Научная статья на тему 'Развитие способности будущих офицеров к рефлексии в учебно-воспитательном процессе военного вуза'

Развитие способности будущих офицеров к рефлексии в учебно-воспитательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СПО-СОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ / ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФ-ЛЕКСИИ / PROFESSIONAL REFLECTION / MILITARY PROFESSIONAL REFLECTION / CAPABILITY FOR PROFESSIONAL RE-FLECTION / THE OPTIMUM LEVEL OF THE PROFESSIONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипов П. Н., Седанкина Т. Е.

В статье, основанной на результатах педагогического эксперимента, обосновывается необходимость развития у курсантов военных вузов опти-мального уровня профессиональной рефлексии, предлагается апробировать модель развития способности к ней у будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипов П. Н., Седанкина Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article based on the findings of pedagogical experiment substantiates the necessity to develop the optimal level of professional reflection of military school students, and the devel-opment model of ability for professional reflection of future military officers is sug-gested for testing.

Текст научной работы на тему «Развитие способности будущих офицеров к рефлексии в учебно-воспитательном процессе военного вуза»

П. Н. Осипов, Т. Е. Седанкина

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К РЕФЛЕКСИИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Ключевые слова: профессиональная рефлексия, военно-профессиональная рефлексия, способность к профессиональной рефлексии, оптимальный уровень профессиональной рефлексии, professional reflection, military professional reflection, capability for professional reflection, the optimum level of the professional reflection.

В статье, основанной на результатах педагогического эксперимента, обосновывается необходимость развития у курсантов военных вузов оптимального уровня профессиональной рефлексии, предлагается апробировать модель развития способности к ней у будущих офицеров. The article based on the findings of pedagogical experiment substantiates the necessity to develop the optimal level of professional reflection of military school students, and the development model of ability for professional reflection of future military officers is suggested for testing.

Исследование специфики развития профессиональной рефлексии у будущих офицеров приобретает особую актуальность, так как психолого-педагогические механизмы рефлексивного освоения военно-профессиональной деятельности изучены менее обстоятельно по сравнению с другими профессиями. Длительное время рефлексивный компонент в Вооруженных Силах считался мало востребованным в виду специфики деятельности и организации форм взаимоотношения между военнослужащими. Изменения, происходящие в обществе, актуализировали насущную потребность в новом поколении офицеров, обладающих способностью к профессиональной рефлексии. Анализ военно-педагогической литературы и исследований в области управленческой деятельности свидетельствует, что в настоящее время рефлексивные умения являются важной составной частью в структуре военно-профессиональной компетентности. Это позволяет рассматривать профессиональную рефлексию как профессионально-важное качество офицера, оказывающее существенное влияние на достижение профессиональной компетентности выпускника военного вуза.

Рассмотрение основных направлений военно-профессиональной деятельности офицеров позволило определить сущность профессиональной рефлексии и её структурные компоненты.

Военно-профессиональную рефлексию мы понимаем как процесс осмысления военнослужащим собственной профессиональной деятельности, внутренней основой которого является: целенаправленное изучение своих личностных и профессиональных качеств; объективная оценка возможностей; непрерывный самоконтроль и анализ поведения, способствующий формированию адекватной профессиональной самооценки, позитивной профессиональной Я-концепции, развитию профессионального самосознания.

Военно-профессиональная рефлексия включает в себя следующие рефлексивные компоненты:

Индивидуально-личностный - базовое свойство личности, заключающееся в осуществлении самопознания, самосознания, формировании внутренней мотивации, позитивной Я-концепции и адекватной самооценки, на базе которых формируются профессиональное самосознание, профессиональная Я-концепция и профессиональная самооценка.

Социально-психологический, включающий элементы педагогической рефлексии: социально-перцептивные - умение командира адекватно оценивать изменения, происходящие в личности подчинённого, в коллективе военнослужащих, в собственной профессиональной деятельности, в себе как профессионале; коммуникативные - способность понимать других людей, умение ставить себя на их место, предугадывать возможные варианты поведения, понимать, что думают о нём подчинённые, обладание коммуникативной компетентностью.

Профессионально-управленческий компонент предусматривает обращённость в будущее, видение перспектив (прогностическая рефлексия); чувствительность к ситуации и гибкость поведения, способность быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение (ситуационная рефлексия); развитие лидерских качеств, заключающихся в умении управлять личным составом, способности организовывать людей на решение поставленной задачи и контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять. Все перечисленные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и развитие одного непременно является толчком к развитию другого.

Для определения оптимального уровня профессиональной рефлексии офицеров, необходимого и достаточного для эффективного выполнения ими служебных обязанностей, был проведен анализ специфических особенностей военнопрофессиональной деятельности и рассмотрен ряд ситуаций, при которых высокий уровень профессиональной рефлексии не только не является необходимым, но и ухудшает её выполнение. Во-первых, крайне высокий уровень рефлексии (так же как и низкий) ведёт к снижению качества принятия решения; во-вторых, чрезмерно высокий уровень рефлексии является причиной снижения эффективности управленческой деятельности, так как она «сцеплена» с рядом таких индивидуальных качеств, которые сами по себе являются для неё «противопоказаниями» (нейротизм, сензитивность, ригидность, развитость «психологических защит»); в-третьих, излишне высокий уровень рефлексивности перестает оказывать значительное влияние на результаты исполнительской деятельности; в-четвертых, деятельность, связанная с чётким выполнением требований нормативных документов, регламентирующих поведение будущих офицеров, а так же безоговорочное выполнение приказа командира не предусматривает необходимости применения высоко-рефлексивного мышления.

По методике определения индивидуальной меры рефлексивности, разработанной А.В.Карповым, нами был определен уровень профессиональной рефлексии 482 курсантов разных курсов, в результате чего выявлено его заметное снижение от курса к курсу (рис.1).

Рис. 1 - Исходный уровень рефлексии курсантов разных курсов

Установлено, что основными причинами снижения уровня рефлексии курсантов является преобладание жестких стилей управления в армии в целом и в военных вузах, в частности, что приводит к фактическому подавлению сформировавшихся ранее рефлексивных процессов у подчинённых. Современный стиль организации военнопрофессиональной подготовки и взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, обусловленные спецификой военно-профессиональной деятельности, не ориентированы на развитие более высокого уровня рефлексии у будущих офицеров.

Необходимым условием эффективного развития способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии является обладание преподавателями военных вузов высоким уровнем рефлексии, а так же владение ими рефлексивными элементами проведения занятий. Результаты определения уровня рефлексии 83 преподавателей военного вуза говорят о том, что уровень её сформированности значительно варьируется и зависит от специфики преподаваемых дисциплин (рис. 2).

1001 80- 60- 40- 20- 0

п

л

1 . I ■ 1 1

Блок Технич.каф.

ГиСЭД

ЕШ Высокий □ Средний ■ Низкий

Рис. 2 - Уровень рефлексии преподавателей разных кафедр вуза

Анализ учебного процесса и содержания профессиональной подготовки показал, что высокими потенциальными возможностями в развитии рефлексии у курсантов обладают дисциплины гуманитарного и специального блоков, особое место среди которых занимают психолого-педагогические дисциплины. Очевидно, что преподаватели, обладающие гуманитарно-психологическим мышлением, могут значительно повысить уровень развития рефлексии курсантов высших военных учебных заведений.

Для оптимизации работы преподавателей военных вузов разработана модель развития способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии во время проведения плановых лекционных, семинарских и практических занятий. Содержанием целевого компонента модели является развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии. Методологический компонент представлен системой обще-дидактических, частно-педагогических принципов, а так же принципов оптимизации военно-рефлексивной среды и комплексом педагогических условий. К внутренним условиям относятся: способность военнослужащего к самоактуализации и саморазвитию; осознание им необходимости развития профессиональной рефлексии. Внешние условия связаны с созданием рефлексивной образовательно-воспитательной среды: гуманитаризацией военно-

профессионального образования; гуманизацией процесса образования и воспитания; специально организованной рефлексивной учебно-воспитательной деятельности; активизацией отношений между участниками рефлексивной деятельности; готовностью и способно-

стью профессорско-преподавательского состава к развитию у курсантов профессиональной рефлексии в ходе учебно-воспитательного процесса. Операционно-деятельный компонент модели представлен методикой организации занятий, стимулирующих развитие военно-профессиональной рефлексии на плановых занятиях в ходе учебновоспитательного процесса. Подготовка преподавателей военных вузов к занятиям с рефлексивными элементами, предлагаемыми в данной методике, разработка проблемных ситуаций, вопросов для рефлексивного анализа обучающихся, управление дискуссиями, побуждение курсантов к рефлексивной мыслительной деятельности - важнейшее средство повышения уровня рефлексии самих преподавателей. Таким образом, организация и проведение подобных занятий решают двоякую функцию: через развитие обучающихся к саморазвитию обучающих и через развитие обучающих к саморазвитию обучающихся. Содержанием оценочно-результативного компонента является развитие рефлексивной компетентности, при условии использования данной модели преподавателями всех дисциплин в ходе всего периода обучения в военном вузе.

По предложенной модели развития способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии на базе Казанского высшего военного командного училища был проведен педагогический эксперимент.

На констатирующем этапе эксперимента методом случайного подбора формировались экспериментальная и контрольная группы, для чего было отобрано четыре взвода курсантов общим числом 112 человек (56 - контрольные группы и 56 - экспериментальные группы). С использованием разработанной А.В. Карповым методики в этих группах был проведён начальный срез уровня сформированности профессиональной рефлексии курсантов. Результаты входной диагностики позволили сделать вывод о том, что большинство будущих офицеров имеют низкий уровень профессиональной рефлексии. Оптимальный уровень наблюдался лишь у 2% обследованных курсантов контрольной и экспериментальной групп.

На формирующем этапе эксперимента будущие офицеры обучались по предложенной нами методике. Осуществлялась организация самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самокритики и самокоррекции курсантов, активно использовались проблемные вопросы, рефлексивные упражнения. В ходе эксперимента был проведён промежуточный срез уровня исследуемого качества личности, в результате чего выявлено значительное повышение уровня рефлексии у курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Однако, более тщательный анализ результатов показал, что значение желаемого оптимального уровня рефлексии не имеет значимых отличий. Количество курсантов экспериментальной группы, достигших на данном этапе оптимального уровня развития рефлексивных умений, увеличивается всего на 2%. Некоторые курсанты экспериментальной группы «перескочили» на более высокий уровень, что не может удовлетворить нас. Поэтому выявилась необходимость определенной корректировки профессиональной рефлексии курсантов, связанной именно с усилением процессов рефлексивной самодиагностики и самопознания, применение рефлексии во всех видах профессиональной деятельности, что должно способствовать развитию у будущих офицеров умения самостоятельно отбирать ситуации, требующие сдерживания рефлексивных проявлений.

На завершающем этапе практического исследования с курсантами экспериментальной группы активно использовались методы анализа рефлексивных ситуаций, методы самоанализа и самопознания, активно применялись приемы биографической рефлексии, была активизирована работа в направлении кооперативной и состязательной форм рефлексии. Диагностика уровня профессиональной рефлексии курсантов на этом этапе показала, что у курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной произошли заметные изменения в сторону повышения показателя оптимального уровня профессиональ-

ной рефлексии, значительное изменение показателей низкого уровня рефлексии, негативно влияющего на результаты как управленческой, так и исполнительской деятельности военнослужащих (рис. 3).

Сравнительный анализ уровней сформированности профессиональной рефлексии курсантов экспериментальной группы на разных этапах эксперимента указывает на существенное увеличение оптимального уровня профессиональной рефлексии, способствующей качественному выполнению военно-профессиональной деятельности, на повышение среднего и снижение низкого уровней рефлексии, что и является показателем результативности разработанной методики (рис. 4).

100

80

60

40

20

0

Ш Высокий □ Оптимальный

□ Средний ■ Низкий

_Ш__

аПШНк—.

Контр. Гр. Эксп. Гр.

100

80

60

40

20

0

Ш Высокий □ Оптимальный □ Средний ■ Низкий

__Ш^_л________

Конст.эт. Промеж.эт. Заверш.эт.

Рис. 3 - Уровни сформированности Рис. 4 - Уровни сформированности профес-

профессиональной рефлексии кур- сиональной рефлексии курсантов экспери-

сантов на завершающем этапе экспе- ментальной группы

римента

Обнаруженная дифференциация уровней сформированности профессиональной рефлексии курсантов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента удостоверяют в результативности применения разработанной методики. В тоже время результаты эксперимента так же показали, что созданная в ходе учебно-воспитательного процесса военно-рефлексивная среда не может воздействовать только на экспериментальную группу. Она опосредованно повлияла и на контрольную группу курсантов, где не выражена тенденция снижения уровня рефлексии на завершающем этапе обучения.

Результаты исследования показывают, что предложенная модель способствует формированию оптимального уровня военно-профессиональной рефлексии будущих офицеров.

Если система военно-профессиональной подготовки будет строиться на признании рефлексии профессионально-важным качеством будущих офицеров, что находит всё большее признание в теории и практике военной педагогики, а преподаватели военных вузов, обладая высоким уровнем рефлексии будут организовывать проведение занятий согласно предложенной модели, то развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в ходе учебно-воспитательного процесса будет успешным.

© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ; Т. Е. Седанкина - препод. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.