинговых целях.
Считается, что первый в мире постоянный цирк открылся в середине 18 века в Англии. И являлся им амфитеатр, который был построен в 1780 году в Лондоне англичанином Филиппом Астлей, являющимся в прошлом солдатом-кавалеристом. Здание предназначалось для занятий верховой ездой. Он же основал и первую цирковую династию.
Первыми создателями русского стационарного цирка были братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Началом пути артистов братьев Акима, Петра и Дмитрия Никитиных начиналось с представлений на улице: развлекали зрителей саратовских дворов игрой на шарманке и петрушечной ширмой. Ранее в роли директоров цирков всегда были артисты, которые сами выступали на манеже и руководили выступлениями своих партнеров и учеников. С прошествием времени чаще возглавлять цирки стали антрепренеры - люди, которые не понимают в искусстве, а заботятся только об организационной и финансовой стороне дела.
Так как государственные органы власти считали зрелищные предприятия и народные гулянья одной из статей дохода, они стремились взять их под свой контроль. Министром финансов было внесено предложение об отнесении всех зрелищных балаганов к елочным торговым заведениям и о взимании с них соответствующие налоги и сборы. Городское управление взимало с директоров значительную земельную пошлину. В дореволюционный период на равнее со всеми зрелищными мероприятиями представления цирковых артистов подвергались цензуре. Антиправительственные выпады и агитация были под запретом и задачей цензуры являлось их недопущение. Но полное подчинение официальной идеологии и целенаправленное развитие циркового искусства не входили в перечень задач, которые государство считало бы приоритетными.
В советские времена ситуация изменилась в корне. 26 августа 1919 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела»16, подчеркнув значимость развития циркового дела как одного из направлений культурной политики в СССР. В пункте 23 Декрета указывалось: «Цирки, как предприятия, с одной стороны, доходные, с другой стороны, демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ, а также всякого рода эстрады,
;бДекрет об объединении театрального дела был принят на заседании Совета Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина 26 августа 1919 г. Опубликован в газете «Известия» 9 сентября 1919 г.
администрируются наравне с неавтономными театрами»1'
Вследствие чего, с 1919 года цирки признаны государственными, получив право на государственную финансовую, а также административную и кадровую помощь, но были лишены финансовой самостоятельности.
В 1927 году в столице произошло открытие Государственного училища циркового и эстрадного искусства. В будущем его выпускники вписали свои имена в книгу гордости отечественного цирка.
После войны все цирки вошли во Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», образованное в 1957 году на базе Главного управления цирками. Союзгосцирк, руководителем которого был Министр культуры СССР. В 1970-е годы в его подчинении были более шестидесяти стационарных цирков, национальные цирковые коллективы, передвижные цирки, цирк, ориентированный на работе с водой, два цирка, специализирующихся на работе со льдом, 13 цирков с животными.
За рубежом артисты представляющие программы на высоком профессиональном уровне пользовались непоколебимым успехом. Язык цирка не требует перевода и поэтому приемлем для жителей всех странах и.
После распада СССР появилось много проблем. Виной тому стали огромное количество ошибок в культурной политике, повальная коммерциализация. Они оказали пагубное влияние на цирковое искусство. Стало невозможно постоянно обновлять программы, а без смены номеров цирк не может существовать и развиваться. В связи с этим, многие цирковые труппы были вынуждены окончить свои выступления. Подавляющее большинство цирковых трупп осталось в России. Наследником компании Союзгосцирк стала корпорация "Российский цирк". Московские и петербургский цирк из ее состава вышли, однако сотрудничают и по сей день.
Благодаря тому, что московские и петербургские цирки смогли сохранить талантливых режиссёров и оснащены по последнему слову техники, в данный момент они играют ключевую роль. Постановлением Правительства Российской Федерации N0196 от 28 февраля 1995 года компания «Российский цирк» была преобразована в организацию федерального подчинения в форме государственного унитарного предприятия и стала называться «Российская государственная цирковая компания» (Росгосцирк). Компания владеет двумя уникальными Центрами циркового искусства: в столице Российской Федерации и Ростове-на-Дону. В центрах под управлением талантливых режиссеров, балетмейстеров, композиторов разрабатываются и подготавливаются новые проекты, номера, которых никто не видел, аттракционы. В настоящее время субъектами цирковой деятельности в Российской Федерации являются:
• Российская государственная цирковая компания;
17 Декрет СНК РСФСР от 26.08.1919 «Об объединении театрального дела» - [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.kino-teatr.ru/teatr/history/8/1279/
• федеральные государственные цирки - Большой Московский государственный цирк, Большой Санкт-Петербургский государственный цирк;
• государственные цирки, учредители которых -субъекты Российской Федерации (Государственный цирк Республика Бурятия, Казанский государственный цирк, Государственный цирк Республика Саха (Якутия), Государственный цирк Республика Удмуртия);
• частные цирковые организации, самой крупной из которых является - Московский цирк на Цветном бульваре им. Ю. Никулина;
Таким образом, за последние два десятилетия прежняя строго централизованная система управления отечественным цирком претерпела значительные изменения. Некоторые государственные цирки не входят в состав Российской государственной цирковой компании, функционируют цирки, учредителями которых являются субъекты РФ, появляются частные цирковые компании. Многие посреднические фирмы работают над распространением циркового продукта, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.
Вместе искусства цирка сохраняется преемственность творческого состава крупных систем, что на данный момент соответствует мировым веяниям. Сегодня большинство артистов трудятся в одной из трех цирковых организаций, а ядром системы остается Российская государственная цирковая компания. Помимо субъектов, профессионально занимающихся цирковой деятельностью, существуют цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы. Однако любительское цирковое движение не получает должной поддержки со стороны государства и профессиональных цирков.
В цирковом пространстве функционируют общественные объединения циркового профиля, которые призваны представлять и защищать интересы цирков и цирковых деятелей. К ним относятся Российский союз цирковых деятелей, Ассоциация артистов цирка, Ассоциация любительских цирков России. Кроме того, созданы Академия циркового искусства и Цирковой клуб при Центральном доме работников искусств.
Использованные источники:
1. httpV/рустрана.рф// История российского цирка
2. Декрет СНК РСФСР от 26.08.1919 «Об объединении театрального дела» -[Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.kino-teatr.ru/teatr/history/8/1279/
3. Официальный сайт Волгоградского Государственного Цирка -http: //www.circus-vol go grad.ru
4. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2007 г. № 454 «От утверждении устава Федерального Казенного Предприятия «Российская государственная цирковая компания»
5. Устав Федерального Казенного Предприятия «Российская государственная цирковая компания»
6. А.И.Орлов «Менеджмент «Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.
УДК 796:656.2
Селюкин Д.Б. преподаватель
Санкт-Петербургский Горный университет Россия, г. Санкт-Петербург ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ БОРЦОВ
Аннотация:
Спортивную тренировку занимающихся различными видами борьбы следует рассматривать как процесс физического воспитания. Которое в свою очередь содержит: средства укрепления здоровья, всестороннего развития физических способностей, нравственного, эстетического воспитания и развития волевых качеств.
Ключевые слова: спортивная тренировка, воспитательный процесс, физическое совершенствование.
Selyukin D.B. teacher
St. Petersburg Mining University Russia, St. Petersburg THE CONCEPT AND ESSENCE OF SPORT TRAINING
FIGHTERS.
Annotation:
Sports training engaged in various kinds of struggle should be seen as a process ofphysical education. Which in turn contains: means of strengthening of health, all-round development of physical abilities, moral, esthetic education and development of strong-willed qualities.
Key words: sports training, educational process, physical improvement.
В системе физического воспитания спортивную тренировку следует рассматривать как многолетний, системно-специализированный педагогический процесс воспитания, обучения и развития, направленный на достижение физического совершенствования занимающихся и максимальных спортивных результатов.
Во многих трудах современных авторов понятия «обучение» и «тренировка» по своему содержанию дискретны.
Следствием такой трактовки является тенденция выраженного искусственного разграничения единого педагогического процесса на два самостоятельных компонента. В сущности же процесс обучения является частным этапом (составной частью) процесса тренировки. Структуру его определяют специфичные по содержанию задачи, методы и формы