Научная статья на тему 'Развитие трубопроводного транспорта в Каспийском регионе в постсоветский период'

Развитие трубопроводного транспорта в Каспийском регионе в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / CASPIAN REGION / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / PIPELINE TRANSPORT / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ENERGY RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алферов С. Ю.

At present time, pipeline transport plays important role in formation of the political and economical agenda in the Caspian region, due to the striving of the Caspian states to get additional benefits from transporting hydrocarbons to the world markets, and also because of intention of the external actors to diversify energy suppliers. In this connection, construction and subsequent development of the oil and gas pipelines are of interest not only to various state and non-state actors, particularly the Russian Federation, USA, EU, China, but also to the biggest energy companies, such as BP, Chevron, ExxonMobil, CNPC and Lukoil as well. Nevertheless, taking into consideration natural and climatic features of the region and primarily quite serious contradictions between the major interested states and their oil and gas companies, realization of new projects and proper operation of active projects currently faces several problems, including low utilized capacity. Thereby, this article contains an overview of the main operating and projected pipelines routes in the Caspian region. Moreover, the attempt to find out purposes of their creation and beneficiaries, and also current difficulties and further prospects was made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIPELINE TRANSPORT DEVELOPMENT IN THE CASPIAN REGION IN THE POST-SOVIET PERIOD

At present time, pipeline transport plays important role in formation of the political and economical agenda in the Caspian region, due to the striving of the Caspian states to get additional benefits from transporting hydrocarbons to the world markets, and also because of intention of the external actors to diversify energy suppliers. In this connection, construction and subsequent development of the oil and gas pipelines are of interest not only to various state and non-state actors, particularly the Russian Federation, USA, EU, China, but also to the biggest energy companies, such as BP, Chevron, ExxonMobil, CNPC and Lukoil as well. Nevertheless, taking into consideration natural and climatic features of the region and primarily quite serious contradictions between the major interested states and their oil and gas companies, realization of new projects and proper operation of active projects currently faces several problems, including low utilized capacity. Thereby, this article contains an overview of the main operating and projected pipelines routes in the Caspian region. Moreover, the attempt to find out purposes of their creation and beneficiaries, and also current difficulties and further prospects was made.

Текст научной работы на тему «Развитие трубопроводного транспорта в Каспийском регионе в постсоветский период»

ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И ГАЗА

УДК 339

С.Ю. Алферов1, e-mail: [email protected]

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта (МИИТ)» (Москва, Россия).

Развитие трубопроводного транспорта в Каспийском регионе в постсоветский период

В настоящее время трубопроводный транспорт играет важную роль в формировании политической и экономической повестки дня Каспийского региона ввиду стремления прикаспийских государств получить дополнительные выгоды от транспортировки углеводородов на мировые рынки, а внешних акторов - диверсифицировать поставщиков энергоресурсов. В связи с этим создание новых, а также развитие уже существующих нефте- и газопроводов представляет интерес не только для различных государственных и негосударственных акторов, таких как Российская Федерация, США, Евросоюз, Китайская Народная Республика, но и для крупнейших энергетических компаний, среди которых стоит выделить BP, Chevron, ExxonMobil, CNPC и «ЛУКОЙЛ». Тем не менее ввиду природно-климатических особенностей региона и, главным образом, достаточно серьезных противоречий между крупными заинтересованными государствами и их нефтегазовыми компаниями реализация новых проектов не представляется возможной, а функционирование текущих подвержено ряду проблем, в том числе малой загруженности. В статье произведен обзор основных действующих и проектируемых трубопроводных маршрутов Каспийского региона, а также предпринята попытка выявления целей их создания и бенефициаров, текущих затруднений, и дальнейших перспектив развития.

Ключевые слова: Каспийский регион, трубопроводный транспорт, энергоресурсы.

S.Yu. Alferov1, e-mail: [email protected]

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Moscow State University of Railway Engineering (MIIT) (Moscow, Russia).

Pipeline Transport Development in the Caspian Region in the PostSoviet Period

At present time, pipeline transport plays important role in formation of the political and economical agenda in the Caspian region, due to the striving of the Caspian states to get additional benefits from transporting hydrocarbons to the world markets, and also because of intention of the external actors to diversify energy suppliers. In this connection, construction and subsequent development of the oil and gas pipelines are of interest not only to various state and non-state actors, particularly the Russian Federation, USA, EU, China, but also to the biggest energy companies, such as BP, Chevron, ExxonMobil, CNPC and Lukoil as well. Nevertheless, taking into consideration natural and climatic features of the region and primarily quite serious contradictions between the major interested states and their oil and gas companies, realization of new projects and proper operation of active projects currently faces several problems, including low utilized capacity. Thereby, this article contains an overview of the main operating and projected pipelines routes in the Caspian region. Moreover, the attempt to find out purposes of their creation and beneficiaries, and also current difficulties and further prospects was made.

Keywords: the Caspian region, pipeline transport, energy resources.

В период существования СССР трубопроводный транспорт Каспийского региона не имел значительного экспортного потенциала, так как энергоресурсы, добываемые на территории советских прикаспийских республик,

в большей степени предназначались для внутренних нужд страны. После 1991 г. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан получили возможность диверсифицировать рынки сбыта своих энергоресурсов, результатом чего

стало создание проектов и дальнейший ввод в эксплуатацию альтернативных российским экспортным маршрутам транспортировки нефти и газа при всесторонней поддержке Евросоюза и США. Кроме того, Китайская Народная

58

№ 11 ноябрь 2017 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ

OIL AND GAS TRANSPORTATION AND STORAGE

Рис. 1. Трубопроводы Каспийского региона (источник: http://www.eia.gov/todayinenergy/detaiL. php?id=12931)

Fig. 1. Pipelines of the Caspian region (source: http://www.eia.gov/todayinenergy/detaiL. php?id=12931)

Республика (КНР) активно принимает участие в строительстве новых нефте- и газопроводов, позволяющих поставлять углеводороды из Казахстана и Туркменистана [5]. Таким образом, в настоящее время трубопроводный транспорт играет важную роль в формировании экономических и политических связей прикаспийских государств не только друг с другом, но и с внешними акторами.

На сегодняшний день в Каспийском регионе действует довольно развитая сеть трубопроводов (рис. 1), позволяющих поставлять энергоресурсы как в ЕС (несколько маршрутов), так и в КНР. Из них основными являются:

1) нефтепроводы:

• Узень (Казахстан) - Атырау (Казахстан) - Самара (Россия);

• Тенгиз (Казахстан) - Новороссийск (Россия) («Каспийский трубопроводный консорциум»);

• Баку (Азербайджан) - Новороссийск (Россия);

• Баку (Азербайджан) - Тбилиси (Грузия) - Джейхан (Турция);

• Казахстанско-Китайский трубопровод;

2) газопроводы:

• Средняя Азия - Центр;

• Южнокавказский газопровод, маршрут: Баку (Азербайджан) - Тбилиси (Грузия) - Эрзурум (Турция);

• Центральная Азия - Китай (Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

Перечисленные трубопроводы можно условно разделить на две группы: ориентированные на Россию и на другие государства. К первой формально относятся «Узень - Атырау - Самара» (УАС), Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), «Баку - Новороссийск» и «Средняя Азия - Центр». При этом УАС и «Средняя Азия - Центр» были спроектированы и введены в эксплуатацию еще в СССР и предназначались для поставок энергоресурсов из Средней Азии, в том числе Казахстана и Туркменистана, в районы Центральной России. Нефте-

провод «Баку - Новороссийск» также использовался в советский период. С 1983 г. он служил для транспортировки нефти из Западной Сибири на азербайджанские нефтеперерабатывающие предприятия, после чего в 1996 г. в результате соглашения между Россией и Азербайджаном был переведен в ре-версный режим и в настоящий момент позволяет экспортировать азербайджанскую нефть в Европу через порт Новороссийск. КТК является единственным трубопроводом в Каспийском регионе, спроектированным в постсоветский период при участии российской стороны. Он предназначен для транспортировки нефти из северных районов Казахстана в порт Новороссийск и далее на европейские рынки. Стоит отметить, что в функционировании всех перечисленных нефте- и газопроводов принимают участие в основном национальные энергетические компании России, Казахстана и Азербайджана, такие как «Транснефть», «КазТрансОйл», «КазМунайГаз», «Газпром» и SOCAR. Исключением является лишь КТК, 15 % акций которого принадлежат американской компании Chevron. Таким образом, можно сделать вывод, что западные компании, а следовательно ЕС и США,

в основном не заинтересованы в развитии трубопроводов, следующих из Каспийского региона через территорию России.

К ориентированным на другие государства, в частности на европейские страны и КНР, можно отнести трубопроводы «Баку - Тбилиси - Джейхан» (БТД), «Баку - Тбилиси - Эрзурум» (БТЭ), Казахстанско-Китайский трубопровод и «Центральная Азия - Китай». Эти нефте- и газопроводы были спроектированы и введены в эксплуатацию уже после распада Советского Союза, позволив ряду прикаспийских государств диверсифицировать не только рынки сбыта, но и маршруты транспортировки своих энергоресурсов. Так, нефтепровод БТД, введенный в эксплуатацию в 2006 г., обеспечивает выход азербайджанской нефти на европейский рынок, минуя трубопроводную систему РФ [6]. Трубопровод пролегает по территориям Азербайджана, Грузии и Турции. Реализацией и последующим обслуживанием проекта занимается международный консорциум BTC Co, акционерами которого являются 11 нефтегазовых компаний, в том числе BP (оператор), SOCAR, Statoil, TPAO, ENI и др., а в финансировании строитель-

Ссылка для цитирования (for citation):

Алферов С.Ю. Развитие трубопроводного транспорта в Каспийском регионе в постсоветский период // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2017. № 11. С. 58-62. Alferov S.Yu. Pipeline Transport Development in the Caspian Region in the Post-Soviet Period (In Russ.). Territorija "NEFTEGAS" = Oil and Gas Territory, 2017, No. 11, P. 58-62.

TERRITORIJA NEFTEGAS - OIL AND GAS TERRITORY No. 11 November 2017

59

ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И ГАЗА

Рис. 2. Южный газовый коридор (источник: http://www.azeri.lv/2016/02/bLog-post_29.htmL) Fig. 2. The Southern Gas Corridor of the EU (source: http://www.azeri.lv/2016/02/bLog-post_29.htmL)

ства принимали участие Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития [12]. Запуск магистрального газопровода БТЭ, проходящего по тому же маршруту, что и нефтепровод БТД, состоялся в 2007 г. Его назначение заключается в осуществлении поставок газа из азербайджанского месторождения Шахде-низ транзитом через Грузию в Турцию. Для реализации данного проекта также был создан консорциум SCP Co при участии BP, SOCAR, «ЛУКОЙЛ», TPAO и др. Стоит отметить, что разработан проект расширения трубопровода БТЭ (рис. 2), предусматривающий создание Южного газового коридора (ЮГК). ЮГК предназначен для поставок газа через Турцию по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP) в Болгарию и по Транс-Адриатической ветке (TAP), строительство которых идет в данный момент при финансовой поддержке Всемирного банка, в Грецию, Албанию и Италию [9]. Реализация данного проекта является приоритетом для Европейского союза, поскольку позволит диверсифицировать поставщиков газа путем привлечения ресурсов из Прикаспийского бассейна и Центральной Азии [11]. Кроме того, заинтересованность в ЮГК проявляют США. Так, в 2016 г. бывший на тот момент госсекретарем Джон Керри выразил одобрение данного проекта. Новые экспортные маршруты поставки энергоресурсов на внешние рынки развивали и Туркменистан и Казахстан. В частности, в 2006 г. начал свою работу Казахстанско-Китайский трубопровод - совместный проект Казахстана

и Китая, служащий для бесперебойной и безопасной транспортировки казахской нефти в КНР. Акционерами предприятия в равных долях являются «КазТрансОйл» и CNPC [7]. С 2014 г. нефтепровод используется для поставки и российской нефти в Китай, соответствующее соглашение было подписано между компаниями «Роснефть» и «КазТрансОйл» в 2013 г. сроком на 5 лет с возможностью пролонгации. В свою очередь, газопровод «Центральная Азия - Китай» связывает Туркменистан и Китай и проходит по территориям Узбекистана и Казахстана. Газопровод частично введен в эксплуатацию в 2010 г. На сегодняшний день действуют три линии и планируется строительство четвертой, правда, сроки начала работ пока неясны. Финансировала проект компания Trans-Asia Gas Pipeline Company Limited, входящая в состав CNPC. Данный газопровод служит для поставки «голубого топлива» из Узбекистана, Казахстана и, главным образом, Туркменистана в Китай. При этом его последняя ветка должна напрямую соединить месторождение Галкыныш с китайскими потребителями [4]. ПРОЕКТИРУЕМЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ В дополнение к существующим нефте-и газопроводам планируется строительство нескольких новых, способных увеличить экспортный потенциал Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Среди проектируемых нефтепроводов можно выделить «Транскаспийский газопровод», нефтепровод «Ескене -Курык - Баку» и газопровод «Туркменистан - Афганистан - Пакистан -

Индия» (ТАПИ), который хоть и не затрагивает Каспийский бассейн, тем не менее является одним из самых важных транспортных проектов, связанных с Туркменистаном и прикаспийскими месторождениями этой страны. Предполагается, что Транскаспийский газопровод соединит по дну Каспийского моря Туркменистан и Азербайджан, что позволит наладить поставки туркменского газа по упомянутому трубопроводу «Баку - Тбилиси - Эрзурум» и строящемуся сейчас Южному газовому коридору далее в Европу. Как и в случае с ЮГК, одним из инициаторов проекта является Евросоюз, для которого он выгоден в первую очередь тем, что позволит уменьшить свою зависимость от российского газа. Согласно Ашхабадской декларации от 2015 г. финансированием создания данного трубопровода будут заниматься Евросоюз и Всемирный банк [10]. Тем не менее строительство Транскаспийского газопровода откладывается ввиду как политико-правовых, так и экологических причин [3]. В частности, Россия и Иран выступают против односторонних действий со стороны Азербайджана и Туркменистана, так как реализация проекта может иметь негативные экологические последствия для прибрежных зон всех пяти прикаспийских государств. В то же время представители Ашхабада и Баку отмечают, что, во-первых, по их мнению, реализация ЮГК не представляет опасности для экологии Каспийского моря, а во-вторых, как бы в итоге ни разрешился спор о правовом статусе Каспия, предполагаемый газопровод в любом случае пройдет по территориальным водам этих государств и не затронет остальные прикаспийские страны [8]. Еще одним проектом в сфере трубопроводного транспорта, строительство которого в скором времени планируют начать Азербайджан и Казахстан, является нефтепровод «Ескене - Курык -Баку», который позволит транспортировать казахскую нефть, в первую очередь с месторождения Кашаган, в Грузию и Турцию, используя уже существующий трубопровод «Баку - Тбилиси -Джейхан». По словам министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, Казахстан не обладает надежным

60

№ 11 ноябрь 2017 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ

OIL AND GAS TRANSPORTATION AND STORAGE

Рис. 3. Проект газопровода ТАПИ (источник: https://regnum.ru/news/poLit/1635820.htmL) Fig. 3. The TAPI gas pipeline project (source: https://regnum.ru/news/po1it/1635820.htm1)

альтернативным БТД-маршрутом, который смог бы обеспечить растущий экспортный энергетический потенциал страны. Эксперты сомневаются, что проект будет осуществлен в ближайшие несколько лет, уточняя, что в последние годы объем транспортировки казахской нефти через Азербайджан только падал [1].

По всей вероятности, нефтепровод не будет проложен по дну Каспийского моря, поскольку в этом случае по аналогии с Транскаспийским газопроводом страны столкнутся с жесткой позицией России и Ирана, что дополнительно затормозит развитие проекта, предусматривающего расширение порта Актау и строительство нового порта в Куры-ку. Таким образом, по-видимому, нефть будет перевозиться танкерами до порта Баку. Остается неясным и финансирование проекта. На сегодняшний день «КазМунайГаз», «КазТрансОйл» и Total заключили лишь Меморандум о разработке обоснования инвестиций по казахской части нефтепровода «Ескене -Курык». Возможно, в будущем участие в строительстве данного нефтепровода примут и другие компании, уже участвующие в освоении месторождения Ка-шаган, а именно ENI, Shell, ExxonMobil, Inpex и CNPC.

Проект ТАПИ (рис. 3) предусматривает строительство газопровода, проходящего по территориям Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии, целью которого является транспортиров-

ка туркменского газа (месторождение Галкыныш) в третьи страны. Впервые идея создания трубопровода между Туркменистаном и Пакистаном появилась в 1995 г., когда страны при посредничестве компаний Bridas (Аргентина), Unocal (США) и Saudi Delta (Саудовская Аравия) заключили Меморандум о взаимопонимании. Далее в течение более чем 10 лет будущее проекта оставалось туманным из-за политической нестабильности в Афганистане. Переговоры возобновились в 2008 г., а в 2015 г. был дан официальный старт проекту, финансированием которого занимаются Turkmengaz, GAIL Limited (Индия), Inter State Gas Systems (Пакистан), Afghan Gas Enterprise (Афганистан), TAPI Pipeline Company Limited и Galkynysh Pipeline Company [2]. Туркменистану ТАПИ даст возможность уменьшить экспортную зависимость от России и Китая, Пакистан и Индия

приобретут дополнительный источник энергоресурсов, а Афганистан окажется важным транзитным государством [14]. Крайнюю заинтересованность в проекте проявляют и Соединенные Штаты, которые, к слову, были одним из его инициаторов. Причиной тому является газопровод «Иран - Пакистан -Индия», строительство которого началось еще в 2013 г. Недостроенным остается лишь пакистанский участок трубопровода. Стоит отметить, что еще в 2012 г. Хиллари Клинтон, бывшая в тот момент государственным секретарем США, резко выступала не только против строительства, но даже против возможности обсуждения создания данного газопровода. Ситуация вряд ли изменится и с приходом новой администрации, учитывая резкие высказывания Дональда Трампа в отношении Ирана. Так что введение газопровода ТАПИ в эксплуатацию вряд ли возможно, пока правительство Афганистана и движение Талибан не достигнут договоренности о прекращении войны в стране, а Индия и Пакистан не разрешат проблему Кашмира [13].

Таким образом, все три возможных проекта, а именно Транскаспийский газопровод, газопровод «Туркменистан -Афганистан - Пакистан - Индия» (ТАПИ) и нефтепровод «Ескене - Курык -Баку», едва ли будут реализованы в ближайшие несколько лет ввиду как политических, так и экономических причин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ббльшая часть проектов развития трубопроводного транспорта в Каспийском регионе, инициированных в последние

TERRITORIJA NEFTEGAS - OIL AND GAS TERRITORY No. 11 November 2017

61

ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И ГАЗА

несколько десятилетий, направлена на создание альтернативных российским маршрутам доставки энергоресурсов на внешние рынки, в том числе европейский и китайский. При этом Евросоюз и США активно сотрудничают с Баку путем участия своих нефтегазовых компаний в строительстве и обслуживании нефте- и газопроводов, позволяющих поставлять азербайджанские энерго-

ресурсы в европейские страны. В то же время Китай в большей степени в силу географических причин ориентирован на создание новых трубопроводных маршрутов, связывающих западные районы страны с Туркменистаном и Казахстаном.

Внешние акторы, как правило, не принимают участия в российских проектах в Каспийском регионе. Ввиду этого для

обеспечения дополнительной загрузки трубопроводов,идущих по территории Российской Федерации из прикаспийских стран на внешние рынки по территории России, необходимо, во-первых, совершенствовать российскую нефте-и газотранспортную систему, во-вторых, углублять экономические и политические контакты с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном.

References:

1. The New Oil Pipeline will Connect Azerbaijan and Kazakhstan [Electronic source]. Access mode: http://vestikavkaza.ru/news/Azerbaydzhan-i-Kazakhstan-soedinit-novyy-nefteprovod.htmll (Access date: November 26, 2017). (In Russian)

2. Akmatalieva A.M. Implementation of the Energy Projects CASA-1000 and TAPI within the New Silk Road Initiative of the US. Vestnik Tomskogo Gosugarstvennogo Universiteta. Filisofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Politology, 2016, No. 3 (35), P. 126-137. (In Russian)

3. Zhiznin S.Z., Guliev I.A. The Energy Diplomacy in the Caspian Region. Vestnik MGIMO-Universiteta = Bulletin of the Moscow State University of Foreign Affairs, 2012, No. 1 (22), P. 241-247. (In Russian)

4. Zhil'tsov S.S. Pipeline Architecture in the Caspian Region. Results and Prospects. PolitBook, 2015, No. 2, P. 114-132. (In Russian)

5. Kuramshin D.R. Problems of Development of Projects of the Pipeline Service in the Caspian Region. Vestnik Universiteta = Bulletin of University, 2016, No. 10, P. 63-69. (In Russian)

6. Marabyan K.P. Contemporary Russian Policy for the Southern Caucasus. Vestnik MGIMO-Universiteta = Bulletin of the Moscow State University of Foreign Affairs, 2014, No. 4 (37), P. 92-100. (In Russian)

7. Syroezhkin K. China's Presence in the Energy Sector of Central Asia. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz = Central Asia and the Caucasus, 2012, Vol. 15, Iss. 1, P. 23-46. (In Russian)

8. Tariverdieva E. The Trans-Caspian Gas Pipeline and the Great Geopolitical Intrigue [Electronic source]. Access mode: www.trend.az/azerbaijan/ politics/242582 s 8.html (Access date: November 26, 2017). (In Russian)

9. Fedorovskaya I.M. The Southern Gas Corridor and Azerbaijan. Rossiya i Novye Gosudarstva Evrazii = Russia and New States of Eurasia 2015, No. 3, P. 100-106. (In Russian)

10. Ashgabat Declaration [Electronic source]. Access mode: https://ec.europa.eu/commission/commissioners/2014-2019/sefcovic/announcements/ ashgabat-declaration_en (Accessed date: November 26, 2017).

11. Gas and Oil Supply Routes [Electronic source]. Access mode: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/imports-and-secure-supplies/gas-and-oil-supply-routes (Accessed date: November 26, 2017).

12. IFC and EBRD Approve Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline Loans [Electronic source]. Access mode: www.chevron.com/stories/ifc-and-ebrd-approve-bakutbilisiceyhan-pipeline-loans (Accessed date: November 26, 2017).

13. TAPI: A Transnational Pipe Dream [Electronic source]. Access mode: www.stratfor.com/analysis/tapi-transnational-pipe-dream (Accessed date: November 26, 2017).

14. Wright T., Choudhury S. India, Pakistan Agree on Gas Pipeline [Electronic source]. Access mode: www.wsj.com/articles/SB10001424052702304 791704577419952213969924 (Accessed date: November 26, 2017).

Литература:

1. Азербайджан и Казахстан соединит новый нефтепровод [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestikavkaza.ru/news/Azerbaydzhan-i-Kazakhstan-soedinit-novyy-nefteprovod.htmU (дата обращения: 26.11.2017).

2. Акматалиева А.М. Реализация энергетических проектов CASA-1000 и TAPI в рамках инициативы Новый Шелковый Путь США // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). С. 126-137.

3. Жизнин С.З., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия в Каспийском регионе // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 1 (22). С. 241-247.

4. Жильцов С.С. Трубопроводная архитектура в Каспийском регионе: итоги и перспективы // PolitBook. 2015. № 2. С. 114-132.

5. Курамшин Д.Р. Проблемы развития проектов трубопроводного транспорта в Каспийском регионе // Вестник университета. 2016. № 10. С. 63-69.

6. Марабян К.П. Современная политика России на Южном Кавказе // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 92-100.

7. Сыроежкин К. Присутствие Китая в энергетическом секторе Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2012. Т. 15. Вып. 1. С. 23-46.

8. Таривердиева Э. Транскаспийский газопровод и большая геополитическая интрига [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.trend.az/azerbaijan/ poLitics/2425828.html (дата обращения: 26.11.2017).

9. Федоровская И.М. Южный газовый коридор и Азербайджан // Россия и новые государства Евразии. 2015. № 3. С. 100-106.

10. Ashgabat Declaration [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/commissioners/2014-2019/sefcovic/announcements/ ashgabat-declaration_en (дата обращения: 26.11.2017).

11. Gas and Oil Supply Routes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/imports-and-secure-supplies/gas-and-oil-supply-routes (дата обращения: 26.11.2017).

12. IFC and EBRD Approve Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline Loans [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.chevron.com/stories/ifc-and-ebrd-approve-bakutbilisiceyhan-pipeline-loans (дата обращения: 26.11.2017).

13. TAPI: A Transnational Pipe Dream [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.stratfor.com/analysis/tapi-transnational-pipe-dream (дата обращения: 26.11.2017).

14. Wright T., Choudhury S. India, Pakistan Agree on Gas Pipeline [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wsj.com/articles/SB100014240527023047 91704577419952213969924 (дата обращения: 26.11.2017).

62

№ 11 ноябрь 2017 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.