УДК 378.14 Попова Регина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики обучения безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена dom-hors@mail.ru
РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Popova Regina Ivanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Techniques of Life Safety Teaching Subdepartment, Herzen Russian State Pedagogical University dom-hors@mail.ru
DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGICAL SYSTEM OF LIFE SAFETY TEACHING TO MASTERS IN EDUCATION SCIENCE
Аннотация:
В статье анализируются различные подходы к трактовке понятия «методическая система» в контексте подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Рассматривается взаимосвязь понятий «методическая система», «методическая система обучения», «профессионально-
методическая подготовка».
Ключевые слова:
методическая система подготовки магистров, обучение, педагогическая система.
Summary:
The article deals with some approaches to interpretation of the methodological system concept in the context of life safety teaching to Masters in education science. The author considers interconnection between such concepts as: methodological system, methodological system of training, vocational methodological training.
Keywords:
methodical system of Masters’ training, training, educational system.
Проблемной областью методической системы подготовки педагогических кадров является дефицит научно-методического обеспечения вариативных моделей обучения специалистов для педагогического образования. Система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности не является в этом плане исключением. Методическая система данной подготовки является недостаточно разработанной именно в силу новых социально-экономических потребностей в современном образовательном пространстве. Образование на современном этапе ориентируется на создание таких технологий обучения, которые обеспечивали бы готовность магистра к реализации его профессиональной пригодности в той или иной области [1; 2; 3]. Актуальность развития профессиональных качеств у будущих специалистов в настоящий момент обусловлена развитием на рынке труда новых требований к ним, указывая на важность в формировании надежной базы для саморазвития, успешной миграции в широком пространстве профессиональной деятельности. В связи с этим одной из задач высших учебных заведений является формирование теоретической базы для построения методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
На определенном этапе нашего исследования назрела необходимость в теоретическом обобщении и синтезировании имеющихся в литературе собственных взглядов на проблему организации и реализации методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Анализ современной философской и педагогической литературы показал, что традиционное используемое в педагогике понятие «педагогическая система» является многозначным:
- упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания методов, средств и организованных форм обучения воспитания и развития), характеризующих в наиболее общем, инвариантном (для разных подсистем образования) виде все составляющие собственно педагогической деятельности в данных социальных условиях [4];
- совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного влияния на формирование личности с заданными качествами [5];
- совокупность педагогических объектов, элементов, организованных на основе принципов системности [6].
Обобщая выше приведенные формулировки, считаем, что педагогическая система не просто включает в себя совокупность педагогических объектов, элементов, явлений и процессов, а представляет взаимосвязанное единство, при котором система приобретает динамичность, гибкость, прогностичность, стабильность.
В качестве основной составляющей методической системы нами рассматривается педагогическая система, которая отражает структуру организации учебного процесса подготовки магистров и имеет существенное значение для установки и реализации методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Таким образом, педагогическая система в нашем исследовании рассматривалась, как составляющая методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах, а также как отражение деятельности преподавателей в педагогической среде вуза. При этом в содержании теории педагогики и психологии, по нашему мнению, содержатся все необходимые предпосылки для создания концепции методической системы.
Так же как и образование в целом, методическая система представляет собой самостоятельную научную область. Впервые понятие методической системы вводится во второй половине ХХ в., следовательно, имеет немалые возможности в организации подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. А.М. Новиков характеризует методическую систему как общую направленность обучения к поставленной цели, для которой характерно то, что знания, способы деятельности и материал задается в формах проблемных ситуаций [7].
Методическая система как цель содержания и методика подготовки рассматривается в работах Ю.С. Броновского, Г.Н. Лобовой, Т.А. Степановой. Многие авторы методическую систему обучения определяют как «дидактическую структуру, включающую в себя связь компонентов обучения (цели, содержание, методы, формы обучения, средства)». Методическая система, по словам С.Е. Попова, состоит из пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, организационных средств и форм обучения [8].
Последние, на наш взгляд, отражают все предыдущие варианты трактовок понятия «методическая система» как модели педагогической деятельности в подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
И.Б. Готская выделяет следующие этапы становления методической системы обучения учебного предмета на основе системного и маркетингового подходов:
- отражение и закрепление в знаковой форме (документах), методическая система обучения в данном случае преобразуется в знаковую систему, которая входит в состав образовательной системы и является идеальной моделью ожидаемого результата;
- диалектическое взаимодействие, в ходе которого методическая система обучения учебного предмета преобразуется в систему более высокого иерархичного уровня - образовательную систему [9].
В.М. Жучков своей работе «Теоретические основы концепции предметной области “Технология” для педагогических вузов» особое внимание уделил этапам проектирования методической системы обучения, таким как: анализ структуры и содержания учебных планов; проектирование содержания; планирование форм обучения; конструирование методов обучения; разработка средств обучения; формулировка требований к организации учебного процесса [10].
Методическая система обучения, по нашему мнению, может быть представлена одним из равноправных элементов методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Рассматривая процесс развития методической системы, как совокупность качественных, необратимых, направленных измерений системы, обусловленных ее противоречиями, Н.И. Рыжов выделяет две группы развития системы: внешние и внутренние. Внешние основываются на том, что развитие системы является следствием того, что любая методическая система функционирует на определенном социальном и культурном фоне. Внутренние изменения одного или нескольких компонентов методической системы ведет к необходимости изменения системы в целом.
Работы каждого из представленных авторов явились базовыми в разработке понятия, построения и реализации методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. На основании анализа вышеизложенных источников на рисунке 1 нами построена иерархическая структура методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Рассмотрим, как современное образование в высшей школе изменяет характер выделенных компонентов структуры данной системы.
Условные обозначения:
МСО - методическая система обучения;
ПМП - профессионально-методическая подготовка;
МСП - методическая система подготовки.
Рисунок 1 - Структура методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
Компоненты взаимосвязаны между собой, объединены общими функциями научнопедагогической деятельности и являются дополнением друг друга, отражающие изменения подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в сочетании с изменениями в социокультурной среде.
Компонент «педагогика безопасности» - отражает направленность государственной политики в области высшего педагогического образования на становление и развитие такой научной области как безопасность жизнедеятельности.
Компонент «методическая система обучения» - ориентация педагогических целей обучения на развитие и формирование у студентов знаний, умений в области безопасности жизнедеятельности и способности применения этих знаний в дальнейшей своей деятельности.
Компонент «профессионально-методическая подготовка» - это осуществление командной работы научно-педагогических кадров по подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к научно-педагогической деятельности, к готовности самих студентов проектировать и конструировать полученные знания в данной области.
Совокупность всех компонентов максимально отражает один из основных «методическая система подготовки», реализация которого подтверждает готовность магистра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к осуществлению профессиональной деятельности в современном образовательном пространстве.
Таким образом, данный рисунок свидетельствует о возможности организации и реализации методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в учебном процессе в виде структуры, составляющие которой: фундаментальные теоретические и методические знания в области безопасности жизнедеятельности; методическая система обучения основам безопасности жизнедеятельности, профессиональнометодическая подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Различным аспектам изучения методической системы в педагогическом образовании посвящены методики и технологии обучения, от которых зависит ее немалый успех в подготовке магистров педагогического образования в педагогическом вузе. При этом мы рассматриваем методики обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студента (магистранта), обеспечивающих усвоение содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
В направлении развития методической системы подготовки магистров, а также способов формирования и развития ее составляющих, профессионально-методической подготовки, так и научно-педагогической деятельности через создание и успешную реализацию основных образовательных программ магистратуры педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена. В связи с этим активно разрабатываются основные образовательные программы магистратуры по авторским методикам обучения студентов в той или иной области образования [11; 12; 13; 14; 15]. Системных исследований по разработке и реализации целостной методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности не выявлено.
В нашем случае методическую систему обучения можно отнести к логической форме организации учебного процесса и определить ее как конструируемую с целью реализации в конкретных формах научно-педагогической работы модель деятельности системы подготовки (далее - МСП) на основе осуществления различных технологий обучения. Эта формулировка опирается на понимание МСП как органической части процесса реализации подготовки, в котором
непосредственную роль играет методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, мы видим, что логика анализа методической системы подготовки и соответственно ее характеристика предполагает разработку и становление системы, ее использование через выявление основных принципов и подходов методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в образовательной парадигме высшей школы.
Ссылки:
1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 119 с.
2. Готская И.Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: моногр. СПб., 1999.
3. Киселева Э.М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 96-98.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в.: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1998. 608 с.
5. Попов С.Е. Методическая подготовка учителя в области вычислительной техники. Нижний Тагил, 2005. 226 с.
6. Жучков В.М. Теоретические основы предметной области «Технология» для педагогических вузов: моногр. СПб., 2001. 246 с.
7. Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету // Мир науки культуры и образования. 2012. № 3. С. 3-6.
8. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров образования в области наук о земле в педагогическом вузе: гуманитарные основы // Вестник Томского педагогического университета. 2010. № 12 (102). С. 25-30.
9. Соломин В.П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании // Вестник Томского педагогического университета. 2011. № 4 (106). С. 124-128.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М., 2005. 291 с.
11. Кантор В.З. Инновационные образовательные программы и современные технологии обучения в контексте задач программы развития университета // Вестник Герценовского университета. 2007. № 3 (41). С. 3-10.
12. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании: монография. СПб., 2005. 307 с.
13. Новиков А.М. О развитии методических систем. и^: http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm (дата обращения: 01.10.2013).
14. Киселева Э.М. Указ. соч.
15. Станкевич П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования // Наука и школа. № 2. 2008. С. 5-7.