Научная статья на тему 'Формирование государственной образовательной политики во второй половине XVIII века'

Формирование государственной образовательной политики во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1339
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришин А. В., Гришин В. А.

В статье рассматривается процесс развития образовательной политики России, анализируется роль Екатерины II в деле привлечения иностранных специалистов в Российскую Империю, изучаются теоретические взгляды и практическая деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича де Мириево, представлено развитие системы народного просвещения во второй половине XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY IN SECOND HALF OF XVIII-TH CENTURY

This article discusses the development of educational policy in Russia, analyzes the role of Catherine II in attracting foreign specialists in the Russian Empire, the theoretical views and practical activities of I.I. Betskoy and F.I. Jankovich de Mirievo are examined in this article, the development of a system of public education in the second half of XVIII century is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной образовательной политики во второй половине XVIII века»

УДК-

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА.

А.В. Гришин, В.А. Гришин

В статье рассматривается процесс развития образовательной политики России, анализируется роль Екатерины II в деле привлечения иностранных специалистов в Российскую Империю, изучаются теоретические взгляды и практическая деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича де Мириево, представлено развитие системы народного просвещения во второй половине XVШ века.

Ключевые слова: Российская Империя, образовательная политика, Екатерина II, И.И. Бецкой, педагогика, Академия художеств, воспитательный дом, женское образование, коммерческое училище, Ф.И. Янкович де Мириево, новая методика, малые народные училища, главные народные училища.

Вторая половина восемнадцатого века в деле образования и развития педагогической мысли характеризовалась поисками новых подходов к воспитанию и формированию государственной образовательной политики.

Первым шагом императрицы в области просвещения стало создание комиссии в составе Г.Н. Теплова, Т. фон Клингштедта, профессора Московского университета Ф.Г. Дилси, историка Г. Миллера. Комиссия изучила проекты образовательной реформы И.И. Шувалова и представила собственные рекомендации по поводу учреждения государственной системы просвещения для русских православных подданных, кроме крепостных, в возрасте от 5-6 до 18 лет.[5, С. 272] Но практических результатов работа комиссии не принесла.

Екатерина II была знакома с новыми течениями европейской педагогической мысли. В России в это время были переведены основные педагогические труды Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ф.Фенелона, К. Флери, графини Жанли, Клерка, избранные места из сочинений И. Базедова, Пероль-та, Карачиоли и других. Были известны «Эмиль» Руссо и «Анти-Эмиль, или Опровержения Рус-сова образа воспитания и мыслей» Формуя.

Переписываясь со светилами европейской научной мысли, Екатерина просила у них советов по вопросам воспитания и образования, предлагала присылать проекты распространения просвещения в России. Приглашая в 1762 г. Жана Лерона д’Аламбера воспитателем Павла Петровича, Екатерина II предполагала его участие в подготовке общей учебной реформы в России. Однако, несмотря на огромный оклад, он отказался [2]. Спустя восемь лет для этой же работы она приглашает известного немецкого педагога И. Базедова, затем Г. Зульце-ра, представившего в 1773 г. Екатерине II «Мнение об учреждении народных школ». Корреспондентами Екатерины по педагогическим вопросам были Д. Дидро и Ф. Гримм, которые приезжали в Петербург, писали проекты развития образования в России. Фридриху Гримму предлагался пост руководителя просвещением в России, но он, ссылаясь на незнание русского языка, отказался.

Посол в Вене князь Д.М. Голицин по поручению императрицы собирал для образца описания лучших в Австро-Венгрии женских учебных заведений.

Князь И.И. Бецкой, выполняя волю Екатерины II, беседовал об организации школьного дела в России с магистром богословия, пастором лютеранской церкви Св. Петра и директором церковной школы «Петершулле» Антоном Фридрихом Бюшингом.. Пастор рекомендовал создать в крупных городах и во всех провинциях школы для воспитания добрых граждан государства подобные училищу при церкви Св. Петра. Во время второй встречи Бецкой сообщил о плане устройства провинциальных школ, где учителями будут иностранцы. Бюшинг же указал на необходимость подготовки хороших учителей из русских людей, из даровитых питомцев духовных семинарий. [5, С 156-157]

Имя И.И. Бецкого, важнейшего выразителя государственной политики в области образования, тесно связано с идеей воспитания новой породы людей, не зараженных пороками современных поколений, воспитания строго государственного. Он полагал, что в первую половину XVIII в. заботились лишь о развитии разума и о приобретении знаний; но один просвещенный науками разум не в состоянии создать доброго и прямого гражданина, если при этом человек с нежного детства не воспитывается в добродетели.

Нравы каждого человека зависят от его воспитания, утверждал Бецкой. Создание нового поколения людей, мужественных, честных, добродетельных возможно при соответствующем воспитании вне влияния семьи и общества. Для этого необходимы воспитательные училища для детей обоего пола. В них набираются дети не старше 5-6лет, когда ребенка еще можно воспитать в добродетели и

содержатся до 18 - 20 лет, безвыходно, без всякого сообщения с обществом. Даже родственники могли видеть детей только в назначенные дни в училище и в присутствии начальников. В училищах следует прежде заботится о воспитании честного, нежного и благородного сердца, а не о развитии ума и сообщений знаний.

Мысли Бецкого о верховенстве сердца в духовной природе человека, о необходимости отделять малолетних от взрослых определяли основное направление русской педагогики второй половины XVIII века. В составленном Бецким «Г енеральном плане воспитательнаго дома» изложена теория воспитания детей.

Бецкой отводит важное место в развитии и судьбе человека воспитанию. Он, определяя задачи воспитательного дома, утверждал, что «главнейший предмет есть спасать жизни, укреплять здоровье и образовать душу благонравную, ибо одно без другого быть не может», и что «единое к тому средство - воспитание». Воспитанием кладутся на человека неизгладимые следы, производятся такие глубокие изгибы в его физическом и душевном складе, которые никак ни испортить, ни исправить невозможно. Поэтому «воспитание есть дар первейший, самый существенный и. самый дражайший, которым человек обогащен быть может». [3, С. 185]. Природа детей сама по себе безразлична, легко подчиняется влияниям и склоняется в ту сторону, в которую ее наклоняют. Но вместе с тем Бецкой говорит, что дарования, которых требуют науки и художества, есть «дело натуры». Он предлагает сообразно с дарованиями разделять питомцев воспитательного дома на три категории: первая - лица, способные к наукам и искусствам; вторая (наибольшее число лиц) состоит из способных лиц к ремеслам и рукоделиям, третья - из способных лишь к самой простой работе, лиц с тупыми понятиями. При воспитании нужно не переламывать природу, а способствовать ей, наклонять мало-помалу от вредного к полезному.

Бецкой рассматривает воспитание детей, покинутых родителями, с трех сторон: физической, умственной и нравственной.

Физический уход за детьми должен быть особенно внимателен и нежен в первые годы жизни. Самые главные предметы физического ухода: пища и воздух. Без них невозможно хорошее физическое воспитание. Лучшее питание детей - молоко материнское или кормилицы. Здоровая кормилица легко может кормить двух и более младенцев. Но если их нет, то можно использовать, хорошее коровье или козье молоко. После грудного кормления детям, начинающим ходить, до тех пор когда они сами начнут одеваться, нужно кормить хорошо выпеченным ржаным хлебом, мясом, рыбой, щами, кашами; водой, квасом. Спиртные напитки строго воспрещены. Свежий и чистый воздух отвращает болезни. Хорошее питание и свежий воздух принесут пользу при соблюдении чистоты тела, одежды и жилища. Младенцев нельзя подвергать резким переменам температуры. Одежды должны быть мягкими, не слишком согревать тело и не должны мешать свободному кровообращению и укреплению здоровья; узкая обувь вредна детям. Для развития ребенка очень важны физические упражнения, детские забавы и игры. Все время детства распадается на три занятия: еду, сон и игру. Как только дети начнут свободно ходить, их следует всемерно приучать к играм и забавам. У детей всегда должен быть в распоряжении достаточный материал для игр, чтобы они свободно могли лазить, скакать, кататься с горы и т. п.

Умственное и вообще душевное развитие детей, по мысли Бецкого, до двух лет обеспечивается кормилицами и няньками; с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе. С 7 до 11 лет мальчики и девочки ежедневно один час в школе учатся читать и первым основаниям веры. Мальчиков обучают вязать чулки, колпаки, сети, привыкают к садовой работе. Девочки упражняются в пряже и вязанье, плетении кружев. С 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся по часу в день писать и цифири, изучают катехизис, арифметику, географию, занимаются рисованием и домоводством; девочки стряпают, шьют, гладят, мальчики привыкают к огородной, дворовой и другим работам. В 14 - 15 лет образование заканчивается, воспитанники обучаются мастерству, ремеслу или делу, которое выберут сами, а наиболее способные изучают науки и искусства.

Главный принцип обучения, по мнению, И.И. Бецкого, состоит в том, чтобы учить детей «играя и с приятностью». Бецкой говорит, что слишком ранее (5-8 лет) учение вредит развитию детского понимания. Лучше наставлять детей примерами, а не правилами, которые им еще малопонятны. Не нужно заставлять детей много учить наизусть. В этом возрасте дети учатся рисовать и различать буквы, учительское же искусство состоит в том, чтобы питомцы в этом находили для себя забаву. Позднее дети будут учиться правилам веры, арифметике, читать, писать, географии. Дети, если их не угнетают знаниями, бывают любопытны и хотят знать обо всем. Нужно отвечать на их вопросы ясно, толково, доступно детскому пониманию. Во время прогулок, показывая детям различные предметы нужно расширять их знания.

Говоря о воспитании поколения новых людей, И.И. Бецкой нравственное воспитание ставил

выше умственного. Главными средствами воспитания он считал, во-первых, удаление детей от всего, что имеет хотя бы тень порока. Но этого мало, нужно быть добродетельным. Поэтому, во-вторых, необходимо сформировать нравственные качества у воспитанников. Уроки добродетели состоят не в словесных поучениях, а в живых примерах воспитателей, которые для них привлекательнее и поучительнее любых доказательств. Полезные и приятные дела для себя и окружающих должны сочетаться с весельем и удовольствием воспитанников. Этому служат игры. Воспитатели не вмешиваются в игры, они лишь наблюдают, чтобы в играх не было безнравственности.

Подчеркивая ведущую роль живого примера воспитателей в нравственном воспитании, И.И. Бецкой считал полезным над всеми дверями внутри и вне воспитательного дома написать общие нравоучения: I) не делай другим того, чего себе не желаешь; 2) поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. А в залах на стене, которая виднее прочих; написать также большими буквами: 1) не делай зла и не досаждай никому; 2) не вреди никакому животному и не озлобляй его; 3) не лги; 4) не будь никогда празден. [3, С.189]

Не обошел вниманием И.И. Бецкой и проблему наказаний в процессе воспитания. Он был против телесных наказаний, считая их вредными, и выступал за ограничение любых наказаний, справедливо полагая, что при правильном и внимательном воспитании необходимости в наказаниях будет мало. В воспитательном доме должен быть строгий закон - никогда и ни за что не бить детей. Наказания делают детей мстительными, притворными, обманщиками, угрюмыми и нечувствительными. Легчайшими взысканиями могут быть стояние на одном месте, без опоры, в течение 1-2 часов; запрещение прогулки с другими детьми; выговор наедине; публичный выговор; хлеб и вода на 12 или 24 часа для детей 5 - 10 лет; лишение завтрака, иногда и обеда (смотря по возрасту), но никогда ужина. До наказания следует детально разъяснить виновным в чем заключается их проступок, чьи права ими нарушены.

Принципиально важным считал И.И. Бецкой все эти правила воспитания маленьких одинаково тщательно применять к детям обоих полов, без исключения. Он заботился о том, чтобы образование соответствовало личным склонностям и способностям детей, особенно окончательное образование, приводящее к практической жизненной деятельности.

Принципиально важной в педагогических взглядах И.И. Бецкого является мысль о веселом настроении как существенном условии правильного и всестороннего развития детей. Дети по природе своей редко бывают печальны. Уважение к личности воспитанника и его человеческой природе, признание необходимости и разумности удовлетворения ее законных требований, неприемлемость педантизма в работе с детьми и подавления их разными схоластическими мудрствованиями и порядками - все это, по мнению педагога позволит создать оптимистическую направленность воспитательного процесса.

В марте 1762 г. Бецкому поручается заведование Академией художеств. При ней в 1764 г. было открыто подготовительное училище для православных детей всех сословий, кроме крепостных. Мальчики принимались с 5-6 лет, делились на три возраста (класса): детский, отроческий, юношеский, по три года в каждом, и по окончании курса поступали в академию. Первым классом заведовали учительницы, остальными двумя - учителя. Не имевшие призвания к художеству определялись в разные мастерства, по их наклонностям и способностям. В июне 1769 г. Бецкой просит разрешение содержать на собственном иждивении 10 мальчиков, принимая их раз в три года. К 1785 г. их было 60 человек. С 1788 г. такой прием в связи с финансовыми проблемами был прекращен.

Академия состояла из отдельных классов, учение продолжалось шесть лет и заканчивалось экзаменом. Отличившиеся награждались медалями, получали права вольности, а двенадцать лучших за счет казны отправлялись для усовершенствования на три года за границу.

Важным шагом в развитии образования России и формировании государственной политики в этой сфере было учреждение среднего женского учебного заведения. Это положило начало систематическому женскому образованию. При учреждении женских учебных заведений, по мысли императрицы, должна была решаться государственная задача - формирование нового поколения людей, не имеющих недостатков прежних поколений.

До Екатерины II серьезного женского образования не было, число грамотных женщин было ничтожно. В обеспеченных семьях образование девочек было домашнее, постепенно возникли частные женские иностранные пансионы. Но они страдали отсутствием профессионалов. Провинциальной семье нанять хороших учителей было просто невозможно; в частных пансионах учили очень плохо, т.к. иностранцы, в большинстве были невежды и даже безнравственные люди. Поэтому учреждение Екатериной двух правительственных учебных женских заведений (для дворянок и мещанок) имело большое историческое значения. По примеру основанного ею института возник-

ли другие, а из институтов, с некоторыми изменениями, развились женские гимназии.

Имя Бецкого связано с учреждением первого в России женского учебного заведения, с основанием воспитательного дома для «несчастнорожденных», с устройством первого кредитного общественного установления (сохранной и ссудной казны), с изданием нового устава кадетского корпуса.

По его проекту Екатерина II в 1763 г. учредила в Москве воспитательный дом с родовспомогательной больницей. Воспитательный дом был задуман как частное заведение и подчинялся императрице. Он не получал средств от государства и должен был существовать на собранные по подписке деньги. Заведование домом возлагалось на главного надзирателя. Особый совет (6 опекунов) должен был решать основные вопросы, касающимся дома. Главным попечителем был Бецкой, который вместе с советом должен был следить за выполнением генерального плана. Воспитательный дом позволял проверить на деле новые педагогические теории. Его существование отвечало стремлению создать в России третье сословие. Всех брошенных детей полагалось принимать в Воспитательный дом и следить за тем, чтобы они выходили из него вольными людьми и сохраняли этот статус в дальнейшем. Воспитанников надлежало обучать каким-нибудь рукоделиям или ремеслам, а самых способных отдавать учиться в Московский университет или в Академию художеств. Воспитанницам выделяли по 25 руб. на приданое при вступлении в брак, и всем по выходе из Воспитательного дома выдавали по рублю на первое время.

Разработанный Бецким генеральный план предусматривал, что всякий во всякое время мог принести в дом младенца без всяких объяснений, только заявив, крещен ли младенец, или нет. Ребенка сдавали на руки кормилице, а через два года переводили в особый разряд, где дети обоего пола пребывали вместе. С седьмого года их разделяли и начинали обучать чтению, письму, первым основаниям веры, а также ручным легким работам. С 14-15 лет питомцев обучали различным ремеслам, исходя из их интересов и склонностей. Воспитание, по предписанию Бецкого, должно проходить ласково и кротко. Телесные наказания строго запрещались, не только над питомцами, но и над нижними служителями дома, чтобы воспитанники не привыкали к этому. Обучать грамоте и ремеслам надлежало как мальчиков, так и девочек. Спустя 4-5 лет они могли вступать в брак и, пользуясь 3-4 года помещением в доме, работать на себя; при увольнении из дома они получали полное обмундирование и права вольных людей. По мысли Бецкого, они должны были постепенно увеличивать "средний род людей", т. е. сословие городских обывателей, к которому они все причислялись.

В первые годы родовспомогательная больница получала солидную финансовую поддержку. Екатерина II, цесаревич Павел Петрович, митрополит Дмитрий (40 тыс. руб.), князь Д. М. Голицын (22 тыс. руб.) жертвовали на нее деньги. Один московский купец пожертвовал за восемь лет прибыль с капитала в 180 тыс. руб. Для усиления средств дома, содержавшегося на добровольные пожертвования, Бецкой устроил при нем в 1772 г. три казны - сохранную, ссудную и вдовью. [4, С.780]

Общие принципы учреждения в России воспитательных училищ были опубликованы Бецким уже в 1767 г. По аналогии с московским, по представлению Бецкого, 6 сентября 1772 г. был учрежден такой же дом и в Петербурге. Затем такие заведения появились в ряде других городов. Некоторые из них основывали дворяне, другие духовенство или государственные крестьяне, одно устроил крепостной - все на собственные средства. [5, С.148.]

В 1775 г., после реформы местного управления, подобная практика получает распространение: в учреждении об управлении губерниями приказам общественного призрения поручается заботиться об установлении, содержании и управлении сиротских воспитательных домов.

Вскоре после вступления на престол Екатерина поручила Бецкому представить доклад об устройстве в России закрытого заведения для воспитания девиц благородного происхождения. Проект Бецкого был утвержден 5 мая 1764 г. В нем нашли отражение педагогические взгляды автора на воспитание и образование детей. По проекту, в Петербурге учреждалось воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском монастыре. В него принимались лица женского пола дворянского происхождения с 5-6 лет, причем родители давали подписку, что отдают ребенка до 18-летнего возраста и ранее этого требовать обратно не будут. Главное распоряжение и наблюдение за исполнением устава общества предоставлялось начальнице, при которой была правительница. Кроме того, были еще четыре попечителя из знатных особ, которые составляли совет для решения различных хозяйственных вопросов дома. Одним из попечителей был назначен Бецкой. Благодаря ему установились гуманные отношения руководства заведения к девицам. Первоначально воспитанницы помещались в зданиях Воскресенского Новодевичьего монастыря, но Бецкой добился разрешения строительства особого здания.

В институте среди учительниц и надзирательниц было много иностранок, даже эконом, бухгалтер и швейцар были иностранцы. Главным предметом изучения были иностранные языки.

Французский язык пытались сделать языком преподавания разных предметов, например физики. Учитель русского языка должен был знать иностранные языки и переводить на них. Кроме иностранных языков преподавались закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, стихотворство, архитектура и геральдика, рисование и миниатюра, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода, все части экономики. Изучение истории соединялось с нравоучением и с изучением приемов «светского обхождения»; обучение арифметики признавалось необходимым для содержания в должном порядке домашней экономики. Других частей математики, кроме арифметики, не преподавалось, как и естествознание.

Устроив закрытое женское учебное заведение для девиц благородного происхождения, Бецкой уже в 1765 г. докладывал Екатерине о необходимости создания подобного заведения для девочек всякого чина. После чего 31 января 1765 г. вышел указ об учреждении в том же Воскресенском монастыре особого училища для малолетних девушек всякого звания, кроме крепостных, под управлением той же начальницы и правительницы. Программа обучения была несколько ограничена устранением из воспитания «светских добродетелей», не нужных для мещанок; преимущественное внимание обращалось на различные рукоделия и другие домашние работы. Воспитываемые в мещанском училище девицы готовились к «службе экономической» и по окончании курса получали все преимущества и вольности, присвоенные мещанским воспитанникам Академии художеств. Затем с подобными задачами открылся Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц. В 1772 г. Бецкой изъявил желание содержать на собственном иждивении пять воспитанниц из бедных дворян в каждый прием. В 1773 г. он разработал правила приема в воспитательные училища детей, плата за которых будет вносится родителями или кем-либо другим.

В 1764 г. обрело силу закона генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, разработанное И.И. Бецким. В нем были выражены его основные взгляды на задачи и средства воспитания. Бецкой говорит, что корень всему добру и злу в человеке - воспитание, о котором необходимо неусыпно заботиться до 18-20 лет. Дети должны находиться в училищах безвыходно, т.к. общение с людьми без разбора весьма вредно. В юношестве надо возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, как источнику всякого зла, научить благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых. В воспитательных заведениях должно обратить большое внимание на физическое воспитание.

В особом кратком наставлении, выбранном из лучших авторов, Бецкой разрабатывает содержание воспитания в соответствии с возрастом ребенка. При обращении с грудными младенцами и детьми до шести лет, он предлагает не внушать детям пустых страхов, удалять их от общения с невежами и злонравными людьми, не допускать видеть неблагоразумные поступки и, если придется делать детям выговоры, то поступать без злобы, чтобы большим страхом не повредить их природы. На этом первом этапе должно обучать детей всему "играючи" и, сколько возможно, без принуждения.

В следующем возрасте, от 5 до 10 лет, надо развивать детей физически разными играми, не препятствовать им в увеселениях, всемерно стараться вселить в детях любовь к учению. Особенно необходимо стараться, чтобы дети имели здравый разум и доброе сердце. Не должно бить детей почти никогда и отнюдь не следовать в жестоких наказаниях безрассудным и свирепым школьным учителям.

В третьем возрасте детей, от 12 до 15-16 лет, следует всячески удалять от них людей жестоких, злых и с физическими пороками. Надо приучать их переносить тяготы и лишения, не допускать, чтобы в юношах усиливалась какая-либо одна страсть, в особенности к карточной и другим играм, удалять их от худых разговоров, от чтения вредных книг и т. д. Необходимо приучать юношество к чистоте во всем, к учтивости, благопристойности и т. д.

Это первое систематическое изложение взглядов русского правительства при Екатерине II на воспитание было опубликовано для общего руководства всем родителям при воспитании детей и вместе с тем применялось Бецким в уставах учебных заведений, составляемых им по поручению императрицы.

В это же время Екатерина II, приняв шляхетский кадетский сухопутный корпус в свое ведение, определила генерал-директором Бецкого. Разработанный И.И. Бецким устав был утвержден 11 сентября 1766 года. По уставу управление корпуса возлагалось на генерал-директора и совет, назначаемый императрицей. В корпус принимались дети дворян не старше шести лет. При этом родители добровольно давали подписку о том, что в течение всего срока обучения не будут брать детей даже в отпуск. В корпус принимались дети не старше шестого года и их воспитывали согласно с генеральным планом об учреждении воспитания. Вместо учебных рот кадеты делились на 5 возрастов, в каждом из которых они пребывали по 3 года (5 - 9, 9 - 12 лет и т. д.). Младший возраст был подчинен женскому

надзору. В остальных воспитателями были офицеры и гражданские чины. Круг учебных занятий был значительно расширен, приведен в систему и учитывал возрастные возможности. В корпусе изучалось четыре группы наук и искусств: 1) науки, важные для познания прочих наук; 2) науки, предпочтительные для нужд гражданского воспитания; 3) науки полезные; 4) художества. При переходе в 4й возраст кадетам предоставлялось право выбора готовить себя к военной или гражданской службе, исходя из интересов или состояния здоровья. При этом кадет обучался некоторым другим наукам, которым остальные не обучались. Увольнения не предусматривались, свидания с родственниками допускалось только в назначенные часы по воскресеньям. Устав предписывал заботиться о физическом и нравственном развитии воспитанников, обходиться с ними ласково, запрещал бить шпагою или фухтелем. Воспитатели должны стараться предупреждать и отвращать ошибки и проступки кадетов. Окончившие полный курс поступали в военную службу, лучшие награждались медалями, а наиболее достойные имели право, с согласия родителей, путешествовать три года за границей на счет корпуса.

Параллельно с этим И.И. Бецкой разрабатывал устава коммерческого училища, который был утвержден 6 декабря 1772 года. Задачами воспитания и обучения определялись формирование добродетели и физическое развитие ребенка. По уставу в училище принимаются дети не моложе пяти лет, делятся на пять возрастов по три года в каждом, воспрещаются телесные наказания. Лучших учеников награждали медалями и посылали в иностранные государства с рекомендациями к российским министрам, чтобы они могли определиться в иностранные конторы для практических занятий. Содержание образования было тождественно другим учебным заведениям с добавлением профессиональных предметов - бухгалтерии (двойной, или итальянской), исторической географии, экономии, сведений по государственному праву.

Все уставы, составленные Бецким, требовали хороших наставников и преподавателей, которых в то время недоставало, поэтому приходилось приглашать иностранцев. Желание ограничить их влияние побудило Бецкого в 1772 г. представить императрице доклад, в котором предлагалось учредить при сухопутном корпусе особое отделение для воспитания мещанских детей, из которых могли со временем образоваться достойные преподаватели и воспитатели для корпуса. Проект был утвержден 27 октября. В 1773 г. директором корпуса был назначен генерал-поручик Пурпур, а И.И. Бецкой остается членом совета до упразднения корпуса в 1875 г.

Таким образом, четверть века активной теоретической и практической деятельности И.И. Бецкого во второй половине XIII века открыли новое гуманистическое направление в образовании и воспитании молодежи в России. Однако реализоваться в полной мере оно не смогло.

В 1775 г. обязанность открывать училища губернского и уездного уровня была возложена на приказы общественного призрения. Они получали исходную сумму в 15 тыс. рублей, а так же штрафные сборы, налагаемые по суду. Приказы общественного призрения стали брали под контроль существующие школы и открывали новые. Но эффективность этой деятельности во многом зависела от инициативы местных губернаторов и финансового участия дворянства. В 1780 г. Екатерина II, узнав, что в Пскове открыто только дворянское училище, пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы для мещан, 500 руб. - на духовную семинарию, 300 - на сиротский приют и 400 - на богадельню. В этом же году в Полоцкой губернии было уже шесть разных училищ, где училось 300 дворян и 130 человек из мещан, в Могилевской губернии 32 школы насчитывали 858 учащихся. В Смоленской губернии в 12 городских школах училось 359 детей купцов и мешан. В Новгородской губернии имелось 10 мещанских училищ с 1173 учениками. В 1783 г. дворянство Орла и Курска пожертвовало для заведения училищ для дворянства, купечества и разночинцев 10 000 руб.[4, С.784]. В Санкт-Петербурге в 1777 г. Н. И. Новиков объявил, что доходы от издания журнала «Утренний свет» будут направляться на организацию и содержание двух столичных школ. Среди благотворителей были секретарь императрицы и глава Тайной канцелярии Сената С. И. Шешковский. В 1781 г. Екатерина II на собственные средства основала учебное заведение при Исаакиевском соборе [1, С.10.]. В том же году при храмах было организовано еще шесть школ на средства и под руководством приказа общественного призрения. Ученики набрались в основном из купечества, детей офицеров, канцеляристов, солдат, придворных должностных лиц и дворянских слуг. В них обучалось 486 человек. Санкт-Петербургский приказ общественного призрения собрал капитал в сумме 31 663 руб. от частных жертвователей и из официальных источников.

Реализация положения «Учреждения для управления губерний» 1775 г. об открытии во всех губернских и уездных городах школ требовало выработки государственных руководящих указаний для единой всероссийской системы образования. Императрица стала обращать пристальное внимание на германские модели воспитания полезных и верноподданных граждан.

В 1782 г. по просьбе Екатерины Иосиф II направил в Россию Ф. И. Янковича де Мириево. По мысли императрицы он должен был стать ведущим консультантом и исполнителем внедрения австрийской системы образования. Янкович прибыл в Петербург 4 сентября и уже через день его приняла императрица. а 7-го числа вышел указ об образовании Комиссии для заведения в России народных школ под председательством П. В. Завадовского [4, С. 786-787].

На комиссию возложили создание новой сети школ, системы подготовки учителей, составление учебников. В 1783 г. в Санкт- Петербурге было открыто училище, при котором имелась также учительская школа. Янкович, хорошо знавший систему Фельбигера (немец, настоятель саганского монастыря в Силезии), перевел для комиссии уставы и инструкции учителям и попечителям школ. Творчески переработав австрийское наследие, он подготовил к печати «Российский букварь», «Руководство к российскому чистописанию», «Сокращенный катехизис», «Пространный катехизис», «Священную историю», «Руководство к арифметике», которые и были изданы.

По указанию императрицы было подготовлено руководство учителям, в котором излагались основные педагогические идеи, взятые из австрийской системы народного образования. «Руководство» определило организацию русских школ, руководило учителями во всей их педагогической деятельности. В нем доступным языком в небольшом объеме излагалась сущность педагогии. В своем большинстве советы «Руководства» практичны и поучительны. «Руководство» требует, что бы школьные учителя учили только по рекомендованным начальством книгам и преподавали только установленным способом. Оно требует от учителя точного соблюдения расписания часов и предметов занятий. Школьные учителя обязаны преподаваемые предметы хорошо изучить и в главной или большой школе подвергнуть себя испытанию, дабы заслужить об искусстве своем письменное свидетельство. С немецкой педантичностью «Руководство» разъясняет, что если учитель, слушая ответы учеников, сам не имеет понятия о вещи, неуверен в своей памяти или опасается своей рассеянности, то должен проверять ответы учащихся по учебной книге.

Началами правильного преподавания преподносились совокупное наставление, совокупное чтение, изображение через начальные буквы, таблицы и вопрошение. Они во многом оказались революционными для российской педагогической практики.

Во-первых, это совокупное наставление и чтение. До сих пор массового, совместного обучения в школе не было. В классе каждый ученик учился независимо от остальных по заданиям учителя. Так, например, в рязанской цифирной школе в 1727 г. 23 ученика арифметического класса по индивидуальным заданиям одновременно изучали 8 математических тем. Новая методика предполагала наличие единых для всего класса учебников. Весь класс одновременно изучает ту или иную тему. Дети в классе должны были выучить урок. Вся учебная работа протекала в школе, дома дети занимались только решением задач или примеров по арифметике. Существенно менялась роль учителя. Из репетитора, задающего и спрашивающего индивидуальные задания, он превращается в педагога, изучающего с классом урок. Он организует в классе чтение изучаемого материала (рекомендовалось от 10 до 18 раз) и запись его, проводит опрос изученного материала у учеников и заставляет класс внимательно слушать ответы. Если же ответы окажутся неудовлетворительными, то следует заняться повторением пройденного.

Во-вторых, учителям рекомендовалось научить детей запоминать наизусть необходимый учебный материал с помощью изображения через начальные буквы. Предполагалась, что сначала необходимые знания объясняются, затем записывается и повторяется. После этого записи стираются, остаются только начальные буквы слов, по которым дети читают и повторяют полный текст. На завершающем этапе стираются и они, а повторение происходит по памяти.

В-третьих, - таблицы в форме краткого изложения содержания изучаемого материала, плана, фиксирующего основные и второстепенные, мысли автора в последовательной связи.

И, наконец, вопрошение - контрольные вопросы, позволяющие учителю определить степень понимания учениками изученного материала. Вопросы должны быть точны, кратки, задаваться с великим благоразумием, сообразно предмету обучения и способностям учащихся. От учеников следует требовать полного ответа. Указывается, как учитель должен поступать, если учащийся ничего не отвечает или недостаточно, либо говорит лишнее или неправильное. [3, С. 197-198]

«Руководство» видит учителя христианином, любящим ближних и особенно детей как самого себя. В семье он должен быть миролюбив и порядочен. Учитель должен быть постоянно бодр духом и телом, терпелив, прилежен, довольствоваться назначенным ему содержанием, при этом, если это не мешает учительской деятельности, не возбраняется иметь дополнительный заработок. От учащихся учитель должен заслужить уважение, почитание, любовь и подобострастие. Ученики учителя должны любить и бояться. С учащимися учитель должен быть справед-

лив, одинаково учить богатых и бедных, мальчиков и девочек и обращаться с ними применительно к их индивидуальным свойствам. Каждая группа учащихся требует особых педагогических мер и каждый учитель обязан вести список учащихся с указанием их свойств и прилежания.

Нашли свое отражение в «Руководстве» и вопросы организации дисциплины в школе. К мерам воздействия на учеников относятся увещевания, предостережения, угрозы и наказания. Документ подчеркивает, что поскольку учителя в школах находятся с детьми постоянно и занимаются с ними, то дети не могут совершить проступок, заслуживающий телесного наказания. В противном случае - это вина учителя. Поэтому наказанием может быть лишение приятных вещей и соответственных проступку «устыжениях». Ремни, палки, плети, линейки и розги, пощечины и все другое, унижающие достоинство, воспрещаются.

Народные училища разделялись на три разряда: малые, средние и главные. Малые училища должны были состоять из двух классов, средние из трех, а главные - из четырех. В четвертом классе полагалось два года ученья. Опыт Петербургской губернии показал, что средние училища оказались лишними. 5 августа 1786 г. был принят Устав народным училищам Российской империи. Он предусматривал создание двухступенчатой системы бесплатных, доступных всем свободным сословиям России «главных народных училищ» в губернских городах и «малых народных училищ» в уездных городах с совместным обучением мальчиков и девочек. Создание сельских школ не предусматривалось, хотя в ранних проектах Екатерины они значились. Комиссия для заведения народных школ должна была выделить фонды на исходные капитальные затраты, но в дальнейшем средства на содержание школ должны были отчислять местные приказы общественного призрения от прибыли со своих капиталов и добровольных пожертвований.

Местное управление училищами было поручено приказам общественного призрения под председательством губернаторов. Приказы обязывались изыскивать денежные средства на содержание учителей и покупку учебников. Руководство учебной частью главного народного училища и малых училищ губернии вверялось директору народных училищ, а надзор за малыми училищами в уездных городах -смотрителю. Высшая правительственная власть по училищам сосредоточивалась в комиссии народных училищ, которой подчинялись приказы по управлению училищами.

В малых двухгодичных училищах преподавались чтение и письмо, цифры, числа церковные и римские, сокращенный катехизис и священная история, начала грамматики в Ьм классе; пространный катехизис без доказательств из Св. Писания, книги о должностях человека и гражданина, I и II части арифметики, чистописание и рисование во П-м классе. В главных народных училищах содержание образования в первых двух классах в основном совпадало с предметами малых училищ. Но в главных училищах с I класса изучали латинский и один из иностранных языков. В III классе изучали пространный катехизис с доказательствами из Св. Писания, П-ю часть арифметики, начала всеобщей истории, всеобщей и русской географии, чтение и изъяснение, русскую грамматику с упражнениями в правописании и чистописание. В программу IV класса входили русская и всеобщая география, математическая география с задачами, русская и всеобщая история, русская грамматика с упражнениями в сочинениях, основания геометрии, механики, физики, естественной истории, гражданской архитектуры и рисование. Большое внимание уделялось прикладной стороне изучаемых предметов: при изучении грамматики в выпускном классе письменные упражнения состояли в сочинении писем, составлении записок и т.п.; при изучении знаний о природе сообщалось, как изучаемый предмет может принести пользу человеку, здоровью, пропитанию, торговле и т.п. [4, С.799]

Учителей было в малых училищах - двухклассных - два, для I и II класса, в одноклассных -один и иногда особый учитель рисования. В главном народном училище учителей было шесть: два учителя в младших классах; два - в старших; учитель иностранных языков и один учитель рисования. Закон Божий преподавал один из учителей.

Учениками новых народных училищ никак не исчерпывалось число российских учащихся, получавших начальное и среднее образование вне дома. Около 1980 кадетов обучалось в военных училищах, примерно 12 тыс. училось в гарнизонных школах. В общей сложности, считая вместе с техническими училищами, семинариями, приходскими школами, к концу екатерининского царствования в 549 государственных учебных заведениях обучалось около 62 тыс. детей [4, С. 799].

В рассматриваемое время еще не делалось никаких попыток создания новых университетов. Императрица предложила Школьной комиссии разработать планы учреждения университетов во Пскове, Чернигове и в Пензе с медицинскими факультетами. Но из этих планов ничего не вышло. Но русские дворяне, разночинцы, сыновья духовенства продолжали уезжать учиться в иностранные университеты.

Считая себя просвещенной императрицей, Екатерина II достаточно времени уделяла вопросам обучения и воспитания. Но, как справедливо замечает П.Ф. Каптерев [3, C. 180], вместо того, чтобы изучить потребности России в образовании, определить способы и средства их удовлетворения, характер образовательных учреждений, социальную базу для этого, наметить исполнителей пригодных к образовательной работе, она пытается найти готовые рецепты у зарубежных ученых, философов, писателей.

This article discusses the development of educational policy in Russia, analyzes the role of Catherine II in attracting foreign specialists in the Russian Empire, the theoretical views and practical activities of I.I. Betskoy and F.I. Jankovich de Mirievo are examined in this article, the development of a system of public education in the second half of XVIII century is presented.

The key words. Russian Empire, educational policy, Catherine II, I.I. Betsky, pedagogy, the Academy of Fine Arts, an upbringing house, women's education, commercial school, F.I. Jankovic de Mirievo, the new methodology, junior public schools, principal public schools.

Список литературы

1. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. СПб., 1848.

2. Екатерина Вторая и Даламбер. ( Новооткрытая переписка Даламбера с Екатериной и

другими лицами)// Исторический вестник, №4, 1884

http://vostlit.info/Texts/Documenty/Russ/XVIII/EkaterinaII/Istoriciskij_vestnik/

1/text1.htm

3. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб, 2004.

4. Мадариага, де И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

5. Майков П. М. Иван Иванович Бецкой: Опыт его биографии. СПб., 1904.

6. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения России в XVIII-XIX веке. СПб.,1912.

Об авторах

Гришин А.В.-аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Гришин В.А.- кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.