ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-199-203
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА В КОНЦЕ 1980-х - НАЧАЛЕ 2000-х гг.
И. М. Корнилова, М. В. Соколов
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В статье показаны основные проблемы, с которыми столкнулась Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова в годы перестройки, и те шаги, которые были предприняты руководством академии в конце 1980-х - начале 2000-х гг. для их преодоления и реорганизации структуры РЭА. Рассмотрены качественный и количественный рост академии, социальная сфера вуза, учебная и научная работа, материально-техническая база и ее развитие. Приведен пласт источников, ранее не использовавшихся в научной работе. Впервые был исследован процесс демократизации управления РЭА им Г. В. Плеханова, в частности, расширение прав учащихся учебного заведения. Авторами проанализированы структурные изменения, произошедшие в учебном заведении в указанный период. Полученные в ходе исследования результаты создают базу для дальнейших исследований в данном направлении. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке дальнейших преобразований в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: образование, наука, реорганизация, перестройка, научная деятельность, учебный процесс.
THE DEVELOPMENT OF THE PLEKHANOV RUSSIAN ACADEMY OF ECONOMICS IN THE LATE 1980s - EARLY 2000s
Irina M. Kornilova, Mikhail V. Sokolov
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
The article describes key problems, which the Russian Plekhanov Academy of Economics faced during the years of reforms and steps taken by the Academy administration in the late 1980s - early 2000s in order to overcome them and reorganize the Academy structure. The qualitative and quantitative growth of the Academy, its social sphere, academic and scientific work, material and technical base and its development were considered. The authors demonstrated a layer of sources, which had never been used in research. For the first time the process of democratization of the Academy administration was investigated, such as extending rights of education institution students and structural changes that took place in the Academy during the period were analyzed. Findings of the research create the foundation for further investigations in this direction and can be use for further reforms in education institutions. Keywords: Russian Plekhanov Academy of Economics, education, science, reorganization, reforms, scientific work, academic process.
В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. начался новый этап в деятельности Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. Этот период был связан с процессами, происходившими в государстве на фоне начавшейся перестройки, в ходе которой началась осно-
вательная ломка всей системы образования, включая высшую школу. Сразу после распада СССР были ликвидированы союзные министерства, в том числе Министерство высшего и специального образования СССР. Почти все вузы союзного значения были переданы Министерству образова-
ния Российской Федерации. Резкие изменения в системе высшего образования в конце 1980-х - начале 1990-х гг. серьезно сказались на всей работе высшей школы. В связи с деполитизацией образования был упразднен ряд кафедр, многие квалифицированные преподаватели лишились рабочих мест. Ряд вузов, в числе которых была РЭА им. Г. В. Плеханова, противостоял этому натиску, а также сохранил высококвалифицированный преподавательский состав и постепенно перешел к изменению всей научной деятельности, несмотря на высокое давление.
Новый этап в истории Плехановки наступил в связи с перестройкой и реорганизацией Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова в Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова [8. - С. 186]. Была поставлена задача коренного улучшения всей системы образования и развития науки. Конечной целью стало приближение образования в академии к международному уровню. К этому моменту РЭА считалась одним из крупнейших коммерческих заведений России. В ее состав входили десятки факультетов, институтов, большое количество кафедр, различные лаборатории и другие научные центры [8. - С. 186].
Перед академией стояло решение ряда важнейших проблем: от финансирования и укрепления материально-технической базы до развития инфраструктуры, разработки новых учебных планов и программ. Это требовало независимости вуза, внедрения новых методов его развития.
В связи с потребностью в скорейшем создании нормальных условий для жизни и работы студентов уже в начале 1980-х гг. были решены поставленные ранее задачи. Сначала был сдан в эксплуатацию новый корпус, где была построена просторная столовая, а также оборудованы специальные лаборатории для технологического факультета [7. - С. 115]. А летом 1982-го было построено новое современное общежитие. Так был образован студенческий городок МИНХ. В 1982 г. достроили учеб-
но-лабораторный корпус [7. - С. 115]. Это положило начало созданию и развитию новой материальной базы Плехановки.
С начала 1990-х гг. наблюдалось возрастание уровня учебной и научной подготовки специалистов. В 1994 г. коллектив РЭА принял участие в разработке государственного образовательного стандарта в сфере высшего образования [9. - Л. 195].
Для достижения поставленных целей в РЭА создали новую структуру управления учебным процессом. Хотя и упразднилось количество кафедр, было создано большое количество научно-учебно-методических центров.
Безусловно, престиж вуза определяется наличием научных школ. В 1990-е гг. в РЭА им. Г. В. Плеханова начали возрождать научные традиции, выделяя на многих кафедрах перспективные направления в развитии науки и создавая научные школы. При этом важную роль играло повышение квалификации преподавателей и аспирантов. Следует отметить, что подготовка аспирантов проводилась более чем по 30 различным направлениям.
В 1985-1991 гг. прошли обучение в аспирантуре примерно 760 человек, а в докторантуре - более 20 [8. - С. 189]. В сравнении с предыдущими годами это можно назвать прогрессом.
Руководство вуза большое внимание уделяло международным связям и взаимодействию с зарубежными институтами, компаниями и различными организациями. Был взят курс на прямые хозяйственные связи, создание совместных предприятий. Такая практика наделяла учебный и научный процесс РЭА бесценным опытом, помогала освоить новые методы в образовании. Появилась возможность регулярно направлять студентов в зарубежные вузы, что, несомненно, положительно влияло на учебный процесс. Количество обучающихся, прошедших практику за границей, увеличилось почти в 10 раз [10. - Л. 101]. В 1996 г. было направлено на зарубежное обучение 200 студентов и такое же количество преподавателей. В том же году более
600 специалистов проходили стажировку в компаниях за границей, участвовали в международных конференциях, обучались в университетах в различных странах [8. -С. 189]. Благодаря этому РЭА им. Г. В. Плеханова постепенно приобретала статус одного из крупнейших вузов в России, известного за рубежом и отвечающего мировому уровню.
Академия с тех времен накопила огромный опыт и традиции. За период с 1949 по 1989 г. РЭА выпустила более 23 тыс. специалистов для 55 государств [9. - Л. 201202]. В начале 1990-х гг. в образовательном процессе РЭА приняли участие несколько сотен студентов и аспирантов почти из 40 зарубежных стран [9. - Л. 201-202].
Для этого этапа характерны децентрализация управления, участие всего коллектива в решении поставленных задач, расширение полномочий деканов, заведующих кафедрами.
Безусловно, процесс демократизации Плехановки был неосуществим без расширения прав учащихся. Студенты были вовлечены в общественную и политическую жизнь вуза. Появилась возможность участвовать во всех выборных мероприятиях, в работе советов и т. д.
Нельзя не упомянуть, что права студентов расширились в связи с открытием Ассоциации студентов академии. Совет академии, основанный на демократических началах, являлся высшим органом вуза. Студенты занимали в нем целых 25% мест [6. - С. 163]. Это положение распространялось и на факультетские советы.
В 1990-е Плехановка постепенно превращается в центр учебно-научно-коммерческо-производственных подразделений, которые были объединены по принципу ассоциации [9. - Л. 201-202]. При РЭА им. Г. В. Плеханова были созданы лицей, МИПК, бизнес-школы, центр фундаментальных исследований, коммерческий центр, коммерческий банк, товарная биржа, совместные предприятия «Синергия», «Экстер Интернешнл», 20 кооперативов и других предприятий [8. - С. 191].
Академия также оказывала содействие фирмам на внешнем и внутреннем рынках. С этой целью в 1991 г. был организован Международный центр маркетинговых исследований.
Создание попечительского совета в 1990 г. сформировало прочную финансовую основу вуза. Впервые академия получила относительно твердое обеспечение.
Данная система функционировала до начала XXI в., охватывая все стороны жизнедеятельности вуза. В 2000-е гг. она начала претерпевать ряд изменений. Как и прежде, важнейшей задачей, стоявшей перед руководством, была модернизация учебного процесса.
Сложность заключалась в том, что в связи с увеличением факультетов и кафедр возникла потребность во внедрении новых учебных дисциплин, а это в свою очередь требовало обновления преподавательского состава. В рамках усовершенствования учебного процесса уделялось огромное внимание повышению квалификации и переподготовке преподавателей. В связи с этим в 2001 г. была создана школа повышения методической и профессиональной квалификации «Мастер-класс» [6. - С. 170]. Основная цель данной организации - совершенствование учебного процесса, государственных образовательных стандартов, содержания дисциплин, планирования учебной нагрузки и др.
Данная система повышения квалификации функционирует и сегодня, оказывая помощь прежде всего молодому преподавательскому составу в формировании определенных критериев оценки качества знания, разработке новых учебных систем, к примеру, системы модульного образования или самостоятельной работы учащихся.
С развитием технологий, научно-технического прогресса в начале 2000-х особую важность приобретает информатизация высшего образования. Руководство вуза понимало, что для того, чтобы поддерживать конкурентоспособность академии, необходимо развивать и совершенствовать
информационно-техническую базу, которая является фундаментом научно-исследовательской деятельности. Это особенно важно для выхода вуза на международный уровень. В этом направлении была проведена огромная работа. Была создана сетевая инфраструктура как базис, на котором формируются информационные сервисы. При этом строго учитывались положения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» [9. - Л. 201-202].
В 2003 г. был закончен четвертый этап информатизации академии. В ходе предыдущих этапов была проведена сетевая интеграция в трех учебных корпусах [9. -
Л. 203-204], было компьютеризировано более 150 рабочих мест [9. - Л. 201-202]. Три корпуса получили выход в Интернет. Также в единое пространство были объединены две библиотеки [8. - С. 193]. К 2005 г. было подключено к Интернету более 100 стационарных компьютеров и других технических компонентов. Как свидетельствуют данные, опубликованные в средствах массовой информации, все это подняло общий учебно-образовательный уровень Плехановки, повлекло за собой развитие научно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Корнилова И. М., Фомина А. С., Рузанов С. А., Тарасова И. В. От Московского коммерческого института - к Институту народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Историковедче-ский анализ архивных материалов по истории вуза. - М., 2016.
2. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Век во благо России. - М., 2007.
3. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. История и современность. - М., 1997.
4. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. История становления, развития и современность. - М., 2006.
5. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Страницы истории. - М., 1993.
6. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова: от Коммерческого института до крупнейшего университета страны. - М. : Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012.
7. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Страницы истории: становление, развитие и современность. - М. : Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011.
8. Российскому экономическому университету им. Г. В. Плеханова - крупнейшему вузу страны - 110 лет. Страницы истории. - М., 2016.
9. ЦГА Москвы. - Ф. 489. - Оп. 1. - Д. 3860.
10. ЦГА Москвы. - Ф. 489. - Оп. 1. - Д. 3863.
References
1. Kornilova I. M., Fomina A. S., Ruzanov S. A., Tarasova I. V. Ot Moskovskogo kommercheskogo instituta - k Institutu narodnogo khozyaystva im. G. V. Plekhanova. Istorikovedcheskiy analiz arkhivnykh materialov po istorii vuza [From the Moscow Commercial Institute - to the Plekhanov Institute of National Economy. Historical Analysis of Archive Materials on Education Institution History]. Moscow, 2016. (In Russ.).
2. Rossiyskaya ekonomicheskaya akademiya im. G. V. Plekhanova. Vek vo blago Rossii [The Plekhanov Russian Academy of Economics. A Century for the Benefit of Russia]. Moscow, 2007. (In Russ.).
3. Rossiyskaya ekonomicheskaya akademiya im. G. V. Plekhanova. Istoriya i sovremennost' [The Plekhanov Russian Academy of Economics. History and Present Day]. Moscow, 1997. (In Russ.).
4. Rossiyskaya ekonomicheskaya akademiya im. G. V. Plekhanova. Istoriya stanovleniya, razvitiya i sovremennost' [The Plekhanov Russian Academy of Economics. History of Establishment, Development and Our Day]. Moscow, 2006. (In Russ.).
5. Rossiyskaya ekonomicheskaya akademiya im. G. V. Plekhanova. Stranitcy istorii [The Plekhanov Russian Academy of Economics. Pages of History]. Moscow, 1993. (In Russ.).
6. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet im. G. V. Plekhanova: ot Kommercheskogo instituta do krupneyshego universiteta strany [The Plekhanov Russian University of Economics: from the Commercial Institute to the Biggest University in the Country]. Moscow, Izd-vo REU im. G. V. Plekhanova, 2012. (In Russ.).
7. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet im. G. V. Plekhanova. Stranitcy istorii: stanovlenie, razvitie i sovremennost' [The Plekhanov Russian University of Economics. Pages of History: Establishment, Development and Our Day]. Moscow, Izd-vo REU im. G. V. Plekhanova, 2011. (In Russ.).
8. Rossiyskomu ekonomicheskomu universitetu im. G. V. Plekhanova - krupneyshemu vuzu strany - 110 let. Stranitcy istorii [The Plekhanov Russian University of Economics, the Biggest University in the Country is 110. Pages of History]. Moscow, 2016. (In Russ.).
9. Central Archive of Moscow, F. 489, Op. 1, D. 3860. (In Russ.).
10. Central Archive of Moscow, F. 489, Op. 1, D. 3863. (In Russ.).
Сведения об авторах
Ирина Михайловна Корнилова
доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Михаил Владимирович Соколов
старший преподаватель кафедры истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Irina M. Kornilova
Doctor of History, Professor, the Head of the Department for History and Philosophy of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Mikhail V. Sokolov
Senior Lecturer of the Department for History and Philosophy of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]