УДК 371/:502
Г. В. Рябкова
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX - НАЧАЛО XXI ВВ.)
Ключевые слова: тенденции, предпосылки, этапы, экологическое образование студентов технических вуов.
В данной статье рассматривается развитие российского экологического образования студентов технических вузов, а именно предпосылки, этапы и тенденции (вторая половина XX -начало XXI вв.). Сегодня как никогда важно найти общие ориентиры при проектировании и организации экологического образования, выявить тенденции, определить эффективные модели и технологии его развития в вузе.
Index term: trends, prerequisites, periods, ecological education for students from the technical universities.
This article is an integrated research of theory and practice of modern ecological education for students from the technical universities. It is very important today, as never before, to find reference points during projection and organization of ecological education, to find trends, to determine its effective development models and technologies at universities.
Стратегия развития высшего российского образования в соответствии с требованиями его модернизации диктует необходимость переосмысления всех компонентов образовательного процесса. Экологическое образование, выступая частью общего образования, призвано решать задачи становления эколого-информационного общества и раскрывать основные аспекты взаимодействия человека, общества и природы [1].
Основной целью экологического образования студентов является формирование эколого-ориентированной личности, вооруженной необходимыми знаниями, навыками и ценностными установками. Соответственно высшей школе отводится конструктивная роль практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Формирование экологической ответственности личности студента технического вуза необходимо для рационального использования природных ресурсов, полноценного и устойчивого развития глобального мира и локальных сообществ.
В настоящее время в соответствии с Республиканской целевой комплексной программой обеспечения экологической безопасности РТ на 2008-2015 годы был разработан проект «Г осударственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в РТ на 2008-2011 годы». Ее основная цель - создание государственной системы непрерывного экологического образования населения, формирование законодательных, нормативно-правовых, научно-методических, организационных и информационных компонентов экологического образования. В рамках Года благотворительности был реализован проект «Экологическая реабилитация» (2007 г.); в рамках Международного года планеты Земля было предусмотрено совершенствование системы экологического воспитания и образования (2008 г.); в рамках празднования Года учителя и Дня экологического образования 12 мая 2010 года Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан была организована масштабная общереспубликанская акция - «Единый экологический урок» (также были проведены: эколого-просветительское мероприятие «Чистая вода», мероприятия, приуроченные Международному Дню птиц, Дню экологических знаний, Всемирному дню Земли организована Практическая природоохранная акция «Посади дерево»); с июля по сентябрь 2011 года в РТ проходила акция «Будем людьми?» - это серия мероприятий, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам экологии, пожароопасной ситуации и безответственного поведения по отношению к окружающей среде.
Однако в сложившейся системе реализации экологического образования студентов технических ВУЗов пока еще наблюдается несоответствие заявленных целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения.
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование предпосылок, этапов и тенденций развития экологического образования студентов технических вуов в указанный период.
Под экологическим образованием студентов технических вузов понимается целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития эколого-ориентированной личности, направленный на овладение системой научных знаний об экосистемной организации природы; формирование практических умений и навыков по улучшению состояния окружающей среды и здоровья, а также экологической культуры студентов, включающей экологическое мышление, мировоззрение и нравственное поведение через бережное и ответственное отношение к окружающему миру.
Проектирование и реализация экологического образования студентов технических ВУЗов возможна при соблюдении следующих принципов: всеобщности (означает доступность и многообразие содержания, форм и видов его реализации в соответствии с потребностями, интересами и возможностями студентов); целостности (требует осознания взаимосвязи человека и окружающей среды, отказ от антропоцентрической точки зрения); гуманизации (исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности); научности (предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества); прогностичности (актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества); взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии (позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально); интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий (обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности студенческой молодежи); гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания экологического образования; принцип систематичности (обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов); непрерывности (вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности); единства общего и экологического образования (предполагает как экологическое содержание во всех существующих стандартах общего и профессионального образования, так и введение специальных экологических программ) [3].
Осознание современного состояния экологического образования в техническом вузе невозможно без рассмотрения эволюции и выделения предпосылок и этапов его развития. В связи с этим нами был проведен ретроспективный анализ, на основе которого были выявлены предпосылки, обуславливающие особенности становления экологического образования.
На ранних этапах становления экологического образования в России одной из важных предпосылок является культурно-историческая, позволяющая сохранить общечеловеческую экологическую культуру, накопленные позитивные экологические традиции, которые находят свое отражение в работах русских педагогов.
Одним из первых на важность изучения природы указал профессор Казанского государственного университета Э.А.Эверсман. К.Д.Ушинский огромное внимание уделял «воспитывающим душу впечатлениям природы». В 1860 г. ученый-просветитель К.Насыри издал учебник «Буш вакыт» («Свободное время»), главной целью которого является ознакомление с окружающим миром, знаниями о природе, формирование их мировоззрения и отношения к природной среде.
В начале XX в. начинается активная пропаганда экологического направления и проявление социально-педагогических предпосылок, позволяющих адаптироваться к экологическим нормам, законам и правилам поведения, создавать условия для формирования экологически сознательной личности. Активным пропагандистом того времени является профессор ботаники В.В.Половцов, автор учебного пособия «Основы общей методики естествознания», который считал, что изучение природы не должно ограничиваться простым описанием предметов, необходимо вскрыть связи и отношения между ними.
Природоохранительное образование после революции в России развивается по двум основным направлениям. Одно из них связано с изучением вопросов охраны природы в структуре учебных дисциплин, другое - во внеуниверситетской деятельности.
Анализ показал, что после 1917 г. вплоть до 1949 г. происходят коренные изменения в организации и понимании охраны природы. Именно в этот период можно говорить о политических предпосылках развития экологического образования студенческой молодежи, а именно: отсутствии законодательной и нормативно-правовой базы, изменении
государственной образовательной политики (пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов), ослаблении государственного контроля и внимания общества к экологическим проблемам [4].
В этот период существенно возросла роль гуманитарных знаний, укрепились связи обучения с жизнью, активизировалась краеведческая и исследовательская работа студентов технических вузов.
Все это послужило социально-экономической предпосылкой развития экологического образования, а именно утверждение потребности в экологических знаниях во многих сферах жизнедеятельности.
Данные предпосылки позволили нам систематизировать основные характеристики экологического образования студенческой молодежи и выделить основные этапы его развития в рассматриваемый период, а именно:
Первый этап (1950-1967-е гг. XX в.) - становление экологического образования студентов технических вузов как «теории экологического воспитания». В этот период происходит восстановление ухудшившегося в военные годы состояния природной среды. Увеличивается природоохранный материал в учебных программах для высших школ в предметах биологического и географического циклов. Разрабатывается теория экологического воспитания студентов; в содержание учебных программ включаются вопросы охраны почвы, воды, воздуха, недр, растительного и животного мира. В содержании естественнонаучного образования получает развитие качественно новая идея раскрытия объективной возможности исчерпаемости природных ресурсов в результате их нерационального использования. Международное природоохранное образование и просвещение начинается после второй мировой войны, с момента основания в 1948 г. Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В 1950 г. при МСОП была создана постоянная комиссия по просвещению.
Второй этап (1968-1979-е гг.) - основание «природоохранного просвещения». Начинается международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и экологического образования, принимаются природоохранные законы. Природоохранное образование рассматривается как междисциплинарное, и поэтому не выделяется в отдельный курс, экологические вопросы включаются в различные учебные дисциплины. Наблюдается тенденция биологизации природоохранительного содержания в высшей школе на основе естественнонаучного подхода к рассмотрению проблем охраны природы. Наблюдается распространение термина «экология». «Экология» обособляется как самостоятельная наука. В середине 70-х гг. ЮНЕСКО и ЮНЕП учредили международную программу по образованию в области окружающей среды.
Третий этап (1980-1999-е гг.) - обоснование «экологического образования» как области педагогической теории и практики. Начиная с 80-х годов, поресурсный подход к
охране природы и вопросам экологического образованиия, господствующий до этого времени в содержании дисциплин высшей школы, постепенно уступает место комплексному подходу, что является признаком постепенного перехода от антропоцентрической к экоцентрической парадигме. В этот период предлагается и обосновывается термин «экологическое образование». Принимается нормативно-правовая база российского образования и законов в области охраны окружающей среды (закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»), определяется государственная политика в области экологического образования. Вносится этико-гуманистическое содержание в теорию и методику экологического образования студентов технических ВУЗов. Люди начинают понимать, что для правильного осознания экологических проблем и для формирования отношений между обществом и государством, основанных на доверии и понимании, необходимо наличие соответствующей информации и что эффективное использование этой информации предполагает наличие профессиональных кадров.
Четвертый этап (2001—2011-е гг.) - современный этап развития экологического образования. В этот период приоритетным направлением в сфере образования является его модернизация и интеграция в мировое образовательное пространство. Государственной Думой 20 декабря 2001 г. принимается Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Проявляется тенденция проявления многовариативной модели экологического образования в общем и студентов технических вузов в частности. Складывается целостная концепция экологического образования и воспитания, разрабатываются ее теоретические основы, принципы, цели, задачи и пути реализации.
Отмеченные выше предпосылки и этапы развития экологического образования позволили нам выделить основные тенденции развития экологического образования студенческой молодежи технических вузов. Тенденция в соответствии с энциклопедическим толкованием понимается как направление развития какого-либо явления, мысли, идеи [2].
С середины 1990-х гг. наблюдалась тенденция включения содержания экологического образования в структуру предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.
На современном этапе развития наблюдается тенденция перехода от антропоцентрического содержания экологического образования к экоцентрическому на основе интегрального характера межпредметных связей дисциплин высшей школы.
В последнее время активно обсуждается вопрос о форме трансляции экологического материала в содержание высшей школы. Судя по опубликованному проекту Концепции структуры и содержания образования, Министерство образования РФ отдает предпочтение интегративной форме обучения. Очевидно, что выбор этого пути во многом вынужденный. На высшую школу обрушился поток предложений самых разнообразных курсов, в основе которых лежат практически все общественно-гуманитарные науки: экология, этика,
социология, философия, экономика и т.д. Следовательно, можно выделить тенденцию гуманизации и усиления духовно-нравственного потенциала экологического образования студентов технических вузов на основе общекультурного фундамента и конкретных экологических курсов, развиваемых в высшем образовании, определяемая нравственным и культурным императивами.
Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку содержания экологического образования на междисциплинарной основе, что определяет вариативность форм включения экологического материала в учебные планы и программы. Это характеризует тенденция проявления многовариативной модели экологического образования студенческой молодежи на однопредметной, многопредметной основе и смешанной модели конструирования учебного процесса.
Изучение экологического материала соответствует логике «от локального - к глобальному», «от конкретного - к общему», «от непосредственно воспринимаемого - к обобщенному», «от близкого - к удаленному». Элементы абстракции, связанные с использованием карт, атласов и графиков являются существенным фактором,
способствующим более весомому усвоению экологических знаний и формированию практических умений и навыков.
Следовательно, тенденцией развития экологического образования является обеспечение непрерывности экологической подготовки студентов на протяжении всего обучения в высшей школе на основе взаимосвязи разных форм работы по взаимодействию студента с природной средой.
Среди ведущих тенденций развития экологического образования студентов технических вузов нами выделяется тенденция создания эколого-образовательной среды высшей школы (заложенной в социальном и природном окружении студентов) как комплекса условий, влияний и возможностей формирования эколого-ориентированной личности студента.
Эколого-образовательная среда - это часть социальной среды, в рамках которой осуществляется нормированная образовательная деятельность субъекта, направленная на усвоение знаний об экосистемной организации природы, приобретающих личностно значимый смысл; формирование практических умений и навыков студентов по улучшению состояния окружающей среды и здоровья, а также экологической культуры, включающей экологическое мышление, мировоззрение и нравственное поведение через бережное и ответственное отношение к окружающему миру; это процесс и результат освоения и созидания субъектом приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в природной среде.
Создание эколого-образовательной среды способствует не только усвоению студентом технического вуза знаний и формированию практических умений и навыков, а, прежде всего развивает интеллектуальные способности и творческий потенциал личности, что проявляется в конкретном поведении студента в разнообразных сферах человеческой деятельности и его самореализации. Эколого-образовательная среда высшей школы на основе взаимосвязи различных форм работы по формированию эколого-ориентированной личности студента включает: работу экологических и биологических кружков, студенческого экологического лагеря, эколого-научного общества; экологические игры (ролевые, деловые, соревновательные, игры на картах, игры-разминки); экологические викторины («Что? Где? Когда?»; «Поле Чудес»; «Брейн-ринг»; «Умники и умницы»); экологическая цепочка (взаимосвязь явлений окружающей природы); путешествие по экологической тропе; экологический инсайт и др.
В настоящее время наблюдается еще тенденция внедрения в практику высших школ новых технологий обучения (информационные, интерактивные, блочно-модульные, развивающие, проблемные и др.), нетрадиционных форм экологического образования учащихся (ролевые и сюжетные игры, методы и приемы имитации и игрового моделирования, конференции и т.д.).
Литература
1. Каропа Г.Н. О новом подходе к экологическому образованию / Г. Н. Каропа // Школьное естественногеографическое образование: проблемы, поиски и перспективы: Материалы межвузовской научнопрактической конференции, 25-26 марта 1998 г. - Могилев, 1998. - С. 50-54.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Изд-во: М.: Русский язык; 1984. - 797 с.
3. Степанов, С.А. Образование для устойчивого развития в российских вузах: состояние и перспективы / С. А. Степанов // Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: информационные материалы в рамках V Всерос. науч.-практ. конф. - Нижневартовск: ИД «Югорский», 2010. - С. 22-24.
4. Фазылзянова, И.И. Формирование эколого-исторического сознания учащихся на основе интегрированного элективного курса «История взаимодействий общества и живой природы» / И. И. Фазылзянова, И. Т. Гайсин // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14,№13. - С. 248-250.
© Г. В. Рябкова - канд. пед. наук, ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected].