Научная статья на тему 'Развитие системы управления образованием в России в конце XX начале XXI вв в работах российских исследователей'

Развитие системы управления образованием в России в конце XX начале XXI вв в работах российских исследователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM / DEVELOPMENT OF THE EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM / RESEARCH APPROACH / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION MANAGEMENT / GOVERNMENT MANAGEMENT / PUBLIC-PRIVATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темрюкова Светлана Николаевна

Особые политические, социально-экономические условия, сложившиеся в России в конце ХХ столетия, породили процессы трансформации в системе управления образованием. Отсутствие четкой траектории дальнейшего развития системы управления образованием привлекло внимание ученых различных наук к данной проблеме. В статье осуществлен обзор работ российских ученых конца XX начала XXI вв., объектом исследования в которых выступает система управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of education management system in Russia in the late XX early XXI century in the works of Russian researchers

Special political, socio-economic conditions prevailing in Russia at the end of the twentieth century gave rise to the transformation processes in the system of education management. The lack of a clear path for further development of the education management system attracted attention of scholars to the problem. The article gives an overview of the works of Russian researchers of the late XX early XXI centuries, the object of which is the system of education management.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления образованием в России в конце XX начале XXI вв в работах российских исследователей»

УДК [37.013/.014.5:371]:[351:001.89](470 + 571) Темрюкова Светлана Николаевна

аспирант кафедры педагогики и непрерывного образования

Астраханского государственного университета

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация:

Особые политические, социально-экономические условия, сложившиеся в России в конце ХХстолетия, породили процессы трансформации в системе управления образованием. Отсутствие четкой траектории дальнейшего развития системы управления образованием привлекло внимание ученых различных наук к данной проблеме. В статье осуществлен обзор работ российских ученых конца XX - начала XXI вв., объектом исследования в которых выступает система управления образованием.

Ключевые слова:

система управления образованием, развитие системы управления образованием, научный подход, региональная система управления образованием, государственное, государственно-общественное управление.

Temryukova Svetlana Nikolaevna

PhD student,

Pedagogy and Continuing Education Department, Astrakhan State University

DEVELOPMENT OF EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM IN RUSSIA IN THE LATE XX -EARLY XXI CENTURY IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS

Summary:

Special political, socio-economic conditions prevailing in Russia at the end of the twentieth century gave rise to the transformation processes in the system of education management. The lack of a clear path for further development of the education management system attracted attention of scholars to the problem. The article gives an overview of the works of Russian researchers of the late XX - early XXI centuries, the object of which is the system of education management.

Keywords:

education management system, development of the education management system, research approach, regional system of education management, government management, public-private management.

В конце ХХ столетия в России сложились особые политические, социально-экономические условия, которые дестабилизировали систему образования и привели к неопределенности в вопросах управления образовательными системами.

Обеспечивая устойчивость и оптимальное функционирование системы образования, система управления неизбежно переходит вслед за ней из периода стабильности в период трансформации, обновления, последовательного переживания процессов разупорядочения (разрушения старого порядка), выбора новой траектории, зарождения иной системы.

Отсутствие четкого пути дальнейшего развития системы управления образованием в конце ХХ столетия актуализировало поиск новых подходов к решению данной проблемы.

Особый вклад и ценные идеи в разработку проблемы внесли Э.Д. Днепров, В.И. Андреев, Ю.В. Васильев, Ю.К. Бабанский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисе-енко, Т.И. Шамова, В.Г. Афанасьев, В.Н. Бурков, Р.Х. Шакуров, К.М. Ушаков и другие.

В центре внимания исследователей находились вопросы общего управления образованием, теоретического обоснования построения организационной структуры управления образованием, управления в контексте системного подхода, роли социально-психологических факторов структуры системы управления.

Однако объемность проблемы, сложность и многоаспектность исследуемого объекта не позволяют ограничиться исследованиями в рамках одной науки. Неслучайно начиная с 2000-х гг. развитие системы управления образованием стало ключевым аспектом исследования для широкого спектра наук. Работы теоретиков и практиков различных научных направлений затрагивают определенные стороны изучаемой проблемы.

В целях критического отбора наиболее ценного материала в историческом опыте прошлого к проблеме управления образованием обращаются как ученые-педагоги (Е.А. Тарабановская, Р.М. Баскаев и т. д.), так и ученые-историки (С.В. Казакова, В.А. Даньшина, М.С. Тулебаева, С.А. Карачева и т. д.).

Е.А. Тарабановская [1; 2] рассматривает систему образования в Астраханском регионе и изучает ее в национальном срезе. Выбор периода исследования, а именно последняя треть XIX -

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)

начало XX вв., объясняется тем, что это было время масштабного государственного переустройства системы народного образования и становления широкой сети начальных учебных заведений. Автор использует комплекс методов историко-педагогического исследования и опирается на конкретно-исторический подход к изучаемым явлениям.

Работа С.В. Казаковой [3] посвящена проблеме развития системы управления народным образованием в России второй половины XIX в. В данном исследовании система управления образованием в России подвергается научному анализу как целостный и самостоятельный объект с учетом горизонтальных (межведомственных) и вертикальных связей органов управления народным образованием.

В.А. Даньшина, М.С. Тулебаева, С.А. Карачева и другие обогащают накопленный материал о развитии российской системы управления образованием локальными исследованиями. В.А. Даньшина [4] рассматривает процесс совершенствования системы управления образованием на материале Вятской губернии второй половины XIX в. М.С. Тулебаева [5] выявляет логико-исторические особенности развития системы управления образованием Башкирии в конце XIX -XX вв. и разрабатывает научно-методические рекомендации для управленческой сферы системы образования Республики Башкортостан.

Особое внимание исследователи уделяют организационно-педагогическим условиям управления образованием [6; 7]. Л.Д. Храпко [8] обращается к проблеме определения совокупности организационно-педагогических условий совершенствования управления образованием на муниципальном уровне, опираясь на идеи системного подхода; единства сознания и деятельности; необходимости учета социокультурных особенностей среды в процессе образования и развития личности, особенностей региональных образовательных систем; гуманизации и гуманитаризации образования; личностно ориентированного образования; культурологической модели образовательного пространства; приоритетности единого образовательного пространства.

Процессы децентрализации в системе управления образованием разделили исследования на два основных направления: изучение форм государственного управления [9] и государственно-общественного управления [10] системой образования в России. Д.М. Вердиев [11] рассматривает процесс развития и функционирования общенациональных и региональных систем образования и методов управления ими в условиях индустриального общества и при переходе от индустриального к информационному обществу. Автор изучает тенденции партисипации в развитии образовательных систем и анализирует государственно-общественные системы управления образованием, опираясь на цивилизационный подход к развитию общества, системно-си-нергетический анализ в их применении к системам, концепции социального менеджмента и теории управления и организаций.

О.А. Князева [12] обращается к проблемам реформирования субъектов государственного управления образованием, направления его реализации в Российской Федерации в 1990-е гг., комплексно изучая структуру и процесс государственного управления образованием.

Понимание образования как важнейшего фактора экономического роста привлекло внимание ученых-экономистов (Н.В. Василенко, С.А. Белякова и т. д.) к проблеме системы управления образованием. Н.В. Василенко [13] выявляет институциональные особенности функционирования системы образования в современных условиях и определяет направления и способы повышения результативности управленческой деятельности в сфере образования на основе институционального обеспечения. С.А. Беляков [14] разрабатывает пути совершенствования управления образованием в период его модернизации, опираясь на методы функционального моделирования через построение теоретической функциональной модели взаимодействия субъекта и объекта управления.

В социологических исследованиях [15; 16] рассматриваются также вопросы инновации и совершенствования системы управления образованием. Так, в работе Л.И. Мухамедовой [17] объектом исследования является трансформация управления российским образованием в условиях перехода к образованию современного типа. При определении факторов, влияющих на содержание, структуру и функции управления образованием на региональном уровне, автор исходит из основных положений деятельностного, системного, комплексного подходов, концепции модернизации.

Изучению проблем административно-правовых и организационно-правовых отношений в системе управления образованием на основе системного анализа посвящены работы Д.Н. Ерма-ченко [18]. Д.Н. Ермаченко исследует правоотношения в сфере управления образования, теоретически осмысливая социально-экономическую и организационно-правовую природу механизма управления образованием в новых экономических условиях.

В.Ж. Куклин [19] предлагает аппарат анализа и моделирования образовательных систем и процессов управления в системе образования с учетом информационной среды функциониро-

вания системы образования и на основе использования современных информационных технологий, опираясь на методы системного анализа, общей теории систем, теорию экспертного моделирования, теорию множеств, теорию графов, функционального анализа, теорию матриц, методы математической и прикладной статистики, теорию измерений, методы многомерного шкалирования и визуализации многомерных данных.

Таким образом, результаты анализа существующих исследований свидетельствуют об огромном интересе ученых различных наук к проблемам управления образованием и позволяют выделить некоторые основные направления изучения данного вопроса, а именно исследования его в правовом, экономическом, историческом, социологическом, педагогическо-организацион-ном, информационном, управленческом аспектах. Последний включает в себя государственно-общественное, общественно-государственное управление и управление качеством.

Ссылки:

1. Тарабановская Е.А. Развитие образования татар, калмыков, казахов в Астраханской губернии в XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2001. 205 с.

2. Тарабановская Е.А. Становление системы государственного управления образованием в России: XIX - начало XX в. (на примере национального образования в Астраханской губернии) : монография. Астрахань, 2009.

3. Казакова С.В. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века : дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2002.

4. Даньшина С.А. Совершенствование системы управления народным образованием Вятской губернии во второй половине XIX века : дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2001.

5. Тулебаева М.С. Становление и развитие системы управления образованием в Башкирии, конец XIX - XX вв. : дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2001.

6. Баскаев Р.М. Организационно-педагогические условия модернизации структуры и содержания управления системой муниципального образования: на материале Тюменской области : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

7. Храпко Л.Д. Организационно-педагогические условия совершенствования управления образованием (на примере муниципальной системы управления образованием г. Северодвинска) : дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2004.

8. Там же.

9. Князева О.А. Государственное управление в сфере образования Российской Федерации (90-е гг. XX столетия) : дис. ... канд. ист. наук. М., 2007.

10. Вердиев Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1999.

11. Там же.

12. Князева О.А. Указ. соч.

13. Василенко Н.В. Институциональный подход к управлению образованием : дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2009.

14. Беляков С.А. Совершенствование системы управления сферой образования Российской Федерации на основе использования методов функционального моделирования : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.

15. Ишмухаметов Р.Р. Совершенствование системы управления образованием на уровне муниципального района : дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2006.

16. Мухамедова Л.И. Трансформация управления образованием в регионе в условиях формирования рыночных отношений: Социологический анализ : дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001.

17. Там же.

18. Ермаченко Д.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.

19. Куклин В.Ж. Системный анализ, моделирование и управление в системе высшего профессионального образования : дис. ... д-ра техн. наук. Йошкар-Ола, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.