Научная статья на тему 'Развитие субъектности студента как психолого-педагогическая проблема'

Развитие субъектности студента как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / SUBJECT / SUBJECTIVITY / THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мушкирова Анна Николаевна

В данной статье рассматриваются категории «субъекти «субъектность, подвергаются разбору отдельные подходы к развитию субъектности, определяются необходимые аспекты развития субъектности в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of subjectivity as a psychological and pedagogical problem

This article deals with the categories of «subjectand «subjectivity, the analysis of approaches to the development of subjectivity, it identifies the necessary aspects of the development of subjectivity in the educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности студента как психолого-педагогическая проблема»

УДК 37.013:77 © А.Н. Мушкирова

Развитие субъектности личности студента как психолого-педагогическая проблема

В данной статье рассматриваются категории «субъект- и «субъектность», подвергаются разбору отдельные подходы к развитию субъектности, определяются необходимые аспекты развития субъектности в педагогиче.. ском процессе.

Ключевые слова: субъект, субъектность, развитие субъектности.

A.N. Mushkirova

Development of subjectivity as a psychological and pedagogical problem

This article deals with the categories of «subject» and «subjectivity», the analysis of approaches to the development of subjectivity, it identifies the necessary aspects of the development of subjectivity in the educational process. Keywords: subject, subjectivity, the development of subjectivity.

В современном российском обществе наблюдается интерес гуманитарных антропо... центрированных наук к человеку, обусловленный необходимостью нового подхода к его раз. витию в целях обеспечения инновационного развития социума, нуждающегося в активных, инициативных, предприимчивых людях, реализующих свободу выбора в сочетании с социальными требованиями и проявляющих позицию субъекта жизнедеятельности. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития субъектности лично... сти.

Слово «субъект» происходит от латинского слова subjectus, означающего «лежащий внизу, находящийся в основе», от sub - под и jacio -бросаю, кладу основание. Данное понятие входит в категориальный аппарат философии и обозначает «конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми» [1]. Атрибутом понятия «субъект» является понятие «субъектность», широко используемое в социальных науках.

Субъект выступает в следующих плоскостях: «Я» - по отношению к самому себе, «другой» - по отношению к другим людям и как инициатор познания и преобразования - по отношению к предметам и явлениям окружающего мира и произведениям культуры. В философии субъект преимущественно трактуется в гносеологическом контексте S-O (субъект - объект).

Интерес к проблеме субъекта возник еще в древневосточной философии, где человек признавался высшей ценностью, прослеживается он и в философии Средних веков, рассматривавшей внутренний мир человека, обусловленный божественным началом. Философия Нового времени

установила современное направление трактовки понятия «субъект». Г.Ф. Гегель определил качество субъекта как «тождественную с бытием определенность». В экзистенциализме субъект-ность человека связана с осознанием собственного сознания, в теистическом течении - персонализме - человек и его духовные ценности признавались высшим смыслом земной цивилизации [2].

Субъект в философском понимании представляет индивид с активным началом, познающий и преобразующий действительность, других людей и самого себя.

К.А. Абульханова-Славская констатирует, что «-категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию» [3, с. 85].

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн обосновал онтологический подход к данной категории, рассматривая субъект в свете концепции Г. Гегеля как «имманентный источник активности», и определил основные теоретические положения на основе анализа деятельности человека, послужившие основой субъектно-деятельностного подхода. Под деятельностью Рубинштейн понимал «-такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [4, с. 32]. Ученый определил, что в основе внутренних механизмов активности личности лежит принцип «внешнее только через внутреннее».

С.Л. Рубинштейн рассматривал деятельность как двойственный, обусловливающий качественные изменения субъекта и объекта процесс и как условие и средство развития человека, выступающего в роли субъекта, основными атрибутами которого являются самодетерминация, саморазвитие и самосовершенствование. С.Л. Рубинштейн пи...

сал: «Личность в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает, все дела и поступки, принимает за них ответственность в качестве их автора и творца» [5, с. 635].

А.В. Брушлинский, развивая научные идеи С.Л. Рубинштейна, определял субъект следующим образом: «Субъект - это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т. д.» [6, с. 21].

Исследование категории «субъект» в соотношении с категорией «личность», разные трактовки этих понятий в работах ученых свидетельствуют о текущей разработке данной проблемы в современной психологии.

По А.В. Брушлинскому, «субъект» - «всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека» [7, с. 9-10], а «личность» - менее широкое определение индивида. Д.А. Леонтьев считает, что «ключевым отличием личности от субъекта выступает ее протяженность и связность во времени; если субъект всегда в настоящем, то личность соединяет в себе прошлое, настоящее и перспективу будущего» [8]. Е.А. Сергиенко рассматривает субъект и личность как «-единый континуум ядерных систем, которые развиваются на протяжении всей жизни человека», где личность опре... деляет направление и смысл движения, а субъект осуществляет его, реализуя свои индивидуальные возможности [9, с. 30].

В научной терминологии наряду с понятием «субъект» используется понятие «субъект-ность», понимаемый как атрибут субъекта.

«Субъектность [лат. subjectum - подлежащее] - свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» - значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя как causa sui» [10].

«Субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека» [11, с. 253].

Анализируя субъектность человека, А.В. Брушлинский отмечает: «Важнейшее из всех качеств человека - быть субъектом, т.е. творцом собственной истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятель-

ность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов» [12, с. 94]. Следовательно, процессы саморазви... тия и самореализации личности диагностируют развитие субъектности.

Под развитием субъектности как многоуровневого образования мы понимаем изменения в свойстве индивида проявлять субъектность, обусловленные переходом от одного качества, уровня к другому.

Л.А. Стахнева, выделяя общечеловеческие ценностные ориентации в основании субъектности, определяет разноплановый характер развития субъектности личности, проявляющийся:

• в изменениях мотивационной сферы человека, в которых сильнее, чем раньше, начинают отражаться общечеловеческие ценности;

• в возрастании умения осознанно планиро... вать и действовать в русле общечеловеческих ценностей;

• в появлении большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самодеятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;

• в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам» [13, с. 226-227].

А.К. Осницкий, проанализировав субъектный опыт, выявил его следующие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты: ценностный опыт, ориентирующий усилия человека; опыт рефлексии, увязывающий ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта; опыт привычной активизации, ориентирующий в собственных возможностях и аккумулирующий усилия к решению значимых задач; операциональный опыт, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей; опыт сотрудничества, способствующий объединению усилий, совместному решению задач и предполагающий предварительный расчет на сотрудничество [14].

В педагогической науке проблема развития субъектности обучающихся в образовательном процессе изучалась В.В. Давыдовым, Т.И. Ша-мовой, Д.Б. Элькониным, И.С. Якиманской, Н.М. Борытко и др.

Важной характеристикой педагогического процесса выступает создание условий для саморазвития воспитуемых, обеспечение для них пространства выбора и свободного творческого

действия в учебной деятельности, актуализация их субъектности.

«Учебная деятельность - это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения» [15, с. 116].

Учебный процесс двусторонний, характеризуется совместной деятельностью двух субъектов - учителя, субъекта обучения, и ученика, субъекта учения. Субъект в педагогическом процессе определяется нами как личность, включенная в педагогические отношения, направленные на реализацию личностных потребностей в развитии и саморазвитии в соответствии с запросами общества.

Одним из основных аспектов изучения субъектов педагогической деятельности, по мнению Н.М. Борытко, являются отношения, поскольку человек, вступая в отношения, становится субъектом различных видов деятельности [16, с. 13]. Ученый, понимая под деятельностью специфическую форму человеческого отношения, считал, что субъект деятельности выступает субъектом отношений, характеризующимся активностью, уникальностью, сознательностью и творческой свободой. Система отношений выражает позицию человека в жизнедеятельности и, по мнению Н.М. Борытко, служит ядром субъектности. Ученый дает следующее определение позиции: «Позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция - это способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности» [16, с. 16].

Н.М. Борытко выделяет четыре стадии становления субъектной позиции учащегося: стадию идентификации, когда происходит поиск собственной идентичности; стадию индивидуализации, заключающуюся в поиске смыслов, выборе примера для подражания, референтной группы; стадию социализации, содержащую поиск возможностей перехода от пассивного принятия ценностей группы (интериоризации) к ценностному самоутверждению в ней (экстери-оризации), и стадию интеграции, характеризующую переход индивида от поиска себя к практической самореализации [16, с. 41-42].

Субъектность обучающегося представляет собой, по нашему мнению, интегративное личностное качество, проявляющееся в учебно-познавательной деятельности и характеризующееся способностью к целеполаганию, саморе-

гуляции и рефлексии, умением критически и креативно мыслить, развитостью операциональных способов деятельности. Следовательно, степень развития субъектного начала в учебной деятельности определяется градусом развернутости личностного целеполагания, развитием критического и креативного мышления, уровнем сформированности когнитивных умений и навыков, мерой проявления волевого усилия. Согласно данным параметрам можно выделить три уровня проявления субъектности: высокий, средний и низкий.

Для высокого уровня характерны: выраженная самостоятельность, проявляющаяся в автономном определении целей и задач, выборе средств и способов их достижения в учебно-познавательной деятельности, и инициативное участие; развитость критического и креативного мышления, отход от шаблонов и стереотипов; наличие достаточного комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для учения; развитая ответственность; всесторонняя рефлексия.

Средний уровень определяет: ограниченная самостоятельность, требующая коррекционные действия со стороны преподавателя как в целепо-лагании, так и в выборе форм и способов учебной деятельности; проявление стереотипного мышления наряду с критическим и творческим мышлением; недостаточная развитость комплекса операциональных способов деятельности; дискретный характер проявления ответственности; средняя степень развитости рефлексии.

Низкий уровень свойственен обучающимся, проявляющим: неумение проектировать и реализо-вывать учебно-познавательную деятельность, проявляющееся в ожидании воздействий и указаний со стороны преподавателей; стереотипное мышление; низкий уровень развития умений и навыков учебно-познавательной деятельности; пассивную позицию по отношению как к целям и задачам деятельности, так и к способам и формам ее осуществления; дискретный характер рефлексии.

В педагогическом процессе развитие субъ-ектности учащегося определяется, на наш взгляд, гуманистическим характером образования, приоритетом общечеловеческих ценностей и свободного развития личности.

В современной педагогике продолжается исследование структуры, компонентного состава субъектности участников педагогического процесса, требуют дальнейшего изучения механизмы и технологии ее развития у обучающихся.

Суммируя вышеизложенное, определяем, что развитие субъектности является одной из ключевых проблем в психологии и педагогике, и ее разработка продолжается в современной науке.

Литература

1. Новая философская энциклопедия, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.terme.ru/dictionary/879/word/subekt (дата обращения: 07.11.2013).

2. Философия подходов [Электронный ресурс]. URL: http ://intelligentia. ru/filosofskaj a-doktrina-inteligentoznanija.html (дата обращения: 07.11.2013).

3. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995. - 388 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии-. - СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е изд-е. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.

6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

7. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и коллективного субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловико... вой. - М.: Пер Сэ, 2002. - С. 9-33.

8. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология & Философия науки. - 2010. - №3. -С. 136-153.

9. Сергиенко Е.А. Развитие идей А.В. Брушлин... ского на современном постнеклассическом этапе психологии // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы все... российской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая - 1 июня 2013 г. - М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2013. - 464 с.

10. Словарь [Электронный ресурс] / под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред. -сост. Л.А.

Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Пер Сэ, 2006. - 176 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/852/word/subektnost (дата обращения: 07.11.2013).

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы пси... хологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

12. Брушлинский А.В. Деятельностный подход в психологической науке. - М.: Ин-т практ. псих., 1997. - 192 с.

13. Стахнева Л.А. Проблема «психологического обеспечения- развития субъектности личности в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики: материалы всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 400 с. - URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pd

f (дата обращения 15.10.2013).

14. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Электронный ресурс]. -URL:

http://savelevva.ucoz. ru/subj ect/Subj ect_activity.doc (дата обращения: 12.10.2013).

15. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

16. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 132 с.

Мушкирова Анна Николаевна, старший преподаватель Боханского филиала Бурятского государственного университета. Е-mail: anmush2006@ yandex.ru.

Mushkirova Anna Nikolaevna, senior teacher, Bokhan Branch of the Buryat State University. E-mail: anmush2006@ yandex.ru

УДК 378.4 © Г.И. Рогалева

Организационно-педагогические условия развития воспитательного пространства университета

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для реализа. ции модели развития воспитательного пространства университета, направленной на личностное развитие всех его субъектов. Дается описание инновационно-педагогических, нормативно-правовых и методических, мотива. ционно-стимулирующих и организационных, информационных, материально-технических, кадровых условий, способствующих развитию воспитательного пространства университета.

Ключевые слова: воспитательное пространство университета, организационно-педагогические условия: инновационно-педагогические, нормативно-правовые и методические, мотивационно-стимулирующие и орга. низационные, информационные, материально-технические, кадровые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.