Научная статья на тему 'Развитие социальной активности молодежи в условиях общественного объединения'

Развитие социальной активности молодежи в условиях общественного объединения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1122
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL ACTIVITY / PUBLIC ASSOCIATION / CIVIL POSITION / YOUTH POLICY / SOCIAL SUBJECT / THE SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурбаева С. Б.

Статья посвящена развитию социальной активности молодёжи в условиях общественного объединения. В работе описаны задачи и ориентиры развития социальной активности молодёжи, выделены принципы направленные на формирование гражданских качеств, структурные элементы социальной активности личности, актуальные задачи формирования социальной активности молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE YOU THIN THE CONDITIONS OF THE PUBLIC ASSOCIATION

The articleis devoted for the social activity of you thin the conditions of the public association. The problems and directions of the social activity of the you thare described in this work. Here also are underlined the principles directed for forming civil qualities, structural elements of the social activity of a person, actiual problems of forming of social activity of youth.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности молодежи в условиях общественного объединения»

Образец уникальных самобытных идей по воспитанию подрастающего поколения представляет история педагогической мысли периода Казахского ханства. Идея национальной целостности, благополучия и гуманизма отражалась в деятельности социальных институтов воспитания - институт биев, институт акынов и жырау, ана мектеб^ которые опирались на принципы Жет Ата, родственных связей, народно-педагогический опыт воспитания подрастающего поколения, идеи развивались в наследии мыслителей.

В распространении идеи формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, воспитания его в духе патриотизма и интернационализма большую роль сыграли казахские просветители XIX века, последовательные поборники просвещения, отстаивавшие гуманные принципы и идеалы общественного развития Ш. Уалиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанба-ев. Ыбырай писал: «Знания человека являются результатом познания действительности. Они приобретаются людьми в жизненном опыте». В «Словах назидания» [7]. Абай, обращаясь к подрастающему поколению, призывал: «Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Справедливость - мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости. Стремление к благотворительности порождается умением довольствоваться малым. Не теряйте чувства справедливости,

Библиографический список

не уставайте творить добро. Без справедливости нет ни веры, ни человечности.

Искусство - вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему - самое благородное дело. Знания должны служить справедливости. Человек обязан быть благодетельным и не только восхищаться благотворительностью других, но и самому неустанно творить добро» [8].

Идеи беспримерного служения Родине, науке, стремления к достижению истины нашли отражение в научных трудах Шо-кана Уалиханова, выдающегося казахского ученого-просве-тителя [9].

В современных условиях вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство, разработки и внедрения национальной модели образования необходимо сохранение уникальности отечественной педагогической мысли и использование ее воспитательного потенциала в формировании ценностных ориентаций детей и молодежи.

В целях обеспечения духовного развития народа, в практике формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения целесообразно использовать основы принципа Жет1 Ата и родственных связей, опираться на прогрессивные идеи народно-педагогического опыта.

1. «Тарих» - История Казахстана - школьникам - www.tarih.spring.kz

2. Малов, С.Е. Памятники древнетюркской письменности : тексты и исследования. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951.

3. Юсуф Хас-Хаджиб Баласагунский. Наука быть счастливым. - М., 1971.

4. Назарбаев, Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция в Евразийском Национальном Университете им. Л.Н. Гумилева. - Астана, 2006.

5. История казахской литературы. - Алма-Ата, 1968-1971. - Т.1.

6. Антология педагогической мысли Казахстана. - Рауан, Алматы, 1999.

7. Алтынсарин, И. Избранные произведения. - Алма-Ата, 1957.

8. Абай. Слова назидания. - Алма-Ата, 1982.

9. Валиханов, Ч.Ч. // Собр. соч.: в 5 т. - Алма-Ата, 1984-1985. - Т. 2.

Bibliography

1. «Tarih» - Istorija Kazahstana - shkol'nikam - www.tarih.spring.kz

2. Malov, S.E. Pamjatniki drevnetjurkskoj pis'mennosti : teksty i issledovanija. - M. ; L. : Izd-vo AN CSSR, 1951.

3. Jusuf Has-Hadzhib Balasagunskij. Nauka byt' schastlivym. - M., 1971.

4. Nazarbaev, N.A. K jekonomike znanij cherez innovacii i obrazovanie. Lekcija v Evrazijskom Nacional'nom Universitete im. L.N. Gumileva. - Astana,

2006.

5. Istorija kazahskoj literatury. - Alma-Ata, 1968-1971. - T.1.

6. Antologija pedagogicheskoj mysli Kazahstana. - Rauan, Almaty, 1999.

7. Altynsarin, I. Izbrannye proizvedenija. - Alma-Ata, 1957.

8. Abaj. Slova nazidanija. - Alma-Ata, 1982.

9. Valihanov, Ch.Ch. // Sobr. soch.: v 5 t. - Alma-Ata, 1984-1985. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 01.11.11

УДК 371 : 351.851

Burbaieva S.B. THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE YOU THIN THE CONDITIONS OF THE PUBLIC ASSOCIATION. The articleis devoted for the social activity of you thin the conditions of the public association. The problems and directions of the social activity of the you thare described in this work. Here also are underlined the principles directed for forming civil qualities, structural elements of the social activity of a person, actiual problems of forming of social activity of youth.

Key words: social activity, public association, civil position, youth policy, social subject, the system approach

С.Б. Бурбаева, начальник Управления образования Костанайской области, Казахстан, г. Костанай, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья посвящена развитию социальной активности молодёжи в условиях общественного объединения. В работе описаны задачи и ориентиры развития социальной активности молодёжи, выделены принципы направленные на формирование гражданских качеств, структурные элементы социальной активности личности, актуальные задачи формирования социальной активности молодёжи.

Ключевые слова: социальная активность, общественное объединение, гражданская позиция, молодёжная политика, социальная субъектность, системный подход.

Сегодня как никогда актуален вопрос участия молодого поколения в проводимых в Казахстане преобразованиях, реализации стратегии развития страны, так как от уверенности и активной гражданской позиции молодежи в будущем зависит успех провозглашенных реформ и процветание Казахстана.

Молодежь, как стратегический потенциал современного государства, требует государственного отношения к себе. Молодое поколение казахстанцев выросло в новых условиях -в период обретения и укрепления независимости, рыночных преобразований и демократических реформ. Поэтому пути ре-

шения проблем формирования социальной активности в области молодежной политики требует принципиально новых по содержанию, адекватных реалиям мира шагов. Государственная молодежная политика основывается на признании за молодыми людьми всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РК [1].

Гражданская и социальная активность является устойчивым свойством личности и реализуется в совокупности социально значимых действий, направленных на интенсивное и осознанное взаимодействие с социальной средой, которое осуществляется в процессе внешней и внутренней (практической и психической) деятельности по преобразованию личности и социума с учетом задач общественного развития [2].

Социальная активность присуща в первую очередь тем, кто обладает богатой и разносторонней общей культурой, высоким профессиональным мастерством, сознательно стремится к творческому проявлению своих способностей. Она тесно связана с соответствующим ожиданием людей, чтобы их предложения и личная инициатива как можно полнее учитывались при решении производственных и общественных вопросов.

Реальные проявления социальной активности весьма многообразны. Это изобретения и рационализация, практический совет и моральная поддержка, критика ошибок, конструктивные предложения о путях их преодоления, действия направленные на изменение ближайшего социума, разработка и внедрение молодежных проектов, программ и авторских инициатив, имеющих гражданское значение. Богатство форм проявления социальной активности определяется единством их содержания.

Социальная активность представляет собой особое качество личности, которое проявляется в разнообразной деятельности и показывает отношение человека к труду, обществу, общественно-политической деятельности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.

Для развития социальной активности молодежи необходимо знание психолого-педагогических особенностей молодых людей и той среды, которое способствует успешной педагогической поддержке и содействию развитию социальной активности в рамках молодежных общественных объединений.

Осуществление молодежной политики, стимулирующей общественно значимую активность отдельных личностей и организованных молодежных структур, дает возможность подготовить молодое поколение к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества. Целенаправленное воздействие позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества. Потребность и умение с юных лет проявлять социально значимую активность не смогут оставить человека безучастным к проблемам общества, к необходимости помогать ближнему и в более зрелом возрасте [3].

Современные детские и молодежные общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. Общественные объединения выполняют гражданскую миссию: готовить гуманных, социально активных и информированных граждан. Общественные объединения и организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д.

Большинство молодежных объединений основной целью своей деятельности признает содействие формированию гражданской позиции и развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира.

В основе устройства и функционирования общественных объединений лежат принципы, направленные на формирование гражданских качеств личности. Так, принцип самореализации способствует осмысленному включению личности в объединение; принцип самоорганизация является механизмом, образующим общественное объединение молодежи; принцип само-

деятельности является ведущим способом существования объединения;

принцип самоуправления - средством, обеспечивающим функционирование объединения; принцип социальной реальности является содержательным источником организованной молодежной самодеятельности и сферой реализации их социальной активности.

Главным условием и способом формирования позитивного и эффективного опыта развития социальной активности молодежи выступает коллективно организуемая, общими усилиями осуществляемая совместная деятельность. При этом социально значимая деятельность, с реально достигаемыми результатами, выражающимися в изменении к лучшему социальной сферы жизнедеятельности молодых людей, усиление их активной гражданской позиции, установки на практическую востребованность и полезность общественного характера их деятельности, положительное восприятие социумом тех действий и мер предпринимаемыми молодежью в общественном объединении.

Назовем структурные элементы социально активной личности, основные качества: целеустремленность, настойчивость, активность, любознательность, самостоятельность и др.как внутренние составляющие активности; качества, направленные на общество : лидерство, динамичность, мобильность, оригинальность, общительность, коллективизм и взаимопомощь, восприимчивость к новому и креативность; а также качества, направленные на государство (ответственность, включенность в политическую практик, реализация социально значимых инициатив. Совокупным интегральным качеством личности при этом выступает инициативность.

Поскольку молодежь является одним из общественноактивных слоев населения, особенно значимым для государства в перспективе в силу своих возрастных, демографических и социальных характеристик, все обозначенные проблемы требуют более пристального внимания со стороны исполнительных органов. Молодежную политику следует рассматривать на уровне вопросов стратегического развития общества. Необходимо наращивать творческий потенциал молодых людей в интересах страны. При этом необходимо учитывать их увлечения, различные сферы самовыражения, инициативы, и социальную активность [4].

Среди актуальных задач формирования социальной активности молодежи выделим следующие:

• закрепление знаний о нормативно-правовых основах, содержании, программах, методах и формах деятельности детских и молодежных общественных объединениях Республики Казахстан;

• приобретение знаний о лидерстве и организаторской деятельности в детских и молодежных общественных объединениях;

• систематизация представлений о ценностных ориентирах и социально одобряемых качествах лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения;

• формирование умений конструктивно общаться и сотрудничать в коллективе сверстников;

• выработка лидерских, организаторских, коммуникативных умений и навыков.

Становление личности молодого человека невозможно без его гражданской самоидентификации. Развитие патриотизма, гражданского самосознания - серьезный воспитательный фактор, которому необходимо уделять пристальное внимание. Любовь к своей стране, государству рождается из любви к малой Родине - месту, в котором родился и вырос. В этой связи необходимо развивать «хозяйское» отношение молодежи к месту проживания - постоянно вовлекать ее в мероприятия по очистке и облагораживанию территорий, развивать систему и формы влияния молодежных организаций и инициативных молодежных групп на принятие решений по вопросам развития инфраструктуры и благоустройства мест проживания.

Фундаментальным основанием социальной активности выступает социальная субъектность юношества. Социальная активность и молодежное общественное движение как социальное явление выступают при этом проявлением одного и того же сущностного основания. Субъектность достигается через самодеятельность группового юношеского субъекта и через самодеятельность этого субъекта обеспечивается преемственность, т.е. молодые граждане участвуют в процессе смены поколений.

Системный подход к исследованию деятельности молодежных общественных объединений позволяет осуществить целостное изучение этой деятельности на основе эмпирических и теоретических данных и выстроить структурно-функциональную модель деятельности, где деятельность может быть представлена как система. Поиск путей совершенствования данной системы обусловливает необходимость более глубокого ее анализа, который позволит достоверно обосновать связи ее основных элементов, закономерность зависимостей в этих связях; определить целостность, динамичность функционирующего образования; установить влияние взаимосвязи его компонентов на формирование новых интегративных свойств, новых деятельностных аспектов социальной активности личности.

На современном этапе развития общества личностная сопричастность и проявление активной жизненной позиции приобретает все большую - популярность у молодежи. Возможность объединяться с учетом своих интересов, реализовать их, а также получить возможность проявить свою активность, приложить свои силы молодежь получает именно в добровольных гуманно-ориентированных общественных объединениях. Цель участия в деятельности объединения можно рассматривать в двух аспектах: цель, которую ставят перед собой учащиеся и студенты, работающая молодежь и социально - воспитательная цель, которую ставят перед собой координаторы-взрослые, наставники, участвующие в работе объединения. Необходимо отметить, что добровольное объединение возможно лишь тогда, когда молодежи видит в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их дея-

тельности, делало их граждански актуализированными. Этот аспект предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется дальнейшая взрослая социализация личности молодых людей, результатом чего является желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе.

В молодежных объединениях «инициативным ядром» реализации социально значимых проектов и программ молодежных инициатив, волонтерских акций и проектов, их обширной социальной базой могут выступать различные ученические и студенческие общественные объединения или органы ученического или студенческого самоуправления. В ходе организации деятельности молодежных общественных объединений в организациях образования преследуется достижение следующих педагогических задач:

1) воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

2) вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

3) поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

4) активное участие в общественно значимых мероприятиях в регионе и Республике.

Таким образом, развитие социальной активности в условиях общественного объединения способствует гражданскому воспитанию молодого поколения.

Библиографический список

1. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 581-11 «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». - Астана,

2004.

2. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан. -Алматы, 1997.

3. Послания Президента страны народу Казахстана "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцеві Астана, 2006.

4. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!». - Астана, 2011.

Bibliography

1. Zakon Respubliki Kazahstan ot 7 iyulya 2004 goda № 581-II «О gosudarstvennoy molodezhnoy politike v Respublike Kazahstan». - Astana, 2004.

2. Kontseptsiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Respubliki Kazahstan. -Almaty, 1997.

3. Poslaniya Prezidenta strany narodu Kazahstana "Kazahstan - 20З0. Protsvetanie, bezopasnost' i uluchshenie blagosostoyaniya vseh kazahstantsev"-Astana, 2006.

4. Poslanie Prezidenta RK N.A.Nazarbaeva narodu Kazahstana «Postroim buduschee vmeste!». - Astana, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.