УДК [796:394.3]-053.67 DOI 10.17238^1998-5320.2017.29.144
И. Б. Имангаликова,
Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева,
г. Астана, Республика Казахстан
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ -ОСНОВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Раскрывается возрастающий интерес к народной педагогике. Активное внедрение национальной культуры в физическое воспитание, использование казахских народных игр на уроках физической культуры является важным направлением гуманизации процесса обучения молодого поколения. Каждая национальная игра имеет свою особенность, отличается от обычных упражнений собственной моделью, эстетичностью, нравственностью, интеллектуальностью. В настоящее время обучение и воспитание с использованием народных игр даёт широкие возможности патриотического и интернационального воспитания молодёжи.
Ключевые слова: физическое воспитание, народные и национальные игры, национальная культура, гуманистическая направленность, развитие, личность, двигательный компонент, упражнения.
Введение. Современное казахстанское общество в системе высшего образования готовит специалистов, обладающих фундаментальными знаниями, способных творчески подходить к решению любого, в том числе неординарного вопроса, быть конкурентоспособными на рынке труда, нравственно воспитанных и физически здоровых. Физическое воспитание как феномен общей культуры уникально. Именно оно является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, физкультура является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Физическая культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества.
Активное внедрение национальной культуры в физическое воспитание [1], использование казахских народных игр на уроках физической культуры мы считаем актуальным направлением гуманизации процесса обучения молодого поколения. Использование народных игр в образовательном процессе позволяет реализовать двигательный компонент, представленный в физическом воспитании, познавательный компонент, основанный на знаниях о народной культуре, и эмоциональный компонент, связанный с сюжетной основой национальных игр.
Одна из основных задач современной школы - организация самоопределения ребёнка во времени и пространстве, то есть процесс его этнокультурной идентификации, что выступает необходимым условием становления личности и предпосылкой её интеграции в мировое сообщество. В связи с этим использование народных игр как в подготовке будущих учителей, так и в физическом воспитании детей школьного возраста приобретает особую значимость.
Основная часть. Физическое воспитание при взаимосвязи с народной культурой обретает ярко выраженную гуманистическую направленность, так как физическая культура - школьный предмет, а народная культура - область человеческой деятельности. Их взаимообогащённый синтез обладает интегративностью, многофункциональностью и вариативностью, что делает возможным их объединение в рамках нашего исследования [2].
Народные игры - это яркое выражение народа, который в них играет, отражение этноса в целом и истории его развития. Игры и развлечения выполняли всегда и общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.
В каждой казахской игре есть свой смысл и своя ценность.
Первое достижение - достижение физического и духовного развития качеств по возрастным группам.
Второе достижение - пробудить у людей праздничное настроение и интерес к спорту.
Третье достижение - обеспечить единство не только казахского народа, но и представителей других национальностей, живущих в республике.
Четвёртое достижение - игра освежает мысли, даёт толчок к действию.
Пятое достижение - испокон веков игра содержит в себе накопленные обычаи, традиции населения, трудолюбие, достоинство, мужество, ловкость, выносливость, творчество, смекалку, стремление к победе.
Шестое достижение - ни у одного народа не всречаются такие игры, как кокпар, алтыбакан, сакина тастау, сокыр теке, жекпе-жеке, ат ойыны, ак сандык-кок сандык, жорга жарыс, курес, сайыс. Они часто сопровождаются музыкальным пением. Некоторые танцы рождаются как вид спорта и имеют такие явления, которых нет у других нородов, например, кара жорга, ормек, уршык, ши орау, жYн сабау, саба жеу, тары тую.
Седьмое достижение - игры имеют основу танца. До нашего исследования мы видели ряд концепций исследователей.
Способы народной педагогики в процессе работы с учащимися на уроках физической культуры сейчас активно применяются в спортивных специализированных секциях для проведения соревнований [2]. Способы народной педагогики формируют нравственные качества у ребёнка. Одна из основных задач школы - воспитание ребёнка, который является частью нашего общества.
Методы народной педагогики на сегодняшний день - основа всех искусств, зеркало социально-экономической жизни народа, результат работы человека [3].
Народная игра сочетает в себе прошлое и настоящее бесценное богатство народа, оставленное нам в наследство от наших предков. Поэтому способы использования народной педагогики в воспитании подрастающего поколения имеют огромное значение, улучшают и совершенствуют творческие способности молодёжи.
В настоящее время всё больше возрастает интерес к методам народной педагогики. Всё чаще стали проводить праздники, конкурсы, фестивали и соревнования. Сейчас публикуются рекомендации по использованию педагогических методов, средств, способов применения народной педагогики в общеобразовательных школах [4].
Веками каждый народ сохранял и совершенствовал свои лучшие игры. Они обучают молодых людей, особенно в области физического воспитания, которое стало одним из наиболее важных способов воспитания и обучения. Только последние сто лет физическое воспитание стало носить массовый характер. Поэтому каждая страна имеет свою собственную традиционную физическую культуру, совершенствует физическое воспитание населения, стремится улучшить согласие между народами [8]. Анализ народных подвижных игр даёт возможность увидеть и развивать необходимые физические качества, физическое воспитание может улучшить определённые движения (бег, прыжки, стрельба, точная стрельба на большие расстояния, поднятие тяжёлых предметов и т. д.) Каждая игра имеет свою собственную целостность, отличается от других обычных упражнений собственной моделью жизни, эстетичностью, нравственностью, интеллектуальностью. Каждый участник обязуется выполнять правила в игре, которые на протяжении веков совершенствует народ, он знает и выполняет требования культуры народа, с уважением относится к традициям, основанным на уважении к человеческим ценностям [6].
Таким образом, национальные игры взаимодействуют с окружающей средой и народной культурой. Старшее поколение передали свой богатый накопленный опыт младшему. Живая и естественная цепь поколений традиционных игр меняется, а вместе с ними приобретаются необходимые физические и духовные качества, знания, квалификации и навыки. Работа существующей системы физической культуры и физического воспитания, богатое наследие национальных игр, национальных видов спорта в развитии детей и молодых людей совершенствуется. «Национальные виды спорта и игры, спортивные соревнования в современной жизни требует новых подходов в развитии социально-культурного и духовного развития молодёжи». Философы, психологи, педагоги с позиций научной дисциплины стремятся изучить игры и игровую деятельность: выявить их истоки, возникновение, характер воздействия на индивидуальное и групповое развитие личности, на физическое развитие и физическую подготовленность личности. Национальные подвижные игры обладают качествами, которые дают возможность соотнести традиции национальной физической культуры с современностью и задачами повышения эффективности осуществления физического воспитания [6].
Народные игры и упражнения, используемые в воспитании и развитии личности, явление давнее.
Это означает, что народные игры и физические упражнения были связаны не только с военно-патриотической и оздоровительной направленностью, но и имели также прикладное значение.
В общеобразовательных школах одна из наиболее актуальных проблем - национальные подвижные игры не пользуются большой популярностью.
В настоящее время обучение и воспитание с использованием народных игр дают широкие возможности патриотического и интернационального воспитания молодежи.
Казахский народ имеет богатое культурное наследие. Такое богатство является источником народных игр и национальных видов спорта. Выдающийся казахский писатель М. Ауэзов сказал: «Наши люди знают многие виды народных игр в своей жизни». На наш взгляд, игровые задания не только привлекают внимание, но и поднимают настроение. Литература и культура древнего казахского народа берут своё начало с развлекательных праздничных мероприятий, свадеб, которые были по душе народу. Знакомясь с развитием видов спорта и народными играми населения, мы узнаём о социально-экономических условиях жизни населения, итогом которых является человеческий труд.
Встречаются различные виды лиро-эпических произведений, казахских старинных песен, народных игр, где передаются обряды и традиции народа. Главные герои песен - будущие защитники отечества и борцы, которые могут продемонстрировать свою силу в соревнованиях. Они развивают и раскрывают свой природный талант. Народ придаёт играм большое значение.
Таким образом, народные традиции и игры, передаваемые от деда ребёнку, являются богатым наследием культуры народа.
Народная педагогика, литература и культура находятся в тесной связи друг с другом. Народ сердцем признаёт влияние воспитательного значения национальных песен и игр для молодёжи.
Игры не только совершенствуют физические качества: быстроту, ловкость и силы, но и оказывают огромное влияние на развитие личности человека. «Человек умным не рождается, он всё сам должен услышать и увидеть, хорошее и плохое, всё потрогать, пощупать руками», - так говорил Абай Кунанбаев. Только тогда это всё остаётся в памяти народа.
Казахский народ очень много знает загадок, пословиц и поговорок, крылатых слов, придумывает сказки, а также игры и танцы [4].
Часть общей культуры, воспитания нравственности, являясь фундаментом всего воспитания, способствует созданию условий для активного отдыха, повышению физической подготовленности народа, укреплению здоровья.
М. Станкин и другие авторы пишут о мастерстве учителя, о его имидже, об отношении к учащимся, о том, как повысить интерес к уроку, воспитать у них силу воли, учить навыкам преодоления трудностей. Если меньше занятий у учащихся, то меньше требования учителя, это вызывает снижение интереса учащихся к уроку, занятию. Создание новых условий для обучающихся вызывает у них интерес к занятиям [5].
Творческая активность учащихся вызывает интерес к результату. Одним из методов является умение использовать подвижные игры на уроках физической культуры, формирование у учащихся интереса к культуре предков через игры и соревнования: ударыспа^, жорга-жарыс, сокыр теке, пеший кокпар, пешие соревнования. Они развивают ловкость, способность работать в команде, воспитывают культуру, дают чувство уважения к старшему поколению. Казахские национальные игры выступают как частица народной мудрости, как образец национального и игрового фольклора, в котором заложены основы эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных комплексов, способствующих осуществлению задач умственного развития молодёжи. Через игры можно повысить интерес студентов к занятиям через национальные игры. К сожалению, исследований о национальных казахских играх для детей и студентов нет. В процессе работы есть возможность использования способов народной педагогики на уроках физической культуры через национальные игры. Эти игры можно использовать в подготовительной части и основной части занятий, для подавления усталости - можно использовать в заключительной части занятий. Есть игры, которые можно использовать на переменах: «Кто ударил?», «Пешеходная гонка» и др. Эти игры позволяют снять накопившуюся за урок усталось, утомлённость, мышечное и нервное напряжение, расслабиться перед началом занятий [9]. Также их можно использовать на большой перемене. Казахские подвижные игры обогащают физическое воспитание посредством народной педагогики, имеют своё почётное место в физическом развитии человека. У студентов особое отношение к народному творчеству, поэтому коллективы работников физической культуры и спорта работают по совершенствованию, улучшению учебно-воспитательной и спортивно -массовой работы.
На уроках физической культуры используются национальные подвижные игры с элементами казахского танца, их также показывают на массовых публичных праздниках, мероприятиях. Учителя физкультуры используют национальные педагогические методы и приёмы народной педагогики на уроках физической культуры, так как среди молодёжи встречаются молодые люди, которые не всегда знают нормы поведения (незнание истории, умственная неполноценность, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.).
На основании своих исследований мы пришли к выводу, что физическое воспитание и спорт в обществе появились в результате определённого исторического и духовного опыта народа. Элементы физической культуры и спорта существуют с момента возникновения человеческого общества
Речь идёт о самых старых культурных связях и контактах на территории Казахстана. Мировой опыт физического воспитания и система спортивных упражнений являются универсальным явлением как аспект отношений между национальным государством, связывающий вопросы экономики и права. Количественные и качественные изменения во всех сферах социального бытия в спорте и физической культуре находят своё отражение в материальной и духовной жизни наций и народностей, темпы и результаты становления человеческого общества, культуры.
Если общество, физкультурные и спортивные коллективы не будут заниматься работой по развитию этого направления, то в будущем будут допущены ошибки.
Задачей новой системы физической культуры и спорта Республики Казахстан является национальное единство, многообразие, которые носят гуманистический, этнический и прогрессивный характер. Одним из свойств, составляющих их основу, являются национальные традиции, существующие в жизни общества, которые предусматривают дальнейшее развитие человечества.
Процесс непрерывной связи традиции национальной идеи будет использоваться многими странами и международными организациями.
Современное состояние здоровья населения страны, в том числе и молодёжи, характеризуется тенденцией постепенного ухудшения. Одной из причин данного факта является то, что система здравоохранения и физического воспитания населения не может адекватно отвечать запросам времени, современным потребностям здоровья, физическому развитию и продолжительности жизни людей. Это говорит о том, что она нуждается в коренной модернизации.
Наши исследования показывают, что национальные виды спорта влияют и в целом на здоровый образ жизни молодёжи, представляют ценность для общества и каждого человека, способствуют укреплению здоровья.
Физическая активность всесторонне влияет на личность человека, в том числе на нравственные и психические, интеллектуальные и коммуникативные способности, на культуру общения, воспитание и ценности, здоровье всего общества. Физическая культура и спорт как продукт определённых исторических условий развития общества составляют совокупность исторически возникших результатов духовной деятельности людей.
Вывод. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодёжи. Созидательная сила внутреннего потенциала молодёжи является источником активности, мощности и творчества. Его субстанция - обычаи, традиций, предрассудки и убеждения. Каждая нация имеет свои обычаи, обряды, традиции и образ жизни. У каждого народа сотни лет существует собственная укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на воспитательный процесс. Мы стремимся воспитывать подрастающее поколение в духе традиций и передовой морали, прививая ему положительные качества характера, внедряя в жизнь прогрессивные народные обычаи. Национальные игры и игровые упражнения входят в духовный мир человека с раннего детства. Именно поэтому казахская народная игра как игровая двигательная деятельность привлекает к себе внимание представителей самых разных отраслей знания. Философы, психологи, педагоги с позиций своей научной дисциплины стремятся изучить игры и игровую деятельность: выявить их истоки, возникновение, характер воздействия на индивидуальное и групповое развитие личности, на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Казахские национальные игры имеют свои характерные особенности, которые берут своё начало из жизни, быта и традиций народа, учат гуманизму и социальной справедливости. Приоритет
национальных игр, основанный на мелодическом ритме музыки, является главной особенностью. Поэтому казахские национальные игры занимают особое место в жизни - каждая игра имеет своё содержание, отличительную особенность.
Через игру у детей улучшается мышление, уходит мышечная зажатость, восстанавливается кровоток в головном мозгу, активизируется имунитет. Национальные подвижные игры благотворно влияют на центральную нервную систему младших школьников. Благодаря систематическим занятиям подвижными играми у школьников совершенствуется телосложение, корректируется осанка, вытягивается позвоничник, тело становится ровным, стройным. Необходимо также отметить, что казахские национальные подвижные игры оказывают влияние на течение нервных процессов, определяющих способность быстрых движений школьников в ответ на меняющиеся в игре сигналы, в результате чего достигается пластичность двигательных реакций, составляющих основу качества ловкости.
Библиографический список
1. Концепция развития интеллектуального потенциала нации в системе непрерывного образования Республики Казахстан. - Алматы: «¥лагат», 2013. - C. 36.
2. Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы: Сб.науч.тр. - Алматы: Изд-во «¥лагат» КазНПУ имени Абая, 2012. - C. 336.
3. Аймауытов Ж. «Методы комплексной системы преподавания». Кызыл-Орда, 1929. - C. 75-80
4. Танекеев М. Т. От байги до Олимпиады. - Алма-Ата : Казахстан, 1983. - C. 208
5. Станкин М. Психология общения: курс лекций. - М. : Московский психолого-социальный институт. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - C. 304.
6. Адамбеков К. И. Социально-педагогические основы физического воспитания учащейся молодёжи. -Алматы : Санат, 1998. - C. 198.
7. Асадулаева H. A. Развивающий потенциал традиционных игр народов. - 1985. - С. 120.
8. Сагындыков Е. С. Казактыц ^лттык ойындары. - Алматы, 1994. - C. 58-61.
9. Доскараев Б. М. История физической культуры в Казахстане : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Алматы, 2009. - C. 226.
10. Гуннер М. М. Сборник казахских национальных игр и развлечений. - Алма-Ата, 1938. - C. 38-45.
I. B. Imangalikova, Senior Lecturer, e-mail: [email protected] Eurasian National University named after L. N. Gumilev, 6 Yanushkevich st., educational building 4, Astana, 010008, Republic of Kazakhstan
NATIONAL GAMES - THE BASIS OF THE PHYSICAL EDUCATION
There is an increasing interest in folk pedagogy are discussed. The active introduction of the national culture into physical education, the use of Kazakh folk games in the lessons of physical culture is an important direction of humanizing the learning process of the young generation. Keywords: physical education, national games, national culture, humanistic orientation, development, personality, motor component, exercises. Each national game has its own peculiarity, different from the usual exercises by its own model, aesthetics, morality, intelligence. Currently, education and training with the use of folk games gives wide opportunities for patriotic and international education of young people.
References
1. Koncepcija razvitija intellektual'nogo potenciala nacii v sisteme nepreryvnogo obrazovanija Respubliki Kazahstan [The concept of development the nation intellectual potential in the system of continuous education in the Republic of Kazakhstan]. Almaty, Ulagat Publ., 2013. 36 p.
2. Formirovanie intellektual'nogo potenciala nacii v uslovijah vysshej shkoly. [Formation of the nation intellectual potential in the conditions of the higher school]. Almaty, Ulagat Publ., 2012. 336 p.
3. Ajmauytov Zh. Metody kompleksnoj sistemy prepodavanija. [Methods of a integrated teaching system]. Kyzyl-Orda, 1929. 75-80 pp. (In Russ.).
4. Tanekeev M. T. Ot bajgi do Olimpiady. [From the baiga to the Olympics]. Alma-Ata, Kazahstan Publ., 1983. 208 p. (In Russ.).
5. Stankin M. Psihologija obshhenija. [Psychology of communication]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute. Voronezh, Modec Publ., 2000. 304 p.
6. Adambekov K. I. Social'no-pedagogicheskie osnovy fizicheskogo vospitanija uchashhejsja molodjozhi. [Socially-pedagogical fundamentals of physical education of students]. Almaty, Sanat Publ., 1998. 198 p.
7. Asadulaeva H. A. Razvivajushhij potencial tradicionnyh igr narodov. [Developing potential of traditional folk games]. 1985. 120 p.
8. Sagyndykov E. S. Kazak folk games. Almaty, 1994. 58-61 p.
9. Doskaraev B. M. Istorija fizicheskoj kul'tury v Kazahstane : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. [History of Physical Education in Kazakhstan]. Almaty, 2009. 226 p.
10. Gunner M. M. Sbornik kazahskih nacional'nyh igr i razvlechenij. [Collected book of Kazakh national games and amusement]. Alma-Ata, 1938. 38-45 pp. (In Russ.).
Поступила в редакцию 30.05.2017 © И. Б. Имангаликова, 2017
Автор статьи: Индира Бекеновна Имангаликова, старший преподаватель, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан, 010008, ул. Янушкевич, 6, учебный корпус 4, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Е. О. Жуматаева, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-практического центра этнопедагогики и инновоционных технологий образования им. Ж. Аймаутова, Республика Казахстан. А. А. Жумадилханов, кандидат педагогических наук, доцент, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева.