ОБРАЗОВАНИЕ Головин С.С.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Ключевые слова: профессиональное образование, инновации, методы обучения, компетентностный подход.
Аннотация: в статье обосновывается необходимость внедрения инновационных методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода.
Keywords: professional education, innovation, training methods, competence approach.
Abstract: The article proves the need to introduce innovative teaching methods in the conditions of the implementation of the competence approach.
В настоящее время, в условиях реформирования отечественной системы образования, все большее значение имеют различные инновационные процессы.
Инновационная деятельность в широком смысле подразумевает ряд взаимосвязанных видов работ, комплекс которых гарантирует возникновение действительных инноваций. Примером служат:
- научно-исследовательская деятельность (результатом является реализация действительных инноваций: разработка нововведений, ноу-хау, различных изобретений и пр.);
- проектная деятельность (разработка на базе научных знаний инновационных проектов);
- образовательная деятельность (направление развития профессиональных навыков и опыта с целью реализации инновационных проектов).
Таким образом, можно сделать вывод, что «инновационное образование» на современном этапе - это образование, способное к саморазвитию, что приводит к совершенствованию всей системы образования, т.е. развивающее и развивающееся образование.
Итак, к инновационным способам организации обучения в системе отечественного профессионального обучения можно отнести:
- метод проектов. Данный метод позволяет студентам развивать и
укреплять свои теоретические знания при практических разработках, нарабатывая опыт.
- метод сотрудничества и кооперирования. Данный метод позволяет нарабатывать и укреплять исследовательский, поисковый способ развития; применение мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и т.д. позволяет повышать уровень теоретических и практических знаний исследовательским путем, что способствует накоплению опыта.
Для студента ВУЗа - как будущего специалиста - важны осознание необходимости развития и желание самосовершенствования и самореализации. Поэтому необходимость внедрения инновационных методов обучения является не только стимулом к повышению качества собственных знаний, но и максимизация собственной конкурентоспособности на рынке труда.
Для повышения эффективности обучения и заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний в системе профессионального образования, нами предлагается, введение следующих компонентов на протяжении всего периода обучения. Начиная с первого курса, студентам предлагается вести дневник достижений, так называемое, портфолио достижений. Этот способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Конечно, базисным является традиционное обучение, однако, с применением компьютерных технологий (тестирование, различные тренажеры и пр.), позволяющее моделировать различные практические аспекты профессиональной деятельности. И, естественно, в заключение обучения происходит комплексная демонстрация студентом полученных умений и навыком на рабочем месте.
Проведение занятий в виде «мозгового штурма» помогает решить несколько задач: применяется метод, используемый в профессиональной деятельности будущего выпускника, экспертные группы при помощи рабочих версий анализируют самые разнообразные идеи с доказательствами важность и значимости придуманной или реальной ситуации, также получают опыт организации и проведения инновационного занятия.
При использовании такой формы, как учебное моделирование научного исследования, студенты применяют полученные знания и навыки по методике сбора данных, их анализа, а также осваивают исследовательские процедуры.
Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе
стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами, а также мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.
Рис. 1. Компетенции выпускника по направлению подготовки
Применение в процессе обучения таких основных интерактивных методов обучения, как разнообразные творческие задания, работа в малых группах, различные образовательные игры, экскурсии, внеаудиторные методы обучения, также способствует развитию потенциала обучающихся, росту их кругозора, как в общекультурной, как и в профессиональной сфере.
Конечно, нельзя забывать о том, что одним из самых значимых критериев успешного обучения студента как будущего профессионала
является его желание, стремление и заинтересованность в обучении. Поэтому психологическими условиями успеха работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий во время обучения, в том числе для самостоятельной работы, а также вовлеченность студентов в формируемую деятельность будущей специальности.
Отечественная система образования предполагает развитие у студентов, будущих специалистов, компетенций в области своей специальности (Рисунок 1), являясь фундаментом профессионализма и стимулом для дальнейшего совершенствования в своей профессии. Применение инновационных методов обучения при компетентностном подходе позволяет повысить качество знаний и заинтересованности студентов к обучению.
Таким образом, инновационные технологии представляют собой систему методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии студента в современных социокультурных условиях. Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы российского образования.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Институциональные доминанты интеграции науки, бизнеса и образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 8-13.
2. Бурова Л.С. Перспективы построения исследовательской и научной работы бакалавров педагогического вуза: к постановке проблемы исследования // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 89-93.
3. Голубь М.С. Интегрированный подход в рамках инклюзивного образования дошкольников // Успехи современной науки и образования. 2016. № 2. С. 59-61.
4. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.
5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. 2015. С. 201-203.
Жигулин А.А.
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: право, сознание, молодежь, правовое поведение, правовая культура, правовые отношения, правовое сознание.
Аннотация: статья посвящена характеристике и специфике правового сознания современной молодежи как внешнего проявления внутренних побуждений личности, выраженных в мотивах поведения, и являющихся способом реализации правовой культуры.
Keywords: of justice, youth, legal behavior, legal culture, legal relations, legal consciousness.
Abstract: the article is devoted to the specifics and legal consciousness of today's youth as an external manifestation of the internal impulses of the individual expressed in the motives, and is a way of realization of the legal culture.
Исходя из общих подходов, содержащихся в современной науке, правовое сознание молодежи, как субъекта правовых отношений, представляет собой способность отражать существующие теоретические идеи, взгляды, нормы, представления, а также реальные процессы, происходящие в правовой сфере. Однако эта способность имеет существенную специфику, связанную с тем обстоятельством, что молодежь является не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений. Следовательно, и ее правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Это проявляется, как в структуре правосознания, так и в степени зрелости и устойчивости ее составных элементов. В групповом и в индивидуальном правосознании молодежи часто наблюдается разрыв между теоретическими представлениями и практическим опытом, явления аномии в нормативных структурах, противоречия в мотивационной сфере и многие другие проявления, свидетельствующие о недостаточной его зрелости.