Алим ТЕМИРБУЛАТОВ
НЕФТЕГАЗОПРОВОДЫ КАК ФАКТОР ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
В статье анализируются проблемы нефтегазопроводов как геополитического инструмента современной политики в Каспийском регионе. Рассматриваются геоэкономические факторы глобализации политики, исследуется участие глобальных игроков.
The problems of oil and gas pipelines as geopolitical tool of a modern policy in the Caspian region are analyzed in the article. Geo-economic factors of a policy’s globalization as well as participation of global players are considered.
Ключевые слова:
энергоносители, Каспийский регион, нефтегазопроводы, геополитика; energy carriers, Caspian region, oil and gas pipelines, geopolitics.
« Нефть выявила самое худшее и самое лучшее в нашей цивилизации, — процитировал В. Бадов откровен -ное высказывание Даниела Ергина — автора мирового бестселлера «Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть». — Из - за ее стратегического характера, географического расположения, повторяющихся кризисов, неизбежности и неот -разимости стремления даром захватить ее, она стала своего рода проклятием современного мира»1.
Нефтегазовый фактор является одним из наиболее значимых в раз -витии Каспийского региона. Как справедливо отмечает К.С. Гаджиев, углеводородные ресурсы (по потенциальным запасам нефти и газа Каспийский нефтегазовый бассейн может быть поставлен в ряд круп -нейших мировых центров добычи углеводородного сырья), а также выгодное месторасположение для прокладки трубопроводных марш рутов для их транспортировки на мировые рынки сделали Каспийский регион яблоком раздора не только между пятью прикаспийскими странами, но и, в той или иной форме, между другими государствами. Здесь столкнулись интересы ведущих мировых держав и соседних государств, с одной стороны, и Российской Федерации — с другой2.
На сегодняшний день только 3 из 5 стран Каспия в полном объ -еме используют свои углеводородные запасы. Как верно подмечает П.Л. Карабущенко, пока национальные элиты РФ и Ирана еще не сделали энергоресурсы своих каспийских секторов основным пред -метом политического процесса3.
Масштаб привлекательности Каспийского региона отчетливо проиллюстрирован в докладе Национального топливного совета США «Перед лицом тяжелой правды об энергетике. Комплексный взгляд в будущее мировой нефти и природного газа в 2030 г.», в котором говорится: «В регионе Каспийского моря конкурирующие интересы России, Китая и Европейского союза продолжают оказы -вать мощное давление на разработку энергоисточников и решение проблемы транзита энергоносителей»4. Этим в значительной сте -
ТЕМИРБУЛАТОВ
Алим
Магомедович — к.э.н., соискатель РГПУ им.
А.И. Герцена [email protected]
1 Цит. По: Захаров В.А., Арешев А.Г. Кавказ после 08.08.08: старые игроки в новой расстановке сил. — М.: Квадрига, 2010, с. 135.
2 Кавказско - Каспийский регион в современной геополитике // Власть, 2011, № 10, с. 170.
3 Там же, с. 171.
4 National Petroleum Council. Draft Report «Facing the Hard Truth about Energy. A Comprehensive View to 2030 of Global Oil and Natural Gas»18.07.2007 // http//pdf. npc.org/Facing_Hard_Truth-71807.pdf
пени объясняется широкое обсуждение вопроса относительно его будущей роли в мировом энергоснабжении.
Наличие больших запасов энергоноси -телей и планы по их разработке и связан -ному с этим налаживанию эффективной системы коммуникаций для транспорти -ровки углеводородов Каспийского реги -она на мировые рынки делает востребо -ванными соответствующую аналитику и исследования, посвященные, в частности, строительству нефтегазопроводов и поли -тическому соперничеству, разворачиваю щемуся вокруг этих вопросов.
В указанном контексте одной из основ -ных геоэкономических задач, стоящих перед Западом в данном регионе, является обеспечение американским и западноев -ропейским компаниям беспрепятствен ного доступа к нефтегазовым месторождениям бассейна Каспийского моря, что позволит уменьшить зависимость Запада от ближневосточной нефти и установить более низкие цены на энергоресурсы.
На современном этапе при растущей активности России в регионе и открытой враждебности Ирана, по мнению аме -риканского исследователя Дж. Иллеса, «чтобы обеспечить в будущем свои энер -гетические интересы, США следует при -бегнуть к превентивной политике и раз вивать союзнические связи с такими республиками Каспийского региона, как Азербайджан и Туркменистан, спо -собствуя укреплению их политической системы и оказывая правительствам этих государств содействие в строительстве трубопроводов и в создании региональной инфраструктуры газоснабжения»1.
В продолжение автор подчеркивает, что США должны оказывать помощь всем сторонам, участвующим в обеспечении защиты трубопровода Баку — Тбилиси
— Джейхан от террористических угроз и внутриполитических беспорядков в Азербайджане, Грузии и Турции, избе -гая при этом открытого соперничества с Москвой2. Как неоднократно подчерки -вают официальные представители аме риканской администрации, «разработка энергоресурсов Каспия и строительство трубопроводов было и останется одним из
1 Иллес Дж. Политика США в отношении России и республик Каспийского региона // Кавказ & Глобализация, 2007, т. 1, с. 27.
2 Там же, с. 29-30.
важнейших направлений внешнеполити ческой стратегии США3.
В то же время формирование в обо -зримом будущем геоэкономических кон струкций по горизонтальному направ лению на Запад: Каспий — Черное море
— Средиземноморье — Атлантика и на Восток: Каспий — Китай — Азиатско-Тихоокеанский регион, а также по верти кали на Юг: Каспий — Персидский залив и Каспий — Индийский океан в сочетании с уже функционирующими нефте газоком муникационными магистралями и реали зуемыми проектами: Баку — Супса, Баку
— Новороссийск, Тенгиз — Новороссийск, Корпедже — Курдкуй, Баку — Джейхан и др. может способствовать полномасштаб -ному выходу энергоресурсов региона на мировые рынки и интеграции экономик прикаспийских государств в формирую -щуюся новую планетарную экономиче скую систему в рамках эры глобализа -ции4.
20 сентября 1994 г. во дворце «Гюлистан» в Баку было заключено соглашение, кото рое ввиду его огромной значимости полу чило название «контракт века». «Контракт века» вошел в список самых крупных соглашений как по количеству углеводо родных запасов, так и по общему объему предполагаемых инвестиций. Соглашение о долевом распределении продукции глу боководных месторождений «Азери», «Чыраг», «Гюнешли» нашло свое отраже ние на 400 страницах и 4 языках.
Строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, официальное торже -ственное открытие которого состоялось 13 июля 2006 г. в Джейхане, преследовало цель создания независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана, а впоследствии — и Казахстана на мировые рынки. США и Великобритания, лоббиро -вавшие и финансировавшие проект, в каче стве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршру -тов экспорта энергоносителей и стабилиза ции мирового энергетического рынка. Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С нача -лом его работы изменилась геополитиче -ская расстановка сил в регионе, охватыва
3 Caspian Economic Marathon // Caspian, 2004.
4 Дарабади П. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. — М. : Весь Мир, 2010, с. 203.
ющем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря.
В целом, как отмечает К.С. Гаджиев, проблеме создания транспортных комму никаций в обход России в последнее время было посвящено множество работ. Так, по мнению ряда исследователей, строи тельство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и реализация подобных проектов способны нанести непоправимый удар по позициям России в регионе. В этом кон тексте более взвешенной представляется позиция А. Гаджиева, сформулирован -ная им в рамках работы круглого стола, посвященного значению Кавказско-Каспийского региона в современной гео политике. По мнению исследователя, подобные проекты в лучшем случае могут стать дополнением к уже существую щим и создаваемым маршрутам, соеди -няющим Запад и Восток, Азию и Европу, однако серьезной альтернативы россий ским поставкам углеводородов в страны Евросоюза не создадут1.
В качестве ответа на «геоэкономический вызов» Запада Россия весной 2007 г. пред -приняла энергичные шаги по диверсифи кации газопроводов в восточном секторе Каспия. В мае того же года в ходе поездки В.В. Путина в Казахстан и Туркменистан состоялось подписание договора о строи тельстве прикаспийского газопровода в «российском направлении». Это явилось ответом России на попытки США и ЕС вывести из орбиты Москвы прикаспий ские страны Центральной Азии путем строительства газотрубопровода в обход России. В ответ Запад выступил с инициа -тивой строительства транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря и присоединения его к проектируемой в перспективе газопроводной системе «Набукко».
Газопровод «Набукко» на первом этапе должен соединить Евросоюз с Азербайджаном, пройдя через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию до города Баумгартен в Австрии. На втором этапе газопровод планируется дополнить вет кой, которая пройдет по дну Каспийского моря до Центральной Азии. Длина газо -провода должна составить 3 300 км. В 2020 г. он должен будет пропускать мини мум 25,5 и максимум 31 млрд куб. м. газа.
1 Кавказско Каспийский регион в современной геополитике // Власть, 2011, № 10, с. 170-171.
Намерение Евросоюза добиться созда -ния газопровода «Набукко» объясняется рядом причин.
Первая — необходимость в обеспече -нии потребности Евросоюза в природном газе. По данным ВВС, А. Пибалгс заявил в июне 2006 г., что «в следующие 25 лет Евросоюзу потребуется дополнительно 200—300 млрд куб. м газа в год, так что у нас потребность, по крайней мере, в семи газопроводах «Набукко»2.
Вторая причина — стремление уйти от доминирующей зависимости от поставок природного газа из России. Должностные лица Евросоюза прямо по этому поводу не высказывались, однако эксперты сходятся во мнении, что проект «Набукко» в числе прочих задач направлен на ослабление зависимости ЕС от России3.
Третья причина — геополитическое позиционирование Евросоюза в отноше -нии других мировых центров, в частности Китая. В России также признается заин -тересованность Китая в использовании центральноазиатских энергоносителей. Таким образом, принятие политики ЕС в отношении новых независимых госу дарств Черноморского и Центрально -Азиатского регионов продиктовано, в частности, опасением, как бы страны региона не подпали под влияние Китая и обширные запасы нефти и газа региона Каспийского моря не приобрели восточ ный вектор.
В настоящее время не только повы -силось внимание Европейского союза к странам Каспийского региона, но также происходит постепенное сближение интересов ЕС и США в этом регионе. К тому же проекты транспортных коридо ров Европа — Кавказ — Азия (TRACECA) и межгосударственной транспортировки нефти и газа в Европу (INOGATE) в наи -большей степени соответствуют европей скому взгляду на развитие данного реги она. Более того, система трубопроводов этого региона может быть использована как значительная составляющая стратегии ЕС «Расширенная Европа», и в этом плане Грузия и Азербайджан, являющиеся пре -тендентами на вступление в европейские
2 http:euractiv.com/en/energy/eib - ready - help -finance -nabucco-pipeline/article -184362 of 24 July 2009
3 Пашковская И. Газопровод «Набукко»: проект создания // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 4, с. 77.
и трансатлантические структуры, приоб ретают важное геоэкономическое значе ние1.
При этом ЕС стремится к обеспечению прямых выходов в перспективный нефте носный регион Каспия. Без достижения этой цели ЕС оказывается в двойной зависимости — от поставок энергоносите -лей из России и из Каспийского региона, но при российском посредничестве. А это может нанести ущерб экономическим интересам Европейского союза, который стремится к диверсификации источников нефти и газа из этого региона. Тем более что в энергобалансе Европы прочное место занимают поставки российского газа (40%) и нефти (1/3 всего объема). По прогнозам, к 2030 г. европейский энергоимпорт еще более будет зависеть от России и достигнет 90 и 70% соответ -ственно.
В свою очередь, международный транс портный коридор «Север — Юг», откры -тый официальным протоколом в сере -дине 2002 г. в Санкт Петербурге, при зван соединить север России и Европы через Каспийский бассейн со стра нами Персидского залива, Индией и Пакистаном. По оценкам российских экс пертов, перевозка грузов по этому марш руту в 3 раза короче, чем по Суэцкому каналу, и на 30—40% дешевле.
Значительная активизация Китая, стре мящегося стать глобальной мировой дер жавой в Каспийском регионе, вызвана в основном острой потребностью в колос сальных энергетических ресурсах, прежде всего в нефти и газе.
В 21 апреля 2009 г. Пекине было подпи -сано российско китайское межправитель ственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере.
Документом устанавливается, что право собственности на нефтепровод от нефте перекачивающей станции «Сковородино» до государственной границы с КНР (про тяженностью 65,2 км), включая подводный переход через р. Амур на территории РФ, принадлежит уполномоченной орга низации российской стороны — ОАО «АК «Транснефть».
В соответствии с соглашением рос -сийская сторона предоставляет на 20 лет
1 Папава В. Центральная Кавказия: Основы гео -политической экономии // Аналитические записки, 2007, № 1 // Georgian Foundation For Strategic And International Studies (Тбилиси), с. 41—42.
право доступа к нефтепроводу для осу -ществления поставок нефти в КНР ОАО «АК «Транснефть» и «НК «Роснефть» для обеспечения возврата кредитных средств, полученных ими в рамках заключенных с корпорацией «Китайский банк развития» (КНР) кредитных соглашений (10 млрд и 15 млрд долл. США соответственно).
Переговоры по поводу строительства нефтепровода из России в Китай пред ставители Китая еще в конце 1999 г. вели с М. Ходорковским. Предполагалось, что «великая китайская труба» заметно снизит зависимость нефтяной компании ЮКОС от европейских потребителей и российского транспортного монополи ста — компании «Транснефть». Сейчас же нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан и его китайское ответвление в част ности призваны уменьшить зависимость от западных стран и самой «Транснефти», и унаследовавшей активы ЮКОСа «Роснефти».
Вычерчиваемые конкурирующими гео политическими силами действующие и планируемые нефтегазотрубопроводные и коммуникационные конфигурации (нефтепроводы Баку — Супса, Баку — Джейхан, Баку — Новороссийск, Тенгиз
— Новороссийск, Западный Казахстан
— Западный Китай, транскаспийский трубопровод, Казахстан — Туркменистан
— Иран, газопроводы Баку — Эрзерум, Иран — Армения, Туркменистан — Иран, а также ТРАСЕКА, транспортная система «Север — Юг» и др.), а также наличие в ряде стран Южного Кавказа и Центральной Азии иностранных военных баз являются одним из существенных геостратегиче -ских и геоэкономических факторов, во многом могущих способствовать укрепле -нию позиций основных конкурирующих геополитических акторов в этом регионе
— США и России.
Следует отметить, что значитель-ные коррективы в маршруты транс портировки каспийского газа в запад ном направлении могут внести и круп номасштабные турецко российские, российско казахстанские и российско туркменистанские газовые проекты. В частности, турецко российские догово ренности по строительству газопровода Самсун — Джейхан, достигнутые 12 мая 2010 г. в ходе визита президента России Д.А. Медведева в Турцию, были призваны обеспечить прямой выход российского
газа в Средиземноморье, минуя Бофор и Дарданеллы1.
Работа над проектом «Самсун — Джейхан» началась в 2003 г., когда ита льянская компания ENI приступила к изу -чению возможных путей доставки нефти из каспийского региона в Европу в обход загруженных Босфора и Дарданелл.
Через два года к проекту присоеди -нилась и Россия. В 2009 г. главы прави тельств Италии, Турции и России под писали в Милане межправительственное соглашение о сотрудничестве в рамках строительства нефтепровода Самсун — Джейхан. Одновременно с этим действу ющие участники этого проекта подписали меморандум о взаимопонимании с двумя потенциальными партнерами из России — компаниями «Роснефть» и «Транснефть». В обмен Москва получила от Анкары зна ковую уступку: прямо в Милане россий -ской стороне был вручен пакет докумен -тов, разрешающих прокладку в турецких водах газопровода «Южный поток», кото -рый собираются строить «Газпром» и ЕШ из России в Болгарию. Так проект «Самсун
— Джейхан», изначально игнорировав-шийся Россией, стал инструментом в игре Москвы, направленной на соединение
1 Эхо (Баку), 2010, 13 мая.
российской газотранспортной системы с европейской, минуя транзитные страны (прежде всего, Украину).
В то же время многие эксперты считают перспективы участия России в проекте «Самсун — Джейхан» сомнительными. Так, в частности, отмечается, что реали -зация проекта потребует значительных инвестиций, при этом Турции нужны гарантии заполнения маршрута, но она не может предоставить встречных гарантий
— коммерческой окупаемости проекта. К тому же сегодня Россия вряд ли остро нуждается в строительстве дополнитель ных маршрутов, особенно на территории третьих стран2.
Возрастающее значение Каспийского бассейна как геополитического фактора обусловлено рядом причин. Это облада ние большим ресурсным потенциалом; географическое положение (он находится на перекрестке евразийских сухопутных и морских транспортных путей); фоновое воздействие действующих и потенциаль ных источников нестабильности данного региона.
2 См., напр.: Орлов Д., Прядехина Е. России невыгоден турецкий маршрут // РОСБАЛТ Бизнес 22.03.11 // http://www.rosbalt.ru/
business/2011/03/22/831255.html