- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
Работа в нашей творческой лаборатории закончилась. Мы все прикоснулись к важной духовной теме и, надеюсь, ощутили тепло и свет взаимной доброты. Мне кажется, что время нашего общения, говоря словами О. Генри, «пролетело на розовых крыльях» - так всегда пролетает время, когда один человек готовит другому подарок от души... Процитирую два предложения из рассказа О. Генри «Дары волхвов»: «Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду (а по-нашему традицию) делать рождественские подарки». Эти слова как нельзя лучше, на мой взгляд, композиционно смыкаются с ключевыми словами письма Д.С. Лихачева: «Мудрость - это ум, соединённый с добротой», народная мудрость утверждает: «Где доброе слово скажется, там и добро окажется».
Подводя итог уроку, хочется вспомнить слова нашего великого писателя-земляка А.П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
V. Творческие домашние задания (на выбор учащихся) с комментарием учителя:
1) Рождественская открытка своими руками;
2) нарисовать иллюстрации по теме «Рождество»;
3) устное словесное рисование картины Рождества;
4) подбор музыкального ряда: ребята, определите, в каком из стихотворений чувствуется музыкальный потенциал, выберите из предложенных вам стихотворений наиболее музыкальное и попробуйте соединить с известной или сочинённой вами мелодией: подобрать или сочинить музыку, исполнить а капелла текст стихотворения. (Примечание. Работать можно в группах или индивидуально. На следующем уроке мы проанализируем выполненную работу, обращая внимание на ее качество: совпал ли размер стиха в музыкальным ритмом, соответствует ли музыкальный рисунок словесному);
5) написать сочинение-рассуждение с опорой на текст письма Д. С. Лихачева на одну из тем: «Большая цель добра начинается с малого» [1], «Кинь добро назади, очутится впереди».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.
И.А.Терских
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ
Аннотация. В данной статье затронуты теоретические аспекты педагогической терминологии как системы лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике образования, на примере развития русской педагогической терминологии XVIII века, сформировавшей новые стили и жанры в педагогике и заложившей основы современной педагогической лексики.
Ключевые слова: педагогическая терминология, дидактические термины, общепедагогические термины, педагогическая лексика.
I.A. Terskih
DEVELOPMENT OF RUSSIAN PEDAGOGICAL TERMINOLOGY IN THE XVIII CENTURY
Abstract. The offered paper considers the theoretical aspects of pedagogical terminology are analyzed. Pedagogical terminology is considered as a system of vocabulary resources and names which are used in theory and practicing of education. The development of the Russian pedagogical terminology in the 18th century, expansion of pedagogical, formulation of new styles and genres in pedagogy are analyzed.
Keywords: pedagogical terminology, didactic terms, all-pedagogical terms, pedagogical vocabulary.
Актуальность нашего исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых: формирование педагогических понятий у студентов возможно только при условии овладения ими научно-педагогической терминологией. Во-вторых, к сожалению, в некоторых научных публикациях, периодической педагогической печати имеет место неправильное использование педа-
гогических терминов. Отдельные авторы вкладывают разный, а порой противоречивый смысл в одни и те же педагогические термины. Это затрудняет усвоение студентами важнейших понятий педагогики.
История любой науки свидетельствует о том, что процесс образования терминов длительный и сложный. Педагогическая терминология в широком смысле - это система лексических средств и наименовании, применяемых в теории и практике воспитания и обучения. В узком смысле - это совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Термины (лат. terminus - предел, граница) - это точно ограниченные в научном и практическом смысле обозначения педагогических понятий [4, 201].
Важнейшей характерной особенностью термина является его однозначность. Многим русским педагогическим терминам присуща многозначность. На наш взгляд, это объясняется, прежде всего, тем, что язык педагогики имел в своей основе народную лексику, богатую синонимами.
Русская педагогическая терминология имеет многовековую историю. Педагогические факты и явления как формы активной практической деятельности существовали до того, как возникли научно-педагогические понятия и соответствующие им термины.
Развитие русской педагогической терминологии тесно связано и с образованием национальных языков, она обогащалась за счет терминов философии, истории, других наук, а также иностранных слов.
Начало XVIII в. очень важный этап в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими факторами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, созданием новой армии.
Наметился переход от сословного к гражданскому обществу. Россия, сохраняя самобытность, вступила на путь общеевропейского развития, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Образование стало рассматриваться как необходимое условие будущей карьеры.
В начале XVIII в. в России происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Значительное отставание от стран Западной Европы, особенно в экономическом развитии, могло привести к утрате национальной независимости. В интересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страны правительство Петра I осуществило реформы, затронувшие многие стороны русской жизни, в частности, и образование. Петр I много внимания уделял развитию науки, подготовке необходимых государству специалистов.
Коренным образом изменяется положение церкви, которая теряет контроль над обучением, начинается новый, «государственный», период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам.
Это способствовало новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосознание новых начал. Переход к светскому образованию способствовал разделению процессов воспитания и образования и некоторому изменению их сути. И если воспитание в целом сохраняло своей целью формирование человека-христианина, то обучение стало более разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы. Новое сильное светское государство не могли создать люди, мыслящие религиозно-догматическими категориями, поэтому возникает новый воспитательный идеал человека: светски образованный, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий в то же время национальные традиции, готовый на подвиг ради Отечества.
В XVIII веке происходит дальнейшее освоение западноевропейской терминологии и расширение состава педагогической лексики, формирование новых стилей и жанров в педагогике. Публицистические статьи деятелей петровской эпохи, уставы И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, публицистика Н.И. Новикова оказали большое влияние на процесс формирования новой педагогической терминологии.
Крупными деятелями просвещения первой половины XVIII века были И.Т.Посошков, В.Н.Татищев, Ф.Прокопович и др. Они участвовали в разработке и подготовке различных уставов, статей просветительского характера, в которых использовали новую педагогическую лексику.
Б.Б. Комаровский выделяет несколько групп педагогических терминов, встречающихся в документах и работах деятелей просвещения петровской эпохи:
— термины, выражающие общепедагогические понятия;
— дидактические термины;
— воспитательные термины [2, 71].
Рассмотрим основные группы педагогических терминов, встречающихся в документах и работах деятелей просвещения эпохи Петра I.
1. Общепедагогические понятия. В статьях В. Н. Татищева ведется разговор о пользе знаний, о преимуществе грамотного, просвещенного человека перед неграмотным, делается вывод о необходимости принудительного обучения.
Татищев различает слова учение и обучение, обучающие и обучаемые, указывает, что не всякое учение одинаково ценно. Есть учение доброе и основательное и есть учение неразумное. Главным в учении он считает прочный фундамент, основательность наук (прочность получаемых знаний) и образ учения (приемы и методы). «Кто в книгах научен, в учении похваляем есть, из науки в науку превосходить будет, градусы науки восприять будет» [1, 173].
В «Духовном регламенте» Ф. Прокоповича также употребляется термин учение. Поясняется, что учение основывается на спекуляции (размышлении), предусматривается чин учения (порядок, сочетание наук). Далее вводится термин учить купно, означающий взаимосвязь учебных предметов. Ф. Прокопович считает, что обучение должно строиться наглядно: «На карте будет учитель показывать циркулы, планисфериа и универсальную ситуацию мира». От наглядного обучения следует переходить к экзерции (упражнениям) [3, 48].
Деятели просвещения эпохи Петра I утверждали, что науки надо не только изучать, но и производить, совершать (исследовать), размножать, искать новые инвенты наук (совершенствовать, перерабатывать), обучение надо сочетать с самостоятельными научными исследованиями.
Говоря о школьном обучении, В. Н. Татищев отмечает его существенные недостатки: отсутствие разумения, преподавание правил фальшивых и гадательных, неумение объяснить нуднейшие книжные науки (наиболее трудные разделы курса). Нет смотрения над учителями, в школу попадают «люди свирепого и предерзкого нрава, которые к научению младенцев не способны», не выработаны требования к обстоятельствам в учителях (качествам личности учителя), некоторые учителя плохо осуществляют смотрение над школьниками , не замечают, «кто охочь к учению всякого добра», у кого отставание от учения, не закрепляют материала, не развивают твердейшую память, не проверяют способности учащихся с помощью вопросов («с вопросами отведать ученика, отведать память и остроумие») [1, 175].
Для устранения этих недостатков автор предлагает целую реформу обучения, предусматривающую наглядность обучения, особую методику изучения трудных разделов курсов, знание особенностей учащихся, усиление руководства учителями. Что касается содержания обучения, оно обусловливалось существовавшей в первой половине XVIII в. классификацией наук. И. Т. Посошков, например, различал полезные, увеселительные и любопытные науки. У В. Н. Татищева науки подразделяются на телесные (домоводство, экономия, врачество) и гума-ниоры (гуманитарные).
2. Дидактические термины. В уставах и других документах, относящихся к просветительным реформам Петра I, содержится большое количество терминов, в которых выражены названия учебных предметов и отдельных приемов обучения. Гуманитарные науки включали родной язык с грамматикой в сочетании с лексиконом и риторикой, иностранные языки - французский, немецкий и латинский, историю - деяния, летописи, генеалогию, хронографию. Логика изучалась наряду с сокращенным курсом философии - метафизикой.
Естественно-математический цикл наук, по терминологии того времени естествознание, был представлен политической арифметикой, которой придавалось общественно-практическое значение, геометрией, географией, звездоисчислением (астрономией).
Военное дело включало в себя следующие учебные предметы: артиллерию, фортификацию (военное строительство), навигацию и т. п.
Желая подготовить руководящие кадры государственного аппарата в светском духе, Петр I ввел в учебных заведениях акции (театральные представления), диспуты (риторские упражнения), живопись (рисование), оратории (музыку), плясание (танцы), публичные лекции.
Процесс обучения в этот период понимался как учение по книгам (появляется термин научения книг). Учили устному счету, обращению с мореходными инструментами, сочинению прозы и стихов.
Для упрощения терминологии некоторые авторы пытались создавать русские термины путем повторения иностранных, например: геометрия - землемерие, география - землеописание, оптика - видение, акустика - слушание и др. Однако эти термины не получили широкого распространения.
3. Воспитательные термины тесно связаны с воспитательными задачами реформ Петра. В «Духовном регламенте» Ф. Прокоповича осуждаются праздность, в страхе жить (трусость),
грубые обычаи, драчливость, тупость ума, гордое глупство, ленивость, обозначаются положительные качества: трудолюбие, честная смелость, великая почтительность, красноглаголие (красноречие), учтивость, великое остроумие и др. [3, 59]. В уставах того
времени указываются методы нравственного воспитания: приказ, арест, добрый разговор учинить, надзор, награждение книгами, практические нравоучения и др.
Педагогическая терминология XVIII в. отчетливо выражает сословный характер воспитания. Например, о дворянских детях речь ведется в таких выражениях: дети знатных пород, благородный отрок, шляхетские дети. О детях из других сословий в документах говорится: дети купеческого чина, дети духовных лиц, дети чиновников, приказного чина дети, ученики из подлых сословий (низших сословий) и др.
Кроме того, в уставах Петровской эпохи встречается много новых названий учебных заведений (входящих уже в другую группу терминов, которые можно отнести к школоведческим), это: малые училища для самых младенцев, частные школы, вольные школы, домовые школы, дома училищные. Для дворян были организованы шляхетские школы, которые еще назывались прямыми школами, так как открывали доступ к дальнейшему образованию.
По проекту М.В. Ломоносова при университете предусматривалось создание гимназий двух типов - для дворян и для разночинцев. При гимназиях в дальнейшем были открыты латинские школы и школы знатнейших европейских языков. Лица, желавшие получить духовное звание, могли учиться в духовной семинарии.
Уставы учебных заведений частично учитывали опыт школ Западной Европы. В Академическом уставе 1721 г. и других уставах встречаются распространенные в западноевропейских университетах и гимназиях названия должностных лиц: академик, директор, инспектор гимназии, куратор университета, профессор университета и др. Термин студент в первой половине XVIII в. окончательно вытесняет прежний - спудей, введенный в Киево-Могилянской академии.
Деятели петровского времени употребляли словосочетания из трех и более слов и как термины, и как их определения, например: знание силы ращений (ботаника); ученики гимназий из подлых (низших) сословий; в предписаниях, директивах, например: книги и инструменты иметь в довольстве; учитель должен отдавать рапорт инспектору, а инспектор директору, а директор куратору об успехах учеников и др.
В XVIII в. широко пользовались ещё и метафорической речью, часто употреблявшейся в XVII веке. Использовали слова в переносном значении: златоуст, златоструевые книги, лествица, ненаписанная скрижаль и т. п.
Таким образом, говоря о стиле языка педагогики XVIII в., можно отметить две крайности. С одной стороны, встречаются грубые обороты речи и вульгаризмы, например: свирепый и предерзкий нрав, семинарская грубость и т. п., с другой - поэтические образные выражения, например: утверждать сердце к похвальным склонностям.
Многие авторы, придавая слишком большое значение стилистическим качествам славянизмов, старались вводить повсеместно церковнокнижные выражения. Так, например, вместо трудные науки - нуднейшие науки, приобретать навыки - навыкнуть, побуждать -подвизать, принуждать - нудить и т. п.
Заимствование западноевропейской латинизированной терминологии изменяла морфологию русских терминов. Слова, которые вошли ранее в русский язык из древнегреческого, стали принимать латинское оформление, некоторые из них изменили свой фонетический облик.
Огромное количество слов, особенно выражающих качество предметов, образовалось путем добавления префикса «не». Начиная с XVIII в. слова иностранного происхождения строились путем прибавления префикса «а», например, моральный - аморальный, теист - ате-и ст и т. п.
Во второй половине XVIII в. утверждается термин воспитание. Обозначенное им понятие приобретает широкий смысл. Оно охватывает процесс учения и процесс формирования соответствующих качеств личности.
Термин воспитание и его производные в таком значении употребляются в документах и наставлениях, разработанных И.И. Бецким, соратником Екатерины II, видным деятелем просвещения в России. Будучи реформатором в области воспитания, организатором ряда учебных заведений, Бецкой поддерживал идею Екатерины II о том, что с помощью правильно организованного воспитания можно создать «новую породу людей» - идеальных дворян, способных умело управлять государством и гуманно относиться к разночинцам и крестьянам.
В доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», представленный Екатерине II, в уставы воспитательных учреждений и в ряд других документов Бецкой вводит новые воспитательные и школоведческие термины, подвергает переосмыслению некоторые существующие понятия теории и практики обучения и воспитания. Споспешествовать наукам, пользоваться изобретениями, просвещать разум науками и художествами, приучать детей к. основательным и приличествующим правилам - таково, по его мнению, назначение образования. Он вводит новые понятия: предуспевать, просвещенное позна-
ние, просвещаться собственным рассудком. В основу процесса познания Бецкой ставит опыт и приобретение навыков. Все это он обозначает термином навыкнуть [1, 118].
Большое значение он придает воспитанию. Бецкой кратко, лаконично формулирует
прямые и основательные правила воспитания: утверждать сердце к похвальным склонностям; строгость соединять с приятностью; поправить в человеке худой нрав; вкоренять добродетели, изящные мысли; вкоренять в сердца благоговение, склонность к опрятности, и чистоте; возбуждать охоту и трудолюбие; приучить к добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам (даже с самым последним по званию); не терпеть праздности, ибо праздность - источник всякого зла и заблуждения; остроумное примечание (замечание) воспитанника сообщать всему классу; игры и гуляния не должны быть и казаться должностью (быть обязательными и принудительными); внушай отвращение от всяких предерзостей; ученик не преуспевает ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию; правила из памяти не выпускать; отличать способных к наукам и художествам детей и т. п.
В этих правилах по существу излагается целая программа умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Бецкой рекомендует такие методы воспитания: нравоучение, наставление, ободрение, похвалу, примеры высокого совершенствования, крепкое смотрение (надзор), нравственные упражнения, приучение. К приемам воспитания Бецкой относит: разумный порядок в жизни, драматические представления, специально для того сочиненные, обмен подарками, невинные забавы и непорочные игры.
В трудах Бецкого употребляются термины, отражающие отрицательные и положительные качества личности воспитанников, а именно: скука, застенчивость, гордость, самолюбие, учтивость, кротость, воздержание, благонравие, праводушное сердце, скромность, великодушие, учтивость приятная между собою в словах, почитание, благочиние, благопристойная вольность, дисциплина и порядок, достоинство и дарование, поведение, пристойное в делах и разговорах, приличная осанка, смелость в поведении.
Дидактические и школоведческие термины Бецкого связаны с воспитанием «новой породы людей». Бецкой различает науки теоретические («руководящие к познанию прочих наук») и практические («предпочтительные гражданскому званию»). Задача дидактики, по Бецкому, дать порядочное воспитание и научение, переходить в познание из неведения. В уставах Бецкого представлены учебные предметы, изучаемые в учебных заведениях. Предметы делятся на:
— гуманитарные: русский язык, славянский язык, чтение и письмо, стихотворство, чужестранные языки употребительные (французский, немецкий) и для наук потребные (латинский язык), чтение чужестранных книг, история с хронологией, логика, география, государственное право, всенародное право, государственная экономика, естественное право;
— естественно-математические: начальные основания математики, астрономия, геометрия, натуральная история (естествознание), физика генеральная (общая) и экспериментальная;
— военные дисциплины и прикладные к ним предметы, духовные, предметы художественного цикла, практические занятия всякого рода.
Представляют интерес разработанные Бецким и его соратниками планы практических занятий для воспитательных учреждений. В них отражена забота о трудовом воспитании, о связи воспитания с жизнью.
Таким образом, дидактические и школоведческие термины Бецкого отражают назревшие изменения в содержании и организации обучения и воспитания. В исследовании понятий Бецкой прибегал к аналитическому и сравнительному методам, что в то время было новым и прогрессивным. Он ввел в педагогику около 300 педагогических терминов и наименований.
Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодёжи были воплощены в документах школьной реформы 1782-1786гг. В этот период она во многом пересмотрела свою просветительскую позицию и сделала акцент на создании школ не только для дворян, но и для других сословий в губернских и уездных городах Российской империи.
Огромный вклад в подготовку и реализацию школьной реформы внес Ф.И. Янкович де Мириево - организатор школ, издатель учебников и методических руководств, составитель уставов и наказов по переводу и написанию новых учебников.
В 1786 г. был принят «Устав народных училищ», подготовленный Комиссией об учреждении народных училищ во главе с Ф. П. Янковичем. Во вновь созданных училищах учебная работа строилась на основе классно-урочной системы.
Янкович уделял большое внимание разработке учебных планов малых и главных народных училищ. Он составил и издал более 20 учебных пособий (исторические и географические карты, атласы, таблицы), а также различного рода методические инструкции и указания. Особую ценность имеют «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи», книга «О должностях человека и гражданина», которая выдержала 11 изданий, и «Правила для учащихся» [1, 124].
В официальных документах и учебных пособиях Янкович разрабатывал общепедагогические, методические и школоведческие вопросы. Он отстаивает такие воспитательные принципы, как гуманизм, воспитание в труде, воспитание долга и общественных обязанностей учащихся, и соответственно такие методы, как ободрение учеников (выдача им наград, похвальных листов), увещание, изучение этического пособия, вызывание чувства сострадания, наказание.
Янкович формулирует интересные методические рекомендации. Рассматривая, в частности, порядок изучения букв, методы заучивания и закрепления учебного материала, он предлагает мнемотехнические приемы изображения слов через начальные буквы, методы наглядного обучения, вопрошение (опрос). «Новая метода» Янковича охватывала собой ряд приемов: совокупное чтение (хоровое), составление таблиц, составление синхронистических таблиц, сочинения практического характера, рассказывание своими словами. Для достижения осмысленного восприятия Янкович рекомендует сочетать опыт с рассуждениями, применять экскурсии и обобщать пройденное путем упражнений и повторения.
В документах, составленных Янковичем, делается попытка классифицировать детей по их качествам. К одной группе он относит выделяющихся хорошим поведением и успехами, трудолюбивых , бережливых, терпеливых, человеколюбивых. К другой - страдающих такими недостатками, как робость, ветреность, неприметливость (рассеянность), сонливость и сердитость. К этой же группе причисляются дети с «погрешностями, проистекающими от телесных недостатков и болезней», например с плохой памятью, непокорностью, нерадивостью, упрямством.
Крупный реформатор народного образования, Янкович ввел ряд школоведческих терминов и наименований: устав народных училищ, малые, главные училища, два разряда семинаристов, кабинеты естественной истории, физики, математики, ученический журнал, месячные рапорты учителей о поведении и успеваемости учащихся, классная доска, ученические товарищества, учительские семинарии, азбучные таблицы и др.
Терминологическое творчество Янковича имеет свои особенности. Он обосновал ряд важных педагогических понятий, выраженных двумя, тремя и более словами, например: требование к учителю, введение во всеобщую историю, приучение к преподаванию, порядок изучения букв, закрепление учебного материала, наставления изустные и письменные, сочинения практического характера, природные дарования и др. В системе понятий и терминов, предложенных Янковичем, встречаются и парные понятия, которые позволили расширить педагогическую лексику: рассуждение и опыт в приобретении знаний; распространение образования и народное преуспеяние; ослушание ученика и непокорность; дети с хорошей памятью и слабым рассуждением, со слабой памятью и малым пониманием; дети энергичные и упорные, ленивые и сонливые и т. п.
Некоторые неологизмы Янковича стали крылатыми словами, например: напаять душу добродетелью, человеколюбие есть основание общества, достойная бодрость духа -необходимое качество учителя и т. д.
По-мнению Б.Б. Комаровского: «... как правило, Янкович не пользуется метафорической речью. Он строг и педантичен в отшлифовке педагогической терминологии и номенклатуры. У него нет надуманных, субъективных терминов» [2, 78].
Янкович ввел в педагогику около 200 школоведческих, методических, психологических и воспитательных терминов и наименований.
В заключение, необходимо отметить, что XVIII век характеризуется интенсивным развитием педагогических терминов, многие из которых сохраняются и в настоящее время. Термин педагогика появился в России в серединеXVШ в. и был заимствован Н.И.Новиковым из немецкой педагогической литературы. Термин воспитание, известный ещё в XVI в., ввел в педагогику И.И. Бецкой, но в то время более известным термином оставалось наставление. Также как и вместо термина образование, чаще использовалось понятие просвещение.
Развитие языка педагогической науки в XVIII веке и появление тенденции к преодолению многозначности понятий и терминов, заложило основы для современной педагогической терминологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
2. Комаровский, Б.Б. Русская педагогическая терминология. - М.: Просвещение, 1969. - 311 с.
3. Темниковский Е.Н. Один из источников «Духовного регламента» // Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1909. -Т.18.
4. Терских, И.А. Педагогическая терминология В.Я. Стоюнина // Известия Международной Педагогической Академии.
Вып. 3. - М.- Таганрог - Ополе: МПА, 2013. - С.201-206.
И.И. Топилина
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогических технологий, основанных на принципах информатизации и коммуникативной грамотности. Процесс обучения в вузе связан с информационно-коммуникативными технологиями, которые стимулируют становление профессиональных и личностных качеств студентов, расширяют их мировоззренческий потенциал.
Ключевые слова: вуз, информационно-коммуникативные технологии, профессиональные умения, информационная культура.
I.I. Topilina
INFORMATION AND COMMUNICATION SKILLS AS IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE TEACHERS
Abstract. The article is devoted the problem of pedagogical technologies, based on the principles of informatization and communication literacy. The process of education in the University is associated with information and communication technologies, which stimulate the formation of professional and personal qualities of students, enhance their ideological potential.
Keywords: University, information and communication technology, professional skills, information culture.
В условиях перехода к информационному обществу и рыночной системе отношений в нашей стране выявилась необходимость быстрого реагирования на смену условий функционирования образования, что сделало актуальными вопросы, связанные с влиянием нововведений на подготовку педагогических кадров. Решение задач эффективного осуществления образовательного процесса, невозможно без учета современных достижений науки и техники, а также стремительного обновления социально-экономических механизмов общества [1]. Развивающаяся система современного образования принадлежит к разряду сложных систем. Ее отличительными свойствами являются: многомерность параметров, сложность строения, многоцелевая направленность. Среди них ученые обращают внимание на вопрос об оптимальном сочетании педагогических воздействий, оказываемых на учеников преподавателями, которые невозможно вполне исследовать без учета социальных, психологических и культурологических аспектов поведения людей, их совместной деятельности, все более включающей интеллектуальные операции [6].
В настоящее время овладение информационно-коммуникативными технологиями (НИКТ) предполагает понимание сущности и закономерностей информационных процессов, а также осознание роли новой информации в развитии общества, формирование творческого мышления, умение оптимизировать принятие решения, умение применить профессиональные программы в новых условиях педагогической деятельности. Поэтому столь важное научно-теоретическое и методическое значение приобретают проблемы формирования компьютерной грамотности преподавателей и студентов, и на ее основе дифференцированного подхода к накопленной информации, формированию ценностных ориентаций, информационной культуры личности, как компонента ее общей и профессиональной культуры. В результате в процессе обучения реализуется механизм, сочетающий в себе современный уровень общих и профессиональных знаний, умений, навыков, обновляется парадигма жизненных гуманистических ориентаций личности.
Проблемам подготовки учителей-гуманитариев в области информационной грамотности, информационной культуры, овладения информационными технологиями уделяется большое внимание в педагогических исследованиях. Вопросам психолого-педагогического образования в условиях процесса информатизации посвящены исследования Г.А. Балла, А.П. Белиц-Геймана, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и др. Дидактическая и методическая стороны формирования информационной компетентности педагога находят свое отражение в работах: С.А. Бешенкова, А.П. Ершова, М.П. Лапчика, С.И. Михаэлиса, И.В. Роберта, Э.В. Тановой, Е.К. Хеннераи др. Современный учитель уже на стадии вузовской профессионализации овладевает умениями самостоятельно ориентироваться в многообразии