УДК 373.51 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.28. 122
Н. А. Гетман, Е. Н. Котенко, Омская гуманитарная академия В. В. Котенко,
Омский государственный педагогический университет
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ
Авторы рассматривают различные способы влияния на развитие ситуации в формировании социально-экономической компетентности школьников. Описывают способы решения актуальных задач, которые ставит общество перед современной школой, в частности - адаптацию личности к социально-экономическим изменениям, развитие личности, распространение экономических знаний, а также формирование человеческого капитала. Актуализированы способы использования информационной среды образовательной организации для развития социально-экономической компетентности личности.
Ключевые слова: социально-экономическая компетенция, информационная среда, профильная школа, элективный курс.
Россия начала свой переход от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу достаточно поздно. В эру информационных технологий успех всего государства зависит от инноваций и оценивается не масштабным выпуском товаров, но созданием принципиально новых и технологичных продуктов, которые будут конкурентоспособны на современном рынке. Наиболее приоритетной задачей является воспитание научной интеллигенции, или, как часто говорят, креативного класса. Для этого необходимо перестроить научно-технологическую сферу и образовательную систему.
Развитие социально-экономической компетентности школьников является основным способом влияния на текущую ситуацию, что позволяет решить ряд задач, которые ставит общество перед современной школой. Адаптация личности к социально-экономическим изменениям, развитие личности, распространение экономических знаний, а также формирование человеческого капитала становятся приоритетными.
В последнее время актуализировалось исследование проблем социально-экономической компетентности личности. Концептуальные положения, определяющие сущность экономического образования личности, а также процесс его формирования, представлены в трудах многих отечественных учёных. Отметим, что в исследованиях наибольшее внимание уделяется важности развития и овладения экономическими навыками обучаемых для их профессионального роста и развития социально-экономической компетентности. Обоснование научного обеспечения развития данной компетентности остаётся недостаточно изученным, а именно: не определены теоретико-методические подходы и педагогические принципы развития социально-экономической компетентности школьников, отсутствует модель развития искомой компетентности, не описана специфика её содержательных компонентов, а также комплекс организационно-педагогических условий, способствующих её успешной реализации, что требует дальнейшего исследования.
Рассмотрим составляющие социальной компетентности, к которым относятся:
- политическая и социально-экономическая компетентность;
- социально-коммуникативная компетентность;
- поликультурная компетентность;
- информационно-инструментальная компетентность;
- индивидуально-личностная компетентность.
В связи с переходом России к рыночной экономике и усилением роли рыночных отношений в повседневной жизни, возникла объективная необходимость в создании образовательной среды для формирования социально-экономической компетентности у нынешних школьников. На фоне многократно возросшего уровня ответственности каждого из граждан за свои действия в области финансов, сформировалась потребность как можно более раннего развития у обучающихся социально-экономической компетентности.
Социально-экономическая компетентность определяется на основе таких понятий как знания, умения, навыки, эмпирическое познание, ценностное и личностное отношение к процессу приобретения и использования экономической информации.
Так, социально-экономическая компетентность обучающихся трактуется как «степень овладения экономическими знаниями, умениями и навыками, набором возможностей, способностей сознательного поиска путей совершенствования, разрешения и проектирования экономических проблем на основе их системного рассмотрения и анализа; степень обладания социально-экономической компетенцией».
Социально-экономическая компетентность является важным интегративным качеством личности, включающим ценностные ориентации, знания, овладение готовностью к решению экономических вопросов в повседневной жизни на основе ответственного экономического поведения [4].
Ключевую роль в развитии социально-экономической компетентности занимает экономическое мышление и сознание, которое создаёт основу для понимания экономической жизни общества и определения своего места в ней [3]. При своевременном развитии экономического сознания у школьников возникает полноценное осмысление эффективности своей трудовой деятельности в будущем, личностной и социальной ценности.
Формированию социально-экономической компетентности школьников способствует организация творческих видов деятельности в образовательной среде образовательной организации. Урок как форма организации образовательного процесса вырабатывает экономические знания, но имеет недостаточные возможности в формировании опыта творческой деятельности в сфере экономики. Накоплению опыта служат формы организации образовательного процесса, такие как: деловая, ролевая игра, проектно-исследовательские работы, творческие конкурсы, проектирование портфолио [1], кейс-методы [2], специальные обучающие курсы и факультативы. Использование вышеперечисленных форм представляется возможным и необходимым в рамках профильной подготовки обучающихся.
Обобщая различные подходы, рассмотрим социально-экономическую компетентность обучающихся как результат непосредственного усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социально-экономические отношения.
Информация и знания являются основным ресурсом современного мира, а эффективное экономическое управление ими невозможно без применения современных информационных технологий. Соответственно, применение информационных технологий в освоении знаний об экономических процессах является неотъемлемой частью социально-экономической компетентности.
Структура социально-экономической компетентности обучающихся представляет собой совокупность мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового и эмоционально-волевого компонентов. Востребованные качества личности обучающегося - инициативность, самостоятельность, ответственность, предприимчивость, разумный риск в деятельности, творчество, способность к самооценке, критическому мышлению, так как они касаются способности индивида принимать активное участие в экономической деятельности [3, 4].
В соответствии с обозначенными компонентами социально-экономическая компетентность обучающихся характеризуется критериями и показателями данных компонентов и тремя уровнями сформированности социально-экономической компетенции (низкий - подражательно-пассивный, средний - активно-поисковый, высокий - интенсивно-творческий).
В качестве одного из показателей сформированности социально-экономической компетентности обучающихся можно выбрать продвижение с низкого уровня на более высокие. В процессе анализа подходов к проблеме выбора критериев уровня развития социально-экономической компетентности нами определено, что критерии в той или иной мере отражают как содержание, так и структуру данной компетентности. Поскольку социально-экономическая компетентность включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-креативный, то основными критериями развития социально-экономической компетентности обучающихся мы будем считать степень развития её главных структурных компонентов (таблица).
Для развития социально-экономической компетентности обучающихся возможно выделить её качественные состояния в виде уровней: низкий уровень, средний и высокий:
- низкий уровень характеризуется пассивным отношением школьников к процессу развития социально-экономической компетентности; формированием экономических навыков в случайных ситуациях; низким уровнем усвоения экономического глоссария, экономические знания отрывочны и бессистемны; ученики не имеют определённого плана социально-экономического самообразования;
- средний уровень определяется контекстным использованием умений и навыков, входящих в состав социально-экономической компетентности; проявлением эмоционально-ценностного отношения к формированию социально-экономической компетентности; повышение уровня сформиро-ванности эмоционально-ценностного, познавательного и деятельностного компонентов рассматривается как профессионально, так и личностно значимое; внесение частичных изменений в свою деятельность на основе полученных знаний, уровень активности и самостоятельности при решении поставленных задач носит нестабильный характер;
- высокий уровень определяется тем, что обучающиеся достаточно глубоко владеют теоретическими знаниями и используют их при анализе различных социально-экономических ситуаций; свободно и интуитивно ориентируются в ситуациях, связанных с экономической деятельностью, и творчески применяют в них социально-экономическую компетентность; осознают необходимость сформированности социально-экономической компетентности.
В современной системе образования существует множество элективных курсов, направленных на развитие социально-экономической компетентности обучающихся, но не все из них отвечают главному требованию - использование новейших информационных технологий при решении экономических задач [5].
Рассмотрим адаптированный к современным требованиям элективный курс «Информационные технологии в экономике», который состоит из трех учебных разделов, каждый из которых соответствует определенному экономическому субъекту. Первый блок «Домашняя экономика» посвящен изучению возможностей информационных технологий в домохозяйствах. Второй блок посвящен взаимодействию с государством. Третий блок в большей степени соответствует грамотному и безопасному взаимодействию с предприятиями. В нём рассмотрены способы взаимодействия с бизнес-структурами - электронные деньги, электронные банки.
Каждый учебный блок содержит лекционные материалы и практические задания, которые позволяют закрепить полученные знания и развить навыки работы с различными программными средствами. В курсе создан глоссарий терминов. Перед некоторыми лекциями размещены тесты - только набрав необходимое количество баллов, ученик может продолжить обучение.
Глоссарий содержит описание основополагающих понятий по темам курса. Обучающиеся, при необходимости могут не только пользоваться готовыми словарными статьями, но и создавать свои описания терминов и понятий. Слова, представленные в глоссарии, подсвечены в лекциях, поэтому учащиеся могут сразу знать, есть встретившееся слово в глоссарии или нет, и осуществить быстрый переход. Тесты по темам обучающиеся должны пройти, чтобы перейти к следующей лекции. После лекций учащие могут, например, составить бюджет своей семьи, используя любые информационные технологии - текстовые редактор или табличный процессор, и отправить ответ на проверку учителю.
На заключительном занятии элективного курса обучающиеся пишут свои впечатления от проведённых занятий на специальном форуме: чему они научились, что было сложно, какие знания им пригодятся в жизни - в профессиональной деятельности и повседневной. На основе отзывов возможно редактирование элективного курса.
Самостоятельная работа по формированию знаний проводится на этапе подготовки к введению нового материала, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, то есть сразу после объяснения нового, когда знания обучающихся ещё не прочны.
В элективном курсе «Информационные технологии в экономике» самостоятельные работы размещаются после теоретического материала. Цель этих работ - не столько контроль, сколько обучение, им отводится достаточно времени.
Проведение данной самостоятельной работы организуется так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала разноплановому развитию личности учащихся.
Тренировочные самостоятельные работы состоят из заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создав базу для дальнейшего изучения материала и развития ученика в заданном направлении. Кроме того, это способствует совершенствованию алгоритмического мышления. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, развитие их познавательных способностей, темп усвоения нового материала, кругозор . С течением времени при систематической организации самостоятельной работы
в ходе проведения элективного курса у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы, рефлексивного и критического мышления.
В элективном курсе «Информационные технологии в экономике» примером творческой работы является написание мини-сочинения после изучения темы «Электронные деньги», в котором обучающиеся должны ответить на вопросы и доказать свою точку зрения. Кроме этого, обучающиеся разрабатывают проектное задание «Экономика в доме».
Эффективность данной самостоятельной работы зависит от своевременного анализа результатов работы, анализ самостоятельной работы носит обучающий характер.
Диагностика сформированности социально-экономической компетентности проводилась в виде теста и собеседования. На выполнение тестового задания отводилось 40 минут. Однако время выполнения могло варьироваться в зависимости от подготовки и уровня класса.
Каждый тест содержал 3 части - 3 уровня сложности предлагаемых вопросов и 3 варианта ответов на каждый. В тестовые задания были включены вопросы, позволяющие определить уровень достаточности владения теоретическими знаниями и использования их при анализе различных социально-экономических ситуаций; умения свободно и интуитивно ориентироваться в ситуациях, связанных с экономической деятельностью, и творчески применять в них социально-экономическую компетентность; осознания необходимости сформированности социально-экономической компетентности. Правильность каждого задания оценивалась по трёхбалльной шкале. (1, 2, 3 балла). По результатам проверки подсчитывался суммарный балл. Максимальное количество набранных баллов у школьников составляло 24 балла.
Нами была предложена шкала оценивания уровней сформированности компетентности в соответствии с критериями и показателями, приведёнными в таблице:
- набравший от 21 до 24 баллов - это высокий уровень (свыше 87 %);
- от 15 до 20 баллов - средний уровень (62-86 %);
- от 12 до 14 баллов - низкий уровень (50-61 %);
- от 0 до 11 баллов - социально-экономическая компетентность не сформирована (ниже 50 %).
Система критериев, характеризующих уровень развития социально-экономической компетентности
обучающихся профильных классов
Критерий Показатели Методы диагностики
Эмоционально -ценностный 1)ценностная мотивация к экономической деятельности; 2) отношение к овладению экономическими знаниями и умениями; 3)необходимость применения экономических знаний в практической деятельности; 4)тяга к постоянному совершенствованию экономических знаний 1)самооценка, экспертная, взаимооценка; 2) анализ выполнения различных видов заданий
Когнитивный 1) знание многообразия вариантов использования экономической информации; 2) экономический глоссарий, оперирование экономическими терминами 1)анализ ответов на занятиях, решений задач и заданий; 2)анализ письменных и устных работ самооценка
Деятельностно-рефлексивный 1) овладение навыками экономической деятельности; 2) деятельностная позиция личности в сфере экономических отношений; 3) наличие коммуникативно -управленческих умений и навыков; 4) креативность в решении экономических проблем 1) самооценка и взаимооценка; 2) оценка внешних экспертов; 3) защита творческих проектов; 4) анализ решения экономических задач и заданий
Результаты исследований показали, что 57 % обучающихся социально-экономического профиля демонстрируют высокий уровень сформированности социально-экономической компетентности, так
как данный профиль направлен на развитие профессионально ориентированных потребностей школьников, пробуждение у них интереса к познанию экономической картины мира, увлечённости учением, на обеспечение условий для самореализации и профессионального самоопределения, для раскрытия индивидуальности. 43 % обучающихся показали средний уровень сформированности данной компетентности.
Таким образом, формированию социально-экономической компетентности школьников способствует организация творческой деятельности в образовательной среде школы: деловые игры, проектно-исследовательские работы, портфолио, творческие конкурсы, специальные обучающие курсы и факультативы. Формирование социально-экономической компетентности у обучающегося социально-экономического профиля организуется в рамках целостного педагогического процесса в ходе изучения экономики, обществознания, правоведения, элективных курсов, подготовки к итоговой аттестации. Рассмотренный элективный курс «Информационные технологии в экономике» может быть использован учителями информатики и экономики общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) с целью повышения уровня социально-экономической компетентности старшеклассников.
Библиографический список
1. Гетман, Н. А. Портфолио как современная технология оценивания учебных достижений студентов / Н. А. Гетман, Е. Н. Котенко // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 22-28.
2. Гетман, Н. А. Использование кейс-технологий для активизации познавательно-профессиональной деятельности слушателей дополнительного профессионального образования / Н. А. Гетман, Е. Н. Котенко, М. И. Шупина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-5. -С. 894-898.
3. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.metod-kopilka. ru/page-elect. html
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: festi-val.1september.ru
5. Сборник программ элективных курсов по информатике / Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». - № 5. - 2005. - М. : Образование и Информатика, 2005. - 112 с.
6. Рягин, С. Н. Перспективы обновления качества результата профильного обучения в старшей школе / С. Н. Рягин // Профильная школа. - 2009. - № 5. - С. 58-63
7. Рягин, С. Н. Проектирование содержания элективного курса для предпрофильной подготовки / С. Н. Рягин // Образование Омской области. Научно-практический журнал Главного управления образования Омской области и Омского областного института повышения квалификации работников образования. - 2004. - №1 (3). - С. 41-44.
N. А. Getman, Candidate of Pedagogic Sciences, Docent
E. N. Kotenko, Candidate of Pedagogic Sciences, Docent Omsk humanitarian Аcademy, 2а, 4th Cheluskintsev street, Omsk, 644105, Russian Federation
V. V. Kotenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Omsk State Pedagogical University, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation
DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING REMOTE
ELECTIVE COURSES
The authors consider various ways of influencing the situation development in the formation of the social and economic competence of schoolchildren. The article describes ways to solve the urgent problems posed by society to modern school; in particular they are the individual adaptation to social and economic changes, the development of the individual, the spread of economic knowledge, as well as the human
capital formation. The ways of using the educational organization information environment for the development of the individual socio-economic competence are updated.
Keywords: social and economic competence, information environment, profile school, elective course.
References
1. Getman N.A., Kotenko E.N. Portfolio kak sovremennaya tehnologiya ocenivania uchebnyh dostijenii studentov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. No 2. рр. 22-28
2. Getman N.A., Kotenko E.N. spolzovanie keis-tehnologii dlya aktivizacii poznavatelno-professionalnoi deyatelnosti slushatelei dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. Kotenko EN. Mezhdunarodnyj Zhurnal prikladnych I fundamentaVnych issledovanij. 2015. no. 12-5. P. 894-898.
3. Metodicheskaya kopilka uchitelya informatiki [Methodical fund of a computer science teacher]. Access mode: www.metod-kopilka.ru/page-elect.html
4. Festival pedagogicheskish idei «Otkrytyi urok» [Festival of pedagogical ideas "Open-criticism"] Access mode: festival.1september.ru
5. Collection of programs of elective courses in informatics. Informatics in school: Supplement to the journal "Informatics and Education" no 5. 2005. M.: Obrazovanie I informatika, 2005. P. 112.
6. Rjagin S. N. The prospects of upgrading the quality of profile training in high school. Profil'naja shkola. 2009. no. 5. pp. 58-63
7. Rjagin S. N. The design of the content of the elective course for pre training. Obrazovanie Omskoj oblasti. Nauchno-prakticheskij zhurnal Glavnogo upravlenija obrazovanija Omskoj oblasti i Omskogo oblastnogo instituta povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija. 2004. no. 1(3). pp. 41-44.
Поступила в редакцию 10.04.2017 © Н. А. Гетман, Е. Н. Котенко, В. В. Котенко, 2017
Авторы статьи:
Наталья Александровна Гетман, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Евгения Николаевна Котенко, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а.
Владимир Викторович Котенко, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, информатики, физики и технологий, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14.
Рецензенты:
Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет.
О. Л. Осадчук, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет.