УДК 332.1
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ОСОБЕННОСТИ
И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ1
Н.В. Медведева, М.С. Альховская
Российский государственный социальный университет E-mail: nmedvedeva1984@mail.ru, alhmargarita@yandex.ru
Выявлены сущностные характеристики, ключевые особенности государственно-частного партнерства, его роль в социально-экономическом развитии государства. Проведен сравнительный анализ специфики, подходов и форм реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации и зарубежных странах. На основе проведенного анализа выделены ограничения развития государственно-частного партнерства в РФ, а также сформулированы направления активизации реализации проектов государственно-частного партнерства на территории РФ.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проекты ГЧП, государство, бизнес, органы государственной власти, сотрудничество, риски.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA AND ABROAD: FEATURES AND RESTRICTIONS OF DEVELOPMENT
N.V. Medvedeva, M.S. Alkhovskaya
Russian State Social University E-mail: nmedvedeva1984@mail.ru, alhmargarita@yandex.ru
The article reveals the essential characteristics, key features of public-private partnership, its role in the social and economic development of the state. A comparative analysis of the specifics, approaches and forms of implementation of public-private partnership in the Russian Federation and foreign countries is carried out. On the basis of the analysis, restrictions on the development of public-private partnership in the Russian Federation are singled out, as well as directions for intensifying the implementation of public-private partnership projects in the Russian Federation.
Keywords: public-private partnership, PPP projects, the state, business, public authorities, cooperation, risks.
В настоящее время во всем мире широкое распространение получили различные модели государственно-частного партнерства в различных сферах жизнедеятельности человека. Для Российской Федерации государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является относительно новым механизмом развития экономики, значение которого растет из года в год. В связи с экономическим кризисом, который связан с санкциями против России, у многих отраслей экономики страны возникла потребность в помощи со стороны государства и поэтому актуальность применения ГЧП приобретает особую значимость.
1 Опубликовано при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1265.20176.
© Медведева Н.В., Альховская М.С., 2017
Государственно-частное партнерство выступает по сути инновационным методом, который применяется со стороны государства для подписания договоров (контрактов) с бизнесом, которые, в свою очередь, используют свой потенциал как управленческий, так и финансовый при реализации проектов в соответствии с условиями, которые необходимы для реализации проекта. А представители со стороны государства ответственны за обеспечение населения услугами, повышения качества жизни местного населения.
При этом ключевыми особенностями государственно-частного партнерства являются:
- долгосрочность обеспечения и предоставления услуг;
- передача рисков бизнесу;
- многообразие форм договоров (контрактов), которые заключаются между юридическими лицами и государственным сектором.
Для проектов государственно-частного партнерства выделяют два стандартных этапа. Первый этап - «затратный», в течение этого этапа государство и бизнес осуществляет инвестирование в объекты инфраструктуры (и иные объекты, которые связаны с функциями бизнеса). Вторым этапом является «доходный этап». На этом этапе происходит оказание услуг населению и возврат вложенных денег на первом этапе. Наличие данного этапа является основным и главным отличием государственно-частного партнерства от государственного заказа. Доход от оказания услуг частным лицам и платежи из бюджета являются источниками доходной части проекта ГЧП.
Чтобы вернуть денежные средства, вложенные в проект, необходим долгосрочный характер реализации проектов государственно-частного партнерства. Так, средний срок, который должен использоваться для воплощения проекта в полной мере, составляет не менее 10 лет, где «доходный этап» занимает большую часть времени, нежели «затратный», который сравним по срокам с государственным заказом.
Проект государственно-частного партнерства требует больших затрат на предпроектные и подготовительные работы, чем для государственного заказа, а также для формирования документации. В связи с длительным характером проекты ГЧП характеризуются сложностью договорных отношений.
Разделение проектных рисков между сторонами является обязательным условием для государственно-частного партнерства. Основной сложностью в данном случае служит оптимальное распределение рисков. Это зависит от отрасли, на которую направлен проект ГЧП, от типа соглашения между сторонами, от условий финансирования проекта и т.д. Если найти оптимальное решение в распределении рисков для двух сторон, то повышается значение предпроектной стадии государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство выступает инструментом экономической политики государства, формирование которого произошло с помощью длительной эволюции отношений государства и общества, его отдельных секторов.
Развитие ГЧП в мире разделяют, как правило, на три стадии (ступени). Среди стран, у которых наблюдается высокий уровень развития ГЧП (3-я стадия), следует выделить Австралию, Великобританию и Ирландию. На 2-й ступени развития находится большинство развитых стран (США,
Франция, Испания, Германия, Япония и др.). И наиболее многочисленную группу составляют государства, находящиеся на 1-м этапе, где наблюдается низкая степень развития ГЧП (Китай, Индия, Россия и др.) [2].
Таким образом, Россия находится на первой стадии, т.е. на начальном этапе развития ГЧП, который характеризуется разработкой стандартов и законодательства в области ГЧП, созданием государственного органа по реализации ГЧП, разработкой структуры соглашений ГЧП, созданием системы взаимодействия, построением открытого рынка для участников ГЧП и использованием опыта других стран. В то время как Великобритания уже на 3-й ступени развития. На этой стадии происходит совершение имеющихся систем и механизмов, увеличение жизненного цикла проектов ГЧП.
В связи с этим особый интерес представляет анализ стран в области ГЧП, находящихся на различных этапах его развития. Ключевыми параметрами подобного сопоставления будут являться понятийный аппарат, формы реализации, показатели развития ГЧП.
В широком смысле государственно-частное партнерство (public-private partnership) - это любые формы сотрудничества государства и бизнеса. При этом в каждой стране существует своя трактовка данного понятия.
В частности, в Великобритании ГЧП представляет собой «государственную структуру или частное коммерческое предприятие, которое создано в публичных целях и функционирует на средства правительства и одной или нескольких частных компаний» [8].
Содержательные характеристики рассматриваемого термина несколько отличаются в США, где ГЧП является «юридически оформленным соглашением между общественным агентством (принадлежащим федеральным властям, администрации штата или местным органам власти) и субъектом частного сектора, в результате чего осуществляется совместное использование ресурсов государства и бизнеса, а также каждая сторона разделяет риски и потенциальную прибыль» [17].
ГЧП во французском законодательстве выступает неким «режимом финансирования частными инвесторами разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры на рынке общественных услуг» [10].
В Российской Федерации в 2015 г. в связи с принятием федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.072015 № 224-ФЗ официально было утверждено понятие ГЧП. Так, согласно данному закону государственно-частное партнерство представляет собой «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера - с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [13]. Следовательно, под государственно-частным партнерством в России понимается взаимодействие государственного сектора и частного (бизнеса) для совместной реализации общественно значимых проектов.
Таким образом, у каждой страны есть своя специфика, подходы и формы реализации проектов государственно-частного партнерства. Однако на основании рассмотренных характеристик ГЧП, содержащихся в различных определениях, следует выделить основные признаки государственно-частного партнерства:
- участники - государство и бизнес;
- единый интерес у государства и бизнеса;
- взаимодействие государства и частного сектора закрепляется юридически - договор;
- в процессе реализации проектов все ресурсы консолидируются;
- финансовые риски и затраты распределяются согласно заключенному договору.
В странах Запада государственно-частное партнерство функционирует более эффективно в связи с тем, что существуют четкие границы влияния как государства, так и бизнеса в проектах ГЧП. Во Франции такой опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован еще в 1552 г при постройке канала по концессионному принципу [12]. В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд фунтов стерлингов. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны [7]. По данным Национального совета по частно-государственной кооперации, в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование и др.) средний город использует коммерческие фирмы при реализации 23 направлений подобной деятельности [11]. В этой связи данный вид партнерства уже давно служит эффективным средством осуществления инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, исполнения масштабных социальных проектов.
В российском законодательстве в связи с принятием ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.072015 в настоящее время определены принципы ГЧП, вопросы, связанные с реализацией проектов ГЧП, полномочия органов власти в сфере ГЧП и др. Ключевыми принципами, на которых должно быть основано государственно-частное партнерство, выступают «открытость и доступность информации о ГЧП, обеспечение конкуренции, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом, добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению, справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения» [13].
Однако для того, чтобы данный закон функционировал эффективно, необходимо сформировать такие механизмы регулирования, как экономический и организационно-правовой. Это обусловлено необходимостью со стороны государства заинтересовать частный сектор в сотрудничестве, предоставить все гарантии для успешной реализации проекта, а также минимизировать риски или предотвратить их в нужный момент. Но развитие этих механизмов на всей территории России происходит не равномерно.
Многие субъекты РФ, в которых ранее были приняты региональные законы, регулирующие сферу ГЧП, вынуждены в настоящее время вносить многочисленные изменения в них с целью унификации ключевых положений данных нормативно-правовых актов в соответствии с федеральным законом, что является одним из ограничивающих факторов активного распространения практики ГЧП в настоящее время. Кроме того, предметный анализ проектов ГЧП, заключенных в различных регионах РФ, свидетельствует о том, что большая часть данных проектов по основным признакам не соответствует форме ГЧП. Данные проекты, имеющие схожие с ГЧП признаки, заключены в рамках иных организационно-правовых форм [5].
Рассмотрим более подробно особенности реализации различных форм государственно-частного партнерства в РФ и зарубежных странах.
Существует огромное количество классификаций и многообразие форм государственно-частного партнерства. Для каждой страны характерны какие-то свои особенности, но в мировой практике принято выделять следующие формы: контракт; договор аренды (лизинга); концессии; соглашение о разделе продукции; договоры об общей деятельности.
Российским же законодательством предусмотрены такие формы государственно-частного партнерства, как контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставки продукции для государственных нужд; аренда; лизинг; соглашения о разделе продукции; использование средств Инвестиционного фонда РФ; создание особых экономических зон; создание совместных государственно-частных предприятий; концессия; технопарки [6].
Частота применения форм государственно-частного партнерства в мире характеризуется разнообразием. Больше всего используют такую форму ГЧП, как концессия, которая предусматривает предоставление государством права частному партнеру на протяжении определенного времени выполнять обусловленные договором функции и наделяет его соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного функционирования объекта концессии. Особенностью концессионной формы ГЧП является то, что она предусматривает возвращение предмета договора государственному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером. Мировой опыт это подтверждает. Концессия как форма государственно-частного партнерства используется в 120 странах
мира, как в США и странах Европейского союза, так и в Замбии и Бангладеш (см. рисунок).
В РФ концессия также является приоритетной формой ГЧП. Так, например, в 2015 г. было заключено 1112 проектов ГЧП в форме концессионного соглашения, 107 соглашений о ГЧП, 54 договора аренды с инвестиционными
Частота применения форм государственно-частного партнерства
обязательствами, 8 долгосрочных договоров с инвестиционной составляющей, 2 контракта жизненного цикла по 44ФЗ.
По данным за 2016 г. в России на принципах ГЧП реализуется более 1000 проектов, по которым заключены соответствующие соглашения. Объем частных инвестиций составляет около 700 млрд руб. При этом основная часть проектов сосредоточена на муниципальном уровне -1005 (125 млрд руб.), на региональном уровне реализуется 120 проектов (440 млрд руб.), на федеральном - 12 проектов (135 млрд руб.) [14].
Анализ отраслевой характеристики проектов ГЧП демонстрирует, что приоритетными сферами для реализации проектов ГЧП выступают коммунальная инфраструктура (72 %), социальная инфраструктура (19 %), транспортная инфраструктура (5 %) и энергетический сектор (4 %) [15]. Однако проекты ГЧП могут быть реализованы в любом секторе государства, в частности, актуальным представляется такое направление, как обеспечение общественными услугами.
Следует также отметить, что проекты ГЧП неравномерно распределены по федеральным округам и регионам. В частности, количество заключенных концессий в 2016 г. в коммунальной сфере преобладало в Приволжском (294 концессии) и Сибирском (196 концессий) федеральных округах, при этом подобные соглашения практически отсутствовали в Северо-Кавказском (7 концессий) и Южном (40 концессий) федеральных округах. Наибольшее количество проектов ГЧП реализуется в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, которые на протяжении уже нескольких лет являются лидерами рейтинга по уровню развития ГЧП. В меньшей степени государственно-частное партнерство развито в Республике Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском автономном округе и др.
Таким образом, анализ реализации проектов ГЧП в России позволяет констатировать, что в настоящее время активно формируется правовая база, регулирующая вопросы ГЧП (в 2015 г. был принят ФЗ № 224-ФЗ, вносятся изменения в иные правовые акты, затрагивающие сферу ГЧП); ключевыми формами ГЧП выступают концессионные соглашения, преобладают подобные договора преимущественно на муниципальном уровне, однако объемы инвестирования данных проектов значительно уступают региональному и федеральному уровням. Ключевой отраслью, привлекающей инвесторов, является, как правило, коммунальная инфраструктура. Кроме того, в РФ наблюдается большая дифференциация развития ГЧП в различных регионах.
Результаты проведенного исследования позволяют выделить ограничения, препятствующие широкому распространению ГЧП в России.
К основным ограничениям развития государственно-частного партнерства в России следует отнести следующее:
1. Отсутствие эффективной единой законодательной базы в сфере государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 224-ФЗ» был принят в 2015 г., его реализация осложнена тем, что большинство субъектов РФ в настоящее
время вынуждены приводить в соответствие с ним свою нормативно-правовую базу. При этом согласно данным Центра развития ГЧП в 59 субъектах РФ в настоящее время органами власти не проработаны вопросы, связанные с регламентацией процедуры осуществления контроля, надзора, мониторинга и ведения реестров проектов ГЧП [9]. Существенным препятствием также для частных инвесторов является низкое качество проектной документации для реализации проектов ГЧП, что вызвано низким уровнем методологической проработки проектов со стороны органов государственной власти [16].
2. Низкий уровень заинтересованности частного сектора. Государство и бизнес до сих пор не могут наладить общие рычаги для реализации проектов государственно-частного партнерства. Нет четкого разграничения зон и границ личного пространства у обеих сторон. Так, согласно данным мониторинга Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Факторы, ограничивающие деятельность организаций базовых секторов экономики», руководители предприятий одними из ключевых факторов, лимитирующих развитие сферы услуг, назвали дефицит спроса на услуги, высокое налоговое давление, дефицит финансовых средств и большая отчетная нагрузка. Следует отметить, что подобные ограничивающие факторы характерны для стран с низким уровнем развития ГЧП, к которым относится и Россия. В развитых странах проблема, связанная с влиянием административных барьеров на бизнес, минимизирована. По результатам европейских опросов, более половины предпринимателей в странах Европейского союза не видят никаких ограничений в развитии своей деятельности [9].
3. Отсутствие единых институтов развития государственно-частного партнерства. В 62 субъектах РФ до сих пор не определен единый орган, ответственный за подготовку и проведение конкурсного отбора частного партнера, а в 36 регионах отсутствуют специализированные структуры, ответственные за реализацию ГЧП [9].
4. Отсутствие знаний и компетенций, необходимых для развития государственно-частного партнерства, как у муниципальных и государственных служащих, так и у представителей бизнес-сообщества. Это вызвано тем, что ФЗ о государственно-частном партнерстве, принятый в 2015 г., вступил в силу лишь в 2017 г., что требует от государственных и муниципальных служащих, в сферу компетенции которых входят вопросы взаимодействия с бизнесом-сообществом, обновления и приобретения соответствующих знаний об особенностях реализации принятого законодательного акта. По оценкам IPT Group отсутствие опыта и недостаточный уровень компетенций участников рынка ГЧП по подготовке проектов являются одними из ключевых проблем, с которыми сталкиваются субъекты РФ [16].
Тенденции к развитию государственно-частного партнерства в России формируются уже на протяжении 10 лет, однако до сих пор ГЧП не стало эффективным механизмом реализации социально-экономического развития как регионов, так и муниципальных образований. Кроме того, недостаточно активный процесс реализации проектов ГЧП в России во многом обусловлен недоверием со стороны бизнес-сообщества.
Для решения перечисленных проблем необходимо внедрение целого комплекса мероприятий по активизации практики реализации государственно-частного партнерства на территории РФ.
Во-первых, необходимо создать компетентный орган (или органы), который бы четко разграничил сферы влияния государства и бизнеса, способный оценить все риски и эффективность проектов. Например, в Великобритании существует ряд таких органов (Partnerships UK; Консультативный совет; Правление Partnerships UK (9 директоров); Комитет аудита (внутренний контроль); Национальное контрольное управление (контролирует проекты)), где проекты государственно-частного партнерства являются одними из самых популярных и реализуемых в стране.
Во-вторых, необходимо разработать единые универсальные механизмы по реализации государственно-частного партнерства, адресованные представителям бизнес-сообщества, органов власти, в компетенцию которых входят вопросы реализации проектов ГЧП. Кроме того, мировая практика внедрения проектов ГЧП свидетельствует о том, что со стороны государства должны быть четко определены требования к реализации подобных соглашений, а также распределены риски между публичными партнерами. Если частный инвестор несет большую часть рисков, то государство должно минимизировать степень своего административного влияния и контроля [1].
В-третьих, необходимо внедрение системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих с целью повышения компетентности служащих в области партнерства с бизнесом, внедрения проектов ГЧП, а также оказания соответствующих услуг в данной сфере. Крупными финансовыми институтами и компаниями организуются различные обучающие семинары, направленные на повышение квалификации их слушателей в области механизмов ГЧП при структурировании и реализации инвестиционных проектов [3]. Однако подобная практика не носит системного характера.
Следовательно, чтобы наша страна по уровню развития ГЧП перешла на следующую ступень, на которой находится большинство развитых стран, необходимо создание определенных правовых и социально-экономических условий для активизации практики ГЧП: создание институтов развития и системы управления ГЧП, привлечение новых источников финансирования, стимулирование и развитие рынка операторов ГЧП, ликвидация правовых и административных барьеров для применения различных моделей ГЧП, высокий уровень компетенций в сфере ГЧП на стороне публичного партнера и др. [15].
Таким образом, реализация перечисленных рекомендаций, направленных на более эффективное внедрение проектов ГЧП в России, будет способствовать росту проектов ГЧП, возрастанию числа успешных проектов ГЧП, повышению уровня доверия бизнеса к государственной власти. В результате государственно-частное партнерство в России сможет стать, как и в зарубежных странах, актуальной формой сотрудничества бизнеса и органов власти, эффективным механизмом экономики и средством осуществления инновационной и инвестиционной политики, что будет способствовать социально-экономическому развитию как регионов, так и муниципальных образований.
Литература
1. Гладов А.В., Исупов А.М., Мартышкин С.А., Прохоров Д.В., Тарасов А.В., Тю-кавкин Н.М., Цлаф В.М. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы // Вестник СамГУ 2008. № 7 (66). С. 36-55.
2. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учеб. пособие. М.: ИД ГУ «ВШЭ», 2010. 287 с.
3. ГЧП-проекты: реалии и перспективы // Дороги. Инновации в строительстве. 2016. № 53. С. 32-37
4. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 20152016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. М., 2016. 36 с.
5. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М., 2016. 32 с.
6. Матаев Т.М. Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов // Государственно-частное партнерство. 2015. Т. 1. № 1. С. 9-18.
7. Нюхаев Д.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 116-119.
8. PPP - партнерство между государственным и частным секторами. Опыт Великобритании - для международных рынков. Лондон: Международные финансовые службы, 2007. С. 3.
9. Факторы, ограничивающие деятельность организаций базовых отраслей экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2017 15 с.
10. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов коммунального хозяйства. В помощь при организации государственно-частного партнерства. (Французский опыт) / под ред. Ж-И. Перро и Г Шателю. Париж: Издательство Французского национального Института Мостов и Дорог, 2007. С. 19.
11. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства / Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ URL:http://wbase.duma.gov.ru:8080law?d&nd=981605628&mark=r981605004.
12. Галиуллина Г.Ф., Кузнецова С.Б., Мингалеева Л.Б. Законодательная база как основа внедрения ГЧП-проектов (опыт зарубежных стран) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 3 (35). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-3-5.
13. Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению. URL: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/Zakon-Block_28-09-2015_v01.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
14. Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации. URL: http://www.pppi.ru/ (дата обращения: 24.02.2017).
15. Основные положения Концепции (стратегии) развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 года. URL:http://pppcenter.ru/assets/docs/ conception_2020_16.10.2014.pdf (дата обращения: 03.05.2017).
16. Рынок государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы развития. Исследование IPT Group. URL: http://iptg.ru/IPT.pdf
17 The National Council for Public-Private Partnership - Arlington, VA 22201. URL: http://www.neppp.org/ (дата обращения: 01.03.2017).
Bibliography
1. Gladov A.V, Isupov A.M., Martyshkin S.A., Prohorov D.V., Tarasov A.V, Tjukav-kin N.M., Claf V.M. Zarubezhnyj opyt realizacii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva:
obshhaja harakteristika i organizacionno-institucional'nye osnovy // Vestnik SamGU. 2008. № 7 (66). P 36-55.
2. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teorija i praktika. Uchebnoe posobie. M.: ID GU «VShJe», 2010. 287 p.
3. GChP-proekty: realii i perspektivy // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve. 2016. № 53. P 3237
4. Issledovanie «Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii v 2015-2016 godah. Rejting regionov po urovnju razvitija GChP» / Associacija «Centr razvitija GChP», Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. M., 2016. 36 p.
5. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushhee sostojanie i trendy, rejting regionov» / Associacija «Centr razvitija GChP». M., 2016. 32 p.
6. Mataev T.M. Formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizacii infrastruk-turnyh proektov // Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 2015. T. 1. № 1. P 9-18.
7. Njuhaev D.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v social'noj sfere // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. 2012. № 1. P 116-119.
8. PPP - partnerstvo mezhdu gosudarstvennym i chastnym sektorami. Opyt Velikobri-tanii - dlja mezhdunarodnyh rynkov. London: Mezhdunarodnye finansovye sluzhby, 2007. P. 3.
9. Faktory, ogranichivajushhie dejatel'nost' organizacij bazovyh otraslej jekonomiki. M.: NIU VShJe, 2017. 15 p.
10. Finansirovanie sozdanija i modernizacii infrastrukturnyh ob#ektov kommunal'nogo hozjajstva. V pomoshh' pri organizacii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. (Francuzskij opyt) / pod red. Zh-I. Perro i G. Shatelju. Parizh: Izdatel'stvo Francuzskogo nacional'nogo Instituta Mostov i Dorog, 2007. P 19.
11. Ajrapetjan M.S. Zarubezhnyj opyt gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / Analiti-cheskaja zapiska Pravovogo upravlenija Apparata Gosudarstvennoj Dumy RF URL: http://wbase.duma.gov.ru:8080law?d&nd=981605628&mark=r981605004.
12. Galiullina G.F., Kuznecova S.B., Mingaleeva L.B. Zakonodatel'naja baza kak osnova vnedrenija GChP-proektov (opyt zarubezhnyh stran) // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). 2014. № 3 (35). DOI: 10.12731/ 2218-7405-2014-3-5.
13. Zakon o gosudarstvenno-chastnom partnerstve: rukovodstvo po primeneniju. URL: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/Zakon-Block_28-09-2015_v01.pdf (data obrashhenija: 14.02.2017).
14. Edinaja informacionnaja sistema gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossijskoj Federacii. URL: http://www.pppi.ru/ (data obrashhenija: 24.02.2017).
15. Osnovnye polozhenija Koncepcii (strategii) razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF do 2020 goda. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/conception_ 2020_16.10.2014.pdf (data obrashhenija: 03.05.2017).
16. Rynok gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: problemy i perspektivy razvitija. Issle-dovanie IPT Group. URL: http://iptg.ru/IPT.pdf
17. The National Council for Public-Private Partnership - Arlington, VA 22201. URL: http://www.neppp.org/ (data obrashhenija: 01.03.2017).