Непрерывное профессиональное образование и проблемы трудоустройства выпускников
УДК 371.13
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АЭРОКОСМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
А. А. Ворошилова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Показывается значение развития системы дополнительного профессионального образования. Раскрываются изменения законодательства в сфере дополнительного образования. Демонстрируется основные цели развития системы дополнительного профессионального образования Сибирского государственного аэрокосмического университета. Показываются задачи, которые стоят перед вузом для решения поставленных целей.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFFESSIONAL EDUCATION IN SIBERIAN STATE AEROSPACE UNIVERSITY
A. A. Voroshilova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The importance of university additional education is shown. Major changes in the law aspects of additional education are demonstrated. Main goals of additional education in Siberian State Aerospace University are provided.
Keywords: additional professional education, professional training and retraining.
Система дополнительного профессионального образования, как и система образования Российской Федерации в целом, сегодня претерпевает существенное обновление, основы которого заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В качестве одной из приоритетных задач в этом документе определено создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Современные перспективы и проблемы реализации программ дополнительного профессионального образования во многом связаны с существенным изменением законодательства в этой сфере в последние годы. Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ) и связанных с ним подзаконных актов, таких как приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (от 01.07.2013 г. № 499), во многом изменило функционирование системы дополнительного профессионального образования в новой организационно-правовой среде.
Дополнительные профессиональные программы направлены на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его ква-
лификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. В зависимости от целей обучения программы подразделяются на программы повышения квалификации (от 16 часов), направленные на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации и программы профессиональной переподготовки (свыше 250 часов), направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Дополнительные профессиональные программы могут полностью или частично реализовываться в форме стажировки, которая не является теперь отдельной формой дополнительного образования и осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования в профессиональной деятельности. Сроки и продолжительность стажировки определяются подразделением, организующим стажировку, исходя из целей обучения.
Содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной программой,
Решетневскуе чтения. 2014
разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с учетом потребностей лица, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование. При этом содержание дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать преемственность дополнительных профессиональных программ по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального и (или) высшего образования, а также учитывать требования профессиональных стандартов и (или) квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям, профессиям, специальностям
При этом отказ от проведения государственной аккредитации программ дополнительного образования поставил перед учебными заведениями задачу подтверждения качества как реализуемых ими программ повышения квалификации и переподготовки кадров, так и самой системы дополнительного профессионального образования.
Федеральный закон «Об образовании» определяет такие уровни признания качества в сфере дополнительного профессионального образования, как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы.
В связи с нововведениями важнейшим вопросом для каждого учебного заведения, реализующего дополнительные профессиональные программы, становится разработка внутренних требований к программам, которые должны отвечать законодательным актам, обеспечить соответствие самих программ федеральным государственным образовательным стандартам, профессиональным стандартам, запросам рынка труда и многосторонним профессиональным требованиям.
В Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) сформирована и развивается система дополнительного профессионального образования, системообразующим элементом которой в настоящий момент является созданный в 2014 году Институт непрерывного образования, объединивший в своем составе факультет повышения квалификации и переподготовки, заочное отделение, отдел реализации дистанционных образовательных технологий, подготовительное отделение, центр профессиональной аккредитации и сертификации, ресурсный центр иностранных языков, центр русского языка как иностранного. Координацию деятельности по развитию дополнительного профессионального образования осуществляет Совет по дополнительному образованию, утверждаемый ежегодно приказом ректора, в состав которого входят руководители и ведущие сотрудники
подразделений, реализующих дополнительные профессиональные программы.
В 2013 году в СибГАУ реализовано 55 дополнительных общеобразовательных программ, 25 программ повышения квалификации, 8 программ профессиональной переподготовки. СибГАУ принимает участие и выигрывает конкурсы на заключение государственных контрактов по повышению квалификации различных категорий работников, реализует Президентскую программу повышения квалификации управленческих кадров.
В 2013 году реализовано совместно с ОАО «Крас-маш» 3 Президентские программы повышения квалификации инженерных кадров для 45 слушателей, включившие теоретическое и практическое обучение, стажировки на ведущих Российских и зарубежных предприятиях. Совместно с ОАО «ИСС» СибГАУ реализовал программу профессиональной переподготовки и стажировку для 45 слушателей Республики Казахстан.
Востребованность дополнительных профессиональных программ подтверждается стабильностью контингента слушателей (ежегодно свыше 2 000 человек). Вклад дополнительных профессиональных программ во внебюджетные доходы в 2013 г составил 21,3 млн руб. (увеличившись по отношению к 2012 г. на 37 %), что составило 8,9 % доходов от всех платных образовательных услуг.
Перспективным и требующим дальнейшего развития направлением является дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) студентов, получающих среднее профессиональное или высшее образование в СибГАУ с целью повышения конкурентоспособности выпускников и устранения несогласованности между компетенциями, развиваемыми согласно ФГОС ВПО и реальными требованиями работодателей.
К числу основных проблем организации дополнительного и дополнительного профессионального образования в СибГАУ относятся узкий диапазон программ дополнительного профессионального образования для специалистов, которые могут составлять существенный внебюджетный доход; недостаточное количество преподавателей, участвующих в составлении и реализации программ; слабая заинтересованность факультетов и институтов в разработке новых программ, отсутствие у работодателей требований к компетенциям выпускников и специалистов, направляемых на переподготовку и повышение квалификации.
Кроме того при росте общей численности контингента, обучающегося по дополнительным программам, невысоким остается удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в вузе по программам повышения квалификации и переподготовки в университете.
© Ворошилова А. А., 2014