ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 327(470+571)
ББК 66.2(2Рос)
А 37
Р.Ф. Айнутдинов,
аспирант факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московская область, Долгопрудный, тел.: 8-(925)-312-11-82, 8-903-723-1391
Развитие России в условиях глобализации: политико-правовые аспекты
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития России в условиях глобализации. В ней рассмотрены концептуальные основы политической и правовой глобализации, выделены основные аспекты развития страны в условиях глобализации, определены направления глобализационной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: глобализация, политическая глобализация, правовая глобализация, безопасность государства, угрозы безопасности России, глобализационная политика России.
R.F. Aynutdinov,
Post-graduate student of Faculty of Political Science, M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, ph. 8-(925)-312-11-82, 8-903-723-13-91
Development of Russia in the conditions of globalization: political and legal aspects
Abstract. The paper addresses the actual problem of development of Russia in the conditions of globalization. The author examines the conceptual bases of political and legal globalization, the main aspects of development of the country in the conditions of globalization and defines the directions of globalization policy of the Russian Federation.
Keywords: globalization, political globalization, legal globalization, security of the state, threats to security of Russia, globalization policy of Russia.
Идея глобализации - одна из самых молодых политологических конструкций. В настоящее время подавляющее большинство политологов считает, что глобализация является наиболее значимым социальным процессом конца XX - начала XXI века. Важнейшим критерием исследования глобализации служат не столько точные предсказания сложных явлений, а насколько оно расширяет возможности предвидеть ход дальнейших событий [1].
Политическое измерение глобализации, по мнению некоторых ученых, намного сложнее и проблематичней, чем экономическое или культурное. Основными чертами политической глобализации в современном мире являются распространение демократии и утверждение прав человека как универсальной системы идеологических ориентиров XXI века. Политическая глобализация имеет следующие аспекты:
1) наличие общепризнанных «правил игры»;
2) формирование нового мирового порядка и основных центров принятия политических решений, обязательных для всего мира;
3) развитие новой концепции международной безопасности, оборонной политики и определение их критериев (на смену доктрине сдерживания приходят доктрины упреждения, превентивных ударов и асинхронного возмездия);
4) «экономизация политики»;
5) стирание граней между внутренней и внешней политикой, зачастую подчинение первой второй;
6) уточнение и формулирование нового содержания понятий национального интереса, национального и государственного суверенитета как категорий политического реализма - доминирующей теории международных отношений;
7) возрастание значения вопросов управляемости мира и регулирования международных процессов;
8) массовое политическое участие и прямое правление населения;
9) прагматическое (рациональное) отношение к государству;
10) изменение природы государственного суверенитета - основы международно-правовой системы.
Процессы политической глобализации несут реальную угрозу суверенитету любого национального государства. Глобализация актуализирует проблему обеспечения безопасности государства в пограничном пространстве. Именно в условиях глобализации произошло не только расширение, но и изменение спектра реальных и потенциальных угроз безопасности России в ее пограничном пространстве.
Просматриваются следующие угрозы безопасности России в пограничном пространстве, обусловленные влиянием политической глобализации:
- сужение сферы действия государственного суверенитета, возрастающая открытость государственных границ;
- действия сепаратистских сил на приграничных территориях страны, которые проявляются в региональной и этноконфессиональной формах;
- деятельность международных террористских и экстремистских организаций по осуществлению диверсий и террористических акций в приграничных регионах страны;
- разведывательная и иная подрывная деятельность спецслужб иностранных государств в российском приграничье [2].
Таким образом, угрозы безопасности России в пограничном пространстве, обусловленные влиянием политической глобализации, носят системный, долговременный характер, что вызывает необходимость выработки комплексных мер по их нейтрализации.
В условиях глобализации происходит и определенное «размывание» государственного суверенитета. Различные политические события (конфликты, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые до эпохи глобализации являлись исключительно внутренним делом государства и не допускали вмешательства извне, сегодня могут приобретать региональное и глобальное значение и затрагивать интересы других государств. Поэтому политическая глобализация, по мнению А.В. Кулакова, потребует какой-то приемлемой формы преодоления принципа невмешательства и будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против «плохих» режимов [3].
Одной из главных тенденций глобализации, вошедшей в конце XX в. в свою активную фазу, стал рост различных международных институтов. Среди них выделяются межправительственные организации, к которым относятся квазигосударственные образования, созданные для выполнения функций, ранее являвшихся исключительной прерогативой национальных правительств. Наряду с межправительственными организациями на мировой арене активно действуют другие влиятельные акторы. К ним относятся неправительственные организации и транснациональные корпорации (ТНК). Различные международные организации — от благородных «Врачей без границ» до не менее благородных защитников прав человека и дикой природы — создают сложную сеть разного рода транснациональных связей и отношений. Совместно с международными политическими
организациями (ООН, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), юридическими (международные трибуналы под эгидой ООН), экономическими (Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк), региональными (Европейский Союз, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), они создают материальную основу процессов политической глобализации [4].
Необходимо отметить, что большинство из этих транснациональных организаций (за исключением ООН) сформировались в свое время вне зоны советского и российского участия, и поэтому даже в постсоветскую эпоху возможности России серьезно влиять на их деятельность крайне ограничены. Даже при том что Россия в течение 1990-х годов была принята почти во все эти организации, возможностей серьезно влиять на направление их деятельности она не получила.
Из вышесказанного следует, что Россия не только не контролирует, но даже не имеет серьезного источника влияния на всю эту транснациональную сеть глобализующегося мира, и поэтому серьезно рассуждать о плюсах политической глобализации для России просто проблематично.
Смысл политической глобализации для России должен состоять в том, чтобы занять такое политическое положение в мире, когда в наиболее полной мере сохраняется ее государственная независимость и в то же время защищаются национальные интересы. Выполнить эту задачу можно только одним путем — занять достойное место в складывающейся сложной иерархии глобализующихся государств.
Россия, как и другие страны, нуждается в собственной глобализационной политике со своими целевыми установками, в просчитанной реакции на возникающие проблемы, вызовы и нежелательные последствия. Пока же доминирует фаталистическое представление о глобализации как о чем-то неотвратимом и всепоглощающем.
Распространение глобализации на Россию требует усиления роли государства, его институтов. К этому побуждают и некоторые всплывающие на глобализационной волне острые проблемы. Наиболее значимая из них — территориальная. На пути к глобальному социуму мировому сообществу предстоит пройти этап регионализации.
С одной стороны, регионализация открывает перед Россией возможность успешно противостоять попыткам создания унифицированного, моноцентричного мира. С другой, она таит в себе угрозу для страны, расположенной на двух континентах: европейском и азиатском. Подобное и выгодно, и опасно. Выгодно, потому что предопределяет функциональную роль России в качестве моста между Азией и Европой. Опасно, потому что возникновение региональных центров на каждом из континентов создает мощные силы притяжения, действующие «на разрыв»; одна тянет к Западу, другая — к Востоку.
В формировании глобализационной политики России должно активно участвовать гражданское общество. В силу своей слабости оно зациклено пока на внутренних проблемах и не уделяет должного внимания внешнеполитическим функциям. А возможности его существенны. Действуя в публичной сфере, оно способно выносить проблемы глобализации на всеобщее обсуждение, обеспечивая прозрачность принятия решений, затрагивающих национальные интересы. Неправительственные общественные организации России могут активно участвовать в создании транснационального гражданского общества, способного стать субъектом глобализации, представляющим в мировой политике сообщество народов. Выражая интересы общественности, гражданское общество имеет возможность не допустить абсолютизации роли государства в формировании глобализационной политики.
Нормальное развитие общественного организма в условиях глобализации требует оптимального сочетания сильной политической власти и удерживающих ее в разумных рамках сильных институтов гражданского общества. В России такое сочетание при формировании глобализационной политики пока не найдено.
Монопольное положение государственной власти (особенно в рамках моноцентричного политического режима) в формировании публичной политики не только противоречит принципам демократии, но и обрекает общество на ригидную
безальтернативность. Открытая публичная политика, напротив, ориентирует на дискурс и соревнование идей, сопряжение альтернатив в поисках такой политической стратегии, которая в наибольшей мере отвечала бы интересам страны, учитывала ее особенности и опиралась на широкий национальный консенсус. Она позволила бы государству и обществу лучше использовать приносимые глобализацией выгоды и защититься от сопутствующих ей издержек.
Каким же видится оптимальный вариант политического курса России на нынешнем этапе глобализации мира?
Национальные интересы России в глобализирующемся мире заключаются в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для решения внутренних проблем, открываясь по отношению к внешнему миру в такой степени, в какой это не противоречит ее потребностям. Позиция России к происходящему на мировой арене должна диктоваться соотношением возможных потерь и выгод и для мирового сообщества, и для нее конкретно. Задача состоит в том, чтобы добиваться максимальной выгоды и по возможности избегать потерь. Из этого вытекают как стратегическая цель России, так и средства ее достижения.
Стратегическую цель России можно определить как «прорыв» к инновационному типу экономического и социального развития, к обществу благосостояния и креативности, в котором свободная и полнокровная деятельность каждого гражданина будет условием свободной и динамичной жизнедеятельности всего российского социума.
Средства достижения цели могут быть следующими:
1. использование энергетических и сырьевых ресурсов страны для коренного изменения структуры общественного производства, приоритетного развития науки и высоких технологий, образования и здравоохранения (основы формирования человеческого и социального капитала) как главной движущей силы «экономики знаний» и встраивания ее в мировую экономику в соответствии с национальными интересами России;
2. создание условий для развертывания гражданских инициатив, самодеятельности и самоорганизации населения как предпосылки и фундамента демократической формы правления, соответствующей специфике и традициям российского общества;
3. укрепление российской государственности, опирающейся на взаимодействие институтов власти с гражданским обществом и социально ответственным бизнесом и обеспечивающей суверенитет и независимость России в глобализирующемся мировом сообществе;
4. поддержание вектора публичной политики, сочетающего либеральный принцип личной свободы и предприимчивости с коммунитарным принципом общественной солидарности в достижении общего блага;
5. решение на этой основе наболевших проблем социального развития — справедливости и равенства возможностей, стабильности и сплоченности общества, преодоления избыточного неравенства и бедности;
6. духовно-нравственное возрождение России как исторически сложившегося центра мировой культуры, проникнутого гуманистическими идеалами и ценностями, чуждого национальной и религиозной нетерпимости, шовинизму и ксенофобии;
7. внешнеполитическая деятельность, направленная на укрепление международного сотрудничества и формирование демократического глобального порядка, на противодействие международному терроризму, агрессивным и гегемонистским тенденциям в мировой политике.
Примечания:
1. Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999.
2. Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: монография. М., 2010.
3. Там же.
4. Мосяков Д.В., Королев А.А. Процессы глобализации: есть ли плюсы для России // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 72-86.
References:
1. Political science: new branches. M.: Veche, 1999.
2. Kulakov A.V Globalization as multidimensional process and its influence on the boundary safety of the Russian Federation: a monograph. M., 2010.
3. Ibidem.
4. Mosyakov D.V, Korolyov A.A. Processes of globalization: are there any advantage for Russia? // Knowledge. Understanding. Ability. 2004. No. 1. P. 72-86.