Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческий капитал, здравоохранение, образование, система показателей
Н. Н. КОРОЛЕВА
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНЕ
Key words: social infrastructure, human capital, public health, education, system of indicators
В статье на основе показателей, которые позволяют оценивать развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения и образования, проанализировано состояние социальной инфраструктуры этих отраслей в Республике Мордовия.
On the basis of indicators that help to assess development of the infrastructure in health and education sectors, the paper shows the condition of the social infrastructure in these sectors in the Republic of Mordovia.
Достижение устойчивого развития общества невозможно без накопления и сохранения человеческого капитала, поэтому эта задача стала жизненно важным национальным приоритетом, решение которого требует крупномасштабных инвестиций в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала.
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию в главе, посвященной региональному аспекту, среди основных проблем, связанных с переходом к устойчивому развитию на региональном уровне, значится создание социальной инфраструктуры, призванной обеспечить необходимые условия для воспроизводства человеческого капитала. Так формируется социальная привлекательность
КОРОЛЕВА Наталья Николаевна, доцент кафедры экономической теории Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
KOROLYOVA Natalia Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic Theory, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
территории, гарантируется занятость населения, складывается региональный продукт.
Социальная инфраструктура является частью общей инфраструктуры региона и представлена множеством отраслей, среди которых в качестве основных можно выделить: здравоохранение, между качеством услуг которого и уровнем развития человеческого капитала существует объективная связь; образование, доступность которого является фактором целостного развития человека и реализации человеческого потенциала; транспортная инфраструктура, многократно увеличивающая мобильность трудовых ресурсов.
Уровень развития социальной инфраструктуры названных отраслей оказывает непосредственное влияние на качественные и количественные параметры человеческого капитала. Здравоохранение способствует формированию количественных показателей человеческого капитала, таких как численность населения, его прирост, трудоспособный период жизни, а система образования — качественных: уровень образования и навыки трудовой деятельности.
Республика Мордовия имеет неблагоприятную демографическую ситуацию. В формировании численности населения региона произошли изменения роли естественного и механического движения, доминирует естественная убыль, которая в 2012 г. составила -5,3 %.
Смертность на территории Мордовии сравнительно высокая: коэффициент смертности в 2012 г. был равен 14,9 %, в Приволжском федеральном округе — 13,9 %. В общем числе смертей 26,5 % составляют умершие в трудоспособном возрасте, 0,6 % приходится на возраст моложе трудоспособного и 72,8 % — старше. Основными причинами смерти населения по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (более 51,0 % от общего числа умерших), на втором месте — онкологические заболевания (13,2 %), на третьем — внешние причины (9,7 %), на четвертом — болезни органов дыхания (3,3 %). Каждый десятый умерший в республике погиб от несчастных случаев, отравлений и травм. Только в последние годы смертность от внешних причин стала медленно снижаться.
Уменьшение рождаемости в Мордовии объясняется изменениями в демографической структуре, в брачном и репродуктивном поведении населения. Население республики за 2012 г. сократилось на 6,9 тыс. чел. и к началу 2013 г.
составило 818,5 тыс. чел. Снижение численности произошло за счет естественной убыли (3,7 тыс. чел.), а также миграционного оттока (3,1 тыс. чел.). Согласно рейтингу «Социально-экономическое положение регионов», в 2012 г. по ожидаемой продолжительности жизни при рождении (70 лет) Мордовия занимает 17-е место среди субъектов Российской Федерации.
Результатом отмеченных тенденций стало заметное снижение масштабов человеческого капитала в регионе без соответствующего потребностям наращивания его качества и с недостаточным увеличением способности к воспроизводству. На формирование положительных тенденций в демографической ситуации региона, безусловно, должна оказывать влияние система здравоохранения, нацеленная на сокращение заболеваемости и смертности трудоспособного населения. В связи с этим важнейшей задачей является укрепление и развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения, элементы которой должны отвечать потребностям населения, быть современными и доступными. Для оценки уровня развития такой инфраструктуры можно использовать следующую систему показателей: количество больничных коек на 10 тыс. чел. населения региона; количество посещений амбулаторно-поликлиничных учреждений в смену на 10 тыс. чел. населения региона; инвестиции региона в здравоохранение на душу населения, тыс. руб. на 1 чел.; ввод в действие больничных учреждений региона, коек на тыс. чел. населения региона; ввод в действие врачебных ам-булаторно-поликлиничных учреждений региона, посещений в смену на 100 тыс. чел. населения региона.
Основные показатели, характеризующие развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения в Мордовии, представлены в табл. 1.
Динамика представленных показателей демонстрирует сокращение количества больничных организаций и больничных коек и увеличение нагрузки на амбулаторно-поликлиниче-ские организации.
В настоящее время в сфере здравоохранения в результате повышения внимания к здоровью населения со стороны государства произошли некоторые улучшения: удалось сократить уровень заболеваемости и смертности от некоторых видов заболеваний, несколько увеличилась общая продолжительность
жизни. В то же время сохраняется множество нерешенных проблем в области материально-технического оснащения медицинских учреждений, старения кадров, ослабления охвата населения профилактическими мероприятиями, недостаточного развития высокотехнологичной медицинской помощи, низкого уровня конкуренции в сфере предоставления медицинских услуг, повышения эффективности расходуемых средств и пр., на решение которых направлены действующие в республике федеральные и региональные программы: приоритетный национальный проект «Здоровье»; государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013—2020 годы; Концепция Республиканской целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Мордовия» на 2013—2020 годы.
Таблица 1
Основные показатели здравоохранения
Республики Мордовия (на конец года)1
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Количество больничных орга-
низации 54 53 52 50 47
Количество больничных коек: 9 057 8 869 8 827 8 794 8 519
— на 10 000 чел. населения 107,2 105,7 105,9 106,5 104,1
Количество врачебных организаций, оказывающих амбу-
латорно-поликлиническую
помощь населению 83 79 80 75 73
Мощность амбулаторно-по-
ликлинических организаций,
посещений в смену: 17 952 17 866 17 798 18 013 18 862
— на 10 000 чел. населения 212,5 212,9 213,6 218,2 230,4
Количество фельдшерско-аку-
шерских пунктов 535 523 513 504 503
Численность врачей всех спе-
циальностей, чел.: 4 307 4 258 4 313 4 278 4 303
— на 10 000 чел. населения 51,0 50,7 51,8 51,8 52,6
Численность среднего медицинского персонала, чел.: 10 261 10 060 9 926 9 755 9 822
— на 10 000 чел. населения 121,4 119,9 119,1 118,2 120,0
О достижении довольно высокого уровня образования населения Мордовии может свидетельствовать наличие сети образовательных учреждений разного уровня: от дошкольного до высшего. Оценить развитие инфраструктуры в сфере образования можно с помощью следующей системы показателей:
охват детей дошкольными образовательными учреждениями региона, доля от численности детей соответствующего возраста в регионе; охват детей общеобразовательными учреждениями региона, доля учащихся общеобразовательных учреждений от общей численности населения региона; обеспеченность общеобразовательных учреждений региона персональными компьютерами, количество рабочих мест с ЭВМ на 100 чел. учащихся; охват учреждениями профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), доля студентов НПО, СПО, ВПО от общей численности населения региона; инвестиции региона в образование на душу населения, тыс. руб. на 1 чел.; ввод в действие дошкольных учреждений региона, мест на 10 тыс. чел. детей дошкольного возраста региона; ввод в действие общеобразовательных учреждений, ученических мест на 10 тыс. чел. детей школьного возраста региона (табл. 2—4)2.
Таблица 2
Дошкольные образовательные учреждения Республики Мордовия (на начало года)
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Количество дошкольных учреждений 228 228 231 234 235
Численность детей в дошкольных учреждениях, тыс. чел. 26,0 27,0 27,4 28,6 28,6
Обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) 96 99 101 106 105
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, % от численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет 62,3 63,4 64,6 61,7 63,9
Таблица 3
Общеобразовательные учреждения Республики Мордовия (на начало учебного года)
Показатель Учебный год
2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12
Количество общеобразовательных учреждений 601 555 498 458 444
В том числе: — дневные — вечерние 593 8 548 7 492 6 452 6 438 6
Численность учителей, тыс. чел. 10,2 9,4 8,5 7,4 7,0
Численность учащихся, тыс. чел. 78,3 74,2 71,8 70,4 70,3
Таблица 4
Высшие и средние специальные учебные заведения Республики Мордовия (на начало учебного года)
Показатель
2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12
Количество государственных высших учебных заведений*: 2 2 2 2 2
— в них студентов, чел. 40 126 38 850 40 753 38 804 35 491
На 10 ООО чел. населения приходилось студентов государственных вузов 477 460 486 466 430
Негосударственный вуз*: 1 1 1 1 1
— в них студентов, чел. 1 725 1 980 2 411 2 558 2 624
Число государственных средних специальных учебных заведений: 22*** 22*** 29*** 31 37
— в них студентов, чел. 16 175 15 028 13 514 13 320 13 196
На 10 000 чел. населения приходилось студентов средних специальных учебных заведений 192 180 164 160 160
* Количество высших учебных заведений без филиалов.
** Численность студентов высших учебных заведений, включая филиалы.
*** В том числе структурные подразделения вузов, реализующие программы среднего профессионального образования.
Анализ таблиц позволяет отметить тенденцию к сокращению сети образовательных учреждений на всех уровнях, кроме дошкольных, что можно объяснить особенностями демографических процессов на территории региона. К числу проблем в сфере образования Мордовии можно отнести низкую эффективность финансирования дошкольных и образовательных учреждений, а также проблему несоответствия предоставляемых образовательных услуг росту инновационности республиканской экономики.
Для модернизации профессионального образования и создания условий для профессиональной подготовки специалистов с учетом реальных потребностей социально ориентированного инновационного развития республики разработана и реализуется республиканская целевая программа «Развитие профессионального образования в Республике Мордовия на 2011—2015 годы». Программа должна обеспечить обновление структуры и содержания профессионального образования, повышение эффективности управления и экономического
регулирования региональной системы профессионального образования.
Огромную роль в развитии социальной инфраструктуры региона играют информационные технологии, применение которых в социальной сфере и в области предоставления различных услуг населению набирает обороты, однако уже сегодня можно утверждать, что информационные технологии прочно интегрировались в повседневную жизнь.
Правительство России утвердило перечень услуг, предоставляемых в электронном виде. Перечень включает несколько разделов: образование, здравоохранение, культуру, архивный фонд, интеллектуальную собственность, социальное обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, физкультуру и спорт, труд и занятость. В Мордовии в электронной форме (раздел «Образование») сегодня предоставляется информация о:
— порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также об участниках единого государственного экзамена и о его результатах (из баз данных Республики Мордовия);
— зачислении в образовательное учреждение;
— результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение;
— образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
В разделе «Здравоохранение» через Интернет возможно получение информации о:
— лицензировании медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
— присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий специалистов, работающих в системе здравоохранения Российской Федерации;
— приеме заявлений, постановке на учет и предоставлении информации об организации оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;
— выдаче направлений гражданам для предоставления высокотехнологичной медицинской помощи;
— приеме заявлений, постановке на учет и предоставлении информации об организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Республики Мордовия для определенной категории граждан;
— выдаче направлений гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы3.
Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры с целью наращивания количественных и качественных параметров человеческого капитала региона требует привлечения дополнительных инвестиций. Решение этой задачи во многом зависит от тесного взаимодействия частного бизнеса и органов власти при осуществлении инвестиционных про-ектов4. Экономически обоснованная высокая рентабельность и короткие сроки окупаемости соответствующих инвестиционных проектов должны привлечь к их осуществлению инвесторов, в том числе институциональных. Наиболее эффективной формой государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов в отраслях социальной инфраструктуры является концессия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2012. С. 85.
2 Там же.
3 См.: Портал государственных услуг РФ. URL: http://www.gosuslugi.ru/# (дата обращения: 03.03.2014).
4 См.: Артемьева С.С., Файзрахманова Я.И. Социальные проблемы в процессе развития застроенных территорий. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnye-problemy-v-protsesse-razvitiya-zastroennyh-territoriy (дата обращения: 03.03.2014).
Поступила 05.03.2014.
N. N. Korolyova. Development of Social Infrastructure as a Condition of Reproduction of Human Capital in a Region
The transition to sustainable development at the regional level involves development of social infrastructure designed to create the necessary conditions for reproduction of human capital.
In the sectors of health and education, the infrastructure has a direct impact on qualitative and quantitative parameters of the human capital, in this connection, the paper assesses the state of the social infrastructure in these sectors in the Republic of Mordovia.
Noticeable reduction in the scale of the human capital in the Republic of Mordovia without proper increase in its quality was due to the situation in the regional demographics, detailed assessment of which is given in the paper, indicating the main causes of the population loss: due to natural causes and to the migration outflow.
It is proposed to analyze development of the social infrastructure in the health sector basing on the system of indicators presented in the paper exemplified by the regional statistics in its dynamics for the last 5 years. Similarly, i. e. on the basis of the given infrastructure development indicators in the sector of education exemplified by the regional statistics in its dynamics for the last 5 years, the author reveals the status of the network of educational institutions at all levels.
Further development of the social infrastructure of the region requires additional investments, therefore, in addition to implementing existing Federal and regional programs in the sectors of health and education in the Republic of Mordovia, integration of private business and public authorities for the implementation of large investment projects in the social infrastructure sectors in the form of a concession is necessary.