Научная статья на тему 'Московский институт народного хозяйства - Российская экономическая академия: Плехановка в конце 1980-х - начале 1990-х гг'

Московский институт народного хозяйства - Российская экономическая академия: Плехановка в конце 1980-х - начале 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS / ПЛЕХАНОВКА / ПЕРЕСТРОЙКА / PERESTROIKA / ХОЗРАСЧЕТ / SELF-FINANCING / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / RESEARCH COUNCIL / PLEKHANOVKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнилова Ирина Михайловна, Тарасова Илона Владиславовна

В статье рассмотрена история Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в период перестройки и его преобразования из Московского института народного хозяйства в Российскую экономическую академию. На основе архивных материалов авторами была предпринята попытка проанализировать тенденции, которые легли в основу преобразований, произведенных в конце 1980-х начале 1990-х гг., показать, какие цели и задачи ставило перед собой руководство вуза, какой ценой и чего удалось достичь, несмотря на все потрясения и трансформации, через которые пришлось пройти российскому государству и обществу. В статье представлен анализ задач, поставленных руководством МИНХа в Комплексной программе социально-экономического развития института на период до 2010 г., принятой в 1987 г. Несмотря на то, что ее реализация была скорректирована историческими процессами, многое из того, что было запланировано на первом этапе, было осуществлено и легло в основу начавшейся тогда модернизации вуза. Научная ценность статьи заключается в том, что она написана с привлечением ранее неизученных архивных материалов, которые позволяют лучше понять процессы и проблемы, связанные с переходом вуза на хозрасчетную систему и внедрением профилизации. Кроме того, в статье показана динамика объемов научно-исследовательской работы и ее финансирования в вузе в 1987-1991 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Корнилова Ирина Михайловна, Тарасова Илона Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of the Plekhanov Russian University of Economics in the period of perestroika and his transformation from the Moscow Institute of National Economy to the Russian Economic Academy. On the basis of archival materials, the author made an attempt to understand what trends formed the basis for the transformations made in the late 1980s and early 1990s, what goals and objectives the university leadership set for itself, what price and what was achieved despite all Shocks and transformations, through which the Russian state and society had to pass. The article presents an analysis of the tasks set by the leadership of the Moscow institute of national economy in the Comprehensive Program of Social and Economic Development of the Institute for the period up to 2010, adopted in 1987. Despite the fact that its implementation was corrected by historical processes, much of what was planned at the first stage was implemented and formed the basis for the modernization of the university that began then. The scientific value of the article lies in the fact that it is written with the use of previously unexplored archival materials that allow a better understanding of the processes and problems associated with the transition of the university to a self-supporting system and the introduction of profiling. In addition, the article presents the dynamics of the volume of scientific research and its funding in the university in 1987-1991.

Текст научной работы на тему «Московский институт народного хозяйства - Российская экономическая академия: Плехановка в конце 1980-х - начале 1990-х гг»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-3-205-211

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА - РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ: ПЛЕХАНОВКА В КОНЦЕ 1980-х - НАЧАЛЕ 1990-х гг.

И. М. Корнилова, И. В. Тарасова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В статье рассмотрена история Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в период перестройки и его преобразования из Московского института народного хозяйства в Российскую экономическую академию. На основе архивных материалов авторами была предпринята попытка проанализировать тенденции, которые легли в основу преобразований, произведенных в конце 1980-х - начале 1990-х гг., показать, какие цели и задачи ставило перед собой руководство вуза, какой ценой и чего удалось достичь, несмотря на все потрясения и трансформации, через которые пришлось пройти российскому государству и обществу. В статье представлен анализ задач, поставленных руководством МИНХа в Комплексной программе социально-экономического развития института на период до 2010 г., принятой в 1987 г. Несмотря на то, что ее реализация была скорректирована историческими процессами, многое из того, что было запланировано на первом этапе, было осуществлено и легло в основу начавшейся тогда модернизации вуза. Научная ценность статьи заключается в том, что она написана с привлечением ранее неизученных архивных материалов, которые позволяют лучше понять процессы и проблемы, связанные с переходом вуза на хозрасчетную систему и внедрением профилизации. Кроме того, в статье показана динамика объемов научно-исследовательской работы и ее финансирования в вузе в 1987-1991 гг.

Ключевые слова: Российский экономический университет, Плехановка, перестройка, хозрасчет, научно-исследовательский совет.

МОБСОШ INSTITUTE OF NATIONAL ECONOMY TO PLEKHANOV RUSSIAN ACADEMY OF ECONOMICS: PLEKHANOVKA IN THE END 1980 - 1990th YEARS

Irina M. Kornilova, Ilona V. Tarasova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article is devoted to the history of the Plekhanov Russian University of Economics in the period of perestroika and his transformation from the Moscow Institute of National Economy to the Russian Economic Academy. On the basis of archival materials, the author made an attempt to understand what trends formed the basis for the transformations made in the late 1980s and early 1990s, what goals and objectives the university leadership set for itself, what price and what was achieved despite all Shocks and transformations, through which the Russian state and society had to pass. The article presents an analysis of the tasks set by the leadership of the Moscow institute of national economy in the Comprehensive Program of Social and Economic Development of the Institute for the period up to 2010, adopted in 1987. Despite the fact that its implementation was corrected by historical processes, much of what was planned at the first stage was implemented and formed the basis for the modernization of the university that began then. The scientific value of the article lies in the fact that it is written with the use of previously unexplored archival materials that allow a better understanding of the processes and problems associated with the transition of the university to a self-supporting system and the introduction of profiling. In addition, the article presents the dynamics of the volume of scientific research and its funding in the university in 1987-1991.

Keywords: Plekhanov Russian University of Economics, Plekhanovka, perestroika, self-financing, Research Council.

Период перестройки и начало 1990-х гг. - самые сложные и противоречивые годы в истории нашей страны. Начавшись с больших надежд, которые возлагались на новый политический курс, они принесли коренные перемены во всех областях жизни государства, оставили свой след в судьбах простых людей и общества в целом, завершившись, в конце концов, крахом Советского Союза. Высшая школа как один из самых чувствительных механизмов живо отреагировала на все общественные настроения и преобразования, претерпев в этот период существенную трансформацию как по своей форме, так и по содержанию.

Пошатнувшееся идеологическое всевластие КПСС, провозглашенная гласность, преобразования в области экономики и политики отразились на системе высшего образования. Назревшие в обществе противоречия нашли свое выражение в появлении новых образовательных дисциплин, методиках преподавания и новых формах применения полученных знаний. В период с 1985 по начало 1990-х гг. происходит стремительная корректировка учебных планов, начинаются поиски новых путей развития образования. К высшей школе предъявляются новые требования с точки зрения качества подготовки молодых специалистов. Впервые за многие годы перед учебными заведениями встает вопрос перехода на хозрасчет.

Многие учебные заведения не выстояли в том водовороте изменений и не смогли сохранить свою научную базу и преподавательский коллектив. В отличие от них Московский институт народного хозяйства сумел оперативно отреагировать на требования времени, сохранил лучшие традиции вуза и не растратил научную базу [3. -С. 25]. Для Плехановки это стало не первым испытанием, связанным с общественной трансформацией, которую пришлось пройти вузу [7. - С. 7]. Свою стойкость учебное заведение уже проявило в период революционных событий 1917 г., когда руководству также пришлось проявить мак-

симальную гибкость для сохранения научной базы и учебного заведения в целом [1. - С. 31; 4. - С. 28].

Принятая в 1987 г. Комплексная программа социально-экономического развития института на период до 2010 года в достаточной мере отражает те проблемы, которые стояли перед МИНХом уже в 1980-е гг. и дает понимание того, как руководство вуза предполагало оптимизировать работу учреждения. Разрыв между уровнем подготовки специалистов и запросами общественной практики, неоправданное дробление специальностей, преодоление экстенсивных путей развития, перегрузка учащихся, слабая связь между учебными заведениями и производством, недостаточная подготовленность к творческому мышлению - все это было свойственно системе высшего образования того периода. Учитывая это, руководство МИНХа сочло необходимым принять меры для преодоления этих нюансов и на основе комплексного анализа состояния всех сторон деятельности коллектива, изучения предложений факультетов, кафедр и отдельных преподавателей предложило программу развития вуза.

Главной целью документа стало создание условий для перестройки внутриву-зовской системы учебно-воспитательной, методической и научной работы. Таким образом должно было быть обеспечено новое качество подготовки кадров специалистов, гарантирующее выход нашей страны на передовые позиции научно-технического процесса. Выпускники должны были получить разносторонние практические навыки. Предполагалось обеспечение непрерывности образовательного процесса от школы до вуза. При этом общие закономерности развития народного хозяйства должны способствовать укреплению единства науки и производства, динамичному и пропорциональному развитию отраслевой и региональной экономики, развитию производства на основе научно-технической, агропромышленной, торгово-промышленной и строительной интеграции.

Планировалось, что вуз перейдет к подготовке специалистов на основе договоров с «потребителями-заказчиками на хозрасчетной основе», а дальше осуществит переход к самофинансированию собственной деятельности [8. - Д. 3763. - Л. 4].

Достигнуть поставленные цели предполагалось путем повышения качества подготовки специалистов экономического и технического профиля за счет применения активных методов обучения, прежде всего деловых игр, моделирующих производственные процессы [5. - С. 375]. Для этого необходимо было обеспечить последовательность прохождения и преемственность различных курсов, определить профилирующие дисциплины, осуществить подготовку необходимых учебников.

Амбициозность программы проявилась в том, что МИНХ изначально поставил перед собой задачу и дальше занимать лидирующее место в системе высшего экономического образования, работать над профи-лизацией в учебном процессе и в области научных исследований. При этом профи-лизация предусматривала необходимость пересмотра структуры института и его факультетов. В основу совершенствования были положены развитие учебно-научно-производственных комплексов, создание филиалов кафедр на базовых предприятиях, привлечение к преподаванию специалистов-практиков, целевая подготовка выпускников. При этом интенсификация обучения предполагала сокращение аудиторной нагрузки, уменьшение численности учебных групп на лабораторных и практических занятиях. Предложенная программа сокращала аудиторную нагрузку уже на 1988/89 учебный год до 28 часов в неделю для младших курсов и до 24 часов на старших [8. - Д. 3763. - Л. 6]. Это означало, что был взят курс на качественное изменение традиционных форм преподавания, внедрение экспериментальных моделей учебных процессов, поиск новых форм научной работы со студентами, массовое внедрение компьютерных технологий обучения. Особую роль в

интенсификации учебного процесса, целевой подготовке специалистов отводилась производственной практике, дипломному проектированию. В области научных исследований планировалась дальнейшая интеграция НИР и ОКР. В результате руководство МИНХа ставило перед собой задачу обеспечить за счет НИОКР решение проблем Российской Федерации, Московского и областного регионов [8. - Д. 3763. -Л. 8-9].

Реализация программы планировалась в три этапа. На первом этапе (1987-1990) основное внимание должно было быть уделено развитию и совершенствованию методической основы перестройки, разработке и внедрению внутриинститутских организационных структур, отработке новых форм учебных процессов, созданию научных разработок по важнейшим направлениям исследований, переходу на хозрасчетные принципы подготовки специалистов.

На втором этапе (1991-2000) должен был осуществиться полный переход к подготовке специалистов на хозрасчетной основе по договорам с предприятиями-заказчиками. Кроме того, планировалось доведение уровня компьютеризации учебного процесса до оптимальных значений, внедрение учебно-научно-производственных комплексов на всех факультетах, создание на базе института учебно-методических и научных центров Минвуза России, а также реконструкция действующих учебных корпусов и строительство новых зданий.

Заключительный этап (2001-2010) включал завершение запланированных мероприятий, повышение уровня материальной базы, обобщение результатов и выработку рекомендаций для дальнейшего развития вуза [8. - Д. 3763. - Л. 9-10].

Заметное внимание руководство института в рассматриваемый период уделяло научной деятельности. В 1987 г. в Плехановке была утверждена концепция фундаментальных исследований на 19871995 гг. «Хозяйственный механизм интенсивного и ускоренного развития экономи-

ки, повышения качества продукции и работ» (руководители - ректор Плехановки, профессор В. П. Грошев и профессор С. Н. Воронин). Согласно этой программе в вузе должна была быть разработана единая фундаментальная проблематика на основе крупного социального заказа, созданы лаборатории, в том числе студенческие кафедральные (хозяйственно-договорные и госбюджетные), осуществлен перевод отраслевых лабораторий в межотраслевые. Также предполагались повышение теоретического уровня, внедрение НИР, активизация изобретательской и патентной работы, реклама разработок вуза [8. - Д. 3767. -Л. 31-32]. Для реализации этих задач в вузе были созданы два совета содействия социально-экономическому развитию: города Москвы под руководством профессора В. П. Грошева и Москворецкого района под руководством профессора В. И. Видяпина [8. - Д. 3767. - Л. 32].

С 1987 г. в институте действовал на хозрасчетных основах Центр экономического консультирования, который был создан для оказания оперативной методической и практической помощи предприятиям и организациям, переходящим на работу в условиях финансирования и самоокупаемости. В целях повышения качества и эффективности проводимых фундаментальных исследований в институте был создан научный технико-экономический совет, на который возлагались формирование научной политики института, экспертиза целесообразности заключения хозяйственных договоров, анализ выполнения и оценка качества научно-исследовательских работ [8. - Д. 3767. - Л. 32-34].

Согласно отчетам о научно-исследовательской деятельности МИНХ им. Г. В. Плеханова за 1987-1990 гг. объемы научных исследований и их финансирование имели определенную динамику. В 1987 г. научно-исследовательским отделом было выполнено научных исследований на 2 780,5 тыс. рублей, в 1988 г. - на 3 080 тыс., в 1989 г. - на 3 519,4 тыс., в 1990 г.

- на 3 518,3 тыс. рублей [8. - Д. 3871. - Л. 20; Д. 3949. - Л. 12; Д. 4012. - Л. 3].

Количество выполненных тем в 1987 г. составило 229, из них 103 хоздоговорных, завершено 67 тем (65 хоздоговорных); в 1988 г. - 267 тем, из них 140 хоздоговорных, в 1989 г. - 292 темы, из них 172 хоздоговорные. В 1988 г. было успешно завершено 90 тем, в 1989 г. - 124, из них 83 и 113 по хоздоговору в 1988 и 1989 гг. соответственно. В 1990 г. в вузе выполнялось 297 тем, из которых 178 - по хозяйственно-договорной тематике; завершено - 259 тем, в том числе 142 хоздоговорные.

Плановая прибыль от хоздоговорных научно-исследовательских работ в 1988 г. составила 616 тыс. рублей, плановый фонд научно-технического и социального развития - 366 тыс. рублей, плановый фонд материального поощрения - 188,4 тыс. рублей [8. - Д. 3871. - Л. 1-2]. В 1990 г. прибыль от выполнения хоздоговорных и научно-исследовательских работ составила 692 тыс. рублей [8. - Д. 4012. - Л. 3].

О проводимой в вузе научно-исследовательской работе и применении на практике ее результатов свидетельствуют полученные в этот период авторские свидетельства: в 1987 г. - 24 авторских свидетельства, в 1988 г. - 27, в 1989 г. - 17, в 1990 - 20. В качестве примера можно привести такие разработки, которые были сделаны в стенах МИНХа в те годы: «Коптильный аппарат» и «Способ производства консервов рыба в масле» [8. - Д. 3767. - Л. 53].

В те же годы шла активная работа со студентами по развитию у них навыков изобретательского творчества. Результатом этой работы стало получение в 1987 г. студентами 4 авторских свидетельств, в 1988 г.

- 7, в 1989 г. - 7, в 1990 г. - 6 свидетельств, при этом 2 изобретения были внедрены в промышленность в том же году [8. - Д. 3767.

- Л. 56; Д. 3871. - Л. 20; Д. 3949. - Л. 12; Д. 4012. - Л. 3].

Новый этап в истории Плехановки начался 13 августа 1991 г., когда Постановлением Совета Министров РСФСР МИНХ был преобразован в Российскую экономи-

ческую академию (РЭА). К тому времени Плехановка оставалась одним из крупнейших экономических вузов страны, в составе которого были десятки факультетов, институтов, кафедр, проблемные, отраслевые и межотраслевые лаборатории, вычислительный центр и другие научные и учебно-производственные центры.

В середине 1990-х гг. система высшей школы претерпевает ряд новых преобразований, в частности, в 1994 г. был утвержден государственный образовательный стандарт в сфере высшего образования. Согласно этому документу студент получал базовое образование и фундаментальную научную подготовку. Также в РЭА была введена система бакалавриата и магистратуры.

В начале 1990-х гг. количество факультетов и кафедр в Плехановке несколько сократилось, однако возникли и новые научные и учебно-методические центры. В эти же годы начинается возрождение научных традиций, на некоторых кафедрах складываются научные школы по развитию перспективных направлений в развитии науки. Важной особенностью было то, что ученые вуза внимательно следили за событиями в стране и активно включались в происходящие процессы [2. - С. 100]. В частности, к середине 1990-х гг. специалисты РЭА разработали концепцию выхода России из кризиса, которая, к сожалению, не нашла ответной реакции со стороны правительства [6. - С. 119-120].

Несмотря на все трудности, через которые пришлось пройти Плехановке в период перестройки и в начале 1990-х гг., вуз продолжал готовить высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогические кадры. Подтверждением тому является тот факт, что в это время только в аспирантуре осуществлялось обучение более чем по 30 специальностям. В период с 1985 по 1991 г. в аспирантуре прошли обучение около 1 000 человек. Это был значительный рост по сравнению с предыдущими годами.

В эти же годы активно развивалось сотрудничество Плехановки с различными

зарубежными вузами, фирмами и организациями, в том числе из капиталистических стран. Число командированных специалистов выросло в этот период почти в 10 раз [6. - С. 125]. В 1996 г. на стажировку и для участия в научных конференциях за границу в различные вузы было направлено более 600 студентов и сотрудников Плехановки. К началу 1990-х гг. в РЭА обучалось несколько сот студентов и аспирантов из 40 стран мира.

Заметную помощь в развитии вуза оказал воссозданный в 1990 г. после долгого перерыва попечительский совет под председательством профессора В. П. Грошева, бывшего до этого ректором Плехановки.

Сохраненный в годы перестройки и первую половину 1990-х гг. потенциал вуза к концу ХХ в. дал свои плоды: на базе РЭА были созданы лицей, успешно работали МИПК, бизнес-школы и Центр фундаментальных исследований, Центр подготовки менеджеров, Коммерческий центр, Инновационно-коммерческий банк, Торговая биржа, созданные совместно с иностранными партнерами «Мирбис», «Синергия», «Экспресс Интернешнл», 20 кооперативов и другие организации [6. - С. 126]. Для консультирования бизнеса в области внутри- и внешнеэкономической деятельности был создан Международный центр маркетинговых исследований.

Последствия распада СССР отразились на всей системе отечественного образования. Началась ломка, в том числе и высшей школы. Были ликвидированы Государственный комитет народного образования СССР и все союзные министерства. Все вузы на территории России были подчинены Министерству образования Российской Федерации. Особенно отрицательно перестройка высшего образования сказалась на гуманитарном и общественно-политическом образовании в высшей школе, фактически парализовав эти области. Как результат, многие преподаватели оказались не у дел. Дезорганизация продолжалась несколько лет, пока, наконец, внимание властей не обратилось на эту проблему.

Ряд вузов, в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова и Плехановка, смогли сохранить, несмотря на все трудности, кадровый потенциал, что позволило провести перестройку всей учебной и научно-педагогической деятельности с наименьшими потерями [4. - С. 4]. Безусловно, нельзя однозначно положительно оценить все, что предпринималось руководством вуза в рассматриваемый период, но те успехи, которых удалось достичь, - это прежде все-

го сохранение лучших традиций советского образования и уникального профессорско-преподавательского коллектива Плехановки [4. - С. 25]. Плодами сложной работы вуза стали плеяда блестящих выпускников, десятки защищенных диссертаций, многочисленные научные исследования, достижения и патенты, а также та база, которая позволила РЭА им. Г. В. Плеханова совершить рывок в 2000-х гг.

Список литературы

1. Гусейнов Ф. И., Тарасова И. В. П. И. Новгородцев - первый ректор Московского коммерческого института / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 2 (92). - С. 26-33.

2. Железнякова С. И., Панюков А. И., Мамедова Т. Ш., Тарасова И. В. Ценности культуры здоровья в молодежном сознании // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 9. - С. 99-101.

3. Корнилова И. М., Тарасова И. В. О правилах выделения стипендий в Московском коммерческом институте в 1912-1916 гг. // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 1 (91). - С. 21-26.

4. Корнилова И. М., Фомина А. С., Рузанов С. А., Тарасова И. В. От Московского коммерческого института - к Институту народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Источниковедческий анализ архивных материалов истории вуза. - М. : Руснайс, 2016.

5. Пуголовкина К. И., Савинченко Т. И. Тенденции в развитии высшего образования: тенденции и современность // Россия и мир в поисках новых решений: экономика, право, гуманитарные науки : доклады научно-практической конференции / под общ. ред. Ф. Л. Шарова. - М., 2017. - С. 374-377.

6. Российскому экономическому университету им. Г. В. Плеханова - крупнейшему вузу страны - 110 лет. (Страницы истории). - М. : ЗАО «Гриф и К», 2016.

7. Тарасова И. В., Корнилова И. М., Соколов М. В., Савинченко Т. И. Преподавание физической культуры в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова в 50-е годы: исторический аспект // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 9. - С. 6-8.

8. ЦГА Москвы. - Ф. Р-489. - Оп. 1. - Д. 3763, 3767, 3871, 3949, 4012.

References

1. Guseynov F. I., Tarasova I. V. P. I. Novgorodcev - pervyy rektor Moskovskogo kommercheskogo instituta [P. Novgorodtsev - the First Rector of the Moscow Commercial Institute]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 2 (92), pp. 26-33. (In Russ.).

2. Zheleznyakova S. I., Panyukov A. I., Mamedova T. Sh., Tarasova I. V. Cennosti kul'tury zdorov'ya v molodezhnom soznanii [The Values of the Cuckoo of Health in the Youth Consciousness]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, No. 9, pp. 99-101. (In Russ.).

3. Kornilova I. M., Tarasova I. V. O pravilah vydeleniya stipendiy v Moskovskom kommercheskom institute v 1912-1916 gg. [On the Rules for the Allocation of Scholarships at

the Moscow Commercial Institute in 1912-1916]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 1 (91), pp. 21-26. (In Russ.).

4. Kornilova I. M., Fomina A. S., Ruzanov S. A., Tarasova I. V. Ot Moskovskogo kommercheskogo instituta - k Institutu narodnogo hozyaystva im. G. V. Plekhanova. Istochnikovedcheskiy analiz arhivnyh materialov istorii vuza [From the Moscow Commercial Institute - to the Institute of National Economy of G. V. Plekhanov. Source Analysis of Archival Materials on the History of the University]. Moscow, Rusnays, 2016. (In Russ.).

5. Pugolovkina K. I., Savinchenko T. I. Tendencii v razvitii vysshego obrazovaniya: tendencii i sovremennost' [Trends in the Development of Higher Education: Trends and Modernity]. Rossiya i mir v poiskah novyh resheniy: ekonomika, pravo, gumanitarnye nauki, doklady nauchno-prakticheskoy konferencii [Russia and the World in Search of New Solutions: Economics, Law, Humanities. Reports of the Scientific-Practical Conference], edited by F. L. Sharov. Moscow, 2017, pp. 374-377. (In Russ.).

6. Rossiyskomu ekonomicheskomu universitetu im. G. V. Plekhanova - krupneyshemu vuzu strany - 110 let. (Stranicy istorii) [Russian Economic University of G. V. Plekhanov -the Country's Largest University - 110 years. (Pages of History)]. Moscow, ZAO «Grif i K», 2016. (In Russ.).

7. Tarasova I. V., Kornilova I. M., Sokolov M. V., Savinchenko T. I. Prepodavanie fizicheskoy kul'tury v Moskovskom institute narodnogo hozyaystva im. G. V. Plekhanova v 50-e gody: istoricheskiy aspekt [Teaching Physical Culture at the Moscow Institute of National Economy. G. V. Plekhanov in the 50s: the Historical Aspect]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, No. 9, pp. 6-8. (In Russ.).

8. The Central Archive of Moscow, Archive fund R-489, Series 1, Part 3763, 3767, 3871, 3949, 4012. (In Russ.).

Сведения об авторах

Ирина Михайловна Корнилова

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Илона Владиславовна Тарасова

ассистент кафедры истории и философии РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Irina M. Kornilova

Doctor of History, Professor, the Head

of the Department for History and Philosophy

of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Ilona V. Tarasova

Assistant Lecturer of the Department for History and Philosophy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.