ЭКОНОМИКА
DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10338
УДК 332.1
Л. Г. Батракова https://orcid.org/0000-0003-2356-3511
Развитие цифровой экономики в регионах России
Аннотация. Цифровая трансформация в России немыслима без участия регионов, она является комплексной стратегией регионального развития. В статье рассмотрены подходы к определению термина «цифровая экономика». Указана нормативная база развития цифровой экономики в регионах. Проанализирован объем финансирования мероприятий по информатизации за счет средств субъектов Российской Федерации. Среди приоритетных подиндексов рейтинга информатизации регионов выделены ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения и ИКТ в сфере транспорта. Рассмотрено построение индекса «Цифровая экономика». Дана статистика развития информационного общества в Российской Федерации. Проведен анализ проблем и рисков, препятствующих развитию цифровой экономики в России.
Ключевые слова: цифровая экономика, регионы, индекс «Цифровая Россия».
ECONOMICS
L. G. Batrakova
Development of digital economy in Russian regions
Abstract. Digital transformation in Russia is unthinkable without the participation of the regions, it is a comprehensive strategy of regional development. The article considers approaches to the definition of the term «digital economy». The regulatory framework for the development of the digital economy in the regions is indicated. The volume of financing of measures on informatization at the expense of means of subjects of the Russian Federation is analyzed. Among the priority sub-indices of the rating of informatization of the regions are: ICT infrastructure, e-government, ICT in education, ICT in health and ICT in transport. The construction of the index «Digital economy» is considered. The statistics of information society development in the Russian Federation is given. The analysis of problems and risks hindering the development of the digital economy in Russia.
Keyword: the digital economy, the regions, the index «Digital Russia».
Развитие цифровой сферы объявлено целями государственной информатиза-в России одним из важнейших направ- ции являются улучшение качества жиз-лений развития страны. Основными ни граждан, создание условий для по-
© Батракова Л. Г., 2019
Развитие цифровой экономики в регионах России
51
вышения уровня открытости власти, ликвидация цифрового неравенства.
Термин «цифровая экономика» (digital economy) был введен в употребление американским специалистом в области информатики, основателем ме-диалаборатории (Media Labs) Массачу-сетского технологического института (MIT) Николасом Негропонте (род. 1 декабря 1943 г.) в 1995 г. [19]. В настоящее время термин «цифровая экономика» (встречаются и такие названия, как интернет-экономика, новая экономика или веб-экономика) используется во всем мире, несмотря на то, что его однозначное определение до сих пор отсутствует, а содержание также требует уточнения. Большое количество новых терминов, которые употребляются авторами публикаций о цифровых техно ло-гиях, определяет сложности в понимании сущности явления цифровой экономики.
В июне 2017 г. в аналитическом центре при Правительстве РФ обсуждался вопрос о роли правительства в развитии цифровизации. Участники отметили, что общего представления о цифровой экономике нет и что каждая страна имеет свой путь в развитии цифровой экономики. Ввиду отсутствия у экспертов, включая представителей Всемирного банка, научного понимания «цифровой экономики» научная методология оценки готовности стран к цифровой экономике подменяется субъективными оценками экспертов [9, с. 45]. Следовательно, проблема становления и развития цифровой экономики актуальна не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.
В докладе Всемирного банка о мировом развитии «Цифровые дивиденды» (2016 г.) говорится, что информационные технологии приобретают все
большую важность в экономическом развитии всех стран мира без исключения. «Цифровая экономика» в докладе определена в широком смысле слова как система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [10].
Определение цифровой экономики дано в «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы»: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых, по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [18].
На наиболее значимой ежегодной экономической конференции в России -Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) (июнь 2017 г.) В. Путин подчеркнул: «...цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества». На конференции были обозначены основные направления работы в цифровой экономике: совершенствование нормативной базы, господдержка компаний, специализирующихся на цифровых технологиях, создание государством и бизнесом
52
Л. Г. Батракова
опорной инфраструктуры цифровой экономики, выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а также внедрение всеобщей цифровой грамотности.
Цифровая трансформация в России немыслима без участия регионов, она является комплексной стратегией регионального развития. Главная задачая правительства - повышение вовлеченности регионов в реализацию национального проекта «Цифровая экономика» и обеспечение учета их реальных возможностей и интересов.
Большинство регионов связывает развитие цифровой экономики с информационным обществом как объединяющим блоком на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Однако в развитии цифровизации регионов существуют определенные проблемы. Среди основных выделим следующие: недостаточное финансирование ИТ-проектов в регионах, кадровый дефицит, несогласованность действий между разными уровнями власти. Кроме того, в отдаленных и малонаселенных регионах существует проблема, связанная с отсутствием или слабым развитием региональной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
21 мая 2010 г. в Томске на XIII Инновационном форуме «Innovus» при поддержке Минэкономразвития, Росна-но, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации была создана межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации -«Ассоциация инновационных регионов России» (АИРР). Данное объединение было создано для поддержки и продвижения инновационных экономических,
научно-технических и образовательных проектов. В настоящее время в АИРР входят республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Алтайский, Красноярский и Пермский края, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская и Ульяновская области.
Все регионы АИРР отмечают в качестве приоритетных сфер применения цифровых технологий образование, здравоохранение, «умный» город (ЖКХ, транспорт, инфраструктура), государственное управление. В регионах существуют программы, где рассматриваются вопросы развития цифровых технологий:
- в сфере образования регионов развитие цифровых технологий связано с внедрением информационных систем (электронное образование, представляющее собой систему обучения с помощью различных электронных и информационных технологий; электронные образовательные платформы, внедрение сетевых и дистанционных образовательных программ и др.). В целях реализации государственной политики в Республике Коми внедрены инструменты эффективного управления территориями «Электронное образование» (подсистема «Сетевой Город. Образование»);
- в сфере здравоохранения развитие цифровых технологий реализуется преимущественно посредством автоматизации и роботизации лечебных и диагностических процессов, а также создания центров компетенций;
- предпринимательство и инновации;
- ЖКХ;
- государственное и муниципальное управление;
Развитие цифровой экономики в регионах России
53
- потребительский рынок;
- труд, социальная защита населения [14].
Ярославская область входит в первую двадцатку субъектов РФ по уровню развития информационного общества. Реализация проектов в сфере информационных технологий (формирование инфраструктуры, развитие электронного правительства, создание сервисов и услуг на базе информационно-коммуникационных технологий) является одним из основных направлений программы социально-экономического развития Ярославского региона «10 точек роста». За счет перехода на электронный документооборот, автоматизации процедур и процессов повысилась эффективность государственного и муниципального управления. Жители Ярославля могут влиять на работу местных властей, проголосовать за проект благоустройства территории города и пр.
По результатам мониторинга Минэкономразвития, Ярославская область относится к числу лидеров по качеству предоставления государственных услуг в электронной форме: на портале госуслуг зарегистрировано около 400 тысяч жителей региона, в электронной форме доступно порядка 300 региональных и муниципальных услуг.
На IV Всероссийском конкурсе региональной и муниципальной информатизации «Проф-ГГ» региональная комплексная информационная система «Государственные услуги - Ярославская область» признана одной из пяти лучших в номинации «Лучший проект им-портозамещения в сфере информационных технологий».
В апреле 2018 г. в Совете Федерации был создан совет по развитию цифровой экономики. К основным задачам были
отнесены изучение тенденций развития цифровой экономики, разработка рейтинга цифровизации регионов, подготовка предложений по формированию и реализации госполитики в этой области. Субъектам Федерации было рекомендовано разработать «дорожные карты» по цифровизации. Необходимость внедрения рейтинга объясняется тем, что у регионов отсутствуют показатели и ожидаемые результаты, которые можно контролировать.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и координации информатизации» провел анализ и мониторинг региональных ИТ-бюджетов. Совокупный объем финансирования мероприятий по информатизации в субъектах Российской Федерации в 2017 г. составил порядка 85 млрд рублей, что на 21,6 % больше, чем в 2016 г. Запланирован рост расходов на финансирование мероприятий по информатизации в 2018 г. до 100 млрд рублей [12].
В 2018 г. лидером по объему финансирования, запланированному на информатизацию, является Москва - 49,9 млрд рублей. Второе место занимает Санкт-Петербург с объемом бюджета 10,1 млрд рублей. Третье место - Московская область с бюджетом 5,2 млрд рублей. На четвертом месте Ханты-Мансийский автономный округ с бюджетом 2,6 млрд рублей. На пятом месте Республика Татарстан с запланированным бюджетом в 1,8 млрд рублей. Всего на долю топ-5 приходится 67 % всех региональных ИКТ-расходов (табл. 1).
В Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центр экспертизы и координации информатизации» (ФГБУ «ЦЭКИ») отмечают, что главными направлениями расходов регионов в 2017-2018 гг. являются формирование
54
Л. Г. Батракова
базовой инфраструктуры связи, создание отраслевых информационных систем, перевод государственных услуг в электронную форму. Это указывает на то, что затраты регионов соответствуют основным целям Концепции региональ-
ной информатизации, а также Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Таблица 1
Сведения об объемах финансирования мероприятий по
№ Субъект РФ Объем финансирования в 2017 г., тыс. руб. Объем финансирования в 2018 г., тыс. руб. (плановые значения)
1 Москва 41165865,7 49932183
2 Санкт-Петербург 8029488,6 10187867,8
3 Московская область 4359150,8 5217967,1
4 Ханты-Мансийский АО 1820138,7 2665620,1
5 Республика Татарстан 1780813,3 1815027,1
34 Ярославская область 392100,1 389774,5
83 Астраханская область 19091,6 39700
84 Республика Ингушетия 11000 12000
85 РСО-Алания 9036 24915,4
Итого 85233668,39 101672592,05
Источник данных - ЦЭКИ (на основе опроса регионов).
В табл. 1 об объемах финансирования мероприятий по информатизации видно, что в бюджетах всех субъектов РФ запланировано финансирование развития цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. Финансируются масштабные программы по информатизации и цифровизации городов и регионов («Умный город» в Москве, «Программа информатизации» в Республике Татарстан и т. п.).
Работа с информацией оценивается как одно из главных направлений работы. В 2017 г. Россия потратила 55 млрд рублей на защиту цифровых данных. Очевидно, что особо заинтересованы в инвестировании в ГГ-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы.
Необходимость отражения наличия и успешности инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне, послужила мотивацией для разработки индекса развития цифровой экономики. Центром финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО разработана авторская методология расчета индекса «Цифровая экономика», который учитывает количественные показатели и экспертную оценку, основанную на анализе метаданных, отражающих процессы цифровизации регионов. Индекс «Цифровая Россия» - это первая и на данный момент единственная система измерения текущего состояния и динамики цифровизации страны.
Система оценки охватывает развитие цифровой экономики 85 субъектов Рос-
Развитие цифровой экономики в регионах России
55
сийской Федерации, включая республику Крым и Севастополь. Значение индекса «Цифровая Россия» заключается в том, что он помогает государственным структурам выявить опережающие и отстающие регионы и скорректировать их деятельность по развитию цифровой экономики.
Сам индекс состоит из нормированных субиндексов, которые описывают уровень нормативного регулирования и административные показатели, кадры и учебные программы, исследовательские компетенции, информационную инфраструктуру и информационную безопасность, экономическую эффективность, социальные эффекты и научную деятельность. Итоговая оценка складывается из суммы субиндексов, максимальная оценка - 100 баллов. Если та или иная
инициатива имеет конкретные действия (например, по созданию информационной инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес-эффекты, она получает 100 баллов.
Среди приоритетных подиндексов рейтинга ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения и ИКТ в сфере транспорта. Перечень подиндексов соответствует разделам Концепции развития региональной информатизации, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р. Значения Индекса «Цифровая Россия» в регионах ЦФО показаны в таблице 2.
Индекс «Цифровая Россия» в регионах ЦФО в
Место (ЦФО) Место (Россия) Регион Индекс I полугодие 2018 Индекс 2017 Динамика, %
1 1 Москва 75,14 70,01 +7,33
2 7 Московская область 71,86 65,61 +9,53
3 11 Липецкая область 69,8 62,59 +11,52
4 13 Белгородская область 69,49 64,51 +7,72
5 15 Воронежская область 68,51 61,57 +11,27
9 24 Ярославская область 64,42 57,96 +11,15 %
16 65 Костромская область 46,01 28,55 +61,16 %
17 69 Брянская область 44,84 28,36 +58,11 %
18 70 Орловская область 43,92 27,85 +57,70 %
Таблица 2 полугодии 2018 г.
Источник данных - Московская школа управления СКОЛКОВО
56
Л. Г. Батракова
В целом по России первое место по цифровизации в первом полугодии 2018 г. заняла Москва. Второе место -Татарстан с коэффициентом 74,74 (2017 г. - 67,95), далее - Санкт-Петербург с коэффициентом 74,55 (2017 г. - 67,54). Как отмечают исследователи, данные регионы отличают высокая плотность населения, а также наличие современной промышленности и образовательной инфраструктуры.
К десяти лучшим относятся Ханты-Мансийский автономный округ (74,24; 67,88), Тюменская область (74,01; 65,44), ЯНАО (72,43; 66,03), Московская область (71,86; 65,61), Республика Башкортостан (71,29; 65,08), Ленинградская область (71,25; 62,45) и Челябинская область (70,75; 59,81). На последних трех местах рейтинга находятся Республика Тыва (38,2; 34,04), Республика Ингушетия (38,15; 28,03) и Еврейская автономная область (37,2; 26,06).
Средний балл цифровизации, по сравнению с 2017 г., повысился и составил 55,94, сократился разброс регио-
нальных значений, увеличилось среднее медианное значение индекса - 56,22 балла в 2018 г. против 45,57 в 2017-м.
По данным из открытых источников, основными факторами, влияющими на неравномерное развитие цифровизации в регионах, являются
- недостаток квалифицированных кадров;
- недостаток финансирования;
- наличие цифрового неравенства.
Необходимо формирование новой
регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий.
По данным рейтинга Digital Society Index 2017, Россия по уровню развития цифровой экономики занимает десятое место: по уровню вовлеченности (доступ к инфраструктуре, профессиям и рабочим местам эпохи digital) - 7, а по уровню доверия, которое является ключевым условием развития цифровой экономики, - 9 (табл. 3).
Место Динамика Вовлеченность Доверие Итого
1 США Великобритания Китай Великобритания
2 Великобритания Китай Германия США
3 Германия США Великобритания Китай
4 Франция Австралия Австралия Германия
5 Австралия Франция Франция Франция
6 Япония Германия США Австралия
7 Испания Россия Испания Испания
8 Китай Испания Италия Италия
9 Италия Италия Россия Япония
10 Россия Япония Япония Россия
Таблица 3
Показатели рейтинга по уровню развития цифровой экономики стран мира в 2017 г. [18]
Развитие цифровой экономики в регионах России
57
При анализе уровня развития цифровой экономики в стране необходимо рассматривать и такие показатели, как инновационный характер экономики, увеличение числа пользователей сетевых технологий, рост образовательного уровня населения, оборот электронной торговли, количество интернет-
магазинов, число людей, использующих компьютеры, количество пользователей, имеющих доступ к интернету, уровень компьютерных навыков населения, объем инвестиций в телекоммуникации и др. Особенности развития информационного общества в России (по данным Росстата) представлены в табл. 4, 5.
Таблица 4
Развитие информационного общества в Российской Федерации [15]
Использование ИКТ в домашних хозяйствах 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
2.6.4 Число мобильных телефонов на 100 домохозяйств штук 228 237 244 250 257 256 245 245
Использование интернета
2.6.5 Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств процент 41,3 50,2 59,1 65,1 67,0 68,4 70,3 70,3
2.6.6 Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, в общем числе домашних хозяйств процент 48,4 56,8 63,8 69,1 69,9 72,1 74,8 76,3
2.6.7 Численность пользователей интернета на 100 человек населения процент 64 67 70 73 76
2.6.8 Доля населения, являющегося активными пользователями интернета, в общей численности населения процент 61,4 64,9 68,3 71,5 74,1
58
Л. Г. Батракова
Таблица 5
Проблемы и риски по основным направлениям развития «цифровой экономики»_
Направления развития
Положительные стороны
Проблемы и риски
Экономические
- более открытый и доступный рынок;
- рост производительности труда;
- поиск новых конкурентных стратегий организаций;
- повышение конкурентоспособности;
- стремление увеличивать результативность конкурентной борьбы;
- снижение издержек производства;
- быстрота получения и обработки определенных, значимых данных как фактор производства;
- создание новых отраслей, рабочих мест, профессий (например, таких как персональный бренд-менеджер, виртуальный адвокат, модератор платформы общения с представителями государственных органов, инфости-лист, цифровой лингвист, тайм-брокер, дизайнер интерфейсов и др.);
- появление объединений, заинтересованных в качественно иных технологических решениях
- цифровая зависимость одной страны от другой -причина увеличения отставания в экономическом развитии между этими странами;
- создание новых рыночных правил для ведения бизнеса, производителей и покупателей;
- повышение уровня сложности бизнес-моделей и схем взаимодействия;
- рост числа экономических преступлений в кибер-пространстве, в результате чего фирмы несут потери;
- исчезновение некоторых профессий и некоторых отраслей экономики;
- рост безработицы на рынке труда в связи с роботизацией рабочих мест;
- снижение числа рабочих мест низкой и средней квалификации;
- необходимость пересмотра административного и налогового кодексов;
- выработка общей нормативной базы и международных стандартов для перспективных технологий;
- спланированная дезинформация как фактор недобросовестной конкуренции;
- осуществление незаконной предпринимательской деятельности_
Развитие цифровой экономики в регионах России
59
Направления развития Положительные стороны Проблемы и риски
Финансовые - упрощение финансовых операций; - повышение роли электронных и цифровых денег - снижение уровня безопасности данных; - риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных
Социальные - преодоление социального неравенства; - появление новых возможностей для обеспечения жизни людей - потенциальное наблюдение за гражданами; - «цифровое рабство» как использование данных о населении для управления их поведением; - рост числа моделей поведения, использующих намеренно искаженную информацию; - проблема обеспечения прав человека в цифровом мире
Научные - формирование нового научного направления развития информационных технологий - изменение терминологического аппарата, а также трактовка экономических категорий, интерпретация некоторых понятий; - низкий уровень внедрения отечественных разработок; - недостаточная эффективность научных исследований
Образовательные - развитие электронного обучения; - развитие дистанционного обучения; - повышение собственной компетентности в сфере цифровых информационных технологий - разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам («цифровой разрыв»); - проблема обеспечения доверия граждан к цифровой среде; - недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности
Управленческие - развитие электронного документооборота; - проблема агрегации данных в единый комплекс управления организацией;
60
Л. Г. Батракова
Направления развития Положительные стороны Проблемы и риски
- использование информационно-коммуникационных систем в процессе управления; - снижение уровня бюрократии; - цифровизация государственных услуг - необходимость интеграции разнородных информационных сред в единое цифровое пространство фирмы; - зависимость организационной эффективности компании от ее цифрового потенциала; - увеличение рисков и уровня неопределенности во время принятия стратегических решений
Показатель «доля домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, в общем числе домашних хозяйств» является целевым индикатором реализации Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Он входит в интегрированный показатель «Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество
(2011-2020 гг.)». С 2014 г. его расчет осуществляется по форме № 1-ИТ «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей» (годовая). Срок предоставления официальной статистической информации -
В заключение отметим, что цифровая экономика - это новый вид экономических отношений во всех отраслях мирового рынка. Для ее развития необходимо создание инфраструктуры, включающей аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т. д., построение новых моделей ведения бизнеса, научных и социальных сетей, формирование доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков, повышение уровня владения цифровыми технологиями, обучение и переквалификация специалистов. К предпосылкам развития цифровой экономики в России можно отнести высокий потенциал для подготовки специалистов цифровой экономики, наличие технологических решений по созданию эффективной инфраструктуры.
март.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. Ш632-р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
3. Батракова, Л. Г. Возможности моделирования в экономике знаний // Математическое моделирование в экономике, страховании и управлении рисками : сб.
Развитие цифровой экономики в регионах России
61
науч. статей Международной молодежной научно-практической конференции / Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, International Science Association (ISCASS). - Саратов, 2013. - С. 24-29.
4. Батракова, Л. Г. Показатели развития экономики знаний // Ярославский педагогический вестник. 2012. - Т. 1. - № 2. - С. 107-111.
5. Батракова, Л. Г., Колпакова, А. Г. Стратегия и тактика процесса управления знаниями // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 1. - № 1. -С. 109-112.
6. Батракова, Л. Г., Колпакова, А. Г. Формирование и развитие экономики знаний в России // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 1. - № 4. -С. 117-120.
7. В России могут создать рейтинг цифрового развития регионов https://tass.ru/ekonomika/5796744
8. В России появится рейтинг цифровизации регионов ttps://dni.ru/regions/2018/12/18/413937.html
9. Ведута, Е. Н., Джакубова, Т. Н. Big Data и экономическая кибернетика [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. -Выпуск № 63. Август 2017. - С. 43-66. - Режим доступа: http://e-
journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_63 ._avgust_2017_g./strategii_zifrovo
i_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf (Дата обращения: 30.11.2018).
10. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды». Обзор. [Электронный ресурс]. - Группа Всемирного банка, 2016. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR 20160verview-RUSSIAN-WebRes-B0x-394840B-0U0-9.pdf (Дата обращения: 15.01.2018)
11. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды». Обзор. [Электронный ресурс]. - Группа Всемирного банка, 2016. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR 20160verview-RUSSIAN-WebRes-B0x-394840B-0U0-9.pdf (Дата обращения: 15.01.2018)
12. Информатизация регионов (рынок России) http://www.tadviser.ru/index.php/%D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8 C%D1 %8F:%D0 %98 %D0 %BD%D1 %84 %D0 %BE%D1 %80 %D0 %BC%D0 % B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F_%D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D0 %BE%D0 %BD%D0 %BE%D0 %B2_(% D1 %80 %D1 %8B%D0 %BD%D0 %BE%D0 %BA_%D0 %A0 %D0 %BE%D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8)
13. Костылева, Т. Вышла полная версия рейтинга регионов по уровню развития цифровизации «Цифровая Россия». - http://d-russia.ru/vyshla-polnaya-versiya-rejtinga-regionov-po-urovnyu-razvitiya-tsifrovizatsii-tsifrovaya-rossiya.html (дата обращения 20.11.2018)
14. Мониторинг регионального законодательства в сфере развития цифровой экономики в регионах АИРР. - Томск - 2018. http://i-regions.org/images/files/monitoring-regionalnogo-zakonodatelstva.pdf
62
Л. Г. Батракова
15. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.02.2019)
16. Попов, Е. В., Семячков, К. А. Особенности управления развитием цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 54-61.
17. Регионы учат цифры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ig.ru/2018/11/18/umenshilsia-razryv-mezhdu-regionami-liderami-i-autsajderami-cifrovizacii.html
18. Россия вошла в топ-10 стран по уровню развития цифровой экономики: Новости на NNIT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mskit.ru/news/n207534/ (Дата обращения: 30 января 2019 г. )
19. Negroponte, N. Being Digital. - New York : Alfred A. Knopf, 1995. - 243 p.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody».
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. N 1632-r Programma «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii».
3. Batrakova, L. G. Vozmozhnosti modelirovaniya v ehkonomike znanij // Ma-tematicheskoe modelirovanie v ehkonomike, strahovanii i upravlenii riskami : sb. nauch. statej Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Sara-tovskij gosudarstvennyj universitet im. N. G. Chernyshevskogo, International Science Association (ISCASS). - Saratov, 2013. - S. 24-29.
4. Batrakova, L. G. Pokazateli razvitiya ehkonomiki znanij // Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2012. - T. 1. - № 2. - S. 107-111.
5. Batrakova, L. G., Kolpakova, A. G. Strategiya i taktika processa upravleniya znaniyami // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. - T. 1. - № 1. - S. 109-112.
6. Batrakova, L. G., Kolpakova, A. G. Formirovanie i razvitie ehkonomiki znanij v Rossii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. - T. 1. - № 4. - S. 117-120.
7. V Rossii mogut sozdat' rejting cifrovogo razvitiya regionov. https://tass.ru/ekonomika/5796744
8. V Rossii poyavitsya rejting cifrovizacii regionov. ttps://dni.ru/regions/2018/12/18/413937.html
9. Veduta, E. N., Dzhakubova, T. N. Big Data i ehkonomicheskaya kibernetika [Eh-lektronnyj resurs] // Gosudarstvennoe upravlenie. Ehlektronnyj vestnik. - Vypusk № 63. Avgust 2017. - S. 43-66. Rezhim dostupa: http://e-jour-
nal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_63._avgust_2017_g./strategii_zifrovoi_ek
onomiki/veduta_dzhakubova.pdf (Data obrashcheniya: 30.11.2018).
10. Doklad o mirovom razvitii 2016 «Cifrovye dividendy». Obzor. [Ehlektronnyj resurs]. - Gruppa Vsemirnogo banka, 2016. - Rezhim dostupa: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR 20160verview-RUSSIAN-WebRes-B0x-394840B-0U0-9.pdf (Data obrashcheni-ya: 15.01.2018)
11. Doklad o mirovom razvitii 2016 «Cifrovye dividendy». Obzor. [Ehlektronnyj resurs]. - Gruppa Vsemirnogo banka, 2016. - Rezhim dostupa: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-
Развитие цифровой экономики в регионах России
63
WDR 20160verview-RUSSIAN-WebRes-B0x-394840B-0U0-9.pdf (Data obrashcheni-ya: 15.01.2018)
12. Informatizaciya regionov (rynok Rossii) http://www.tadviser.ru/index.php/%D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8 C%D1 %8F:%D0 %98 %D0 %BD%D1 %84 %D0 %BE%D1 %80 %D0 %BC%D0 % B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F_%D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D0 %BE%D0 %BD%D0 %BE%D0 %B2_(% D1 %80 %D1 %8B%D0 %BD%D0 %BE%D0 %BA_%D0 %A0 %D0 %BE%D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8)
13. Kostyleva, T. Vyshla polnaya versiya rejtinga regionov po urovnyu razvitiya cifrovizacii «Cifrovaya Rossiya» http://d-russia.ru/vyshla-polnaya-versiya-rejtinga-regionov-po-urovnyu-razvitiya-tsifrovizatsii-tsifrovaya-rossiya.html (data obrashcheni-ya 20.11.2018)
14. Monitoring regional'nogo zakonodatel'stva v sfere razvitiya ehkonomiki v regionah AIRR. - Tomsk - 2018. Ehl. dostup: regions.org/images/files/monitoring-regionalnogo-zakonodatelstva.pdf
15. Oficial'nyj sajt Rosstata. [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 12.02.2019)
16. Popov, E. V., Semyachkov, K. A. Osobennosti upravleniya razvitiem cifrovoj ehkonomiki // Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2017. - № 2. - S. 54-61.
17. Regiony uchat cifry https://rg.ru/2018/11/18/umenshilsia-razryv-mezhdu-regionami-liderami-i-autsajderami-cifrovizacii.html
18. Rossiya voshla v top-10 stran po urovnyu razvitiya cifrovoj ehkonomiki: Novosti na NNIT. [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.mskit.ru/news/n207534/ (Data obrashcheniya: 30 yanvarya 2019 g.)
19. Negroponte, N. Being Digital. - New York : Alfred A. Knopf, 1995. - 243 p.
cifrovoj http://i-
dostupa:
64
r. EampaKoea