УДК 821.512.141.09 (470.57)
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ СЭСЭНОВ НА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ БАШКОРТОСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© З. Р. Аминева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (896) 083 62 28.
E-mail: zubarzhat. amineva @ mail. ru
В данной статье изучена проблема художественных особенностей творчества современных сэсэнов, проживающих на юго-восточной территории Башкортостана. На примере поэтического наследия нескольких известных сказителей этого региона: Ханифы Абубакиро-вой, Асмы Усмановой, Галимы Ахметовой и Ильяса Давлетбаева, подробно проанализированы и выявлены идейно-тематическая направленность, поэтические особенности и наличие традиций сэсэнов в их творчестве.
Ключевые слова: сэсэн, традиции сэсэнов,
Издревле сэсэны выполняли важную роль в обществе. Они одновременно выступали и как политики, и как батыры, и как певцы, и как почетные аксакалы, призывающие народ к свободе. Во многих случаях последнее слово сэсэна решало судьбу народа. По мнению некоторых ученых, сэсэны были организаторами крупных собраний (йыйынов) и соревнований [1, с. 3].
По словам Мираса Идельбаева, в середине прошлого века творчество сэсэнов перестало развиваться, выполнило свою роль в истории словесности [2, с. 104]. По нашему мнению, в результате общественного и национального подъема, наблюдавшегося в конце 90-х годов XX века, творчество сэсэнов приобрело иное звучание и перешло на новый этап своего развития. Но все же со временем роль сэсэнов в обществе изменилась. Сегодня сказителями принято называть тех людей, которые обладают лишь мастерством исполнения. Однако нельзя не отметить и то, что сегодня есть множество таких мастеров слова, которые отражают свои личные переживания за судьбу страны, народа и его будущее в строках кубаиров, мунажатов и баи-тов и обладают способностью донести их до сердец людей. Возрождение творчества сэсэнов наблюдается в основном в юго-восточной части Башкортостана, где издревле проживали коренные башкиры.
На сегодняшний день в этом регионе к числу сказителей, продолжающих традиции сэсэнов относятся: Ханифа Абубакирова, Василя Садикова, Гульнур Мамлеева, Магинур Давлеткулова из Аб-зелиловского района; Ильяс Давлетбаев, Минлия-мал Идрисова, Набира Амангулова, Назифа Куда-баева из Баймакского; Асма Усманова, Буртукбика Галина, Фания Арсланова, Мухаметйан Казакбаев из Хайбуллинского районов; Асия Гайнуллина, Галима Ахметова, Ульмасбика Кадергулова из города Сибая и многие другие. Конечно, этот список можно продолжить, так как в каждом районе имеются свои мастера слова.
кубаир, баит, мунажат, тирятляу.
Что волнует сегодняшних сэсэнов? Что толкает их к обращению своему народу? Какие проблемы отражены в их творчестве?
Издавна каждый регион был известен своими мастерами слова. К примеру, Абзелиловская земля по сей день славится своим выдающимся поэтом и сказителем Шафиком Аминевым-Тамъяни. Продолжателями его традиций стали такие именитые сказители как Йыхангир и Шагигали Абубакиров. Потомками этой династии сэсэнов являются Хани-фа Абубакирова, Василя Садикова, Гульнур Мам-леева, Ильсен Мирхайдаров. По словам Ханифы Шагигалиевны, род Абубакировых с давних времен был известен своими сказителями. Она сама с детства воспитывалась под влиянием устного народного творчества башкирского народа. С малых лет она знала многие башкирские кубаиры, мунажаты, тирятляу, услышанные из уст родителей. За свое игривое, но в то же время суровое и правдивое умение высказывать собственные мысли, Ханифа Абубакирова получила широкое признание в народе в качестве сэсэнии. В ее творчестве огромное место занимают тирятляу (напев для сопровождения танца) и кубаиры. К тому же Ханифа Абубаки-рова известна в народе исполнением песенных сказок, к числу которых относится и сказка «Ветряная мельница» («Ел-ел арбам»).
Ханифа Абубакирова является продолжателем традиций сэсэнов, начатых еще Шафиком Амине-вым-Тамъяни и Шагигали Абубакировым. Их общим плодом творчества является баит «Самовар» («Самауыр»). Если первые строки баита были написаны Шафиком Аминевым-Тамъяни, то среднюю часть произведения продолжил отец сэсэнии - Ша-гигали Абубакиров. Конец же баита дописала сама Ханифа Абубакирова:
'Капка тептэн ат китмэЬен, вдтэлдэрзэн аш китмэЬен,
ТСунактарыц килэ калЬ_а -Ьине гэйеплэп китмэЬ_ен.
(Пусть всегда будет лошадь у ворот,
Явствами будет полон стол у тебя.
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(1)
1053
Когда же будешь угощать гостей,
Пусть не будет у них обид на тебя) [3, с. 158].
В импровизациях Ханифы Абубакировой находят отражение ее переживания за родину, народ, язык. В своих произведениях она обращается ко многим злободневным темам, таких как нравственность, благочестивость, уважение к старшим, почитание старших. Она подвергает суровой критике вредные привычки, распростроненные среди молодежи, призывает стремиться к получению знаний. Ьез, балалар, насарлытсты айырыгыз. Зурайышып терле ятстса тайырИыгыз. Эсэйзэрзе, атайзарзы онотмагыз,
Юлыгыззы насарлытстса боролтмагыз,-(Дети мои, различайте зло от добра,
Улетите вы от родительского гнезда.
Не забывайте про матерей и отцов,
Освободите свой путь от не нужных оков).
В творчестве Ханифы Абубакировой особо выделяются стихотворения, носящие саркастический характер. В этих стихотворениях автор выступает как тонкий психолог и дает правильную характеристику тем или иным людям. Примером тому может послужить стихотворение «Кто какой?» («Кем ниндэй?»). В результате обобщения характеров разных людей, сэсэния создает множество образов, поведение которых высмеивается на протяжении произведения. Отрадно, что Ханифа Абуба-кирова занимает призовые места на различных конкурсах сказителей, представляя на суд слушателей кубаиры собственного сочинения.
Таким образом, продолжение традиций сэсэ-нов Ханифой Абубакировой проявляется в том, что она создает свои произведения на основе традиционных жанров башкирской литературы, и ее произведения носят актуальный характер.
Интересно то, что сегодня множество сэсэнов, помимо творческой работы, активно занимаются сбором фольклорного материала. В этой связи следует отметить деятельность Асмы Усмановой, жительницы села Акъяр Хайбуллинского района. Она является руководителем народного фольклорного ансамбля «Кош юлы». К тому же Асма Усманова занимается пошивом башкирской национальной одежды. На сегодняшний день костюмы мастерицы прошли несколько Международных выставок и получили широкое признание.
Асма Усманова родилась в 1930 году в деревне Утарбай Хайбуллинского района. Многие годы своей жизни она посвятила преподаванию в школе. Асма Усманова является отличником народного образования РСФСР. Она сочиняет песни, кубаиры, баиты, мунажаты, посвященные историческому прошлому башкирского народа, его славным батырам. К примеру, баит «Отделенные от счастья» («Бэхеткэ тилмергэндэр») отражает картины Великой Отечественной войны, когда в тылу, не покладая рук, работали и женщины, и дети. Наиболее интересным произведением сказительницы можно
назвать кубаир «Сэсэн» («Сэсэн»). Здесь описывается личность сэсэна, его положение и роль в обществе. Кубаир отличается ритмической целостностью и своеобразным звучанием. Автор показывает свое умение играть словами:
Сэсэн теле hейлэYЗЭ,
Сэсэн моцо кейлэYЗЭ,
Сэсэн теле экиэттэ,
Сэсэн теле бэйеттэ,
Сэсэн моцо эйтештэ.
(Язык сэсэна - в разговоре,
Мелодия сэсэна - в пение,
Язык сэсэна - в сказках,
Мелодия сэсэна - в баитах,
Язык сэсэна - в айтыше).
Из данных строк мы видим, что сэсэн является всесторонне развитой личностью и занимает почетное положение в обществе. Именно эти черты отличают и саму Асму Усманову.
Среди сибайских сэсэнов своеобразным является творчество Галимы Ахметовой. Она родилась за десять дней до начала Великой Отечественной войны. Сказительский талант передался ей от дедушки Фаткуллы. В свое время и отец сэсэнии -Мухаметхабиб был признан лучшим исполнителем башкирских народных песен. Сегодня Галима Ахметова активно занимается творческой деятельностью. Она сочиняет мунажаты дидактического характера, в которых призывает народ к богобоязненности. Среди них следует выделить мунажаты «Есть у меня слово» («Эйтер hYЗем бар»), «Что нужно в этом мире?» («Был донъяла ниЗэр
кэрэк?»), «Будем знать дом имана» («Иман йортон белэйек») и др. В каждом из них можно увидеть стремление автора к образу богобоязненного и праведного мусульманина. Поэтому сэсэния призывает людей чаще посещать мечети, получать религиозное образование и распространять его. В мунажате «Будем знать дом имана» («Иман йортон белэйек») автор описывает всю страшную реальность деградации отдельной части нашего общества. «Какой смысл от того, что в деревнях строятся мечети, когда люди безразличны к этому и не посещают дом Аллаха!» - восклицает сэсэния.
Шекер, тибез, Ь_ейенэбез,
Мэсеттэр зэ калкып сыкты.
Хозай YЗе генэ белэ ^п мэсеттэге бушлыкты.
(Мы все радуемся тому,
Что мечети вновь возникли.
И лишь Аллаху известно,
Что они вдруг вмиг утихли).
Галима Ахметова является лауреатом и дипломантом различных кокурсов башкирских сэсэ-нов и по праву является продолжателем традиций сэсэнов на юго-восточной территории Башкортостана.
Важно, что в последние годы многие сэсэны обращаются к таким жанрам башкирского народно-
го творчества, как кубаиры и мунажаты, где находят отражение злободневные проблемы. Среди таких мастеров слова следует выделить творчество Ильяса Давлетбаева. Он родился в 1933 году в деревне Яратово Баймакского района в семье колхозников. Сыну фронтовика с ранних лет пришлось постичь горечь утраты отца и работать во благо семьи. Эти времена оставили неизгладимый след в его душе. С детства он любил слушать башкирские народные песни, кубаиры, легенды и предания. Возможно, это стало причиной сочинения им ку-баиров, отражающих историческое прошлое башкирского народа. Кубаир «Мадхия Алдар батыру» («Алдар батырга мэдхиэ») является самым значимым из них. В нем автор подробно описывает весь военый путь, дипломатическую миссию, а затем трагическую смерть известного батыра-воина Ал-дара Исянгильдина.
Ил язмышы, ер язмышы 'Кыл едтендэ сатстарза,
Дошман килеп бадтсанда,
Рустар менэн бер сафта Яу тсайтарган сатстарза,
ЕцеY менэн тсайттсас та,
Yткэргэндэр тантана.
(Когда судьба народа, земли Висела лишь на волоске,
Когда же враг к нам наступал,
И вместе с русскими тогда Противников мы побеждали.
В родных краях всегда С победой нас все ждали).
Ильяс Давлетбаев является аксакалом, хорошо знающим творческое наследие башкирского народа и призывающим нынешнее поколение к его сохранению и распространению.
Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что на сегодняшний день в юговосточной части Башкортостана традиции сэсэнов продолжаются сказителями, известными во всей республике. Во многих районах ведется огромная работа сэсэнов по сбору, сохранению и пропаганде устно-поэтического наследия башкирского народа. Надеемся, что и в будущем творчество современных сэсэнов будет вызывать интерес ученых и появится множество исследований в данной области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Утягулов Р. И., Тажетдинов А. А. Путешествие в страну сэсэнов. Сибай. 2008. 159 с. (на башкирском языке).
2. Идельбаев М. Х. Завещание из древности. Уфа: Ки-тап, 2007. 344 с. (на башкирском языке).
3. Баймурзина Г. Сэсэны Абзелила // Ватандаш. 2003.
№4. С. 147-166. (на башкирском языке)
4. Башкирское народное творчество. Шестой том. Эпос.
Уфа: Китап, 2002. 552 с. (на башкирском языке)
Поступила в редакцию 07.06.2011 г.