УДК 332.1:311.313
А. С. Корнеева
Сибирский университет потребительской кооперации пр.К. Маркса, 26, Новосибирск, 630087, Россия
E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ
В статье рассматривается методика исследования социально-инфраструктурного потенциала регионов России с учетом его многоаспектности и содержательности, которые проявляются в отдельных составляющих: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культурно-спортивный комплекс, транспорт и связь, торговля. Комплексная оценка позволяет провести ранжирование регионов России по потенциалу обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, выявить наиболее типичные регионы, передовые и отстающие.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, потенциал, группировка, ранжирование.
Недостаточное внимание к вопросам региональной политики в первые годы рыночных реформ привело к высоким экономическим и социальным издержкам, нарастанию пространственных диспропорций регионов как по уровню развития и качеству жизни, так и по обеспеченности объектами инфраструктуры.
В последнее время все чаще многие региональные руководители говорят о существенном различии в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Так, первый заместитель председателя правительства республики Саха - Якутия Г. Алексеев, выступая на парламентских слушаниях в Министерстве регионального развития РФ, подчеркнул, что регионы РФ настолько разнятся между собой по социально-экономическому развитию, что «стричь их под одну гребенку», в частности при составлении плана финансирования, крайне непродуманно и опасно [1].
Поэтому на современном этапе развития России поставленные Президентом РФ стратегические общенациональные цели в XXI в. делают значимой региональную политику федерального правительства, направленную на обеспечение сбалансированного социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что предполагает выравнивание уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания в реализации своих социальных и экономических прав [2].
В этой связи становится актуальной проблема определения социально-инфраструктурного потенциала территории (региона) как важнейшей компоненты качества жизни населения, поскольку социальная инфраструктура - это совокупность материально-вещественных элементов, которые жизненно необходимы населению, так как создают условия для качественного развития индивида, удовлетворения его потребностей, воспроизводства человеческих ресурсов, что способствует повышению уровня и качества жизни населения, развитию человеческого потенциала и, следовательно, общества в целом.
Совокупность факторов, которая определяет социально-экономические и пространственные особенности функционирования социальной инфраструктуры, составляет потенциал ее развития. Потенциал количественно характеризует способность территориальной системы обслуживания выполнять целевую функцию - удовлетворять различные потребности населения территории в услугах.
1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 3 © А. С. Корнеева, 2011
Социально-инфраструктурный потенциал характеризует резервы региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, торгового и жилищно-коммунального обслуживания населения [3].
В структуре социально-инфраструктурного потенциала регионов необходимо выделять ряд компонентов, характеризующих отдельные составляющие: здравоохранение, жилищнокоммунальное хозяйство, образование, культурно-спортивный комплекс, транспорт и связь, торговлю, т. е. социально-инфраструктурный потенциал регионов России характеризуется сложной структурой показателей, включающих несколько блоков, каждый из которых, в свою очередь, описывается целым комплексом показателей. В этой связи необходимо измерять уровень потенциала по комплексному критерию.
Применение комплексной оценки направлено на обоснованное и более дифференцированное изучение социально-инфраструктурного потенциала региона и, в значительной степени, его возможностей.
Комплексная оценка позволяет провести ранжирование регионов России, выявить наиболее типичные регионы, передовые и отстающие.
С позиции социально-инфраструктурного потенциала каждый регион можно рассматривать как многомерный объект, потенциал которого описывается не одним, а совокупностью показателей. Комплексный уровень социально-инфраструктурного потенциала региона можно оценить по отношению к какому- либо другому региону или его состоянию в определенный момент времени, называемый базисным. Базисным может выступать регион, характеризующийся максимальными значениями показателей системы социально-инфраструктурного потенциала, или такое состояние объекта, которое характеризуется показателями, равными максимальным значениям каждого признака системы.
Анализ социально-инфраструктурного потенциала при межтерриториальном сопоставлении рекомендуется проводить по следующим направлениям:
• определение уровня потенциала здравоохранения региона;
• определение уровня жилищно-коммунального потенциала региона;
• определение уровня образовательного потенциала региона;
• определение уровня культурно-спортивного потенциала региона;
• определение уровня потенциала транспорта и связи региона;
• определение уровня торгового потенциала региона;
• расчет интегрального показателя социально-инфраструктурного потенциала региона;
• формирование сравнительной шкалы оценок уровня социально-инфраструктурного потенциала региона при межтерриториальном сопоставлении.
Потенциал одного тела измерить нельзя, но можно его измерить при помощи другого тела, которое называется «эталонным», «эталоном», «носителем потенциала» [4]. В нашем случае «эталонным» рассматривается «условный» регион, характеризующийся максимальными значениями показателей системы социально-инфраструктурного потенциала (т. е. такое состояние объекта, которое характеризуется показателями, равными максимальным значениям каждого признака системы).
Методика оценки социально-инфраструктурного потенциала состоит из двух уровней. -На первом уровне определяется комплексная оценка потенциала в рамках блоков (отраслей социальной инфраструктуры), а на втором - в рамках показателей блоков.
Пусть х>л - фактическое значение /-го параметра к-го блока в оценке потенциала обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры;
хк - значение /-го параметра к-го блока в оценке эталонного «условного» региона.
1. Определение комплексной оценки потенциала в рамках блоков:
1.1. Рассчитывается относительная мера достижения /-м параметром эталонного значения в к-м блоке (В/к):
1.2. Рассчитывается весомость (значимость) /-го параметра в комплексной оценке к-го блока (а/к):
(1)
1.3. Определяется комплексная оценка к-го блока (с°к):
(3)
2. Определение интегральной оценки потенциала социальной инфраструктуры региона.
2.1. Рассчитывается относительная мера достижения к-м блоком эталонного значения (В к):
Вк = 4. (4)
ск
2.2. Определяется весомость (значимость) к-го блока в интегральной оценке обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры (ак):
2.3. Определяется интегральная оценка потенциала социальной инфраструктуры регио-
Система показателей обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры должна включать показатели насыщенности учреждениями и организациями, обеспечивающими процессы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта, транспортного и торгового обслуживания.
В данном исследовании состав системы показателей обусловлен возможностями официальных статистических информационных ресурсов. В их число мы включили следующие.
1. Здравоохранение: число больничных учреждений на 100 ООО населения, ед. (х^.); число больничных коек на 10 ООО населения, ед. (х2Л); число амбулаторно-поликлинических учреждений на 1О ООО населения, ед. (х3л); мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 1О ООО населения, число посещений в смену (х4Л); численность врачей на 1О ООО населения, чел. (х5Л); численность среднего медицинского персонала на 1О ООО населения, чел. (х61); ввод в действие коек в больничных учреждениях на 1О ООО населения, ед. (х7Л); ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений на 1О ООО населения, посещений в смену (х8Л); число санаториев, профилакториев на 1ОО ООО населения, ед. (х9Л); инвестиции в основной капитал на развитие здравоохранения на душу населения, тыс. руб. (х!ОЛ).
2. Жилье и коммунальные услуги: обеспеченность населения жильем, кв. м на человека; удельный вес общей площади, оборудованной: водопроводом, %; канализацией, %; отоплением, %; ваннами (душем), %; газом, %; горячим водоснабжением, %; напольными электроплитами, %; удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %; ввод в действие жилых домов на 1 ООО населения, кв. м общей площади.
3. Образование: число дошкольных образовательных учреждений на 1О ООО населения, ед.; обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей соответствующего возраста; ввод в действие дошкольных учреждений на 1О ООО детей дошкольного возраста, мест; число дневных общеобразовательных учреждений на 1О ООО населения, ед.; ввод в действие общеобразовательных учреждений на 1О ООО детей школьного возраста, мест; число образовательных учреждений начального профессионального образования на 1ОО ООО населения, ед.; число образовательных учреждений среднего профессионального образования на 1ОО ООО населения, ед.; число образовательных учреждений высшего профессионального образования на 1ОО ООО населения, ед.
4. Культурно-спортивный комплекс: число стадионов на 1ОО ООО населения, ед.; число спортзалов на 1О ООО населения, ед.; число плавательных бассейнов на 1ОО ООО населения, ед.; библиотечный фонд на 1 ООО населения, экз.; выпуск газет на 1 ООО населения, экз.
5. Транспорт и связь: число автобусов общего пользования на 1ОО ООО населения, ед.; густота железнодорожных путей общего пользования, километров путей на 1О ООО кв. км территории; густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, кило-
(5)
к=1
на (с0):
т
(6)
метров дорог на 1 000 кв. км территории; удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %; наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1 000 населения, ед.; число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи на 10 000 населения, тыс. ед.
6. Торговля и общественное питание: число розничных рынков на 100 000 населения, ед.; число торговых мест на розничных рынках на 10 000 населения, ед.; число хозяйствующих субъектов торговли (организаций розничной торговли) на 10 000 населения, ед.; число ресторанов и кафе на 10 000 населения, ед.; число баров на 100 000 населения, ед.; число столовых на 100 000 населения, ед.
По совокупности 45 отобранных первичных статистических показателей сформирована матрица «объект-признак» размером 80 х 45, содержащая информацию по 80 регионам России, на основе которой проводилась оценка потенциала социально-инфраструктурной обеспеченности регионов России в 2008 г.
В соответствии с вышеизложенной методикой в табл. 1 представлен расчет потенциала обеспеченности Белгородской области объектами здравоохранения в 2008 г. [5].
Таблица 1
Потенциал обеспеченности Белгородской области объектами здравоохранения в 2008 г.
хл Название показателя Х°1 ^^этал) Р , *¡1 / (этал) 6,- = Р/ХР, а, (%) значимости
*1.1 Число больничных учреждений на 100 000 населения, ед. 3,87 13,50 0,287 0,099 9,9
*2.1 Число больничных коек на 10 000 населения, ед. 82,7 238,30 0,347 0,120 12,0
хз.1 Число амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 населения, ед. 1,31 7,40 0,177 0,061 6,1
*4.1 Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 населения, число посещений в смену 223,7 597,90 0,374 0,129 12,9
*5.1 Численность врачей на 10 000 населения, чел. 40,6 84,70 0,479 0,165 16,5
*6.1 Численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения, чел. 117,1 160,90 0,728 0,251 25,1
*7.1 Ввод в действие коек в больничных учреждениях на 10 000 населения, ед. 0,04 6,79 0,006 0,002 0,2
*8.1 Ввод в действие амбулаторнополиклинических учреждений на 10 000 населения, посещений в смену 0,89 8,79 0,101 0,035 3,5
*9.1 Число санаториев, профилакториев на 100 000 населения, ед. 0,52 11,66 0,045 0,016 1,6
*10.1 Инвестиции в основной капитал на развитие здравоохранения на душу населения, тыс. руб. 1,78 4,96 0,359 0,124 12,4
I 2,902 1,0 100,0
С1 0,290 (29,0)
Таким образом, потенциал обеспеченности Белгородской области объектами здравоохранения в 2008 г. составляет 29,0 % от потенциала эталонного объекта, т. е. объективно в Белгородской области существует резерв в размере 71 %.
Значения показателя а,, представленного в табл. 1, отражают значимости показателей в потенциале обеспеченности Белгородской области объектами здравоохранения. В частности, потенциал равный 29 % обеспечивается первым параметром (числом больничных учреждений на 100 000 населения) на 9,9 % , числом больничных коек на 10 000 населения - на 12 %, числом амбулаторно-поликлинических учреждений - на 6,1 %, мощностью врачебных амбулаторнополиклинических учреждений на 10 000 населения - на 12,9 %, инвестициями в основной капитал на развитие здравоохранения на душу населения - на 12,4 %, и т. д. Наибольшую значимость (25 %) вносит численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения, наименьшую (0,2 %) - ввод в действие коек в больничных учреждениях на 10 000 населения, ед.
Аналогично производится комплексная оценка по остальным блокам социальной инфраструктуры, обозначенным выше по каждому из 80-ти регионов. В завершение определяется интегральная оценка потенциала социальной инфраструктуры региона. Результаты исследования представлены в табл. 2 [5-7].
Таблица 2
Оценка обеспеченности регионов России объектами социальноинфраструктурных отраслей в 2008 г.
№ Регион с0 С°, %
Здравоохра- нение в Образование Культурно- спортивный комплекс Транспорт и связь Торговля
1 Белгородская область 29,0 61,0 35,2 45,9 55,2 34,8 43,54
2 Брянская область 30,7 50,8 40,5 34,0 57,1 37,6 41,77
3 Владимирская область 27,1 58,1 36,1 30,7 55,7 28,2 39,33
4 Воронежская область 32,4 55,6 33,2 29,2 56,9 30,8 39,70
5 Ивановская область 28,2 51,9 36,5 26,5 48,0 30,9 36,99
6 Калужская область 30,9 58,2 35,5 32,0 55,8 39,4 41,99
7 Костромская область 33,0 49,8 49,0 41,0 45,8 45,7 44,06
8 Курская область 29,3 53,9 41,7 35,6 58,7 34,0 42,19
9 Липецкая область 36,7 61,2 36,6 29,2 61,3 37,9 43,79
10 Московская область 26,7 69,1 39,2 21,4 64,9 39,8 43,52
11 Орловская область 27,6 56,1 38,6 31,8 57,0 25,3 39,39
12 Рязанская область 38,7 56,3 40,0 25,6 54,7 35,5 41,80
13 Смоленская область 33,3 52,3 42,5 45,7 60,1 35,5 44,88
14 Тамбовская область 35,1 55,3 38,8 28,4 50,1 38,6 41,04
15 Тверская область 28,7 51,4 46,8 41,0 54,9 29,2 42,00
16 Тульская область 30,3 61,9 38,8 23,3 60,9 37,5 42,13
17 Ярославская область 34,2 59,3 39,8 27,0 56,1 47,6 44,01
18 г. Москва 32,4 72,4 57,1 42,2 40,1 38,1 47,04
19 Республика Карелия 30,1 54,7 35,0 40,0 44,3 31,8 39,31
20 Республика Коми 40,4 56,8 42,8 37,4 44,4 35,6 42,93
21 Архангельская область 38,3 49,9 47,1 35,5 40,6 37,4 41,47
22 Вологодская область 33,7 54,5 45,9 26,1 50,0 25,0 39,21
23 Калининградская область 38,3 68,5 28,3 26,7 66,8 59,6 48,02
24 Ленинградская область 26,6 57,5 28,7 19,5 44,3 30,8 34,58
25 Мурманская область 34,4 69,7 32,6 35,8 54,8 40,5 44,63
26 Новгородская область 33,4 49,6 35,2 31,3 63,0 42,8 42,57
27 Псковская область 27,7 48,3 38,9 34,7 61,4 37,1 41,34
28 г. Санкт-Петербург 36,0 74,6 37,0 38,6 45,4 57,6 48,22
29 Республика Адыгея 26,8 49,8 30,0 19,9 47,4 41,9 35,95
30 Республика Дагестан 22,8 49,9 31,4 13,2 37,6 21,8 29,43
31 Республика Ингушетия 13,0 67,5 12,4 07,5 40,7 13,0 25,68
32 Кабардино-Балкарская Республика 36,5 59,5 33,5 22,0 52,8 22,2 37,76
Окончание табл. 2
№ Регион с0 С0, %
Здравоохра- нение і Образование Культурно- спортивный комплекс Транспорт и связь Торговля
33 Республика Калмыкия 37,4 44,2 51,6 28,9 36,6 21,8 36,74
34 Карачаево-Черкесская Республика 28,1 48,4 27,1 27,2 45,8 52,6 38,22
35 Республика Северная Осетия 29,0 69,5 34,2 24,0 60,6 29,8 41,19
36 Чеченская Республика 26,9 35,9 14,0 07,9 39,8 06,8 21,89
37 Краснодарский край 32,0 57,4 29,8 22,9 57,0 52,3 41,92
38 Ставропольский край 32,1 57,9 29,0 23,8 47,1 39,3 38,20
39 Астраханская область 35,3 57,1 31,1 20,5 47,8 43,5 39,22
40 Волгоградская область 32,8 55,0 35,0 25,4 49,0 43,3 40,09
41 Ростовская область 25,8 53,2 30,4 25,8 48,8 43,9 37,98
42 Республика Башкортостан 28,1 53,8 41,2 38,1 48,9 26,1 39,38
43 Республика Марий Эл 29,4 54,3 36,6 35,5 44,9 37,9 39,79
44 Республика Мордовия 31,4 50,2 40,9 34,5 51,1 33,0 40,19
45 Республика Татарстан 30,7 63,1 50,2 29,4 57,5 28,5 43,22
46 Удмуртская Республика 34,3 53,5 43,2 32,9 51,9 41,6 42,89
47 Чувашская Республика 31,5 55,2 35,1 32,8 60,7 37,9 42,20
48 Пермский край 31,3 55,3 39,9 41,0 48,1 22,2 39,63
49 Кировская область 40,4 50,6 43,6 38,8 44,5 30,3 41,34
50 Нижегородская область 31,1 58,9 40,3 32,6 58,9 45,7 44,57
51 Оренбургская область 34,0 58,9 41,1 29,1 51,2 36,7 41,81
52 Пензенская область 28,6 55,2 33,1 32,6 53,5 37,0 40,00
53 Самарская область 31,1 64,8 30,2 24,8 58,3 41,1 41,70
54 Саратовская область 30,3 56,4 34,3 25,5 52,4 39,4 39,74
55 Ульяновская область 28,4 55,8 35,7 32,4 54,4 35,3 40,33
56 Курганская область 26,1 44,4 38,0 34,1 40,9 16,4 33,32
57 Свердловская область 33,4 58,9 33,3 33,8 49,1 25,9 39,04
58 Тюменская область 36,8 67,4 37,1 31,8 55,0 30,2 43,05
59 Челябинская область 30,5 62,4 43,0 30,5 55,3 27,2 41,49
60 Республика Алтай 57,2 34,2 45,4 42,3 37,3 52,5 44,83
61 Республика Бурятия 29,9 44,2 45,5 24,3 37,1 24,8 34,31
62 Республика Тыва 43,2 38,4 52,6 26,7 28,2 21,3 35,05
63 Республика Хакасия 38,1 54,2 37,7 36,5 45,5 23,1 39,17
64 Алтайский край 32,3 52,3 37,7 35,0 42,8 28,3 38,05
65 Забайкальский край 36,9 43,8 38,6 32,2 34,9 18,3 34,12
66 Красноярский край 37,6 58,1 38,0 33,9 47,0 36,0 41,76
67 Иркутская область 28,7 56,6 36,8 27,9 44,3 33,7 38,01
68 Кемеровская область 28,0 56,5 35,1 24,4 52,1 27,4 37,25
69 Новосибирская область 36,9 60,9 41,2 25,4 44,5 49,7 43,09
70 Омская область 34,2 53,5 38,4 33,8 47,1 30,2 39,52
71 Томская область 31,4 56,9 37,8 26,2 39,2 42,5 38,99
72 Республика Саха (Якутия) 39,6 51,6 60,8 42,0 31,1 19,1 40,69
73 Камчатский край 44,1 65,5 45,8 30,1 44,9 45,9 46,05
74 Приморский край 26,2 53,8 27,9 26,1 46,8 45,1 37,65
75 Хабаровский край 37,3 59,5 35,2 24,7 44,1 29,5 38,37
76 Амурская область 38,5 52,2 35,7 28,3 40,2 25,1 36,70
77 Магаданская область 65,5 70,1 43,9 43,3 43,0 58,2 53,99
78 Сахалинская область 40,4 60,8 29,9 25,8 32,4 43,5 38,79
79 Еврейская автономная область 45,3 50,3 41,1 30,0 46,2 24,0 39,50
80 Чукотский автономный округ 59,2 67,5 53,5 63,7 39,9 21,9 50,93
Результаты оценки потенциала обеспеченности населения регионов России объектами социальной инфраструктуры позволили сгруппировать все регионы в 5 групп согласно интервальным оценкам (табл. 3): если величина оценки составляет менее 20 %, то отмечается весьма низкий потенциал обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры; от 20,1 до 40 % - низкий потенциал обеспеченности; от 40,1 до 60 % - средний уровень; от 60,1 до 80 % - высокий потенциал; свыше 80,1 % - весьма высокий потенциал обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры.
Таблица 3
Группировка регионов России по потенциалу обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры в 2008 г.
Признак группи- ровки Отрасль социальной инфра- структуры Регионы
Менее 20 % Здравоохра- нение Респ. Ингушетия
ЖКХ -
Образование Респ. Ингушетия, Чеченская Респ.
КСК Респ. Ингушетия, Чеченская Респ., Респ. Дагестан, Ленинградская область, Респ. Адыгея
Транспорт и связь -
Торговля Чеченская Респ., Респ. Ингушетия, Курганская обл., Забайкальский край, Респ. Саха (Якутия)
Общее -
20,1-40 % Здравоохра- нение Респ. Дагестан, Ростовская обл., Курганская обл., Приморский край, Ленинградская обл., Московская обл., Респ. Адыгея, Чеченская Респ., Владимирская обл., Орловская обл., Псковская обл., Кемеровская обл., Карачаево-Черкесская Респ., Респ. Башкортостан, Ивановская обл., Ульяновская обл., Пензенская обл., Иркутская обл., Тверская обл., Респ. Северная Осетия -Алания, Белгородская обл., Курская обл., Респ. Марий Эл, Респ. Бурятия, Респ. Карелия, Саратовская обл., Тульская обл., Челябинская обл., Брянская обл., Респ. Татарстан, Калужская обл., Самарская обл., Нижегородская обл., Пермский край, Томская обл., Респ. Мордовия, Чувашская Респ., Краснодарский край, Ставропольский край, Алтайский край, г. Москва, Воронежская обл., Волгоградская обл., Костромская обл., Смоленская обл., Свердловская обл., Новгородская обл., Вологодская обл., Оренбургская обл., Ярославская обл., Омская обл., Удмуртская Респ., Мурманская обл., Тамбовская обл., Астраханская обл., г. Санкт-Петербург, Кабардино-Балкарская Респ., Липецкая обл., Тюменская обл., Новосибирская обл., Забайкальский край, Хабаровский край, Респ. Калмыкия, Красноярский край, Респ. Хакасия, Архангельская обл., Калининградская обл., Амурская обл., Рязанская обл., Респ. Саха (Якутия)
ЖКХ Респ. Алтай, Чеченская Респ., Респ. Тыва
Образование Карачаево-Черкесская Респ., Приморский край, Калининградская обл., Ленинградская обл., Ставропольский край, Краснодарский край, Сахалинская обл., Респ. Адыгея, Самарская обл., Ростовская обл., Астраханская обл., Респ. Дагестан, Мурманская обл., Пензенская обл., Воронежская обл., Свердловская обл., Кабардино-Балкарская Респ., Респ. Северная Осетия -Алания, Саратовская обл., Респ. Карелия, Волгоградская обл., Кемеровская обл., Чувашская Респ., Хабаровский край, Новгородская обл., Белгородская обл., Калужская обл., Амурская обл., Ульяновская обл., Владимирская обл., Ивановская обл., Липецкая обл., Респ. Марий Эл, Иркутская обл., г. Санкт-Петербург, Тюменская обл., Респ. Хакасия, Алтайский край, Томская обл., Красноярский край, Курганская обл., Омская обл., Забайкальский край, Орловская обл., Тамбовская обл., Тульская обл., Псковская обл., Московская обл., Ярославская обл., Пермский край, Рязанская обл.
Продолжение табл. З
Признак группи- ровки Отрасль социальной инфра- структуры Регионы
20,1-40 % КСК Астраханская обл., Московская обл., Кабардино-Балкарская Респ., Краснодарский край, Тульская обл., Ставропольский край, Респ. Северная Осетия -Алания, Респ. Бурятия, Кемеровская обл., Хабаровский край, Самарская обл., Новосибирская обл., Волгоградская обл., Саратовская обл., Рязанская обл., Ростовская обл., Сахалинская обл., Вологодская обл., Приморский край, Томская обл., Ивановская обл., Респ. Тыва, Калининградская обл., Ярославская обл., Карачаево-Черкесская Респ., Иркутская обл., Амурская обл., Тамбовская обл., Респ. Калмыкия, Оренбургская обл., Липецкая обл., Воронежская обл., Респ. Татарстан, Еврейская автономная обл., Камчатский край, Челябинская обл., Владимирская обл., Новгородская обл., Тюменская обл., Орловская обл., Калужская обл., Забайкальский край, Ульяновская обл., Нижегородская обл., Пензенская обл., Чувашская Респ., Удмуртская Респ., Омская обл., Свердловская обл., Красноярский край, Брянская обл., Курганская обл., Респ. Мордовия, Псковская обл., Алтайский край, Респ. Марий Эл, Архангельская обл., Курская обл., Мурманская обл., Респ. Хакасия, Респ. Коми, Респ. Башкортостан, г. Санкт-Петербург, Кировская обл., Респ. Карелия
Транспорт и связь Респ. Тыва, Респ. Саха (Якутия), Сахалинская обл., Забайкальский край, Респ. Калмыкия, Респ. Бурятия, Респ. Алтай, Респ. Дагестан, Томская обл., Чеченская Респ., Чукотский автономный округ
Торговля Респ. Тыва, Респ. Дагестан, Респ. Калмыкия, Чукотский автономный округ, Кабардино-Балкарская Респ., Пермский край, Респ. Хакасия, Еврейская автономная обл., Респ. Бурятия, Вологодская обл., Амурская обл., Орловская обл., Свердловская обл., Респ. Башкортостан, Челябинская обл., Кемеровская обл., Владимирская обл., Алтайский край, Респ. Татарстан, Тверская обл., Хабаровский край, Респ. Северная Осетия - Алания, Тюменская обл., Омская обл., Кировская обл., Воронежская обл., Ленинградская обл., Ивановская обл., Респ. Карелия, Респ. Мордовия, Иркутская обл., Курская обл., Белгородская обл., Ульяновская обл., Смоленская обл., Рязанская обл., Респ. Коми, Красноярский край, Оренбургская обл., Пензенская обл., Псковская обл., Архангельская обл., Тульская обл., Брянская обл., Липецкая обл., Респ. Марий Эл, Чувашская Респ., г. Москва, Тамбовская обл., Ставропольский край, Саратовская обл., Калужская обл., Московская обл.
Общее Чеченская Респ., Респ. Ингушетия, Респ. Дагестан, Курганская обл., Забайкальский край, Респ. Бурятия, Ленинградская обл., Респ. Тыва, Респ. Адыгея, Амурская обл., Респ. Калмыкия, Ивановская обл., Кемеровская обл., Приморский край, Кабардино-Балкарская Респ., Ростовская обл., Иркутская обл., Алтайский край, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Респ., Хабаровский край, Сахалинская обл., Томская обл., Свердловская обл., Респ. Хакасия, Вологодская обл., Астраханская обл., Респ. Карелия, Владимирская обл., Респ. Башкортостан, Орловская обл., Еврейская автономная обл., Омская обл., Пермский край, Воронежская обл., Саратовская обл., Респ. Марий Эл, Пензенская обл.
40,1-б0 % Здравоохра- нение Кировская обл., Сахалинская обл., Респ. Коми, Респ. Тыва, Камчатский край, Еврейская автономная обл., Респ. Алтай, Чукотский автономный округ
ЖКХ Забайкальский край, Респ. Калмыкия, Респ. Бурятия, Курганская обл., Псковская обл., Карачаево-Черкесская Респ., Новгородская обл., Костромская обл., Респ. Адыгея, Респ. Дагестан, Архангельская обл., Респ. Мордовия, Еврейская автономная обл., Кировская обл., Брянская обл., Тверская обл., Респ. Саха (Якутия), Ивановская обл., Амурская обл., Алтайский край, Смоленская обл., Ростовская обл., Омская обл., Удмуртская Респ., Респ. Башкортостан, Приморский край, Курская обл., Респ. Хакасия, Респ. Марий Эл, Вологодская обл., Респ. Карелия, Волгоградская обл., Пензенская обл., Чувашская Респ., Пермский край, Тамбовская обл., Воронежская обл., Ульяновская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Саратовская обл., Кемеровская обл., Иркутская обл., Респ. Коми, Томская обл., Астраханская обл., Краснодарский край, Ленинградская обл., Ставропольский край, Красноярский край, Владимирская обл., Калужская обл., Оренбургская обл., Свердловская обл., Нижегородская обл., Ярославская обл., Кабардино-Балкарская Респ., Хабаровский край
Продолжение табл. 3
Признак группи- ровки Отрасль социальной инфра- структуры Регионы
40,1-60 % Образование Нижегородская обл., Брянская обл., Респ. Мордовия, Оренбургская обл., Еврейская автономная обл., Новосибирская обл., Респ. Башкортостан, Курская обл., Смоленская обл., Респ. Коми, Челябинская обл., Удмуртская Респ., Кировская обл., Магаданская обл., Респ. Алтай, Респ. Бурятия, Камчатский край, Вологодская обл., Тверская обл., Архангельская обл., Костромская обл., Респ. Татарстан, Респ. Калмыкия, Респ. Тыва, Чукотский автономный округ, г. Москва
КСК Костромская обл., Пермский край, Тверская обл., Респ. Саха (Якутия), г. Москва, Респ. Алтай, Магаданская обл., Смоленская обл., Белгородская обл.
Транспорт и связь г. Москва, Амурская обл., Архангельская обл., Респ. Ингушетия, Курганская обл., Алтайский край, Магаданская обл., Хабаровский край, Ленинградская обл., Иркутская обл., Респ. Карелия, Респ. Коми, Кировская обл., Новосибирская обл., Камчатский край, Респ. Марий Эл, г. Санкт-Петербург, Респ. Хакасия, Карачаево-Черкесская Респ., Костромская обл., Еврейская автономная обл., Приморский край, Красноярский край, Омская обл., Ставропольский край, Респ. Адыгея, Астраханская обл., Ивановская обл., Пермский край, Ростовская обл., Респ. Башкортостан, Волгоградская обл., Свердловская обл., Вологодская обл., Тамбовская обл., Респ. Мордовия, Оренбургская обл., Удмуртская Респ., Кемеровская обл., Саратовская обл., КабардиноБалкарская Респ., Пензенская обл., Ульяновская обл., Рязанская обл., Мурманская обл., Тверская обл., Тюменская обл., Белгородская обл., Челябинская обл., Владимирская обл., Калужская обл., Ярославская обл., Воронежская обл., Орловская обл., Краснодарский край, Брянская обл., Респ. Татарстан, Самарская обл., Курская обл., Нижегородская обл.
Торговля Мурманская обл., Самарская обл., Удмуртская Респ., Респ. Адыгея, Томская обл., Новгородская обл., Волгоградская обл., Сахалинская обл., Астраханская обл., Ростовская обл., Приморский край, Нижегородская обл., Костромская обл. Камчатский край, Ярославская обл., Новосибирская обл., Краснодарский край, Респ. Алтай, Карачаево-Черкесская Респ., г. Санкт-Петербург, Магаданская обл., Калининградская обл.
Общее Волгоградская обл., Респ. Мордовия, Ульяновская обл., Респ. Саха (Якутия), Тамбовская обл., Респ. Северная Осетия - Алания, Кировская обл., Псковская обл., Архангельская обл., Челябинская обл., Самарская обл., Красноярский край, Брянская обл., Рязанская обл., Оренбургская обл., Краснодарский край, Калужская обл., Тверская обл., Тульская обл., Курская обл., Чувашская Респ., Новгородская обл., Удмуртская Респ., Респ. Коми, Тюменская обл., Новосибирская обл., Респ. Татарстан, Московская обл., Белгородская обл., Липецкая обл., Ярославская обл., Костромская обл., Нижегородская обл., Мурманская обл., Респ. Алтай, Смоленская обл., Камчатский край, г. Москва, Калининградская обл., г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, Магаданская обл.
60,1-80 % Здравоохра- нение Магаданская обл.
ЖКХ Сахалинская обл., Новосибирская обл., Белгородская обл., Липецкая обл., Тульская обл., Челябинская обл., Респ. Татарстан, Самарская обл., Камчатский край, Тюменская обл., Чукотский автономный округ, Респ. Ингушетия, Калининградская обл., Московская обл., Респ. Северная Осетия - Алания, Мурманская обл., Магаданская обл., г. Москва, г. Санкт-Петербург
Образование Респ. Саха (Якутия)
КСК Чукотский автономный округ
Транспорт и связь Смоленская обл., Респ. Северная Осетия - Алания, Чувашская Респ., Тульская обл., Липецкая обл., Псковская обл., Новгородская обл., Московская обл., Калининградская обл.
Торговля -
Общее -
Окончание табл. 3
Признак группи- ровки Отрасль социальной инфра- структуры Регионы
свыше 80,1 % Здравоохра- нение -
ЖКХ -
Образование -
КСК -
Транспорт и связь -
Торговля -
Общее -
Количественная группировка регионов по потенциалу обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры в разрезе блоков представлена в табл. 4.
Результаты интегральной оценки потенциала социальной инфраструктуры регионов позволяют сделать вывод о том, что в России отсутствуют регионы с весьма низким, высоким и очень высоким потенциалом обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, преобладают регионы с низким (47,5 %) и средним (52,5 %) потенциалом, т. е. отстающие и типичные.
Таблица 4
Группировка регионов России по потенциалу обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры в 2008 году
Интервалы оценки, % Число регионов по блокам Интегральная оценка
Здраво- охранение 1 Образование Культурно- спортивный комплекс Транспорт и связь Торговля
до 20 1 - 2 5 - 5 -
20,1-40,0 70 3 51 65 11 53 38
40,1-60,0 8 58 26 9 60 22 42
60,1-80,0 1 19 1 1 9 - -
свыше 80,1 - - - - - - -
В разрезе комплексной оценки по блокам социальной инфраструктуры весьма низким потенциалом обеспеченности объектами здравоохранения, образования, торговли, культурноспортивным комплексом характеризуются Республика Ингушетия и Чеченская Республика. Низкий потенциал характерен 87,5 % регионов по блоку «Здравоохранение»; 63,8 % -по блоку «Образование»; 81,3 % - по блоку «Культурно-спортивный комплекс»; 66,3 % - по блоку «Торговля». Средним потенциалом обладают 58 регионов в блоке «Жилье и коммунальное хозяйство» и 60 регионов в блоке «Транспорт».
Важнейшим фактором развития социальной инфраструктуры в настоящее время является состояние финансов субъектов Федерации и муниципальных образований. Дефицитность и дотационность бюджетов большинства субъектов РФ способствуют усилению региональных различий социального развития, особенно в регионах с проблемными эко-
номико-географическими особенностями и накопленным за прошлые годы отставанием в социальном развитии. Полученные в результате исследования значения региональных потенциалов социальной инфраструктуры свидетельствуют о несовершенстве управления этой сферой.
Список литературы
1. В поисках новой региональной политики // Регионы России. 2009. № 7-8. ИКЬ: http://www.gosrf.ru/joumal200908.
2. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. иКЬ: http://archive.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx?PageID=536.
3. Распоряжение Правительства Кировской области от 08.07.2009 № 187 «Об утверждении концепции градостроительного развития Кировской области» (в ред. посл. изм. и доп.). и^: http://www.ako.kirov.ru/publ/AkOUP.nsf/RByNumDocs?OpenView&Count=50&Start=701.
4. Шаланов Н. В. Исследование развития региональной системы торговли. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 83 с.
5. Здравоохранение в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 365 с.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
7. Торговля в России: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 629 с.
Материал поступил в редколлегию 11.04.2011
À. S. Korneeva
ASSESSMENT OF SOCIAL AND INFRASTRUCTURE POTENTIAL OF RUSSIA’S REGIONS
The article discusses research methodology of social and infrastructure potential of regions of Russia taking into account its multidimensional nature and richness of content which appear in separate components: health, housing and communal services, education, cultural and sports complex, transport and communications, commerce. Integrated assessment gives opportunity to rank regions of Russia according to the potential of social infrastructure objects supply and to identify average, leading and backward regions.
Keywords: social infrastructure, potential, grouping, ranking.