© В.А. Башуткин, 2014
УДК 339.9.012.23 В.А. Башуткин
АНАЛИЗ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МОДЕЛИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ УПСАЛА И МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА
Все чаше страны и компании подвергаются внешним факторам в процессе развития. В момент насышения внутреннего рынка, интернационализация является одной из немногих возможностей увеличения прибыли, экономии на масштабе и дальнейшего развития. Растуший интерес к процессу интернационализации фирмы поспособствовал развитию различных теорий и способов объяснения, как компании выходят на внешний рынок. В данной статье описываются Упсальская модель и модель Международного жизненного цикла продукта, а также их способность полностью объяснить процесс интернационализации. Ключевые слова: стратегии выхода на внешний рынок, международный менеджмент, стратегический менеджмент, модель Упсала, модель международного жизненного цикла продукта
Сегодня интернационализация является одним из наиболее обсуждаемых экономических вопросов. Ввиду развития новых технологий, наличия опыта других компаний и ограниченности объема локального рынка, многие предприятия принимают решения об интернационализации. Хороший примером могут послужить небольшие страны, например Швеция. Прежде всего, существует огромное количество мнений, что же означает интернационализация, поэтому до сих пор нет единственного определения этого термина. Существует несколько основных теорий, объясняющих процесс интернационализации. В данной статье рассматривается модель интернационализации Упсала и Модель международного жизненного цикла продукта. Эти модели находятся среди наиболее обсуждаемых ступенчатых теорий интернационализации. В статье будет предпринята попытка ответить на вопрос, может ли одна или каждая мо-
дель универсально объяснить процесс интернационализации компании.
Модель Упсала является одной из основных теорий, описывающей процесс интернационализации фирмы. Йохансон и Валне сформулировали этот подход в 1977 году, основываясь на практических исследованиях шведских производителей, которые были проведены в университете г. Упсала. Неудивительно, что многие исследования интернационализации проводятся в странах с небольшим внутренним рынком, такие как Швеция, ведь именно для них больше всего актуальна возможность увеличения прибыли за счет внешних рынков. Суть модели Упсала заключается в том, что компания в первую очередь расширяет свое присутствие на соседних рынках путем незначительного первоначального появления и постепенно расширяет свою вовлеченность, а также отдаленность от первичного рынка. [1, с. 25] Было замечено, что отсутствие четких знаний о рынке по-
отсутствие регулярного экспорта
X.
экспорт через независимого агента
Ж.
коммерческое представительство
производство (ПИИ)
Рис. 1. Ступени интернационализации компании
первичное внед -' рение на рынке ■
1
увеличение числа продаж
г
зрелость ■
ч Г
• спад продаж . .
Рис. 2. Ступени жизни продукта
зволило шведским компаниям развивать свои международные операции небольшими шагами, осваивая первоначально географически близкие страны, для того чтобы сократить риски. В 1975 году Йохансон и Пауль Видершайм выделили следующие четыре ступени интернационализации компании (рис. 1) [2, с. 310].
Несмотря на то, что модель интернационализации Упсала внесла большой вклад в изучение процесса интернационализации компании, в ней
отсутствуют некоторые фундаментальные основы, которые всесторонне описывают процесс интернационализации. Существуют компании, которые не следуют этой модели [3, с. 472]. Особенно это касается компаний, начинающих свою деятельность в сети интернет. Они преодолевают пространства и барьеры с целью быстро и недорого начать осуществлять международные операции. Несомненно интернационализация таких предприятий имеет мало общего с моделью Упсала.
В основном модель Уп-сала связана с приобретением знаний и обучением. Ведь недостаток знаний о том как управлять компанией на иностранном рынке представляет собой барьер для компаний, который собираются интернационализироваться.
Основными выводами из модели Упсала являются прежде всего желание фирмы увеличить прибыль в долгосрочной перспективе, сохранить уровень рисков на как можно меньшем уровне, соблюдать предыдущие два условия на всех уровнях. [1, с.25]
Модель международного жизненного цикла продукта, сформулированная известным ученым Раймондом Верноном, так же оказала большое влияние на теорию интернационализации. Согласно автору, новые продукты проходят четыре ступени жизни (рис. 2) [4, с.190].
В случае с международной фирмой, жизненный цикл продукта вы-
глядит другим образом. Первоначально это монопольное производство продукции и ее экспорт на другие индустриальные рынки. Производство продукта сосредоточено в развитой стране, где был разработан этот продукт. На этапе роста уровень экспорта значительно возрастает и появляется спрос на продукцию на других рынках. Со временем инноватор размещает производство ближе к рынку с высоким уровнем спроса [6, с. 502]. На этапе зрелости рынки уже насыщены и сформирован стандартизированный продукт [5, с. 102]. С появлением стандартизации потребность в гибкости продукта снижается, позволяя достигать экономию от масштаба производства. Озабоченность стоимостью продукта становится важнее других характеристик продукта. Именно на этом этапе, согласно Вер-нону, происходит осознание важности смены места производства [4. с. 207], где оно будет значительно дешевле [6, с. 511]. В конце концов есть вероятность, что компания будет экспортировать свою продукцию из менее развитой страны в страну, где был первоначально создан этот инновационный продукт [7, с.5].
Согласно модели международного жизненного цикла продукта поиски более дешевой рабочей силы и более выгодное производство являются стимулами международного производства. Компании будут постоянно искать дешевую рабочую силу и снижать стоимость производства для поддержания ценового преимущества [8, с. 7].
Часто иностранные компании начинают производство нового конкурентного продукта и внедряют его на своем рынке; затем продукт конкурента выходит на рынки третьих стран; на конечном этапе жизненного цикла продукта возможен выход кон-
курентов на рынок страны-создателя продукта. Известно, что высокотехнологичная и передовая фирма способна начать производство нового продукта к моменту появления первых конкурентов. Однако, при появлении угрозы экспорту, для продления жизни продукту, возможно организовать производство за рубежом с целью продления жизненного цикла этого продукта. Более того, Раймондом Вернон подчеркивает важность рынка происхождения товара для его развития [9, с. 334]. Новые продукты появляются и производятся в развитых странах с большим доходом, но со временем они стандартизируются. При этом их производство переносится в менее развитые страны, с целью получить преимущество ввиду более дешевой рабочей силы [10, с. 708].
Обычно экспорт продолжается до тех пор, пока фирма наберет достаточное количество опыта и знаний о целевом рынке для того чтобы начать там производство [5, с.102]. Особенно это характерно для стадии роста и зрелости, когда обычно происходит снижение издержек производства. В свою очередь, это приводит к снижению издержек при производстве и удешевлению продукта, открывая новые возможности для прямых инвестиций за рубеж и открытию новых рынков. Изготавливая товары за рубежом часто является более выгодным ввиду меньших расходов на сырье и рабочую силу, а так же для обхода таможенных барьеров. Все это помогает усилить позиции компании и вести эффективную конкуренцию с компаниями-монополистами.
Интернационализация - это важная составляющая роста и развития стратегии компании. Прежде всего компания должна принять долгосроч-
ное решение о начале международной деятельности. Более того, компания должна резервировать для этого дополнительные ресурсы, а так же создать и развить преимущества, которые поспособствуют привилегированному развитию на зарубежных рынках. Всякий раз, когда у компании появляется возможность выхода на внешние рынки, у нее появляются различные возможности и способы интернационализации. Процесс интернационализации может быть как индивидуальным, так и в рамках ассоциации или партнерства. У перечисленных моделей есть схожие черты, несмотря на разные взгляды и способы входа на рынок.
Роль Упсальской модели в процессе интернационализации несомненна. Она была рассмотрена и протестирована в рамках большого количества исследований и критиковалась по различным причинам. Одни говорили, что она слишком однозначная, другие уверяли, что она не может учитывать поведение менеджеров компании. Стоит отметить, что чем более известна модель интернационализации, тем больше критики она может получить.
Обе описываемые модели в основном являются ступенчатыми и подразу-
1. Johanson J and Vahlne J (1977) The internationalization process of the firm— A model of knowledge development and increasing foreign market commitment. Journal of International Business Studies, 8: 23-32.
2. Johanson J and Wiedersheini-Paul F (1975) The internationalization of the firm: Four Swedish Journal of Management Studies 12(3): 305-322.
3. McDougall PP. Shane S. Oviatt BM (1994) Explaining the formation of international new ventures: The limits of theories from international business research. Journal of Business Venturing 9(6): 469-487
4. Vernon, R. (2004). International investment and international trade in the product
мевают эволюционное развитие. Ученые Лам и Уайт подчеркивают, что многие существующие модели не подразумевают внутренние трудности и проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры компаний [12, с.106]. Они не могут объяснить молниеносный процесс интернационализации таких компаний как, допустим, Logitech. Ее основателями являются два итальянца и швейцарец, которые уже первичные разработки проводили в Швейцарии и США в конце восьмидесятых, а производство осуществлялось в Ирландии и Тайване.
Теоретические и практические аспекты интернационализации могут меняться ввиду развития технологий, доступа к опыту других компаний, поэтому со временем требуется обновление соответствующих моделей и теорий. Разнообразие моделей и теорий не может всесторонне оценить проблемы интернационализации. Для большинства интернационализирующихся компаний характерна комбинация различных элементов этих моделей и других моделей. Особую роль играют культурные особенности, развитость инфраструктуры, особенности законодательства, которые могут превратить интернационализацию в очень
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
cycle. In Buckley, P. J. and Ghauri, P. N. (Eds.). The internationalization of the firm. A reader (14-26). London: Thomson Learning. (Reproduced from The Quarterly Journal of Economics, 1966, 80, 190-207).
5. Melin, L. (1992). Internationalization as a strategy process. Strategic Management Journal, 13, 99-118.
6. Almor, T., Hashai, N. and Hirsch, S. (2006). The product cycle revisited: Knowledge intensity and firm internationalization. Management International Review, 46, 507-528
7. Sikorski, D. and Menkhoff, T. (2000). Internationalisation of Asian business. Singapore Management Review, 22, 1-17.
8. Mtigwe, B. (2006). Theoretical milestones in international business: The journey to international entrepreneurship theory. Journal of International Entrepreneurship, 4, 5-25.
9. Alexander, N. and Myers, H. (2000). The retail internationalisation process. International Marketing Review, 17, 334-353.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
10. Luo, Y., Zhao, J. H. and Du, J. (2005). The internationalization speed of ecommerce companies; An empirical analysis. International Marketing Review, 22, 693-709.
11. Lam, L. W., and L. P. White.
12. International Journal of Organizational Analysis, 7(2): 105-134, 1999. E2H
Башуткин B.A. - аспирант кафедры международных экономических отношений, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
^ UDC 339.9.012.23 \___
INTERNATIONALIZATION MODEL GENERALITY ANALYSIS IN TERMS OF THE UPPSALA MODEL AND THE MODEL OF INTERNATIONAL PRODUCT LIFE CYCLE
Bashutkin V.A., PhD-candidate, department of International economic relations, faculty of economics, Peoples' friendship university of Russia. (тел.: 8-926-247-90-40, e-mail: [email protected]
More often countries and companies are facing external factors in their development process. When internal market is satisfied, internationalization becomes one of few possibilities to increase profits, economy of scale, and to develop further. Growing concern about internationalization boosts different theories and way of explanation how companies enter foreign markets. In this article Uppsala model and model of international product life cycle are being described as well as their ability to fully explain the process of internationalization.
Key words: foreign market entry strategies, entrepreneurship, international management, strategic management, Uppsala model, international product life cycle model
REFERENCES
1. Johanson J and Vahlne J (1977) The internationalization process of the firm— A model of knowledge development and increasing foreign market commitment. Journal of International Business Studies, 8: 23-32.
2. Johanson J and Wiedersheini-Paul F (1975) The internationalization of the firm: Four Swedish Journal of Management Studies 12(3): 305-322.
3. McDougall PP. Shane S. Oviatt BM (1994) Explaining the formation of international new ventures: The limits of theories from international business research. Journal of Business Venturing 9(6): 469-487
4. Vernon, R. (2004). International investment and international trade in the product cycle. In Buckley, P. J. and Ghauri, P. N. (Eds.). The internationalization of the firm. A reader (14-26). London: Thomson Learning. (Reproduced from The Quarterly Journal of Economics, 1966, 80, 190-207).
5. Melin, L. (1992). Internationalization as a strategy process. Strategic Management Journal, 13, 99-118.
6. Almor, T., Hashai, N. and Hirsch, S. (2006). The product cycle revisited: Knowledge intensity and firm internationalization. Management International Review, 46, 507-528
7. Sikorski, D. and Menkhoff, T. (2000). Internationalisation of Asian business. Singapore Management Review, 22, 1-17.
8. Mtigwe, B. (2006). Theoretical milestones in international business: The journey to international entrepreneurship theory. Journal of International Entrepreneurship, 4, 5-25.
9. Alexander, N. and Myers, H. (2000). The retail internationalisation process. International Marketing Review, 17, 334-353.
10. Luo, Y., Zhao, J. H. and Du, J. (2005). The internationalization speed of e-commerce companies; An empirical analysis. International Marketing Review, 22, 693-709.
11. Lam, L. W, and L. P. White.
12. International Journal of Organizational Analysis, 7(2): 105-134, 1999.