Научная статья на тему 'Развитие системы дополнительного образования как фактор формирования и «Закрепления» в зато высококвалифицированной рабочей силы'

Развитие системы дополнительного образования как фактор формирования и «Закрепления» в зато высококвалифицированной рабочей силы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ. ЗАТО. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найденкова Ксения Владимировна, Норкина Анна Николаевна, Малых Андрей Дмитриевич

В статье охарактеризованы основные макрорегиональные проблемы формирования и развития инновационного потенциала территорий РФ. На примере ЗАТО «Новоуральск» проанализированы типовые социально-экономические проблемы территорий с «закрытым» статусом. Обоснована необходимость совершенствования системы дополнительного образования для повышения мотивации молодежи к получению образования по востребованным в ЗАТО направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы дополнительного образования как фактор формирования и «Закрепления» в зато высококвалифицированной рабочей силы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: Учебник / Под ред. Е.В.Коломина. -М.: Финансы и статистика, 2013. - 416 с.

2. Бауэрс Н., Гербер Х., Джонс Д., Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика. Перевод с англ./Под ред. В.К. Малиновского. - М.: Янус-К, 2001.

3. Калашников В.В. Классический процесс риска. -М,: Финстатинформ, 2014. - 150с.

4. Четыркин Е.М. Финансовая математика. - М.: Дело, 2010.

© Кутлыбаева Д.М., 2016

УДК 332

Найденкова Ксения Владимировна

канд.экон.наук, декан социально-экономического факультета

ИАТЭ НИЯУ МИФИ, г. Обнинск, РФ Норкина Анна Николаевна канд.экон.наук, доцент НИЯУ МИФИ, Малых Андрей Дмитриевич магистр кафедры региональной и инновационной экономики,

НИЯУ МИФИ, г. Москва, РФ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И «ЗАКРЕПЛЕНИЯ» В ЗАТО ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация

В статье охарактеризованы основные макрорегиональные проблемы формирования и развития инновационного потенциала территорий РФ. На примере ЗАТО «Новоуральск» проанализированы типовые социально-экономические проблемы территорий с «закрытым» статусом. Обоснована необходимость совершенствования системы дополнительного образования для повышения мотивации молодежи к получению образования по востребованным в ЗАТО направлениям подготовки.

Ключевые слова

Инновационный потенциал территории. ЗАТО. Система дополнительного образования.

В рамках проблематики региональной и муниципальной экономики одним из ключевых вопросов является типологизация и оценка факторов социально-экономического развития территорий, основным из которых, безусловно, являются человеческие ресурсы. Во многом именно качество трудовых ресурсов выступает определяющим фактором развития той или иной территории, особенно, если региональная стратегия предусматривает реализацию инновационного сценария развития. Следовательно, с точки зрения разработки стратегий и прогнозов социально-экономического развития территорий, а также с позиции необходимости своевременной корректировки территориальной государственной молодежной политики, наиболее интересным представляется изучение структуры и динамики молодого населения той или иной территории, а также факторов, способствующих «закреплению» молодежи на предприятиях соответствующей территории.

Отметим, что молодежь в возрасте от 14 до 29 лет по праву считается наиболее динамичной социально-демографической группой. Активно участвуя в жизнедеятельности общества, молодежь

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

непосредственно влияет на социально-экономические процессы. В свою очередь, кардинальные изменения общественного развития на современном этапе и догоняющий характер развития российской экономики актуализируют задачу оценки инновационного потенциала территорий и предопределяют необходимость анализа проблем молодежи в территориальном разрезе.

Проведенный нами анализ различных теоретико-методологических подходов к оценке сущности и содержания понятия «потенциал инновационного развития территорий» позволяет определить его как:

1) совокупность природно-географических, финансово-экономических, социально-психологических, политических, научно-образовательных факторов и предпосылок создания, совершенствования и использования инноваций на определенной территории;

2) готовность бизнес-сообщества и самой территории (в лице территориальных органов управления) внедрять передовые разработки, инновационные продукты, услуги, технологии;

3) способность воспринимать и гибко реагировать на все изменения внутренней и внешней среды, оперативно адаптируясь к новым условиям хозяйствования [2, с. 33].

Любая территория (субъект, регион, муниципалитет) имеет определенный потенциал развития, оценив который, можно определить уровень развития территории в целом, а также охарактеризовать, насколько нуждается территория в дополнительном финансировании для обеспечения достойного качества жизни своего населения. В то же время, задача оценки и сравнительного анализа инновационного потенциала территорий субъектов РФ (в т.ч. на мезоуровне) объективно осложняется крайней разнородностью российских регионов по уровню социально-экономического развития. Соответственно, разработка стратегий инновационного развития регионов, на наш взгляд, должна вестись с учетом состояния и динамики инновационной деятельности организаций соответствующего федерального округа, поскольку только в этом случае может быть обеспечен синергетический эффект региональной инновационной политики.

Из девяти федеральных округов Российской Федерации только Центральный, Уральский и Приволжский округа могут претендовать на статус так называемых «срединных регионов», основополагающим признаком которых является непревышение среднего расстояния от административного центра округа до столиц других округов величины, эквивалентной примерно 2000 км по воздуху [3, с.74 ]. Кроме того, именно в этих федеральных округах сосредоточен в настоящее время наибольший промышленный и научный потенциал, проживает значительная часть населения страны и достаточно представительной по численности является социально-демографическая группа молодежи, знания, умения и творческий потенциал которой могут быть эффективно задействованы для формирования и развития инновационного потенциала территории.

В настоящее время достаточно много отечественных экономических исследований посвящено оценке социально-экономического потенциала территорий субъектов ЦФО. Привлекательность этих территорий в качестве объекта анализа обусловлена их выгодным географическим положением, наличием сформированной и развитой промышленной базы, отраслевых НИИ (к примеру, в Калужской и Московской областях, а также в г. Москве). Не столь однозначно состояние инновационного потенциала Приволжского федерального округа, поскольку для него характерны достаточно значимые диспропорции социально-экономического развития регионов.

На наш взгляд, в настоящее время недооценена возможная роль субъектов Уральского федерального округа как территорий инновационного развития РФ. Во многом это связано с тем, что субъекты УФО также весьма поляризованы по уровню социально-экономического развития, а старопромышленные регионы округа, хоть и обладают сформированной и диверсифицированной промышленной базой, тем не менее, крайне инертны в плане внедрения инноваций. В свою очередь, это связано как с общеэкономической конъюнктурой (сужением традиционных рынков сбыта и длительной стагнацией ряда отраслей), так и с отсутствием комплексных стратегий территориального инновационного развития и отсутствием реальной практики работы с молодежью для ее «закрепления» на предприятиях.

Отметим, что традиционно важнейшим конкурентным преимуществом Урала является запас природных ресурсов (топливо и сырье). Поэтому отнюдь не случайно среди федеральных округов и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

регионов Российской Федерации уральские регионы имеют наиболее устойчивые позиции в уровне финансового обеспечения территорий. По уровню дотаций в 2010 г., к примеру, все федеральные округа оказались дотационными: ЦФО - 13,3%, СЗФО - 4,5%, ЮФО - 26%, ПФО - 10,1%, УФО - 2,6, СФО -18,2%, ДФО - 25,1%. В то же время, именно субъекты УФО в наименьшей степени оказались зависимыми от бюджетных дотаций [7, с.103-105].

Примерно 12,4 млн. человек в УФО, по состоянию на 31.12.2014 г. проживают в городах и поселках городского типа. Из них почти половина (более 6 млн. чел.) проживает в регионах сверхурбанизированных крупных городских агломераций - Екатеринбургской, Челябинской, Нижнетагильской, Магнитогорской, каждая из которых сосредоточивает от 0,5 до 2,5 млн. жителей [4, с. 47-49].

По многим показателям социального развития Урал на протяжении ряда лет не поднимается выше 46 мест среди федеральных округов РФ [6, с.213]. Подобная асимметрия роли этого федерального округа в социально-экономическом развитии страны, к сожалению, сохраняется с советских времен, когда уральские территории по обеспеченности социальной инфраструктурой обычно не входили в число первых 10-20 регионов, а занимали места в четвертом, а то и шестом десятке (из 83 регионов страны - нынешних субъектов РФ). Такая асимметрия социальной роли территорий Урала требует от государства более пристального патерналистского внимания к решению проблем социально-экономического развития данного федерального округа, который реализует оборонные, научно-технические, инфраструктурные и производственные функции в интересах развития Российской Федерации.

Специфической чертой развития УФО является то, что на территории округа сосредоточено достаточно много территориальных образований с особым статусом. Во многом подобная ситуация связана с тем, что в военные, а особенно, - в послевоенные годы, на Урале активно происходила концентрация промышленного и научного потенциала на локальных территориях, что в конечном итоге, способствовало возникновению моногородов [5, с. 209].

В России на сегодняшний день выделяют два типа закрытых по соображениям секретности и безопасности территорий - закрытые административно-территориальные образования (далее ЗАТО) и закрытые военные городки. ЗАТО следует отличать от закрытых военных городков, к которым относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Эти населенные пункты подчиняются и управляются военными комендатурами и не имеют гражданских властей в отличие от ЗАТО, которые имеют органы местного самоуправления.

Изначально при создании ЗАТО административно-территориальное деление страны не учитывалось. Некоторые ЗАТО при создании располагались на территориях нескольких соседних районов и даже субъектов Федерации. Например, Саров - на территориях Горьковской области и Мордовской АССР, Снежинск - Свердловской и Челябинской областей. Однако административно ЗАТО были отнесены к какому-то одному субъекту (таблица 1)

Таблица 1

Количество ЗАТО в различных субъектах Федерации, шт. (по состоянию на 31.12.2014 г.)

Субъект Федерации Количество ЗАТО Субъект Федерации Количество ЗАТО

Московская область 5 Астраханская область 1

Мурманская область 5 Республика Башкортостан 1

Свердловская область 4 Владимирская область 1

Челябинская область 4 Камчатский край 1

Красноярский край 3 Кировская область 1

Саратовская область 3 Нижегородская область I

Приморский край 1 Оренбургская область 1

Тверская область 2 Пензенская область 1

Алтайский край 1 Пермский край 1

Амурская область I Томская область 1

Архангельская область 1 Забайкальский край 1

На территории Урала расположено 10 ЗАТО: 6 научно-производственных ЗАТО атомной промышленности (Снежинск - научный центр; Лесной, Трехгорный - центры по производству ядерных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

боеприпасов и арсеналы хранения РВСН; Озерск и Новоуральск - центры по производству делящихся материалов) и 4 ЗАТО Министерства обороны РФ (Свободный, Локомотивный, Звездный - ракетные дивизии РВСН; Уральский - центр размещения арсенала РВСН).

Наличие большого числа ЗАТО на Урале обусловлено несколькими причинами: во-первых, эта территория находится достаточно далеко от границ СССР (именно СССР, так как все уральские ЗАТО созданы в это время), во-вторых, лесистые горы обеспечивают надежную маскировку и дополнительное укрытие объектов. В-третьих, Урал достаточно хорошо промышленно освоен, к тому же, в годы Великой Отечественной войны туда было дополнительно перебазировано большое количество производственных предприятий.

Численность жителей «атомных» ЗАТО сегодня в большей степени определяется общими условиями проживания, которые формируют и определяют специфику процессов естественного движения населения, т.е. уменьшение или увеличение численности населения, а также направление и величину миграционных потоков.

Результаты проведенного нами анализа статистических данных за 2010-2014 годы свидетельствуют, что с 2012 года общая численность населения «атомных» ЗАТО изменялась незначительно: в среднем уменьшалась на 3% в год. Существенные колебания общей численности населения - в районе 5-10% наблюдались в анализируемом периоде лишь в Северске (в сторону уменьшения) и в Снежинске (в сторону увеличения). В силу того, что рассматривается общая ситуация за 5 лет, без учета ежегодных незначительных колебаний, можно предположить, что существуют достаточно объективные причины, порождающие описанную динамику.

Практически во всех «закрытых» городах смертность превышает рождаемость на протяжении всего рассматриваемого периода. Изменение общего количества жителей происходит только за счет миграции. Действительно, почти для всех указанных ЗАТО миграционный поток отрицателен, т.е., из города выбывает больше жителей, чем въезжает в него. Косвенно это подтверждает относительно низкую привлекательность подобных территориальных образований для населения в качестве мест постоянного проживания. Большая часть «атомных» ЗАТО может быть отнесена к числу средних городов (города численностью 50-100 тысяч человек).

На примере ЗАТО «Новоуральск» рассмотрим типовые социально-экономические проблемы территорий с «закрытым» статусом. Город Новоуральск относится к числу средних городов, так как численность населения составляет 82 594 человек (по данным на 31.12.2014 г.) На территории города расположено предприятие АО «Уральский электрохимический комбинат», которое осуществляет разделительное производство изотопов урана, поэтому город получил статут ЗАТО.

Социологические исследования показывают, что значительная часть населения «закрытых» городов (прежде всего, молодежи) готова уехать из ЗАТО. Так, исследования, проведенные в ЗАТО «Новоуральск» в 2014 г., показали, что покинуть город готова примерно половина его жителей. В качестве основных причин такого решения респонденты указали отсутствие перспектив и неудовлетворенность досуговой сферой. В «атомных» ЗАТО значительная часть экономически активного населения работает вне ЗАТО. К примеру, в Новоуральске ежедневная миграция из города составляет 3-4 тысячи человек.

Формирование бюджетов закрытых административно-территориальных образований имеет определенные особенности [3, с.304] . Во-первых, бюджеты ЗАТО получают дополнительные федеральные трансферты. Во-вторых, как бюджеты любых монопрофильных городов, они зависят от деятельности градообразующих предприятий, налоговые отчисления которых составляют примерно половину налоговых доходов муниципального бюджета. Относительно недавно был предпринят эксперимент по оценке возможностей и перспектив для формирования дополнительных доходов ЗАТО за счет привлечения налогоплательщиков с других территорий Российской Федерации. Этот эксперимент показал, что экономика ЗАТО не приспособлена для масштабных, особенно внезапных, внешних инвестиций. Представляется, что особенности экономики монопрофильного города, усиленные «закрытостью» и специфическим менталитетом жителей, в большинстве случаев не способствуют развитию любых неградообразующих производств на территории такого города даже при наличии дешевых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

(муниципальных) финансовых ресурсов. Также эксперимент показал, что руководство муниципальных образований слабо мотивировано на активное, разностороннее развитие своей территории. Действительно, в условиях относительной стабильности доходов мотивация для такой активности не является сильной.

В условиях перманентного реформирования местного самоуправления особую актуальность приобретает необходимость обоснования новых подходов к развитию местного самоуправления в ЗАТО, а также обеспечения эффективного взаимодействия между двумя формами публичной власти -государственной и муниципальной.

Как нами установлено в ходе проведенного анализа литературных источников, конкретных данных социологических опросов населения и данных статистической отчетности, существует объективная необходимость поиска новых подходов к созданию образовательной среды в условиях «закрытого» города. Многие негативные тенденции в поведении молодежи и стремление значительной части ее представителей уехать из ЗАТО напрямую связаны с невозможностью самореализации. И здесь контрпродуктивно говорить о различных рода объективных обстоятельствах, важно в современных условиях создать такое образовательное пространство, которое обеспечивало бы созидательное развитие личности. Образовательное пространство должно обеспечить равные возможности для дальнейшего самоопределения каждого молодого человека. Такая постановка вопроса отвечает интересам самой личности, государства, общества в целом.

Анализируя особенности функционирования образовательного пространства «закрытого» города можно сделать вывод, что в настоящее время только учреждения дополнительного образования могут при правильной организации их деятельности стать системообразующим элементом продуктивного развития образовательного пространства.

Очевидно, что образование, его качество и уровень влияют на успешность адаптации личности в обществе, на возможности самореализации, получения ожидаемых социальных ролей, повышения престижа, статуса, благосостояния и т.п. Традиционное образование в большей мере реализует экономическую функцию и, лишь частично, - социальную и личностную функции. На наш взгляд, более успешно данные функции могут быть реализованы при подключении к образовательному процессу учреждений дополнительного образования.

Главным преимуществом учреждения дополнительного образования является добровольное участие в его мероприятиях молодежи. Все остальные учреждения и организации системы образования в определенной степени «связаны» необходимостью решения, в первую очередь, конкретных задач государственной образовательной политики. В содержательном плане - это реализация разноуровневых стандартов общего и профессионального образования в жестко ограниченные учебным планом сроки, в организационном плане - единообразные формы обучения, что, безусловно, не способствует в должной мере активизации творческого потенциала молодежи. В то же время, даже при идеальном отборе содержания и методов обучения достаточно трудно мотивировать всех учащихся на изучение конкретного учебного материала, который, по мнению ученика, может просто не пригодиться ему в будущей жизни.

В учреждении дополнительного образования можно реально обеспечить личностно-ориентированный характер деятельности. Это связано с возможностью участия подростка как в индивидуальных, так и в групповых видах деятельности, работе в разновозрастных группах, изменении, в зависимости от интересов и возможностей личности, общего времени и темпа реализации одного или нескольких проектов и т.п.

Актуальной проблемой деятельности культурно-досуговых учреждений многих ЗАТО (в т.ч. и рассматриваемого в статье г. Новоуральска) является организация эффективного досуга молодежи. На территории г. Новоуральска функционирует 6 учреждений дополнительного образования: Центр внешкольной работы (ЦВР), межшкольный учебно-производственный комбинат, станция юных техников (СЮТ), детские и подростковые клубы, детская художественная школа, детская школа искусств. В то же время, как и в целом по стране, зачастую посещаемость кружков и секций в Новоуральске является невысокой в силу инертности молодежи. Соответственно, актуализируется задача грамотной презентации таких учреждений для молодежи для формирования интереса к их деятельности, а впоследствии, -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

активного вовлечения в нее. Параллельно должна решаться задача «переформатирования» деятельности учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование всегда имеет практическую направленность, обладает мобильностью структурно-организационных форм, методов работы, ориентировано на постоянное изменение содержания деятельности и открыто для сотрудничества с другими образовательными, воспитательными, культурными учреждениями, отдельными людьми и общественными организациями. Оно должно способствовать удовлетворению социального спроса на различные виды образования, причем в зависимости и в соответствии с особенностями микросоциума, в системе которого функционирует данная организация. Однако в системе дополнительного образования прошлых лет часто присутствовало давление на молодежь при «свободном» выборе видов деятельности. Сегодня такой подход недопустим. Поэтому главным принципом развития учреждения дополнительного образования должен стать принцип добровольности и заинтересованности.

В качестве второго базового принципа деятельности учреждения дополнительного образования должен выступать принцип практической направленности деятельности ребенка. Конечно, можно занять молодежь каким-либо делом и это поможет решить проблему досуга, которая на сегодняшний день определяется молодежью многих ЗАТО как значимая. Вместе с тем, отсутствие практико-ориентированной работы, нацеленной на достижение конкретного результата, может привести к формированию безответственного отношения к любому делу, и в этих условиях говорить о создании условий для самореализации в какой-либо области в корне неверно. Принцип практической направленности отвечает также за ориентацию молодежи на такие виды деятельности, которые впоследствии при выборе профессии помогут сориентироваться в соответствии с реальными запросами рынка труда данной территории. Такой подход позволяет гибко перепрофилировать профессиональную подготовку во взаимодействии с учреждениями профессионального образования.

Современное общество характеризуется значительными изменениями, которые носят непрерывный характер. В настоящее время личность должна уметь принимать адекватные решения в новых условиях, часто эти решения должны носить нестандартный характер. Эти обстоятельства определяют необходимость моделирования деятельности учреждений дополнительного образования на основе принципа мобильности. Реализация принципа мобильности предполагает одновременное использование различных форм, содержания и методов деятельности при выполнении практико-ориентированных заданий.

В современных условиях любое учреждение дополнительного образования может развиваться только на основе принципа открытости. Этот принцип отвечает за привлечение к деятельности подобных учреждений всех заинтересованных субъектов: родителей учащихся, представителей общественности и государственной власти, работодателей и т.д. Все перечисленные субъекты в рамках социального партнерства могут корректировать деятельность учреждений дополнительного образования, а вместе с этим и оказывать посильную помощь, без которой серьезное развитие многопрофильного учреждения образования невозможно [1, с. 64] .

Принцип вариативности - это также важнейший принцип развития учреждений дополнительного образования на современном этапе. В учреждении дополнительного образования молодежь должна иметь возможность оценить свои профессиональные пристрастия и реальные способности по различным направлениям деятельности. В выборе будущей профессии это направление деятельности таких учреждений играет роль предпрофессиональной подготовки. Как показало наше исследование, работа учреждения дополнительного образования во взаимодействии с учреждениями общего и начального профессионального образования позволяет молодежи не только реально оценить свои силы по тому или иному виду профессиональной деятельности, но и обеспечивает профессиональную самореализацию в соответствии с конкретными запросами рынка труда.

Принятие управленческих решений в учреждении дополнительного образования производится на основе принципа самоуправления. В принятии важнейших решений по развитию учреждения обязательно участвуют представители учащихся наряду с администрацией и преподавательским корпусом. Именно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

общественный орган молодежи наиболее четко и объективно формулирует позицию молодежи по различным вопросам. К примеру, в г. Новоуральске таким общественным органом является организация молодежи «Молодая гвардия». Одновременно молодежь через работу в общественной организации получает практический опыт социальной деятельности.

В силу своих особенностей дополнительное образование может стать реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Тем более, что пока еще немного детей имеет ярко выраженные склонности к той или иной профессии. Речь идет о самоопределении личностном и профессиональном, так как от этого зависит способность к социальной и культурной адаптации. Жизнь диктует жесткие требования к ранней профориентации и формированию умений приспособиться к возрастающей конкуренции на рынке труда. Эта задача, на наш взгляд, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для системы образования в целом в различных ЗАТО.

Важно иметь в виду «наполненность» сферы дополнительного образования самыми разными видами деятельности, способными удовлетворить разнообразные интересы детей разного возраста. Долгие годы в учреждениях образования и школах преобладали кружки и клубы художественной направленности: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, танцевальные коллективы, вокальные и музыкально-инструментальные ансамбли. Спорт был представлен также достаточно широко (от шахмат до восточных единоборств). Не было проблем и с техническим творчеством. Однако в последние годы тематика технического творчества детей резко сузилась, что связано, в первую очередь, со сложностями материально-финансового характера, а также с нарушением связей с научными и производственными центрами, помогавшими во многом детям и педагогам. Правда, следует признать, что и интерес школьников к конструированию, моделированию также несколько упал, так как снизился в обществе престиж различных инженерных и конструкторских профессий. И все-таки такое положение необходимо менять. Тем более, что развитие интересов школьников может определенным образом влиять на социально-экономическую обстановку в ЗАТО. Представляется, что интенсификация технического творчества детей может способствовать их ранней профориентации, «закреплению» впоследствии на предприятиях ЗАТО в качестве высококлассных специалистов, и, как следствие, - усилению инновационного потенциала территории и улучшению показателей ее социально-экономического развития.

Отметим также, что наличия традиционных спортивных секций оказалось недостаточно в наше время, когда большая часть школьников подвержена хроническим заболеваниям. Для ЗАТО задача интенсификации деятельности учреждений физической культуры и спорта обладает повышенной актуальностью, на что также обращают внимание в опросах респонденты из числа молодежи.

Среди существующих недостатков в деятельности системы дополнительного образования в ЗАТО можно отметить крайне незначительное включение в сферу дополнительного образования профессиональной подготовки старшеклассников. Существовавшие когда-то в школах кабинеты профориентации исчезли или утратили свое значение. По данным социологов, более чем у половины старшеклассников школ ЗАТО отмечаются неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, и как следствие, - они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией.

Ситуация дестабилизации, сложившаяся в социально-экономической политике общества, негативно повлияла на все сферы его жизнедеятельности и, в значительной степени, - на молодежную политику, особенно в области профессионального самоопределения. Сегодня, как никогда, следует учитывать индивидуальные запросы личности. Карьера предполагает стремление человека к успешной трудовой деятельности, а это - длительный процесс, который взаимосвязан и обусловлен формированием профессионального самоопределения молодежи на этапе выбора профессии.

Известно, что результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе (Образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Названные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии [1, с. 89].

Итак, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии. Настоящее положение подтверждает преимущественные возможности дополнительного образования по сравнению с традиционным образованием. Именно здесь старшеклассники в большей степени могут получить нужную информацию, попробовать себя в различных видах деятельности и оценить свои возможности и способности в профессиональном плане.

Соответственно, развитие системы дополнительного образования в ЗАТО может обеспечить в будущем решение целого круга задач: формирование класса высококвалифицированных специалистов для предприятий ЗАТО, их «закрепление» в ЗАТО, стимулирование социально-экономического развития территории и «выравнивание» ее половозрастного состава в связи с прекращением массового оттока жителей.

Список использованной литературы:

1. П. С. Гуревич Психология и педагогика: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 479 с.

2. Плисецкий Е.Л., Черкасов И.Л. Региональная экономика: Учебное пособие.- М.: КноРус, 2014. -272 с.

3. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463 с.

4. Россия в цифрах. 2014. Стат. Ежегодник. // М.: Росстат, 2014. - 558 с.

5. Федеральные округа России. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. Глушковой В.Г., Симагина Ю.А. - М.: КноРус, 2013. - 360 с.

6. Черкасов П.С. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. - 2013. - №2 (46). - С. 212-214.

7. Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В., Региональная экономика и управление: учеб. и практикум - М. : Юрайт, 2016. - 446 с.

© Найденкова К.В., Норкина А.Н., Малых А.Д., 2016

УДК 338.432

Папахчян Инна Арамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант, КубГАУ, г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЫРЬЕВОГО РЫНКА

Аннотация

Даны предложения по совершенствованию экономического механизма развития субъектов малого аграрного хозяйствования, повышению эффективности государственного участия через региональные целевые программы регулирования. Предложена методика определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования. Проблемы доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования предлагается решать эффективной организацией работы многоуровневых кредитных и сбытовых кооперативов

Ключевые слова

Развитие, малое хозяйствование, программа, емкость рынка, кредитное и сбытовое кооперирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.