О
(N
УДК 331.2:378.1 ББК 65.245
Т.Г. Озерникова О.И.Гайнуллина
РАЗВИТИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ*
Посвящена анализу возможности использования бизнес-моделей оценки и оплаты труда персонала в сфере высшего образования в условиях внедрения новой системы оплаты труда, предусматривающей введение стимулирующих выплат. Представлен один из возможных механизмов обоснования стимулирующих выплат для профессорско-преподавательского состава вуза на основе системы сбалансированных показателей.
Ключевые слова: новая система оплаты труда, стимулирование труда преподавателей вуза, система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности.
T.G. Ozernikova O.I. Gainullina
DEVELOPMENT OF UNIVERSITY FACULTY MOTIVATION BASED ON BALANCED SCORE CARD
ssi
2sl Д s =
Ин5|
Н£ї
н51
Ой"
°i<s ^ 1
5s І
^ П £
h gl S ¡ґ і
8s!
о
ЕнО а
£я§|
ИО | £И4
SfflE
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
The article analyzes possibilities of using business models of staff appraisal and labour remuneration in higher education in the context of introducing a new pay system that includes incentive payments. The authors suggest fixing incentive payments to university faculty on the basis of balanced score card.
Keywords: new labour remuneration system, faculty incentive, balanced score card, key performance indicators.
С 1 декабря 2008 г. вузы России получили новые возможности для мотивации профессорско-преподавательского состава в связи с внедрением новой системы оплаты труда, предусматривающей введение стимулирующих выплат. В основе данных выплат должны лежать качественные и количественные показатели, при достижении которых данные выплаты производятся. Это положение, с одной стороны, открывает новые возможности для оценки результативности труда и мотивации персонала вуза, а с другой стороны, требует решения новых и сложных в методическом плане задач. Некоторые особенности труда работников образовательных учреждений (высокая сложность труда, высокая социальная ответственность, разнообразие трудовых процессов и др.) делают определение критериев результативности их труда с целью обоснования стимулирующих выплат особенно трудным.
* Работа выполнена при поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике» (РНП 2.1.3/1461), реализуемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01200902100.
© Т.Г. Озерникова, О.И. Гайнуллина, 2011
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
n3i
НА
ОЙ"
^ 1
5s s
^ Л £ ё§! h Е
« Р I
8s! Й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Высокая динамика изменения внешней и внутренней среды требует мобильности управления учреждениями высшего профессионального образования. Тенденциями последнего времени являются:
- повышение требований общества к качеству профессионального образования;
- акцент на формирование «инновационных вузов будущего»;
- ориентация на конкурентоспособность в системе образования не только России, но и на международном уровне;
- высокая скорость развития современных технологий обучения;
- высокая динамика изменения экономических условий деятельности вузов.
Для разработки механизма стимулирующих выплат работникам вузов зададимся следующим вопросом: допустимо ли адаптировать современные технологии (инструменты) в сфере управления человеческими ресурсами, реализуемые в сфере бизнеса, для вуза? В связи с этим представляется интересным исследовать возможность перенесения бизнес-моделей оценки и оплаты труда персонала в сферу высшего образования.
У крупного предприятия и вуза много общего: сопоставимы финансовые показатели, численность персонала, филиальная сеть и т.п. Выпускаемые вузом специалисты — очень трудоемкая « продукция », производство которой невозможно без эффективного управления учебным заведением.
Вуз, как и всякая организация, разрабатывает свою стратегию развития с учетом его миссии, ценностей, видения и конкурентных преимуществ. Поэтому сегодня любой вуз стремится сформировать такой профессорско-преподавательский состав, который способен эффективно решать стоящие перед вузом стратегические задачи и, кроме того, мотивирован на инновационную деятельность.
Сегодня в теории менеджмента используются инструменты, основанные на системном подходе, которые возникли в силу необходимости оценивать именно отдачу от управленческого потенциала организации, от той части нематериальных активов, эффективность использования и развития которых наиболее трудно оценить количественно:
- система сбалансированных показателей (BSC, ССП);
- ключевые показатели эффективности деятельности (KPI).
Сбалансированная система показателей является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет связать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии. Сегодня общепринято, что финансовых показателей недостаточно для того, чтобы определить, насколько эффективно работает организация или ее подразделения, так как они отражают эффективность работы организации в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять возникающие проблемы «в режиме реального времени».
В рамках ССП стратегию вуза можно раскрыть в четырех перспективах в виде стратегических целей и показателей, связанных причинно-следственными отношениями: финансовый результат является достижением целей в клиентской составляющей, цели в клиентской составляющей выступают результатами факторов внутренних процессов и т.д. (рис. 1).
Достижение целей оценивается через ключевые показатели эффективности, которые позволяют количественно определить, насколько хорошо организация или индивид осуществляют операционную, тактическую или стратегическую деятельность, критически важную для сиюминутного или будущего успеха организации [2, с. 263].
Рис. 1. Архитектура ССП вуза с учетом причинно-следственных связей
«К1
2нё Яз =
Н£ї
«Зі
Ен^ І
Ой"
^ 1
І
^ Л £
« VI
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
ЙО | &ЙІ
Н®Є
и
н
н
о
н
м
со
Н
Менеджмент вуза с учетом стратегических целей определяет цели и показатели по каждой составляющей ССП. Данные показатели могут служить обоснованием стимулирующих выплат.
Остановимся на трех составляющих ССП вуза, на показатели которых профессорско-преподавательский состав может оказывать непосредственное влияние. В качестве примера приведены показатели по каждой составляющей ССП вуза (рис. 2-4).
Цели
Показатели
Рис. 2. Клиентская составляющая ССП вуза
Рис. 3. Внутренняя составляющая ССП вуза
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
«К1
2нё ЯЧ г
€і'
«Зі
ОЙ"
^ 1
І
^ Л £ ё§!
« ^ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Показатели на уровне вуза
Показатели на уровне факультета и кафедры
Цель — компетентный ППС вуза
Наука
Квалификация ППС
- объем НИР на одного ППС;
- количество аспирантов на 100 студентов;
- доля аспирантов, защитивших диссертацию в течение года после окончания аспирантуры;
- индекс научного цитирования;
- количество диссертационных советов;
- количество изданных ППС монографий, учебных пособий, научных статей (в том числе
в журналах, рекомендованных ВАК) и др.
- степень остепененности;
- доля докторов наук, профессоров;
- доля ППС, прошедших повышение квалификации в течение пяти лет;
- участие и результативность участия в конференциях, симпозиумах, семинарах;
- проведение конференций на базе вуза;
- получение ППС вуза почетных званий, наград и др.
- объем НИР на одного ППС;
- доля аспирантов, защитивших диссертацию в течение года после окончания аспирантуры;
- индекс научного цитирования;
- количество изданных ППС монографий, учебных пособий, научных статей (в том числе в журналах, рекомендованных ВАК) и др.
Показатели на уровне преподавателя
- участие в НИР, проектах и грантах;
- количество аспирантов;
- защиты аспирантов;
- индекс научного цитирования;
- участие в работе диссертационных советов;
- оппонирование диссертаций;
- количество изданных монографий, учебных пособий, научных статей (в том числе в журналах, рекомендованных ВАК) и др.
- степень остепененности;
- доля докторов наук, профессоров;
- доля ППС, прошедших повышение квалификации в течение пяти лет;
- участие и результативность участия в конференциях, симпозиумах, семинарах;
- проведение конференций на базе кафедры (факультета);
- получение ППС кафедры, факультета почетных званий, наград и др.
- ученая степень;
- звание;
- участие в конференциях, симпозиумах, семинарах;
- членство в научных сообществах;
- получение почетных званий, наград и др.
Рис. 4. Составляющая обучения и роста ССП вуза
Ключевые показатели составляющих должны быть индивидуальными и в то же время работать на достижение командного результата (кафедры). Некоторые показатели целесообразно связать с аккредитацией вуза [1].
В настоящее время система управления высшим образованием на государственном уровне строится на условиях делегирования полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования на уровень вузов. Такой подход заставляет каждый вуз самостоятельно определять систему ценностей для потребителей своих услуг, формировать их перечень, границы, условия и порядок предоставления. Система оказания услуг учреждениями высшей профессиональной школы становится ориентированной на клиента. В этом случае ССП может помочь вузу создать устойчивое, уникальное предложение потребитель-
О
(N
скои ценности, выделяющее компанию среди конкурентов и лежащее в основе стратегии.
Система вознаграждения преподавателей вуза, связанная с ССП, может быть признана гибкой и динамичной, поскольку дает менеджменту вуза возможность оперативно вносить коррективы при изменении целей без трансформации механизма премирования, что особенно важно в ситуации нестабильности внешней среды.
Механизм стимулирующих выплат, связанный через ССП со стратегией вуза, нацелит каждого его работника на достижение результата и сделает сопричастным инновационной деятельности.
Список использованной литературы
1. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений: приказ Федер. службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сент. 2005 г. № 1938.
2. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / У.У. Эккерсон. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 396 с.
SS1
2sê
Kg г
MhSI
н3і
Ой"
^ s
Ps І
^ Л £
« ¡Ґ I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§||
МО | ЙЙ-І See « H
H
о
H
PQ
СО
H
Referenses
1. Ob utverzhdenii pokazatelei deyatel’nosti i kriteriev gosudarstvennoi akkreditatsii vysshikh uchebnykh zavedenii: prikaz Feder. sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 30 Sept. 2005 g. № 1938.
2. Ekkerson U.U. Paneli indikatorov kak instrument upravleniya: klyuchevye pokazateli effektivnosti, monitoring deyatel’nosti, otsenka rezul’tatov / U.U. Ekkerson. — M.: Al’pina Biznes Buks, 2007. — 396 s.
Информация об авторах
Озерникова Татьяна Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: ozernikova@isea.ru.
Гайнуллина Олеся Ильинична — аспирант, кафедра экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: o-d@live.ru.
Authors
Ozernikova Tatyana Georgievna — Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: ozernikova@isea.ru.
Gainullina Olesia Ilyinichna — post-graduate student, Chair of Labour Economy and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: o-d@live.ru.