УДК 745.51 ББК 85.125
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2018 г. В. С. Белгородский
г. Москва, Россия
© 2018 г. Т. В. Белько
г. Тольятти, Россия
© 2018 г. В. А. Краснощеков
г. Тольятти, Россия
О СВОЕОБРАЗИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ СЕРЕДИНЫ XIX - КОНЦА XX ВВ.
Аннотация: В статье рассматривается такая область декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья середины XIX - конца XX вв., как резьба по дереву, в частности ее применение в украшении предметов повседневного быта, орудий труда. На основе анализа архивных документов, музейных фондов и литературных источников был подтвержден тезис о том, что, несмотря на отсутствие (в силу особенностей развития региона) четко выраженной региональной индивидуальности, допустимо говорить о своеобразии некоторых элементов декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья, выраженном в художественной резьбе по дереву на предметах повседневного быта. Особое внимание авторы уделяют деятельности Жигулевской фабрики художественных изделий, занимавшей в 1960-1980-е гг. ведущее место в Среднем Поволжье по выпуску сувениров, деревянной посуды и некоторых других изделий декоративно-прикладного характера.
Ключевые слова: Среднее Поволжье, декоративно-прикладное искусство, резьба по дереву, орнамент. Информация об авторах:
Валерий Савельевич Белгородский — доктор социологических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство.), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: rectormgudt@mail.ru
Татьяна Васильевна Белько — доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный университет сервиса, ул. Гагарина, д. 4, 445677 г. Тольятти, Россия. E-mail: belko@tolgas.ru
Владимир Александрович Краснощеков — кандидат исторических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса, ул. Гагарина, д. 4, 445677 г. Тольятти, Россия. E-mail: kulbiaka@yandex.ru Дата поступления статьи: 26.12.2017 Дата публикации: 15.09.2018
Для цитирования: Белгородский В. С., Белько Т. В., Краснощеков В. А. О своеобразии некоторых элементов резьбы по дереву Среднего Поволжья середины XIX - конца XX вв. // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 305-319.
Декоративно-прикладное искусство, будучи элементом традиционной культуры, всегда было и остается действующим инструментом, преобразующим и обогащающим современную российскую культуру, состоящую из региональных культур. Выявление взаимосвязи прошлого и настоящего в декоративно-прикладном искусстве регионов может послужить отправной точкой поиска возможностей для решения современных проблем, как самих регионов, так и страны в целом. Анализ декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья1 способен предоставить интересный материал для всестороннего осмысления отечественной истории искусств.
Являясь территорией проживания коренных народов, имеющих древние культурные традиции (чуваши, мордва, татары), достаточно поздно колонизированной выходцами из различных регионов европейской части Российской империи, а также Германии2, Среднее Поволжье не может похвастаться четко выраженной региональной индивидуальностью в области декоративно-прикладного искусства. Тем не менее именно наложение различных этнокультурных факторов позволяет говорить о некотором своеобразии декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья как объекта исследования.
Предметом нашего рассмотрения стали элементы декоративно-прикладного искусства, выраженные в украшении художественной резьбой по дереву предметов повседневного быта (орудий труда, предметов домашнего обихода, хранения и переработки пищи) Среднего Поволжья середины XIX - конца XX вв.
Достаточно широкие хронологические рамки (середина XIX - конец XX вв.) позволяют выявить и сравнить особенности качественного изменения элементов декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья в динамике. Предмет нашего исследования находился в медленном, хотя и постоянном развитии и оставался практически неизменным до нижней границы этого периода, да и повседневная культура региона полностью сложилась только в XIX в. Именно с этого времени можно говорить о каком-то своеобразии элементов декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья. Верхняя же граница обозначает пик наивысшего проявления элементов декоративно-прикладного искусства в традиционных формах культуры, проявившегося в деятельности Жигулевской фабрики художественных изделий.
Материал исследования основан на объектах материальной культуры XIX-XX вв., хранящихся в фондах музеев городов Самары, Сызрани, Димитровграда, Москвы, Сергиева Посада; историко-культурологической и искусствоведческой литературы, посвященной Среднему Поволжью и документах фондов Архивного отдела администрации г. о. Жигулевск (Ф. Р-33, Р-35), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ. Ф. 17).
В ходе исследования использовались историко-культурологический и формально-стилистический методологические подходы, а также метод сравнительного анализа. Эти методы позволили оценить декоративно-прикладное искусство Среднего Поволжья середины XIX - конца XX вв. как явление культуры и искусства в исторической перспективе, а также рассмотреть декоративно-прикладное искусство региона через сходство и различие его формальной структуры.
1 Исторически границы Среднего Поволжья в исследуемый период менялись, как правило, это имело административные причины. Принимая во внимание ряд природных демографических, национально-экономических условий, к Среднему Поволжью относят территорию, на которой в настоящее время расположены Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области [14, с. 7; 20].
2 Формирование русского населения Среднего Поволжья происходило на протяжении XVI-XIX вв. за счет переселения из других мест [2; 4, с. 89-97; 17, с. 232-235].
К сожалению, формат публикации не позволяет охватить все стороны декоративно-прикладного искусства региона. Например, изучение деревянного зодчества Среднего Поволжья, которое базируется на достаточно объемном материале, вполне может послужить темой для отдельного исследования. Поэтому мы сосредоточимся в своей работе на бытовом проявлении декоративно-прикладного искусства региона, нашедшем выражение в резьбе по дереву различных предметов повседневного быта.
В орнаментике традиционных предметов быта Среднего Поволжья до середины XIX в. доминировали геометрические мотивы, с присущей им геоцентрической системой картины мироздания [13]. Главным элементом этой системы являлся солярный знак — символическое изображение солнца в виде круга с вырезанными внутри лучами-радиусами. Это изображение встречается в трех основных видах: крест в круге (колесо с четырьмя спицами), колесо с шестью спицами и колесо с восемью спицами. Знаком колеса с шестью спицами (в славянской традиции — «громовой знак»), обозначался также Ильин день (20 июля) [8; 11].
Солярные знаки чаще всего можно видеть на традиционных предметах домашней утвари и женского рукоделия — вальках3, рубелях4 и прялках с бесконечными вариациями в рамках местных канонов тех областей, откуда прибыли переселенцы в регион Среднего Поволжья.
Разнообразные знаки солнца покрывают верхние «лицевые» (нерабочие) плоскости рубелей и вальков5 (рисунок 1), их ручки, широкие горизонтальные части прялок — донца и другие предметы повседневного быта6.
Рисунок 1 — Валёк. Самарский областной историко-краеведческий музей им П. В. Алабина (СОИКМ).
Основной фонд. КП 21772. Фото автора Figure 1 — Valyok. Samara Regional Museum of Local History named after P.V. Alabin. The main storage of
the museum. Entrance book KP 21772. Author's photo
3 Валёк — предмет домашнего обихода для стирки («выколачивания») белья, короткий прямоугольный, обычно слегка выгнутый, деревянный (чаще всего из березы) брусок с ручкой.
4 Рубель — предмет домашнего обихода для глажения («катания») белья — плоский деревянный брусок (длиной 55-70 см, шириной 10-8 см в широкой части) с ручкой и рубчиками (полукруглыми выступами) на рабочей плоскости поперек его длины.
5 Самарский областной историко-краеведческий музей им П. В. Алабина (СОИКМ). Валёк. 24х14,5х3,5 см. На лицевой стороне орнамент: восемь кругов со стилизованным цветком внутри, расположенных двумя вертикальными рядами и разделенных полосой из сплошных квадратов; на верхней утолщенной части ручки два резных креста и крест в круге. Основной фонд. КП 21772.
6 Городской музейный комплекс «Наследие» г. Тольятти. Форма для творожной пасхи. Начало XX в. Казанская губерния Тетюшский уезд, с. Монастырское. Дерево, столярная обработка, выемчатая резьба. 22х24х14 см. О. ф. КП 5311.
Солярные знаки имеются как на самых старых (по типу) предметах с геометрической резьбой, так и на более поздних, с росписью. Особенно традиционна для декора вальков и рубелей Среднего Поволжья геометрическая трехгранно-выемчатая резьба в сочетании со скобчатой (ногтевой) резьбой7 (рисунок 2).
Рисунок 2 — Рубель (фрагмент). Конец XIX в. Димитровградский краеведческий музей, г. Димитровград. Ульяновская обл., О. ф. КП-1309, инв. № 419. Фото автора Figure 2 — Rubel (fragment). The end of XIX c. Dimitrovgrad Museum of Local Lore, Dimitrovgrad city. Ulyanovsk region. The main storage of the museum. Entrance book KP-1309, Inventory No. 419. Author's
photo
Иногда орнамент состоит из одной, двух, трех или более отдельных розеток, а иногда резная композиция густо заполняет всю поверхность. В основном это разновидности «креста в круге» или «колеса»8.
На традиционных предметах быта жителей Среднего Поволжья часто встречается ромбо-точечная композиция — одна из первых ступеней народного декоративного творчества, выполненная самыми распространенными видами резьбы — контурной, геометрической двугранно- или трехгранно-выемчатой9. Ромбо-точечный орнамент представлял собой заштрихованный крест-накрест косыми линиями прямоугольник, символизирующий землю, и имел среди резчиков такое же название — «земля» [12, с. 44]10 (рисунок 3).
Рисунок 3 — Рубель. СОИКМ им. П. В. Алабина. Основной фонд. Фото автора Figure 3 — Rubel. Samara Regional Museum of Local History named after P. V. Alabin. The main storage of the museum. Authors photo
7 Димитровградский краеведческий музей, г. Димитровград (Ульяновская обл.) Рубель. Конец XIX в. О. ф. КП-1309, инв. № 419
8 СОИКМ им. П. В. Алабина. Валёк. 67 см. С одной стороны вырезаны рубцы, с другой стороны круглый орнамент, ручка заканчивается кружком с орнаментом. О. ф. КП 5112, инв. № Вб 278.
9 В Среднем Поволжье бытовали и другие виды резьбы, как, например, контурная или рельефная скульптурно-зооморфная.
10 Краеведческий музей г. о. Сызрань. Донце прялки. Контурная резьба. О. ф. КП-Д 224, инв. №
5675/2.
С середины XIX в. происходит постепенное преобразование геометрического орнамента в сторону его изобразительного наполнения. Геометрический и растительный мотивы зачастую мирно соседствовали в орнаменте, украшавшем предметы народного быта, взаимно дополняя друг друга. Изображение растительных мотивов в росписи базировалось на композиции геометрического узора — геометрические фигуры легли в основу изображения листьев, цветов. Это можно видеть, например, в украшении некоторых донец прялок Среднего Поволжья11.
В конце XIX в. в резьбе по дереву проявляется повышенная декоративность, связанная, возможно, с тенденцией к ориентализму, пронизывающему весь XIX в., пиком которого можно считать его последнюю четверть. Среднее Поволжье не было исключением — поверхность солонок, рубелей (рисунки 4, 5) и вальков покрывается мелким густым геометрическим орнаментом, похожим на орнамент вышивок или ткачества [18, с. 113-180].
Рисунок 4 — Рубель (фрагменты). ГМК «Наследие» г. Тольятти. О. ф. КП 5517. Фото автора Figure 4 — Rubel (fragments). 77х9,5 от. 1896. The city museum complex "Heritage", Togliatti. The main
storage of a museum. КР 5517. Author's photo
11 Краеведческий музей г. о. Сызрань. Донце прялки. Растительный орнамент. Контурная резьба. О. ф. КП Д-224, инв. № 5466/2
Рисунок 5 — Солонки-кресла. XIX в. Среднее Поволжье. Трехгранно-выемчатая резьба. ГИХМЗ,
г. Сергиев-Посад. О. ф. № 3553д (слева), 4647д (справа) Figure 5 — Salt shakers in the form of an armchair. XIX c. The Middle Volga region. Triangular-notched carving. State Historical and Art Museum-Reserve, Sergiev-Posad. The main storage of a museum.
Inv. No. 3553д (left), 4647д (right)
Одним из наиболее своеобразных мотивов, характерных для средневолжской плоскорельефной резьбы было изображение полудев-полурыб — «фараонок». В русском фольклоре так назывались духи воды обоих полов [16, с. 156-159]. «Фараонки» чаще всего являлись элементом домовой резьбы Поволжья [3; 9, с. 104], но встречались они на прялках и других предметах быта12 (рисунок 6), хотя, скорее, как исключение.
Рисунок 6 — Валек. Государственный историко-художественный музей-заповедник (ГИХМЗ),
г. Сергиев-Посад. О.ф. №3545д. Figure 6 — Valyok. State Historical and Art Museum-Reserve, Sergiev-Posad. The main storage of a museum.
Inventory No. 3545д.
12 ГУК МО «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник» (ГИХМЗ, г. Сергиев-Посад). Валек. О.ф. №3545д
Украшение деревянной посуды в народном быту Среднего Поволжья «не отличались особым изяществом» [19, с. 66-67]. Единственными разнообразными по форме и декоративной отделке предметами, которые можно отнести к разряду «посуда», были солонки. Это объясняется тем, что соли в быту придавалось особое значение [7, с. 44-55], а солонки занимали центральное организующее место во всем ансамбле утвари [6, с. 253]. Изготавливались солонки в основном из твердых пород дерева — березы, сосны, ели. В зависимости от местных традиций переселенцев, деревянные солонки на территории Среднего Поволжья различались по форме, способу изготовления и конструкции.
Выделяем несколько наиболее часто встречавшихся в регионе, вариантов форм солонок: солонки в форме птицы и солонки-кресла.
Солонки в виде плывущей птицы с головой уточки чаще встречалась у выходцев из северных областей (Вологодская и Архангельская губернии), а также Смоленской губернии. Такие солонки, выдолбленные из цельного куска дерева, украшенные простой резьбой или росписью, напоминали форму ковшей, где хвост или голова птицы служили ручкой солонки, и имели отдвижную крышку. Крышка крепилась в хвостовой части с помощью вертикального деревянного гвоздя-шпунта. Часто солонки делали на невысоких подставках-ножках.
Широкое распространение в Среднем Поволжье получили так называемые солонки-кресла13 (рисунок 5), привнесенные выходцами из центрально-черноземных губерний. Они представляли собой сундучок с откидной крышкой и высокой задней стенкой [10, с. 42-44], по форме напоминая кресла. Даже отдельные их части назывались так же: подлокотники, спинка и т. п.
Размеры и пропорции солонок были разнообразны. Поверхность таких солонок, как правило, покрывалась сплошным мелким узором геометрической двугранно- или трехгранно-выемчатой резьбы из розеток и ромбов, реже росписью. Центральный мотив узора приходился на переднюю часть солонки и ее «спинку», схожую с задней стенкой гребня прялки, верхняя часть которой заканчивалась резьбой (изображение круга, розетки, ромба) с таким же геометрическим орнаментом, которым украшали и другие орудия женского труда (вальки, рубели).
Отдельным направлением в художественной резьбе по дереву в Среднем Поволжье, хотя и не настолько развитым, как, например, в Нижегородской губернии, являлось изготовление деревянных резных форм для пряников — пряничных досок. Нами было выявлено четыре типа пряничных досок, наиболее распространенных в регионе:
— «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника;
— «наборные», когда на доске размещались от двух14 и более15 изображений с одним и тем же или разными изображениями и сюжетами;
— двусторонние16 (рисунок 7);
13 ГИХМЗ, г. Сергиев-Посад. Солонки в виде кресла. XIX в. Среднее Поволжье. Трехгранно-выемчатая резьба. О. ф.: 1) 19,5х10,5х11,5 см. № 3553д; 2) 221х11х11 см. № 4647д
14 СОИКМ. Форма для пряников двойная. О.ф. № КП 618
15 СОИКМ. Форма для пряников. XIX - начало XX вв. 14х26 см, наборная, из 4 «шашек» с одинаковым орнаментом. По диагонали в каждом надпись «сыропн». О.ф. № КП 616.
16 В СОИКМ им. П. В. Алабина находятся три двусторонние пряничные доски, выполненные в стиле выемчатой резьбы, приобретенные в 1920-х гг. и датированные концом XIX - началом XX в. На первой доске (11x15 см) с одной стороны вырезана рыба, а с другой — животное. На второй (13^18 см) — с одной стороны вырезано 2 четырехугольника, покрытых орнаментом, с другой — 3 рыбы и 2 полукруглых углубления. На третьей (13x21 см) с каждой стороны вырезано по 2 прямоугольника, покрытых неглубоким, но четким простым геометрическим узором. См.: СОИКМ. Формы для пряников. О.ф. № КП 615, 617, 618.
— с надписями, причем это могло быть одно слово или буква. К сожалению, до нас не дошли имена мастеров — авторов замечательных образчиков декоративно-прикладного искусства региона этого периода.
Рисунок 7 — Форма для пряников двусторонняя. Конец XIX - начало XX вв. СОИКМ им. П. В. Алабина. О. ф. КП 615. Фото автора Figure 7 — The form for gingerbread double-sided. The end of XIX - beginning of XX c. Samara Regional
Museum of Local History named after P. V. Alabin. The main storage of a museum КР 615. Author's photo
Начиная со второго десятилетия XX в. в декоративно-прикладном искусстве региона наметился глубокий спад, продолжавшийся вплоть до 1960-х гг. Причиной тому был ряд негативных процессов (Гражданская война, голод 1921-1922-х гг., две мировые войны), проходивших в регионе и стране, в ходе которых почти не осталось мастеров, способных поднять декоративно-прикладное искусство региона на достойный уровень.
Новый подъем интереса к акцентированию декоративных возможностей народного искусства произошел в условиях художественных и декоративных поисков 1960-1970-х гг. Образность изделий, выполненных в традициях народного искусства, оказалась востребована, нашла отклик в эстетических и художественных вкусах того времени. Традиционные центры народного искусства стали пользоваться официальным покровительством государства [5, с. 498-502]17. При Союзе художников СССР и в республиканских Союзах были созданы специальные комиссии по народному искусству, занимавшиеся розыском народных мастеров и возрождением художественных ремесел.
Ведущее место в Среднем Поволжье по выпуску сувениров, деревянной посуды и некоторых других изделий декоративно-прикладного характера на протяжении 30 лет занимала Жигулевская фабрика художественных изделий. Фабрика была организована 5 марта 1963 г. при Управлении местной промышленности Куйбышевского облисполкома18 на базе Жигулевской фабрики бытового обслуживания19 и специализировалась на самом развитом виде народного искусства региона — художественной обработке
17 Постановление ЦК КПСС СССР от 29 января 1975 г. «О народных художественных промыслах». Впервые опубликовано в изложении в газете «Правда». 1975. 27 февраля. № 58. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ, бывш. ЦПА ИМЛ). Ф. 17. Оп. 59. Д. 411. Л. 226-233.
18 Архивный отдел администрации г. о. Жигулевск. Ф. Р-33. Оп. 1. Д. ф. Л. 15-16.
19 Там же. Ф. Р-35 (Жигулевская фабрика бытового обслуживания). Оп. 1. Д. 15 (Книга приказов с 03.01.1963).
дерева. У ее истоков стоял резчик-любитель И. В. Курочкин, который в 1960 г. организовал цех сувениров при фабрике бытового обслуживания, который выпускал незначительное количество деревянных изделий, пользующихся спросом у населения.
Вокруг И. В. Курочкина объединились молодые художники-прикладники, выпускники Семеновского художественно-промышленного училища: С. А. Маслов, К. Д. Рыбина, З. В. Воробьева, Е. А. Богуславский и выпускница Абрамцевского художественно-промышленного училища — А. А. Шевченко20. Они стали первыми художниками-мастерами на открывшейся Жигулевской фабрике художественных изделий21. Позже к ним присоединился приехавший в 1967 г. в Жигулевск выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища А. И. Алехин22.
Мастера не стали просто повторять стили абрамцевской и семеновской резьбы, а постарались в первую очередь возродить местные традиции. Они предложили новый способ выполнения орнамента. Раньше токарные заготовки покрывались лаком после резьбы, следуя примеру Кировской художественной фабрики. На Жигулевской фабрике попробовали наносить резьбу по лаку. Оказалось, что на фоне лака резьба выглядела намного выразительней. Этот прием еще нигде не применялся, и он стал визитной карточкой предприятия в 1960-е гг. (рисунок 8).
Рисунок 8 — Алехин А. И. Солонка. Дерево. Резьба по лаку. Фабрика художественных изделий,
г. Жигулевск, Куйбышевская обл., 1969 г. Фото А. И. Алехина Figure 8 — Alyohin A. I. Salt shaker. Tree. Carving for varnish. Factory of art products, Zhigulevsk,
Kuibyshev region, 1969. A. Alyohins photo
Изучив прорезную трафаретную резьбу, украшавшую внешний вид домов Среднего Поволжья, взяв из нее отдельные элементы, мастера использовали их в своих изделиях. Тема Волги, Жигулей стала доминирующей в разработке образцов (рисунок 9).
20 Архивный отдел администрации г. о. Жигулевск. Ф. Р-33. Оп. 1. Ед. хр. 291. 70 л. Л. 63-64.
21 Там же. Ф. Р-33. Оп. 1. Д.1 (Приказ о приеме личного состава рабочих и ИТР от ЖФХИ. 05.03.1963). 5 л.
22 Там же. Ф. Р-33. Оп. 1. Ед. хр. 52. 58 л. Л. 3.
Рисунок 9 — С. А. Маслов. Кружка «Жигули». Дерево. Резьба по лаку. Фабрика художественных изделий, г. Жигулевск, 1960-1970-е гг. Фото А. И. Алехина Figure 9 —S. A. Maslov. Mug of the "Zhiguli". Tree. Carving for varnish. Factory of art products, Zhigulevsk, 1960-1970's. A. Alyohins photo
Всего фабрика выпускала 100 различных видов изделий: от сувениров до предметов быта — солонки, наборы для специй, скалки, подставки для карандашей, которые пользовались большим спросом. В год художники фабрики создавали 23-25 образцов. Работа Жигулевской фабрики художественных изделий способствовала популяризации художественной резьбы по дереву в Среднем Поволжье. В 1971 г. в журнале «Новые товары» был опубликован первый рекламный обзор о новинках года с кратким сообщением о фабрике, помещены фотографии изделий [15].
Большое влияние в этот период оказали мастера декоративного искусства Прибалтийских республик, Архангельской и Горьковской областей. Художники Жигулевской фабрики вновь открывают для себя текстуру дерева, они перестают покрывать свои изделия лаком, активно используя обжиг «под старину», выжигание, цветную роспись и сложную резьбу.
В 1972 г. фабрика становится участником ВДНХ23. Художниками разрабатываются прекрасные образцы с новыми технологическими приемами обработки. Эти изделия, кружки, подсвечники, подставки для карандашей, декорированные контурной резьбой и росписью, представляли собой предметы, в которых соединились красота и польза [1, с. 63]. Шесть образцов были отобраны, чтобы стать сувенирами на Олимпиаде 1980 года в Москве24.
23 Свидетельство № 4372, выданное Главным Комитетом ВДНХ.
24 Диплом № 169 от 20 ноября 1976 г. (выдан ЖФХИ Министерства местной промышленности РСФСР на право промышленного производства с олимпийской символикой или по тематике игр, рекомендованных постоянно действующей межведомственной комиссией при Оргкомитете «Олимпиада-80» по отбору лучших образцов товаров народного потребления, сувениров и изделий в соответствии с перечнем, утвержденным протоколом). Диплом № 2204 от 1 июня 1978 г.
На протяжении всего существования Жигулевской фабрики художественных изделий25 основным направлением ее деятельности являлся выпуск уникальной продукции из дерева с сохранением и развитием традиций художественной резьбы Среднего Поволжья. Некоторые мастера фабрики, активно сотрудничавшие с Художественным фондом Тольяттинского отделения Союза художников СССР, проявляли себя в монументально-декоративных работах интерьерного назначения, в которых явно прослеживается характер средневолжской резьбы.
В 1980-х гг. на волне возросшего внимания к истории края возникает интерес к традиции изготовления фигурных пряников. В Куйбышевской (ныне Самарской) области к юбилеям городов Сызрань (1983) и Самара (1986) было возобновлено производство печатных пряников. В Сызранском краеведческом музее хранится пресс-форма для пряника, датированная 1985 г., с вырезанным изображением Спасской башни Сыз-ранского кремля, помещенной в круг и окруженной растительным орнаментом, с надписью «Сызрань. 300 лет»26. Впоследствии эту традицию поддержало большинство городов области. Областное руководство стимулировало производство продукции, имеющей не только экономическое, но и культурное значение.
Однако неминуемая в условиях возросшего потребления механизация отдельных творческих операций приводила к снижению художественного уровня изделий прикладного искусства региона.
По мере того как народное искусство стали анализировать как эстетический феномен, все более углублялся разрыв между его двумя функциями — утилитарно-бытовой и художественной. Уходила органическая целостность народного искусства, выражавшаяся, в ряду прочих характеристик, в идентичности среды создания и среды бытования вещи.
Попыткой сохранить традиции народного декоративно-прикладного искусства региона, применив их к современным реалиям рыночных отношений, стало открытие в 1999 г. в Поволжском технологическом институте сервиса специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (специализация «Художественная обработка дерева»). В основу подготовки будущих специалистов в области художественной обработки дерева легли традиционные орнаментальные и стилистические принципы декоративно-прикладного искусства региона в сочетании с приемами, разработанными мастерами Жигулевской фабрики художественных изделий.
Исходя из вышеприведенного материала, несмотря на отсутствие (в силу особенностей развития региона) ярко выраженной региональной индивидуальности, допустимо говорить о своеобразии некоторых элементов декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья, выразившемся:
- в преобладании резьбы по дереву как способа украшения предметов труда и домашнего обихода над росписью;
- в преобладании геометрического орнамента над растительным и зооморфным в изделиях с резьбой по дереву;
- в преимущественном использовании контурной и геометрической (двугранно-или трехгранно-выемчатой, скобчатой) видов резьбы по дереву;
25 В 1992 г. фабрика становится частным предприятием ООО «Жигулевская фабрика художественных изделий». С этого момента начинает сокращаться, а затем и вовсе прекращается выпуск художественно-сувенирной продукции, основной сферой деятельности фабрики становится сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества и оптовая торговля лесоматериалами и прочими потребительскими товарами.
26 Краеведческий музей г.о. Сызрань. Форма для пряника. 1985 г. О.ф. № КП д308, Инв. № 6282.
- в уникальном творческом соединении традиций прикладного искусства регионов — мест выхода переселенцев и прикладного искусства народов коренного населения. Система образных средств декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья была выстроена таким образом, чтобы в самых простых и сугубо утилитарных формах, в строгом языке орнамента, выразительной фактуре материала передать основы мировидения и представления о красоте.
Основополагающие признаки декоративно-прикладного искусства — неразрывность утилитарных и духовных начал, — одинаково характерные для традиционного творчества всех народов, частично утраченные профессиональным искусством, сохранились в наиболее достойных и ценных проявлениях традиционного искусства региона до наших дней.
В декоративно-прикладном искусстве Среднего Поволжья можно выделить условно два периода наибольшего подъема, когда эстетическое, художественное начало вставало вровень с утилитарным началом, а иногда и выше — это вторая половина XIX - начало XX вв. и 1960-1980-е гг. XX в. В эти отрезки времени были созданы лучшие образцы прикладного искусства региона.
Традиционное декоративно-прикладное искусство Среднего Поволжья — это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Их мастерство, передаваясь от отцов к сыновьям, сохраняло те характерные черты, которые составляют его основу: рисунок орнамента, технику его исполнения, композицию, сюжеты. Эта повторяемость основных элементов в искусстве и есть традиция, находящаяся пусть в медленном, но все же в постоянном развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1977. 312 с.
2 Дитц Я. Е. История поволжских немцев-колонистов. М.: Готика, 2000. 496 с.
3 Жегалова С. К. Русская деревянная резьба XIX века. Украшения крестьянских изб Верхнего Поволжья. М.: Сов. Россия, 1957. 62 с.
4 История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XVI - первая половина XIX века / под ред. Э. Л. Дубман, Ю. Н. Смирнов. М.: Наука, 2000. 287 с.
5 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М.: Политиздат, 1986. Т. 12: 1971-1975. 574 с.
6 Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования / отв. ред. С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян и др. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983. 318 с.
7 Лаврентьева Л. С. Соль в обрядах и верованиях восточных славян // Из культурного наследия народов Восточной Европы / отв. ред. Т. В. Станюкович. СПб.: Наука, 1992. Сборник МАЭ РАН, Т. 45. С. 44-55.
8 Макашина Т. С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. С. 83-101.
9 Маслова Г. С. Русские постройки Среднего Поволжья // Советская этнография. 1953. № 1. С. 88-112.
10 Просвиркина С. К. Русская деревянная посуда / Труды ГИМ. Памятники культуры. Выпуск XVI. М.: Госкультпросветиздат, 1957. 56 с.
11 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. из земли полян // Советская археология. 1962. № 4. C. 74-79.
12 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: София, Гелиос, 2002. 592 с.
13 Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. № 1. С. 30-34; № 3. С. 38-44.
14 Савельев П. И. Пути аграрного капитализма в России. XIX век (по материалам Поволжья). Самара: Изд-во СамГу, 1994. 359 с.
15 Сделано в Жигулевске // Новые товары. 1971. № 10. С. 10-11.
16 Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / РАН. Ин-т славяноведения и балканистики / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Межд. отношения, 2009. Т. 4. 649 с.
17 Соколовский П. А. Экономический быт земледельческого населения России и колонизация юго-восточных степей пред крепостным правом. СПб.: Тип. Ф. С. Су-щинского, 1878. 266 с.
18 Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву / ред. С. К. Жегалова и др. М.: Искусство, 1967. 264 с.
19 Статистический Временник Российской Империи. СПб.: Тип. Майкова, 1872. Сер. 2. Вып. 3: Материалы для изучения кустарной промышленности и ручного труда в России. Ч. I. 376 с.
20 Тараканова Н. Г. Среднее Поволжье во второй половине XIX века: методологические аспекты определения границ региона в рамках исследований по социально-политической истории // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211). История. Вып. 42. С. 18-23
***
© 2018. Valery S. Belgorodsky
Moscow, Russia
© 2018. Tatiana V. Belko
Togliatti, Russia
© 2018. Vladimir A. Krasnoshchyokov
Togliatti, Russia
ON DISTINCTIVENESS OF THE ELEMENTS OF WOOD CARVING OF THE MIDDLE VOLGA REGION FROM THE MID-XIX - THE END OF THE XX CS.
Abstract: The article deals with a decorative and applied art of the Middle Volga region of the mid-XIX - the end of the XX centuries. It focuses, more specifically, on a wood carving and its use in decorating everyday life items and tools. Basing on the analysis of archival documents, museum funds and literary sources, the paper confirms the thesis about distinctiveness of certain elements of decorative and applied art of the Middle Volga region, namely wooden everyday life items with carving. Authors have managed to highlight it in spite of the lack of a clearly expressed regional identity, due to the peculiarities of the region's development. The authors pay special attention to the activities of the Zhigulevsk's factory of decorative products which, during 1960-1980s
stood at the head of the Middle Volga region's production of souvenirs, wooden utensils and other items of decorative and applied art.
Keywords: Middle Volga, decorative-applied art, wood carving, ornament. Information about authors:
Valery S. Belgorodsky — DSc in Sociology, Professor, A. N. Kosygin Russian State University, Sadovnicheskaya St., 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: rectormgudt@ mail.ru
Tatiana V. Belko — DSc in Technical Sciences, Professor, Volga Region State University of Service, Gagarin St., 4, 445677 Togliatti, Russia. E-mail: belko@tolgas.ru Vladimir A. Krasnoshchyokov — PhD in History, Associate Professor, Volga Region State University of Service, Gagarin St., 4, 445677 Togliatti, Russia. E-mail: kulbiaka@ yandex.ru
Received: December 26, 2017
Date of publication: September 15, 2018
For citation: Belgorodsky V. S., Belko T. V., Krasnoshchyokov V. A. On distinctiveness of the elements of wood carving of the Middle Volga region of the XIX - end of XX cs. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2018, vol. 49, pp. 305-319. (In Russian)
REFERENCES
1 Bardina R. A. Izdeliia narodnykh khudozhestvennykh promyslov i suveniry [Products of folk art crafts and souvenirs]. Moscow, Vysshaia Shkola Publ., 1977. 312 p. (In Russian)
2 Ditts Ia. E. Istoriiapovolzhskikh nemtsev-kolonistov [The history of German colonists of the Volga]. Moscow, Gotika Publ., 2000. 496 p. (In Russian)
3 Zhegalova S. K. Russkaia dereviannaia rez'ba XIX veka. Ukrasheniia krest'ianskikh izb Verkhnego Povolzh'ia [Russian wood carving of the XIXth century. Ornaments of peasant huts in the Upper Volga region]. Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1957. 62 p. (In Russian)
4 Istoriia Samarskogo Povolzh'ia s drevneishikh vremen do nashikh dnei. XVI-pervaia polovina XIXveka [The history of the Samara Volga region from ancient times to the present day. XVI - first half of the XIX century], ed. by E. L. Dubman, Iu. N. Smirnov. Moscow, Nauka Publ., 2000. 287 p. (In Russian)
5 KPSS v rezoliutsiiakh i resheniiakh s"ezdov, konferentsii iplenumov TsK (1898-1986). [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenary sessions of the Central Committee (1898-1986)]. Moscow, Politizdat Publ., 1986. Vol. 12: 1971-1975. 574 p. (In Russian)
6 Kul'tura zhizneobespecheniia i etnos. Opyt etnokul'turologicheskogo issledovaniia [Culture of life-support and ethnos. The experience of ethnocultural research], executive ed. by S. A. Arutiunov, E. S. Markarian and others. Erevan, Izdatel'stvo AN ArmSSR Publ., 1983. 318 p. (In Russian)
7 Lavrent'eva L. S. Sol' v obriadakh i verovaniiakh vostochnykh slavian [Salt in the rites and beliefs of the Eastern Slavs]. Iz kul'turnogo naslediia narodov Vostochnoi Evropy [From the cultural heritage of the peoples of Eastern Europe], executive ed. by T. V. Staniukovich. St. Petersburg, Nauka Publ., 1992, Sbornik [Collected works] MAE RAN, Vol. 45, pp. 44-55. (In Russian)
8 Makashina T. S. Il'in den' i Il'ia-prorok v narodnykh predstavleniiakh i fol'klore vostochnykh slavian [St. Elias's day and Elijah the Prophet in popular perceptions and
folklore of the Eastern Slavs]. Obriady i obriadovyifol'klor [Rites and ritual folklore]. Moscow, Nauka Publ., 1982, pp. 83-101. (In Russian)
9 Maslova G. S. Russkie postroiki Srednego Povolzh'ia [Russian buildings of the Middle Volga region]. Sovetskaia etnografiia, 1953, no 1, pp. 88-112. (In Russian)
10 Prosvirkina S. K. Russkaia dereviannaia posuda [Russian wooden utensils]. Trudy GIM [Works of State Historical Museum]. Moscow, Goskul'tprosvetizdat Publ., 1957, pp. 42-44. (In Russian)
11 Rybakov B. A. Kalendar' IV v. iz zemli polian [Calendar of the IVth c. from the Polyans lands]. Sovetskaia arkheologiia, 1962, no 4, pp. 74-79. (In Russian)
12 Rybakov B. A. Iazychestvo drevnikhslavian [Paganism of the ancient Slavs]. Moscow, Sofiia, Gelios Publ., 2002. 592 p. (In Russian)
13 Rybakov B. A. Makrokosm v mikrokosme narodnogo iskusstva [Macrocosm in microcosm of the folk art]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1975, no 1, pp. 30-34; no 3, pp. 38-44. (In Russian)
14 Savel'ev P. I. Puti agrarnogo kapitalizma vRossii. XIXvek (po materialam Povolzh'ia) [Paths of agrarian capitalism in Russia. XIX century (based on materials of the Volga region)]. Samara, Izdatel'stvo Samara University Publ., 1994. 359 p. (In Russian)
15 Sdelano v Zhigulevske [Made in Zhigulevsk]. Novye tovary, 1971, no 10, pp. 10-11. (In Russian)
16 Slavianskie drevnosti: Etnolingvisticheskii slovar': v 5 t. [Slavic antiquities: Ethnolinguistic dictionary: in 5 vols.], RAN. In-t slavianovedeniia i balkanistiki [Russian Academy of Sciences. Institute of Slavic Studies and Balkan Studies], executive ed. by N. I. Tolstoi. Moscow, Mezhd. Otnosheniia Publ., 2009. Vol. 4. 649 p. (In Russian)
17 Sokolovskii P. A. Ekonomicheskii byt zemledel'cheskogo naseleniia Rossii i kolonizatsiia iugo-vostochnykh stepei pred krepostnym pravom [Economic life of the agricultural population of Russia and the colonization of the south-eastern steppes before serfdom]. St. Petersburg, Tipografiia F. S. Sushchinskogo Publ., 1878. 266 p. (In Russian)
18 Sokrovishcha russkogo narodnogo iskusstva: Rez'ba i rospis'po derevu [Treasures of Russian folk art: Carving and painting on wood], ed. by S. K. Zhegalova and others. Moscow, Iskusstvo Publ., 1967. 264 p. (In Russian)
19 Statisticheskii Vremennik Rossiiskoi Imperii. Seriia 2. Vyp. 3: Materialy dlia izucheniia kustarnoipromyshlennosti i ruchnogo truda v Rossii. Ch. I [Statistical Provisional of the Russian Empire. Series 2. Issue 3: Materials for the study of handicraft industry and manual labor in Russia. Part I]. St. Petersburg, Tipografiia Maikova Publ., 1872. 376 p. (In Russian)
20 Tarakanova N. G. Srednee Povolzh'e vo vtoroi polovine XIX veka: metodologicheskie aspekty opredeleniia granits regiona v ramkakh issledovanii po sotsial'no-politicheskoi istorii [The Middle Volga region in the second half of the XIX century: the methodological aspects of determining the boundaries of the region in terms of research on socio-political history]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no 30 (211), History, issue 42, pp. 18-23 (In Russian)