МАКАРОВА Е. Е.
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье отражены основные направления добровольчества, в которых участвует российская студенческая молодежь. Представлены преимущества и возможности, доступные студентам-волонтерам.
Ключевые слова: волонтерство, молодежь, студент, высшее учебное заведение.
MAKAROVA E. E.
VOLONTEERING AS A RESOURCE OF UNIVERSITY STUDENT'S DEVELOPMENT
Abstract. The article considers the main types of volunteering in which Russian university students participate. The author focuses on the benefits and opportunities of being a volunteer student.
Keywords: volunteering, youth, university student, university.
Сегодня привлечение молодежи к участию в жизни страны является одной из наиболее приоритетных задач государства. В этой связи развитие волонтерства рассматривают как важное направление молодежной политики. В большинстве случаев волонтерами становятся молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Студенты активно участвуют в волонтерских проектах, поскольку у них есть свободное время и желание получить новый опыт. Данная деятельность позволяет студентам путешествовать по стране и миру, расширять свою сеть социальных контактов и общаться с новыми людьми.
Стоит отметить, что студенческая молодежь является наиболее доступной и мобильной категорией граждан. В отличие от школьников, для участия которых необходимо согласие родителей, студенты являются совершеннолетними гражданами и вправе самостоятельно принимать решение. Помимо согласия родителей, для привлечения школьников к работе волонтерами, необходимо создавать специальный график, обеспечивать сопровождающих (если нужно перемещать детей от школы до места работы) и бдительно контролировать соблюдение всех условий. Безусловно, для работы студентов-волонтеров тоже нужны комфортные условия, однако, студенты в большинстве случаев могут сами о себе позаботиться.
Преимуществом студенческой группы молодежи перед работающими гражданами можно назвать достаточное количество свободного времени: студенты могут посещать организационные собрания в дневное время; проводить мероприятия, в которых
1
задействованы студенты, можно в первой половине дня. Взрослые граждане чаще всего бывают в это время заняты на рабочем месте.
Внедряя новые проекты, государство может обратиться в специализированные структуры вуза, которые призваны организовывать и информировать студентов. Певная М.В. отмечает, что «в современной России на молодежь возлагаются большие надежды как на ресурс, способный сделать экономику страны инновационной. Ключевая задача в этом процессе отводится образовательной среде высшей школы» [2, с. 132]. Посредством вовлечения студентов в добровольческую деятельность государство формирует общество заинтересованных граждан, готовых активно участвовать в жизни своей страны.
Значительным преимуществом волонтерской деятельности является возможность добровольно выбрать подходящий студенту проект. С каждым годом появляется все больше новых добровольческих инициативных групп, которые активно привлекают новых членов. Вне зависимости от курса и профессии каждый студент может выбрать ту сферу, в которой он заинтересован: культура, экология, спорт, религия, социальные или международные проекты, помощь в чрезвычайных ситуациях.
В сфере культуры волонтерские акции часто связаны с деятельностью крупных российских музеев. Они привлекают волонтеров для проведения дней открытых дверей и Всероссийского проекта «Ночь музеев».
Безусловно, студентов привлекают такие значимые спортивные мероприятия как Олимпиада, Универсиада или Чемпионаты Европы и мира по разным видам спорта. Широкий спектр обязанностей в рамках проведения спортивных мероприятий позволяет студентам получить новый опыт или же практиковать те умения и навыки, которые они получают во время обучения в университете. Например, студенты, изучающие иностранные языки, могут участвовать в качестве атташе спортивной команды. В свою очередь, студенты-медики предоставляют медицинские услуги в местах проведения соревнований.
Студенты, участвующие в проведении спортивных мероприятий, призваны решать одну из главных целей - создание атмосферы дружелюбия и преемственности. Данный факт и наличие рабочей функции позволяет студентам ощутить свою значимость и повысить самооценку. Участие взрослых граждан и волонтеров-пенсионеров вносит определенный вклад в развитие молодежи, поскольку люди с удовольствием обмениваются информацией и знаниями со студентами. Крупные спортивные мероприятия способствуют развитию не только отдельно взятого волонтера, но и молодежи в целом. На протяжении определенного периода студенты из разных вузов и разных регионов общаются друг с другом и обмениваются опытом.
Студенческой молодежи всегда было интересно путешествовать в зарубежные города и страны. Для реализации этой возможности существует международное волонтерство, которое имеет длительную историю существования. Первые волонтерские организации, призванные объединить студентов разных стран, появились после Второй мировой войны.
Международные волонтерские проекты, в которых могут участвовать студенты, бывают разной длительности и разной направленности: обучение языкам, кросскультурный обмен, менеджмент, экологические рейды, исторические раскопки, помощь беженцам, инвалидам, детям-сиротам и др. Разрабатываются проекты в области детского и взрослого образования, здравоохранения и городского развития.
В мире на сегодняшний день существует целый ряд организаций, которые предоставляет студентам возможность участвовать в международных добровольческих проектах. Среди таких организаций можно выделить UNV (United Nations Volunteers) -Волонтеры ООН, IAVE (International Association for Volunteers Effort) - Международная Ассоциация поддержки волонтеров, YAP (Youth Action for Peace) - Молодежная акция за мир, «AIESEC», «Европейская волонтерская служба», «Красный крест». Эти организации призваны помочь студентам выбрать подходящий проект и обеспечить комфортное пребывание на территории той страны, в которую они едут в качестве волонтеров. Посредством международного волонтерства студенты могут практиковать иностранный язык и получать новые знания.
Данное направление всегда развивалось, и сейчас его значимость нисколько не уменьшается, поскольку целью международного волонтерства является создание комфортных условий для всех сторон, налаживание доверительных отношений и поддержка мобильности молодежи.
Одним из наиболее значимых направлений является социальное волонтерство. Данное направление тесно связано с социальным проектированием, которое активно используют некоммерческие организации и учреждения социальной защиты населения. Данный вид деятельности получил широкое распространение, поскольку позволяет оперативно решать проблемы тех категорий населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Организации, которые используют социальное проектирование, активно привлекают волонтеров из числа студентов к реализации своих проектов. Стоит отметить особую роль социального волонтерства для студентов направления «Социальная работа».
Направления социального волонтерства напрямую связаны со следующими незащищенными группами населения:
1) Помощь и уход за больными гражданами, оставшимися без заботы родственников, дежурство рядом с тяжелобольными детьми, по разным причинам,
3
находящимся на лечении без родителей. Волонтеров привлекают к различным формам помощи в хосписах: сбор вещей, игрушек и предметов первой необходимости, подготовка и проведение досугово-развлекательных мероприятий (детских праздников, совместных мастер-классов и пр.); Будущие социальные работники могут стать участниками таких социальных проектов, акций и служб помощи, поскольку они обладают знаниями (основы первой помощи, техники активного слушания, консультации для родственников больных), и могут получить дополнительный опыт и практику.
2) Проекты, направленные на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них проводятся различные акции, которые обычно включают образовательные (обучение детей новым навыкам, помощь в изучении иностранного языка), развлекательные (проведение праздников, организация кружков по интересам и т.д.), социально-бытовые (сбор средств для покупки необходимых медикаментов или лечения) мероприятия. Также часто проводятся разовые акции по сбору одежды, игрушек, новогодних подарков. Среди наиболее значимых волонтерских акций в детских домах можно выделить длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения [1, с. 143].
Для студентов направления подготовки «Социальная работа» - это отличная возможность на протяжении длительного периода поддерживать связь с ребенком-сиротой, приобрести навыки общения с детьми, оставшимися без попечения родителей, поддержать выпускника детского дома в его самостоятельной жизни.
Помимо детских домов волонтеры активно взаимодействуют с социально-реабилитационными центрами, где детям необходима помощь в подготовке домашнего задания, содействие воспитателям центра в форме сопровождения детей на массовые или выездные мероприятия. Безусловную пользу приносят социальные проекты, связанные с образовательными задачами (например, проведение викторин на знание правил дорожного движения или российского законодательства, мастер-классы по искусству, рукоделию и кулинарии).
3) Оказание помощи пожилым гражданам (одиноко проживающим пенсионерам, ветеранам и инвалидам). В данной сфере волонтеры могут оказывать социально-бытовую помощь, информационную поддержку, проводить досуговые мероприятия, создавать проекты, направленные на увековечивание памяти ветеранов войны или других памятных дат нашей истории [1, с. 144].
4) В связи с нынешней ситуацией в сфере миграционной политики появляются социальные проекты, направленные на поддержку мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. К основным формам помощи, в которых могут участвовать волонтеры, можно
4
отнести: адаптацию мигрантов (помощь при сдаче экзамена на знание русского языка, при усвоении норм и ценностей нашей страны, предоставление необходимой информации в центрах оказания помощи мигрантам, психологическая поддержка). Также волонтеры работают в пунктах временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев.
5) В рамках социального волонтерства есть направление, участниками которого бывают студенты всех факультетов - это профилактика деструктивного поведения и пропаганда ЗОЖ среди подростков. Данное направление имеет широкое распространение, поскольку сейчас наше государство стало особое внимание уделять именно превентивным мерам. А реализация профилактических волонтерских проектов представляет наибольший интерес среди студентов, так как каждый (и профессия здесь не имеет значения) может проявить свои способности. Волонтеры, участвующие в социальных проектах по профилактике, проводят образовательные мероприятия, используя интерактивные формы обучения (презентации, тренинги и др.). Студенты, привлекая внимание детей к здоровому образу жизни, чаще всего проводят подвижные игры, викторины, конкурсы плакатов и прочие формы деятельности.
Следующее волонтерское направление, которое мы рассмотрим, - экологическое волонтерство. Волонтеры любых специальностей, участвующие в экологических акциях, восстанавливают леса, убирают мусор, очищают водоёмы, проводят тематические встречи, касающиеся природосбережения. В таких акциях принимают участие различные молодежные организации и студенческие союзы. Это направление волонтерства становится все более популярным в наши дни. Все чаще вузами организуются волонтерские акции, когда студентов привлекают к уборке парков, лесов, берегов водохранилищ. Однако экологическое волонтерство этим не ограничивается. Также активно развивается помощь бездомным животным: устройство бездомных животных в приюты, сбор средств на лечение питомцев, поиск для животных новых хозяев или временного убежища [1, а 144].
Спектр волонтерских проектов весьма обширен. Безусловно, волонтерские проекты призваны консолидировать силы общественности на наиболее острые и важные вопросы. И привлечение студенческой молодежи к решению данных вопросов позволяет студентам не оставаться равнодушными к событиям, происходящим в стране. Стоит отметить, что участие студентов в волонтерских проектах обеспечивает обратную связь студентов с органами государственной власти, позволяет им быть услышанными. Ведь нередко формой поощрения студенческой волонтерской активности становится диалог власти и студенческой молодежи.
Еще одним важным аспектом для студентов стал учет волонтерской деятельности в качестве практики. Этот факт уже имеет некоторое распространение среди вузов страны. Поскольку студенты осознанно выбирают ту или иную волонтерскую деятельность,
5
качественно выполняют возложенные на них функции, честно отрабатывают положенные часы, тратят на это силы, время и могут предоставить результаты своего труда, то вузы идут навстречу студентам и учитывают волонтерскую деятельность в качестве практики (так, например, было в Казани во время Универсиады в 2013 г.). Некоторые московские вузы (РГСУ, МГГУ им. М.А. Шолохова) используют данный метод в качестве мотивационной программы для столичных студентов, тем самым привлекая большее количество учащихся к добровольческой деятельности и повышая их интерес.
Высшие учебные заведения должны способствовать студенческой волонтерской активности. Певная М. В. считает, что «в стенах учебных заведений аккумулируется социальная энергия, координируется и направляется общественная активность молодежи как в рамках образовательной деятельности, так и в процессе системной организации внеучебной работы» [2, с. 134]. Для того, чтобы создавать необходимые условия для развития студенческого волонтерства, специалисты университета могут проводить курсы по подготовке студентов к участию в волонтерских проектах (например, для проведения выездных мероприятий в учреждениях для детей-сирот). Это может быть определенный образовательный блок, включающий в себя информацию об особенностях взаимодействия с данной категорией граждан, о нуждах этой группы и мероприятиях, которые принесут наибольшую пользу благополучателям.
Еще одной формой организации работы вуза по привлечению студентов в волонтерскую деятельность могут стать мастер-классы и открытые лекции приглашенных специалистов. Например, можно приглашать представителей некоммерческих организаций, с которыми налажено сотрудничество, специалистов учреждений, куда организуется выезд волонтеров. Одной из самых интересных форм можно назвать беседы со студентами-волонтерами разных сфер или с ребятами, которыми только вернулись из международных волонтерских проектов. Рассказ сверстников о проделанной работе всегда благотворно влияет на мотивацию студентов и доказывает, что участие волонтером не только полезно, но и вполне возможно для каждого желающего.
Одной из самых организованных, но при этом сложных форм организации добровольчества является создание на факультетах Волонтерских центров - структур, которые призваны объединить всех желающих для совместной работы, наладить контакт студентов с партнерами и представителями управляющих структур вуза, информировать студентов о волонтерских вакансиях. Безусловно, мы также можем говорить о консолидации информации в более крупном органе в структуре вуза - в Волонтерском центре всего вуза, куда бы могли войти представители всех факультетов, и могла бы поступать информация федеральных и региональных организаций.
Волонтерский центр - удобная структура, которая повышает доступность информации о волонтерских проектах, о курсах, которые проводит вуз, о конференциях, форумах и фестивалях города и страны, в которых можно поучаствовать и получить новые знания. Волонтерский центр дает студентам возможность раскрыть свой потенциал, развить идеи и найти команду, которая поможет реализовать свой проект.
Распространение волонтерского движения среди студентов - активный процесс, который будет развиваться в ближайшее время. В этой связи Самаркина И. В. говорит о том, что «реализация потенциала молодежи может успешно осуществляться только в рамках организованной деятельности. В этой связи добровольческая активность становится и условием, и каналом реализации социального инновационного потенциала» [3, с. 54], соответственно, государство должно поддерживать и развивать потенциал молодежи. Участвуя волонтером в каком-либо проекте, студенты, в первую очередь, повышают уровень своей компетентности, реализуют свои способности и чувствуют личную значимость. Действуя в своих интересах, они в то же время помогают окружающим и воздействуют на те объекты, с которыми работают.
Волонтерство - хороший способ попробовать свои силы в разных сферах, получить новые знания и навыки, научиться работать в команде, брать на себя ответственность за реализацию проекта. Работая волонтерами, студенты, в первую очередь, активно взаимодействуют друг с другом, учатся контактировать с вышестоящими организациями, представителями вуза, партнерами. Вуз как образовательная организация должен поддерживать студенческую инициативу и создавать условия для реализации волонтерских проектов как самими студентами, так и привлекать их к активному участию в волонтерских проектах страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова Е. Е. Некоторые аспекты волонтерского движения // Бюллетень научных студ енческих обществ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Гуманитарные и социальные науки. -Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. - № 3. - С. 142-145.
2. Певная М. В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза // Известия УРФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 3. - С. 131-138.
3. Самаркина И. В. Добровольчество как способ реализации инновационного потенциала молодежи // Социальные технологии исследования. - 2010. - № 4. - С. 53-55.