Научная статья на тему 'Развитие цепей поставок как ключевой драйвер интернационализации на растущих рынках'

Развитие цепей поставок как ключевой драйвер интернационализации на растущих рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / РАСТУЩИЕ РЫНКИ / РОССИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / 3PL-ОПЕРАТОРЫ / INTERNATIONALIZATION / EMERGING MARKETS / RUSSIA / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / 3PL-OPERATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Дмитрий Владимирович

В статье уделяется внимание влиянию развития цепей поставок на интернационализацию на растущих рынках на примере российской экономики. Актуальность исследования продиктована вступлением России во Всемирную торговую организацию, что повышает вероятность выхода отечественных компаний на международный рынок и развитие цепей поставок. Приведён краткий обзор предпринимательской деятельности в России, дано описание интернационализации российских компаний, рассмотрена роль управления цепями поставок в процессе выхода национальных компаний на международные рынки. Цель: Анализ роли управления цепями поставок в интернационализации национальной экономики на растущих рынках на примере России. Метод и методология проведения работы: Использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. В процессе использования фактического материала использовались методы экономико-статистического анализа. Результат: Предложена и аналитически обоснована качественная взаимосвязь развития цепей поставок и уровня проникновения национальных компаний на международный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supply chain development as a key driver of internationalization in emerging markets

The article discusses the influence of supply chain development on internationalization in emerging markets by example of Russian economy. The relevance of the research is related to the accession of Russia to the World Trade Organization, which increases the probability of domestic firms expanding their expanding activities on the international market. A short introduction to the entrepreneurship in Russian is given, and then internationalization of the Russian companies is described. Finally, the role of supply chain management in the process of entering domestic companies to the international market is shown. Purpose: Analysis of the role of supply chain management in the internationalization of national economy in emerging markets on the example of Russia. Methodology: General scientific methods were used: analysis and synthesis, comparisons, generalizations, system approach. In the course of use of the actual material methods of the economical and statistical analysis were used. Result: The author offers and analytically bases a qualitative linkage between supply chain development and the level of penetration of domestic companies to the international market.

Текст научной работы на тему «Развитие цепей поставок как ключевой драйвер интернационализации на растущих рынках»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-4-1 УДК 658.7

РАЗВИТИЕ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК КАК КЛЮЧЕВОЙ ДРАЙВЕР ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ НА РАСТУЩИХ РЫНКАХ

Зайцев Д.В.

В статье уделяется внимание влиянию развития цепей поставок на интернационализацию на растущих рынках на примере российской экономики. Актуальность исследования продиктована вступлением России во Всемирную торговую организацию, что повышает вероятность выхода отечественных компаний на международный рынок и развитие цепей поставок. Приведён краткий обзор предпринимательской деятельности в России, дано описание интернационализации российских компаний, рассмотрена роль управления цепями поставок в процессе выхода национальных компаний на международные рынки.

Цель: Анализ роли управления цепями поставок в интернационализации национальной экономики на растущих рынках на примере России.

Метод и методология проведения работы: Использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. В процессе использования фактического материала использовались методы экономико-статистического анализа.

Результат: Предложена и аналитически обоснована качественная взаимосвязь развития цепей поставок и уровня проникновения национальных компаний на международный рынок.

Ключевые слова: интернационализация, растущие рынки, Россия, управление цепями поставок, SPL-операторы.

SUPPLY CHAIN DEVELOPMENT AS A KEY DRIVER OF INTERNATIONALIZATION IN EMERGING MARKETS

Zaytsev D.V.

The article discusses the influence of supply chain development on internationalization in emerging markets by example of Russian economy. The relevance of the research is related to the accession of Russia to the World Trade Organization, which increases the probability of domestic firms expanding their expanding activities on the international market. A short introduction to the entrepreneurship in Russian is given, and then internationalization of the Russian companies is described. Finally, the role of supply chain management in the process of entering domestic companies to the international market is shown.

Purpose: Analysis of the role of supply chain management in the internationalization of national economy in emerging markets on the example of Russia.

Methodology: General scientific methods were used: analysis and synthesis, comparisons, generalizations, system approach. In the course of use of the actual material methods of the economical and statistical analysis were used.

Result: The author offers and analytically bases a qualitative linkage between supply chain development and the level of penetration of domestic companies to the international market.

Keywords: internationalization, emerging markets, Russia, supply chain management, 3PL-operators.

В условиях повышенной неопределённости, вызванной продолжительным финансовым кризисом, растущие экономики (emerging markets) показывают высокий потенциал развития, расширяя свою международную предпринимательскую деятельность.

Существует множество факторов, влияющих на интернационализацию экономики: ряд учёных выделяют географическую, предпринимательскую и сетевую специфики [18]. В других работах в качестве ключевых драйверов стратегии выхода на международный рынок рассматриваются инновации, управление знаниями, лидерство и управление цепями поставок [9]. Последний фактор одновременно отражает уровень развития транспортной инфраструктуры страны, технический уровень оснащения игроков рынка логистических услуг и степень внедрения управленческих стратегий в области построения цепей поставок на межфирменном уровне.

Целью данного обзора является анализ роли управления цепями поставок в интернационализации национальной экономики на растущих рынках на примере России. В работе приведён краткий обзор предпринимательства в России, затем дано описание процесса интернационализации российских компаний, рассмотрено управление цепями поставок и его роль в стратегии выхода национальных компаний на международные рынки. Автором предложена и аналитически обоснована качественная взаимосвязь развития цепей поставок и уровня проникновения национальных компаний на международный рынок.

Несмотря на указание в некоторых исследованиях на дифференциацию стран с растущей экономикой, например, по качественному уровню развития инфраструктуры и институциональному развитию [11], с точки зрения интернационализации компаний, данное исследование можно распространить на все растущие экономики, характеризующиеся высоким потенциалом экономического развития и государственной политикой, одобряющей экономическую либерализацию и принятие системы свободного рынка [6, с. 8].

Интернационализация предпринимательской деятельности в России

Предпринимательская активность России в последние годы показывает смешанную динамику, в том числе из-за традиционно высоких рисков нововведений различной природы [3]. Так, по данным ежегодного отчёта «Глобальный

мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor - GEM), доля предпринимателей, видящих новые возможности для организации бизнеса, в 2012 г. сократилась и составила 30% против 40% в 2011 г. [1].

В условиях глобализации и ужесточения международной конкуренции в России все большее количество национальных предприятий сталкивается с насыщением внутренних рынков сбыта и ограничением использования факторов производства своих государств [2]. Вместе с тем, Россию можно отнести к числу стран с одной из самых низких долей предпринимателей, имеющих потребителей за пределами страны: по данным GEM, более 90% предпринимателей отметили, что ориентированы только на российский рынок, а чуть менее 5% имеют от 1% до 25% зарубежных потребителей [1]. Такое поведение предпринимателей частично объясняется высокими рисками, связанными с глобальной конкуренцией, которая для России приобретает ещё большую актуальность в условиях вступления страны в ВТО [13].

Интернационализация представляет собой процесс адаптации стратегии, структуры и ресурсов фирмы к международной среде [7, с. 116]. По данным на 2013 г., счёт текущих операций в процентах к ВВП, который показывает уровень выхода на международный рынок, у России положительный, однако динамика в последние годы в целом отрицательная, что говорит об относительно малой доли экспортных операций (диаграмма 1).

Одной из наиболее популярных ныне моделей, описывающих процесс интернационализации, считается Уппсальская модель, которой, в большинстве своём, и следуют компании в растущих экономиках, разработанная Я. Йохан-соном (Johanson) и Я.-Е.Валне (Vahlne). Базовым объектом исследования являются «стадии» развития самой компании и ее поведение на разных этапах развития, в том числе и с точки зрения развития цепи поставок [12].

2006 2008 2010 2012 Диаграмма 1. Счёт текущих операций в процентах к ВВП в России

(2005-2013 гг.) [5]

Роль управления цепями поставок в интернационализации

Развитие международной логистики и глобальных цепей поставок является неотъемлемым элементом процесса интернационализации национальных компаний [17]. Согласно М. Кристоферу (Christopher), «цепь поставок есть сеть взаимосвязанных организаций, работающих вместе с целью контроля, управления и совершенствования потоков материалов и информации от поставщика до конечного потребителя» [8, с. 4]. Такие цепи поставок могут тянуться из одной страны в другую, выводя товары с национального рынка на глобальный.

В странах с растущей экономикой характерной чертой является высокий уровень логистических издержек [14]. Так, в валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 19%, тогда как средний мировой показатель логистических издержек в 2012 г. составлял 11,6% [4].

В целом, на сегодняшний день российский рынок логистических услуг не сформирован, относительно непрозрачен и находится на начальном уровне развития. Так, по рейтингу Всемирного банка, использующего индекс LPI (Logistics Performance Index) для оценки национального рынка логистических услуг, Россия в 2012 г. занимала 106 место среди 155 стран по использованию

международных поставок. Столь скромная позиция свидетельствует о слабом проникновении в Россию глобальных цепей поставок и, как следствие, ограниченной интернационализации российских компаний.

Одним из путей развития логистической отрасли является приход так называемых SPL-операторов (third-party logistics providers), которые целиком берут на себя все задачи, связанные с организацией логистики, и позволяют промышленным компаниям - потребителям логистических услуг не отвлекаться от основного вида деятельности [16]. Уже сегодня следование данной стратегии ведёт к повышению уровня интернационализации: на российский рынок приходят такие крупные игроки, как, например, Nissan и Claas, приводя за собой логистические SPL-компании Yusen Logistics и Kuehne + Nagel соответственно.

Заключение

В настоящее время растущие экономики большей частью ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса: согласно результатам глобального исследования «Будущее Европы» (The Future of Europe), проведённого компанией Grant Thornton в 2013 г., только 36% руководителей российских компаний демонстрируют увеличивающееся желание расти посредством выхода на международный рынок и приобретения бизнес-активов за пределами страны, в частности, в Еврозоне [10].

В данной работе проанализирована роль управления цепями поставок в процессе интернационализации национальной экономики на примере России, что особенно актуально в условиях вступления России в ВТО, при котором количество экспортно-импортных операций увеличивается. Постепенно проходя стадии выхода на международную экономическую арену, компании неотъемлемым образом должны совершенствовать и механизмы управления цепями поставок, переходя на глобальный уровень посредством интеграции с логистическими партнёрами, например, в форме 3PL-операторов.

Список литературы

1. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчёт «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012». URL: http ://www.gsom. spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf (дата обращения: 28.01.2014).

2. Данильченко А.В. Современные направления развития теории интернационализации деловой активности предприятий / Данильченко А.В., Калинин Д.С. // Труды факультета международных отношений: науч. сб. Вып. 1. Минск: Тесей, 2010. С. 113-117.

3. Коваленко Г.В., Управление рисками нововведений. СПб: Изд-во Политехнич. ун-та, 2011. 144 с.

4. РБК.research. Обзор по логистике и экспресс-доставке 2013. URL: http://www.rbc.ru/reviews/transport2013 (дата обращения: 28.01.2014).

5. Сайт «Trading economics», Счёт текущих операций в процентах к ВВП в России. URL: http://www.tradingeconomics.com/russia/current-account-to-gdp (дата обращения: 28.01.2014).

6. Arnold D.J., Quelch J.A. New strategies in emerging economies // Sloan Management Review. 1998. Vol. 40 (1). P. 7-20.

7. Calof J.L., Beamish P.W. Adapting to foreign markets: explaining internationalization // International business review. 1995. Vol. 4 (2). P. 115-131.

8. Christopher M. Logistics & Supply Chain Management. Financial Times/ Prentice Hall, 2011; 4 edition.

9. García-Morales V.J., Jiménez-Barrionuevo M.M., Gutiérrez-Gutiérrez L. Transformational leadership influence on organizational performance through organizational learning and innovation // Journal of Business Research. 2012. Vol. 65 (7). P. 1040-1050. doi: 10.1016/j.jbusres.2011.03.005

10. Grant Thornton International Business Report 2013. "The Future of Europe". URL:

http://www.internationalbusinessreport.com/files/IBR2013_Future_Europe_FINAL.p df (дата обращения: 28.01.2014).

11. Hoskisson R.E., Wright M., Filatotchev I., Peng M.W. Emerging Multinationals from Mid-Range Economies: The Influence of Institutions and Factor Markets // Journal of Management Studies. 2013. doi: 10.1111/j.1467-6486.2012.01085.x

12. Johanson J., Vahlne J.E. The internationalization process of the firm-a model of knowledge development and increasing foreign market commitments // Journal of international business studies. 1977. Vol. 8. P. 23-32.

13. Kovalenko G.V. Consideration of the level of information infrastructure development of the risk-management in the country as the factor of global competitiveness of its economy // Theoretical & Applied Science. 2014. Vol. 1 (9). P. 121124.

14. Langley C.J.Jr., Capgemini. The State of Logistics Outsourcing - 2012 Third-Party Logistics: Results and findings of the 16th Annual Study.US: Capgemini consulting. 2012.

15. Logistics Performance Index. URL: http://lpi.worldbank.org/ (дата обращения: 28.01.2014).

16. Marasco A. Third-party logistics: A literature review // International Journal of Production Economics. 2008. Vol. 113 (1). P. 127-147.

17. Meixell M.J., Gargeya V.B. Global supply chain design: A literature review and critique // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2005. Vol. 41(6). P. 531-550. doi: 10.1016/j.tre.2005.06.003

18. Zucchella A., Palamara G., Denicolai S. The drivers of the early internationalization of the firm // Journal of World Business. 2007. Vol. 42(3). P. 268-280. doi: 10.1016/j.jwb.2007.04.008

References

1. Verkhovskaya O.R., Dorokhina M.V. Natsional'nyy otchet «Global'nyy monitoring predprinimatel'stva. Rossiya 2012» [National Report 'Global Entrepre-

neurship Monitor. Russia. 2012']. URL:

http ://www.gsom. spbu.ru/files/upload/research/ gem/ gem_full_13.pdf (accessed January 28, 2014).

2. Danil'chenko A.V. Sovremennye napravleniya razvitiya teorii in-ternatsionalizatsii delovoy aktivnosti predpriyatiy [Current trends of the theory of entrepreneurial activity internationalization of firms], in Danil'chenko A.V., Kalinin D.S. Trudy fakul'teta mezhdunarodnykh otnosheniy [Collected Articles of International Relations Faculty], no. 1. Minsk: Tesey, 2010. pp. 113-117.

3. Kovalenko G.V. Upravlenie riskami novovvedeniy [Innovation Risk Management]. Saint-Petersburg: Polytechnical university Publ., 2011. 144 p.

4. RBK.research. Obzor po logistike i ekspress-dostavke 2013 [Logistics and Expedited Shipping Report 2013]. URL: http://www.rbc.ru/reviews/transport2013 (accessed January 28, 2014).

5. Website «Trading economics», Schet tekushchikh operatsiy v protsentakh k VVP v Rossii [Current Account to GDP in Russia]. URL: http://www.tradingeconomics.com/russia/current-account-to-gdp (accessed January 28, 2014).

6. Arnold D.J., Quelch J.A. New strategies in emerging economies. Sloan Management Review 40, no. 1 (1998): 7-20.

7. Calof J.L., Beamish P.W. Adapting to foreign markets: explaining internationalization. International business review 4, no. 2 (1995): 115-131.

8. Christopher M. Logistics & Supply Chain Management. Financial Times/ Prentice Hall, 2011; 4 edition.

9. García-Morales V.J., Jiménez-Barrionuevo M.M., Gutiérrez-Gutiérrez L. Transformational leadership influence on organizational performance through organizational learning and innovation. Journal of Business Research 65, no. 7 (2012): 1040-1050. doi: 10.1016/j.jbusres.2011.03.005

10. Grant Thornton International Business Report 2013. "The Future of Europe". URL:

http://www.internationalbusinessreport.com/files/IBR2013_Future_Europe_FINAL.p df (accessed January 28, 2014).

11. Hoskisson R.E., Wright M., Filatotchev I., Peng M.W. Emerging Multinationals from Mid-Range Economies: The Influence of Institutions and Factor Markets. Journal of Management Studies (2013). doi: 10.1111/j.1467-6486.2012.01085.x

12. Johanson J., Vahlne J.E. The internationalization process of the firm-a model of knowledge development and increasing foreign market commitments. Journal of international business studies 8 (1977): 23-32.

13. Kovalenko G.V. Consideration of the level of information infrastructure development of the risk-management in the country as the factor of global competitiveness of its economy. Theoretical & Applied Science 1, no. 9. (2014): 121-124.

14. Langley C.J.Jr., Capgemini. The State of Logistics Outsourcing - 2012 Third-Party Logistics: Results and findings of the 16th Annual Study.US: Capgemini consulting. 2012.

15. Logistics Performance Index. URL: http://lpi.worldbank.org/ (accessed January 28, 2014).

16. Marasco A. Third-party logistics: A literature review. International Journal of Production Economics 113, no. 1 (2008): 127-147.

17. Meixell M.J., Gargeya V.B. Global supply chain design: A literature review and critique. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review 41, no. 6 (2005): 531-550. doi: 10.1016/j.tre.2005.06.003

18. Zucchella A., Palamara G., Denicolai S. The drivers of the early internationalization of the firm. Journal of World Business 42, no. 3 (2007): 268-280. doi: 10.1016/j.jwb.2007.04.008

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Зайцев Дмитрий Владимирович, аспирант, специальность «Экономика и управление народным хозяйством»

Высшая школа менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет

Волховский пер., д. 3, Санкт-Петербург, 199004, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zaytsev Dmitry Vladimirovich, doctoral student, specialty 'Economics & Management of National Economy'

Graduate School of Management, St. Petersburg University 3, Volkhovskiy Per., St. Petersburg, 199004, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Коваленко Геннадий Васильевич, к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.