Научная статья на тему 'Развитие системы финансового обеспечения культуры на основе механизма государственно-частного партнерства'

Развитие системы финансового обеспечения культуры на основе механизма государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FINANCIAL SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н., Ишуткина К. А.

Предмет/тема. Предметом настоящего исследования является система финансового обеспечения сферы культуры. В условиях ограниченности бюджетных средств важнейшей задачей государственной экономической политики России является создание условий для развития государственно-частного партнерства, социального предпринимательства, благотворительности и меценатства в сфере культуры. Цели/задачи. Целью работы является обоснование необходимости формирования консолидированной системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе использования механизма государственно-частного партнерства для финансирования культуры. Методология. Методологической основой для данной работы послужили принципы системного подхода к исследованию социально-экономических процессов, позволившие выявить сущностные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития, выделить причины возникновения противоречий между ними. Кроме того, в процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез. Результаты. В статье проведен анализ современного уровня государственного финансирования культуры в Российской Федерации. Обоснована необходимость формирования и развития консолидированной системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе механизма государственно-частного партнерства. Раскрыты основные элементы данной системы. Рассмотрены основные принципы (правовые, экономические, организационные) и направления развития государственно-частного партнерства в сфере культуры (концессия, аутсорсинг и инвестиционные соглашения). Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что развитие государственно-частного партнерства в социально-культурной сфере требует стабильной государственной экономической политики, направленной на поощрение частной инициативы, в частности на применение соответствующих мер поддержки государственно-частного партнерства. Отмечено, только эффективное взаимодействие всех органов власти и бизнеса в реализации программ, направленных на развитие сферы культуры, увеличение культурной привлекательности и повышение качества предоставляемых услуг может обеспечить формирование и развитие полноценной культурной среды как важнейшего условия улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Н. Н., Ишуткина К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the system for financial support to culture through public-private partnership

Importance This research focuses on the system for financing the cultural sector. Considering limited budgetary funds, the State should create conditions for developing public-private partnership, social entrepreneurship, charity and arts patronage in culture. Objectives The research pursues substantiating the need to form a consolidated system for financing cultural institutions through public-private partnership. Methods The methodological framework of the research comprises the principles of the systems approach to studying socio-economic processes that allow identifying substantive features of phenomena and processes in question, determine trends in their development, find reasons for their controversies. Furthermore, we apply such general methods and approaches as scientific abstraction, analysis and synthesis. Results The article compares the current level of the State financial support to the cultural sector of the Russian Federation. We substantiate the need to form and develop a consolidated system for financial support to cultural institutions through public-private partnership. The article reveals the main components of this system and reviews the key principles (legislative, economic, organizational) and areas of developing public-private partnership in culture (concession, outsourcing, investment agreements). Conclusions and Relevance We conclude that the development of public-private partnership in the social and cultural sector requires the State to adopt a stable economic policy that would encourage private initiatives, relevant and appropriate measures to support public-private partnership. The appropriate cultural environment will be formed as a crucial condition for improving the standard of living in the Russian Federation only when authorities and business effectively cooperate in implementing cultural development programs, improving cultural attractiveness and increasing the quality of services.

Текст научной работы на тему «Развитие системы финансового обеспечения культуры на основе механизма государственно-частного партнерства»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Экономическая политика государства

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Надежда Николаевна СЕМЕНОВА"*, Кристина Александровна ИШУТКИНАь

а доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация

[email protected]

ь аспирантка кафедры финансов и кредита, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская

Федерация

[email protected]

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет и тема. Предметом настоящего исследования является система финансового обеспечения сферы культуры. В условиях ограниченности бюджетных средств важнейшей задачей государственной экономической политики России является создание условий для развития государственно-частного партнерства, социального предпринимательства, благотворительности и меценатства в сфере культуры.

Цели и задачи. Целью работы является обоснование необходимости формирования консолидированной системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе использования механизма государственно-частного партнерства для финансирования культуры.

Методология. Методологической основой для данной работы послужили принципы системного подхода к исследованию социально-экономических процессов, позволившие выявить сущностные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития, выделить причины возникновения противоречий между ними. Кроме того, в процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез.

Результаты. В статье проведен анализ современного уровня государственного финансирования культуры в Российской Федерации. Обоснована необходимость формирования и развития консолидированной системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе механизма государственно-частного партнерства. Раскрыты основные элементы данной системы. Рассмотрены основные принципы (правовые, экономические, организационные) и направления развития государственно-частного партнерства в сфере культуры (концессия, аутсорсинг и инвестиционные соглашения).

Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что развитие государственно-частного партнерства в социально-культурной сфере требует стабильной государственной экономической политики, направленной на поощрение частной инициативы, в частности на применение соответствующих мер поддержки государственно-частного партнерства. Отмечено, только эффективное взаимодействие всех органов власти и бизнеса в реализации программ, направленных на развитие сферы культуры, увеличение культурной привлекательности и повышение качества предоставляемых услуг могут обеспечить формирование и развитие полноценной культурной среды как важнейшего условия улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 23.04.2015 Одобрена 13.05.2015

УДК 336.01

Ключевые слова: финансовое обеспечение, государственно-частное партнерство, сфера культуры

Культура - необходимое условие существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом. Особенностью функционирования сферы культуры является то, что значительное количество культурных благ относится к общественным благам, основными свойствами которых являются неисключаемость потребителей

и несоперничество в потреблении. В силу указанных свойств производители культурных благ не могут в полном объеме возместить свои издержки от их реализации. Кроме того, область культуры относится к нематериальной сфере производства, и экономические модели рыночной экономики, эффективно функционирующие в

сфере материального производства, в чистом виде непригодны для непроизводственной сферы. В связи с этим важнейшую роль в развитии культуры играет государство.

Следует отметить, что, несмотря на увеличение расходов консолидированного бюджета РФ на культуру (более чем в 4 раза) на протяжении последних 10 лет, удельный вес расходов на культуру в общем объеме расходов бюджета составляет лишь 1,35 % (табл. 1).

В настоящее время объем выделяемых государством средств на финансирование сферы культуры является недостаточным. Кроме того, в условиях мирового финансового кризиса и ограниченности бюджетных средств государство вынуждено будет сокращать финансирование данной сферы. В связи с этим в сегодняшних условиях перспективным направлением развития системы финансирования учреждений культуры является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Для России важную роль приобретают формирование и реализация такой системы взаимодействия государства и бизнеса, которая позволяет преодолеть спад и достичь устойчивого состояния развития в различных сферах жизнедеятельности общества, в частности в культуре. Государственно-частное партнерство как раз и является тем механизмом, который компенсирует «провалы» государства и рынка в условиях кризиса [1-4].

Государственно-частное партнерство на основе конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества органов государственной власти и частного бизнеса позволяет направлять усилия бизнес-структур на решение наиболее значимых для общества социально-экономических проблем при сохранении неотъемлемых полномочий и функций государства [5-7]. При этом регулирующая функция государства осуществляется по следующим направлениям: выработка стратегии и принципов отношений государства и бизнеса; формирование

институциональной среды для разработки и реализации инвестиционных проектов; разработка форм, методов и конкретных механизмов партнерства.

Заметим, что механизм государственно-частного партнерства начал формироваться в конце 1980-х гг., когда правительства развитых стран пытались найти пути привлечения частных инвестиций, в первую очередь в инфраструктурный сектор. Особенно активно подобное сотрудничество государства и бизнеса реализуется с 1 990-х гг. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства в экономику развитых стран основывалось на понимании того, что подобные соглашения позволяют производить продукцию или оказывать услуги, которые вряд ли были бы реализованы каждой стороной самостоятельно [8, 9]. Одной из первых механизм ГЧП стала развивать Великобритания в рамках принятой в 1992 г. государственной программы «Частная финансовая инициатива».

В настоящее время в развитых экономиках ГЧП является ключевым инструментом государственной политики. Мировыми лидерами в области государственно-частного партнерства являются Великобритания, США Франция и Германия. К сожалению, Россия пока не входит в число государств, активно реализующих механизм государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что механизм ГЧП в настоящее время только начинает внедряться в российскую практику, данное направление является достаточно перспективным для привлечения значительных инвестиционных и организационных ресурсов в сферу культуры, сохранения объектов культурного наследия, а также повышения уровня обслуживания населения и качества жизни в регионах России.

Государственное частное партнерство в сфере культуры представляет собой долгосрочные

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета РФ на культуру в 2005-2014 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014~

Расходы на культуру, 88Д 130,9 172,9 219,2 221,5 276,7 310,6 299,1 337,8 368,0 млрд руб.

Удельный вес в расходах 105 156 154 157 1,40 160 155 131 135 135 бюджета РФ, %

Удельный вес в ВВП, % 0,41 0,49 0,52 0,53 0,57 0,60 0,55 0,48 0,51 0,52

Примечание. Таблица составлена на основе расчетов авторов по данным Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики.

финансово-экономические отношения между государством и частным бизнесом, предусматривающие объединение ресурсов, распределение доходов и имущественных выгод, а также расходов и рисков.

Следует подчеркнуть, что партнерские отношения реализуются благодаря перераспределению правомочий собственности. Чаще всего в рамках ГЧП-проекта в обязанности частного партнера входят финансирование и организация проектирования объекта. Государство же, получая данный объект в собственность, передает частному партнеру право на его эксплуатацию на различных условиях в целях возврата вложенных средств и получения доходов. В рамках ГЧП происходит также распределение предпринимательских рисков между государством и частным партнером [10].

Таким образом, использование механизма ГЧП выгодно для обеих сторон, заключивших соглашение. Так, частные компании имеют возможность расширить свою деятельность, привлечь

бюджетные ресурсы в свои инвестиционные проекты, сформировать положительный имидж компании, а также значительно снизить риски. А государство, в свою очередь, с помощью ГЧП может решить проблемы развития инфраструктуры, повышения уровня и качества жизни населения, снижения бюджетных расходов, привлечения средств инвесторов, в том числе и зарубежных [2, 11, 12]. Схема формирования системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе механизма государственно-частного партнерства представлена на рисунке.

Как следует из представленной схемы, целью системы финансового обеспечения учреждений культуры является наращивание ресурсов для финансирования культуры. Основными субъектами, участвующими в финансировании культуры, являются: государство, производители культурных благ (учреждения культуры) и потребители культурных благ (юридические и физические лица). Наиболее существенную роль в процессе

Схема формирования системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе государственно-частного партнерства

финансирования культуры играет государство. Его участие требуется для финансирования и распределения ресурсов в сфере культуры, регулирования деятельности в сфере культуры, обеспечения доступности культурной деятельности для всех слоев населения, осуществления контроля за целевым использованием финансовых средств. Государство понимается при этом в широком смысле и охватывает органы законодательной и исполнительной государственной власти разных уровней.

Учреждения культуры, в зависимости от деятельности, которую они осуществляют, подразделяются на: музеи; библиотеки; кинотеатры; дома и дворцы культуры; парки культуры и отдыха; центры досуга; культурные комплексы.

Потребители, исходя из своих предпочтений и возможностей, выбирают, каким организациям культуры следует передать собственные средства в виде платы за услуги этих организаций, а также в виде займов и прямых пожертвований и даров.

Объектом в такой системе выступают источники финансирования культуры. Источники финансирования учреждений культуры классифицируются на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники могут формироваться из бюджетов различных уровней - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. На федеральном уровне средства выделяются: учреждениям федерального ведения; на реализацию федеральных культурных программ; на субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. На региональном и муниципальном уровнях ассигнования предоставляются подведомственным им учреждениям и реализацию собственных программ. В случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, речь идет о многоуровневом финансировании.

На современном этапе финансирование учреждений, организаций культуры и культурных проектов предполагает консолидацию финансовых ресурсов государства и частного бизнеса (спонсоров, благотворителей и меценатов). В данном случае имеет место многоканальное финансирование.

Важным элементом системы финансового обеспечения культуры является нормативно-правовое обеспечение отрасли. Нормативно-правовое обеспечение финансирования сферы

культуры включает в себя международные акты, ратифицированные Россией, и законодательные и подзаконные акты федерального, регионального и местного уровней. Международные акты подразделяются на международные договоры и акты международных организаций (соответствующие позиции Устава ООН от 1945 г., Всеобщей декларации прав человека от 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г., Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия от 1972 г. и др.). Нормативные акты федерального уровня основаны:

• на Конституции (Основном Законе) РФ;

• на Бюджетном, Гражданском и Налоговом кодексах РФ;

• на законах РФ, в частности:

- Законе РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

- ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

- ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и др.;

• на указах Президента РФ;

• на постановлениях Правительства РФ и т.д.

Нормативно-правовую базу регионального и муниципального уровней представляют решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и местных органов власти.

Развитие системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе ГЧП предполагает конкретизацию принципов государственно-частного партнерства. Следует отметить, что в экономической литературе вопрос о принципах ГЧП является одним из дискуссионных. Так, ряд ученных в основе определения принципов ГЧП ставят правовой аспект: например Н.А. Игнатюк опирается на конституционные принципы организации и деятельности ГЧП [13],

а Д. Царев и А. Иванюк принципы ГЧП соотносят с принципами гражданского права [14]. Другие специалисты (И.М. Аблаев, В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев, А.А. Спиридонов) при определении принципов ГЧП опираются на экономический аспект (распределение обязательств и рисков, эффективное использование ресурсов, конкурентность, возмездность, ответственность и др.) [15-17]. Т.В. Абанкина при определении принципов ГЧП акцентирует внимание на его организационных аспектах, в частности таких как продолжительность проектов, достижение единых целей для реализации общественно значимых интересов, наличие одинаковых рычагов влияния и контроля со стороны государства и бизнеса за реализацией проекта [18].

Проведенный анализ существующих подходов к обоснованию принципов ГЧП в области развития культуры позволяет объединить их в три основные группы (табл. 2).

В последнее время во всем мире, в том числе и в России, меняется представление о роли культуры в региональном развитии, изменяется отношение к культуре как к доходной отрасли современной экономики. Предприниматели осознают тот факт, что результаты культурной деятельности становятся ресурсами устойчивого развития территорий,

Таблица 2

Принципы государственно-частного партнерства в сфере культуры

Группа Принципы

принципов

Правовые Юридическое равенство

принципы участников.

Принцип диспозитивности

(участники ГЧП самостоятельно

выбирают варианты

соответствующего поведения).

Принцип свободы договора.

Принцип неприкосновенности

собственности

Экономические Кооперация.

принципы Распределение обязательств и

рисков.

Экономическая и социальная

ответственность.

Эффективно сть

Организационные Строго определенный временной

принципы период реализации проекта.

Реализация общественно значимых

интересов

что делает отрасль культуры репутационно привлекательной для бизнеса.

Наибольшее распространение в сфере культуры получили следующие формы государственно-частного партнерства: концессия, аутсорсинг, инвестиционные соглашения, аренда и безвозмездное пользование объектом культуры, приватизация недвижимых объектов культурного наследия, безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия, доверительное управление объектами культуры [19-21]. Выбор той или иной формы ГЧП в сфере культуры в основном определяется такими условиями, как вид создаваемого объекта, какими субъектами представлен государственный партнер, в чьей собственности находится объект и т.д. Следует отметить, что наиболее перспективными формами государственно-частного партнерства в сфере культуры являются прежде всего концессия, аутсорсинг и инвестиционные соглашения.

Концессия является наиболее эффективной формой ГЧП в сфере культуры. Согласно данным нормативно-правовых актов, концессионер (частный партнер) обязуется за свой счет создать, создать и реконструировать или реконструировать недвижимое имущество (объект культуры), право собственности на который принадлежит или будет принадлежать на праве собственности государству (концеденту), с передачей данных объектов в эксплуатацию концессионеру за плату для осуществления деятельности по организации культурных мероприятий. Концессия может быть использована при осуществлении таких функций государства, как строительство объектов культуры: музеев, библиотек, домов культуры, концертных залов. Концессию также используют в случаях, когда государству необходимо проведение ремонта или реконструкции объектов культурного наследия при возможности передачи последних в эксплуатацию и управление концессионеру.

Государство может также использовать преимущества частного бизнеса, передавая производство культурных благ на аутсорсинг. Аутсорсинг осуществляется путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе, согласно которым определенные виды деятельности органов исполнительной власти выводятся за рамки их полномочий.

Инвестиционные соглашения в сфере культуры рассматриваются как форма государственно-частного партнерства прежде всего при участии инвесторов

в осуществлении модернизации (реконструкции) учреждений культуры, осуществляемой в форме капитальных вложений. Целью инвестиционной деятельности может быть не только извлечение прибыли, но и достижение иного полезного результата, поскольку значительная прибыль от культурной деятельности маловероятна. Иным полезным результатом может быть повышение престижа, деловой репутации, возможность безвозмездного пользования услугами культуры в течение длительного периода времени.

При этом существует ряд факторов, сдерживающих развитие механизма государственно-частного партнерства в сфере культуры в России. К ним относятся:

- ограниченность доступных (низкопроцентных) долгосрочных кредитов и иных инвестиционных ресурсов;

- высокие издержки по совершению сделок, длительная и дорогостоящая процедура подготовки соглашений между государственными структурами и бизнесом при реализации ГЧП-проектов;

- высокие инвестиционные риски;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неразвитость законодательной базы;

- отсутствие институционального подхода к организации системы подготовки соответствующих специалистов.

Без решения обозначенных проблем невозможно эффективное использование государственно-частного партнерства в области культуры.

Правительство РФ должно способствовать дальнейшему развитию этой формы взаимодействия государства и бизнеса. Развитие государственно-частного партнерства в социально-культурной сфере требует стабильной государственной экономической политики, направленной на поощрение частной инициативы, в частности на применение мер поддержки государственно-частного партнерства.

Однако успешное развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры невозможно осуществить в рамках только отдельного региона, поскольку необходимо формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей систему регулирования данного вида деятельности в масштабах всей страны, т.е. на федеральном уровне. Необходимо принятие федерального закона, регламентирующего деятельность государственно-частного партнерства. Причем принятие единичных законодательных актов не является прочной основой для внедрения рассматриваемого механизма - следует разработать целый комплекс законов, устанавливающих порядок взаимодействия частных инвесторов с органами государственного управления на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

На сегодняшний день только эффективное взаимодействие всех органов власти и бизнеса в реализации комплекса программ, направленных на развитие сферы культуры, увеличение культурной привлекательности и повышение качества предоставляемых услуг, может обеспечить формирование и развитие полноценной культурной среды как важнейшего условия повышения качества жизни населения Российской Федерации.

Список литературы

1. Аниканова Т.В. Государственно-частное партнерство как направление совершенствования бюджетной системы России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: материалы Международной науч.-практ. конференции. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2011. С. 8-12.

2. Евменов А.Д., Голубев Г.М. Перспективы внедрения концепции государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2012. № 4. С. 17-22.

3. Зельднер А.Г. Совершенствованию государственно-частного партнерства в России - системный подход // Экономические науки. 2013. № 1. С. 7-14.

4. Крайкова Н. Тенденции развития частно-государственного партнерства в сфере культуры России. URL: http://scientificstar.ru/load/8-1-0-649.

5. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 368 с.

6. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. 2013. № 24. С. 18-29.

7. Нюхаев Д.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 116-119.

8. Киреев А.В., Соколов И.А., Тищенко Т.В., Худько Е.В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. М.: Дело, 2012. 512 с.

9. Иголкина Л.М. Зарубежный опыт организации и финансирования государственно-частного партнерства // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 4. С. 40-45.

10. Чернышов А.Н. Государственно-частное партнерство: сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта // Социум и власть. 2015. № 1. С. 90-95.

11. Иголкина Л.М. Государственно-частное партнерство. Особенности взаимодействия // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 335-337.

12. Мамонова Г.В., Канцур 1.Г. Моделювання прюрите^в фшансового забезпечення сощально! сфери // Бiзнес 1нформ. 2014. № 1. С. 179-183.

13. ИгнатюкН.А. Государственно-частное партнерство. М.: Юстицинформ, 2012. 382 с.

14. Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. 2009. № 17. С. 12.

15. Аблаев И.М. Основные принципы государственно-частного партнерства в условиях модернизации российской экономики // Экономические науки. 2013. № 2. С. 17-20.

16. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд-во ВШЭ, 2010. 287 с.

17. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы законодательного регулирования // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 1. С.36-41.

18. Абанкина Т.В. Модель многоканального финансирования организаций культуры: социальное партнерство культуры, власти и бизнеса. URL: http://publications.hse.ru/chapters/61914496.

19. Зельднер А.Г. Правовые проблемы развития государственно-частного партнерства // Вопросы экономики и права. 2011. № 1. С. 7-10.

20. Макаренко О.В. Государственно-частное партнерство в сфере культуры / Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). М.: Изд-во МГУК, 2014. № S6. С. 187-191.

21. Министерство культуры Российской Федерации, ООО «Центр развития правовых технологий». Исследование по теме: Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=250353&SECTI0N_ ID=19345&print=Y.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Economic Policy of the State

DEVELOPING THE SYSTEM FOR FINANCIAL SUPPORT TO CULTURE THROUGH PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Nadezhda N. SEMENOVAa*, Kristina A. ISHUTKINAb

a Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]

b Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 23 April 2015 Importance This research focuses on the system for financing the cultural sector. Considering

Accepted 13 May 2015 limited budgetary funds, the State should create conditions for developing public-private

partnership, social entrepreneurship, charity and arts patronage in culture. Objectives The research pursues substantiating the need to form a consolidated system for financing cultural institutions through public-private partnership.

Methods The methodological framework of the research comprises the principles of the systems approach to studying socio-economic processes that allow identifying substantive features of phenomena and processes in question, determine trends in their development, find reasons for their controversies. Furthermore, we apply such general methods and approaches as scientific abstraction, analysis and synthesis. Keywords: financial support, Results The article compares the current level of the State financial support to the cultural sector

public-private partnership, culture of the Russian Federation. We substantiate the need to form and develop a consolidated system

for financial support to cultural institutions through public-private partnership. The article reveals the main components of this system and reviews the key principles (legislative, economic, organizational) and areas of developing public-private partnership in culture (concession, outsourcing, investment agreements).

Conclusions and Relevance We conclude that the development of public-private partnership in the social and cultural sector requires the State to adopt a stable economic policy that would encourage private initiatives, relevant and appropriate measures to support public-private partnership. The appropriate cultural environment will be formed as a crucial condition for improving the standard of living in the Russian Federation only when authorities and business effectively cooperate in implementing cultural development programs, improving cultural attractiveness and increasing the quality of services.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Anikanova T.V. [Public-private partnerships as a direction to improve the budgetary system of the Russian Federation]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Public and Municipal Administration in the Twenty-First Century: Theory, Methodology, Practice]. Novosibisrsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2011, pp. 8-12.

2. Evmenov A.D., Golubev G.M. Perspektivy vnedreniya kontseptsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere kul'tury Rossiiskoi Federatsii [Prospects for introducing the concept of public-private partnership into the cultural sector of the Russian Federation]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 4, pp. 17-22.

3. Zel'dner A.G. Sovershenstvovaniyu gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii sistemnyi podkhod [The systems approach for improving public-private partnership in Russia]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2013, no. 1, pp. 7-14.

4. Kraikova N. Tendentsii razvitiya chastno-gosudarstvennogopartnerstva v sfere kul 'tury Rossii [Trends in the development of private-public partnership in the cultural sector of Russia]. Available at: http://scientificstar. ru/load/8-1-0-649. (In Russ.)

5. Emel'yanov Yu.S. Gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo: innovatsii i investitsii. Mirovoi i otechestvennyi opyt [Public-private partnership: innovation and investment. International and domestic experience]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013, 368 p.

6. Makarov I.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme vzaimodeistviya biznesa i gosudarstva: institutsional'nyi podkhod [Public-private partnership as part of interaction between business and the State: an institutional approach]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 24, pp. 18-29.

7. Nyukhaev D.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sotsial'noi sfere [Public-private partnership in the social sphere]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 1, pp. 116-119.

8. Kireev A.V., Sokolov I.A., Tishchenko T.V., Khud'ko E.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrumentpodderzhki innovatsii [Public-private partnership as a tool to support innovation]. Moscow, Delo Publ., 2012, 512 p.

9. Igolkina L.M. Zarubezhnyi opyt organizatsii i finansirovanii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Foreign experience of organization and financing of public-private partnership]. Vlast'i upravlenie na Vostoke Rossii = Power and Administration in the East of Russia, 2011, no. 4, pp. 40-45.

10. Chernyshov A.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: sravnitel'naya kharakteristika otechestvennogo i zarubezhnogo opyta [Public-private partnership: comparative characteristics of Russian and foreign experience]. Sotsium i vlast' = Society and Power, 2015, no. 1, pp. 90-95.

11. Igolkina L.M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Osobennosti vzaimodeistviya [Public-private partnership: specifics of cooperation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 10, pp. 335-337.

12. Мамонова Г.В., Канцур 1.Г. Моделювання прюрите^в фшансового забезпечення сощально! сфери. Б1знес 1нформ, 2014, no. 1, pp. 179-183.

13. Ignatyuk N.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Public-private partnership]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2012, 382 p.

14. Tsarev D., Ivanyuk A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: pravovoi aspekt [Public-private partnership: the legal aspect]. Finansovaya Gazeta, 2009, no. 17, p. 12.

15. Ablaev I.M. Osnovnye printsipy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyakh modernizatsii rossiiskoi ekonomiki [Basic principles of public-private partnership in modernizing the Russian economy]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2013, no. 2, pp. 17-20.

16. Varnavskii V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. et al. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika [Public-private partnership: theory and practice]. Moscow, HSE Publ., 2010, 287 p.

17. Spiridonov A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: ponyatie i perspektivy zakonodatel'nogo regulirovaniya [Public-private partnership: the concept and prospects of the legislative regulation]. Aktual 'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii = Actual Issues of Socio-Economic Development of Russia, 2010, no. 1, pp. 36-41.

18. Abankina T.V. Model'mnogokanal 'nogo finansirovaniya organizatsii kul 'tury: sotsial 'noe partnerstvo kul 'tury, vlasti i biznesa [A model for multichannel finance of culture: social partnership of culture, authorities and business]. Available at: http://publications.hse.ru/chapters/61914496. (In Russ.)

19. Zel'dner A.G. Pravovye problemy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Legal issues of developing public-private partnership]. Voprosy ekonomiki i prava = Problems of Economics and Law, 2011, no. 1, pp.

20. Makarenko O.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere kul'tury [Public-private partnership in culture].

Aktual'nye voprosy ekonomiki, upravleniya i prava = Actual Issues of Economics, Administration and Law, 2014, no. S6, pp. 187-191.

21. The research into the Premises for mechanisms for public-private partnership in culture. Available at: http:// mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=250353&SECTION_ID=19345&print=Y. (In Russ.)

7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.