[email protected]; Егоров Евгений Васильевич, кандидат биол. наук, Новосибирский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр»; Цапенков Андрей Валерьевич, научный сотрудник лаборатории ихтиологии, Новосибирский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр».
"Gosrybcentr"; Egorov Evgeny Vasilyevich, Candidate Of Biologica Sciences, Kuzbass, FGBNU Novosibirsk Branch "Gosrybcentr"; Tsapenkov Andrey Valeryevich, Research Associate of Laboratory of Ichthyology, FGBNU Novosibirsk branch "Gosrybcentr".
Статья поступила в редакцию 28 марта 2016 г.
УДК 332.1:338.4(571.13) ГРНТИ 68.01.75
В.М. Помогаев, В.В. Алещенко
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПИЩЕВОГО КЛАСТЕРА (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Представлены результаты оценки программы развития агропищевого кластера Омской области в части обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других бизнес-единиц кластера информационными и консультационными услугами. Для целей развития агропищевого кластера разработаны 14 проектных инициатив. Наряду с финансовыми, производственными и инфраструктурными мероприятиями, инициативы охватывают вопросы кадрового обеспечения и сервисного обслуживания предприятий кластера. Важной отличительной чертой любого кластера является его инновационная ориентированность, нацеленность на новые рыночные ниши. Комплексный анализ предложенных инициатив показал, что не в полном объеме реализована идеология кластера. Звено кластера, обеспечивающее научно-технологический трансфер, размыто в системе сервисных центров для оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям. Не реализован в проекте в самостоятельной форме инновационный сегмент. С целью совершенствования программы развития агропищевого кластера предложены мероприятия по улучшению проектных инициатив посредством развития региональной системы информационно-консультационных услуг. В рамках кластера путем трансформации сервисных центров предложено создать региональную систему информационно-консультационного обслуживания. Звеном этой системы должен являться региональный информационно-консультационный центр, созданный на базе Омского ГАУ Предполагается, что проектная инициатива агропищевого кластера позволит охватить информационно-консультационными услуга большинство сельскохозяйственных предприятий области и значительную часть личных подсобных хозяйств, что положительно скажется на динамике производства продукции АПК и обеспечении сырьем предприятий кластера.
Ключевые слова: агропищевой кластер, сервисные центры, инновации, научно-технологический трансфер, информационно-консультационное обеспечение, инфраструктура, интеграция.
V.M. Pomogaev, V.V. Aleschenko
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF INFORMATION AND CONSULTING SUPPORT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX UNDER THE CONDITIONS OF FORMATION OF THE REGIONAL AGRI-FOOD CLUSTER (EVIDENCE FROM OMSK REGION)
The article presents the results of an assessment of the development program of the agri-food cluster of Omsk region in providing agricultural producers and other business units of the cluster with information and consulting services. For the development of the agri-food cluster 14 project initiatives have been developed. Along with financial, manufacturing and infrastructure measures, initiatives cover the issues of staffing and service of the cluster enterprises. An important distinctive feature of any cluster is its innovative orientation, aiming at new market niches. The complex analysis of the offered initiatives has shown that the ideology of the cluster is not fully realized. The cluster link providing scientific and technological transfer is atomized into the system
© Помогаев В.М., Алещенко В.В., 2016
of service centers for rendering services to agricultural producers. The innovative segment isn't realized in the project in an independent form. For the purpose of improvement of the program of the development of the agri-food cluster actions for improvement of the project initiatives by means of development of regional system of information and consulting services are offered. Within the cluster it is offered to create regional system of information and consulting service through transformation of the service centers. A regional information advice center created on the basis of Omsk SAU should become a link of this system. It is supposed that the project initiative of the agri-food cluster with the offered actions will allow to cover the majority of the agricultural enterprises of the region and considerable part of personal subsidiary farms with information and consulting service that will positively effect the dynamics of production of agrarian and industrial complex and providing the cluster enterprises with raw materials.
Keywords: agri-food cluster, service centers, innovations, scientific and technological transfer, information and consulting support, infrastructure, integration.
Введение
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. в Российской Федерации к приоритетным направлениям первого уровня в институциональной сфере отнесено формирование продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров. Мировой опыт показывает, что организация кластеров как инструментов модернизации экономики и основы для региональных стратегий развития является действенным механизмом. Согласно Карте кластеров в России на сегодняшний день в агропромышленной сфере зарегистрированы агропромышленный кластер Новгородской области и кластер по производству и переработке молочной продукции «Донские молочные продукты» [1]. Оба находятся на начальном этапе развития и имеют низкую степень зрелости. В ряде регионов России развиваются инициативы по созданию агропромышленных кластеров как самостоятельных институциональных образований, так и в составе территориально-инновационных кластеров в качестве участников производственной цепочки. В Омской области уже сформированы два кластера: нефтепереработки и нефтехимии; высокотехнологичных компонентов и систем.
Цель, объект и методы исследования
В работе рассмотрены организационно-экономические основы формирования информационно-консультационной поддержки предприятий АПК в рамках развития регионального агропищевого кластера.
Целью исследования является разработка методических положений и обоснование практических предложений по развитию системы информационно-консультационного обеспечения предприятий в рамках развития агропищевого кластера.
Объектом исследования являются процессы организационного развития территориально-отраслевых кластеров. Предметом исследования стали организационно-эконо-мические отношения, складывающиеся в процессе обеспечения информационно-консультационной поддержки деятельности предприятий, входящих в состав территориально-отраслевых кластеров.
Теоретическая и методологическая основа исследования - фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных экономистов, разработки научных и образовательных учреждений, законодательные и нормативные акты Российской Федерации. В качестве исходной информации использовались отчеты учреждений системы сельскохозяйственного консультирования, данные Росстата, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров, справочная литература и результаты мониторинговых исследований.
Результаты исследования
Уже более трех лет идет подготовка к созданию на территории Омской области агропи-щевого кластера. Основной целью программы развития агропищевого кластера является развитие производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также поддержка занятости и уровня жизни сельского населения [2]. Границы кластера представлены на рис. 1. По видам продукции и спектру услуг кластер будет охватывать практически все виды производимой в региональном АПК продукции.
Для достижения целей развития агропищевого кластера разработаны инициативы, одной из которых является создание сети сервисных центров для оказания услуг сельскохозяйственным организациям, которые должны обеспечить предоставление информационных и консультационных услуг [2] (таблица). В бюджете проекта на эти цели предусматривается финансирование в размере 184,17 млн руб.
Профиль стратегической инициативы обусловлен слабым развитием сервисных услуг в области сельскохозяйственного производства. Сервисные центры в сельском хозяйстве - решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов и экспертизы в отдельных отраслях сельского хозяйства. Цель инициативы - развитие устойчивого механизма предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также обеспечение возможности для аутсорсинга отдельных процессов. В результате реализации инициативы предполагается получить следующие ключевые результаты: комплексный доступ товаропроизводителей к специализированным услугам; расширение возможности получения доступа к услугам квалифицированных экспертов; реализация принципа экономического хозяйствования за счет аутсорсинга процессов.
Агропищевой кластер Омской области
Растениеводство Животноводство Рыболовство и рыбоводство Пищевая промышленность
1 1 1 1
- Зерновые культуры; - картофель; - зернобобовые культуры; - технические культуры; - масличные культуры; - овощи и фрукты - Крупный рогатый скот; - свиньи; - птица; - овцы, козы, лошади - Рыбоводство; - рыболовство; - консервированные рыбо- и морепродукты - Мука, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия; - масла растительные; - молоко и молочные продукты; - мясо, субпродукты, колбаса, полуфабрикаты; - консервы; - алкогольные напитки; - безалкогольные напитки; - корма для животных
Рис. 1. Границы агропищевого кластера Омской области
Ключевые инициативы для развития агропищевого кластера
№ п/п Проектные инициативы для развития агропищевого кластера Финансирование млн руб.
1 Создание кластерной ассоциации 35,0
2 Кадровое обеспечение агропищевого кластера 359,3
3 Упрощение доступа к финансированию 50,2
4 Содействие продвижению региональной продукции 269,8
5 Совершенствование механизмов поддержки 1 347,2
6 Повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель 586,3
7 Поддержка перерабатывающих производств 204,1
8 Развитие семеноводства и племенного скотоводства 129,3
9 Агропромышленный парк 7 000,0
10 Привлечение перерабатывающих компаний в инвестиционный кластер 16,9
11 Содействие обеспечению техникой с.-х. производителей и переработчиков 413,5
12 Развитие новых продуктовых сегментов 311,2
13 Развитие растениеводства в защитном грунте 352,8
14 Создание сети сервисных центров для оказания услуг с.-х. организациям 184,17
Общий объем финансирования по программе 11 259,5
Согласно теории М. Портера кластер - это группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [3]. Важной отличительной чертой
кластера является его инновационная ориентированность, нацеленность на новые рыночные ниши. На наш взгляд, предложенные инициативы не в полной мере соответствуют указанным характеристикам кластера. Звено кластера, обеспечивающее научно-технологический трансфер всем участникам кластера, размыто в системе сервисных центров для оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям. Не реализован в проекте в самостоятельной форме и инновационный сегмент, который в условиях вертикальной интеграции будет востребован по всей производственной цепочке.
С целью совершенствования программы развития агропищевого кластера целесообразно внести изменения в проектную инициативу №14 «Создание сети сервисных центров по оказанию услуг сельскохозяйственным организациям» и предусмотреть мероприятия по развитию региональной системы информационно-консультационного обеспечения.
Основная цель деятельности информационно-консультационной системы (далее - ИКС) -через комплекс соответствующих институтов обеспечить восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, а также бесперебойное и эффективное функционирование предприятий АПК путем повышения их научно-технического, образовательного, правового, информационного, социального уровней. Анализ современного состояния АПК и системы сельскохозяйственного консультирования, мониторинг информационно-консультационных потребностей позволяет сформулировать основные параметры модели системы информационно-консультационного обеспечения в АПК региона (рис. 2) [4, 5].
Рис. 2. Принципиальная схема организации региональной системы информационно-консультационного обслуживания
Основным рабочим звеном системы могут быть как уже сформировавшиеся в регионах центры сельскохозяйственного консультирования, так и учреждения, имеющие значительный научный, интеллектуальный и прочий потенциал.
Один из основных элементов системы, способных вывести на новый качественный уровень организацию информационно-консультационного обеспечения в АПК региона является наблюдательный совет. Наблюдательный совет должен состоять из представителей органов власти, отраслевых объединений, научных и образовательных организаций, крупных инфраструктурных предприятий и других заинтересованных сторон.
Функции регионального центра должны быть принципиально иными, нежели те, которые сложились на сегодняшний день или широко представлены в печати и научной литературе. С новым функционалом региональный информационно-консультационный центр должен
представлять собой некий «хаб», обеспечивающий на высоком технологическом и техническом уровне стыковку интересов сельских товаропроизводителей и учреждений и организаций, предоставляющих для них на рынке товары и услуги. При такой концепции не потребуется значительного количества штатных высокопрофессиональных и, как правило, высокооплачиваемых консультантов. Эти специалисты должны будут осуществлять сертификацию консультантов и аккредитацию организаций в региональной ИКС, обрабатывать запросы товаропроизводителей и формировать универсальные информаторы или заказы для научных или образовательных учреждений на НИР, ОКР и т.д.
Что касается районных центров, то их территориальная доступность для товаропроизводителей делает обоснованным содержание в штате профессиональных консультантов. Однако вопрос организационно-правовой формы не может быть решен унифицированным способом. Решение будет завесить от финансовых возможностей региона и прежде всего района, наличия крупных товаропроизводителей, федеральных и транснациональных холдингов, объединений товаропроизводителей и т.д. Наиболее целесообразно с помощью методов государственной поддержки простимулировать создание в районах частных консультационных служб, кооперативов, центров в составе объединений товаропроизводителей. Доступ в ИКС подобных организаций должен быть осуществлен через процедуру аккредитации.
С учетом современных изменений в государственной политике в отношении научного обеспечения отраслей экономики и подготовки кадров наиболее привлекательным является вариант развития региональной системы информационно-консультационного обеспечения на базе ФГБОУ ВО Омский ГАУ с привлечение отраслевых научных учреждений РАН [6].
Проект организационной структуры регионального информационно-консультационного центра (далее - ИКЦ) представлен на рис. 3. Обладая высококвалифицированными кадрами, Омский ГАУ смог бы удовлетворить спрос на консультации по агрономии, зоотехнике, механизации, мелиорации, экономике, праву, ветеринарии, агрохимии и другим направлениям сельскохозяйственных знаний. Кроме того, на базе учебно-опытных хозяйств имеется возможность заложить показательные посевы сельскохозяйственных культур, создать образцовые фермы и высокопродуктивное стадо.
Рис. 3. Проект организационной структуры информационно-консультационного центра
на базе Омского ГАУ
Для осуществления полноценного информационно-консультационного, организационного, инновационного обслуживания имеется необходимый потенциал. На 8 факультетах и 36 кафедрах работают около 500 научно-педагогических работников, дающих студентам знания по всем отраслям сельского хозяйства. С целью обеспечения организационного взаимодействия звеньев ИКС целесообразно во главе ИКЦ создать Совет, который включал бы в себя представителей всех основных учреждений научного и образовательного блока. В состав Совета информационно-консультационного центра должны войти представители следующих организаций и учреждений: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Институтов Омского отделения РАН (СибНИИСХ, ВНИИБТЖ и др.). Кроме того, по решению Совета в состав его могут войти и представители других организаций.
Совет информационно-консультационного центра осуществляет разработку общей стратегии развития региональной ИКС, бюджета и рабочих планов. Кроме того, Совет отчитывается перед федеральными и региональными структурами по вопросам использования финансирования и проводимой деятельности, а также координирует работу всех звеньев в соответствии с государственной стратегией развития АПК.
Правление во главе с директором и администрацией осуществляют непосредственное руководство и координацию деятельности ИКЦ, а также районных звеньев.
В составе центра необходимо организовать ряд секторов. Сектор по работе с научными и образовательными учреждениями будет осуществлять сбор и обработку информации, поступающей от данных учреждений, а также координировать работу по линии «наука - производство».
Задача сектора переподготовки и повышения квалификации кадров - обучение специалистов центра, представителей органов управления АПК, специалистов низового звена ИКС и непосредственно сельских товаропроизводителей.
Сектор консультантов ИКЦ призван проводить работу с другими звеньями информационно-консультационной системы, готовить ответы на запросы районных звеньев, формировать информацию для федерального центра, осуществлять сбор и обработку информации, поступающей по линии информационно-консультационной системы и т.д.
Опыт организации ИКС в зарубежных странах показывает, что эффективное взаимодействие в звене «региональный ИКЦ - районный ИКЦ» происходит при наличии специалистов по различным областям сельскохозяйственных знаний в региональных структурах. Целесообразно в консультационном секторе иметь специалистов по направлениям сельскохозяйственных знаний: сельскохозяйственному менеджменту, оказывающих консультации по вопросам анализа хозяйственной деятельности, учета, инвестирования, бизнес-планирования, налогообложения, страхования и т.д.; сельскохозяйственному производству, консультирующих по вопросам анализа производственной деятельности, агрономии, ветеринарии, животноводства и т.д.; инженерному, курирующих вопросы механизации, электрификации, строительства в сельском хозяйстве и т.д.; информации и маркетинга, обеспечивающих потребителей услуг и консультантов программным продуктом, документацией и обновляющих базу данных, проводящих маркетинговые и мониторинговые исследования. В качестве консультантов в эти отделы могут привлекаться сотрудники научных и образовательных учреждений, а также работники аппарата управления АПК.
Районные ИКЦ возможно создавать с привлечением частного капитала или на базе самодеятельных объединений товаропроизводителей. При наличии бюджетных источников и возможностей муниципальных бюджетов допустимо создание ИКЦ в составе региональной службы. При этом целесообразно создать межрайонные ИКЦ в составе региональной службы в нескольких природно-климатических зонах области. На наш взгляд, районные и межрайонные ИКЦ следует организовывать на базе местных средних и специальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля. Во-первых, это позволит привлечь преподавательский состав к консультационной работе, использовать в полной мере его научный и практический потенциал. Во-вторых, учебная база этих заведений идеально подходит для организации массовых консультаций, лекций, семинаров, обучения. Компьютерная сеть ИКС, кроме всего прочего, позволит привить учащимся потребность в использовании достижений современной
информационной технологии. В-третьих, получаемая по линии ИКС информация может и должна применяться в учебном процессе. Это позволит выпускать специалистов низшего и среднего звена с современными знаниями и заложить у них потребность их пополнять. В-четвертых, данные мероприятия позволят поддержать сферу среднего специального образования. Такая структура позволит избежать дополнительных затрат на организацию местных служб.
Учитывая территориальную протяженность области и специфику производства, необходимо организовать сеть полевых консультантов. Предполагается, что такие консультанты могут быть набраны из числа фермеров либо могут быть свободными консультантами, выполняющими функции в течение части рабочего дня. Такой консультант будет работать в контакте с местным ИКЦ. С сельскими товаропроизводителями он может общаться по телефону, а в случае необходимости выезжать в хозяйства. Полевые консультанты могут числиться в штате местного ИКЦ, но могут работать и по трудовому соглашению, что в любом случае позволит контролировать их деятельность. Решение о продолжении сотрудничества с полевым консультантом принимает местное Правление ИКЦ.
Заключение
Реализация проекта по развитию агропищевого кластера в Омской области послужит драйвером экономических изменений в агропромышленной сфере. Интеграция экономических субъектов при условии реализации передовых научно-технических достижений позволить выйти на новые рынки сбыта и увеличить размер довольной стоимости по всей цепочке производства.
Проектная инициатива по созданию сети сервисных центров по оказанию услуг сельскохозяйственным организациям не обеспечивает в полной мере возможностей для научно-технологического трансфера. Не включены в процесс поддержки производства научные учреждения. Для целей эффективного развития проекта агропищевого кластера необходим комплексный подход к интеграции и включению в кластер всех элементов инновационной и информационно-консультационной инфраструктуры.
Систему информационно-консультационного обеспечения АПК в целом и предприятий агропищевого кластера в частности необходимо создавать на базе научных и образовательных учреждений региона. Региональную сеть целесообразно создавать с учетом природно-климатических факторов, производственного потенциала, специализации на условиях частно-государственного партнерства и кооперации.
С учетом функциональных и институциональных особенностей, ресурсного потенциала региональный информационно-консультационный центр предполагается создавать на базе Омского ГАУ. Центр должен представлять собой некий «хаб», обеспечивающий на высоком технологическом и техническом уровне стыковку интересов сельских товаропроизводителей, а также учреждений и организаций, предоставляющих для них на рынке товары и услуги.
Список литературы
References
1. Карта кластеров России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской кластерной обсерватории, Институт статистических исследований и экономики знаний НУИ ВШЭ. - Режим доступа: http://map.cluster.hse.ru. - Загл. с экрана.
2. Программа развития агропищевого кластера Омской области [Электронный ресурс] : мультипроект ОМ. - Электрон. дан. (1 файл, pdf). - Омск, 2013. - Режим доступа: omskmark.moy.su/Bulletin-INNO/.../SPG_2013-02- 13_agro-food.pdf. - Загл. с экрана.
3. Пор/тер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Междунар. отношения. - 1993. -С. 53.
4. Помогаев, В.М. Развитие системы трансфера технологий в АПК Омской области / В.М. Помогаев // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. -2012. - № 6. - С. 95-100.
5. Nardin, D.S. Prospects for import substitution of the equipment in forming machine utilization systems in
1. Karta klasterov Rossii [Ehlektronnyj resurs] // Oficialnyj sajt Rossijskoj klasternoj observatorii, Institut statisticheskih issledovanij i ehkonomiki znanij NUI VSHEH. - Rezhim dostupa: http://map.cluster.hse.ru. -Zagl. s ehkrana.
2. Programma razvitiya agropishchevogo klastera Omskoj oblasti [Ehlektronnyj resurs] : multiproekt OM. - Ehlektron. dan. (1 fajl, pdf). - Omsk, 2013. -Rezhim dostupa: omskmark.moy.su/Bulletin-INNO/.. ./SPG_2013-02- 13_agro-food.pdf. - Zagl. s ehkrana.
3. Porter, M. Mezhdunarodnaya konkurenciya / M. Porter. - M. : Mezhdunar. otnosheniya. - 1993. - S. 53.
4. Pomogaev, V.M. Razvitie sistemy transfera tekhnologij v APK Omskoj oblasti / V.M. Pomogaev // Sibirskij vestnik sel'skohozyajstvennoj nauki. - 2012. -№ 6. - S. 95-100.
Nardin, D.S. Prospects for import substitution of the equipment in forming machine utilization systems in
the agriculture of Siberian Federal District / D.S. Nardin, V.M. Pomogaev, S.A. Nardina // International Journal of Economics and Financial Issues. - Vol. 5, № 3S (2015).
6. Помогаев, В.М. Развитие региональной системы информационно-консультационных услуг в АПК / В.М. Помогаев // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1 (17). - С. 73-79.
Помогаев Виталий Михайлович, кандидат экон. наук, доцент, Омский ГАУ, [email protected]; Алещенко Виталий Викторович, доктор экон.наук, Омский ГАУ, vv.aleschenko @omgau. org
the agriculture of Siberian Federal District / D.S. Nardin, V.M. Pomogaev, S.A. Nardina // International Journal of Economics and Financial Issues. - Vol. 5 № 3S (2015).
Pomogaev, V.M. Razvitie regionalnoj sistemy in-formacionno-konsultacionnyh uslug v APK / V.M. Pomogaev // Vestn. Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. - 2015. - № 1 (17). - S. 73-79.
Pomogaev Vitaly Mikhaylovich, Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, Omsk SAU, [email protected]; Aleschenko Vitaliy Viktorovich, Doctor of Economical Sciences, Omsk SAU, vv. [email protected]
Статья поступила в редакцию 14 марта 2016 г.
УДК 331.103:63 ГРНТИ 68.75.19
Б.С. Кошелев, Ю.А. Мирошников
ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО АГРАРНОГО ТРУДА В СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА
В статье изложены основные проблемы стимулирования высокопроизводительного аграрного труда в системе коммерческого расчета. Показаны тенденции соотношения заработной платы между сельским хозяйством и промышленностью, а также влияние уровня оплаты труда на эффективность производства сельскохозяйственных предприятий Омской области (на материалах регионального Министерства сельского хозяйства и продовольствия). Установлено, что хозяйства с высоким уровнем оплаты труда имеют более крупные размеры товарного производства, высокую урожайность и продуктивность животных, а также, лучшие результаты по итогам производственно-финансовой деятельности. При этом особо остро встает вопрос о совершенствовании внутрихозяйственных экономических отношений на предприятиях в системе коммерческого расчета, как ключевых условий роста производительности и оплаты аграрного труда. Сделан вывод о том, что рост продуктивности экономики следует обеспечивать не за счет низкой стоимости труда, а на основе роста эффективности использования капитала и материальных ресурсов.
Ключевые слова: оплата труда, сельское население, эффективность экономики, высокопроизводительный труд, повышение производительности труда, социальное неравенство.
B.S. Koshelev, Y.A. Miroshnikov
ISSUES OF STIMULATION OF EFFICIENT AGRARIAN LABOUR WITHIN THE FRAMEWORK OF A BUSINESS ACCOUNTING SYSTEM
The article presents the main issues of stimulation of efficient agrarian labour within the framework of a business accounting system. The trends of salaries correlation between agriculture and industry are shown, as well as the influence of salary level on the production efficiency of agricultural enterprises in Omsk region (due to the data of regional Ministry of Agriculture and Food). It has been revealed that the farms where salary level is higher have also higher figures of commercial production, crops and livestock productivity along with better results of productive and financial activities. At that the problem of enhancement of intrafarm economic relations at the enterprises within a business accounting system that are a key condition for efficiency and agrarian salaries
© Кошелев Б.С., Мирошников Ю.А., 2016