УДК 339.138
Развитие сетевого маркетинга как системы распространения товаров и услуг в России
А.В. Колгушкина,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В последние время в России бурное развитие получили разнообразные методы распространения товаров и услуг. Одним из таких новых и не совсем понятных для российского потребителя методов является прямая продажа товаров и услуг — многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing — MLM или МЛМ). "Маркетинг" в данном словосочетании означает доставку товаров или услуг от производителя к потребителю. Термин "многоуровневый" означает систему доставки товара или услуги потребителю и поощрения людей, осуществляющих ее. MULTI (много) означает "более чем один". Level (уровень, ступень), скорее, означает "поколение". Таким образом, можно назвать эту систему "продвижение продукции с помощью нескольких поколений". Более современным является термин " сетевой маркетинг".
Основная идея сетевого маркетинга заключается в следующем:
• компания производит какую-либо продукцию или услугу;
• она хочет распространить эту продукцию (услугу), охватить максимальное число потребителей, чтобы о ней все знали и, как результат, чтобы все ее покупали, при этом компания хочет исключить всех посредников и доставить продукцию напрямую тому человеку, который хочет ее приобрести.
Основной задачей сетевого маркетинга является информационный охват максимального количества людей. Продажа будет являться естественным результатом этого информационного охвата. В сетевом маркетинге не существует продажи в традиционном смысле слова, хотя необходимо, чтобы существовал товарооборот (если его не будет — никто не сможет получить доход). Товарооборот в сетевом маркетинге возникает и поддерживается из-за того, что люди информируют о продукции фирмы своих друзей и знакомых и выявляют из них тех, кому она нужна. Таким образом, они просто рекомендуют заменить (исходя из собственного опыта) давно используемую
продукцию (услугу), на новую аналогичную, но более качественную, и которую невозможно купить в магазине. Фирмы с системой сетевого маркетинга не рекламируют свой товар (услугу) и не продают его населению через торговые точки. Реклама происходит при непосредственном общении потребителей, а продукцию (услугу) у фирмы могут закупить только те люди, которые участвуют в бизнесе — они получают доход от товарооборота.
Сетевой маркетинг впервые возник в России в 1989 году в г. Новосибирске, где появились первые дистрибьюторы компании «Herbalife», чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, так же быстро распространился и негативный имидж самого сетевого маркетинга, и тому есть ряд причин. Если в США и других западных странах сетевой маркетинг давно вошел в практику повседневной жизни, а все крупные университеты имели кафедры сетевого маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, были разработаны законы против финансовых пирамид, то в России сетевой маркетинг «упал на абсолютно сырую почву». В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не понявших ни философии, ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по сетевому маркетингу появились лишь годы спустя).
Вступая в серьёзное и совершенно непонятное дело без всякой подготовки, десятки тысяч россиян очень быстро терпели неминуемый крах и покидали сетевой бизнес разочарованными. Большую лепту в распространение негативного общественного мнения о сетевом маркетинге внесли и бурно распространившиеся в 90-х годах ХХ века многочисленные финансовые пирамиды. Их структура внешне похожа на сетевой маркетинг, за исключением главного: в сетевых компаниях люди получают деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах — за вербовку людей и торговлю «воздухом».
Второй компанией, появившейся в России, стала австрийская страховая фирма «Save-Invest», а затем и такие зарубежные компании как AVON, ENRICH, MaryKay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров. По данным исследовательской компании Metso, американская Avon и шведская Oriflame занимают третье и четвертое места по объемам продаж на российском парфюмерно-косметическом рынке, уступая лишь Procter & Gamble и L'Oreal. Продажи Avon в России в 2005 г. достигли 395 млн долл., Oriflame 381 млн долл. Объемы продаж косметики Procter & Gamble и L'Oreal составили 865 и 402 млн долл. соответственно. Сейчас в России действует не менее 40 компаний, работающих по принципу сетевого
маркетинга. Половина продает косметику и парфюмерию, остальные торгуют пищевыми добавками (БАД), товарами для здоровья, бытовой химией, посудой. 11 крупнейших компаний входят в Ассоциацию прямых продаж (АПП), которая занимается сбором статистики по рынку и оказывает юридическую поддержку своим членам. По итогам 2006 года в сфере прямых продаж в России работали 2,5 млн независимых дистрибьюторов (в 2005 году — 2,3 млн человек)38.
Постоянно расширяется перечень и ассортимент товаров и услуг, реализуемых посредством системы сетевого маркетинга. Первоначально этот список включал в себя предметы гигиены, косметику и парфюмерию, оздоровительные товары (средства для похудения, витамины и др.) и посуду. B настоящее время через прямые продажи реализуются также бытовая экологическая техника, игрушки, книги и образовательные материалы, одежда, бижутерия, аксессуары, услуги. Так за 2005 г. из общего ассортимента товаров компаниями-членами АПП было реализовано: парфюмернокосметической продукции — 93,2%, товаров для дома — 3,2%, пищевых добавок — 3,2%, др. товаров и услуг — 0,4%, а за 2006 г. парфюмерно-косметической продукции —
90,2%, товаров для дома — 6,2%, пищевых добавок — 2,1%, др. товаров и услуг — 1,1%1.
Более полное представление о сетевом методе распространения товаров как методе торговли и структуре, занятых в этой сфере, дает следующая информация:
■ 95% всей продукции реализуется напрямую потребителям при личном контакте с ними (продажа один-на-один), 5% — на групповых презентациях;
■ около 75% товаров продается непосредственно на дому у покупателей, 25% — на рабочих местах, менее 1% — в других местах (выставки, ярмарки и проч.);
■ 99,9% всех занятых в системе прямых продаж имеют статус индивидуальных предпринимателей (независимые торговые агенты, независимые подрядчики, дилеры и дистрибьюторы);
■ 90% от общего числа независимых распространителей составляют женщины, 8% — мужчины; 2% — супружеские пары или группы из двух человек;
■ для половины прямых распространителей прямые продажи являются вторичной занятостью (менее 30 часов в неделю)1.
38 http://mlm-profi.ru
Благодаря своей низкой затратоемкости и гибкости, прямые продажи получили распространение не только в крупных, но и в средних и малых городах, и даже в отдаленных регионах России. Поскольку для крупных торговых предприятий организация торговой сети в отдаленных регионах связана с существенными и не всегда оправданными издержками, их альтернативой становятся, в частности, прямые продажи. Многие компании прямых продаж успешно реализуют свою продукцию в таких городах, как Омск, Красноярск, Ханты-Мансийск, Петропавловск-Камчатский и др. B противовес крупным торговым фирмам прямые распространители заинтересованы в реализации товара и в оказании услуг любым потребителям, независимо от их местонахождения и занятости.
Наиболее развитой индустрией сетевого маркетинга характеризуются девять стран: США, Япония, Корея, Бразилия, Великобритания, Мексика, Италия, Германия и Тайвань. В 2007 году Россия имеет шанс занять 7—8-е место в этом списке. Недавно в ряды представителей МЛМ, работающих на российском рынке, влилась американская компания Amway, чей годовой оборот превышает 6,2 млрд долл. Чуть позже начнет продажи еще один производитель косметики Newskin. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы: Витамакс, Мирра-Люкс, Преображение, Служба Довганя.
Появилась в России и своя научно-методическая база для развития сетевого маркетинга. С 1997 года регулярно выходит журнал «MLM-
перспектива» (как заявлено на его обложке — «для тех, кто выбрал профессию XXI века»). Второй год издаётся ежемесячная 24-х полосная газета «Хорошие Новости», освещающая деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в целом. На Урале появилась своя сетевая газета «Четвёртая волна» — орган «Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства». На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских корифеев сетевого бизнеса — Тома Шрайдера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогга. Появились на книжных прилавках и первые книги наших отечественных лидеров сетевого маркетинга. Российский Институт психологии бизнеса сетевого маркетинга проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных сетевых компаний. Во многих городах возникли и
активно функционируют Центры профессионалов сетевого маркетинга.
Индустрия сетевого маркетинга в России активно развивается. Можно выделить ряд факторов, как способствующих, так и препятствующих этому развитию (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторы, способствующие и препятствующие развитию сетевого
маркетинга в России
Факторы, способствующие развитию МLМ Факторы, препятствующие развитию МЬМ
> Финансовый кризис 1998 года. Десятки и сотни тысяч «белых воротничков» остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя своё второе рождение как бизнесмены. > Гражданам России близка схема передачи информации от человека к человеку (например, «сарафанное радио»: новости узнаются быстрее, чем о них сообщают в средствах массовой информации). > Россияне в массе своей общительны. ^ В период советской эпохи рекламы не было, и все дефицитные товары покупались с рук «с черного входа», «из-под прилавка», по рекомендациям знакомых. ^ Практически каждый житель России занимался в своей жизни сетевым маркетингом даже сам об этом не подозревая, при этом не получая вознаграждения. Каждому приходилась в своей жизни кому-либо что-либо рекомендовать (например, воспользоваться услугами хорошего портного или посетить новый магазин, в котором «удачные цены»). > «Импульсивность» российского потребителя. Россияне могут долго ^ Негативное общественное мнение о сетевом маркетинге, восприятие его в качестве еще одного вида «пирамид». ^ Неразвитость нормативной базы регулирования сетевого маркетинга. > Российский рынок нельзя в настоящее время назвать рынком активных потребителей (лишь 8% населения задаются вопросом, на что с пользой потратить деньги). > В массе своей россияне не умеют и не любят торговать, у них нет навыков к торговле и «наследственности» к этому. > Россияне не любят тех, кто продает. Инерция мышления советской эпохи рождает «пролетарскую ненависть к продавцам». > Во многих присутствует так называемое «покупательское сожаление». Покупка зачастую воспринимается не как благо, а как потеря денег. Человек, сделавший покупку и обнаруживший такой же товар в другом месте по более низкой цене может надолго впасть в депрессию. ^ Существует недостаток информации о сетевом маркетинге, мало центров по обучению принципам этого вида бизнеса. > Большинство обучающих программ не адаптировано к российским условиям, т.е. не учитывают особенности
накапливать деньги, ограничивая себя во всем, но в один прекрасный день взять и все потратить. Россияне легче, чем американцы расстаются с деньгами.
^ На рынке России нет огромного спроса на товары и услуги, но есть гигантский спрос на возможность заработать деньги._________________________
психологии, мышления, культуры россиян.
С целью выявления отношения потребителей к сетевому маркетингу было проведено маркетинговое исследование на основе выборочного опроса. Респондентами являлись москвичи — потребители компаний, работающих по принципам сетевого маркетинга и те, которые еще таковыми не были.
Большинство опрошенных потребителей (83%) составляют женщины.
Преимущественно услугами дистрибьюторов сетевого маркетинга пользуются люди в возрасте 21—30 лет — 56% .
другое
возможность быстрого заработка без напряга
прекрасная возможность начать свое дело
считаю эти системы жульническими пирамидами
мало что знаю, отношусь с недоверием
считаю его прогрессивным способом продвижения тов аров
0%
17%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Рис. 1. Восприятие потребителями сетевого маркетинга
Из рис. 1 видно, что 36% опрошенных считают сетевой маркетинг прогрессивным способом продвижения товаров, однако 23% опрошенных относятся к нему с недоверием, возможно, это связано с представлением сетевого маркетинга как о финансовой пирамиде.
77% опрошенных имеют опыт приобретения товаров через систему сетевого маркетинга.
Рис. 2. Продолжительность пользования услугами компаний сетевого маркетинга
Большинство потребителей (38%) пользуются услугами компаний от 1—2 лет, равное количество человек пользуются услугами менее года и от 2—3 лет — это 22% опрошенных (см. рис. 2). Возможно, это связано с тем, что более активно спрос на продукцию сетевых компаний начал свое развитие два года назад.
косметика бытовая химия бытовая техника посуда пищевые добавки средства для похудения медицинские препараты страховые услуги телеком. услуги другое
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
152%
8%
11
16%
| 5%
111 %
|6%
□ 2%
0%
□ 2%
0%
Рис. 3. Товары и услуги, приобретенные через дистрибьюторов
Из рис. 3 видно, что потребители больше всего предпочитают приобретать через дистрибьюторов косметику — 52%, бытовую химию — 18%. Конечно это связано, прежде всего, с тем фактом, что большинство потребителей — женщины. Доля услуг очень мала (2%) и представлена лишь телекоммуникационными услугами.
другое удобно
известность сетевой компании уникальность товара возможность попробовать товар до покупки кач-во товара выше цены ниже, чем в магазине
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рис. 4. Причины приобретения товаров и услуг через дистрибьюторов
Половина (50%) опрошенных считают покупку товаров через дистрибьюторов очень удобной (см. рис. 4). Возможно, это связано с тем, что в Москве существует очень высокий темп жизни, и зачастую не хватает времени для совершения покупок. Сетевой маркетинг позволяет экономить это время. К тому же 18% отметили, что цены ниже, чем при традиционных методах торговли.
Потребители дали оценку по пятибалльной шкале работы сетевых компаний по таким критериям, как знание дистрибьютором продукта, скорость выполнения заказа, коммуникативные качества дистрибьютора, презентация товара или услуги, разнообразие ассортимента, доступность цен, условия оплаты в размере четырех баллов.
другое
нет возможности сравнить в аналогичным продуктом
не люблю, когда товар навязывается приходится подолгу ждать свой заказ
считаю, что товар не очень качественный
0% 5% 10 15 20 25 30 35 40 45
_______________________________________________% % % % % % % %
Рис. 5. Причины отказа от приобретения товаров через компании с сетевого
маркетинга
0%
50%
^^|12%
I 12%
0%
1 8 %
11 8%
Не все опрошенные положительно относятся к товарам и услугам, которые продаются через сетевые компании, т.к. 40% считают товар не очень качественным, а 33% — не любят, когда товар им навязывают (см. рис. 5).
С целью оценки эффективности сетевого маркетинга в Росси был проведен выборочный опрос дистрибьюторов компаний сетевого маркетинга.
По результатам данного опроса, 95% дистрибьюторов — женщины. Работа дистрибьюторами больше привлекает людей в возрасте 21—30 лет — 33%, а также до 20 лет — 24%.
3 года и более от 2 до 3 лет от 1 до 2 лет менее 1 года
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%
Рис. 6. Продолжительность работы в системе сетевого маркетинга Из рис. 6 видно, что 43% дистрибьюторов в данном бизнесе от 1 до 2 лет, а 29% — от двух до трех лет.
Рис. 7. Доля дохода от сетевого маркетинга в общем семейном доходе
У 52% респондентов доля дохода от сетевого маркетинга в общем семейном доходе составляет 5—10% (см. рис. 7).
Для 100% опрошенных сетевой маркетинг является вторичной занятостью.
другое
понравился продукт компании
хорошая возможность иметь дополнительным заработок
желание попробовать себя в новом виде деятельности
не было достаточно средств для открытия собственного бизнеса
)
14%
52%
43%
24%
10%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рис. 8. Причины занятия сетевым маркетингом
Из рис. 8 видно, что большинство опрошенных (52%) решили стать дистрибьютором, потому что им понравился продукт компании. 43% опрошенных считают, что это хорошая возможность иметь дополнительный заработок, т.к. прямые продажи обеспечивают дополнительный источник дохода многим российским семьям, что ведет к улучшению их материального положения и качества жизни.
другое
шанс построить личный бизнес неограниченный доход налоговые преимущества работа с уникальными продуктами свободный график возможность работы на дому Малые капиталовложения
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
0%
14%
38%
] 10%
14%
62%
24%
14%
Рис. 9. Преимущества сетевого маркетинга
Большинство дистрибьюторов (62%) считают главным преимуществом сетевого маркетинга свободный график, 38% опрошенных называют неограниченный доход (см. рис. 9).
Рис.
0%
повысился уровень личностного развития повысился уровень жизни появилось много свободного времени повысился профессиональный уровень возросли доходы
14%
0%
5
5%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%
10.
Изменения в жизни дистрибьюторов, произошедшие вследствие занятия сетевым
маркетингом
Равное количество опрошенных (48%) считают, что после того, как они стали дистрибьюторами, у них повысился уровень личностного развития и возросли доходы (см. рис. 10).
Рис. 11. Причины, препятствующие занятию сетевым маркетингом
Из диаграммы на рис. 11 видно, что 43% дистрибьюторов мешает заниматься бизнесом ограниченность во времени, а также то, что трудно найти потребителей продукта (33% опрошенных).
другое
иметь больше свободного времени
возможнсть работать на себя
небходимость решать разнообразные проблемы
возможность сделать карьеру
возможность зарабатывать больше и иметь налоговые льготы
нравится общаться с людьми, обучать их
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
0%
124%
162%
10% 114% 1 1 19% 19%
Рис. 12. Что привлекает в работе дистрибьютором
В работе системы сетевого маркетинга дистрибьютора больше всего привлекает возможность работать на себя (43% респондентов) (см. рис.12).
Большинство опрошенных дистрибьюторов положительно оценивают перспективы развития сетевого маркетинга в России, отмечая, что «в России этот бизнес достигнет наиболее высокого уровня, чем в других странах мира, т. к. в нашей стране больше людей, которые хотят достичь какой-либо цели и достигают ее». Респонденты предполагают, что
сетевой маркетинг «изменит жизнь многих людей, каждый может развиваться как личность, потому что здесь есть три самых главных возможности: независимость, свобода, личностный рост».
Экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI века, способствует активному развитию сетевого маркетинга. Миллионы россиян в ближайшие годы могут найти в нём своё новое призвание и удовлетворение. Тому есть ряд объективных предпосылок/
1. По официальным данным в России уровень безработицы составляет в среднем 7% от занятых в народном хозяйстве. В первую очередь эта проблема более остро ощущается в регионах. Сетевые компании дают возможность многим людям, независимо от их пола, возраста и профессиональных знаний, стать своими дистрибьюторами и зарабатывать деньги в этом бизнесе. Таким образом, применение сетевого маркетинга является одним из путей увеличения рабочих мест.
2. Подрастают «новые профессионалы», бросающие вызов традиционной культуре работы, ее ценностям и системе вознаграждения. Мышление новых профессионалов заключается в поиске предпринимательских форм бизнеса и большего контроля над своей судьбой, гибкого использования времени и финансовой отдачи. Сетевой маркетинг дает возможность начать свой бизнес с минимальными вложениями (которые неизбежны при открытии собственного бизнеса). В рамках данной системы происходит обучение азам предпринимательства, нарабатываются недостающие навыки. Сетевые компании заинтересованы в успехе каждого сотрудника, так как это показатель сильной, конкурентоспособной компании.
3. В последние годы финансовая независимость не определяется только доходом от основной работы. С ростом потенциальной рабочей силы (служащих с частичной занятостью, работающих на контрактной основе, частных предпринимателей) изменилась структура денежных доходов населения (существенно увеличилась доля доходов, связанных с личной предпринимательской деятельностью). Сетевой маркетинг предоставляет возможность дополнения дохода от основной работы доходом от личного бизнеса.
4. Сетевой маркетинг будет продолжать становиться мощным каналом распространения в последующее десятилетие и все больше традиционных компаний начнут использовать сетевой маркетинг в качестве дополнительного канала к уже существующим видам маркетинга (в том числе и компании сферы услуг).
5. Увеличение ассортимента продуктов и услуг. Индустрия сетевого маркетинга будет продолжать увеличивать ассортимент распространяемых продуктов намного дальше традиционных «лосьонов и зелий» и косметики.
6. Слияния, покупки и стратегические союзы компаний. Внутри индустрии будет движение в сторону слияний, покупок и стратегических союзов компаний, так как конкуренты стараются открыть новые ниши и уменьшить расходы с помощью диверсификации и консолидации.
7. Новые компании будут продолжать входить в индустрию. Однако им будет уже сложнее и дороже начать работу в этой сфере. Увеличится количество конкурирующих фирм. Будет все сложнее найти свою собственную нишу среди множества похожих продуктов. Продукты-двойники будут появляться в огромном количестве, но большинство из них не будут иметь успеха.
8. Требования начальных вложений будут все увеличиваться и будут повышаться требования к обслуживанию клиентов и поддержке дистрибьюторов. Структура поддержки будет становиться все более дорогой.
9. Сетевой маркетинг и интернет разовьют взаимные отношения, которые сильно увеличат силу каналов сетевого маркетинга. Интернет — мощное средство для передачи информации, обучения и администрации операций. Устная коммуникация — мощное средство влияния на отношение и поведение людей. Поэтому сетевой маркетинг и интернет представляют собой оптимальную комбинацию.
10. Дистрибьюторы и потенциальные дистрибьюторы становятся более грамотными экономически и юридически. Становится сложнее привлечь человека в проект, основываясь только на эмоциях. Все большую роль играют условия входа в бизнес, концепция функционирования компании, ее продукт
11. Растут доходы населения. Это значит, что оно становится более платежеспособным и склонным к покупкам. Спрогнозировать ситуацию несложно, перевес будет на стороне компании, ориентированных на конечного клиента.
Вместе с тем существует ряд проблем, тормозящих перспективное развитие сетевого маркетинга.
1. Проблемы взаимодействия различных органов государственной власти по регулированию сетевого предпринимательства, вопросы формирования единой отрасли, разработки концепции и государственных программ ее развития, анализ состояния и тенденций, разработка стратегических позиций исполнительной власти по отношению к сетевому маркетингу и прямым продажам.
2. Проблемы правового регулирования МЛМ-деятельности, ее налогообложения и лицензирования.
3. Проблемы дистрибьюторов компаний сетевого маркетинга, их правовой статус, налогообложение и социальная защищенность. Отметим, что в соответствии с мировой практикой они не являются сотрудниками сетевых компаний и их взаимоотношения с ними регулируются не трудовым, а гражданским правом и личной заинтересованностью друг в друге.
4. Проблемы защиты населения от недоброкачественных и не сертифицированных товаров, а также от вступления в нелегальные пирамиды.
Перечисленные проблемы показывают, что сетевой маркетинг нуждается в государственной поддержке, в первую очередь путем его государственного регулирования.
В целях упорядочения МЛМ-деятельности необходимо:
• принять меры по легализации МЛМ-деятельности, выводу ее из сферы теневой экономики, повышению поступления в бюджеты государства налоговых платежей и страховых взносов;
• усовершенствовать нормативно-правовое регулирование МЛМ-
деятельности, систему противодействия возникновению пирамид, концепцию развития сетевого предпринимательства;
• формализовать в одном правовом акте положения дистрибьюторского договора;
• разработать единые санитарные правила для компаний сетевого маркетинга и прямых продаж на федеральном уровне;
• разработать правила торговли для компаний сетевого маркетинга и прямых продаж;
• распространить имеющийся положительный опыт Московской комиссии при мэре по многоуровневому сетевому маркетингу в области взаимодействия органов государственной власти с компаниями сетевого маркетинга и прямых продаж на другие регионы Российской Федерации (данное распоряжение мэра было принято в целях регулирования отношений между предпринимателями — организаторами и участниками многоуровневого сетевого маркетинга, защиты населения от проникновения
на рынок некачественной продукции и услуг и ограничения условий для возникновения мошеннических пирамидальных образований).
Россия ускоренными темпами повторяет путь Запада в экономике ритейла, и сетевой маркетинг тут не является исключением. Если сравнивать Россию и США (родину сетевого бизнеса), то можно отметить, что ее ждет такой же сетевой маркетинг через 10— 15 лет. Так, объем рынка сетевых компаний превышает 1,5 млрд долл., причем растет он со скоростью 20—30% в год 39. По итогам 2006 г. в сфере прямых продаж в России работали 2,5 млн независимых дистрибьюторов. По оценкам АПП, в 2007 г. число независимых продавцов увеличится еще на 5—9% .
Индустрия сетевого маркетинга в России — растущая, динамичная часть российской экономики и российского общества. Ее вклад в экономику страны и благосостояние семей весьма значителен и важен. Экономический вклад в создание рабочих мест, рост личных доходов, инвестиции и суммы выплаченных налогов можно подсчитать, но также не менее значим и вклад индустрии прямых продаж в социальную сферу, в жизнь многих российских семей.
Литература
1. Алан Пиз. Искусство коммуникации в сетевом маркетинге. — М.: Эксмо, 2006.
2. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. — М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Буров О.В. В профессионалы МЬМ за три месяца. Самоучитель сетевого маркетинга. — М.: Эксмо, 2007.
4. Козырев В. Сетевой маркетинг с нуля. — М.: Феникс, 2005.
5. Синамати А. Путеводитель дистрибьютора—1. Что такое сетевой маркетинг. — М.: Хорошие новости, 2004.
6. Соснина Т. Сетевой маркетинг. Уроки, тесты, тренинги. — М.: Феникс, 2004.
7. Филипп Батлер. Менеджер сетевого маркетинга. — М: Феникс, 2004.
8. Чарлз Кинг, Джеймс Робинсон. Новые Профессионалы. Будущее сетевого маркетинга. — М.: Фаир-Пресс, 2003.
9. http://books.mlmbiz.ru
10.Ьйр://Ьште88.пп.т
11. http://mlm-profi.ru
12. http://www.rdsa.ru
39 http://mlm-profi.ru