наркозависимых детей, являются ориентированность на отношения сотрудничества между родителями и детьми; онора на воспитательный подход, практикующий четко очерченные требования, обязанности, запреты и возможные санкции; опредмеченность родительских ожиданий, касающихся необходимой собственной активности зависимого, направленной на выздоровление, а также на саморазвитие его личности.
Библиографический список
/. Кеселъман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. 2-е изд. - СПб.: «Медицинская пресса», 2001. - 272 с.
2. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления // В кн: Лекции по наркологии. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Иванца. -М.: «Нолидж», 2000.-С. 365-405.
3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М., 2004.-С. 534-553.
4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина М.,2001,т. 2.-С. 144—152.
6. Смирнова Е.О., Быкова М. Б. Структура родительского от ношения и его динамика в онтогенезе ребёнка. Родители и дети: психология взаимоотношений. - М., Когито-Центр, 2003. -С. 137-150.
7. СоболеваЛ. Некоторые социально-психологические факторы, снижающие эффективность лечебной наркологической работы // Вопросы наркологии.—№ 3.-1990.-С. 40-44.
8. Эйдемшлер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: «Питер», 1999.-С. 585-595.
М.Н. Кропачева
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Центральную роль в общем контексте формирования личности [её возможностей, направленности, активности, общественной значимости] отечественные психологи отводят самооценке. В педагогической и специа1ьной психологии имеется очень много исследований, связанных с изучением самооценки детей с нормальным уровнем развития [НУР]. Однако, только незначительная их часть посвящена изучению самооценки детей с задержкой психического развития.
Актуальность исследования самооценки у младших школьников с задержкой психического развития [ЗПР] связана с его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем специальной психологии — ориентации на реализацию личностного потенциала каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития.
Самооценка —ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает, как относительно устой-
чивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания [8].
Принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности, определяют её самоотношение.
Исследователи выделяют разные виды самооценки. Однако наиболее распространено выделение ее двух основных видов: общей и частной самооценок. Понятие «глобальная самооценка»
многими авторами рассматривается как синонимичное понятию «самоотношение». Отсюда следует, что, имея в наличии неадекватную самооценку, мы получим неадекватное самоотношение.
Целью нашего исследования является теоретическое изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста в норме; выявление специфики формирования самооценки у младших школьников с ЗПР первых-четвер-гых классов.
Самооценка, являясь социально обусловленным психическим образованием, претерпевает в своем развитии определенную возрастную динамику.
Онтогенез самооценки ребенка связан с формированием дифференцированных и обобщенных знаний о себе как внутреннего условия развития устойчивых ориентаций относительно себя и эмоционально-ценностного отношения к себе. Отечественные исследователи связывают появление ранних форм самооценки с развитием предметных действий и речи. Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведении, а затем как относительно устойчивых качеств личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить особенности развития самооценки детей дошкольного возраста с НУР:
— самооценка, т.е. личное отношение к себе, к своим поступкам и возможностям формируется и приобретает устойчивый характер под влиянием окружающих и в процессе собственное деятельности; ребенок в своем поведении ориентируется, главным образом, на оценку его другими людьми [9];
— процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста, начинается с выделением себя из окружающего мира, обозначения себя определенным словом, выступающим в роли носителя и оформителя осознания себя. Самооценка характеризуется стадиальностью: от осознания собственных действий посредством оценки (с осознанием мотива деятельности и отделением действий от некоего постоянного элемента в самом себе) к самооценке [1];
— дошкольник в самооценке воспроизводит
оценки и исходит из тех критериев, на которые опираются взрослые (педагоги, родители), в силу потребности в поддержке и одобрении взрослых
[4];
-для самооценки дошкольника характерно завышение самооценочных суждений по степени адекватности, эмоциональность, появление осознания некоторых качеств личности и поведения, согласующегося с требованиями взрослого. Суждения дошкольников о себе поверхностны и оптимистичны [2; 7].
Младшие школьники более адекватно и дифференцированно различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий) [5]. Экспериментальные данные И.М. Веренникиной, А.К. Дусавицкого, В.Н. Ло-зоцевой, В. Д. Сайко [8] показывают, что для младших школьников в целом характерно равновесие позитивных и негативных суждений о себе.
В начале школьного обучения самооценка зависит от оценки успеваемости ребенка (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий [5], А.И. Липьси-на [6]. У хорошо успевающих учащихся формируется завышенная самооценка. У неуспевающих учеников наблюдается тенденция к сохранению высокой самооценки в первых-вторых классах, при этом они ориентируются не на достигнутое, а на желаемое. К четвертому классу эта тенденция постепенно ослабевает, самооценка резко снижается.
Важным фактором в формировании самооценки является общение ребенка младшего школьного возраста с педагогом: содержательная оценка работы, соответствующие пояснения, обучение принципам оценивания, положительный эмоциональный фон в ситуациях оценивания создают предпосылки для формирования устойчивой, адекватной самооценки.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения с педагогом, но и от особенностей семейного воспитания ребенка. И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий [5] констатируют:
— дети с неадекватно завышенной самооценкой воспитываются в обстановке некритичности, по принципу кумира семьи;
- адекватно высокая самооценка формируется в условиях внимания к личности ребенка, его интересам, вкусам, отношениям с друзьями в сочетании с достаточной требовательностью;
— неадекватно заниженная самооценка является результатом бесконтрольности и равнодушия родителей к детям [51.
А.В. Захарова [3], прослеживая развитие самооценки на протяжении младшего школьного возраста, выявила общее снижение ее уровня, повышение критичности самооценочных суждений. Она отмечает, что ход и результаты собственной деятельности дети оценивают более поздно, объективно и обоснованно, чем свои возможности.
Ребенок овладевает понятийными формами мышления и значительно продвигается в интеллектуальном развитии, поэтому складываются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки. Эмоциональный компонент самооценки менее выражен, поскольку отношение к себе еще не обострено, оценивание другими воспринимается учащимися как временное, ситуативное.
Таким образом, анализируя психолого-педа-гогическую литературу по исследуемой проблеме, мы можем констатировать, что существует множество определяющих факторов, влияющих на развитие самооценки у детей. Важную роль в формировании самооценки младших школьников играют родители, учитель, сверстник, учебная деятельность как ведущая. Кроме того, необходимо отметить такие важные факторы, как эмоционально-психологический климат в семье, стиль семейного воспитания, условия для развития ребенка, состав семьи, образовательный уровень родителей. Данные факторы формируют ядро самооценки, которая определяет положительное или отрицательное отношение к себе.
Наше экспериментальное исследование проходило на базе школ №№ 13, 15 г. Шадринска в классах КРО. В эксперименте принимали участие 62 младших школьника с ЗПР, 6 педагогов-эк-спертов.
Для выявления специфики самооценки младших школьников с ЗПР в качестве экспериментальной мы использовали методику Дембо-Ру-бинштейн. Учащимся предлагалось оценить собственные качества: здоровье, аккуратность, ум, красоту, доброту, коммуникативность, внешнюю привлекательность, трудолюбие [по 10-бальной шкале - больший балл присваивался наивысшему проявлению данного качества]. Аналогичную оценку данных качеств учеников предлагалось дать экспертам, в качестве которых выступили
классные руководители.
Данная методика позволила выявить влияние оценок родителей, сверстников, педагогов на самооценку учащихся. В данной методике детям предлагалось выбрать положение на лесенке для себя, определить предполагаемое положение ребенку его родителями, учителем. По каждому положению мы просим ребенка дать подробные объяснения.
Полученные данные интерпретировались по степени совпадения самооценки и экспертной оценки: для испытуемых с адекватной самооценкой характерно полное совпадение или незначительное расхождение (в 1-2 балла) самооценки и экспертной оценки; для учащихся с неадекватной самооценкой - значимые рассогласования между самооценкой и оценкой экспертов (от 3-9 баллов).
Анализ результатов сопоставления самооценки и экспертной оценки по методике Дембо-Ру-бинштейн показал, что адекватную самооценку имеют 54 человека (87,1%) учащихся, остальные учащиеся - 8 человек (12,9%) имеют неадекватную самооценку. Полученные результаты подтверждают исходные научные данные исследований И.Ю.Кулагиной, В.Н. Колюцкого [5] о преобладании адекватно высокой самооценки у учащихся младшего школьного возраста. В нашем исследовании, как мы полагаем, это связано со специфическими особенностями эмоциональноволевой сферы и личности детей с ЗПР.
Сравнение результатов самооценивания и оценки по предложенным характеристикам позволил нам сделать вывод о том, что для адекватного самооценивания менее доступны такие качества, как: внешняя привлекательность, трудолюбие, аккуратность, ум.
Обработка полученных данных позволила нам выявить соотношение адекватной и неадекватной самооценки учащихся разного возраста. Результаты оформлены на гистограмме № 1.
Анализ возрастной динамики соотношения адекватной и неадекватной самооценки учащихся с ЗПР позволил нам зафиксировать следующее:
- адекватно высокая самооценка преобладает у всех учащихся младшего школьного возраста с ЗПР;
- количество испытуемых с адекватной самооценкой с возрастом снижается в среднем на 10%,
причем во втором и четвертом классе наблюдается небольшая разница в показателях (0,9%);
- в первом классе нами не было зафиксировано учащихся с неадекватной самооценкой; со второго класса количество испытуемых с неадекватной самооценкой варьирует в пределах 16%, причем во втором и четвертом классе показатели идентичны, разница составляет лишь 1 %.
Анализ адекватности самооценочных суждений позволил нам сделать следующие выводы:
- в условиях учебной деятельности, самооценка детей напрямую зависит от успеваемости, общения с педагогом и сверстниками;
- неадекватно завышенное оценивание детьми по шкале «нравлюсь в классе» связано с особенностями социометрического статуса, и является, по нашему мнению, защитным механизмом;
- оценка учащимися данных качеств имеет в целом одинаково позитивный и негативный ха-
рактер суждений о себе с тенденцией к завышению по критерию адекватности;
Наиболее адекватно учащиеся оценивают здоровье, доброту, коммуникативность. Мы полагаем, что данные качества наиболее доступны для адекватного оценивания младшими школьниками в силу недостаточного развития рефлексии.
С этой же целью мы изучали уровень самооценки учащихся с ЗПР, который был определен на основе количественного анализа результатов методики Дембо-Рубинштейн. Для этого подсчитывалось среднее арифметическое значение ко-личес гвенного выражения всех качеств. Высокий уровень оценивался в 7-10 баллов, средний - 6-4 балла, низкий - в 3 балла и менее.
Полученные результаты позволили дифференцировать испытуемых на группы в зависимости от уровня самооценки: испытуемых с высоким, средним и низким уровнем самооценки. Это наглядно показано на диаграмме 1.
Гистограмма 1 Возрастная динамика соотношения адекватной и неадекватной самооценки учащихся с ЗПР [количество учащихся в %]
к 100т к 90 | 80 I 70 60 § 50 & 40 * 30 * 20 о Ю п.
■неадекватная самооценка □адекватная самооценка
я
1
.1 9 1 ь
12 3 4 класс
Диаграмма 1 Распределение учащихся с ЗПР на группы в зависимости от уровня самооценки [количество учащихся в %]
27,4
Овысокий уровень
■ средний уровень
□ низкий уровень
66,1
У 41 [66,1%] испытуемых преобладает высокий уровень самооценки, средний уровень зафиксирован у 17 [27,4%] учащихся и 4 [6,5%] испытуемых продемонстрировали низкий уровень самооценки. Полученные результаты подтверждают исходное положение отечественных ученых о преобладании высокой самооценки у младших школьников (А.В.Захарова) [3]. Мы полагаем, что дети с ЗПР некритично оценивают свои возможности в результате низкого уровня осмысления результатов собственной деятельности, что связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы и личности.
Нами также выявлены различия в распределении испытуемых по уровням самооценки в зависимости от возраста. Высокая самооценка преобладает на всех возрастных этапах, при этом количество учащихся с высокой самооценкой во втором классе составляет 14 (22,6%) человек, в четвертом - 13 (20,9%) человек. Среднюю самооценку имеют 5 (8%) испытуемых третьего и 5 (8%) испытуемых четвертого классов, во втором классе количество учащихся со средней самооценкой составляет 6 (9,7%) человек, а в 1 классе уменьшилось до 1 человека (1,6%). Низкую самооценку имеют только 2 (3,2%) человека из третьего классов, в остальных классах нет испытуемых с низкой самооценкой.
Для углубления знаний о специфике само-
оценки учащихся с ЗПР, мы сопоставили адекватность самооценки и ее уровень, что позволило нам зафиксировать:
- для преобладающего большинства учащихся с адекватной самооценкой характерно завышение оценочных суждений 35 (56,4%) человек;
- у 15 (24,2%) человек преобладает средний уровень самооценки;
- у 4 (6,4%) человека зафиксирован низкий уровень самооценки.
При неадекватном самооценивании у учащихся 6 (75%) человек имеют высокий уровень самооценки, остальные 2 (25%) человека - средний уровень самооценки. Низкого уровня при неадекватном самооценивании нами обнаружено не было.
Анализ возрастной динамики методики «Лесенка» позволил нам зафиксировать следующие результаты:
- количество испытуемых с высоким уровнем самооценки, наблюдаемый нами в первом (100%) и втором (71,4%) классе, снижается к четвертому (55,5%) классу; отмечена определенная динамика в суждениях детей: от поверхностно-ситуативных («я хороший») до более обоснованных, связанных с учебной и внеучебной деятельностью («я везде побеждаю»);
- наибольшее количество испытуемых с предполагаемой высокой оценкой родителей зафик-
Мнемические способности: проблемы психологической диагностики
сировано во втором классе (80,9%), показатели в третьем и четвертом классе варьируют в пределах 5%;
- количество испытуемых с предполагаемой высокой оценкой учителя с возрастом увеличивается под влиянием условий обучения и воспитания, становления личности и варьирует в пределах 1-3%;
- нами также выявлены испытуемые с предполагаемой средней оценкой учителя, наибольшее количество которых зафиксировано во втором классе (57,1%), к четвертому классу количество испытуемых уменьшается (50%);
- наибольшее количество испытуемых с предполагаемой низкой оценкой учителя зафиксировано в четвертом классе (33,3%), наименьшее - в третьем классе (14,3%).
Таким образом, результаты исследования самооценки младших школьников с ЗПР по методике Дембо-Рубинштейн позволяют сделать следующие выводы:
- самооценка младших школьников с ЗПР на начальном этапе обучения имеет позитивно окрашенный характер, формируется под влиянием ближайшего социального окружения, в первую очередь, родителей и зависит от успеваемости ребенка;
- к третьему-четвертому классу данная тенденция ослабевает, самооценка снижается, усиливается влияние сверстников, педагогов, учебной деятельности как ведущей на данном возрастном этапе;
- показатели самооценки младших школьников с ЗПР неоднородны и имеют тенденцию к завышению, что подтверждает исходные положе-
ния отечественных ученых о равновесии позитивных и негативных суждений о себе;
- адекватно высокая самооценка у младших школьников с ЗПР обусловлена, по нашему мнению, спецификой учебного процесса в классах КРО, а также высоким уровнем мастерства педагогов, что способствует формированию адекватного самоотношения детей данной категории.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т.-Т. 1. М., 1980.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
3. Захарова А.В. Генезис самооценки. - М., 1989.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1987.
5. Кулагина И.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека. -М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. - М.: Знание, 1976.
7. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в условиях интернатного типа / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - СПб., 2000.
8. Психологический словарь / Под ред. В.П. -Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 2005.
9. Психология личности: Хрестоматия. Т. 2.
- Издат.дом «БАХРАХ», Самара, 1999.
10. Савонъко Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста //Вопросы психологии. - 1970.-№ 1.-С. 107— 116.
Н.В. Шрейдер МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Рассматриваются актуальные проблемы диагностики мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Показаны основные ограничения методов и методик, традиционно используемых психологами для диагностики памяти. Описана процедура разработки теста-опросника для диагностики мнемических способностей, определяемых в соответствии с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Приведены основные данные психометрической проверки разработанного теста-опросника.
© Н.В. Шрейдер, 00?
195