Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ И РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЭКСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА МОСКОВСКОГО РЕГИОНА РОССИИ'

РАЗВИТИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ И РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЭКСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА МОСКОВСКОГО РЕГИОНА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чиркова Елена Юрьевна

Цель. Исследование факторов, оказывавших влияние на стилистические и технологические особенности выполнения резьбы и росписи по дереву в Московском регионе России. Процедура и методы. Рассматривается временной отрезок в развитии культуры и народного искусства Московского региона с конца Х по конец ХХ вв. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов, а интеграционные исторические процессы в народном искусстве рассматриваются как базовые для возникновения современного декоративно-прикладного искусства. Результаты. В статье определяются основные точки соприкосновения резьбы и росписи по дереву в общественной и культурной жизни славянских народов. Теоретическая и/или практическая значимость. Автор утверждает, что изучение совместного развития и интеграции данных видов народного и декоративно-прикладного искусства является важным разделом изучения декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чиркова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STYLISTIC INTERRELATION OF WOOD PAINTING AND WOOD CARVING IN THE HISTORICAL EXCURSION OF CULTURE AND ART OF THE MOSCOW REGION OF RUSSIA

Aim. To study the factors that have influenced the stylistic and technological features of wood carving and painting in the Moscow region of Russia. Methodology. The time period in the development of culture and folk art in the Moscow region from late Xth century to late XXth century is considered. During the research, methods of observation and interpretation of the results were applied, and integration historical processes in folk art are considered as the basis for the emergence of modern decorative and applied art. Results. The article defines the main points of contact between wood carving and painting in the social and cultural life of the Slavic peoples. Research implications. The author claims that the study of the joint development and integration of these types of folk and decorative arts is an important section of the study of decorative and applied arts in the system of additional art education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ И РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЭКСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА МОСКОВСКОГО РЕГИОНА РОССИИ»

УДК 745.03

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-2-104-112

развитие стилистической взаимосвязи росписи по дереву и резьбы по дереву в историческом экскурсе культуры и искусства московского региона россии

Чиркова Е. Ю.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследование факторов, оказывавших влияние на стилистические и технологические особенности выполнения резьбы и росписи по дереву в Московском регионе России. Процедура и методы. Рассматривается временной отрезок в развитии культуры и народного искусства Московского региона с конца Х по конец ХХ вв. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов, а интеграционные исторические процессы в народном искусстве рассматриваются как базовые для возникновения современного декоративно-прикладного искусства.

Результаты. В статье определяются основные точки соприкосновения резьбы и росписи по дереву в общественной и культурной жизни славянских народов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Автор утверждает, что изучение совместного развития и интеграции данных видов народного и декоративно-прикладного искусства является важным разделом изучения декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного художественного образования.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, роспись по дереву, резьба по дереву, интеграционные процессы, художественное образование, дополнительное образование

development of stylistic interrelation of wood painting and wood carving in the historical excursion of culture and art of the Moscow region of russia

E. Chirkova

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region, 141014, Russian Federation Abstract

Aim. To study the factors that have influenced the stylistic and technological features of wood carving and painting in the Moscow region of Russia.

Methodology. The time period in the development of culture and folk art in the Moscow region from late Xth century to late XXth century is considered. During the research, methods of observation and interpretation of the results were applied, and integration historical processes in folk art are considered as the basis for the emergence of modern decorative and applied art.

© CC BY Чиркова Е. Ю., 2021.

Results. The article defines the main points of contact between wood carving and painting in the social and cultural life of the Slavic peoples.

Research implications. The author claims that the study of the joint development and integration of these types of folk and decorative arts is an important section of the study of decorative and applied arts in the system of additional art education.

Keywords: decorative and applied arts, folk crafts, wood painting, wood carving, integration processes, art education, additional education

Введение

Как менялось традиционное ремесло резьбы по дереву в сторону интеграции с росписью по дереву с конца X по конец XX вв. Народные ремёсла, связанные с обработкой древесины, существовали на территории славянских племён с периода заселения. Обширные лесные пространства предполагали значительное влияние на быт и культуру славянских племён. Для обработки древесины не требовалось редких или технологически сложных инструментов, поэтому практически каждая народность сохраняла навыки обработки природных материалов на высоком уровне преемственности. Большинство археологов сходятся во мнении, что доступность материала и его дешевизна, а также простота обработки, позволили донести до нашего времени большое количество исторических образцов, несмотря на кажущуюся хрупкость и недолговечность древесины [4].

Исследователи (на примере сохранившихся образцов) также косвенно отметили развитие декоративного решения утилитарных изделий, проследив их путь с начала X в. (на примере находок Новгорода и Старой Ладоги) [10]. «Ценность материала деревянной резьбы в анализе орнаментики и в целом для характеристики древнерусского декоративно-прикладного искусства очень велика. Среди произведений есть простые резные изделия, близкие народному искусству, традиции народной резьбы продолжаются долгие века.

Но есть также и произведения, отразившие те или иные стили времени, находящие параллели среди произведений других видов искусства» [5, с. 81]. При

этом с научной точки зрения были тщательно изучены способы декоративизации изделий, материалы, сакральное значение отдельных элементов резьбы, но упущены культурные аспекты, серьёзно повлиявшие на развитие народного ремесла и декоративно-прикладного искусства.

В современных музеях декоративно-прикладного искусства и народного быта, краеведческих музеях зачастую представлены изделия или недавнего времени (конец XIX - начала XX вв.), или носившие статус «памятных», так как утилитарные вещи дошли до нас только в виде элементов домовой резьбы. «Резьба по дереву - очень интересное, увлекательное занятие. Научиться резать по дереву может каждый желающий.

Для занятий резьбой не нужно обладать большой физической силой, что позволяет заниматься ей всем желающим независимо от возраста и пола. Начинающим заниматься художественными ремеслами следует знакомиться с различными произведениями народного искусства, что поможет не только лучше овладеть технологией производства изделий, но и развить художественный вкус, способствующий творческому росту» [2, с. 5]. Характеризуя отдельные этапы развития народного ремесла, можно сказать, что у него были свои самостоятельные периоды расцвета и упадка. Образцы начала X в. представлены в духе языческой эстетики - крупные черты лица и фигур, отсутствие декоративности, геометризо-ванность деталей преобладает над эстетической составляющей и выделяется ритмом основных объёмов. В то же время жилища - выполнены в духе лаконичного племенного «минимализма» - ничего

viosy

лишнего, строгие ровные элементы и поверхности.

Изображения языческой деревянной скульптуры - стремятся к узнаваемости, но не полной реалистичности, стараются передать дух изображаемого объекта, наделить характерными чертами. Уже к XI-XII вв. возникает гармоничный баланс между формой и декорацией - уходит характерный «звериный» скандинавский стиль, который отметился значительным влиянием особенно на Русском Севере, Ладоге, Беломорье - Осеберг, Борре и Ел-линг [8].

Русские орнаменты обогащаются новыми элементами - «плетенками» и «ромбическими сетками», характерными для германских и скандинавских орнаментов Х-1Х вв. Традиционная русская трёхгранно-выемчатая резьба, вобрав в себя строгую геометричность и ритмику стилизации скандинавских племён, открывается для новой экспансии - византийской орнаментики.

Трудно представить себе, что мастера ограничивались лишь резьбой при выполнении элементов убранства дома или утвари. Если покрытие пчелиным воском (как защитным средством, благодаря которому до нас и дошли многие образцы), являлось обычной практикой, то почему бы и не раскрасить отдельные участки резьбы? Украсить наличники окон или «полотенце» на «коньке», расписать резной посох или коромысло? [12]

Уже в этот период (начало XII в.) - геометрический и растительный орнаменты в резьбе и росписи окончательно разделяются и приобретают собственные значения. Геометрическая резьба приобретает характер обрядовой схематизации мира человека, разделяется на «миры», получает черты культурной памяти. Растительный и животный орнаменты, наоборот, становятся украшениями, не связанными особым сакральным смыслом, при этом несут в себе элементы геометрики - сохраняя базовую часть своей композиции как в резьбе, так и в росписи, что говорит

о технологических особенностях исполнения элементов мастерами, привыкшими к строгой лаконичности в орнаменте и некоторой угловатости, традиционной для русской трехгранно-выемчатой резьбы.

Исторический экскурс в развитие стилистических особенностей резьбы и росписи по дереву

Определяют следующие типичные этапы развития резьбы по дереву: антро-по-зооморфный - резные скульптуры и мелкая пластика, выполненные из древесины, отличаются практически полным отсутствием декоративизации, с грубыми, рублеными чертами отдельных элементов; совмещённый - использование в резьбе изделий скульптурного типа основных несложных геометрических орнаментов, зигзаг, овал, решётка; орнаментированный - возникновение классических видов резьбы и росписи по дереву, чья структура и взаимосвязь элементов являются самостоятельным произведением декоративно-прикладного искусства; декоративный - изделия, выполненные в техниках резьбы и росписи по дереву не имеют ярко выраженной функции и представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные для экспонирования.

Рассмотрим чуть более подробно данные этапы со стилистической стороны. Антропо-зооморфный период развития резьбы по дереву до ХП-Х!У вв. (мы на данном этапе не рассматриваем росписи по дереву, их комплекс как самостоятельный вид народного искусства сложится гораздо позднее). Данный этап характеризуется стремлением мастера отразить главные характерные черты человека или животного и добиться определённой узнаваемости. Чётко схваченные основные признаки предполагают формирование общекультурных императивов - наделение объектов отражением их сакрального смысла - фигуры отождествляются с реальными и гностическими функциями: плодородие, времена года, удача и т. д.

V10V

Появившаяся на территориях современной России в начале VIII-IX вв. трёхгранно-выемчатая резьба оказывала определённое влияние на формирование антропо-зооморфных изображений в отдельных элементах и наполнялась схематичными элементами животного мира. Монументальность скульптурных изображений и отдельных элементов жилищ и утвари предполагает отсутствие специализированного инструмента для выполнения резьбы и использование в большинстве своём обычных инструментов - бытовых ножей, топоров, долот и т. д. Можно также предположить отсутствие на этом этапе развития культуры комплекса украшательства изделий (особенно утвари), предназначенных для продажи или обмена, торговли или подношения.

Совмещённый этап развития резьбы по дереву характеризуется, в первую очередь, началом интеграции культурных процессов и внедрением отдельных элементов орнаментов, ранее не характерных для определённых местных ареалов развития культурных традиций. На территории славянских племён начинают проникать скандинавские, германские, балтийские орнаментальные мотивы, появляются признаки чёткого заимствования символики в резьбе.

В X - начале XI вв. скандинавские элитарные художественные стили становятся преобладающими в народном творчестве и культуре, что напрямую связано с экспансией скандинавских народов - в искусстве и быту. На этом этапе скульптурные изображения дополнены нанесением геометрических и растительных орнаментов - не как самостоятельных композиций, но элементов комплекса при выполнении утвари и деталей жилищ. При этом в изображениях животных появляется геометризация элементов, что, несомненно, указывает на обоюдное влияние трёхгранно-выемчатой резьбы и скульптуры. В этот период традиции резьбы по дереву переходят

в новый вид творчества - белокаменную резьбу соборов и церквей, это видно на примере комплекса собора Рождества Богородицы в Боголюбове и Успенского собора во Владимире. Растительные орнаменты также характеризуются упрощёнными линиями.

Орнаментированный этап, начиная с XII в. ещё сохраняет стилистику скандинавских орнаментов и композиции, но под влиянием византийской традиции происходят кардинальные изменения во всех видах творчества - резьбе по дереву, росписях, резьбе по камню, книжной миниатюре, эмальерном искусстве, ювелирном. Происходит возрастание динамики развития византийской композиции и растительного «криново-го» - трёхлистного орнаментирования. Плавные лекальные кривые в орнаменте почти полностью вытесняют геометризованную простоту и статичность. Начиная с XIV в. в изображениях людей и животных в скульптуре складывается традиция удлинения контуров фигуры - стремление к реалистичности изображения, передаче пропорциональных соотношений, портретного сходства, декоративизации и украшательству. В период монгольской экспансии, в связи с затуханием высоких искусств, народные мастера и художники обращаются к религиозным сюжетам и активно развивается комплекс ремёсел, направленных на работу в храмах и соборах, - фрески, резьба на иконостасах, иконопись и изография.

Декоративный этап - это формирование комплекса видов резьбы и росписи по дереву как традиционных промыслов в отдельных районах Московского государства и Руси в целом. Формирование видов резьбы происходит под влиянием местных культурных традиций и начинается с центральных регионов (Новгород, Ярославль, Волго-Окское междуречье) и северных районов (Ладога, Архангельск, бассейн Двины, Мезени). Причём исследователями отмечаются некоторые особенности формирования ареалов рас-

Vioy

пространения некоторых традиционных ремёсел. Так, например, русская трёхгранно-выемчатая резьба была практически не распространена в верховьях Мезени, бассейне Онеги и Вычегды [14], то есть некоторые виды декоративного искусства не были организованы в местности изначально, не были характерны для культуры коренных народов и были привнесены в результате русской колонизации земель Русского Севера в ХГУ-ХУП вв.

На примере прялок ХУП-ХК вв. из собрания Архангельского областного краеведческого музея мы видим три основных традиции промысла: только резные прялки (без росписи и колори-рования), трёхгранно-выемчатая резьба с колорированием фонов, резьба с элементами скульптуры, трёхгранно-выемчатым орнаментом и росписями. Существует прямая взаимосвязь между ремёслами и декоративным искусством, ведь появление комплекса прялок и других инструментов и приспособлений для обработки льна и прядения нити и ткачества возможно только в регионах, связанных с земледелием. Появление крестьянских росписей исследователи относят к ХУ^ХУП вв., отдельные традиционные росписи появились уже в конце ХК в.

Перерождение народного ремесла в декоративно-прикладное искусство происходит в конце ХУ! - начале ХУП в. Кистевые росписи изначально формировались в послепетровскую эпоху в технике выполнения масляными красками по масляному фону. Общий для всех росписей мотив - цветы, цветочные букеты, - распространяется под воздействием влияния городской культуры, используя в качестве образцов работы профессиональных художников стилей барокко и ампир. Совместное существование кистевых росписей и полуархаичных - графических росписей (в основном на Русском Севере), способствовало появлению различных стилистических особенностей в выполнении растительного и геометрического орнаментов, зооморфных

мотивах. «Городецкая роспись выделяется своею содержательностью, все изображения несут свой характер.

Значительное место имеют цветочные мотивы, образы птиц и животных. Городецкая роспись во многом отличается от других видов росписи своим неповторимым изобразительным языком, выражающимся в символах, насыщенной цветовой гамме, пышности узоров, а также особенностями трансформации природных мотивов» [11, с. 2]. Мы привыкли слышать о Мезенской росписи, Борецкой, Тоемской, Городецкой, но внутри данных росписей существует большое количество самостоятельных видов народных росписей, объединённых исключительно по ареалу распространения. В этот период также начинается расслоение по техникам росписи - появляются кистевые росписи яичной темперой по левкасу, по прозрачному фону. Причём некоторые исследователи отмечают вероятность возникновения декоративных росписей центральных регионов России на основе декоративных росписей Русского Севера [13].

Основные сходные характеристики резьбы и росписи по дереву у славянских народов

Распространение праславянских и славянских племён в верховья Двины, Днепра и Волги принесло с собой огромный пласт культурных традиций. Приёмы, характерные в народном искусстве южных и юго-восточных славян, экспансивно проникают в культуру северных племён и к ХП в. сталкиваются с северными культурными традициями - скандинавской, германской, прибалтийской. Практически бассейны всех рек на пути продвижения славянских племён к северным землям в той или иной мере охватываются изобразительными и художественными традициями славян. В местах контакта и ассимиляции с северными племенными группами происходили два разновекторных процесса - принятие традиций и минимальная интегра-

ция. «Великий речной путь», связавший центральные и северные регионы Руси, служил культурологической осью, на которую нанизывались различные творческие традиции.

Во время вторичной колонизации русских земель после монгольского нашествия в XIV-XVI вв. во многие южнорусские районы (Поволжье, низовья Десны и верховья Дона) северорусские поселенцы принесли с собой многие культурные и художественные традиции, забытые в данных местностях. И сформированные на Севере Руси художественные образы уже являлись чужеродными по сравнению с традициями местного укоренившегося населения, пережившего монгольскую культурную экспансию.

«Традиции народной резьбы по дереву, существующие на территории России, чрезвычайно богаты и разнообразны. Кроме геометрической корабельной или глухой резьбы Поволжья, игрушечных промыслов, существует значительное разнообразие видов резьбы, сохранившейся в памяти народа и существующей в современном мире. Примером могут служить сельские дома, украшенные пропильной резьбой наличники окон, крылечки, калитки на всей территории России» [1, с. 409]. Появление кистевых росписей в интеграции с резьбой по дереву (трёхгранно-выемчатой, прорезной и контурной) не могло произойти без технологического соответствия производства изделий труда. Так, для резьбы требуется острое стальное лезвие, для росписи - доступность красителей и кистей различных видов, а также наличие устойчивого спроса на изделия народных промыслов, что напрямую связано с активным торговым оборотом среди народных и племенных групп Восточной Европы, Русского Севера и Приуралья.

Основные семантические мотивы в народном искусстве (солярные, зооморфные, сакральные) стали известны у прас-лавянских племён ещё в Ьм тысячелетии до нашей эры на этапе формирования

общей культурной традиции. Символика в народном искусстве сохранила своё изначальное значение в трёх видах творчества: резьбе по дереву, росписи по дереву и вышивке в народном костюме. Ареалы распространения этих видов декоративного творчества практически идентичны и позволяют говорить об интеграции, и взаимосохранении символики [9]. Формирование единого комплекса культуры славянских племён приходится на время формирования русских княжеств, с частичной ассимиляцией местных племён. Отдельные характерные элементы культуры были интегрированы в общую систему, осуществляя комбинацию традиций, вплоть до конца XVIII в.

Основные интеграционные процессы в народном искусстве

Источники формирования стилистики декоративно-прикладного искусства

«Эстетическая воспитанность подростков подразумевает сформирован-ность сознательной творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, в соответствии с возрастными и личностными особенностями» [7, с. 103]. В контексте историко-этнографи-ческих исследований большинство авторов сходятся во мнении, что народное искусство трансформировалось в декоративно-прикладное в период середины XIX в. Данное время охарактеризовано увеличением доли городского населения России и развитием кустарничества и ремесленничества. К 1915 г. в России насчитывалось около 35200 объединений (кооперативов, товариществ и кустарных артелей), занятых в производстве средств и товаров личного потребления (включая производство традиционных продуктов питания) [6].

Уже в 1919 г. декрет ВЦИК и Совнаркома «О мерах содействия кустарной про-

мышленности» разрешает организацию предприятий с небольшой численностью наёмного персонала, что позволило организовать ранее семейные производственные объединения. В 1935 г. созданный учебно-методический центр (с 1941 г. -НИИ художественной промышленности) занимается разработкой теоретических проблем, связанных с прикладным народным творчеством, а также определением современного состояния народных промыслов с целью развития и создания образцов декоративно-прикладного искусства. Уже с 1966 г. в рамках постановления Совмина СССР «О мероприятиях по развитию местной промышленности и художественных промыслов» осуществляется государственная поддержка народных художников и мастеров по созданию образцовых художественно-творческих изделий. Именно в этот период были впервые проведены широкомасштабные археологические, этнографические и культурологические исследования народных ремёсел и декоративно-прикладного искусства с начала X в. В ходе исследований были выяснены изначальные центры появления и развития множества видов декоративно-прикладного искусства. Так, Хохломская роспись, зародившаяся среди мастеров Ковернинского района Нижегородской области, с 1916 г. традиционно развивается на территории города Семенова, где под патронажем купца Д. В. Сироткина была организована Школа художественной обработки дерева и роспись приобрела свои канонически характерные сюжеты и технологию.

Заключение

Основная задача при изучении современного состояния декоративно-прикладного искусства в России - отделить промысел от творчества. Промысловые центры (Семенов, Сергиев Посад, Павловский Посад, Торжок и др.) в настоящее время являются конгломератами на основе традиционных предприятий - фабрик и мануфактур. В то же время мы видим значительное количество самостоятельных творческих объединений и отдельных художников-мастеров, поддерживающих развитие промыслов или создающих работы в стиле традиционных промыслов. Технологические особенности промыслов накладывают на мастеров ответственность за создаваемые изделия - традиционные или имитации. «Совместная многолетняя работа учителей средних общеобразовательных школ, педагогов системы дополнительного образования, преподавателей художественных вузов на современном этапе отмечена не только повышением важности художественно-эстетического воспитания в целом, но и ростом количества участников областных мероприятий Центра, вовлечённых в становление и развитие художественного образования Московской области» [3, с. 94]. Появление новых технологических материалов открывает среди художников перспективы развития традиционных промыслов, сохраняя сюжеты и интегрируясь в современное культурное пространство.

Статья поступила в редакцию 05.08.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалыхова З. Д., Емельянов О. Н. История развития русской резьбы по дереву // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. / под ред. С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара: СГИК, 2016. С. 404-410.

2. Гаврицков С. А. Художественная обработка древесины: учеб. метод. пособие. Магнитогорск, 2017. 87 с.

3. Галкина М. В. Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 92-97.

4. Дубровин Г. Е. Зооморфные деревянные навершия // Новгород и Новгородская земля. История и археология: тезисы научной конференции. 1989. Вып. 2. С. 62-64.

5. Жилина Н. В. Древнерусская резьба и роспись по дереву: хронология стилистического развития // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 4 (74). С. 80-96.

6. Зозуля О. А. Народные промыслы в экономическом и правовом пространстве России // Народные промыслы и малый бизнес: грани интеграции и стратегия развития: сборник трудов конференции, Нижний Новгород, 24 ноября 2016 года. М.: Институт стран СНГ, 2016. С. 31-55.

7. Камаева А. А. Психолого-педагогический потенциал резьбы по дереву в эстетическом воспитании подростков // Образование России и актуальные вопросы современной науки: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. С. 103-106.

8. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 639 с.

9. Маслова Г. С. Ареально-типологические особенности орнамента населения северо-запада РСФСР // Проблемы типологии в этнографии. 1979. С. 244-251.

10. Панова Т. Д. О назначении мелкой деревянной антропоморфной скульптуры X-XIV вв. // Советская археология. 1989. № 2. С. 88-96.

11. Пятыгина Я. Л., Минсабирова В. Н. Обучение учащихся основам декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования на основе традиционных народных промыслов (Городец) // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-7 (51). С. 518-520.

12. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / отв. ред. Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1982. 327 с.

13. Супрун Л. Я. Городецкая роспись: истоки, мастера, школа. М.: Культура и традиции, 2006. 147 с.

14. Шелег В. А. Севернорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции: монография. Архангельск, 2015. 136 с.

1. Absalykhova Z. D., Emel'yanov O. N. [The history of the development of Russian woodcarving]. In: Solovieva S. V., Ionesov V. I., Artamonova L. M., eds. Modernizatsiya kul'tury: ot kul'turnoi politiki k vlasti kul'tury: materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modernization of culture: from cultural policy to the power of culture. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference: in 2 p.]. Samara, SGIK Publ., 2016, pp. 404-410.

2. Gavritskov S. A. Khudozhestvennaya obrabotka drevesiny [Artistic woodworking]. Magnitogorsk, 2017. 87 p.

3. Galkina M. V. [Organizing exhibitions, competitions and festivals drawing as a consolidating factor of a system of continuous art education in Moscow region]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 4, pp. 92-97.

4. Dubrovin G. E. [Zoomorphic wooden tops]. In: Novgorod i Novgorodskaya zemlya. Istoriya i arkhe-ologiya [Novgorod and Novgorod land. History and archeology], 1989, iss. 2, pp. 62-64.

5. Zhilina N. V. [Old Russian woodcarving and painting: chronology of stylistic development]. In: DrevnyayaRus'. Voprosy medievistiki [Ancient Russia. Questions of medieval studies], 2018, no. 4 (74), pp. 80-96.

6. Zozulya O. A. [Folk crafts in the economic and legal space of Russia]. In: Narodnye promysly i malyi biznes: grani integratsii i strategiya razvitiya: sbornik trudov konferentsii, Nizhnii Novgorod, 24 noyabrya 2016 g. [Folk crafts and small business: facets of integration and development strategy: collection of proceedings of the conference, Nizhny Novgorod, November 24, 2016]. Moscow, Institut stran SNG Publ., 2016, pp. 31-55.

7. Kamaeva A. A. [Psychological and pedagogical potential of wood carving in the aesthetic education of adolescents]. In: Obrazovanie Rossii i aktualnye voprosy sovremennoi nauki: sbornik statei II Vserossi-iskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Education of Russia and topical issues of modern science: collection of articles of the II All-Russian scientific and practical conference]. Penza, Penzenskii gosu-darstvennyi agrarnyi universitet Publ., 2019, pp. 103-106.

8. Lebedev G. S. Epokha vikingov v Severnoi Evrope i na Rusi [The Viking age in Northern Europe and Russia]. Saint Petersburg, Evraziya Publ., 2005. 639 p.

9. Maslova G. S. [Areal-typological features of the ornament of the population of the north-west of the

REFERENSES

RSFSR]. In: Problemy tipologii v etnografii [Problems of typology in ethnography]. 1979, pp. 244-251.

10. Panova T. D. [On the purpose of the small wooden anthropomorphic sculpture of the X-XIV centuries.]. In: Sovetskaya arkheologiya [Soviet archeology], 1989, no. 2, pp. 88-96.

11. Pyatygina Ya. L., Minsabirova V. N. [Teaching students the basics of arts and crafts in the system of additional education based on traditional folk crafts (Gorodets)]. In: Evraziiskoe nauchnoe ob'edinenie [Eurasian Scientific Association], 2019, no. 5-7 (51), pp. 518-520.

12. Sedov V. V. Vostochnye slavyane v VI-XIII vv. [Eastern Slavs in the VI-XIII centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1982. 327 p.

13. Suprun L. Ya. Gorodetskaya rospis': istoki, mastera, shkola [Gorodets painting: origins, masters, school]. Moscow, Kul'tura i traditsii Publ., 2006, 147 p.

14. Sheleg V. A. Severnorusskaya rez'ba i rospis' po derevu: arealy i etnicheskie traditsii [North Russian woodcarving and painting: areas and ethnic traditions]. Arkhangelsk, 2015. 136 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чиркова Елена Юрьевна - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета, старший преподаватель Московского государственного областного университета; e-chirkova2005@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena Yu. Chirkova - post-graduate student, the Department of painting, Moscow Region State University,

senior lecturer, Moscow Region State University;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-chirkova2005@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Чиркова Е. Ю. Развитие стилистической взаимосвязи росписи по дереву и резьбы по дереву в историческом экскурсе культуры и искусства Московского региона России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 104-112. Э01: 10.18384/2310-7219-2021-2-104-112

FOR CITATION

Chirkova E. Development of stylistic interrelation of wood painting and wood carving in the historical excursion of culture and art of the Moscow region of Russia. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 2, pp. 104-112. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-2-104-112

V11V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.