ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 336.22
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
В статье рассмотрены правовые аспекты применения местных налогов в российской налоговой системе, проанализирована динамика поступления местных налогов по видам в структуре доходов бюджетов бюджетной системы, определена их роль и влияние на формирование доходов местных бюджетов.
Авторы изучают последние изменения налогового законодательства в области местного налогообложения. Исследуют вопросы укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов посредством нововведений по земельному Ф С Агузарова налогу и налогу на имущество с физических лиц.
Результатом исследования стало заключение о низком уровне собираемости и невысоком удельном весе местных налогов в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что порождает ряд актуальных проблем. В связи с этим, дается ряд предложений по укреплению финансовой обеспеченности местных бюджетов.
Ключевые слова: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налоговая база, кадастровая стоимость, налоговые доходы, местный бюджет.
Местные налоги составляют третий уровень налоговой системы Российской Федерации и поступают полностью в местные бюджеты. В настоящее время большинство местных бюджетов государства не располагают возможностями эффективно админист-
С.К. Токаева рировать местные налоги, собираемость которых на-
ходится на самом низком уровне. В этой связи становятся особо актуальными вопросы развития местной налоговой системы, требующей совершенствования в организации управления и формирования собственных доходов. В данном случае под собственными доходами понимаются закрепленные законодательством за бюджетами муниципальных образований на постоянной основе налоговые платежи.
Местными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований [1]. Местные органы власти вправе регули-
© Агузарова Ф.С., Токаева С.К., 2015
58
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
ровать вопросы налогообложения земельных участков и имущества физических лиц. Кроме того, с 1 июля 2015 года главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации введен «Торговый сбор», который тоже относится к местным налогам и взимается только в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Имеющиеся источники доходов местных бюджетов не создают предпосылок для эффективного выполнения функций местного самоуправления, развития местного хозяйства (таблица 1).
Таблица 1
Удельный вес местных налогов в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в динамике за 2012—2014 годы
Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год
испол- нено млрд рублей удельный вес, % испол- нено млрд рублей удельный вес, % испол- нено млрд рублей удельный вес, %
Доходы всего в том числе: 23435,1 100,0 24442,7 100,0 26766,1 100,0
Налоговые и неналоговые доходы из них: 23343,1 99,6 24329,7 99,5 26631,9 99,5
Налоговые доходы из них: 12655,3 54,0 13032,5 53,3 14414,9 53,9
местные налоги в том числе 158,6 0,68 178,9 0,7 204,6 0,8
земельный налог 141,0 0,6 156,6 0,6 177,6 0,7
налог на имущество физических лиц 17,6 0,08 22,3 0,1 27,2 0,1
Безвозмездные поступления 92,1 0,4 113,0 0,5 134,2 0,5
Источник: Отчетные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012—2014 годы, расчеты автора
По данным таблицы 1 видно, что за 2012—2014 годы доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации имеют тенденцию к повышению. Налоговые поступления за анализируемый период тоже повышаются. В их числе нестабильны поступления по земельному налогу: в 2012 году — 141,0 млрд рублей; в 2013 году — 156,7 млрд рублей; в 2014 году — 177,6 млрд рублей. Доля земельного налога в системе доходов бюджетов бюджетной системы составляет: в 2012 году — 0,6%; в 2013 году — 0,6 %; в 2014 году —
59
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
0,7%. Поступления по налогу на имущество физических лиц еще менее значительны: в 2012 году — 17,6 млрд рублей; в 2013 году — 22,3 млрд рублей; в 2014 году — 27,2 млрд рублей. Удельный вес данного налога в общей сумме доходов бюджетов несколько повышается: в 2012 году — 0,08%; в 2013 году — 0,1 %; в 2014 году — 0,1%.
Таким образом, в целом за 2012—2014 годы показатели исполнения по местным налогам повышаются. Прирост составил 46,0 млрд рублей, причем, если к 2013 году поступления повысились на 20,3 млрд рублей, то к 2014 году на 25,7 млрд рублей: в 2012 году — 158,6 млрд рублей; в 2013 году — 178,9 млрд рублей; в 2014 году — 204,6 млрд рублей. Отметим, что повышаются показатели исполнения местных налогов, как за счет земельного налога, так и за счет налога на имущество физических лиц.
На рисунке 1 показана динамика поступления местных налогов в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2012— 2014 годы (коммент. 1).
Рисунок 1. Динамика поступления местных налогов в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2012—2014 годы. (млрд рублей)
На рисунке 1 хорошо видно, что за 2012—2014 годы (как, впрочем, и в другие годы) местные налоги не имеют большого значения в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так, если в Российской Федерации в 2012 году собрано доходов 23435,1 млрд рублей, то лишь 158,6 млрд рублей принадлежит местным налогам. Из 24442,7 млрд рублей собранных доходов в 2013 году в России, только 178,9 млрд рублей составляют местные налоги. В 2014 году 204,6 млрд рублей заняли местные налоги в общей сумме собранных доходов 26371,1 млрд рублей
Местные налоги взимаются на территории муниципальных образований каждого субъекта Российской Федерации. Рассмотрим место местных налогов в сумме налоговых поступлений бюджетов субъектов Российской Федерации за тот же период (таблица 2).
60
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
Таблица 2
Удельный вес местных налогов в структуре налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в динамике за 2012—2014 годы
Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год
Факт., млрд рублей уд.вес., % Факт., млрд рублей уд.вес., % Факт., млрд рублей уд.вес., %
Налоговые доходы в том числе: 5800,3 100 5966,6 100 6492,5 100
Местные налоги из них: 158,6 2,7 178,9 3,0 204,7 3,2
Налог на имущество физических лиц 17,6 0,3 22,3 0,4 27,2 0,4
Земельный налог 141,0 2,4 156,6 2,6 177,6 2,7
Задолженность по отмененным налогам из них 0,8 0,01 0,4 0,007 1,2 0,02
земельный налог 0,3 0,005 0,2 0,003 0,09 0,001
Источник: Отчетные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012—2014 годы, расчеты автора.
По данным таблицы 2 видно, что за 2012—2014 годы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации повышаются. Абсолютный прирост составил 692,2 млрд рублей. Удельный вес местных налогов в общей сумме налоговых поступлений в региональных бюджетах остается крайне низким и составил: в 2012 году — 2,7%, в 2013 году — 3,0%, в 2014 году — 3,2%. В их числе наибольшую долю занял земельный налог, а удельного веса налога на имущество физических лиц почти совсем нет. Преобладание поступлений по земельному налогу над поступлениями по налогу на имущество с физических лиц связано с переоценкой земельных объектов по кадастровой стоимости (кадастровая стоимость одновременно выступает налоговой базой по земельному налогу). По налогу на имущество физических лиц налоговой базой по-прежнему остается инвентаризационная стоимость, которая рассчитана еще в советское время.
Наглядно динамика поступления местных налогов и их удельный вес в сумме налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за рассматриваемый период показаны на рисунке 2.
Приведенные данные выявляют низкую финансовую обеспеченность местных бюджетов, что ставит под угрозу выполнение местными органами власти закрепленных за ними расходных полномочий.
61
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
Рисунок 2. Динамика поступления местных налогов в налоговых доходах бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012—2014 годы (млрд рублей).
В этой связи вопросы наращивания собственных доходов местных бюджетов приобретают в настоящее время особую остроту. Своеобразной альтернативой может стать введение налога на недвижимость. Введение планируемого налога на недвижимость требует проведение определенных действий, к которым относится, в первую очередь, учет всех объектов имущества, переоценка объектов имущества, определение кадастровой стоимости и других мероприятий. Названные действия будут, безусловно, способствовать повышению роли местных налогов в доходах бюджетной системы, поскольку появятся не выявленные ранее объекты имущества с новой рыночной ценой и новыми ставками.
В числе существующих проблем администрирования местных налогов можно выделить порядок информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления местных налогов налоговые органы вынуждены формировать по сведениям разных информационных ресурсов. Несоответствие сведений во всех взаимодействующих структурах может возникать, в том числе, по причине несовместимости их программного обеспечения. Так, все взаимодействующие органы должны представлять в налоговые органы полную и верную информацию об имуществе, земельных участках и их правообладателях. До сих пор те или иные сведения часто оказываются неточны. Отсутствие в муниципальных образованиях специального программного обеспечения, позволяющего вести оперативную обработку сведений о состоянии имущества, земельных участков и их законных владельцах породило немало проблем. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо сотрудничество всех взаимодействующих органов, оперативный обмен информацией и внедрение унифицированного программного обеспечения для обработки сведений о земельных участках и другом имуществе.
В местном налогообложении имеется проблема чрезмерной «затратности» администрирования местных налогов. В силу специфики сложив-
62
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
шегося механизма администрирования местных налогов, затраты на администрирование могут превышать сумму налога по отдельным налогоплательщикам. К числу таких неоправданных затрат можно отнести многократную отсылку уведомлений по адресатам, многие из которых могут уже и не проживать по указанному адресу, а могут просто игнорировать требования об уплате налога. Процедура эта достаточно трудоемка и затратна.
В настоящее время установлено новое правило, согласно которому адресат лично под роспись должен забрать уведомление об уплате налога на почте, отправленного налоговым органом в виде заказного письма. На практике данная мера может, на наш взгляд, не привести к ожидаемому эффекту, собираемость имущественного налога с физических лиц может и взрастет, но незначительно, создав лишь дополнительную загруженность еще и почтовым отделениям. Здесь нужны более радикальные меры по нахождению налогоплательщиков, возможно при задействовании структур регистрирующих объекты личной собственности.
Что касается ситуаций, при которых расходы на контроль по его взиманию и собираемости налога превышают сумму налога, отметим, так недолжно быть, чтобы сумма налога была меньше, чем расходы, необходимо ввести минимальный пороговый уровень суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц. Такая практика уже имеет место, например, по таким налогам, как упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения.
Также существует немало сложностей в налогообложении паевых земель. Первые сложности появляются при отсутствии информации о земельных долях. Например, земельный участок находится в общей долевой собственности, а сама величина доли не установлена. Поэтому решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после истечения нормативного срока в упрощенном виде.
Требует доработки размер льгот по местным налогам, установленных федеральным законодательством. Так, по оценкам экспертов, сумма местных налогов, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот на федеральном уровне, составляет 2—3 % от объема поступивших налогов. При этом основную долю льготников составляют пенсионеры. Решением данной проблемы могут быть сокращения льгот по местным налогам, предоставление дополнительных льгот по региональным и федеральным налогам, так как они предоставляются федеральными законами.
Подводя итог, заметим, что последние изменения налогового законодательства в части применения местных налогов ставят цель укрепления местных финансов, расширения налоговых источников доходов бюджетов местного уровня. Поскольку изменения эти направлены в основном на расширение налоговой базы по рассматриваемым налогам, это непременно должно привести к росту поступлений от указанных источников. Реа-
63
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
лизация комплекса предложенных мер обеспечит повышение уровня собираемости местных налогов.
Названные выше проблемы можно решать различными способами. Одним из таких способов может быть повышение уровня собираемости местных налогов путем закрепления отдельных федеральных налогов и сборов за местными бюджетами, например, налог на добавленную стоимость, а также путем выявления неучтенных объектов имущества. В целях укрепления местных бюджетов за счет собственных налоговых поступлений представляется разумным перераспределять некоторые федеральные и региональные налоги в бюджеты муниципального образования.
Комментарии
1. Составлено на основе статистических данных, представленных в таблице 1.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения 27 октября марта 2015 года).
2. Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/nalogfiz/ (дата обращения 27 октября марта 2015 года).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171242/ (дата обращения 27 октября марта 2015 года).
4. Абакарова Р.Ш. Введение налога на недвижимость как способ повышения эффективности налоговой системы в части имущественного налогообложения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 7 (241). С. 46-51.
5. Агузарова Л.А., Агузарова Ф.С. Имущественные налоги как основной источник формирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 9-11.
6. Агузарова Л.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 9-11.
7. Агузарова Ф.С. Об изменениях российского налогового законодательства // Финансы и кредит. 2014. № 21. С. 46-51.
8. Дадашев А.З., Топчи Ю.А. Структурные изменения в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и в механизме их распределения между региональными и местными бюджетами // Финансы и кредит. 2014. № 39. С. 30-36.
64
Экономические преобразования в области местных налогов Российской Федерации
9. Деревенских М.Н., Оробинская И.В. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. № 5 (629). С. 41—50.
10. Dzagoeva M.R., Aguzarova F.S., Tokaeva S.K. Theoretical and practical aspects of deferred taxes in IFRS // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 3. С 315—320.
References
1. The Tax Code of the Russian Federation. 2015. Available at: http://www. consultant.ru/popular/nalog2/ (accessed 27 October 2015). (in Russian).
2. Federal Law # 2003-1 «On taxes on personal property». Available at: http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/ (accessed 27 October 2015). (in Russian).
3. Federal Law November, 24, 2014 # 366-FZ «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_171242/ (accessed 27 October 2015). (in Russian).
4. Abakarova R.Sh. Introduction of property tax as a way to improve the efficiency of the tax system of property taxation. Finansovaja analitika: problemy i reshenija [Financial analytics: problems and solutions], 2015. № 7 (241). Pp. 46—51. (in Russian).
5. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Property taxes as the main source of tax revenues of the budgets of the Russian Federation. Audit i finansovyj analiz [Audit and financial analysis], 2015. № 3. Pp. 9-11. (in Russian).
6. Aguzarova L.A. New tax legislation in the Russian Federation. Audit i finansovyj analiz [Audit and financial analysis], 2014. № 6. Pp. 9—11. (in Russian).
7. Aguzarova F.S. On changes of Russian tax legislation. Finansy i kredit [Finances and Credit], 2014. № 21. Pp. 46—51. (in Russian).
8. Dadashov A.Z., Topcu Y.A. Structural changes in the tax revenues of the consolidated budgets of subjects of the Russian Federation and in the mechanism of their distribution between the regional and local budgets. Finansy i kredit [Finances and Credit], 2014. № 39. Pp. 30—36. (in Russian).
9. Derevenskich M.N., Orobinskaya I.V Enhancing the role of property taxation in the formation of regional budgets in the Russian Federation. Finansy i kredit [Finances and Credit], 2015. № 5 (629). Pp. 41—50. (in Russian).
10. Dzagoeva M.R., Aguzarova F.S., Tokaeva S.K. Theoretical and practical aspects of deferred taxes in IFRS. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 3. Pp. 315—320. (in English).