Территория науки. - 2014. - № 1.
Список литературы
1. Абульханова К.А., Брушлинский А.В. Философскопсихологическая концепция С.Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. - М.: Наука, 1999.
3. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопр. психол. 1989.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1982.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: «Книжный дом «Университет», 2000.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В.
МЕХАНИЗМ ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: механизм, интеграция, финансирование.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы
финансирования негосударственных вузов, предлагаются
перспективные модели дополнительного финансирования вузов.
Keywords: mechanism, integration, financing.
Abstract: The article considers the problem of financing non-state institutions. Promising models offered additional funding of universities.
Вступление высших учебных заведений в конкурентную борьбу поставило перед ними новые требования и задачи. Обеспечение преуспевания на рынке образовательных услуг требует от вузов поиска новых механизмов привлечения дополнительного финансирования и развития комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций, направленных на создание
устойчивого позитивного имиджа на рынке, создание или укрепление бренда вуза и формирование лояльной вузу потребительской аудитории.
Обеспечение высокой конкурентоспособности становится определяющим фактором выживания вуза в современных условиях
11
Территория науки. - 2014. - № 1.
демографического кризиса. В этих условиях негосударственный вуз уже не может использовать старые механизмы функционирования, не обеспечивающие ему должной гибкости и адаптивности при выборе стратегии конкурентного поведения и осуществлении конкретных мер, направленных на формирование конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Как показывает анализ деятельности негосударственных вузов, низкая эффективность использования финансовых ресурсов и неадекватная скорость реакции вузов на потребности общества, а также отсутствие развитой системы социального партнерства в сфере ВПО, приводят к недостаточной гибкости таких образовательных структур. Это, в свою очередь, приводит к неадекватному реагированию на изменение потребностей национальной экономики, общества и работодателей в таких профессиональных компетенциях выпускника, которые обеспечивают устойчивых инновационный рост российской экономики.
Недостаточное финансовое обеспечение отдельных процессов деятельности вузов, в частности, низкий, а точнее, неадекватный осуществляемым затратам человеческого капитала персонала, уровень заработной платы в системы высшего профессионального образования, приводят к недостаточной мотивации персонала к участию в инновационных процессах и качественных преобразованиях в сфере образования. В этих условиях применение новых моделей привлечения дополнительного финансирования в вуз может способствовать повышению его инновационного потенциала и росту конкурентоспособности.
Развитие новых моделей финансирования вузов может быть осуществлено по следующим направлениям:
1. использование инструментов образовательного кредитования;
2. развитие эндаумент-фондов;
3. организация фандрайзинговых мероприятий в деятельности вузов.
Эти финансовые механизмы не только направлены на аккумулирование финансовых ресурсов негосударственного вуза, но и позволяют изменить структуру его отношений с социальной и бизнессредой. Именно это направление применения данных инструментов является ключевым для обеспечения конкурентоспособности вузов. Развитые отношения с партнерами создают предпосылки для осуществления долгосрочной совместной инновационной деятельности, повышают имидж вуза, как участника стратегического
12
Территория науки. - 2014. - № 1.
партнерства, создают предпосылки для дальнейшего развития бренда вуза через продвижение внутри сообщества и развитие уникальных атрибутов бренда, позволяют ему привлекать бюджетные места на конкурсной основе (одно из серьезных требований конкурса связано с наличием подтвержденных договорами длительных партнерских отношений с работодателями).
При этом необходимо отметить, что применение механизмов дополнительного финансирования негосударственного вуза потребует изменения экономического сознания всех участников финансовых отношений, в том числе и сотрудников вуза, реализующих финансовые отношения. Тем самым, уровень финансовой ответственности и роль каждого сотрудника вуза с использование этих механизмов меняется. Изменится также и схема взаимодействия вузов и их социальных партнеров, которые получат конкретные экономические стимулы для включения в активную работу по формированию итоговых профессиональных компетенций выпускников системы высшего профессионального образования.
Применение новых моделей привлечения дополнительных финансовых средств в вуз обеспечит более рациональное распределение ресурсов между его различными подразделениями. В условиях реализации новых моделей дополнительного финансирования вуза каждое подразделение должно обстоятельно доказать свой вклад в качество подготовки профессиональных компетенций учащихся, соответствующих запросам рынка труда, и в совокупные результаты научной деятельности вуза, востребованные компаниями-партнерами. Так как вклад каждого подразделения и конкретного сотрудника негосударственного вуза в совокупные научно-исследовательские и образовательные процессы различен, то и распределение дополнительных финансовых ресурсов между ними должно учитывать их индивидуальный вклад. Тем самым, будет приветствоваться экономическая инициатива работников вуза и их активное инновационное поведение.
Еще одно направление повышения конкурентоспособности вузов связано с применением интеграционных механизмов, таких как широкая информатизация образования и создание новых коммуникационных структур. Исследование данного направления обеспечения финансовой устойчивости позволяет утверждать, что за счет согласованных действий вузов, включенных в консорциум, можно достичь, не только высокого качества образовательных услуг, но и повышения уровня доступности их образовательных услуг.
13
Территория науки. - 2014. - № 1.
Проблема построения таких отношений упирается как в отсутствие управленческих навыков и инновационных способностей персонала вузов, так и в не желание руководства вузов осуществлять значительные вложения в информационную поддержку и долговременную стратегию интеграции.
14
Территория науки. - 2014. - № 1.
Как показывает практика, существующие формы привлечения дополнительного финансирования в негосударственные вузы, показывают малую эффективность, связанную с низкой мотиваций участников и отсутствием развитой системы взаимодействия вузов и их партнеров. Для компенсации дефектов внедрения этих инструментов необходима интегрированная модель дополнительного финансирования вуза, перспективная с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости негосударственного вуза (рис. 1).
В рамках данной структуры различные формы дополнительного финансирования оказывают позитивное влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость, за счет повышения его финансовой эффективности, роста образовательного и научноинновационного потенциала, укрепления имиджа и бренда вуза, а также развитие его уникальных конкурентных способностей.
Реализация модели осуществляется в рамках единого информационного пространства и позволяет создать устойчивый стратегический союз вуза, с его наиболее крупными работодателями (частными и государственными) и иными социальными партнерами. В данной схеме различные типы механизмов привлечения дополнительного финансирования усиливают действия друг с друга и помогают преодолевать внутренние проблемы.
Реализация интегрированной модели дополнительного финансирования негосударственного вуза требует высокой мотивации персонала всех уровней и высокой лояльности сотрудников вузу и его политике. В тоже время, исследование выявило значительные дефекты кадровой политики вуза, которые препятствуют его эффективному продвижению, высокой инновационной активности и участию вуза в различных программах по привлечению дополнительного финансирования.
Следовательно, негосударственный вуз должен пересмотреть существующую политику распределения финансовых средств, осуществлять более действенные мероприятия по стимулированию наиболее перспективных и активных сотрудников. Перспективным направлением развития также является использование методов внутреннего маркетинга, направленных на формирование устойчивого позитивного климата в вузе, создание атмосферы взаимопонимания и доверия.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Интеграция маркетинга в систему управления негосударственного вуза //
15
Территория науки. - 2014. - № 1.
Территория науки: мультидисциплинарный научно - практический журнал. - Воронеж: АНОО ВПО «ВЭПИ», 2013. - №5. - С. 6-9.
2. Бончукова Д.А. Финансовые механизмы повышения конкурентоспособности вузов // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 1.
3. Рейханова И.В. Рыночные факторы развития экономики вуза: взаимосвязи, циклы, процессы // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. №2.
4. Старобинская Н.М. Инновационность как фактор повышения конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования // Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Том I. -СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2011.
Жигулин А.А.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: культура, правовая культура, правосознание, правовое поведение, профессиональное самоопределение.
Аннотация: в статье представлена концепция правовой
культуры студентов высшего профессионального образования, включающая понятие, психологические подходы, особенности, функции и уровни правовой культуры.
Key words: culture, legal culture, legal awareness, legal behavior, professional self-determination.
Abstract: article introduces the concept of legal culture of students of higher education, including the concept, psychological approaches, features, functions and levels of legal culture.
Становление права определило новые направления в изучении правовых отношений. Предметом одного из научных направлений стала правовая культура, под которой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности или группы относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия индивидов и групп, как субъектов правовых отношений. С позиций психологического подхода
16