УДК 338.465
РАЗВИТИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
А. М. ИЛЫШЕВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, учета и экономики труда E-mail: [email protected] Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Предлагается развивать в вузах репродуктивное образование какэффективный инструмент репродуктивной ориентации студентов. Реализацию этого образования рекомендуется проводить через насыщение дисциплин репродуктивной проблематикой; дополнение дисциплин дидактическими единицами репродуктивного содержания; введение специальных курсов.
Ключевые слова: обгоняющая стратегия, репро-дуктивистика, образование, университет, репроориен-тированный центр.
Основные направления развития федеральных университетов известны. Среди них на первом месте (по счету и важности) стоит подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальныхинтересов [5].
Создание новых университетов, как полагают идеологи этого интересного проекта, позволит выработать перспективную модель вуза для распространения на все регионы нашей страны. В федеральных университетах намечается внедрение
новых систем управления, а сами вузы призваны превратиться в интегрированные комплексы образования, науки и бизнеса. Они должны стать центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Предполагается также, что в течение пяти — шести лет высшие учебные заведения новой модели войдут в десятку ведущих вузов России, а к 2020г. — в число 100 лучших университетов мира.
Однако, чтобы не оказаться (к сожалению, не в первый раз) у «разбитого корыта», по мнению автора, необходимо изначально определиться: какую именно стратегию ликвидации выявившегося отставания от мирового уровня в научно-образовательной деятельности мы избираем: догоняющую или обгоняющую.
Пока наша страна явно склонна идти по первому пути: об этом свидетельствует и казенный пиетет перед канонами Болонского процесса, и стремление привлечь зарубежных ученых к научным исследованиям, проводимым под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях (через гранты Правительства России, предназначенные для государственной поддержки высшего профессионального образования).
Между тем, находясь на пороге шестого технологического уклада (его ядро формируют наноэлек-
троника, нанофотоника, наносистемная техника, наноматериалы, нанопорошки, нанометрология, клеточные технологии, светодиоды), Россия получает уникальный шанс прорваться в этот уклад, минуя недоосвоенный пятый технологический уклад. Ведь немалую часть достижений последнего уклада рациональнее уже не осваивать ни с помощью, ни без помощи иностранных ученых и специалистов. Например, зачем организовывать с нуля выпуск отечественных сотовых телефонов, когда вполне можно удовлетвориться и сложившейся ситуацией с этим потребительским товаром?
Вместе с тем стоит обратить пристальное внимание на одно пионерное научное направление в сфере гуманитарных наук, зародившееся 10 лет назад в стенах Уральского федерального университета и успешно развиваемое в нем. Речь идет о репродуктивистике, идентифицируемой нами, ее создателями, как цельное исследование стадий, процессов и организационно-правовых форм репродуктивной деятельности, образующей постоянно возобновляемый цикл воспроизводства совокупности человеческих индивидуумов, а также законы, закономерности и тенденции развития отдельных фаз и воспроизводственного цикла в целом [2, с. 66].
Чтобы придать свежий импульс изучению процессов воспроизводства населения и практике регулирования этих процессов, следует четко различать существующий демографический и предлагаемый репродуктивистский подходы к исследованию проблем роста народонаселения. В чем они различаются?
При демографическом подходе фиксируются и обсуждаютсядубежнь/едемографические события и факты, носящие точечный, моментный характер. Только с натяжкой их можно назвать процессами — процессами рождаемости, смертности, брачности (исключение составляют миграционные процессы, отражающие лишь механическое перемещение населения и не имеющие отношения к воспроизводству населения на его естественной основе). Кроме того, качественная сторона этих «процессов» демографией, по существу, не рассматривается вообще.
При репродуктивистском подходе изучается и обсуждается только реально протекающий экономический процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Этот процесс складывается из следующих семи стадий:
- перинатальная (зачатие, сами роды, первая
неделя после рождения);
- младенческая (до одного года);
- дошкольная (от одного до шести лет включительно);
- ранняя школьная (от семи до тринадцати лет);
- школьная подростковая (от четырнадцати до семнадцати лет);
- профессиональной подготовки (профтехучилище, техникум, вуз);
- инкорпоративная (адаптация молодого работника на производстве).
В рамках репродуктивистского подхода производится измерение репродуктивных ресурсов, затрат и результатов на каждой стадии репродукции. Выполняются также и аналитические процедуры: оценка ситуации; факторный анализ; прогнозирование развития ситуации. Оценочные показатели здесь предусматривают отражение количественно-качественных параметров стадий процесса воспроизводства человеческих ресурсов.
Десятилетний опыт использования репродуктивистского подхода показал его эффективность и ряд преимуществ перед демографическим подходом. Уже получены следующие значимые научно-практические результаты:
- обоснована необходимость и возможность включения репродуктивного (родительского) труда в экономику путем введения его прямой оплаты;
- разработана фронтальная (для всей страны) и очаговая (для регионов) стратегии народопри-ращения;
- исследована категория репродуктивной активности, разработана методология межстраново-го анализа репродуктивной активности, выделены четыре типа репродуктивного поведения: объективная репродуктивная активность, субъективная репродуктивная активность, объективная репродуктивная пассивность и субъективная репродуктивная пассивность;
- выявлен волновой (циклический) характер репродукционной динамики (репродина-мики), а не однонаправленный, линейный характер этого процесса;
- разработана общая концепция репродуктивного образования как эффективного инструмента репродуктивной ориентации учащейся молодежи.
На этом последнем полученном результате стоит остановиться подробнее.
Полное название предлагаемого авторами направления таково: профессиональная подготовка
репродуктивно образованных специалистов, усвоивших совокупность дисциплин с репродуктивист-ским содержанием (ДРС), — подготовка, которая призвана представлять собой репродуктивную составляющую высшего образования в современной депопулирующей России.
Одним из критериев отбора содержания обучения крупный ученый-педагог Ю. К. Бабанский считал целостное отражение в обучении задач формирования всесторонне развитой личности [1, с. 419]. Но сегодняшняя система российского высшего образования не включает в понятие всесторонне развитой личности такого элемента ее развитости, как готовность к репродуктивному труду, направленному на формирование высокоценного человеческого капитала. Развитие этой составляющей личности не находит должного (полного и системного) отражения и на других ступенях российского образования и, по существу, является исключительно функцией семейного воспитания. Но ведь потребителями результатов репродуктивного труда выступают не только и даже не столько родители, а и другие заинтересованные субъекты. Речь идет об обществе, работодателях, экономической и государственной системе страны в целом.
Очевидно, что образованию нужна не только поддержка государства и общества, но и регуляция с их стороны. Ведущая образовательная парадигма — функционалистская — строится на понимании выполнения образованием социального заказа общества. Суть этого заказа состоит в обеспечении стабильности и развития общества. При этом образование, будучи частью социальной практики, ответственно за политическое, социокультурное и экономическое развитие общества. В рамках этой парадигмы задача профессионального образования, формулируемая как подготовка личности только к профессиональной деятельности в сфере продуктивного труда, выглядит сегодня однобокой.
По мнению автора, федеральные университеты, призванные стать лидерами российского образования, не должны оставаться в стороне при поиске и решении актуальнейшей для нашей страны проблемы преодоления депопуляции, входящей в сферу ее национальных интересов. Участие федеральных университетов в решении этой проблемы должно заключаться в активном внедрении в образовательный процесс так называемой репродуктивной составляющей. Ведь именно в студенческом возрасте формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями постигаемой реальности.
Изучение ДРС, являясь элементом высшего образования, должно быть направлено на подготовку студентов к будущей репродуктивной деятельности, на формирование личностных качеств, нужных для успешной реализации ими репродуктивной функции в сфере репродуктивного труда.
Целью изучения предметов с репродуктивист-ским содержанием является:
- для общества — преодоление тенденций депопуляции россиян, повышение репродуктивной активности молодежи и качества вступающих в самостоятельную трудовую жизнь человеческих ресурсов;
- для студентов — изучение современных механизмов реализации репродуктивного труда и формирование мотивации к репродуктивной деятельности.
Задачами направления выступают:
- продолжение начатого в семье и школе процесса формирования и включения ценности родительства в ряд ценностей других видов деятельности;
- изучение механизмов рационального совмещения сфер экономического и демографического воспроизводства на всех иерархических уровнях;
- изучение содержания, структуры и функций трудового поведения в репродуктивной сфере (домашней и социальной);
- рассмотрение эффективных механизмов практической реализации репродуктивного труда. После изучения ДРС студенты должны знать:
- место репродуктивной деятельности в иерархии человеческих ценностей;
- альтернативные варианты совмещения продуктивного и репродуктивного труда, достоинства и недостатки каждой из них;
- стадии и организационно-правовые формы репродукции;
- содержание, виды и структуру репродуктивного труда (по его стадиям);
- существующие механизмы реализации репродуктивной функции;
- пути, возможности и резервы повышения качества репродуктивного труда;
- процесс-инновации, обеспечивающие рост качества человеческого капитала. Студенты также должны уметь:
- выбирать оптимальный для себя и основных социальных групп молодежи механизм совмещения участия в сферах продуктивного и репродуктивного труда;
- четко определить свое отношение и выстраивать собственное трудовое поведение в репродуктивной сфере;
- применять механизмы практической реализации репродуктивного труда в приватной и социальной сферах жизнедеятельности;
- выполнять комплекс элементарных трудовых операций на ранних стадиях репродукции, требующих владения основами профессиональных знаний в области педиатрии, возрастной психологии и педагогики, кулинарии, детской гигиены, культуры общения, физической культуры, музыки, хореографии ит. д.;
- использовать 1Т-технологии для разностороннего развития ребенка.
В государственных образовательных стандартах в качестве целей изучения ДРС могут быть выделены:
- интеллектуальное развитие студентов, формирование мышления, характерного для репродуктивной деятельности и нужного для полноценной жизни;
- овладение знаниями, умениями и навыками репродуктивного труда, нужными для применения в практике социально ответственного родительства;
- формирование представлений о репродуктивном труде как важнейшей форме труда в единой системе «продуктивный труд — репродуктивный труд»;
- воспитание личности в процессе освоения ДРС, все лучшего понимания ею важности репродуктивного труда для современного российского общества.
Изучение этих дисциплин в рамках вариативной части государственных образовательных стандартов позволит федеральным университетам и системе образования в целом полноценнее выполнять их социальное предназначение, состоящее прежде всего в обеспечении развития общества в разных сферах.
Итак, относительно полноценная реализация репродуктивного содержания образования представляется возможной через сочетание трех его элементов:
- рассмотрение действующих в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) компонентов содержания дисциплин в аспекте репродуктивной проблематики;
- дополнения уже включенных в ГОС ВПО дисциплин дидактическими единицами репродуктивного содержания;
- введения одного-двух специальных курсов,
целиком посвященных теории и практике
реализации репродуктивного труда.
Но даже этого сегодня уже мало. Предлагается в короткие сроки (5—7 лет) создать в стране «институт профессионального родительства». Он может быть сформирован путем рекрутирования (на строго добровольной основе) части учащейся молодежи, выразившей готовность всесторонне, последовательно и целеустремленно специализироваться в таком благородном и трудном деле, как помощь (и личное участие) в создании многодетных семей, воспитании в них достойнейших граждан нашей родины. Именно молодые, но специально и всесторонне подготовленные к родительской либо «гувернантской» профессии люди могут со временем образовать в репродуктивном секторе национальной экономики костяк репродуктивных работников. Как уже отмечалось, репродуктивные работники в узком смысле слова — это лица, которые профессионально подготовлены для выполнения функций по уходу, воспитанию, обучению, ранней социализации своих и приемных детей, для которых этот вид деятельности в домашнем репродуктивном секторе является основным [3, с. 355-356].
Конечно же, это может стать реальностью лишь при действительно серьезном подходе к проработке и реализации предлагаемого социально-экономического проекта.
Опросы показали, что 10—15 % студентов вузов Свердловской, Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа (было опрошено 2 073 чел.) готовы стать профессиональными репродуктивными работниками либо сами, создав многодетные семьи, либо работая гувернантами в семьях многодетных граждан. При численности обучающихся в профессиональных учебных заведениях, составляющей 11,2 млн чел., за пять — семь лет реализации этого социально-экономического проекта в состав репродуктивных работников может быть рекрутировано от 1,1 до 1,7 млн чел. (рассчитано с привлечением [4, с. 235, 238, 247]).
Нашему же федеральному университету и Правительству Свердловской области предлагается более локальный репропроект: создание регионального репроориентационного центра как основной институциональной единицы репрообразования во всех его формах. Миссия этого центра — проводить информационно-просветительскую и консультационную работу, осуществлять профессиональное обучение и психологическую поддержку лиц, нахо-
дящихся в репродукционном возрасте. Структура регионального репроцентра такова:
1) институт подготовки профессиональных родителей и гувернанток:
- курсы гувернанток и служба их трудоустройства;
- курсы профессиональной родительской подготовки;
- курсы повышения квалификации родителей, имеющих детей дошкольного, раннего школьного и подросткового возраста;
- курсы подготовки приемных родителей к усыновлению (удочерению);
2) молодежный (подростковый) клуб в составе: фильмотеки, дискотеки, лектория, спортивного зала, танцевального класса;
3) служба психологической помощи, реабилитации, консультирования, поддержки процесса формирования репроориентации молодежи:
- группа психологической помощи и консультирования;
- группа вывода из кризисных ситуаций (реабилитационная группа);
- группа формирования репроориентации у подростков и молодежи;
Список литературы
- группа поддержки молодой семьи;
4) отдел консультирования и методической помощи образовательным учреждениям региона в постановке репрообразования:
- группа программно-методического обеспечения;
- группа организационного консультирования;
- группа учебной и учебно-методической литературы;
- электронная библиотека и группа множительной техники.
Таким образом, для будущих специалистов и молодых рабочих нравственные и профессиональные основы социально ответственного родитель-ства должны стать равноправным компонентом всесторонней профессиональной подготовки. Это одновременно и властное требование времени (безусловно, входящее в сферу национальных интересов России), и наше конкурентное преимущество перед самыми высокоразвитыми странами мира, ни одна из которых не ведет ни научных исследований репродукционных процессов, ни образовательной деятельности в сфере репродуктивного (родительского)труда.
1. Бабанский Ю. ^.Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
2. Илышев А. М., Багирова А. П. Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека. М: Финансы и статистика, 2010.
3. Илышев А. М., Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография. М. : Финансы и кредит, 2005.
4. Российский статистический ежегодник. 2009. М. : Росстат, 2010.
5. URL: http://mon.gov.ru/pro/ pnpo/fed.