УДК37.037.1
О.В.Ярлыкова, Д. В. Гусаим Филиал Ставропольского государственного педагогического института в городе Железноводске, Россия
Развитие скоростных способностей у младших школьников на
уроке физической культуры
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития скоростных способностей младших школьников на уроке физической культуры, особенности выбора физических упражнений на развитие скоростных способностей, критерии оценивания скоростных способностей.
Ключевые слова: быстрота, скоростные способности, физические упражнения, двигательная реакция.
Физические качества играют большую роль в жизни человека. Проблемой развития физических качеств детей и подростков занимаются отечественные ученые и отмечают, что одно из важных физических качеств является быстрота -способность совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Поэтому быстроте должно уделяться особое внимание на уроках физической культуры в школе.
Быстрота выделяется в ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени. К ней относят способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций, обеспечивать скоротечность процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Организм младшего школьника растет и развивается. Значительное внимание необходимо уделять воспитанию быстроты движений, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, так как в этом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества [4; ].
Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улучшаются результаты в возрасте от 7 до 11 лет. В меньшем темпе рост других показателей быстроты продолжается еще до 15 лет. Целенаправленное воздействие или занятия разными видами спорта являются положительными для развития скоростных способностей.
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью, т.е. скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы:
1. Упражнения, направленные на воздействие отдельных компонентов скоростных способностей:
- быстрота реакции;
- скорость выполнения отдельных движений;
- улучшение частоты движений;
- улучшение стартовой скорости;
- скоростную выносливость;
- быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом.
2. Упражнения разностороннего (комплексного) воздействия на основные компоненты скоростных способностей:
Одно из важных и основных средств - использование простейших скоростных упражнений бегового характера. Так же эффективными средствами воспитания быстроты у младших школьников являются спортивные и подвижные игры с упрощенными правилами («Бездомный заяц», «Шишки, желуди, орехи», «Команды быстроногих», «Гонка мячей в колоннах», Ворона-воробей» и др.), эстафеты («Кто быстрей», «Вызов номеров» и др.), упражнения, которые развивают способность к выполнению быстрых движений; бег на короткие отрезки дистанций, прыжки, акробатические и гимнастические упражнения.
3. Упражнения сопряженного воздействия:
- на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
- на скоростные способности и совершенствования двигательных действий.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении
применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках от 10 до 60 м; упражнения, характеризующиеся взрывным характером; упражнения, которые используются для развития быстроты реакции.
Для развития быстроты двигательных реакций применяют следующие упражнения:
- При помощи сигнала быстрый переход от бега спиной вперед к стартовому рывку лицом вперед.
- Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок 5 м.
Упражнения для развития стартовой скорости:
- Бег 5, 10, 15, 20, 30 метров с хода (то есть с предварительного разгона 8-10 метров) на время.
- «Бег на одной ноге» 10, 14, 20 метров:
- на выигрыш («кто быстрее»);
- на время.
- Многократные стартовые рывки 8-10 метров через 20-30 метров медленного
бега.
Выделяют комплексный метод воспитания быстроты движений, специфика которого состоит в систематическом использовании спортивных и подвижных игр, разнообразных упражнений скоростного характера, игровых упражнений.
Наряду с комплексным методом используются и другие методы воспитания скоростных способностей, представленных Ж.К. Холодовым:
- методы строго регламентированного упражнения;
- соревновательный метод;
- игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
- методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
- методы переменного (вариативного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специальных условиях [2, с 64]. Выполнение игровых упражнений предполагает для младших школьников проявление максимум усилий для достижения победы. Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игры [5] Ланцова Т.И. отмечает, что игра занимает фундаментальное значение, внедряя ее в педагогический процесс, мы получаем возможность естественного взаимодействия, получая максимально положительный результат [1].
Игры, эстафеты любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности, умение преодолевать препятствия..[6; 7].
Каждое упражнение в игровой деятельности имеет кратковременный, серийный характер (10-15 сек.) с интервалом отдыха 2-3 мин. Важное значение имеет повторный бег с максимальной скоростью, выполняемый в виде эстафет на отрезках до 20 м. Кроме эстафет включаются в занятия контрольные упражнения в беге на 10-15 м. Для развития частоты движений и сложной двигательной реакции необходимо широкое использование скоростных упражнений из различных исходных положений: упор присев, упор лежа, сидя на полу; с изменением направления бега: челночный бег 3*10м, змейкой, обегая предметы, по разнообразным зрительным сигналам: флажок, поднятая рука. Что как следствие дает возможность избирательно реагировать с ответным действием на каждый из сигналов, моделируя сложные ситуации, возникающие в процессе игры.
Методика воспитания скоростных способностей младших школьников Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов условно делят на две части:
- воспитание быстроты двигательной реакции;
- воспитание быстроты движений.
Воспитание быстроты простой двигательной реакции предполагает, что в настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды имеет большое значение. Одним из основных методов при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнений, который заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях, учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. отмечают, что, реакция осуществляется не изолированно, а в связи с конкретно направленным двигательным действием или его элементом. Для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами [2, с 50].
Для развития быстроты применяют такие упражнения:
- хлопки в ладоши, отталкиваясь ими от пола, лежа бедрами на гимнастической скамейке.
- прыжки на скорость со скакалкой с максимально быстрым её вращением.
- безостановочные передачи поочередно двух мячей в стену с ловлей после отскока.
- бросив баскетбольный мяч в кольцо с определенного расстояния, поймать его после попадания.
Для оценки скоростных способностей применяют контрольные упражнения -тесты. Они делятся на четыре группы:
1. Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа. Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа, неизвестны. Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
2. Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
3. Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с.
4. Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции с низкого и высокого старта. Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.
Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях целостных двигательных ситуаций и
систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специальные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
Библиографический список
1. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Социально-гуманитарные знания. 2016 №12 с. 92-99.
2. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд-во «Академия». 2003 - 480 с.
3. Ярлыкова О.В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» - г. Варна, Болгария, 2015.
4. Ярлыкова О.В., Воропаева А. «Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья». Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). С. 80-83.
5. Ярлыкова О.В., Чубукова В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности. Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). С. 99-101.
6. Ярлыкова О.В. Роль физической культуры в формировании личности будущего педагога. Социально-гуманитарные знания 2016.№12 с. 156-161.
7. Ярлыкова О.В., Измаилова С.Р. Роль семьи в физическом воспитании школьников. Таврический научный обозреватель. 2016. №8 (13) с.47-49.
O.V. Yarlykova, D.V. Gusaim
The development of high-speed abilities of Junior schoolchildren on the lesson of physical culture
Abstract: this article discusses the features of development of speed abilities of younger schoolchildren on the lesson of physical culture, features a selection of physical exercises for development of speed abilities, the criteria for the evaluation of high-speed abilities. Key words: speed, speed ability, exercise, physical reaction.