3. Контроллер подразделения функционально подчинен руководителю подразделения, а административно главному контроллеру. Руководитель подразделения решает, как и что из круга проблем должен решать контроллер, а главный контроллер - когда и где. Так же как и при 2 варианте контроллер подвержен конфликтным ситуациям.
4. Контроллер подразделения ориентирован на совместную работу вместе с руководителями подразделений, но функционально и административно он подчинен главному контроллеру.
Такой вариант децентрализованной формы организации контроллинга рекомендуется в ситуациях высокой неопределенности организационно-экономической среды.
При институционализации контроллинга следует понимать, что формирование службы контроллинга не тождественно формированию системы контроллинга на предприятии в целом. Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов:
• системы планирования и бюджетирования на предприятии (имеется в виду как стратегическое, так и оперативное планирование);
• методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам;
• методов расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
• системы отчетности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;
• методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
• методики анализа отклонений плановых и фактических показателей Анализ зарубежной и отечественной практики внедрения контроллинга показывает, что не следует принимать решение о формировании системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия
Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Речь идет как о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках. Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и трудовых ресурсов.
Гамидова М.С.
Развитие рынка и предпринимательства в сфере образования
В России и ее регионах происходят радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Одним из направлений трансформации общественной системы
является развитие предпринимательства и формирование предпринимательского потенциала в обществе. Вместе с тем развитие предпринимательства является одним из важнейших факторов преодоления кризиса и подъема экономики и социальной сферы на современный уровень. Поэтому исключительно актуальной является задача дальнейшего развития предпринимательской деятельности, особенно малого предпринимательства.
Особого подхода требует организация предпринимательской деятельности в отраслях так называемой непроизводственной сферы (школьном, среднем специальном и высшем образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании, культуре, искусстве и т.д.). Формы и принципы предпринимательской деятельности как в целом в этой сфере, так и в каждой из ее отраслей имеют свою специфику.
Прежде всего надо признать, что эту важную сферу деятельности невозможно оградить от воздействия рынка и его законов, как это предлагают отдельные ученые и практические работники. Более того, интересы развития этих сфер, особенно повышения качества услуг, требуют постепенного и неуклонного их вовлечения в рынок, формирования и развития здесь предпринимательских структур, создания особо деликатного механизма конкуренции, сочетающей в себе элементы общественной оценки экономической, социальной и нравственной значимости результатов деятельности.
Особо остро стоит вопрос о создании организационно-правовой, экономической и нормативной основы формирования рынка образовательных услуг и развития предпринимательской деятельности в этой сфере. В школьном, среднем специальном и высшем образовании России происходят радикальные преобразования. Суть этих преобразований состоит в: 1 устранении государственной монополии; 2)развитии рынка образовательных услуг; 3)формировании наряду с государственными учреждениями негосударственных предпринимательских структур различных организационно-правовых форм; 4)развитии элементов предпринимательской деятельности в системе государственного образования.
В настоящее время образование в России существенно отличается от образования советского периода и характеризуется многообразием организационно-правовых форм, видов и типов образовательных учреждений, способов получения образования. Важнейшим элементом этих перемен стало создание негосударственного сектора в российском образовании. Появление негосударственного образования стало отражением экономических и политических процессов, происходящих в российском обществе. Неоднородность и имущественная дифференциация населения стимулирует развитие рынка образовательных услуг, предъявляет новые требования как к самому содержанию образования, так и к формам и методам его получения.
Негосударственная система образования наиболее гибко отреагировала на спрос образовательных услуг общества, на новые требования к качеству и разнообразию знаний. Прежде всего надо подчеркнуть, что альтернативное негосударственное общее образование в России стало реальностью. В 1999/2000 учебном году
работало 607 негосударственных общеобразовательных учреждений (0,9% от общего числа), в которых обучалось 53,4 тыс. детей (0,3% от общего числа). Характерно, что число этих учреждений и численность обучающихся в них медленно, но уверенно растет (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели негосударственных общеобразовательных учреждений _в России (на начало учебного года)1_
1993/94 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/ 2000 1999/ 2000 в % к 1993/94
Число общеобразовательных учреждений 368 525 540 570 568 607 165,0
Численность учащихся 32626 45800 46861 50460 50173 53358 163,5
1Сферауслугв России. Госкомстат России, 2000. С. 201.
За 6 лет с 1993/1994 учебного года число негосударственных учреждений выросло в 1,7 раза, а число обучающихся в них - в 1,6 раза. Преимущественное развитие негосударственное образование получает в крупных экономически развитых регионах - Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и др., - где для этого имеется материальная и финансовая база. Например, в общем числе общеобразовательных учреждений негосударственными являются в Москве - 7,3%, в Московской области - 3,1%, и в них обучаются 1% и 0,5% общего числа учащихся, соответственно.
Вместе с тем получают распространение новые современные формы общеобразовательных учреждений. В России на начало 1999/2000 учебного года работали 1050 гимназий (840 тыс. учащихся) и 729 лицеев (493 тыс. учащихся). Такие учреждения на рынке общеобразовательных услуг отвечают современным стандартам, получают распространение и имеют большую перспективу.
В Дагестане в настоящее время функционирует 4 негосударственных образовательных школ (0,2% к общему числу) с числом обучающихся 250 учащихся (0,2%). Действующие в Дагестане негосударственные школы по существу являются предпринимательскими структурами. Хотя получение прибыли в уставе не определено как цель их деятельности, они функционируют на принципах предпринимательства в условиях рыночной конкуренции. Согласно уставу негосударственная общеобразовательная школа имеет полную самостоятельность, несет ответственность за выполнение взятых на себя обязательств перед партнерами по заключенным договорам, государственным бюджетом и банками, а также перед работниками по действующему законодательству.
Важным признаком предпринимательства является то, что негосударственная общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность на основе заказов и заключаемых договоров. Вместе с тем их экономической основой все больше становятся собственные доходы, ориентирующие на поэтапный переход на самофинансирование. В настоящее время средства негосударственной общеобразовательной школы формируется за счет: оплаты за обучение; спонсорской и благотворительной помощи учреждений, общественных фондов и организаций, частных лиц; нормативного бюджетного финансирования, определяемого действующим законодательством, банковского и других видов кредита и иных, не запрещенных законом поступлений.
К важному признаку экономического обособления и предпринимательства относится и то, что негосударственная общеобразовательная школа является собственником как доходов от предпринимательской деятельности, так и имущества - школьного оборудования, мебели, технических средств обучения, спортивного инвентаря, других элементов материально-технической базы, интеллектуальной собственности.
Для формирования .и развития открытого рынка общеобразовательных услуг, создания и поддержания в этой сфере конкурентной среды, повышения качества обучения учащихся следует совершенствовать организационно-экономический механизм и нормативно-правовую базу в двух направлениях: 1) создания условий, способствующих широкому распространению частного предпринимательства и открытию негосударственных общеобразовательных школ; 2) внедрение элементов предпринимательства и конкуренции в самом государственном секторе общего образования.
Во многих развитых странах идет интенсивный поиск своеобразных методов формирования открытого рынка общеобразовательных услуг и создания конкурентной среды. Например, в США около 20% школ находится в частном владении, в которых учатся около 12% учащихся. Вместе с тем в США государственным школам на конкурентной основе частные фирмы оказывают необходимые услуги, не связанные с учебным процессом (транспорт, питание, охрана, медицинское обслуживание и т.д.). Распространено частное обучение детей дома (1% всех детей). Крупные образовательные центры создают сеть малых субподрядных организаций на местах, что может также способствовать приватизации школьного обучения.
Однако наибольший интерес, по нашему мнению, представляют проводимые в американском государственном школьном образовании эксперименты по расширению свободы «образовательного выбора». Суть их заключается в том, что родителям детей школьного возраста выдается сертификат (ваучер) номинальной стоимостью, равной средней стоимости обучения ребенка в государственной школе. Родители по своему усмотрению выбирают школу и «оплачивают» обучение ребенка ваучером.
Государство финансирует школу путем выкупа у нее ваучеров. Такая система, по идее, должна вызвать конкуренцию между школами с целью привлечения возможно большего числа учеников и соответственно государственного финансирования. Это-
го можно добиться лишь путем резкого повышения качества обучения. В этих условиях для привлечения необходимого числа учащихся и обеспечения самофинансирования руководство государственной школы вынуждено осуществлять новаторскую предпринимательскую деятельность, постоянно совершенствовать организацию учебного процесса, повышать качество обучения.
Представляется целесообразным использовать этот опыт американцев и провести в России эксперимент по финансированию государственных школ посредством введения государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), выдаваемых родителям учеников (по аналогии студентам ВУЗов) по установленным нормативам в размере годовой стоимости обучения одного ученика. Это даст родителям учеников возможность на деле осуществлять свободный выбор школы, предъявлять соответствующие требования к качеству учебы. При этом, как и в частной школе возникнут взаимные обязательства и ответственность как школы, так и родителей, а финансирование по набранным ГИФО будет соответствовать оптимальной педагогической нагрузке, а также стимулировать повышение качества учебы и уровня знаний учащихся в государственных школах.
Высокими темпами развивается рынок образовательных услуг и предпринимательство в среднем и высшем профессиональном образовании. В 1999/2000 учебном году 27,1% студентов средних специальных учебных заведений России обучалось на платной основе с полным возмещением затрат, в том числе в государственных средних учебных заведениях 25,8% и негосударственных -1,3%. В том же году 33,6% студентов высших учебных заведений также обучалось на платной основе с полным возмещением затрат, в том числе 25,1% в государственных и 8,5% в негосударственных высших учебных заведениях. На начало 1999/2000 учебного года в России 37,2% высших учебных заведений были негосударственными, в которых обучалось 12,1% общего числа студентов.
Широкое распространение получила альтернативная негосударственная система высшего образования в Республике Дагестан. Первый негосударственный ВУЗ в республике был открыт в 1993 г., а в 2000/2001 учебном году их стало 14 с числом обучающихся 8,4 тыс. или 12,2% общего числа студентов.
Развитие и широкое распространение рынка образовательных услуг, сети негосударственных учебных заведений и обучения студентов на платной основе, в том числе в государственных средних и высших учебных заведениях, обусловлено объективными причинами, в частности:
• несоответствием уровня и качества бесплатного образования в государственных учебных заведениях современным требованиям;
• несоответствием сложившихся направлений, а также специализации средних и высших учебных заведений условиям новой формации и объективной потребностью их расширения, необходимостью в дополнительном или втором образовании, повышении квалификации и т.д.;
• существенным отставанием материальной базы учебных заведений от современных требований и отсутствием источников средств для ее развития и обновления;
• постоянным уменьшением и недостатком финансовых средств, выделяемых из бюджета на среднее и высшее образование.
Эти объективные факторы ускорили процесс становления и развития предпринимательства в сфере среднего и высшего профессионального образования, который был неизбежен в условиях рыночной трансформации экономики России. Об этом свидетельствуют закономерности и тенденции развития образования в развитых странах и в мире в целом.
Предпринимательская деятельность в сфере среднего и высшего образования в России и Дагестане находится лишь на стадии зарождения и становления. Естественно, что здесь много недостатков и нерешенных правовых, экономических, социальных и этических вопросов. Однако, очевидно, что это перспективное и проверенное мировой практикой направление радикального реформирования среднего и высшего образования, формирования в этой сфере конкурентной среды и резкого повышения качества подготовки специалистов средней и высшей квалификации для народного хозяйства.
Одним из важнейших и, на наш взгляд, перспективных направлений модернизации высшего образования является введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). ЕГЭ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ВУЗами - в качестве результатов вступительных испытаний.
Вместе с тем результаты ЕГЭ будут увязаны с государственными именными финансовыми обязательствами. Каждый выпускник школы в зависимости от набранных баллов получит сертификат одной из 4-х категорий - А, Б, В и Г. Каждой из категорий А, Б и В будет соответствовать определенная сумма ГИФО, зависящая от суммы набранных баллов, и выделяемая государством абитуриенту для оплаты его обучения в ВУЗе. Сертификат серии Г не будет обеспечен средствами государственного бюджета.
Такая система коренным образом меняет не только порядок зачисления в ВУЗы, но и государственного финансирования высшего образования. Государство будет финансировать не отрасль образования и не учебное заведение, а конкретного гражданина, который по своему выбору определяет учебное заведение и по существу оплатит свое обучение. Дифференциация размера ГИФО в зависимости от набранных баллов при ЕГЭ и категории сертификата будет стимулировать повышение уровня знаний учащихся общеобразовательных школ. Иначе им не выдержать конкурс.
Вместе с тем государственные и негосударственные ВУЗы будут конкурировать между собой за привлечение абитуриентов с сертификатами более высоких категорий, для чего необходимо резко поднять качество обучения. Государственные и негосударственные ВУЗы по существу будут поставлены в равные условия. Они будут вынуждены развернуть предпринимательскую деятельность в условиях свободного рынка образовательных услуг и функционировать на самофинансировании.
По нашему мнению, здесь огромный потенциальный резерв предпринимательства, использование которого позволит резко поднять уровень и качество услуг всей сферы образования.
Асриянц К.Г.
Эффективность управления персоналом
Мировая практика эффективной деятельности предприятий отмечает решающее значение задач, связанных с личным фактором производства. Достижение высоких результатов функционирования во многом зависит от эффективности управления персоналом.
Перемены, происходящие в экономике, влекут за собой изменения в сфере управления персоналом. Они требуют системного анализа традиционно сложившихся подходов и представлений. В настоящее время в условиях предоставленной предприятиям самостоятельности несоизмеримо возросли требования к уровню профессионализма и эффективности функционирования персонала предприятия. И, как следствие, возросла нагрузка на службу персонала предприятия по уровню требований к качеству ее работы в условиях предпринимательства и, как правило, при сохранении прежней количественной структуры, так как предприятия вынуждены работать в условиях экономии ресурсов.
В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт исследований, посвященных управлению персоналом предприятия. На передовых рубежах мировой научной мысли стояли такие крупные представители отечественной науки управления, как Н.А.Витке, А.К.Гастев, О.Е.Ерманский, А.С.Инсаров, С-Д.Стрельбицкий и другие. Существенный вклад в решение проблем, связанных с деятельностью персонала предприятий различных отраслей народного хозяйства и оценкой функционирования подразделений внесли Л.И.Абалкин, С.Н.Абдуллина, Р.З.Акбердин, Т.Ю.Базаров,Л.С.Бляхман,Р.А.Галиахметов,ИванцевичДж.,
А.Я.Кибанов, И.С.Маслова, Ю.С.Перевощиков,К.С.Ремизов, С.Г.Струмилин, Г.Э.Слезингер, А.В.Филиппов, И.С.Фотин и другие. В их работах находят место различные подходы к исследованию процесса эффективного формирования, использования и развития персонала. Однако не в полной мере решен вопрос, посвященный повышению уровня качества труда специалистов служб персонала предприятий в условиях предпринимательства.
Качественно новый уровень управления службой не может быть достигнут без эффективного управления, а также развитие службы персонала напрямую зависит от профессионально-квалификационного уровня специалистов. Владея своевре-