УДК 378+373.3/.5:614
Р. И. Попова
АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения системного, интегративного и компетентностного подходов. Раскрывается сущность методической подготовки магистров, рассматриваются структурные компоненты подготовки: мотивационный, содержательный, проектировочно-процессуальный, оценочно-результативный. Определены специальные компетенции магистров, формируемые в процессе усвоения методических дисциплин.
Ключевые слова: методическая подготовка магистров, методологические подходы к организации методической подготовки магистров, компоненты методической подготовки.
На современном этапе модернизация системы высшего педагогического образования в России сопровождается существенными изменениями в целях, задачах, структуре и содержании. Эти изменения подготовки современного специалиста требуют пересмотра содержания профессионального образования, повышения степени его вариативности как необходимого условия эффективности образовательного процесса.
В настоящее время в педагогических вузах осуществляется постепенный переход к уровневой системе профессиональной подготовки специалистов в области образования. В рамках многоуровневой подготовки на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена подготовка магистров осуществляется с 2008 года. В настоящее время подготовка магистров по направлению «Педагогическое образование» осуществляется по следующим программам: «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Профилактика социальных отклонений». Необходимость открытия магистратуры по указанным программам обусловлена большой актуальностью вопросов, связанных с обеспечением различных направлений безопасности жизнедеятельности человека.
Существующее на современном этапе развития российского общества противоречие между необходимостью подготовки населения, прежде всего молодежи, в области безопасности жизнедеятельности и недостатком специалистов, осуществляющих такую подготовку, подчеркивает значимость вопроса формирования профессиональной компетентности специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Проблема подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности затрагивалась в трудах К. Э. Загуменных, Э. М. Киселевой.
И. А. Клюшниковой, Л. А. Михайлова, В. П. Соломина, П. В. Станкевича, А. В. Старостенко, И. А. Щеголева и других ученых.
Несмотря на практическую и теоретическую значимость данных исследований проблема подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности не получила должного освещения в научно-педагогической литературе и является одной из важных, но недостаточно исследованных проблем.
Важным направлением решения указанной проблемы является научное обоснование и разработка системы профессиональной подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности, готовых к работе в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования, научно-образовательных центрах образовательных учреждений. Основным звеном в системе профессиональной подготовки магистров и определяющим фактором будущей профессиональной компетентности является методическая подготовка.
Беседы со студентами выявили, что только 9 % студентов не испытывают трудностей методического характера при подготовке и проведении урочных и внеклассных занятий. Среди основных трудностей студенты определили: определение задач урочных и внеклассных занятий с учащимися (20 %); выявление взаимосвязи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с внеклассным материалом (16 %); проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по проблемам безопасности (25 %); организация и проведение исследований с учащимися по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности (30 %). Наблюдения на практических занятиях по методическим дисциплинам показывают, что у студентов недостаточно развиты умения по работе с методической литературой, умения по определению рациональных форм и методов внеклассной работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности, умения составлять план проведения внеклассной работы по предмету. Эти фак-
ты свидетельствуют о том, что студенты недостаточно получают теоретический и практический материал об организации и проведении урочных и внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В этой связи программы по методическим дисциплинам важно конструировать исходя из более широкой трактовки целей и содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Указанные задачи решаются, если студенты включены в активную творческую деятельность по приобретению основных знаний и умений о будущей профессиональной деятельности. Также специальная методическая подготовка магистров к организации и проведению различных направлений урочной и внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» значительно устраняет недостатки традиционной системы методической подготовки.
Проведенный анализ педагогической и методической литературы [1; 2] позволил определить, что методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности предполагает усвоение методологии предметной методики и обеспечивает подготовку к практической деятельности в различных типах общеобразовательных учреждений.
При определении образовательной стратегии в условиях многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе ключевыми выступают вопросы использования методологических подходов к проблемам определения содержания образования и его организации. В числе ведущих методологических подходов к вопросам высшего профессионального образования выделяют: системный, интегративный, компетентностный и др.
Системный подход является основой педагогических исследований. Основные методологические функции системного подхода при проектировании и описании педагогических систем представлены в работах А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Г. А. Бордовского, Е. С. Заир-Бек, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, С. М. Марковой, В. П. Соломина, А. П. Тряпицыной и других ученых. Отличительной чертой системного подхода является всестороннее изучение объекта исследования в целом и составляющих его компонентов. Объект нашего исследования - методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности - имеет сложную системную характеристику, включающую социально-экономические, педагогические и психологические факторы. Использование системного подхода в процессе исследования обусловливалось тем, что понятие «система методической подготовки магистров» включает и обобщает направления решения
проблемы усвоения методологии предметной методики безопасности жизнедеятельности в соответствии с основными задачами подготовки магистров. Системный подход к процессу методической подготовки магистров выражается в выделении ее структурных компонентов: мотивационного, содержательного, проектировочно-процессуального, оценочно-результативного.
Мотивационный компонент методической подготовки магистров связан с активизацией познавательной деятельности студентов и развитием положительной мотивации обучения на основе познавательных интересов и ориентаций студентов на удовлетворение образовательных потребностей в сфере образования безопасности жизнедеятельности. Основными условиями при развитии мотивационного компонента методической подготовки магистров являются:
- обоснование и анализ учебной деятельности на практических занятиях с учетом мотивации;
- чередование различных видов познавательной деятельности при усвоении учебного материала методических дисциплин;
- коллективное обсуждение элементов содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Мотивационный компонент методической подготовки реализует следующие функции: формирование мотивов и профессиональных установок; развитие направленности на мотивацию и стимулирование субъектов образовательного процесса к учебно-познавательной деятельности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; развитие потребности заниматься педагогической деятельностью, самообразованием и стремление внести личный вклад в решение педагогических проблем.
Содержательный компонент методической подготовки магистров связан с изучением теоретического материала дисциплин профессионального цикла вариативной части «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», «Теоретические основы и технологии обучения безопасности жизнедеятельности в вузе», «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности», «История и теория безопасности жизнедеятельности». Основными условиями при развитии содержательного компонента методической подготовки магистров являются:
- рациональный отбор приемов передачи учебной информации;
- определение взаимосвязей между отдельными дисциплинами методической направленности;
- конструирование и выделение инвариантных и вариативных комплексов содержания учебного материала;
- моделирование содержания и планирование применения различных организационных форм обучения.
Содержательный компонент методической подготовки реализует следующие функции: выявление теоретической составляющей опыта магистров по темам дисциплин; ориентация студентов в учебной и методической литературе; освоение теоретической информации с помощью системы дифференцированных заданий.
Проектировочно-процессуальный компонент методической подготовки магистров направлен на освоение студентами методических умений: объяснять учебный материал; формулировать и корректировать вопросы и ответы; проектировать и реализовывать учебные и внеклассные занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Основными условиями при развитии проектировочно-процессуального компонента методической подготовки магистров являются:
- применение методов и средств обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов;
- использование алгоритмических предписаний, корректирующих деятельность студентов при усвоении учебной информации;
- поиск и внесение авторских элементов в содержание образования в области безопасности жизнедеятельности при проектировании материала и проведении занятий.
Проектировочно-процессуальный компонент методической подготовки реализует следующие функции: обучение методическим действиям и приемам и применению их в практической ситуации; обучение принятию методических решений; осуществление контроля качества знаний и умений учащихся; освоение различных видов профессиональной деятельности.
Результативно-оценочный компонент методической подготовки магистров направлен на обучение студентов возможности прогнозировать, анализировать и оценивать результаты образовательного процесса. Основными условиями при развитии результативно-оценочного компонента методической подготовки магистров являются:
- применение различных видов диагностики на практических занятиях;
- применение самоконтроля и самооценки в процессе познавательной деятельности студентов;
- рефлексия своего профессионального опыта в области образования в период педагогических практик.
Результативно-оценочный компонент методической подготовки магистров реализует следующие функции: обучение магистров различным видам диагностики, анализа, умение прогнозировать про-
цесс обучения и его результаты.
Компоненты методической подготовки магистров взаимосвязаны между собой и проявляют себя на этапах постановки целей обучения и обсуждения результатов.
Интегративный подход позволяет рассмотреть сопряженные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности и их решение на различных уровнях обучения. Данный подход используется при создании объединенного содержания образования, комплексов и систем, методов и средств обучения. Интегративный подход помогает эффективно спроектировать содержание дисциплин, сформировать интегрированные курсы и интегрированные профессиональные качества [3]. Исследования М. Н. Берулавы, Н. В. Василенко, В. И. Загвязинского, Д. И. Зверева, В. А. Игнатова, Б. М. Кедрова, С. В. Рябова, Ю. Н. Семина посвящены проблеме интеграции в образовании. Функция интегративного подхода в нашем исследовании заключается в формировании интегративных связей как основной задачи при проектировании содержания методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
При использовании интегративного подхода для структурирования содержания методических дисциплин определяются вопросы, имеющие интегративный характер:
- исторические этапы развития уровней образования в области безопасности жизнедеятельности;
- современные тенденции образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации;
- направления системы подготовки в области безопасности жизнедеятельности за рубежом;
- стандартизация и ее отражение в области безопасности жизнедеятельности.
Вышеизложенное позволяет сформулировать условия реализации интегративного подхода для формирования более глубоких методических знаний и умений магистрантов:
- согласованность содержания материала;
- преемственность и взаимосвязь методических умений;
- сочетаемость применяемых форм, методов и средств обучения.
Компетентностный подход означает подход к содержанию и процессу обучения с позиций компетенций и компетентностей специалистов. Ком-петентностный подход нашел отражение в работах
О. В. Акуловой, Г. А. Бордовского, В. А. Козырева,
Н. Ф. Радионовой, О. Г. Роговой, В. П. Соломина, П. В. Станкевича, Н. Л. Стефановой, А. П. Тряпи-цыной и других ученых. С позиций данного подхода формирование профессиональной компетентно-
сти будущего специалиста рассматривается как цель вузовского образования [4-7]. Содержание методических дисциплин, спроектированное с учетом компетентностного подхода, способствует формированию у магистров специальных компетенций:
- готовность применять методические знания в организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях различных типов и уровней;
- способность к самостоятельному освоению методов педагогических исследований при решении актуальных проблем методики обучения безопасности жизнедеятельности;
- готовность использовать современные методики диагностики и оценивания качества образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности;
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач образования в области безопасности жизнедеятельности;
- готовность проектировать и реализовывать новое учебное содержание, технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных уровней.
В соответствии с обозначенными методологи-
ческими подходами определены общие требования к методической подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:
- усиление теоретического обучения, включающего организацию познавательной деятельности студентов по усвоению методических знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, учитывающих индивидуальные возможности и способности обучаемых;
- организация совместной деятельности обучаемых, связанной с планированием, реализацией и оцениванием.
Следует отметить, что анализ проводимой экспериментальной работы позволил сформулировать основные положения методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:
- содержание дисциплин методической направленности проектируется с учетом интегративного, компетентностного, системного подходов;
- последовательное моделирование в учебной деятельности содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Список литературы
1. Верещагина Н. О. Методическая подготовка бакалавров и магистров образования в области наук о земле в педагогическом вузе: гуманитарные основы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 25-30.
2. Малова И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителей математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся. Брянск, 2003. 225 с.
3. Гриценко Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 240 с.
4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 216 с.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании / коллектив. моногр. под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпи-цыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 158 с.
6. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 124-128.
7. Соломин В. П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественно-научного педагогического образования. Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественно-научного педагогического образования: коллект. моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 250 с.
Попова Р. И., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Наб. р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186.
E-mail: grira8585@mail.ru
Материал поступил в редакцию 11.03.2012.
R. I. Popova
BASES OF METHODICAL PREPARATION OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
in the FIELD OF LIFE SAFETY
We present the methodological aspects of Master teacher education in the field of life safety from the perspective of a systematic, integrative approaches and competence. The essence of the methodical training of masters, are considered structural components of training: motivational, informative, design, procedure, evaluative-productive. There were identified special competence of masters, formed in the process of teaching learning disciplines.
Key words: methodological training of masters, and methodological approaches to the methodical training of masters, the components of methodical preparation.
A.I Herzen Russian State Pedagogical University
Nab. r. Moyki, 48, Saint-Peterburg, Russia, 191186.
E-mail: grira8585@mail.ru