УДК 339.13:635.21:631.53.01
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СЕМЕННОГО КАРТОФЕЛЯ
Л. П. Силаева, доктор экон. наук, профессор
ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Россия, т. (499)195-60-32, e-mail: [email protected]
С. А. Копейкина, научный сотрудник
Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха, Россия, т. 89175402534, e-mail: [email protected]
Определены наиболее важные вопросы развития рынка семенного картофеля, а также общие и частные особенности его формирования. Дан анализ, рассмотрен уровень развития и выявлены «узкие места» системы семеноводства картофеля в Пензенской области. Предложены организационно-экономические меры по развитию региональной системы семеноводства картофеля.
Ключевые слова: семеноводство картофеля, финансовая поддержка, региональный рынок семян, семеноводческие организации, самообеспечение, сезонность производства, либерализация цен, рынок сбыта, эффективность развития.
В переходный период региональный рынок семенного картофеля стал стихийным, а само семеноводство приходит в упадок. Производство семенного картофеля высших репродукций сократилось в десятки раз, качество же сортовых семян в товарных хозяйствах резко ухудшилось. Нарушение единой организационной структуры семеноводства ослабило систему контроля качества семян. В этих условиях эффективность картофелеводческого хозяйства во многом зависит от полноты реализации генетического потенциала новых сортов картофеля, состояния семеноводства и уровня развития регионального рынка семенного картофеля.
Картофель исторически является вторым по значимости после хлеба продуктом питания для абсолютного большинства населения страны, что способствует росту его производства и потребления. В объеме внутреннего потребления картофеля его
расходы на семена занимают второе место. Ежегодно для возделывания картофеля на площади 2,2 млн. га закладывается на хранение около 10 млн. т семенного картофеля. Поэтому значительно пополнить товарные ресурсы картофеля можно за счет коренного улучшения семеноводства. Современный же уровень его развития во многом не отвечает требованиям повышения эффективности развития отрасли картофелеводства, не гарантирует стабильного обеспечения картофелепроизво-дящих хозяйств независимо от их форм собственности и хозяйствования высококачественным и сравнительно дешевым посадочным материалом, поэтому коренное улучшение семеноводства не только будет способствовать увеличению производства картофеля необходимого качества и сортового ассортимента, но и позволит достичь эту цель более быстрыми темпами и с наименьшими издержками.
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 113
В современных условиях для формирования семеноводства картофеля, как отрасли, необходимым является развитие его регионального рынка, который является составной частью сельскохозяйственного рынка. Под региональным сельскохозяйственным рынком понимается форма функционирования отраслей экономики, связанных с процессом производства, обращения и распределения продукции, включающих в себя все необходимые хозяйственные связи и товарно-денежные отношения между участниками [3].
Переход российской экономики от плановой к рыночной так или иначе затронул и региональный рынок семенного картофеля. Однако отсутствие государственного регулирования расстроило всю цепь производства семенного картофеля. В условиях осуществления поспешных аграрных преобразований производство семенного картофеля резко сократилось. Финансовая поддержка государством отрасли картофелеводства практически перестала осуществляться.
Проблема коренного улучшения семеноводства, являющегося одним из основных факторов повышения эффективности ведения отрасли картофелеводства и функционирования рынка семенного картофеля, связана с комплексным решением многих задач. Наиболее важными в современных условиях хозяйствования являются вопросы рационализации организационной структуры семеноводства картофеля, создание материально-технической базы, совершенствования экономических отношений как внутри самой отрасли, так и между производителями и потребителями семенного картофеля.
Сложившиеся в России нормы посадки семян картофеля в 1,5-2,5 раза выше, чем в странах с высокоразвитым картофелеводством. Например, в США они не превышают 1,4 т/га. В странах западной Европы доля семян в структуре использования картофеля колеблется от 3,9 до 8,1 %. При достижении отечественными картофеле-производящими хозяйствами даже максимальной нормы посадки семенного картофеля в этих странах, их расход можно было бы сократить почти на 5 млн. т.
С развитием рынка семенного картофеля селекционно-семеноводческую деятельность необходимо поставить на четкую правовую основу. Частично такие правовые условия были созданы с принятием федеральных законов «О селекционных достижениях» и «О семеноводстве». Так, согласно федеральному закону «О селек-
ционных достижениях» вся система государственного сортоиспытания переводится на рыночные отношения, государство финансирует за счет средств бюджета селекционные работы, а дальнейшее прохождение сорта зависит от селекционного учреждения. Оно платит патентную пошлину за заявку, безвозмездно рассылает семена на испытание, оплачивает испытание сорта, выплачивает авторское вознаграждение, финансирует информацию о результатах государственных испытаний. При таких условиях семена нового сорта картофеля становятся объектом купли-продажи, то есть рыночным товаром.
Региональному рынку семенного картофеля, так же как и большинству других рынков семян сельскохозяйственных культур, присущи общие особенности, связанные прежде всего со спецификой ведения отраслей сельского хозяйства. Они в основном сводятся к следующим моментам:
во-первых, в отрасли картофелеводства процесс воспроизводства семян самым тесным образом переплетается с естественным процессом, что и обусловливает сезонность производства при одновременном использовании отдельных средств производства для возделывания других сельскохозяйственных культур;
во-вторых, резко выраженная сезонность выращивания семенного материала сопровождается неравномерностью использования производственных ресурсов, поступления продукции и выручки от ее реализации;
в-третьих, относительно низкая реакция производителей семенного картофеля на снижение цен при ценовой неэластичности спроса делает почти невозможным влияние на уровень его рыночной цены сельского товаропроизводителя;
в-четвертых, сравнительно высокая конкуренция производителей семенного картофеля при сохраняющейся монополизации рынка средств производства и услуг постоянно создает условия для нарушения паритета цен на семенной картофель и средства производства, используемые карто-фелеводческими хозяйствами.
В то же время региональному рынку семенного картофеля присущи определенные особенности, к основным из них относятся:
развитие регионального рынка семенного картофеля происходит в условиях преобладающего натурального производства этого вида товара, распыления посевов семенного картофеля по сравнительно мелким хозяйственным единицам, не спо-
собным в современных экономических условиях использовать достижения научно-технического прогресса, что неизбежно обрекает их на применение примитивных технологий возделывания семенного картофеля, низкую эффективность ведения отрасли картофелеводства;
улучшение семеноводства обеспечивает увеличение производства картофеля, по качеству отвечающего требованиям потребителей, а также позволяет достичь высоких показателей более быстрыми темпами и с наименьшими затратами;
превращение семеноводства картофеля в товарную отрасль способствует развитию относительно устойчивых связей между производителями и потребителями семенного картофеля;
неравномерность уровня использования населением семенного картофеля по регионам страны вследствие неразвитой инфраструктуры и практически полного устранения государства от регулирования регионального рынка семенного картофеля;
сезонность производства семенного картофеля при сравнительно широкой территориальной возможности его возделывания и технологической направленности использования;
экономическая необходимость размещения опытных и селекционных станций, производящих семенной картофель, преимущественно в регионах их специализации, что существенно снижает затраты на транспортировку клубней и не приводит к значительному ухудшению их качества [2].
Россия занимает лидирующее положение в мире по уровню валового производства картофеля. Её доля в мировом производстве этой овощной культуры составляет 15 %. На территории Российской Федерации нет ни одного региона, который бы не занимался её производством. Не исключение и Пензенская область, где посевные площади картофеля составляют около 64 тыс. га.
В последнее десятилетие из-за невысоких реальных доходов населения региона более дешевым и доступным для большинства его жителей основным пищевым
продуктом стал картофель. Личное потребление населения за 2010 г. составляло в среднем 240 тыс. т. Производственное потребление картофеля на корм скоту и птице имеет тенденцию к увеличению (с 65,1 до 74,5 тыс. т). Вывоз картофеля на рынки соседних регионов, таких как Астраханская, Волгоградская, Ленинградская области, а также Кубань, составлял более 20 тыс. т. Использование картофеля на семена в хозяйствах всех категорий области увеличилось с 1990 г. почти в 2 раза.
Исследованиями ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха и других опытных учреждений области установлено, что сортовой картофель дает урожай в среднем на 20 % выше, чем несортовой, в ряде случаев эта разница достигает 50 % и выше. Кроме того, внедрение новых сортов способствует стабильному ведению отрасли картофелеводства и расширению его посевов сортами, сравнительно устойчивыми к болезням и вредителям, что существенно сокращает потери урожая и издержки производства, улучшает качество клубней.
Рынок семенного картофеля в Пензенской области предоставляет реальную возможность большого выбора сортов, но наиболее успешно зарекомендовали себя и получили распространение семена сортов, представленных в таблице. По нашим расчетам, в хозяйстве целесообразно выращивать одновременно 2-3 сорта различных групп спелости и назначения. Следовательно, если занять 30...40 % площадей посадками картофеля раннеспелых сортов, 50.60 % - среднеранних и около 10 % -среднеспелых и среднепоздних, можно обеспечить стабильность производства картофеля, увеличить продуктивность отрасли, рационально распределить трудовые ресурсы и нагрузку на технику при выращивании картофеля. В настоящее время различные сорта картофеля, возделываемые в области, отличаются друг от друга уровнем урожайности и качеством клубня, что и определяет эффективность их внедрения в производство.
Основными элементами регионального рынка являются спрос и предложение. По
Размножение перспективных сортов картофеля в Пензенской области
Сорт Количество семян, проверенных в системе ГСИ, ц В том числе по категориям, %
Оригинальный Элитный Репродукционный, сертифицируемый
Луговской 12477 15,9 15,2 68,9
Удача 9370 27,4 45,0 27,6
Жуковский ранний 2313 48,1 41,0 10,9
Свитанок киевский 1774 37,4 19,1 43,5
Лорх 1245 14,3 10,3 75,4
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 115
сложившейся практике на региональном рынке семенного картофеля области его основными производителями являются учхоз Пензенской ГСХА и Пензенский НИИСХ.
Семеноводческие предприятия области реализуют семенной картофель первой репродукции. Общий объем его реализации составляет около 40 тыс. т. Основными потребителями семенного картофеля являются личные подсобные хозяйства (95 %). На долю сельскохозяйственных организаций приходится 3 % выращенного семенного картофеля, на крестьянские (фермерские) хозяйства - 2 %. Общее потребление семенного картофеля на территории Пензенской области составляет около 113 тыс. т, то есть производители лишь на 3 % обеспечивают область семенным материалом.
Перемещение основного производства в частный сектор объясняется практически повсеместным увеличением площади приусадебных участков сельского населения и массовым отводом земель для садово-огородных и дачных целей, которые за последние 10 лет увеличились в 1,5 раза.
Ассортимент картофеля постоянно обновляется: ежегодно областной реестр пополняется новыми сортами с лучшими характеристиками, соответствующими требованиям рынка, неконкурентные сорта автоматически выбывают. Итогом научных исследований Пензенской ГСХА совместно с Пензенским НИИСХ стало выведение таких сортов, как Даренка, Маэстро, Солист и Рамзай. Однако в последние годы в Пензенской области наряду с иммунологическими характеристиками сортов все больше внимания уделяется потребительским свойствам. Если раньше производители в основном стремились получить необходимый валовой сбор клубней, то рыночные условия предъявляют более высокие требования к товарным характеристикам. Например, высоко ценится привлекательный внешний вид и выравнен-ность клубней, правильная их форма. Прошедший государственное испытание к использованию новый среднеранний сорт Рамзай, выведенный в Пензенском НИИСХ, имеет выровненные, средней и крупной величины, округлые, с мелкими глазками клубни, устойчив к механическим повреждениям. Привлекательный внешний вид во многом не только определяет потребительский спрос, но и существенно влияет на цену.
Однако действующая система семеноводства в Пензенской области в большей мере сориентирована на сортообновление,
чем на сортосмену, из-за чего производители картофеля значительно недобирают его урожай. Определенные трудности вызывают неустойчивость производства семян, несогласованность в работе по испытанию и производственной проверке новых сортов картофеля. Вследствие этих и ряда других причин часто внедрение новых сортов почти вдвое превышает сроки их создания. Поэтому в целом из-за недостатков в организации семеноводства и неуклонного снижения уровня культуры земледелия повсеместно потенциальная возможность многих новых сортов картофеля при его выращивании реализуется менее чем наполовину. Более того, в последние годы в семеноводстве картофеля произошел возврат принципа самообеспечения семенами картофелепроизводящих хозяйств.
Так как большая часть потребителей семенного картофеля - личные подсобные хозяйства населения, то большую роль в самообеспечении населения картофелем на территории области играют именно они. Но товарные возможности личных подсобных хозяйств нельзя переоценивать. Чтобы частное картофелеводство заняло подобающее ему место, прежде всего необходимо создать систему снабжения семенным материалом соответствующих сортов личные подсобные хозяйства.
В условиях развития рыночных отношений в картофелеводстве существенно увеличилась роль экономических и организационных факторов. К ним относится прибыльность и уровень рентабельности производства, возможность осуществления воспроизводственного процесса, информированность о спросе на семена, уровень цен, уверенность в гарантии сбыта семенного картофеля.
Либерализация цен на материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве во всех хозяйствах Пензенской области, повлекла за собой рост себестоимости товарного и семенного картофеля.
В свою очередь, на рынке семенного картофеля существуют ситуации, которые определяют характер поведения рыночной цены и ценовой конкуренции: спрос равен предложению, спрос ниже предложения, спрос выше предложения.
На областном рынке при ситуации, когда спрос выше предложения, цены на семенной картофель вдвое выше, чем товарный. Поэтому основные потребители -владельцы ЛПХ предпочитают использовать посадочный материал второй-третьей и более низких репродукций. В связи с
этим местные производители семенного картофеля должны искать рынки сбыта своей продукции за пределами Пензенской области.
Цена реализации 1 ц как товарного, так и семенного картофеля зависит от канала сбыта, сорта картофеля, его качества, условий взаиморасчетов и других факторов. В современных условиях государственной статистикой отражаются три основных канала сбыта товарного и семенного картофеля: на рынке реализуется около 20 %, населению - более 70 % и по прочим каналам продается около 10 % [5].
В основном из-за низкого качества семян, являющегося прежде всего следствием разного рода упущений в семеноводстве и агротехнике возделывания картофеля, расход посевного материала в Пензенской области составляет около 3 т/га. Это несколько выше, чем в тех регионах, где отрасль картофелеводства является более развитой. В свою очередь у картофелевод-ческих хозяйств области есть потенциальная возможность снижения расхода норм высева семенного картофеля. Для достижения этой цели прежде всего целесообразно приобретать в научных учреждениях не исходный безвирусный материал, а клубни суперэлиты и элиты, выращенные на безвирусной основе. Они более устойчивы к повторному поражению вирусами и другими возбудителями болезней, а их цена примерно в 10 раз ниже, чем безвирусных клубней. Этот материал контролируют государственные семенные инспекции, поэтому его качество гарантировано. Во всех случаях любому картофелеводу (как фермеру, так и огороднику) необходимо хорошо знать методы ускоренного вегетативного размножения семенного картофеля и практически владеть ими.
Литература
1. Баталова, Г. А. Картофель: производство, сорта и семеноводство / Г. А. Баталова, В. А. Стариков // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. - 2009. - № 3. - С. 4-8.
2. Кабунин, А. А. Проблемы развития регионального картофелепродуктового подкомплекса / А. А. Кабунин, И. В. Кабунина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. -№ 12. - С. 33-35.
3. Силаева, Л. П. Развитие рынка картофеля в Российской Федерации / Л. П. Силаева. - М., 2001. - 191 с.
4. Симакова, Е. Ю. Развитие и регулирование рынка картофеля на основе проблемно-ориентированного подхода (на материалах Тверской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. Ю. Симакова. - М., 2010. - 21 с.
5. Тульчеев, В. В. Рынок картофеля и продуктов его переработки: состояние, проблемы, перспективы / В. В. Тульчеев, Д. Н. Лукина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
- 2008. - № 8. - С. 67-70.
6. Силаева, Л. П. Улучшение семеноводства картофеля - необходимое условие повышения эффективности его производства / Л. Силаева, А. Абалакин // Международный сельскохозяйственный журнал. -2007. - № 1. - С. 93-94.
7. Анализ мирового рынка картофеля в 2006-2010 гг., прогноз на 2011-2015 гг.: аналитический обзор, 30 июня 2010 г. - 120 с.
8. Анисимов, Б. В. Сортовые ресурсы и рынок семенного картофеля / Б. В. Аниси-мов // Картофель и овощи. - 2004. - № 4. -С. 24-25.
9. Анисимов, Б. В. Производство и рынок картофеля в РФ в 2009 году / Б . В . Ани -симов // Картофель и овощи. - 2010. - № 4.
- С. 13-14.
10. Голохвастов, А. М. Картофель России / А. М. Голохвастов // Ваш сельский консультант. - 2007. - № 3. - С. 7.
11. Гончаров, В. Д. Региональный кар-тофелепродуктовый подкомплекс / В. Д. Гончаров, Д. Н. Лукин. - М., 2006. - 146 с.
12. Дугин, П. И. Экономика производства и реализации картофеля: учебное пособие / П. И. Дугин [и др.]. - Ярославль: Изд-во ЯГСХА, 2008. - 60 с.
13. Колчин, Н. Н. Отечественному картофелеводству нужна государственная поддержка / Н. Н. Колчин // Картофель и овощи. - 2008. - № 4 - С. 2-4.
14. Медведев, Г. А. Приемы повышения урожая картофеля / Г. А. Медведев // Картофель и овощи. - 2008. - № 4. - С. 9.
15. Симаков, Е. А. Стратегия развития селекции и семеноводства картофеля на период до 2020 года / Е. А. Симаков, Б. В. Анисимов, Г. Н. Филиппова // Картофель и овощи. - 2010. - № 8. - С. 2-4.
Нива Поволжья № 3 (24) август 2012 117