МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
При написании данной статьи были использованы материалы и статистические данные, опубликованные Министерством коммерции Китайской Народной Республики. URL: http://russia.mofcom.gov.cn/
© И.М. Карицкая, Не Лин, 2015
УДК: 37.013.004.9.
Косова Галина Федоровна
канд.техн. наук, доцент E-mail: [email protected].
Куприянова Инна Александровна канд. экон. наук, доцент Шевчук Александр Андреевич Начальник отдела дополнительного образования и информатизации СФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Севастополь, РФ
РЕСУРСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы социализации личности, в течении всей жизни путем непрерывного образования. Актуализированы проблемы полного использования человеческого ресурса, формирования современного опыта и навыков пожилых людей в интеллектуальном обществе. Предложены методы организации обучения, технологии, реализующие адаптацию представителей старшего поколения к современным коммуникационным средам.
Ключевые слова
Социализация личности, непрерывное образование, коммуникационные среды.
Термин «социализация», имеет разнообразное значение. В самом общем виде он определяется как факторы влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация (от лат. Socialis - общественный) - развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». В последнее время появились такие термины, как «средовая адаптация» и «социальная адаптация». В Кратком психологическом словаре дается следующее определение социальной адаптации («Адаптация социальная» от латинского слова adapti- приспособление и socialis- общественный): постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса.
Главной проблемой сегодня является игнорирование обществом ценности, и важности мнения и опыта старшего поколения, следствием такого отношения
Особое значение приобретает на сегодня решение задач: обеспечение возможностей пожилого гражданам продолжить трудовую деятельность по достижении пенсионного возраста; повышение качества социальных услуг, повышение их доступности.
Непрерывное образование позволяет осуществить общественную востребованность человека пенсионного возраста, как процесс, в ходе которого индивид продолжает быть активным членом общества, адаптируется к современным нормам и ценностям, пользуется новыми социальными ролями [1].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Представители младшего, среднего и старшего поколения должны стать взаимосвязанными элементами единой системы общества, и чем теснее взаимосвязь и информационный обмен между ними, тем больший положительный эффект получает общество от их деятельности.
Выделим принципы общественно-ориентированного образования, дополнив список, предложенный Винсом: обучение на протяжении всей жизни, при котором право старшего поколения на образование оказывается так же важно, как и право ребенка; самоопределение и самопомощь, при которых люди самостоятельно и независимо, разделяя всю ответственность, участвуют в принятии решений; ответственность организаций, разрабатывающих программы и услуги, направленные на удовлетворение потребностей членов местного сообщества. Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры. Здесь есть свои закономерности. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются.
Можно выделить несколько универсальных методов, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе социализации человека на различных возрастных этапах. Традиционный метод представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институциональный метод социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с основной деятельностью), которое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный метод социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека (группы сверстников, коллеги по профессии и др.). Межличностный метод социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т. д.).
На практике перечисленные методы могут сочетаться. В разных половозрастных, социокультурных и профессиональных группах соотношение влияния методов социализации различно.
Процесс беспрерывного образования в разрезе социализации личности играет сегодня значимую роль, право человека пенсионного возраста на получение образовательной услуги должно быть прописано в законодательстве.
Наиболее важным с точки зрения политических технологий направлением такой работы должна стать организация взаимодействия общеобразовательных учреждений с территориальными органами самоуправления.
Эта деятельность предполагает, что в данном случае партнерство будет трехсторонним: в нем будет участвовать местная власть, представители старшего поколения, и образовательные центры. Поэтому в целях улучшения жизни местного сообщества необходима разработка, как стратегических планов совместной деятельности, так и конкретных долгосрочных информационных проектов [2]. В состав территориального общественного самоуправления чаще всего входят именно пенсионеры, имеющие достаточный временной ресурс для эффективной работы. Участие представителей старшего поколения в такой работе носит ярко выраженный общественно-полезный характер. Оказываясь в роли представителя территориального общественного самоуправления, они встают на позицию активного гражданина, деятельность которого востребована обществом, который чувствует ответственность за порученное дело и видит результаты своего труда.
Площадкой для реализации задачи предоставления качественных образовательных услуг в сфере непрерывного образования людям пожилого возраста в Севастополе является «Академии Третьего возраста». Инициативу по ее созданию проявили сотрудники севастопольского регионального отделения общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Медведева Д.А. и преподаватели Севастопольского филиала «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова». Дело в том, в рамках заключенного между вышеупомянутыми организациями и создана «Академия третьего возраста». Целью создания «Академии Третьего возраста», как социального института, является предоставление широкого спектра направлений непрерывного образования.
В процессе разновозрастного взаимодействия, результатом работы «Академии Третьего возраста» становится не только воспитание подрастающего поколения, но и в целом - гармоничные отношения в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
сообществе, проживающем на данной территории. Таким образом, реализуются цели и задачи Государственной программы «Информационное общество» (2011-2020 годы), состоящие в получении гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создании условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.
Показателями успешности Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих государственные услуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными государственными услугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%. На этом фоне актуальными стали программы по компьютерной грамотности, ориентированные на людей пожилого возраста. Методы обучения динамично изменяющимся компьютерным технологиям вписываются в стратегию непрерывного обучения, базируются на активном вовлечении слушателей в учебный процесс с использованием современных методических материалов, адаптированных к особенностям данной возрастной группы. Полученные знания позволяют людям более уверенно чувствовать себя в современной жизни, на равных общаться с государственными, экономическими, общественными структурами, лицами иных возрастов, использовать полученные знания в реальной жизни.
Компьютерные курсы открывают для своих слушателей возможности активной экономической деятельности, современных средств коммуникации. Возможны: эффективный обмен опытом с подрастающим поколением; чтение электронных книг, дистанционное медицинское консультирование, оплата услуг жилищно-коммунального сектора, банковских услуг.
За период обучения слушатели компьютерных курсов изучают стандартные программы современных операционных систем, графические редакторы и сервисные программы. Осуществляется формирование комплексное представления о роли, месте, функциях и инструментах информационных технологий в процессах информатизации общества.
Осваивается теоретический материал, основное содержание которого включает рассмотрение вопросов информатизации общества, роль и место информационных ресурсов в международной экономической деятельности; изучаются технические и программные средства реализации информационных процессов, а также инструментарий решения функциональных задач средствами информационных технологий.
Важной составляющей является практическая часть курса в форме компьютерных практикумов, назначением которых является формирование у слушателей курса навыков работы с прикладным программным обеспечением для выполнения профессиональных задач; усвоение принципов работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Спрос на услугу обучения компьютерной грамотности среди населения «третьего возраста» превзошел все ожидания. В составе первой группы слушателей самому младшему 62 года, самому старшему 81. В ходе занятий слушатели проявляют самый активный интерес к информационным технологиям.
Огромной популярностью пользуются социальные сети. Их развитие и частота использования просто поражают своей масштабностью. Социальные сети не знают ограничения. Все больше людей различного возраста с удовольствием пользуются ими как средством связи между собой.
Ряд слушателей предложили объединиться в сеть для общения. Очень много вопросов возникает, а где можно разместить свою информацию, как возможно увидеть друг друга, пообщаться в режиме видеоконференции. Общение в режиме видео особенно актуально для пожилых людей, ведь им тяжело передвигаться, с каждым годом для ветеранов все труднее отправляться в поездки между городами, чтобы увидеть своих друзей, сослуживцев, однополчан. Достаточно много защитников города-героя Севастополя проживают в других городах, им было бы интересно поучаствовать в мероприятиях, проводимых в Севастополе, пусть удаленно. Интересная информации хранится в различных домашних архивных документах ветеранов, пожилых людей. Сегодня эти материалы, воспоминания могли бы стать достоянием нашего общества, данью памяти героям Великой Победы, огромной медиа библиотекой для патриотического воспитания молодежи.
Сегодня в Севастополе достаточно тяжело решаются социальные вопросы. Особенно трудно пенсионерам, людям пожилого возраста. Это и «пляшущие» цены на продукты и лекарства, услуги ЖКХ. Ответы на животрепещущие вопросы могла бы дать социальная сеть «Севастополь для третьего возраста».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Задачи, решаемые сетью: создание электронного сообщества пожилых людей; информирование участников сети по различным сторонам жизни в Севастополе (цены на продукты и лекарства, услуги, принимаемые и действующие законы); информация об электронных приемных различных должностных лиц города для участников сети; дистанционное обучение; создание видеосервера для общения участников сети; создание почтового сервера для участников сети (многие люди пожилого возраста не доверяют существующим услугам электронной почты Интернет); формирование интернет-портала для пожилых людей, где каждый может завести свою страницу или блог, выложить свои проекты, свою информацию об исторических событиях; создать возможность для участников изменить жизнь, сделать ее яркой и насыщенной. В составе сети должны быть развернуты: интернет-портал; сервер хранения информации; сервер видеоконференций; сервер электронной почты; call-сервер для сбора информации и информирования; а также другие сервера по мере развития проектов.
Направления реализации проекта: финансирование приобретения компьютерной техники и программного обеспечения за счет средств бюджета или спонсоров; обслуживание оборудования и программного обеспечения за счет средств городского бюджета в рамках договоров с организацией исполнителем проекта (СФ РЭУ им. Г.В. Плеханова»; наполнение контентом, материалами и ресурсами участниками сети - теми, кто уже владеет компьютерными технологиями, прошли обучение или будет обучен компьютерным технологиям в рамках «Академии третьего возраста».
Стоимость развертывания проекта оценивается 2,23 млн. рублей. Стоимость поддержки оценивается ежегодно в объеме 1.3 млн. рублей.
Такая социальная сеть будет действительно актуальна как для сегодняшних ветеранов, так и для тех кто только недавно вышел на пенсию, то есть там будут обсуждаться те темы, которые для людей пожилого возраста явно интересны и важны.
Реализация модели «Академии Третьего возраста» и социальных сетей для старшего поколения -ресурсов социализации является актуальной темой сегодняшнего дня так как, по демографическим прогнозам Федеральной службы государственной статистики (Росстат) наблюдается демографический провал, численность населения старше трудоспособного возраста возрастет с 32,8 млн. человек в 2012 году до 40,4 млн. человек к 2030 году, что составляет 28,2 процента населения России.
Список использованной литературы:
1. Львова А.Ю. Социокультурные и педагогические средства непрерывного образования людей третьего возраста [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск N° 132 / 2011 -с.286-290. Дата обращения 27.05.2015.
2. Панина Т.С., Павельева Н.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в непрерывном обучении людей «третьего возраста». Профессиональное образование в России и за рубежом Выпуск N° 3(15) / 2014 с 50-54 [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/ Дата обращения 02.06.2015.
© Г.Ф. Косова, И.А. Куприянова, А.А. Шевчук, 2015
УДК 336.144
Кузнецова Елена Константиновна
канд. экон. наук, доцент Омского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ
Тимофеева Наталья Алексеевна ст.преп. Омского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ
г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Г. ОМСКА В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Аннотация
В статье отражены результаты применения программно-целевого метода планирования бюджетных