Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2024. № 1. C. 25-37. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 25-37.
w
Вестник Воронежского государственного университета
Серия: Экономика и управление
Бухгалтерский учет, аудит, экономическая статистика
Научная статья УДК 339.5
Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2024.1/11844 }БЬ: А19; К42; М49
Анализ осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в РФ
О. Н. Головиновш, В. Н. Сердюк2, Н. Ш. Пономаренко3
1 2- 3 Донецкий государственный университет, ул. Университетская, 24, 283001, Донецк, Российская Федерация
Предмет. Теоретические и практические вопросы, связанные с осуществлением таможенными органами таможенного контроля на этапе после выпуска товаров в свободное обращение. Цели. Исследование основных особенностей функционирования и развития системы таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации; определение отдельных составляющих проведения таможенного контроля и направлений их дальнейшего развития и совершенствования; осуществление анализа эффективности деятельности таможенных органов при проведении таможенных проверок, динамики правонарушений и преступлений, результативности взаимодействия с налоговыми органами.
Методология. На основе системного и логического подходов, общенаучных методов познания исследован категориальный аппарат, проведен анализ научных источников информации при решении актуальной проблемы, связанной с анализом осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.
Результаты. На основе проведенного анализа определены основные особенности реализации таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации; определены отдельные составляющие таможенного контроля на этапе после выпуска товаров, разработаны направления их дальнейшего развития и совершенствования; проведен анализ эффективности деятельности таможенных органов при проведении таможенных проверок.
Область применения. Результаты проведенной работы могут быть использованы в деятельности таможенных органов, налоговых органов при проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выводы. В представленной работе сформулирована необходимость совершенствования системы таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации; определены отдельные составляющие проведения таможенного контроля на этапе после выпуска товаров, требующие их имплементации в отечественную практику и развития в ходе проведения контрольных действий; осуществлен анализ эффективности деятельности таможенных органов при проведении таможенных проверок, их воздействия на динамику правонарушений и преступлений; дана оценка результативности взаимодействия с налоговыми органами.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенное администрирование, участник ВЭД, противоправные экономические действия, цифровой двойник, мониторинг, таможенный аудит, таможенная проверка, информационные таможенные технологии.
© Головинов О. Н., Сердюк В. Н., Пономаренко Н. Ш., 2024 ©® Материал доступен на условиях лицензии CC BY 4.0
Для цитирования: Головинов, О. Н., Сердюк, В. Н., & Пономаренко, Н. Ш. (2024). Анализ осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в РФ. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, (1), 25-37. БОТ: https://doi.Org/10.17308/econ.2024.1/11844
Введение
Неуклонный рост количества участников внешнеэкономической деятельности, увеличение масштабов мирового рынка товаров и объемов торговли побуждают искать новые формы повышения эффективности государственного контроля за трансграничным перемещением товаров. Осуществление таможенного контроля только на этапах декларирования товаров и перемещения товара непосредственно через таможенную границу в таких условиях требует от государства все большего увеличения численности сотрудников таможни, создания дополнительных пунктов пропуска, времени для реализации всех необходимых операций. В связи с этим, а также с развитием новых технологий и методов таможенного контроля, по инициативе ВТамО, ВТО было рекомендовано национальным таможенным службам осуществить трансформацию таможенного контроля в целом и перенести значительную часть контроля на этап, когда товары уже выпущены, тем самым концентрируя внимание не на самом товаре, а на документации, связанной с его движением.
Традиционная, исторически сложившаяся модель таможенного контроля акцентировала все свое внимание на непосредственной проверке товара в процессе таможенного оформления, осмотра, тем самым создавая определенный «барьер» на пути трансграничного перемещения. Такая реализация таможенного контроля вступала в противоречие с глобализацией мировой экономики, в первую очередь торговой деятельности транснациональных корпораций. Данные процессы оказали влияние в целом на роль государства в национальной экономике, потребовав от него трансформации в сторону повышения общей экономической эффективности. В данном контексте «основное внимание посттаможенного контроля направлено на экономическую составляющую» (Климович & Куроптев, 2020. С. 29).
Это не могло не затронуть таможенную службу, придав ей направленность на движение в сторону экономии ресурсов, снижения административного барьера для объектов ВЭД. Кон-
центрация внимания на объектах с высоким и средним уровнем риска позволила исключить необходимость проверки всей товарной партии. Градация участников ВЭД в зависимости от их взаимоотношения с ФТС (уклонение от уплаты таможенных платежей и др.) дает возможность с помощью системы управления рисками (СУР) дифференцировать формы и меры по осуществлению таможенного контроля. Смещению основных усилий проведения таможенного контроля на этап после выпуска товаров (ТКПВТ) способствовало динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и их активное внедрение в деятельность таможенных органов. Цифровые таможенные технологии позволили осуществлять электронный документооборот относительно деятельности участников ВЭД, формировать и анализировать большие объемы информации практически обо всех экономических действиях субъектов, связанных с движением товара. Расширение диапазона возможностей сотрудников таможни с помощью новых технологий повысило эффективность в принятии решения о реализации проверочных мероприятий на этапе после выпуска товаров.
Литературный обзор
Теории и практике реализации таможенного контроля на этапе после выпуска товаров (постконтроль) посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых. В коллективной монографии «Совершенствование таможенного администрирования» (Боброва и др., 2020) проведен анализ этапов таможенного контроля, таможенных правонарушений, совершаемых участниками ВЭД, предложены рекомендации по их предотвращению. Особое внимание авторами уделено трансформациям, происходящим в таможенной политике страны вследствие изменения характера внешнеэкономической деятельности в целом. В работе С. А. Агамагомедовой (2023) проведено исследование процесса автоматизации и цифровизации таможенного контроля, внедрения цифровых сервисов в таможенную деятельность. Именно таможенный контроль
вследствие сочетания в себе множества функций оказывает существенное воздействие на достижение экономической безопасности как на уровне государства, общества, так и отдельной личности. Коллективная монография «Направления развития таможенного контроля после выпуска товаров» посвящена исследованию теоретических и практических аспектов организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, определяет круг нерешенных задач и перспективы развития таможенного контроля на данном этапе. В исследовании обосновывается положение, что таможенный контроль на этапе после выпуска товаров представляет собой не просто элемент целостной системы таможенного контроля, но выступает ведущим инструментом всей таможенной политики, с помощью которого возможно создание наилучших условий для осуществления компаниями внешнеторговой деятельности с одновременным учетом интересов государства (Баклаков и др., 2019). С. В. Новиков (2022) анализирует место и роль таможенного контроля после выпуска товаров в целостной системе предоставления таможенных услуг, предлагает направления по совершенствованию его механизма управления. Автор убедительно аргументирует значение данного вида контроля в противодействии криминализации, коррупции, теневой экономике, а также достижении таможенной безопасности. И. С. Шорохова (2023) рассматривает процессы развития посттаможенного контроля в части соблюдения запретов и ограничений в условиях санкционного воздействия на РФ. Особую роль ученый отводит внедрению информационных технологий, обеспечивающих защиту, автоматизацию данных на основе механизма искусственного интеллекта.
(2023) в научном исследовании предлагает осуществить переход от управления рисками к аналитике принятия решений в процессе проведения таможенного контроля. Таможенные органы в ходе проведения проверочных мероприятий должны принимать решения, исходя из анализа данных на всех уровнях таможенных операций. Sawicka (2022) рассматривает создание таможней экосистемы данных для обеспечения лучшего анализа, более эффективной оценки рисков и профилирования всех видов нарушения таможенного законодательства, что будет иметь положительные последствия для организации таможенных
служб во всем мире. Hof (2021) анализирует процесс сбора данных для таможенного аудита как часть таможенных и налоговых проверок, их влияние на упрощение постконтрольных проверок, позитивное воздействие на деятельность участников ВЭД в виде сокращения общей административной нагрузки. В научной работе Squirrell (2020) дает оценку воздействия информационных таможенных технологий на автоматизацию определения стоимости товаров, влияние на эффективность проведения таможенного контроля, выявляемость таможенными органами административных правонарушений и уголовных преступлений. Thibedeau (2019) анализирует воздействие системы управления рисками на эффективность проведения таможенного контроля, сокращение времени выпуска товаров в свободное обращение, упрощение ведения внешнеторговой деятельности.
Методология исследования
В ходе проведенного научного исследования использовались такие научные методы факторного анализа, как абстрактно-логический, системно-структурный, монографический, методы сравнения, синтеза, описания. В работе активно применялись принципы дедукции и индукции при обработке информации, статистические методы анализа информации. Использовался диалектический метод познания, способствующий комплексному исследованию основных тенденций и перспектив развития таможенного контроля на этапе после выпуска товаров в рамках евразийской экономической интеграции. Диалектический метод позволил исследовать данную проблему во взаимосвязи и развитии. Таможенный контроль рассматривается как динамичная целостная система, перманентно движущаяся по пути совершенствования, в которой внутренним источником и основным принципом движения выступает противоречие. С при-мением системного и логического подходов, общенаучных методов познания исследован категориальный аппарат, проведен анализ научных источников информации при решении актуальной проблемы, связанной с анализом осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.
В качестве информационно-теоретической базы исследования использовались нормативные правовые акты, регламентирующие про-
ведение таможенного контроля после выпуска товаров, порядок организации и проведения отдельных видов государственного контроля при пересечении таможенной границы в пунктах пропуска, научная литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, публикации в сети Интернет. Источниками статистических данных, необходимых для достижения поставленной исследовательской цели, выступают данные Федеральной таможенной службы России.
Исследование основывается на теоретических и методологических положениях, разработанных отечественными авторами, нормативных правовых актах регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, на исследовательском и практическом опыте авторов научной публикации.
Результаты
На международном уровне законодательным актом переноса центра тяжести таможенного контроля на этап после выпуска товаров выступает Киотская конвенция, Стандарт 6.6 Генерального приложения к Конвенции1. Положение предписывает таможенным органам стран, входящим в ВТамО, основываться в своей деятельности при проведении ТКПВТ на методах и инструментах аудита. Таможенный аудит показал свою высокую эффективность при проверке деятельности объектов ВЭД по сравнению с другими методами контроля. В странах Евросоюза именно на таможенный аудит приходится основная часть таможенного контроля, проводимого таможенными службами (порядка 90 %), и лишь примерно 10 % -на таможенный контроль в пунктах пропуска через таможенную границу (Сергеев, 2021).
Таможенный контроль после выпуска товаров имеет основной целью выявление достоверности и полноты сведений при осуществлении участниками ВЭД декларирования товара. Нарушения, имеющие место на предварительном этапе таможенного контроля, связаны преимущественно с занижением таможенной стоимости товаров; указанием недостоверных (ошибочных) сведений о классификационном коде, исходя из ТН ВЭД ЕАЭС; незаконным оборотом товаров.
1 Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26.06.1999). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Действующие в структуре ФТС подразделения контроля после выпуска товаров располагают, согласно законодательству Евразийского экономического союза (ЕАЭС), всеми необходимыми полномочиями для эффективной деятельности. Так, согласно ст. 332 ТК ЕАЭС, таможенные сотрудники подразделения применяют в своей служебной деятельности все формы таможенного контроля (ТК), кроме личного досмотра. Статья 338 ТК ЕАЭС наделяет правом самостоятельного определения наиболее целесообразных форм и мер, позволяющих его осуществлять2.
ТКПВТ в Российской Федерации имеет преимущественно фискальный характер, что связано с необходимостью и обязанностью таможенных органов пополнять государственный федеральный бюджет за счет таможенных и иных платежей, составляющих значительную долю в доходной части. Между тем, общемировая тенденция направлена на смещение акцента с фискальной функции на превентивную (Афонин & Кузьмичева, 2020). Необходимость проведения таможенной проверки на этапе после выпуска товаров определяется исходя из анализа статистики выявляемых правонарушений и преступлений, а также с учетом системы управления рисками. Именно с помощью СУР происходит определение объектов, форм и мер контроля. Таможенные органы при принятии решения о контроле используют собственные аналитические данные, исходя из выпущенных ДТ, получаемых сведений от различных подразделений таможенных структур, правоохранительных, контролирующих органов, других источников.
Определение конкретных участников ВЭД, подлежащих проверке, происходит на основе риск-категорирования, включающего в себя совокупность различных факторов, связанных с деятельностью компании, в частности характера экспортируемого товара, направления деятельности и т. д. По мнению С. В. Новикова (2021), последовательность определения уровня риска нарушения таможенного законодательства в сочетании с использованием моделирования позволит повысить эффективность выбора объектов ТКПВТ.
2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
На успешность проведения ТКПВТ влияет информационно-технический фактор. Таможенным органам необходимы источники информации при проведении проверочных мероприятий, возможного взаимодействия с другими государственными контролирующими органами. К информационным ресурсам при проведении на данном этапе таможенного контроля относятся: электронная база данных ДТ; Единая база данных выявленных рисков; АИСТ-М ПЗ «Руководитель»; КПС «Та-рифы-1»; АИС ЦРСВЭД; ПЗ «Мониторинг-ТС»; ИАС «Мониторинг-Анализ»» АС «Контроль ТС»; КПС «Постконтроль»; БД таможенных экспертиз; КПС «Правоохрана». Действующий в настоящее время механизм автоматического выбора объектов для осуществления проверочных мероприятий основан преимущественно на комплексе программных средств. Однако в ряде случаев аналитическая работа может осуществляться сотрудниками подразделений ТКПВТ в ручном режиме.
Применение автоматизированных технологий позволяет снижать риски нарушения таможенного законодательства. Использование электронного документооборота, производимое на базе программных средств ЕАИС и АИСТ-М, сокращает объем нагрузки на сотрудников таможенных органов. Целесообразной является «разработка защищенной технологии таможенного контроля, основанной на механизме искусственного интеллекта, позволяющей реализовать автоматический анализ данных программных средств, входящих в фонд алгоритмов и программ ФТС России» (Шорохова, 2023. С. 60). Важным шагом развития ТКПВТ стало принятие решения о введении с 2021 г. единой информационной базы данных, содержащей сведения о ходе и результатах ТКПВТ. Дополнительным инновационным инструментом автоматизации процесса ТКПВТ, по мнению Ю. Н. Вербицкой & И. И. Подик (2020), является введение стандартного налогового файла (8ЛЕ-Т), адаптированного для таможенного контроля.
После принятия решения о предстоящей проверке все последующие действия таможенного инспектора отображаются в КПС «Постконтроль», что дает возможность проверки объективности и целесообразности инициирования как самого контроля, так и содержания выполняемых действий. Постоянное увеличение автоматизации определения выбора объектов ТКПВТ неуклонно способствует
сокращению воздействия на данный процесс человеческого фактора.
В рамках действия информационного сервиса «Таможенная проверка» участнику ВЭД направляется сообщение о предстоящей таможенной проверке, перечень требований о составе сведений и документов с последующим ознакомлением с результатами осуществленного таможенного контроля. Уведомление участников о предстоящей проверке происходит заранее, что должно побуждать компанию (при таможенном аудите) к самостоятельным действиям, направленным на выявление возможных нарушений. «Участники ВЭД должны получить возможность проведения внутреннего аудита и исправления выявленных ошибок» (Овчинникова, 2020. С. 193). Такие действия направлены на добровольное и взаимовыгодное сотрудничество объектов ВЭД с таможенной службой, информирование последних и осуществление действий по устранению умышленных или неумышленных нарушений. ФТС заинтересована в том, чтобы компании заблаговременно консультировались по всем проблемным вопросам, предупреждали появление ошибок в своей деятельности, тем самым сокращая время и усилия таможенной службы на проведение проверочных мероприятий. Полностью разделяем точку зрения Н. Б. Ку-роптева (2020), считающего целесообразным оставлять участнику ВЭД возможность добровольно признавать совершенные ошибки.
Риск-ориентированная направленность таможенной проверки позволяет таможенным органам определять целесообразность проведения выездной проверки непосредственно на территории объекта ВЭД или камеральной, по месту расположения таможенного органа. В ходе реализации выездной таможенной проверки по отношению к участникам ВЭД осуществление проверочных действий оказывается не всегда возможным вследствие его отсутствия по месту указанной регистрации. Такая ситуация может быть связана с отличием у компании фактического расположения, указанного в электронной декларации, от места ее государственной регистрации. В ряде случаев участники ВЭД сознательно идут на подобные действия с целью получения возможности осуществлять внешнеэкономическую деятельность и при этом оставаться неподконтрольными для таможенных органов. Кроме этого, учитывая относительно небольшой срок
возможности проведения проверочных мероприятий, привлекать такие компании по его истечении практически невозможно. Решение проблемы связано с необходимостью создания единой базы данных участников ВЭД для таможенных и налоговых структур членов ЕАЭС.
В ходе проведения проверочных мероприятий у участника ВЭД сотрудники таможни анализируют экономическую деятельность компании, документацию, за исключением имеющей характер коммерческой тайны, проверяют, насколько достоверной является содержащаяся информация, ее подлинность, дают оценку всей бухгалтерской отчетности, проверяют практически все транспортные, товаросопроводительные и другие документы. Результаты проведенной проверки содержат характер выявленных нарушений (если таковые имеются) и требования по их устранению. Таможенный орган контролирует ход выполнения требований проверки, результаты их исполнения. С этой целью осуществляется инициирование возбуждения дела об административных правонарушениях или уголовных преступлениях.
Динамика проводимых таможенных проверок на этапе после выпуска товаров за период 2016-2022 гг. представлена в табл. 1.
За период 2016-2017 гг. количество проводимых таможенных проверок значительно сократилось, более чем в два раза. Однако в период 2020-2022 гг. наблюдается тенденция к росту.
По результатам проводимых таможенных проверок возбуждаются дела об административных правонарушениях или уголовных преступлениях. Динамика возбужденных дел об административных правонарушениях или уголовных преступлениях представлена в табл. 2.
Как следует из приведенных данных, количество возбужденных дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях за исследуемый период имеет определенную тенденцию к росту, что, несомненно, должно рассматриваться как повышение качества проводимых проверок таможенными органами. Рост результативности проводимых проверок отмечался и в итоговых годовых докладах ФТС. Однако с 2021 г. такие данные не приводятся (табл. 3).
Т а б л и ц а 1
Динамика проводимых таможенных проверок на этапе после выпуска товаров за период 2016-2022 гг., ед.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Таможенные проверки, ед. 4125 4805 2717 2286 1603 1866 1940
И с т о ч н и к: составлено на основе Итоговых докладов о результатах деятельности Федеральной таможенной службы России. URL: https://shorturl.at/eCGOU
Т а б л и ц а 2
Динамика возбужденных дел об административных правонарушениях или уголовных преступлениях по результатам проводимых таможенных проверок на этапе после выпуска товаров за период 2016-2022 гг., ед.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Административные правонарушения, ед. 3876 5224 4645 6800 7300 7049 6500
Уголовные преступления, ед. 304 303 203 362 348 403 362
И с т о ч н и к: составлено на основе Итоговых докладов о результатах деятельности Федеральной таможенной службы России. URL: https://shorturl.at/eCGOU
Т а б л и ц а 3
Результативность таможенных проверок на этапе после выпуска товаров, %
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Результативность таможенных проверок, % 87 87 91 92 94
И с т о ч н и к: составлено на основе Итоговых докладов о результатах деятельности Федеральной таможенной службы России. URL: https://shorturl.at/eCGOU
Результаты проведенной проверки позволяют выявлять новые схемы нарушения таможенного законодательства, не встречавшиеся ранее способы уклонения от уплаты таможенных платежей. Это находит отражение в непрерывной модернизации уже существующих методов борьбы с нарушениями, созданием новых профилей риска.
Среди направлений совершенствования ТКПВТ следует выделить следующие.
Использование системы таможенного мониторинга выступает необходимым элементом постоянного наблюдения за деятельностью объектов ВЭД на этапе ТКПВТ. Использование и непрерывное совершенствование данного инструмента указано в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года3. С помощью данного инструмента происходит выявление и предупреждение существующих и потенциальных рисков для участников ВЭД. Непрерывный анализ экономической деятельности компаний осуществляется с помощью автоматизированных систем, обеспечивающих наблюдение за всеми торговыми и финансовыми операциями, документооборотом и т. д. Результаты проводимого ФТС анализа предоставляются участникам ВЭД в виде рекомендаций по соблюдению таможенного законодательства, предотвращению потенциальных рисков и возможных проблем при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Таможенный мониторинг можно рассматривать как помощь государства участникам ВЭД, прежде всего тем, которые строго придерживаются добросовестного соблюдения таможенных норм и правил. Однако даже такие компании, с минимальным уровнем риска, иногда совершают ошибки. Формируемый в процессе таможенного мониторинга комплект информации должен включать данные не только непосредственно от ФТС, но и ФНС России. Кроме этого, целесообразно получение с целью объединения всей необходимой информации от проводимых ветеринарных и фитосани-тарных проверок. Такой подход создает целостную оценку деятельности объектов ВЭД с возможностью выявления и предупреждения нарушений таможенных законодательных норм. Тем самым данные мониторинга служат основой при принятии решения о проведении таможенной проверки после выпуска товара у
3 Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. URL: https://shorturl.at/cimFP
конкретного участника. Применение метода категорирования участников ВЭД при реализации таможенного контроля после выпуска товаров в наибольшей мере соответствует современной экономической ситуации в национальной экономике, добиваясь повышения качества результатов таможенного контроля при одновременном снижении количества проводимых проверок.
С точки зрения заместителя руководителя ФТС, таможенный мониторинг должен иметь строгую направленность на те компании «которые в основном соблюдают таможенные правила, но иногда ошибаются»4, тем самым упрощая процесс взаимодействия с таможенными органами созданием электронного досье, концентрирующего в себе информацию обо всех операциях, имеющих отношение к таможне.
Ведущим элементом развития ТКПВТ в зарубежной таможенной практике выступает таможенный аудит. Данный инструмент дает возможность выявлять ошибки и нарушения, возможные риски и последствия, а также разрабатывать необходимые предложения и альтернативные решения по их устранению и предотвращению (Власенко & Лесина, 2022). Целесообразность использования такого метода в России очевидна для всех заинтересованных сторон - как государства, так и бизнес-сообщества. Д. Л. Тукеев и Л. Д. Салакова (2019) отмечают, что эффективным ТКПВТ может стать только при условии полномасштабного внедрения таможенного аудита, являющегося на сегодня лучшим из известных подходов при реализации современных общепринятых методик таможенного контроля.
Массовое внедрение информационных технологий в таможенную деятельность (в частности, электронное декларирование, авторегистрация, автовыпуск) сформировало необходимые условия для нормативного закрепления и применения. Тем более, что эксперимент по внедрению таможенного аудита проводился уже дважды, в 2015 и 2021-2022 гг. Значительным условием эффективности использования данного метода выступает его добровольный характер для всех участников ВЭД. Большинство компаний, осуществляющих ВЭД, заинтересовано в соблюдении всех норм таможенного законодательства не меньше, чем сама тамо-
4 Таможенный мониторинг: как бизнес и регулятор играют в верю - не верю. URL: https://shorturl.at/yEHJ5
женная служба. Поэтому добровольный характер аудита собственной деятельности позволит выявлять допущенные нарушения, не доводя ситуацию до применения со стороны ФТС административных взысканий. И. Н. Кушнир (2021) рассматривает таможенный аудит в условиях функционирования электронной таможни в качестве внутреннего контроллинга, позволяющего компании улучшить механизм внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности.
Для таможенных органов такие действия создают реальную возможность сократить проверочные мероприятия, одновременно формируя атмосферу доверия и снижения рисков. Кроме этого, В. А. Острога и Е. А. Лизура (2019) оценивают долгосрочные перспективы результатов внедрения таможенного аудита как эффективного инструмента для роста национальной экономики, способствующего тем самым экономическому процветанию государства. Инновационные методы и способы таможенного аудита могут служить основой для совершенствования в целом таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу, унификацией с международной таможенной практикой, ростом общей эффективности проводимых мероприятий. Благодаря использованию новых методов работы в таможенном деле ТКПВТ станет не просто инструментом, направленным на «исправление ошибок» ранее проведенного текущего контроля, но и позволит заблаговременно предупреждать возникновение фактов нарушения таможенного законодательства (Зиманова, 2023).
Направлением развития и совершенствования ТКПВТ является технология «цифрового двойника» участников ВЭД. В рамках данного инструмента с помощью использования математического моделирования возможно определение поведения участника ВЭД с последующим принятием решения о целесообразности проведения в отношении него проверочных мероприятий. Создание «цифрового двойника» участника ВЭД позволяет осуществлять более точное определение объекта контроля на этапе ТКПВТ. Недобросовестные участники ВЭД могут маскировать нарушения таможенных норм под видом обычных таможенных операций, характерных для законопослушных компаний. Стоит отметить, что даже СУР на этапе проведения таможенного контроля не всегда выдает информацию о том, что товар-
ная партия с высоким уровнем риска и требует дополнительных проверочных мероприятий. Применение в данной технологии автоматизированного алгоритма дает возможность для оценки непосредственно объекта контроля, оценки его законопослушности, наличия признаков фирм-однодневок5.
Элементом повышения эффективности проведения таможенного контроля, в том числе на этапе после выпуска товаров, выступает межведомственное взаимодействие между таможенными службами стран-участниц ЕАЭС непосредственно в РФ с пограничной, налоговой службой, территориальными органами МВД и др. Межведомственное электронное взаимодействие Федеральных органов исполнительной власти прослеживает взаимосвязанные выявления нарушения законодательства (Агапова & Кочкаров, 2023). Оперативный обмен необходимой информацией посредством имеющихся цифровых программных ресурсов оказывает определяющее влияние на результативность проводимых мероприятий. Формирование единого аналитического центра, содержащего базы данных таможенных и налоговых органов, обеспечивает формирование более полного информационного досье участника ВЭД, создание единых профилей риска для обеих служб, что создает предпосылки для более точного определения объектов контроля после выпуска товаров (Жеребен, 2021). Именно межведомственное взаимодействие таможенных органов формирует единую цепочку документарной прослеживаемости (Бакаева, 2019).
Заключение
Процесс смещения центра тяжести при проведении таможенного контроля с этапа непосредственного контроля на этап после выпуска товаров представляет собой устойчивую долгосрочную тенденцию как в мировой, так и отечественной практике. Это требует от таможенной службы перманентного мониторинга деятельности участников ВЭД, определения степени риска нарушения законодательства, проведения различного рода проверочных мероприятий, имеющих как профилактический, так и репрессивный характер.
Таможенное администрирование требует создания новых подходов, в том числе и к ТКПВТ, что позволяет более эффективно транс-
5 Таможенный контроль после выпуска товаров в современных условиях. URL: https://shorturl.at/tGMRX
формироваться ФТС, исходя из требований как международной таможенной практики, так и национального бизнес-сообщества. Совершенствование таможенного администрирования в части ТКПВТ в соответствии с международными стандартами и с учетом достижений информационных и управленческих технологий следует рассматривать в качестве ведущего приоритета деятельности таможенных органов. Развитие аналитической оценки при определении объектов ТКПВТ повышает эффективность общей автоматизации информационных таможенных технологий, позволяет достигать поставленных целей.
Таможенный аудит выступает не в качестве альтернативы ТКПВТ, но как дополнительный инструмент осуществления таможенными органами своих обязанностей в пределах таможенного контроля, способного повысить эффективность контроля в целом, уровень доверия между предпринимательской средой и ФТС, наполняемость доходной части государственного бюджета.
Список литературы
1. Агамагомедова, С. А. (2023). Контрольно-надзорная деятельность таможенных органов в условиях цифровизации и интеграции экономики. Москва: ИНФРА-М. [Agamagomedova, S. A. (2023). Control and supervisory activity of customs authorities in the conditions of digitalisation and integration of the economy. Moscow: INFRA-M. (In Russian).]
2. Агапова, А. В., & Кочкаров, Р. Х. (2023). Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров. Бюллетень инновационных технологий, 7(4(28)), 16-21. [Agapova, A. V., & Kochkarov, R. H. (2023). Modern directions of development of customs control after the release of goods. Bulletin of Innovative Technologies, 7(4(28)), 16-21. (In Russian).]
3. Афонин, П. Н., & Кузьмичева, Р. А. (2020). К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров. Бюллетень инновационных технологий, 4(3(15)), 54-60. [Afonin, P. N., & Kuzmicheva, R. A. (2020). To the issue of normative-legal provision of customs control after the release of goods. Bulletin of Innovative Technologies, 4(3(15)), 54-60. (In Russian).]
4. Бакаева, О. Ю. (2019). Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право, 2(37), 142-150. [Bakaeva, O. Yu. (2019). Post-customs control in the EAEU in the conditions of digitalisation of customs relations: legal issues.
Практика использования технологии цифрового двойника требует целостного подхода в деятельности таможенной службы и предполагает разработку и непрерывное совершенствование индикаторов риска, способов предотвращения нарушения таможенных норм, применения наиболее целесообразных (в зависимости от ситуации) форм и необходимых мер таможенного контроля для устранения правонарушений.
Предложенные рекомендации совершенствования ТКПВТ послужат фундаментом формирования более оптимальной модели характера взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, направленности применения и дальнейшего развития нормативно-правовой базы осуществления таможенных проверочных мероприятий.
Конфликт интересов
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2(37), 142-150. (In Russian).]
5. Баклаков, П. А., Губин, А. В., & Глазкова, Г. В.
(2019). Направления развития таможенного контроля после выпуска товаров. РИО Российской таможенной академии. [Baklakov, P. A., Gubin, A. V., & Glazkova, G. V. (2019). Directions for the development of customs control after the release of goods. RIO of the Russian Customs Academy. (In Russian).]
6. Боброва, В. В., Рожкова, Ю. В., & Баженова, Т. Л.
(2020). Совершенствование таможенного администрирования: монография. Креативная экономика. [Bobrova, V. V., Rozhkova, Y. V., & Bazhenova, T. L. (2020). Improving customs administration: a monograph. Creative Economy. (In Russian).]
7. Вербицкая, Ю. Н., & Подик, И. И. (2020). Таможенный контроль после выпуска товаров, базирующийся на налоговом файле. Инновационная деятельность, 1(52), 34-41. [Verbitskaya, Y. N., & Podik, I. I. (2020). Customs control after release of goods based on tax file. Innovation Activity, 1(52), 34-41. (In Russian).]
8. Власенко, Н. Р., & Лесина, Т. В. (2022). Таможенный аудит как перспективная форма таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации. Современные методы, модели и технологии управления социально-экономическими системами. Материалы научно-практической конференции. Калуга, 148-162. [Vlasenko, N. R., & Lesina, T. V. (2022). Customs audit as a promising form of customs control
after the release of goods in the Russian Federation. Modern Methods, Models and Technologies ofManagement of Socio-Economic Systems. Materials of the Scientific and Practical Conference. Kaluga, 148-162. (In Russian).]
9. Жеребен, Е. В. (2021). Технологическая схема информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 2(1(47)), 71-78. [Zhereben, E. V. (2021). Technological scheme of information interaction of customs and tax authorities in carrying out customs control after the release of goods. Billetin of Volzhsky University named after V. N. Tatishchev, 2(1(47)), 71-78. (In Russian).]
10. Зиманова, М. А. (2023). Таможенный мониторинг и таможенный аудит как инструменты таможенного контроля после выпуска товаров. Бюллетень инновационных технологий, 7(3(27)), 14-18. [Zimanova, M. A. (2023). Customs monitoring and customs audit as tools of customs control after the release of goods. Bulletin of Innovative Technologies, 7(3(27)), 14-18. (In Russian).]
11. Климович, О. В., & Куроптев, Н. Б. (2020). Анализ практики проведения посттаможенного контроля в Республике Беларусь (на примере Минской региональной таможни). Бюллетень инновационных технологий, 4(2(14)), 25-29. [Klimovich, O. V., & Kuroptev, N. B. (2020). Analysing the practice of post-customs control in the Republic of Belarus (on the example of Minsk Regional Customs). Bulletin of Innovative Technologies, 4(2(14)), 25-29. (In Russian).]
12. Куроптев, Н. Б. (2020). О совершенствовании таможенного контроля после выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе. Бюллетень инновационных технологий, 4(4(16)), 36-40. [Kuroptev, N. B. (2020). On improving customs control after the release of goods in the Eurasian Economic Union. Bulletin of Innovative Technologies, 4(4(16)), 36-40. (In Russian).]
13. Кушнир, И. Н. (2021). Векторы совершенствования таможенного аудита: контроллинговый подход. Новое в экономической кибернетике, 1, 138-151. [Kushnir, I. N. (2021). Vectors of improvement of customs audit: controlling approach. New in Economic Cybernetics, 1, 138-151. (In Russian).]
14. Новиков, С. В. (2021). Методика выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Вестник Российской таможенной академии, 3, 116138. [Novikov, S. V. (2021). Methodology for the selection of objects of customs control after the release of goods. Bulletin of the Russian Customs Academy, 3, 116-138. (In Russian).]
15. Новиков, С. В. (2022). Таможенный контроль после выпуска товаров. Москва: Русайнс. [Novikov, S. V. (2022). Customs control after the release of goods. Moscow: Russains. (In Russian).]
16. Овчинникова, Т. А. (2020). Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска отдельных категорий товаров на Дальнем
Востоке РФ. Цифровая наука, 4(4), 180-201. [Ovchinnikova, T. A. (2020). Directions for improving customs control after the release of certain categories of goods in the Far East of the Russian Federation. Digital Science, 4(4), 180-201. (In Russian).]
17. Острога, В. А., & Лизура, Е. А. (2019). Использование аудита в деятельности таможенных органов в современных условиях. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,4(72), 24-28. [Ostroga, V. A., & Lizura, E. A. (2019). The use of audit in the activities of customs authorities in modern conditions. Scientific Notes of St. Petersburg Named after V. B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, 4(72), 24-28. (In Russian).]
18. Сергеев, В. А. (2021). Анализ зарубежного опыта применения таможенного аудита и возможность его применения для Российской Федерации. Зеленый коридор, 2(16), 34-39. [Sergeyev, V. A. (2021). Analysis of foreign experience in the application of customs audit and the possibility of its application for the Russian Federation. Green Corridor, 2(16), 34-39. (In Russian).]
19. Тукеев, Д. Л., & Салакова, Л. Д. (2019). Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Бюллетень инновационных технологий, 3(2(10)), 40-44. [Tukeyev, D. L., & Salakova, L. D. (2019). Prospects for the use in the Eurasian Economic Union of international experience in the implementation of customs control after the release of goods. Bulletin of Innovative Technologies, 3(2(10)), 40-44. (In Russian).]
20. Шорохова, И. С. (2023). Развитие посттаможенного контроля соблюдения запретов и ограничений в условиях санкционного давления. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2(86), 58-61. [Shorokhova, I. S. (2023). Development of post-customs control of compliance with prohibitions and restrictions in conditions of sanctions pressure. Scientific Notes of St. Petersburg Named after V. B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, 2(86), 58-61. (In Russian).]
21. Hof, R. V. (2021). Extending the ISO Audit Data Collection Standard to improve Customs and indirect tax audits and bring some innovation into this field. WCO News, 96.
22. Saltsberg, Т. (2023). Moving from risk management to decision intelligence: what it means and where to start. WCO News, 100(1).
23. Sawicka, I. (2022). Enhancing data collection -A call to action! WCO News, 99(3).
24. Squirrell, M. (2020). How Machine Learning Can Automate the Determination of the Valuation of Goods. WCO News, 91.
25. Thibedeau, C. (2019). Perspective on risk management systems for Customs administrations. WCO News, 90.
Головинов Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4522-1443
Сердюк Вера Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID ID: 0009-0008-0351-2550
Пономаренко Наталья Шахрияровна, д-р
экон. наук, доцент, Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-8511-5450
Поступила в редакцию 23.10.2023 Подписана в печать 26.12.2023
Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2024. № 1. C. 25-37. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1), 25-37.
w
Proceedings of Voronezh State University
Series: Economics and Management
Accounting, Audit, Economic Statistics
Original article UDC 339
DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2024.1/11844 JEL: А19; К42; М49
Analysing the practice of customs control
after the release of goods in the Russian Federation
O. N. Golovinov10, V. N. Serdiuk2, N. Sh. Ponomarenko3
1 2- 3 Donetsk State University, 24 Universitetskaya str., 283001, Donetsk, Russian Federation
Subject. Theoretical and practical issues related to customs control carried out by customs control authorities after the release of goods into free circulation.
Objectives. Studying the main specific characteristics of the operation and development of customs controls after the release of goods in the Russian Federation; identifying individual components of customs control and areas for the further development and improvement thereof; analysing the performance of customs authorities in carrying out customs checks, the dynamics of offences and crimes, and the effectiveness of interactions with tax authorities.
Methodology. When addressing the current issue related to the analysis of customs control after the release of goods, the categorical framework was studied and scientific information sources were analysed using systemic and logical approaches and methods of general science for acquiring knowledge.
Results. Based on the analysis, the main specific characteristics of the practice of customs control after the release of goods in the Russian Federation were determined; individual components of the customs control after the release of goods were identified and areas for the further development and improvement thereof were elaborated; performance of customs authorities in carrying out customs checks was analysed.
Scope of application. The results of the performed work can be used in the activities of customs and tax authorities in carrying out verification measures in respect of legal persons, natural persons and sole proprietors.
Conclusions. The paper determined the necessity of improving the system of customs control after the release of goods in the Russian Federation; identified individual components of customs control after the release of goods, which should be implemented in domestic practice and developed in the course of control activities; analysed the performance of customs authorities in carrying out customs checks and impact thereof on the dynamics of offences and crimes; and assessed the effectiveness of interactions with tax authorities.
Key words: customs control, customs administration, foreign economic activity (FEA) participant, illegal economic acts, digital twin, monitoring, customs audit, customs check, information technologies used in customs activities.
©® This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
For citation: Golovinov, O. N., Serdiuk, V. N., & Ponomarenko, N. Sh. (2024). Analysing the practice of customs control after the release of goods in the Russian Federation. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (1), 25-37. DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2024.1/11844
Conflict of Interest
The authors declare that there are no obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.
Oleg N. Golovinov, Dr. Sci. (Econ.), Full Prof, Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4522-1443
Vera N. Serdiuk, Dr. Sci. (Econ.), Full Prof., Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0009-0008-0351-2550
Natalya Sh. Ponomarenko, Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-8511-5450
Received 23.10.2023 Accepted 26.12.2023